План-конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса по теме "Вырос город на болоте..."
методическая разработка по краеведению (7 класс)
Материал адресован учителям, преподающим предметную область Петербурговедение. Урок посвящён первым постройкам Санкт-Петербурга эпохи Петра I.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_spb_7_klass.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по «Истории и культуре Санкт-Петербурга»
для учащихся 7 класса
Тема: «Вырос город на болоте…»
Цель урока: знакомство с основными объектами культурного наследия эпохи Петра I.
Планируемые результаты освоения урока:
Предметные:
- Способствовать пониманию уникальности первых объектов города.
- Расширять и систематизировать знания детей о Петербурге 20-х годов 18 века.
- Обобщить и дополнить знания о таких достопримечательностях, как «Домик Петра I», «Троицкая площадь», «Адмиралтейство».
- Правильно показывать следующие объекты: «Домик Петра I», «Троицкая площадь», «Адмиралтейство» на картах.
Метапредметные на уровне УУД:
Регулятивные:
- Принимать и сохранять учебную задачу.
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
- Осуществлять поиск необходимой информации, используя туристические карты, тексты, слайды презентаций.
- Сравнивать, обобщать и делать выводы на основе полученной информации.
Коммуникативные:
- Формулировать собственное мнение, позицию.
- Приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные:
- Формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе;
- Формирование основ гражданской идентичности.
Вид урока: урок открытия нового знания.
Форма проведения урока: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Оборудование:
- Учебник «История и культура Санкт-Петербурга (с древнейших времён до конца XVIII века). Л.К. Ермолаева, Захваткина И.З., Лебедева И.М., Шейко Н.Г.
- Петербургская тетрадь «Страницы жизни края. Санкт-Петербург и губерния… Век 18-ый.Часть 2» Л.К. Ермолаева, И.З. Захваткина, И.М. Лебедева.
- Мультимедийное пособие «Город, открываемый заново», раздел «Рост города».
- Презентации «Домик Петра I», «Первая газета», «Адмиралтейство».
- Туристические карты города.
- Микрофон.
Этапы урока:
1). Проверка домашнего задания:
- Опрос: С какого сооружения началось строительство нашего города? Из каких частей состоит Петропавловская крепость? Почему Петровские ворота считаются триумфальными?
- Подписать части колокольни Петропавловского собора. (Схема на отдельном листе).
- Ответить на вопрос на отдельном листе: «Что объединяет следующие постройки: Петровские ворота, Петропавловский собор, Летний дворец Петра I, Здание двенадцати коллегий»:
- год создания
- архитектор
-местонахождение
( Ответ: архитектор Доминико Трезини).
Задания предлагаются учащимся на выбор.
2). Основная часть урока:
1. Прошло 22 года - вырос город на болоте. Название Санкт-Петербург взято у крепости, название крепости взято у Петропавловского собора. Работа с картой № 1. Задание: Обвести границы города в 20-х годах 18 века. Сравнить с современной картой Петербурга (один из детей). Просмотр слайда «Рост города».
2. Формулирование цели урока. (Совместно). Cегодня мы поговорим о Петербурге эпохи Петра I. И в конце урока попробуем в виде интервью рассказать о характере императора, его увлечениях.
3. Любой город можно поделить на части – районы. Раньше они назывались слободы. Первые слободы появились на Берёзовом (Городском) острове. Задание: найдите слободы на карте и сделайте вывод о первых жителях Петербурга, опираясь на топонимы. (Пушкарская, Дворянская, Посадская, Ружейная, Монетная слободы). Названия отражают характер деятельности, первые жители – ремесленники. Первых жителей нового города называли переведенцами - людьми, насильно, по приказу царя, переехавшими в Петербург. На две семьи давали по одной избе с огородом.
4. Продолжая разговор о гражданском строительстве в Петербурге, нельзя не упомянуть здание, построенное всего лишь за 3 дня с 24 по 26 мая 1703 года. Конечно, речь идёт о Домике Петра I. Задание: Выбрать предложения, описывающие домик Петра I. Для этого вначале ознакомиться с текстом 4.1 на стр.9, иллюстрацией в учебнике Дмитриевой и слайдами презентации. Какие слова в тексте Вам незнакомы? (Предложения: двухэтажное здание; 3 комнаты; высокий фундамент; одноэтажное здание; печей нет; построено без фундамента; большие окна с огромными стёклами; широкие окна с мелкими стёклами; на крыше – изображение герба России; стены обтянуты выбеленным холстом; крышу украшает пушечка с ядрами; на стенах – обои; здание с высокими потолками; потолки в избе низкие - 2м 5 см; множество комнат; паровое отопление, скромная обстановка) Почему здание сохранилось до наших дней? (Футляры: 1731г.-Д.Трезини, 1844г. – Р.И. Кузьмин). Задание: показать Домик Петра I на карте. Что сейчас в этом здании? (Музей с личными вещами Петра I).
5. Покинув Домик Петра I,разделимся на подгруппы.
Подгруппа №1 отправится на первую площадь города, расположенную недалеко от Домика Петра I. Задание: используя слова-подсказки и иллюстрацию, исправьте деформированный текст на стр. 10. (Слова: Троицкая, Дворянская, Торговый, Гостиный, порт, типография, библиотека, «Ведомости», контора, Кунсткамера). Показ слайда «Первая газета города». Прочитайте получившийся текст, сделайте вывод о роли Троицкой площади.
Подгруппа № 2 вместе с англичанином, знающим корабелом Ричардом Рамзом. Отправится в Адмиралтейство. Работа с картой: определение маршрута до Адмиралтейского острова. Задание: составить рассказ об Адмиралтействе, используя слайд, иллюстрацию и вопросы на стр. 12. (Построено в 1704 году, располагается на адмиралтейском острове, здание имеет форму буквы П, посередине – многоярусная постройка со шпилем, внутри – помосты (эллинги) для строительства и ремонта судов, помещения архитекторов и чертёжников, вокруг – крепостная стена с бастионами и рвом). Адмиралтейство было построено по плану Петра I; в апреле 1706 года был спущен первый 18-ти пушечный корабль.
6. Ричарда Рамза впечатлило всё, что он увидел. Но ему хотелось бы получить информацию о самом Петре I. Задание: ответьте на вопросы о характере и увлечениях Петра в виде интервью. Ответы обоснуйте. (Вопросы: Верно ли утверждение, что царь Пётр любит роскошь и комфорт? Использует ли для достижения целей жёсткие методы? Пётр бывает поверхностным в своих интересах? Вы уверены, что задумка Петра о строительстве нового европейского города, новой столицы осуществится в полной мере?
3).Рефлексия:
1. Обобщение.
2. Оценивание (дифференцированное).
3. Домашнее задание: стр. 11, 5.3., стр. 12, 6.3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса
Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса по теме «Новые русские крепости на островах»Разработка учителя: Медведевой Г.В. ГБОУ Лицей №126 г. Санкт – ПетербургаУрок посвящён фортиф...
Обобщающий урок по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса
Презентация к обобщающему уроку по теме "Наследие Древнего Востока и Наследие Петербурга", основная часть урока проходит в формате "Своей игры"....
Обобщающий урок по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса
Презентация к обобщающему уроку по теме "Наследие Античности и наследие Петербурга", урок проходит в форме "Своей игры"....
План-конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе.
Тема урока: «Центр просвещения умов»....
План-конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе
Тема урока: «Центр просвещения умов».Тип урока: Самостоятельное изучения детьми нового материалаЦели урока: • образовательная: формировать изучение новых знаний и умений в ходе с...
Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 9 классе "Коррупционные преступления в послевоенном Ленинграде"
Интегрированный урок по истории, обществознанию, истории и культуре Санкт-Петербурга с использованием технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)....
Технологическая карта урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 8 класса. Тема урока: "Такие разные петербуржцы, а проблемы общие..."
Основная цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: сопоставление проблем петербуржцев первой половины XIX века с проблемами совремнных горожа...