Урок по истории России "Перемены в экономике и социальном строе" 9 класс
план-конспект урока по истории (9 класс)

Мещерякова Галина Григорьевна

Разработка урока по истории России для 9 класса ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_9_klass.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по истории России в 9 классе на тему:

«Перемены в экономике и социальном строе»

Разработала и провела

учитель истории и обществознания

Мещерякова Г.Г.

2020 год

Тема: Перемены в экономике и социальном строе .

Цель: познакомить обучающихся с основными направлениями и итогами экономического развития страны в 80-90гг.

Задачи:

1) образовательная – исследовать в совместной деятельности с учащимися особенности экономического и социального развития России в период правления Александра III; научить работать с различными источниками (текстом учебника, историческим документом), находить нужную информацию и систематизировать при помощи кластера;

2) развивающая – развитие внимания,  умение анализировать и  сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи на примере деятельности  в области экономики министров; формирование  умений обобщать и делать выводы, организовать себя на выполнение поставленной задачи, работать в группе, сотрудничать при решении учебных задач; развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника и историческими документами;

3) воспитательная – воспитание уважительного отношения к историческому наследию, доброжелательного отношения к своим товарищам.

Тип урока: овладение новыми знаниями и умениями.

Форма: урок активных форм изучения учебного материала.

Ключевые понятия: реформаторы, частное предпринимательство, косвенный налог, иностранный капитал, винная монополия, акция, акциз, биржа.

Персоналии: Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентации «Перемены в экономике и социальном строе», учебник, рабочий лист к уроку, раздаточный материал.

План урока:

1.Организационно-мотивационный этап урока.

2. Овладение новыми знаниями и умениями.

3. Закрепление новых знаний и умений.

4. Домашнее задание.

5.  Рефлексия.

Ход урока

I. Организационно - мотивационный этап.

II. Проверка домашнего задания.

Блиц - опрос:

1. Кто оказывал решающее влияние на внутреннюю политику Александра III? (К.П.Победоносцев.)

2. Должность, занимаемая Победоносцевым. (Обер-прокурор Святейшего Синода.)

3. Какова главная цель внутренней политики Александра III? (Сохранение самодержавия.)

4. Какие меры по крестьянскому вопросу были приняты в царствование Александра III:

     А) прекращено временнообязанное состояние крестьян (да, нет);

     Б) снижены выкупные платежи (да, нет);

     В) отменена подушная подать (да, нет);

     Г) разрешен свободный выход крестьян из общины (да,нет);

     Д) облегчена аренда государственных(казенных) земель  (да,нет);

     Е) облегчена аренда помещичьих земель (да,нет)?

III. Овладение новыми знаниями и умениями.

Фронтальная работа. 1. Прочитайте приведенную ниже эпиграмму и ответьте, пожалуйста, на вопрос: Кто в анонимной эпиграмме снится дворнику?

Реакции дикой суровой поборник,

Дивя проходящий народ,

В овчинном тулупе безграмотный дворник

Бессменно сидит у ворот.

И  снится ему, что при сей обороне,

Нелепый, но грозный на вид,

Такой же, как он, на наследственном троне

Безграмотный дворник сидит.

Фронтальная работа. 2. Укажите хронологические рамки правления Александр III (1881-1894гг.)

Фронтальная работа. 3. Прошло всего 3 дня после убийства Александра II, как последовало заявление Александра III, уже вошедшего в роль императора, русским послам при иностранных дворах: «Государь император посвятит себя прежде всего делу внутреннего государственного развития, тесно связанному с успехами гражданственности  и вопросами экономическими…»

Опираясь на высказывание Александра III, сформулируйте тему урока.

Тема ______________________________________________________________________

Работа в группах. 4. Игра "Ассоциация" со словом ЭКОНОМИКА

Запишите все слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слово "ЭКОНОМИКА". (Из получившейся схемы делаем выводы:  развитию экономики способствует конкурентно способная промышленность, развитие внутренней и внешней торговли, развитое сельское хозяйство)

5. Составление и заполнение кластера в группах, обсуждение выполненных работ.

 

   - активное государственное вмешательство в экономику, государственный патернализм (опека) над частным предпринимательством;

     - совершенствование системы налогообложения и других инструментов государственного воздействия на экономику;

     - уделяется особое внимание развитию тяжелой и оборонной промышленности, железнодорожному строительству.

IV. Закрепление новых знаний и умений.

Проверка кластеров

V. Рефлексия

Выберите фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу  работу сегодня на уроке:

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Список используемой литературы:

1. Чернуха В. Г. Император Александр III: его жизнь и характер, политика и её оценка // Труды кафедры истории России с древнейших времён до XX века. — Т. 3. — СПб., 2012.;

2. Савинова Е.Н.  Романовы: история великой империи. – М.: Аст-пресс книга, 2014г.;

3. Мартов С. Сергей Витте. Первый премьер - министр. – М.: Аст-пресс книга, 2014г.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по истории Древнего мира"Первая пуническая война". 5 класс.

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений....

Урок по истории Древнего мира "Древнегреческий театр" для 5 класса

Презентация является дополнительным материалом к уроку истории Дренегреческий театр...

Урок по истории Древнего мира "Древнегреческий театр" для 5 класса

Презентация является дополнительным материалом к уроку истории Дренегреческий театр...

Программа по учебному предмету Экономика (10А социально-правовой класс, профильный уровень) ФГОС СОО

Программа по учебному предмету "Экономика" (10 социально-правовой  класс, профильный уровень) составлена на основе  Федерального  государственного образовательного стандарта с...

Методическая разработка урока по обществознанию для учащихся 10 профильного социально-гуманитарного класса "СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. КТО Я? КАКОЙ Я? ЗАЧЕМ Я?"

       Данная разработка посвящена методике организации и проведения интегрированного урока в профильных (социально-гуманитарных )  классах на старшей ступени обучения ...

Технологическая карта урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 8 класса. Тема урока: "Такие разные петербуржцы, а проблемы общие..."

Основная цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: сопоставление проблем петербуржцев первой половины XIX  века с проблемами совремнных горожа...