Методическая разработка урока по обществознанию для учащихся 10 профильного социально-гуманитарного класса "СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. КТО Я? КАКОЙ Я? ЗАЧЕМ Я?"
методическая разработка по обществознанию (10 класс)
Данная разработка посвящена методике организации и проведения интегрированного урока в профильных (социально-гуманитарных ) классах на старшей ступени обучения при изучении и закреплении темы «Сущность человека». На данном уроке с учащимися рассматриваются вопросы по предметам биология и обществознание с привлечением материалов по психологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazraba_temy_sushchnost_cheloveka.doc | 137 КБ |
sushchnost_cheloveka.pptx | 1.61 МБ |
rezultat_psihologich._issledovaniya.rar | 63.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ г. Мурманска средняя общеобразовательная школа №49
СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. КТО Я? КАКОЙ Я? ЗАЧЕМ Я?
Методическая разработка урока по обществознанию
для учащихся 10 профильного
социально-гуманитарного класса
2018г
Данная разработка посвящена методике организации и проведения интегрированного урока в профильных (социально-гуманитарных ) классах на старшей ступени обучения при изучении и закреплении темы «Сущность человека». На данном уроке с учащимися рассматриваются вопросы по предметам биология и обществознание с привлечением материалов по психологии.
Методическая разработка интегрированного урока на тему:
«СУЩНОСТЬ Человека. КТОЯ? КАКОЙ Я? ЗАЧЕМЯ?».
Авторы - составители:
Иванова Л.А., учитель истории и обществознания высшей категории; Домничева Л.Ю., учитель биологии высшей категории; Розенбаум М.Н., педагог-психолог, первая категории, техническое обеспечение – Стукалов И.С., учитель информатики
План
1.Сущность человека - великая тайна.
2. Природа человека и возможности её познания и развития.
3. Эффективные перспективы.
Тема урока: СУЩНОСТЬ Человека. КТОЯ? КАКОЙ Я? ЗАЧЕМЯ?
Проблема урока: возможно ли планировать успешное будущее?
Тип урока: интегрированный урок (обществознание – биология – психология) углубления и совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок – исследование.
Педагогические технологии: информационно-коммуникационная, проектно-исследовательская, сотрудничества, коммуникативно-ориентированного обучения.
Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения по теме урока в соответствии с требованиями предметной концепции.
Задачи:
1.Умение использовать полученные знания по обществознанию, биологии, психологии по теме условия формирования личности и путях её эволюции в новых условиях.
2.Совершенствовать умения учащихся осуществлять комплексный поиск информации, анализировать её, делать выводы, рационально решать проблемные задания;
- коммуникативные умения излагать материал, строить свои выступления в соответствии с общественными законами и законами биологии;
- развивать умения формировать коллективное решение, обсуждать проблемы, доказывать свою точку зрения, умение формулировать собственные нравственные суждение.
3. Выработать гражданскую позицию по проблеме самореализации личности
Материалы к уроку: презентация, текст по биологии, аналитические материалы по результатам психологического тестирования учеников 9бв, 10бв, 11в классов, эссе по теме «Смысл жизни», синквейн «Представление о Я».
Оборудование: мультимедийное оборудование.
Термины: человек, индивид, индивидуальность, личность, наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, жизнь, смысл жизни, самопознание, самоконтроль, самовоспитание.
Подготовительный этап урока: определение темы для проведения интегрированного урока, разработка программы и плана работы, подготовка заданий для работы учащихся, организация исследовательской работы учеников 10в класса и их обработка, необходимый наглядный материал, формирование и определение круга вопросов для размышления.
Эпиграф урока:
«Мне необходимо разобраться самому в себе!
А чтобы разобраться самому, надо думать сообща».
Народная мудрость
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы, методы обучения | Результат |
Организационный И мотивационный | =Учитель обществознания Мы приветствуем наших гостей и надеемся, что наш урок - урок – исследование будет полезен и познавателен для всех нас. СЛАЙД -1 Ребята, приступая к работе, ПОМНИМ, что в ходе общения не боимся высказывать свое мнение, стараемся быть активными и получать удовлетворение от работы. | Учащимся даётся психологическая установка на урок. Они приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей. | Готовность класса к уроку: на столе учебник, тетрадь, рабочие материалы. Положительный эмоциональный настрой учителя и учащихся | |
| ||||
Актуализация знаний | =Учитель обществознания: ++++СЛАЙД_2 - на экране вы видите запись высказывания русского философа, учёного, академика Алексея Фёдоровича Лосева. Он задаёт нам вопрос: « ЧТО или КТО есть - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена».
Наши предки считали, что свою Суть Человек должен познавать в течение всей земной жизни. Они направляют нас на этот поиск +++++++СЛАЙД 3 Мне необходимо разобраться самому в себе! А чтобы разобраться самому, надо думать сообща. Народная мудрость. Давайте ДУМАТЬ СООБЩА!!!
И перед нами встаёт два вопроса. Первый: Что означает найти свою СУТЬ? Второй - А актуальна ли эта проблема, проблема Сути ЧЕЛОВЕКА, для вас?
| Ученики обдумывают вопрос и отвечают : «ЧЕЛОВЕК» ( если не ответят, подсказка: ЭТО обладает двойственностью, в этом ЕГО феноменальность, ЭТО и индивид, и индивидуальность, И….) Ученики: Найти свою Суть, т.е. ответить на вопрос Кто Я? Какой Я? Зачем Я? Ученики: Актуальна, т.к.___________________ | Беседа Анализ информации представленной на слайде____ презентации
| Определяют актуальность темы для себя: в нём заложен ответ на вопрос что есть «Человек»---
|
Формирование знаний | =Учитель обществознания: Тогда хотелось бы услышать ваше отношение к «своему Я? +++++++СЛАЙД 4 - фото класса =Учитель обществознания: Разнообразие ваших представлений о себе, о своём будущем убеждает нас в необходимости постановки ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: СЛАЙД-5.
Возможно ли целенаправленно спланировать своё УСПЕШНОЕ будущее? Для её решения мы можем использовать знания различных наук о человеке, их можно насчитать не менее 200-х сот. Подскажите каких? На нашем уроке мы будем использовать имеющиеся знания по обществознанию, биологии и психологии. =Учитель обществознания: Но прежде чем размышлять о перспективах, подумаем:
- Кого мы называем «успешным человеком.
СЛАЙД 6 = Учитель обществознания: Денежкина Екатерина предлагает научную основу решения проблемы планирования успешного будущего СЛАЙД 7-8 Самопознание. Я-концепция = Учитель биологии Оттолкнёмся от последнего пункта Я-концепции СЛАЙД - 9 изображён Человек И, уважаемые ученики, ответим на вопрос: 1.Как вы думаете, что означает данное изображение? 2.Хорошо, продолжаем исследование: у вас на столах находиться Приложение № 1-Текст Ваша задача: прочитать текст и определить основную мысль его содержания. Время работа 2 минуты. После прочтения вопросы ученикам: 1. Какова основная мысль текста? (Борисенков Максим) 2.Какое свойство «живого» отражает иллюстрация? И почему вы так считаете? (С места) 3. Что определяет основу наследственности? (У доски)
5. К каким итогам Вы пришли, ребята? (с места -- Клёпов Даниил) СЛАЙД 10 ВИДЕО. Интрига –отсутствующий на уроке учитель биологии приветствует учеников и гостей из далёкой стороны. Учитель обществознания: Лариса Юрьевна отдыхает, ну, а мы продолжаем исследование. Вопрос: Какая наука поможет ответить на вопрос КАКОЙ Я?
СЛАЙД 11.
= Михаил Николаевич, педагог- психолог даст нам пояснение: без знаний по психологии сложно определится в сути человеческой природы. По «Я- концепция» следует, что личностное развитие зависит от целостного подхода. Подросток может влиять на зону ближайшего развития. То есть личностное развитие формируется как структурированный механизм, который адаптирован к жизнедеятельности. Проведённые исследование среди учащихся 9-х – 11-х классов были направлены на определение уровня адаптационного ресурса. Группа учащихся - аналитиков – психологов представят результаты исследования.
СЛАЙД 12 Направленность личности
СЛАЙД 13-14 Графики 1; 2 – результаты психологического исследования. = Учитель обществознания: Обобщение. Меняется мир, постоянно меняемся мы с вами, но неизменным остаётся Проблема +++++СЛАЙД 15 поиска СМЫСЛА жизни, ОН- в её осмыслении. И ответа на вопрос – ЗАЧЕМ Я?
т.е. Сущности человека. СЛАЙД 16 Решается через ответы -КТО Я? КАКОЙ Я? ЗАЧЕМ Я?) Эту сложную тему мы с вами сегодня и решали… запишем в тетради
Ученики 10 в класса рассуждали о Смысле жизни Выслушаем резюме ГРУППы – аналитиков о взгляде на смысл жизни учеников 10в класса
=Учитель обществознания: Итак, подводём итоги и, наконец, дадим ответ на вопрос: возможно ли целенаправленно спланировать успешное будущее? Заслушаем эти рекомендации. Мы с вами завершили рассмотрение жизненно важной обществоведческой темы – Сущность Человека - - с точки зрения вашего жизненного выбора. Но в 11-м классе вам предстоит государственный экзамен и важно быть готовым и к нему. По сему, проведём первичное закрепление темы через самоконтроль.
| Ответы учащихся:
зачитывают синквейн на тему «Представление о «Я». ПРОГНОЗИСИЫ обобщают взгляд на СЕБЯ «Я» - 10в класса» .
Ученики отвечают: Человек является объектом изучения многих наук, можно насчитать до 200 дисциплин. 1.Как биологической субстанции – анатомия, биохимия, физиология, приматология, генетика, палеонтология и др.; 2.Науки о человечестве – демография, социология, этнография, политология, экономика и др.; 3.Человек и его взаимодействии с природой и космосом –экология, биогеохимия, космическая медицина и др.; 4.Человеке как личность – педагогика, этика, психология, эстетика и др.; 5.Человек как субъект деятельности – инженерная психология, эвристика.
Ответы учащихся: «Успешный человек» тот кто =постоянно ставит перед собой цели и достигает их, =уверен в своих способностях, действиях, поступках, =имеет высокооплачиваемую и востребованную работу, =никогда не останавливается на достигнутом, постоянно развивается и самосовершенствуется, = имеет высокое положение в обществе, востребован как личность ,имеет высокий личностный контроль, его уважают, =способен повести за собой других, =способен превратить мечту в цель и достичь её. ПРОГНОЗИСТЫ: ОБОБЩАЮТ тему «УСПЕШЕН!!!» Выступление Денежкиной Ек. 1.прежле мы говорим о понятии « Самопознание». 2. затем основа самопознания это «Я-концепция», возмём по Джеймсу. 1.«Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида. 2«Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека. 3 Я-концепция» обладает индивидуальностью. 4. Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, в центре которого «Я-концепция». 5. «Я-концепция» является результатом самосознания. 6. И формируется под воздействием генетических факторов, взаимодействующих с различными влияниями. Варианты ответов УЧЕНИКОВ: - рождающийся человек - генетический код человека - гены, заложенные в человеке определяют его признаки
Ответ учащихся: 1 - в тексте указаны основные свойства «живого» организма ГРУППА-аналитиков-биологов: выступление по результатам работы с текстом о наследственности и изменчивости Волкова Софья, Кузьмин Влад, Клёпов Даниил. Ответ учащихся: Волкова Соня (либо Донскова Оля) 2- наследственность и изменчивость, так как наследственность - это способность организмов передавать свои признаки и свойства потомству. А изменчивость -свойство организмов изменять свою морфофизиологическую организацию, обусловливает разнообразие индивидов, популяций, рас и т.д. Изменчивость присуща всем организмам. 3.Кузьмин Влад: наследственность человека это его генотип, (ЩЁЛКАЕ на экран) т.е. совокупность всех генов организма, которые получены от родителей. Это генетический код, определяющий проявление всех признаков (учащийся показывает на картинке участок ДНК). Неизменно =А проявление признаков выражается в фенотипе ( ЩЁЛКАЕТ на экран). Фенотип это проявление в онтогенезе признаков кодируемых генами (учащийся показывает на картинке человека). Изменяемо. 5.Выводы о себе: и так КТО Я ? ЩЁЛКАЮ на экран То, КТО Я - это взаимодействие генетической основы и факторов среды, на которые реагирует организм человека. Кто Я - это мой рост, цвет глаз, мои возможности и способности, мои эмоции, мышление, взаимоотношения с окружающими.
Ответ учеников: - Психология. Педагог-психолог ведёт беседу с учениками Задание: ГРУППА аналитиков – психологов: Мы провели исследования по направленности личности: её самоконтролю, мыслительной активности и мотивации к успеху. Количество исследований составило в 9-х-11-х классах 250 человек, что дает чёткость и продуктивность исследования
Комментарии к графикам -Забродина Маша (Игнатович Маргарита) Обратите внимание на график-1 результатов исследования по баллам: все показатели______ влияют на целостное развитие личности и её установки, которые меняются с возрастом и расширяют мировоззрение. Высокие показатели дают основание для успеха. Следовательно, уровни мышления, самоконтроля и мотивации у учащихся с каждым годом повышаются. В результате личность становится мотивированной на успех. График -2 – рассматриваем информацию по персонам и определяем место личности в группе. Сравнивая результаты учеников 9-го -11-го классов, мы видим рост показателей самоконтроля, мышления и мотивации. И делаем выводы: уровни мотивации, самооценки, самоконтроля повышаются с возрастом ( внимание к графику -2). К 11-му классу происходит стабилизация ресурса и осмысление перспектив, с чётко выстроенными целями , т.е происходит личностно-ориентированное создание ситуации успеха.
Смысл жизни в её осмыслении
Ученики отвечают: КТО Я? КАКОЙ Я? ЗАЧЕМЯ?
ГРУППа – аналитиков зачитывает выдержки из эссе о взгляде на смысл жизни учеников 10в класса-3 позиции Коваленко Насти ( Чуриковой Полины) . Только НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: прогнозирование нашей успешности возможно при следующих условиях : 1.постоянного стремления к знанию и самопознанию, 2. воспитания в себе таких качеств, как трудолюбие, терпение, целеустремленность, упорство, решительность. | Беседа Группа прогнозистов подводит итоги Работа с текстом в течение2-х мин с последующим обсуждением результатов исследования.
Беседа беседа | Итог -прогнозисты Запись в тетради проблемы урока.
Запись в тетради: схема «Успешен»
Устный ответ на задание
Запись темы Запись в тетради темы урока
|
Обобщение и первичное закрепление знаний | У вас на столах ЕГЭ- тест - «Самопознание», 5 вопросов – это Приложение 2. Порядок работы следующий:
Время 2 мин. ПРОВЕРЯЮ: СЛАЙД 17-21 Учитель щёлкает на экран, проверяя ответы |
Ответы по тесту «Самопознание» проверяем
| Беседа | Запись на рабочем листе |
Домашнее задание, инструктаж | В рамках подготовки к ЕГЭ – текст по теме «Человек. Самопознание» -д-з составляем план текста ; - пишем эссе на заданную проблему урока. Работа- Приложение –3 - на столе. | Комментарии | Беседа | Д-з на столе, берут домой |
Подведение итогов | = Учитель обществознания: даёт общую оценку результатам работы учеников, окончательные итоги подведёт на следующем уроке. | Ученики: слушают учителя, задают вопросы | ||
Рефлексия | 1.Незаконченная фраза. Оглянемся назад и решим.. СЛАЙД 22 -Я узнал… - Я получил от этого урока… -За это я могу себя похвалить… - Урок навел меня на размышление…
| Ученики отвечают по мере появления на экране рефлекса. | Беседа | Экран |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«? - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена» А. Лосев
Мне необходимо разобраться самому в себе! А чтобы разобраться самому, надо думать сообща. Народная мудрость .
ПРОБЛЕМА Возможно ли целенаправленно спланировать своё успешное будущее?
«Успешный человек» тот, кто - ставит перед собой цели и достигает их; - уверен в своих способностях, действиях; имеет высокооплачиваемую и востребованную работу. - постоянно развивается и самосовершенствуется; - востребован как личность, имеет высокий личностный самоконтроль; - способен повести за собой других; - способен превратить мечту в цель и достичь её;
Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя.
« Я-концепция » « Я-концепция » — это представление и внутренняя сущность индивида. « Я-концепция » обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека. « Я-концепция » обладает индивидуальностью. Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, в центре которого « Я-концепция ». « Я-концепция » является результатом самосознания. « Я-концепция » формируется под воздействием генетических факторов, взаимодействующих с различными влияниями.
Кто Я? Генотип Фенотип
Видео
Какой Я?
Направленность личности по самоконтролю по мыслительной активности по мотивации к ситуации успеха
1.Результат исследования
2.Результат исследования
Зачем Я?
Сущность человека Кто Я? Какой Я? Зачем Я?
1.Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «Я»: самообразование самопознание самосохранение самолюбование
2.Верны ли следующие суждения? А. для постижения своего «я» обязательно следует проводить психологические эксперименты Б. совокупность всех признаков и свойств организма, которые выявляются в процессе индивидуального развития в данных условиях, являются результатом взаимодействия генотипа с комплексом факторов внутренней и внешней среды верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны
3.Результатом самопознания, в частности, является: накопление знаний о человеке и природе познание ценностей общества изучение социальных норм представление о своих способностях
4.Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях: собственной внешности различных типов темперамента моральных и правовых норм взаимодействия человека и природы
5.Верны ли следующие суждения о самопознании? А. люди с высокой самооценкой легче поддаются влиянию Б. люди с низкой самооценкой склонны работать с более лёгкими задачами верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны
Я узнал… Что я получил от этого урока… За что я могу себя похвалить… Урок навел меня на размышления…
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
«Уровень субъективного контроля»
(УСК)
Методика представляет собой модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера. С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий. Рассматривая два полярных типа локализации, следует помнить, что для каждого человека характерен свой уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Локус же контроля конкретной личности более или менее универсален по отношению к разным типам событий, с которыми ей приходится сталкиваться, как в случае удач, так и в случае неудач.
В целом людям с экстернальным локусом контроля в большей степени присуще конформное и уступчивое поведение, они предпочитают работать в группе, чаще пассивны, зависимы, тревожны и не уверены в себе. Люди с интернальным локусом более активны, независимы, самостоятельны в работе, они чаще имеют положительную самооценку, что связано с выраженной уверенностью в себе и терпимостью к другим людям. Таким образом, степень интернальности каждого человека связана с его отношением к своему развитию и личностному росту.
Опросник УСК состоит из 44 предложений-утверждений, касающихся экстернальности-интернальности в межличностных (производственных и семейных) отношениях, а также в отношении собственного здоровья.
Инструкция: Прочитав каждое утверждение, решите для себя согласны вы с ним или нет. В случае согласия поставьте рядом с порядковым номером предложения знак "+" (можно это сделать на отдельном листе бумаги). Если вы не согласны с данным утверждением, то рядом с порядковым номером поставьте знак "-". Будьте внимательны при выполнении этой работы и в то же время старайтесь подолгу не задерживаться и не раздумывать по поводу отдельного утверждения.
Опросник УСК( уровень субъективного конотроля)
Ф.И. -----------класс
- Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
- Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
- Болезнь - дело случая: если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
- Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
- Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
- Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
- Внешние обстоятельства - родители и благосостояние - влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
- Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
- Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
- Мои отметки в школе зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя) больше, чем от моих собственных усилий.
- Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу их осуществить.
- То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
- Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
- Если люди не подходят друг другу, то как бы они ни старались наладить семейную жизнь, они все равно не смогут это сделать.
- Тот хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
- Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
- Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
- Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
- Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
- В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
- Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
- Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
- Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
- Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
- В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
- Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
- Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
- На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
- То, что со мной случается, это дело моих собственных рук.
- Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточных усилий.
- Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
- Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего хочу.
- В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще всего виноваты другие люди, чем я сам.
- Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
- В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не решатся сами собой.
- Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
- Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
- Мне всегда трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
- Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
- К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
- В семейной жизни бывают такие случаи, когда невозможно разрешить проблемы даже при самом сильном желании.
- Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
- Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
- Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.
Обработку заполненных ответов следует проводить по приведенным ниже ключам, суммируя совпадающие с ключом ответы. К опроснику УСК прилагается семь ключей, соответствующих семи шкалам:
- Шкала общей интернальности (Ио).
Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, берут на себя ответственность за свою жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми событиями, которые они рассматривают как результат случая или действия других людей. Для определения УСК по данной шкале необходимо помнить, что максимальное значение показателя по ней равно 44, а минимальное - 0. - Шкала интернальности в области достижений (Ид).
Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями. Такие люди считают, что всего самого хорошего в своей жизни они добились сами и что они способны с успехом идти к намеченой цели в будущем. Низкий показатель по шкале Ид свидетельствует о том, что человек связывает свои успехи, достижения и радости с внешними обстоятельствами - везением, счастливой судьбой или помощью других людей. Максимальное значение показателя по этой шкале равно 12, минимальное - 0. - Шкала интернальности в области неудач (Ин).
Высокий показатель по этой шкале говорит о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и неудачах. Низкий показатель свидетельствует о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатами невезения. Максимальное значение Ин - 12, минимальное - 0. - Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис).
Высокий показатель Ис означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье. Максимальное значение Ис - 10, минимальное - 0. - Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип).
Высокий Ип свидетельствует о том, что человек считает себя, свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в частности, в своем продвижении по службе. Низкий Ип указывает на склонность придавать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, коллегам по работе, везению - невезению. Максимум Ип - 8, минимум - 0. - Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им).
Высокий показатель по Им свидетельствует о том, что человек чувствует себя способным вызывать уважение и симпатию других людей. Низкий Им указывает на то, что субъект не склонен брать на себя ответственность за свои отношения с окружающими. Максимальное значение Им - 4, минимальное - 0. - Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из).
Высокий показатель Из свидетельствует о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье и полагает, что выздоровление зависит преимущественно от его действий. Человек с низким Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей. Максимальное значение Из - 4, минимальное - 0.
Ключи для обработки результатов опросника
Ио: | «+» | 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44 |
«–» | 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43 | |
Ид: | «+» | 12, 15, 27, 32, 36, 37 |
«–» | 1, 5, 6, 14, 26, 43 | |
Ин: | «+» | 2, 4, 20, 31, 42, 44 |
«–» | 7, 24, 33, 38, 40, 41 | |
Ис: | «+» | 2, 16, 20, 32, 37 |
«–» | 7, 14, 26, 28, 41 | |
Ип: | «+» | 19, 22, 25, 42 |
«–» | 1, 9, 10, 30 | |
Им: | «+» | 4, 27 |
«–» | 6, 38 | |
Из: | «+» | 13, 34 |
«–» | 3, 23 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по экологии "Биологическое загрязнение и болезни человека."
Данный урок знакомит обучающихся с одним из антропогенных воздействий на биосферу. Способствует формированию понятий «биологическое загрязнение», «инфекционные болезни», «природно-очаговые болезн...
Методическая разработка урока "Компьютер и его влияние на здоровье человека"
Методическая разработка урока "Компьютер и его влияние на здоровье человека" для учащихся 7 классов...
Методическая разработка урока обществознания по теме Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени (посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста )
Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Установлен этот день был Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года, одним из инициаторов принятия это...
Методическая разработка урока по ОБЖ на тему "Автономное существование человека в природных условиях"
В метериалах преставлен план коспект занятия и раздаточные материалы для проведения урока по теме "Автономное существование человека в природных условиях". В уроке используется группова...
Методическая разработка урока по основам православной культуры "Божественное в человеке"
Метадическая разработка урока по основам православной культуры для 4,5 класса по теме "Божественное в человеке" + презентация к уроку...
Методическая разработка урока английского языка по теме «Описание внешности человека. Его одежда. Цвета» в 5 классе
Данная методическая разработка направлена на формирование умения строить развернутое монологическое высказывание с опорой на прослушанный/прочитанный текст по теме «Описание внешности человека. ...
Методическая разработка урока по биологии (5 класс) "Как появился человек на Земле?"
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе для коллективного способа обучения. Форма работы – пары сменного состава. Обучающиеся работают самостоятельно, по методической цепочке ...