технологическая карта Крещение Руси
методическая разработка по истории (6 класс)

Гаврилов Евгений Михайлович

Технологическая карта в помощь учителям для проведения Урока Крещение Руси

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx31.76 КБ
Файл prilozheniya.docx316.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество

Гаврилов Евгений Михайлович

Район

Автозаводской район г. Нижнего Новгорода

Место работы

МАОУ «Школа №125»

Должность

Учитель истории и обществознания

Общая информация                                            История России 6 класс

Тема урока

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

Тип урока

урок открытия нового знания

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: изучить основные направления деятельности князя Владимира Святославича , причины и значения крещения Руси

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с личностью Владимира Святославича; объяснить причины принятия монотеистической религии и определить ее значение;

Воспитательные: на основе рассказа о крещения Руси способствовать воспитанию у учащихся чувства сопричастности к истории прошлого своей страны; на основе основных постулатов христианства воспитать у учащихся такие личностные качества, как доброта, отзывчивость, сопереживание, милосердие.

Развивающие: на основе рассмотрения причин, а также итогов крещения Руси, развивать у учащихся умение выделять главное и проводить причинно-следственные связи; способствовать формированию умения работать с текстом учебника и картой;

Необходимое оборудование

Учебник «История России» для 6 класса в 2ч. Ч.1. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева под редакцией А.В. Торкунова М. :Просвещение, 2016 128 стр., пакет с рабочим материалом для работы в парах, компьютер, мультимедийный проектор,  интерактивная доска.

Дидактическое обеспечение

Тексты из «Повести временных лет»,  компьютерная презентация к уроку «Правление князя Владимира. Крещение Руси».

Планируемые результаты урока

  • личностные

формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории;

  • предметные

объяснять причины принятия христианства; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; оценивать действия и поступки личностей на примере деятельности князя Владимира Святославича;

  • метапредметные

(регулятивные УУД

познавательные УУД

коммуникативные УУД

регулятивные: составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, использовать схемы  для получения информации;

коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, задавать вопросы; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и парной работы;

Формы контроля и диагностики результатов обучения

Фронтальная беседа, заполнение таблицы «Значение принятия христианства на Руси»

Литература и интернет ресурсы

Основная

Учебник «История России» для 6 класса в 2ч. Ч.1. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева под редакцией А.В. Торкунова М. :Просвещение, 2016 128 стр.

Дополнительная

Журавлева О.Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс М. Просвещение, 2015 192с.  

А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина Рабочая программа т тематическое планирование курса «История России» 6-9 классы М. :Просвещение, 2016  77с.

Интернет-ресурсы

http://www.openclass.ru/, http://school-collection.edu.ru/, https://proshkolu.ru/

ЭОРы

Видеофильм «Из истории государства Российского» Н.М. Карамзина серия №15» Крещение Руси»

План проведения занятия с обоснование выбора технологий, методов,

форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Время

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность учащихся с указанием форм организации

Используемые методики и технологии (на разных этапах урока)

  1. Организационный

1 мин.

Приветствие учащихся, создание положительного эмоционального фона, готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

  1. Вводно мотивационный

7 мин.

Напомните, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом уроке?

- Какую большую тему мы изучаем? (Прием «Интеллектуальная разминка»)

Дорогие ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей. Давайте вспомним имена князей, с которыми мы уже познакомились?

Загадки: О ком идет речь?

Что такое религия? Почему возникли религиозные верования?

- Вспомним, что мы знаем о верованиях восточных славян. Какие религиозные верования были известны восточным славянам благодаря связям с соседними народами?

 В чем состоит сходство вероучений ислама, иудаизма и христианства.

(Прием учебно-мозговой штурм)

Применяют имеющиеся знания, отвечают на вопросы учителя и у интерактивной доски, выполняя интерактивные задания (Приложение 1).

 

С опорой на схему, изображенную на слайде, (Приложение №2) делают вывод о том, какие вероисповедания были в государствах, находившихся по соседству с восточными славянами.

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

  1. Актуализация знаний

5 мин.

Подводит учащихся к формулировке темы и постановки цели урока,

Показывая картину  «Князь Владимир Киевский» Клыков В. (Приложение 3)

- Определите, о ком сегодня пойдет речь?

- С какими предметами изображен на памятнике князь, Как вы думаете почему?

- Да, мы с вами познакомимся сегодня с историческим деятелем Древней Руси князем Владимиром

Святославовичем.

Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы охарактеризовать деятельность данной исторической личности?

(Прием «Корзина идей)

Учитель помогает, задает наводящие вопросы

- Определите цель нашего урока, какие задачи нам предстоит решить.

 Итак, мы с вами отправляемся в путешествие в 10 век во времена Владимира Святославовича.

Изучают картину В. Клыкова «Князь Владимир Киевский».

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. Проявляют интерес к теме урока, формируют позитивное отношение к процессу обучения.

Определяют цель и задачи урока

Информационно-коммуникационная технология

Технология развития критического мышления

  1. Изучение нового материала

15 мин.

  1. - Вспомните при каких обстоятельствах погиб князь Святослав?
  2. - Какие сыновья претендовали на киевский престол?
  3. – Вспомним происхождения Владимира? Кто был его матерью? Как могли относиться к нему его братья?

- Кто из сыновей победил в борьбе за Киев?

- используя схему и миниатюру из Радзивиловской летописи (Приложение №5)  сделайте вывод, каким образом была достигнута эта победа?

(Метод учебно-мозговой штурм)

Давайте определим, работая с картой на стр. 60 основные направления внутренней и внешней политики князя Владимира.

- Что нужно было предпринять Владимиру, чтобы удержать под своей властью все славянские земли, так как опираться на военную силу было нельзя? Вспомним пример князя Игоря?

Можно ли было удержать в подчинении восточно славянские  племена с помощью язычества? Почему?

Прием (Учебно-мозговой штурм)

Вспомним с чем был изображен князь Владимир на картине, которую мы видели в начале урока. Почему?  Зачем нужно было принимать единую религию, что она дала бы государству и лично князю? Давайте обратимся к документу Д.С. Лихачев «Крещение Руси и государство Русь» (Приложение № 6)

При Владимире произошло одно из величайших событий многовековой русской истории, Русь приняла христианство в 988 году.

Русь, переходя к новой религии – единобожию, оказалась перед выбором: какую религию выбрать: 1) христианство как в Византии, 2) иудаизм как в Хазарии, 3) ислам как в Волжской Булгарии.

Знакомство с историческим документом поможет вам найти ответ на вопросы:

- Какую веру выбрал Владимир и почему?

- Обратимся к карте на странице 60 и определим место крещения князя Владимира.

Внимательно посмотрите репродукцию картины К.В. Лебедева «Крещение киевлян» (Приложение 7) и ответьте на вопросы.

- где и как крестили киевлян?

- как поступил князь Владимир с языческими идолами, по-вашему мнению?

- охотно ли расстались киевляне с языческими идолами?

Учащиеся, отвечают на вопросы, с опорой на схему (Приложение №4), делают вывод о том, какие сыновья претендовали на Киевский престол.

Вспоминаю, что матерью Владимира была ключница Ольги Малуша и многие, в том числе и братья, считали его «рабьим» сыном».

Делают вывод, что победа была достигнута Владимиром в ходе междоусобной войны.

Работают с картой и определяют основные направления внутренней и внешней политики.

Слушают учителя и отвечают на вопросы:

- принять единую религию

Отвечают на вопрос учителя

Делают вывод, что языческая религия не могла способствовать единению восточных славян.

Работая с документом, определяют причины принятия христианства для государства и князя.

Запись в тетрадях 988 год – год крещения Руси.

Читают документ на стр. 55

«Из повести временных лет» и отвечают на вопросы

Работают с картой и определяют место крещения князя Владимира

Изучают картину, отвечают на вопросы учителя

Информационно-коммуникационная технология

Технология развития критического мышления

Информационно-коммуникационная технология

Информационно-коммуникационная технология

Информационно-коммуникационная технология

Технология развития критического мышления

  1. Первичное закрепление пройденного на уроке материала

5мин.

Организует работу с учащимися. Вспомним основные причины принятия христианства и работая с документом в парах, попытаемся определить значение его принятия.  

Почитайте текст (приложение №8) и заполните таблицу «Значение принятия христианства на Руси» (политическое, международное, духовное) (приложение №9).

Читают текст документа, заполняют таблицу «Значение принятия христианства», работая в парах.

Технология развития критического мышления

  1. Подведение итогов урока

5 мин.

Время уходит, стираются в памяти события, но имена великих правителей, их деяния сохранятся навеки. Среди тех, кто навсегда вошел в историю нашей великой Родины, князь Владимир. Его историческая личность открыла для Руси пути дальнейшего продвижения вперед. И не случайно на памятнике скульптора Микешина, посвященного тысячелетию России, образ Владимира Святославича занял свое место.  

Предлагаю вам оценить изученный материал, используя лист на столе и специальные знаки.

Учащиеся анализируют полученную информацию, делают выводы

Подводят итоги своей работы, заполняя листы на своем столе (Приложение 10).

Технология педагогика сотрудничества

  1. Организация изучения домашнего задания

2 мин.

Конкретизирует домашнее задание: самостоятельно дать оценку принятия христианства

§ 6, изучить, выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем,

размышляем» на с. 56 учебника.

Дополнительно: Подсчитайте, сколько лет существует христианство на Руси?

-записывают домашнее задание

-внимательно слушают объяснение учителем домашнего задания



Предварительный просмотр:

Приложения

Приложение 1

Прочитайте стихотворение и определите, о каком князе идет речь?

Смотрите, в грозной красоте, Воздушными полками, Их тени мчатся в высоте Над нашими шатрами... О ..., бич древних лет, Се твой полёт орлиной, «Погибнем! Мёртвым срама нет!» — Гремит перед дружиной.

(В. А. Жуковский)         

Победой прославлено имя твоё; Твой щит на вратах Цареграда...

(А. С. Пушкин)         

"Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит

(Из "Повести временных лет")

Приложение 2

Какие религиозные верования были известны восточным славянам благодаря связям с соседними народами?

сканирование

Приложение 3

x1-Z5_205

- Определите, о ком сегодня пойдет речь?

- С какими предметами изображен на памятнике князь, Как вы думаете почему?

Приложение №4

Святослав

Ярополк                         Олег                   Владимир

       (972-980)                                                                                                                     (980-1015)

Приложение №5

Используя миниатюру из Радзивиловской летописи сделайте вывод, каким образом была достигнута эта победа?

Приложение №6

Д.С. Лихачев «Крещение Руси и государство Русь»

«Язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяне в X-XII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения. …

Истинный создатель огромной империи Руси – князь Владимир I Святославич в 980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного. После создания пантеона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород, и тот «поставил кумира над Волховом». Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской. Последняя должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, который это приобщение закрепил бы в текстах, прежде всего переводных. Письменность давала возможность общения не только с современными Руси культурами, но и с культурами прошлыми. Она делала возможным написание собственной истории, философского обобщения своего национального опыта, литературы.

Приложение  №7

Крещение киевлян

«Крещение киевлян» Лебедев К.

Приложение 8

Адаптированный перевод фрагмента из « Повести временных лет».

« Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие…. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное…. Когда отданы были в обучение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: « В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по божьему усмотрению и по милости своей помиловал их Бог, как сказал пророк: « Помилую, кого хочу».

Приложение 9

Значение принятия христианства на Руси

Политическое

Международное

Духовное

Приложение 10

Рефлексия

S — новая и интересная информация;

! — я думал (думала) иначе;

? — эта информация меня удивила;

- — мне было скучно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общество Древней Руси. Крещение Руси и его значение

Цели урока: характеристика личности и правления Владимира I; определение причин принятия христианства и его значения для развития Древнерусского государства. Анализ причин, сущности и резул...

Технологическая карта урока Крещение Руси

На уроке обучающиеся  изучать основные события, способствующие крещению Руси и выявять последствия этого события...

Технологическая карта урока по истории "Крещение Руси. Основные события, причины, значение"

Технологическая карта урока соответсвует современным стандартам СПО....

Технологическая карта урока "Правление князя Владимира.Крещение Руси"

Технологическая карта урока по истории России 6 класс "Правление князя Владимира.Крещение Руси"...

Технологическая карта урока Правление князя Владимира. Крещение Руси

Технологическая карта урокаПравление князя Владимира. Крещение Руси(1 час) Цель урока: формирование условий для усвоения знаний о правлении князя Владимира, о причинах и принятии христианства на ...

Технологическая карта урока:"Правление князя Владимира. Крещение Руси"

Открытый урок истории в 6 классе по теме:"Правление князя Владимира. Крещение Руси".     Цели урока: Раскрыть основные направления внутренней и внешней политики князя Вла...