Урок по истории " Россия нэповская»
план-конспект урока по истории (11 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: « Россия нэповская».
Цель: Дать учащимся знания об одном из сложных периодов в истории России.
Раскрыть суть НЭПа, развивать умение учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели.
План урока.
- Кризис политики военного коммунизма:
а). Экономический кризис.
б). Политическая нестабильность.
в). Голод 1921-1922 годов.
2. Пути выхода из кризиса.
3. X съезд РКП(б). Аграрная политика государства.
4. НЭП в промышленности:
а). Изменения:
аренда предприятий
кооперативы
хозрасчёт на госпредприятиях
концессии, совместные предприятия
б). Результаты
5. Денежная реформа 1922-1924 г. Налоговая политика.
6. Система управления народным хозяйством.
Основные понятия, раскрываемые на уроке: трест, НЭП, продналог, кооперация, аренда, хозрасчёт, акция, концессия.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Мы продолжаем с вами разговор о советской России 1920 гг.Это время, когда не только экономическая, но и социальная жизнь страны определялась понятием НЭП. Наша задача – понять суть НЭПа, научиться отличать эту политику от политики военного коммунизма.
Итак, начало 1920-х годов. Москва. Знаменитый Елисеевский магазин. Совершим экскурсию в историю и посмотрим на типичную для времён НЭПа бытовую сцену.
Инсценировка.
Продавец. Что вам угодно, мадам?
Покупательница. Куры есть?
Продавец. Есть.
Покупательница. И почём?
Продавец. 400 тысяч.
Покупательница. Заверните этих. Что это – окорок? Вестфальский?
Продавец. Да, мадам, всего 300 тысяч за фунт. Сколько изволите?
Покупательница. Пару фунтов. И вот этой говядинки, милейший. Сколько с меня?
Продавец. 2 миллиона 295 тысяч. Возьмёте сейчас или домой прикажите принести?
Учитель:
А теперь вообразим, что происходило чуть в стороне от магазина. Пятеро в лохмотьях. Пацаны лет 12-14. Беспризорники. Докуривают последний бычок.
Решают что делать: скоро осень, надо подаваться на юг. В Крым, в Ташкент! Там тепло, там яблоки…
Документ.
Из письма наркома по иностранным делам Г. В. Чичерина.
С первого августа наши сотрудники не получают ничего. Из остатков прежних складов мы даём более чем скудный обед. Живут тем, что продают старые вещи. Иностранные посланники проходят и видят их. У меня в канцелярии секретарша падает в голодные обмороки.
Учитель:
К осени 1920-го года в стране разразился всеобщий тотальный кризис, острота и опасность которого таковы, что заставили большевиков пересмотреть внутреннюю и внешнюю политику.
После революции значительно изменились границы России. Были утрачены территории Польши, Финляндии, Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии, Карской области, Бессарабии с общей численностью населения около 32 миллионов человек. Общие потери от войны, эпидемий, сокращение рождаемости с 1914-го года составили 25 миллионов человек.
Огромный урон был нанесён промышленности, продукция которой сократилась в 7 раз по сравнению с 1913-м годом. Металла выплавлялось столько, сколько при Петре первом. Нефть добывали на уровне девятнадцатого века. Сократилась выплавка чугуна с 31,5 млн пудов в1918 году до 7 млн пудов 1920 году. Сократилась добыча угля почти в два раза. В 1921 году остановилось 64 предприятия из-за нехватки сырья и топлива, в том числе и Путиловский завод. Рабочие оказались на улице. Многие уезжали в сельскую местность в поисках пропитания. Москва потеряла ½ рабочих, Петроград 2/3. Железные дороги обеспечивали минимум перевозок – 12% от довоенного. Народ был измучен. На протяжении ряда лет люди жили впроголодь. Не хватало одежды, обуви, медикаментов.
Таким образом, сложился глубокий социально-экономический кризис.
Недовольство народа вылилось в массовые выступления переросшее в восстания. Восстания под руководством эсера Антонова и Кронштадское восстание. Восстания были подавлены. Каким мог быть выход из такого положения для страны, для власти?
Могло быть три пути выхода из кризиса:
Первый путь – продолжение военного коммунизма, т.е. путь террора,
насилия, репрессий. Такой путь привёл бы к ещё большей
вооружённой борьбе со стороны населения. Это был тупик.
Второй путь – удовлетворение требований мятежников созвать «советы без
коммунистов», т.е. отказ от командных высот в политике,
экономике, идеологии.
Третий путь – тактический маневр, при котором с одной стороны
сохраняются командные высоты, а с другой делаются
временные уступки небольшевистским силам.
Ленин не без колебаний выбрал третий путь. Продразвёрстка была заменена продналогом. Решение десятого съезда партии определили принципиально новую политику большевиков, названную НЭПом. С введением НЭПа формировалась новая буржуазия – нэпманы. Основной сферой их деятельности стала торговля, так как существовала жестокая налоговая политика и были ограничения в промышленности. Однако в сфере торговли нэпманы чувствовали себя неуютно. Это можно проиллюстрировать анекдотом 20-х годов.
Встречаются два нэпмана, один у другого спрашивает:
- Как жизнь?
- Живу как картошка!
- Почему, как картошка? Причём здесь картошка?
- А очень просто. Если не съедят, то посадят, а не посадят, то съедят!
На девятом съезде Советов в декабре 1921 года Ленин заявил о введении НЭПа «всерьёз и надолго, но … не навсегда». Почему всерьёз и надолго? Потому что в годы военного коммунизма был разрушен союз рабочего класса и крестьянства, нормальные отношения между городом и деревней. Надолго – потому что быстро избавить страну от голода и нищеты было невозможно.
Хотя уже на XI съезде партии Ленин отмечал отрицательные стороны НЭПа.
Ленин заявил, что через несколько лет «из России нэповской, будет Россия социалистическая».
В качестве закрепления материала предлагается заполнить сравнительную таблицу.
Вопросы для сравнения | Политика военного коммунизма | Новая экономическая политика |
Суть политики | ||
Цель политики | ||
Основная экономическая задача | ||
Мероприятия в сельском хозяйстве | ||
Мероприятия в промышленном производстве | ||
Товаро – денежные отношения | ||
Трудовые отношения | ||
Управление народным хозяйством |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блок проблемных уроков по истории России в 10 классе «Россия во времена Ивана IV»
Серия уроков по теме "Россия во времена Ивана IV" разработана с использованием технологии проблемного обучения и включает в себя разные типы уроков: урок изучения нового материала, комбинированный и у...
Урок по истории России "Общественное движение в России в 30 – 50 годы XIX века.
30-50-е годы XIX века в России - это зарождение и развитие общественного движения. В частности, первых кружков, которые преследовались. Ну, а после Крымской войны, зарождение движения славянофилов и з...
Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века
Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Первые месяцы большевистского правления» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)
Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти...
Конспект урока по истории России для 7 класса по теме «Народные движения» (учебник История России конец 16-18 в. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 2014)
Ход и результаты народных выступлений XVII века...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко
Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах....
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...