рабочая программа история 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс)
Рабочая программа по истории 10 класс.Соответствует историко-культурному стандарту.
Состав УМК:
Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9кл.учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2015
О.В. Волобуев, С.П. Карпачев, П.Н. Романов. История России, ХХ – начало ХХI века: учебник для 10кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2016.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_istoriya_rp.docx | 72.4 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по Всеобщей истории. Истории России составлена на основе следующих нормативных документов:
- ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями, утверждёнными приказами Министерства образования и науки РФ:
- от 29.12.2014 № 1644 (зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2015 г. N 35915);
- от 31.12.2015 N 1577 (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937);
- Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Берёзовская СОШ» (утверждена приказом директора от 01.09.2015 г. №70/21-о);
- Учебный план МБОУ «Берёзовская СОШ» (утверждён приказом директора от 31.08.2018 г. №59/3-о);
- Календарный учебный график МБОУ «Берёзовская СОШ» (утверждён приказом директора от 31.08.2018 г. №59/6-о).
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией И. Годера, Н.И. Шевченко, А.Я. Юдовской
«Всеобщая история. История Нового времени» и «История России. 6 – 10 классы» рабочая программа И.Л. Андреев, О.В. Волобуев, Л.М. Ляшенко М.: Дрофа, 2016. утверждённый приказом директора ОУ от 31.08.2018 г. №53/3-о.
Состав УМК:
Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9кл.учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2015
О.В. Волобуев, С.П. Карпачев, П.Н. Романов. История России, ХХ – начало ХХI века: учебник для 10кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2016.
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины мировой и российской истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в основной школе:
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.
Особенности класса
В 10 классе 8 учащихся. Класс на уроках активен, большинство учеников нацелены на получение знаний, предпочитают активные методы обучения, обладают навыками самостоятельной работы, работы в группе и паре. На уроках используют дополнительный материал.
Учитывая указанные особенности на уроках, используются следующие формы организации учебного процесса: урок открытия нового знания, комбинированный урок; ролевая игра, групповая и парная работа; самостоятельное изучение отдельных с последующим сообщением результатов изучения классу (проблемно – поисковые задания); исследования.
В содержание учебного предмета включены вопросы духовно-нравственного воспитания в целях обеспечения знаний основных норм морали, культурных традиций народов России, формирования представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Содержание учебного предмета «История России. Всеобщая история» способствует реализации программы развития УУД обучающихся образовательной программы школы.
Содержание учебного предмета «История России. Всеобщая история» способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
В календарно-тематическое планирование включена система учёта и контроля планируемых результатов.
Промежуточная аттестация по предмету проводится в форме итогового тестирования.
Общая характеристика учебного предмета «История России. Всеобщая история»
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом базовых принципов школьного исторического образования, целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 10 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Базовые принципы школьного исторического образования:
- идея преемственности исторических периодов, в том числе непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования территории государства и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
- рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
- ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
- воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
- общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
- познавательное значение российской истории;
- формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
- принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
- многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
- многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
- исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
- антропологический подход, формирующий личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
- историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этно-национальной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.
Описание места учебного предмета «История России. Всеобщая история»
На изучение истории в 10 классе отводится 68 часов. Курс «Всеобщей истории» в 10 классе изучается в объеме не менее 26 ч. (в соответствии Примерной программой по истории). Курс «История России» в 9 классе изучается в объеме не менее 40 ч. (в соответствии с Примерной программой по истории, с авторской программой по истории России).
К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся:
• российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину,
• осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
• усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений
• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов
Метапредметные результаты
• способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия 6
вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• умение работать с учебной и внешкольной информацией, использование современных источников информации,
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах
• готовность к коллективной работе, к сотрудничеству, умение работать в группе
Предметные результаты предполагают, что у учащегося сформированы:
• целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
• базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
• умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников
• умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
• уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России
Выпускник научится:
локализовать во времени основные этапы отечественной истории XХ — начала ХХI в. и проводить ее периодизацию по различным основаниям; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в ХХ в.;
• использовать историческую карту как источник информации о событиях ХХ в. и основных процессах социально-экономического развития;
• анализировать информацию различных источников по отечественной истории ХХ в.; находить эти источники в окружающей реальности;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в ХХ в., памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории ХХ в.;
• систематизировать и обобщать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории ХХ в.;
• раскрывать характерные существенные черты: а) экономического и социального развития России в ХХ в.; б) эволюции политического строя (включая понятия «революция», «гражданская война», «диктатура» и др.); в) представлений о мире и обществе ных ценностях; г) художественной культуры ХХ в.;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории ХХ в.
• сопоставлять развитие России и других стран в ХХ в.; сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной истории ХХ в.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами различного происхождения
• сравнивать развитие России и других стран в ХХ в.; объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в ХХ в. при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Содержание учебного предмета
РОССИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ
На фронтах Первой мировой войны. Россия и мир накануне 1 мировой войны. Вступление России в войну. Боевые действия на австро-германском и Кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Неудача в Восточно-Прусской операции. Успехи 1914 г. Отступление русской армии в 1915 г. Брусиловский прорыв и его значение. Состояние армии. Массовый героизм воинов Людские потери. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии.
Власть, экономика и общество в условиях войны. Война и экономика. Формирование военно-промышленных комитетов. Финансовые и транспортные проблемы. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи фронту. Земгор. Благотворительность. Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти. «Прогрессивный блок» и его программа. Отношение социалистов к войне: оборонцы, интернационалисты и пораженцы Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъема к усталости от войны и отчаянию. Рост революционных настроений. Война как революционизирующий фактор.
Народное восстание в Петрограде. Падение монархии. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль— март: восстание в Петрограде и падение монархии. Движущие силы революционных событий. Роль Петроградского гарнизона в восстании. Генералитет и события в столице. Отречение Николая II от власти. Конец Российской империи. Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Г. Е. Львов. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Приказ № 1. Революционная эйфория.
Временное правительство и нарастание общенационального кризиса. Весна—лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков. «Апрельские тезисы» В. И. Ленина. Нота Милюкова, правительственный кризис и формирование коалиции либералов и умеренных социалистов. I Всероссийский съезд Советов. Про вал наступления на фронте. Июльский кризис и конец «двоевластия». Новый состав правительства. А. Ф. Керенский. Православная церковь. Собор и восстановление патриаршества. Выступление генерала Л. Г. Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой.
Большевики захватывают власть. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризисов. Большевизация Советов. Курс партии Ленина на вооруженное восстание. Деятельность ВРК Петроградского Совета. Л. Д. Троцкий. Вооруженное восстание в Петрограде. Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками. II Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире и декрет о земле. Формирование Совета народных комиссаров. ВЦИК Советов. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). В. И. Ленин как политический деятель. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров.
Первые революционные преобразования большевиков и Брестский мир. Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. Отделение Церкви от государства и школы от Церкви. Введение восьмичасового рабочего дня. Положение о рабочем контроле. Национализация промышленности. Принципы наделения крестьян землей. Созыв и разгон Учредительного собрания. III Всероссийский съезд Советов. Принятие Конституции РСФСР. Переговоры с Германией и ее союзниками. Заключение Брестского мира. Последствия подписания договора в Бресте.45
Гражданская война и «военный коммунизм». Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная интервенция. Политика «военного коммунизма». Продовольственная диктатура. Продразверстка, создание продотрядов и комбедов. Принудительная трудовая повинность, сокращение роли денежных расчетов и административное распределение товаров и услуг. Ущемление прав Советов в пользу чрезвычайных органов — ЧК, комбедов и ревкомов. Формирование основных очагов сопротивления большевикам. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения. Идеология Белого движения. Создание регулярной Красной армии. Реввоенсовет. Использование военспецов. Восстание Чехословацкого корпуса — начало фронтовой Гражданской войны. Выступление левых эсеров. Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи. Победы Красной армии в 1918—1919 гг. Красные полководцы (М. В. Фрунзе, М. Н. Тухачевский, С. М. Буденный и др.). Советско-польская война. Поражение армии П. Н. Врангеля в Крыму. Повстанчество в Гражданской войне. Крестьянские восстания 1921 г. Выступление моряков Кронштадта. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921—1922 г. Причины победы Красной армии в Гражданской войне. Гражданская война как общенациональная катастрофа. Человеческие потери.
Культура и быт революционной эпохи. Российская революция в общественном сознании. Общемировое значение российских событий. Коминтерн.
Повседневная жизнь и общественные настроения. Новый быт: летосчисление, праздники, имена. Антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни общества. Законодательное закрепление равноправия полов. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной обстановки на психологию населения. «Несвоевременные мысли» М. Горького. Эмиграция и формирование Русского зарубежья. Борьба с неграмотностью. Строительство новой школы. А. В. Луначарский. Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Достижения ученых. Разработка плана ГОЭЛРО.
Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических идей. Создание Пролеткульта. План монументальной пропаганды. «Окна сатиры РОСТА». Театр и кинематограф.46
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1920—1930-е годы
Нэп, СССР и Сталин. Отказ большевиков от военного коммунизма и переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных
механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразверстки в деревне единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922—1924 гг. Создание Госплана. Результаты введения нэпа. Восстановление экономики. Голод 1921—1922 гг. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование священнослужителей. Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В. И. Ленина и
борьба за власть. Ситуация в партии и возрастание роли партийного аппарата. Роль И. В. Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х годов. Предпосылки и значение образования СССР. Дискуссия о путях формирования союзного государства. Принятие Конституции СССР в 1924 г. Создание новых национальных образований в 1920-е годы.
Индустриализация и коллективизация. «Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного администрирования. Форсированная индустриализация: источники, региональная и национальная специфика. Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Пятилетние планы развития народного хозяйства. Крупнейшие стройки первых пятилеток в Центре и национальных республиках. Создание новых отраслей промышленности. Иностранные специалисты и технологии на стройках СССР. Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. Раскулачивание. Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя. Национальные и региональные особенности коллективизации. Кризис снабжения и введение карточной системы. Голод в СССР в 1932—1933 гг.
СССР во второй половине 1930-х годов. Превращение СССР в индустриально-аграрную державу. Ликвидация безработицы. Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие военной промышленности. Использование труда заключенных. Результаты, цена и издержки модернизации. Колхозная деревня. Завершение коллективизации. Создание МТС. Устав сельскохозяйственной артели. Трудодни. Повинности колхозников. Личные подсобные хозяйства. Конституция СССР 1936 г. Система органов государственной власти. Роль ВКП(б) в жизни общества. Новые союзные республики.
Утверждение культа личности И. В. Сталина. Партийные органы как инструмент сталинской политики. Соратники Сталина. Права и свободы советских людей в законах и в действительности. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры Сталина. ГУЛАГ. Массовые политические репрессии 1937—1938 гг. «Национальные операции» НКВД. Результаты репрессий.
Советское общество. Из деревни в город: ускорение урбанизации. Новые города и поселки. Рост численности рабочего класса. Кардинальное изменение в образе жизни крестьянства. Ликвидация сельской общины и социального типа крестьянина-собственника. Способы переселения из деревни в город. Введение паспортной системы. Ликвидация безработицы. Формирование рабочих и инженерных кадров. Рост социального слоя управленцев. Складывание партийной номенклатуры. Система распределения продуктов и промтоваров. Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Учреждение звания Герой Труда. Ужесточение производственной дисциплины. Формирование человека нового типа. Пропаганда коллективистских ценностей. Рекорды летчиков. Эпопея «челюскинцев».
Учреждение звания Герой Советского Союза. Военно-спортивные организации. Открытие ВСХВ. Наступление на религию. Патриарх Тихон. «Союз воинствующих безбожников». Обновленческое движение в Церкви.
Наука и культура Страны Советов. Культурная революция. Борьба с безграмотностью. От обязательного начального образования — к массовой средней школе. Рост числа вузов и техникумов. Идеологическое давление на интеллигенцию. Репрессии против ученых. Академия наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН и др. Выдающиеся ученые и конструкторы гражданской и военной техники. Освоение Арктики. Установление жесткого государственного контроля над сферой литературы и искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры. Социалистический реализм как художественный метод. Советский кинематограф. Переход к звуковому кино. Выдающиеся режиссеры и актеры. С. М. Эйзенштейн. «Чапаев» С. Д. и Г. Н. Васильевых. Музыка. Д. Д. Шостакович. Жанр массовой песни.
Живопись и скульптура: от авангарда к соцреализму. В. И. Мухина. Архитектура: от конструктивизма к сталинскому неоклассицизму. А. А. Щусев.
Внешняя политика СССР. 1919 год — август 1939 года. Особенности и основные направления внешней политики Советского государства. Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Проблема «царских долгов». Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Укрепление позиций страны на международной арене. Усиление международной напряженности в конце 1920-х — начале 1930-х годов. «Военная тревога» 1927 г. Конфликт на КВЖД. Возрастание угрозы мировой войны. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности. Вступление СССР в Лигу Наций. СССР и война в Испании. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х годов. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г.
Внешняя политика СССР. Сентябрь 1939 года — июнь 1941 года. Начало Второй мировой войны. Поражение польской армии. Вступление Красной армии на территорию Польши. Включение Западной Украины и Западной Белоруссии в состав СССР. Советско-финляндская война. Причины и повод. Результат и цена «Зимней войны». Присоединение Прибалтики и Бессарабии. Преобразования на новых территориях. Репрессии против населения присоединенных областей. Советско-германские отношения. Экономическое сотрудничество. Противоречия. Назревание новой войны.
ВЕЛИКАЯ. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ. СВЯЩЕННАЯ
Трагическое начало. План «Барбаросса». Идеологические основы развязывания гитлеровской Германией войны против СССР. План «молниеносной войны». Вторжение войск Германии на территорию СССР. Брестская крепость. Массовый героизм советских воинов — представителей всех народов СССР. Причины поражений Красной армии на начальном этапе войны. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов «молниеносной войны». Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И. В. Сталин — Верховный главнокомандующий. Генеральный штаб. Создание дивизий народного ополчения. Восстановление патриаршества. Наступление гитлеровских войск. Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Г. К. Жуков. И. С. Конев. К. К. Рокоссовский. Наступательные операции Красной армии зимой—весной 1942 г. Итоги Московской битвы. Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Введение военной дисциплины на производстве и транспорте.
Коренной перелом. Военные действия весной—летом 1942 г. Поражение советских войск под Харьковом и в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. Приказ № 227. Герои обороны. Контрнаступление советских войск и окружение неприятельской группировки под Сталинградом. А. В. Василевский. Разгром окруженных под Сталинградом гитлеровцев. Итоги и значение победы Красной армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии летом—осенью 1943 г. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. Дорога жизни. Прорыв блокады в январе 1943 г. Значение героической обороны Ленинграда.
Человек и война: по обе стороны фронта. Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд ученых. Помощь населения фронту. Добровольные взносы в фонд обороны. Военно-техническое оснащение Красной армии. Оружие Победы. Конструкторы военной техники. Организаторы военного хозяйства. Повседневность в тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе. Вклад творческой интеллигенции в Победу. Советские писатели, композиторы, художники в условиях войны. Песня «Священная война» — призыв к сопротивлению врагу. Фронтовые корреспонденты. Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича. Кино военных лет. Государство и Церковь в годы войны. СССР и союзники. Проблема Второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г. Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост». Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост. Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы. Создание гитлеровцами воинских формирований из советских военнопленных. Развертывание массового партизанского движения. П. К. Пономаренко, С. А. Ковпак, А. Ф. Федоров. Антифашистское подполье в оккупированных крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом. Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание партизанского движения.
1944: год изгнания врага. Планы советского командования на 1944 год. Ликвидация блокады Ленинграда. Освобождение Правобережной Украины и Крыма. Н. Ф. Ватутин. Борьба с УПА. Выход советских войск к западной границе СССР. Открытие Второго фронта в Нормандии. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Завершение освобождения территории СССР. Освободительная миссия Красной армии в Европе (Румыния, Болгария, Югославия, Венгрия, Чехословакия, Польша). Варшавское восстание.
Год победы: капитуляция Германии и Японии. Военные действия на заключительном этапе Великой Отечественной войны. Висло-Одерская операция. Восточно-Прусская операция. Битва за Берлин. Освобождение Вены и Праги. Боевое содружество советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Капитуляция Германии. Крымская (Ялтинская) и Потсдамская (Берлинская) конференции глав союзных держав. Создание ООН. Вступление СССР в войну с Японией. Разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войн. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции. Цена Победы. Людские и материальные потери. Подвиг народа в войне.
ОТ ПОСЛЕВОЕННОГО ПОДЪЕМА ДО РАСПАДА СССР
Поздний сталинизм и послевоенное возрождение страны. Влияние последствий войны на общество. Послевоенные ожидания и настроения. Эйфория Победы. Разруха. Демобилизация армии. Репатриация. Рост беспризорности. Рост преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство. Положение на потребительском рынке.
Голод 1946—1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы в 1947 г. И. В. Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с космополитизмом. «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета. Образование и наука. Советский «атомный проект», его успехи и значение. И. В. Курчатов. Т. Д. Лысенко. Культура под гнетом идеологии. Постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград».
Внешняя политика в послевоенные годы и начало «холодной войны». Рост влияния СССР на международной арене. Главные направления внешней политики Советского Союза. Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование биполярного мира. Создание военно-политических блоков. Гонка вооружений. Роль Советского Союза в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание СЭВ. Договор о дружбе с Китаем. Создание Комиинформа. Разрыв отношений с Югославией. СССР и Израиль. Военно-политические конфликты. Берлинский кризис, образование ФРГ и ГДР. Корейская война.52
«Оттепель»: смена политического режима. Смена политического курса. Смерть И. В. Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Г. М. Маленков. Отстранение от власти Л. П. Берии. Переход политического лидерства к Н. С. Хрущеву. Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение культа личности И. В. Сталина. Частичная десталинизация: содержание и противоречия. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных народов. Попытка отстранения Н. С. Хрущева от власти в 1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной власти Хрущева. Негативная реакция в обществе и партийной верхушке на его непродуманные действия. Заговор против Хрущева, конец его политической карьеры.
Социально-экономическое развитие СССР: новации и догмы. «Догнать и перегнать Америку!» Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Ликвидация МТС. Повышение цен, дефицит продовольствия. Начало закупок зерна за границей. Научно-техническая революция (НТР) в СССР. Перемены в научно-технической политике. Военный и гражданский секторы экономики. Пятилетние планы и семилетка. Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Дефицит товаров народного потребления. Социальные программы. Массовое жилищное строительство. Специфика советского «социального государства». Пенсионная реформа. Снижение налогов. Рост доходов населения. Улучшение медицинского обслуживания населения.
Внешняя политика: в пространстве от конфронтации к диалогу. 1953—1964 годы. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации киалогу в отношениях с Западом, ослабление нажима на соцстраны
. СССР и мировая социалистическая система. Создание по инициативе СССР Организации Варшавского договора. События 1953 г. в ГДР. Политическая борьба в Польше. Венгерские события 1956 г. Нормализация отношений с Югославией. КНР и решения ХХ съезда. СССР и страны Запада. Визит Н. С. Хрущева в США. Карибский кризис 1962 г.: позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. СССР и развивающиеся страны. Распад колониальных систем и борьба за влияние в странах «третьего мира». Суэцкий кризис 1956 г.
Общественная жизнь в СССР. 1950-е — середина 1960-х годов. Изменения в социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х годов. Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. ХХII съезд КПСС. Программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Общественные формы управления. Приоткрытие «железного занавеса». Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Начало московских кинофестивалей. Популярные формы досуга. Неофициальная культура. Неформальные формы общественной жизни. Стиляги.
Изменение общественной атмосферы. «Шестидесятники». Диссиденты. Самиздат и тамиздат. Антирелигиозные кампании. Гонения на Церковь. Новочеркасские события. Преследования инакомыслящих.
Советская наука и культура в годы «оттепели». Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. С. П. Королев. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю. А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В. В. Терешковой. Атомная энергетика. Выдающиеся физики и химики. Реформа системы образования. Введение всеобщего обязательного восьмилетнего образования. Новые темы и имена в литературе. А. И. Солженицын. А. Т. Твардовский и журнал «Новый мир». Плеяда молодых поэтов. Поэтические вечера в Политехническом музее. Кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Бардовская песня. Н. С. Хрущев и интеллигенция. Успехи советских спортсменов.
Советское общество в середине 1960-х — середине 1980-х годов. Приход к власти Л. И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски идеологических ориентиров. Концепция «развитого социализма». Конституция СССР 1977 г. Ю. В. Андропов, К. У. Черненко во главе государства. Диссидентский вызов. Правозащитные выступления. А. Д. Сахаров и А. И. Солженицын. Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием. Экономические реформы 1960-х годов. Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская реформа». Нарастание застойных тенденций в экономике. Замедление темпов развития. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели. Цена сохранения СССР статуса сверхдержавы. Рост масштабов и роли военно-промышленного комплекса (ВПК). Экспорт нефти. Трудности развития агропромышленного комплекса. Попытки изменения вектора социальной политики. Уровень жизни советских людей: достижения и проблемы. Обострение экологических проблем.
Внешняя политика: между «разрядкой» и конфронтацией. 1965—1985 годы. Новые вызовы внешнего мира. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика разрядки. Отношения с Францией и ФРГ. Договоры с США об ограничении вооружений. Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. СССР и локальные конфликты. Ближневосточный узел. Ввод советских войск в Афганистан. Размещение ракет средней дальности в Европе. Конец разрядки. СССР и соцстраны. «Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР. Польский кризис. Конфликт с Китаем.
Культурная жизнь в середине 1960-х — середине 1980-х годов. Советские научные школы. Ведущие научные центры. Ученые — нобелевские лауреаты. Новые достижения в освоении космоса. Гуманитарные науки. Д. С. Лихачев. Переход к всеобщему среднему образованию. Развитие профессионального образования. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Власть и интеллигенция. Деятели культуры, покинувшие родину. Развитие физкультуры и спорта в СССР.
Перестройка и распад СССР. 1985—1991 годы. М. С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. Гласность и плюрализм мнений. Подъем гражданской активности населения. Либерализация цензуры. Публикации в прессе, новые книги и фильмы. Вторая волна десталинизации. Демократизация политической системы. XIX конференция КПСС. Альтернативные выборы. Съезды народных депутатов. Образование Межрегиональной депутатской группы. Подъем национальных движений, нагнетание националистических и сепаратистских настроений. «Новое мышление» М. С. Горбачева. Отказ от идеологической конфронтации и провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей. Роспуск СЭВ и Организации Варшавского договора. Объединение Германии. Вывод советских войск из Афганистана, из Центральной и Восточной Европы. Завершение «холодной войны». Последний этап «перестройки» (1990—1991 гг.). Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС. Первый съезд народных депутатов РСФСР. Б. Н. Ельцин — лидер демократических сил. Введение поста президента СССР и избрание М. С. Горбачева президентом. Избрание Б. Н. Ельцина президентом РСФСР. «Парад суверенитетов». Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновления Союза ССР. Референдум о сохранении СССР. Превращение экономического кризиса в стране в ведущий политический фактор. Принятие принципиального решения об отказе от планово-директивной экономики и о переходе к рынку. Попытка государственного переворота в августе 1991 г. ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Б. Н. Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния М. С. Горбачева. Распад структур КПСС. Ликвидация союзного правительства. Референдум о независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и создание Содружества Независимых Государств (СНГ).
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В 1992—2014 годах
Становление новой России. 1992—1993 годы. Б. Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Предоставление Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ. Правительство реформаторов. Е. Т. Гайдар. Начало радикальных экономических преобразований. «Шоковая терапия». Либерализация цен. Ваучерная приватизация. От сотрудничества к противостоянию властей в 1992—1993 гг. В. С. Черномырдин во главе правительства. Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. — попытка правового разрешения политического кризиса. Политический кризис осени 1993 г. Указ Б. Н. Ельцина № 1400. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого дома. Победа президента. Выборы в Федеральное Собрание. Борьба политических сил. В. В. Жириновский, Г. А. Зюганов, Г. А. Явлинский. Блок «Выбор России».
Российская Федерация: продолжение реформ и политика стабилизации. 1994—1999 годы. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 г. Принятие Конституции. Полномочия президента как главы государства и гаранта Конституции. Становление российского парламентаризма. Разделение властей. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения. Падение производства. Долларизация экономики. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Проблема сбора налогов и стимулирования инвестиций. Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора
в 1992 г. Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике. Президентские выборы 1996 г. Победа Б. Н. Ельцина. Противоречивые результаты первых лет экономических реформ. Дефолт 1998 г. и его последствия. Е. М. Примаков. Новый облик российского общества. Социальная поляризация и смена ценностных ориентиров.
Власть и общество в начале XXI века. Политическая ситуация на рубеже XX-XXI вв. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в Государственную думу 1999 г. Отставка Б. Н. Ельцина. Первое и второе президентства В. В. Путина. Стратегия развития страны. Восстановление единого правового пространства. Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза. Политические партии и электорат. Построение вертикали власти и гражданское общество. Президентство Д. А. Медведева. Меры правительства по преодолению глобального экономического кризиса. Избрание В. В. Путина президентом на третий срок. Принятие Республики Крым и Севастополя в состав России.
Экономическое развитие и социальная политика в начале XXI века. Экономическое развитие в 2000-е годы. Экономический подъем 1999—2007 гг. и кризис 2008—2010 гг. Налоговая политика, финансовое положение страны. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Национальные проекты. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики. Создание законодательной базы для развития социальной сферы. Демографическая статистика. Государственные программы демографического возрождения России. Разработка семейной политики и меры по поощрению рождаемости. Реформа ЖКХ. Качество, уровень жизни и размеры доходов разных слоев населения. Модернизация бытовой сферы. Россиянин в глобальном информационном пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация.
Внешняя политика в конце ХХ — начале XXI века. Новые приоритеты внешней политики в период президентства Б. Н. Ельцина. Мировое признание новой России суверенным государством. Россия — правопреемник СССР на международной арене. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание в 1993 г. Договора СНВ-2. Вступление России в «Большую семерку». Усиление антизападных настроений как результат бомбежек Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском пространстве. СНГ. Союзное государство России и Белоруссии. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е годы. Внешнеполитический курс в годы президентства В. В. Путина и Д. А. Медведева. Восстановление позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. Отношения с США и Евросоюзом. Вступление в Совет Европы. Деятельность «Большой двадцатки». Вступление в ВТО. Дальневосточное и другие направления политики России. Участие в ШОС, БРИКС.
Культура и наука в конце ХХ — начале XXI века. Религиозное возрождение как духовное явление в жизни страны. Конституционное обеспечение прав верующих. Крупнейшие конфессии. Восстановление храмов. Патриархи Алексий II и Кирилл. Модернизация образования. Создание новой образовательной системы. Законодательная база. Среднее 11-летнее образование. Введение ЕГЭ. Преобразования в высшей школе. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Олимпийские и параолимпийские зимние игры в Сочи. Победы российских спортсменов. Развитие науки. Основные достижения российских ученых. Инновационный центр Сколково. Проблема «утечки мозгов» за рубеж. Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая культура.
БЛОК «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»
Введение
Новейшее время во всемирной истории. Основное содержание курса новейшей истории. Противоречивость периода. Авторитаризм и демократия. Рыночная экономика и государственное регулирование хозяйства. Мирные переговоры и кровопролитные войны. Глобальный мир.
Первая мировая война и ее последствия.
Противоречия между сильнейшими странами мира в начале века. Причины Первой мировой войны и подготовка к ней.. Начало Первой мировой войны. Планы сторон в начале войны. План Шлиффена. Основные фронты и ход военных действий в первый год войны. Битва на реке Марне. Наступление русских войск в Восточной Пруссии и их поражение. Успешное наступление русских в Галиции. Срыв германского плана ведения войны. Война на два фронта. Отступление русской армии. Значение Восточного фронта. Переход к позиционной войне. Битва на реке Сомме. Оформление Четверного союза Германии, Австро-Венгрии, Османской империи и Болгарии. Верденское сражение. Борьба на истощение. Ютландское морское сражение.
Экономическое и политическое положение воюющих стран. Введение государственного регулирования производства и распределения. Обязательная трудовая повинность. Основные фронты и ход военных действий во второй год войны. Брусиловский прорыв. Причины вступления в войну США и изменение соотношения сил в пользу Антанты. Революционные события в России и их влияние на ход военных действий. Брестский мир. Экономическое и военное истощение Германии.Революция в Германии и подписание Компьенского перемирия. Поражение стран Четверного союза. Итоги и последствия Первой мировой войны.
Образование новых национальных государств. Распад Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской империй. Принцип правительства В. И. Ленина — «право наций на самоопределение вплоть до отделения». Предоставление независимости Финляндии, Польше, Украине, странам Прибалтики и Закавказья. Карл Маннергейм. Советско-польская война и поражение Красной армии под Варшавой. Демократическая революция в Австро-Венгрии.
Создание республики Чехословакия и Королевства сербов, хорватов и словенцев. Ноябрьская революция в Германии и провозглашение республики.
Веймарская республика и завершение революции в Германии. Подавление советской власти в Венгрии и установление в стране антикоммунистической диктатуры Миклоша Хорти. Революционное движение в мире и образование Коминтерна. Образование Турецкой республики.
Мир после Первой мировой войны.
Планы послевоенного устройства мира.. Парижская мирная конференция. Страны Антанты и большевистская Россия. Версальский договор и создание Версальской системы. Рапалльское соглашение и признание СССР Вашингтонская конференция. Урегулирование международных отношений в бассейне Тихого океана и ограничение морских вооружений. Противоречия Версальско-Вашингтонской системы.
Идеи государственного регулирования экономики, разработанные Джоном Кейнсом. Экономический подъем. Ускорение технического прогресса в послевоенный период. Возникновение массового общества. Демократизация общественной жизни в Европе. Всеобщая забастовка в Великобритании. Политика социального партнерства, проводимая социал-демократическими партиями. Развитие культуры в послевоенный период. Причины формирования авторитарных режимов. Авторитарные режимы в Болгарии и Испании. Фашистский режим в Италии Поражение фашистов во Франции.
Распад Китая на самостоятельные провинции во главе с милитаристами. Борьба за объединение Китая и освобождение страны от полуколониальной зависимости. Махатма Ганди во главе антиколониальной борьбы в Индии.
Великая депрессия и наступление тоталитаризма.
Начало Великой депрессии. Особенности мирового кризиса. Экономические причины Великой депрессии. Варианты выхода из кризиса: тоталитаризм или демократическое общество с государственным регулированием. Франклин Делано Рузвельт. «Новый курс». Усиление роли государства в экономике стран Европы и Латинской Америки. Демократический вариант регулирования экономики государством.
Нарастание агрессии в мире. Образование «очагов войны». Наступление нацистов в Германии. Адольф Гитлер и расистские, человеконенавистнические идеи. Фашистский режим в Германии. Нарушение Германией условий Версальского договора и создание военной промышленности. Политика Великобритании и Франции, направленная на «умиротворение» агрессора. Провал попытки СССР создать систему коллективной безопасности в Европе. Гражданская война в Испании. Франкистский режим в Испании. Оккупация Германией Чехословакии и захват Италией Албании. Пакт Молотова—Риббентропа и его последствия. Территориальные изменения в Европе к началу Второй мировой войны.
Вторая мировая война
Причины и характер нового мирового конфликта. Начало Второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу. «Странная война» на Западном фронте. Разгром вермахтом союзников во Франции. «Линия Мажино». Битва за Англию. Военные действия на Балканах и в Северной Африке. Обострение противоречий между Германией и СССР. Территориальные захваты СССР. Советско-финляндская война и ее итоги. «Линия Маннергейма». Включение в состав СССР Эстонии, Латвии и Литвы. Подписание Германией, Италией и Японией Тройственного пакта. Подготовка А. Гитлера к нападению на СССР. План «Барбаросса». Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война — составная часть Второй мировой. Причины военных неудач Красной армии в начале войны. Контрнаступление Красной армии под Москвой и первое крупное поражение немецкой армии. Складывание Антигитлеровской коалиции. Поставки в СССР вооружения и продовольствия Великобританией и США. Нападение Японии на Перл-Харбор и вступление в войну США. Завершение формирования Антигитлеровской коалиции. Атлантическая хартия. Декларация Объединенных наций. Развертывание военных действий в Тихом океане. Военные действия на советско-германском фронте и их влияние на успехи союзников на других фронтах. Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе мировой войны. Г. К. Жуков. Военные действия в Северной Африке и на Тихом океане. Бернард Монтгомери и капитуляция немецко-итальянских войск в Северной Африке. Битва за Атлантику. Капитуляция Италии. Положение жителей в оккупированных фашистами странах.. Антифашистское движение Сопротивления во Франции и других странах. Значение решений Тегеранской конференции. «Большая тройка». Второй фронт. Открытие второго фронта, высадка союзников в Нормандии. Наступление советских войск и освобождение Восточной Европы. Подъем антифашистской борьбы. Восстания в Польше и Словакии. Наступление немецкой армии в Арденнах. Крымская конференция и значение ее решений для послевоенной Европы. Берлинская операция советских войск и капитуляция Германии. Ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну против Японии. Разгром Японии и завершение войны на Дальнем Востоке. Потсдамская конференция и итоги войны. Важнейшие решения союзников в отношении поверженной Германии. Суды над военными преступниками. Международный трибунал в Нюрнберге. Цена победы над фашизмом. Создание Организации Объединенных Наций (ООН).
«Холодная война»
Формирование биполярного мира. Противоречия между союзниками по Антигитлеровской коалиции. Особенности проявления «холодной войны» в послевоенном мире. Создание военно-политических союзов — Организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации Варшавского договора (ОВД). Установление коммунистических диктатур в Восточной Европе. Возрастание влияния коммунистов в странах Восточной Европы. Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Раскол Германии на Федеративную Республику Германии (ФРГ), Западный Берлин и Германскую Демократическую Республику (ГДР). Советско-югославский конфликт.
Испытание первой советской атомной бомбы. Создание в США и СССР термоядерных устройств. Достижение ракетно-ядерного паритета. Международные отношения после смерти И. В. Сталина .Суэцкий кризис и обострение отношений между сверхдержавами.
«Новые рубежи» американского президента Джона Кеннеди .Берлинский кризис. Карибский кризис и его разрешение. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах. Гражданская война в Китае. Корейская война. Провозглашение Демократической Республики Вьетнам.. Американское вмешательство во Вьетнаме. Причины и последствия советско-китайского конфликта. Советско-американские соглашения об ограничении стратегических вооружений и их значение. Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Встреча Ричарда Никсона и Л. И. Брежнева и отказ сверхдержав от применения силы.. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Основные положения Заключительного акта совещания в Хельсинки. Создание Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Договор ОСВ_2. Ратификация. Ракетный кризис и новый виток конфронтации. Вторжение СССР в Афганистан и возвращение к политике «холодной войны». Международные последствия войны в Афганистане.
Развитые индустриальные страны в середине XX — начале XXI в.
Основные черты «общества потребления». Новая стадия в развитии государственно-монополистического индустриального общества. Совет Европы. Европейское объединение угля и стали. Образование Европейского экономического сообщества (ЕЭС). «Западногерманское экономическое чудо». Возникновение Пятой республики во Франции. Колониальные противоречия как препятствие для европейской интеграции. Консервативная и трудовая Великобритания. Распад британской колониальной системы.
Проблема прав человека в странах Запада. Всеобщая декларация прав человека. Новые течения в идеологии и культуре стран Запада.Изменения в художественной культуре. Социально-политический кризис во Франции.
Социальный кризис в странах Запада и его значение. Последствия «бурных шестидесятых» для стран Запада. Информационная революция. Компьютеризация. Научно-техническая революция. Арабо-израильская война и начало энергетического кризиса в странах Запада. Эмбарго. Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК). Проявление острого энергетического и экономического кризиса. Социальные причины экологического кризиса. Общественно-политическое движение «зеленых». Изменение социальной структуры стран Запада в результате информационно-технологической революции. Демократизация стран Запада и терроризм. Демократические преобразования на юге Европы.
Неоконсервативная политика в Великобритании. Неоглобализм. Страны Запада на рубеже веков. «Золотой миллиард». Введение единой европейской валюты.
Страны социалистического блока в 1950—1980 гг. Пути их развития на рубеже XX—XXI вв.
Основные черты «реального социализма» в странах Восточной Европы. Социально-экономические и культурные достижения социалистических стран. Кризис режима «народной демократии» в Польше. Освободительное движение в Венгрии. «Пражская весна». Александр Дубчек.
«Доктрина Брежнева» и оккупация Чехословакии войсками стран Варшавского договора. Движение «Солидарность» в ПольшеПодъем рабочего движения и введение в Польше военного положения.
Особенности югославской модели социализма. Строительство социализма в Китае. Экономические успехи Китая. Коммунистический режим в Северной Корее. Политика опоры на собственные силы. Политические и экономические проблемы КНДР.
Демократические революции в Восточной Европе. Воссоединение германского народа и образование единого германского государства — ФРГ. «Шоковая терапия» и результаты радикальных реформ. Роспуск Варшавского договора и СЭВ. Распад СССР и создание Содружества Независимых Государств (СНГ). Распад Югославии и войны на Балканах. Межнациональные конфликты в бывшей Югославии. Проблема Косово. Восточная Европа на рубеже веков. «Цветные революции» в бывших советских республиках.
Латинская Америка, Азия и Африка в середине XX — начале XXI в.
Положение стран Латинской Америки в середине прошлого века. Пути дальнейшего развития: реформы или революция. Переход Кубы к социалистическому развитию.
Реформы в странах Латинской Америки. Диктаторские режимы в странах Южной Америки.
Причины и этапы крушения колониальной системы после Второй мировой войны. Организация африканского единства (ОАЕ). Проблемы независимых африканских государств. Причины неудач при создании демократических режимов в крупных африканских государствах. Диктаторские режимы в странах Африки. Запад и СССР в конфликте Эфиопии и Сомали. Этнические конфликты в странах Африки.
Арабские страны и возникновение государства Израиль. Военные перевороты в Египте, Сирии, Ираке и Ливии. Арабо-израильские войны и мирное урегулирование на Ближнем Востоке. Исламская революция в Иране.
Обретение независимости странами Южной Азии. Проблемы Индии после обретения независимости.
Страны Юго-Восточной Азии после войны в Индокитае. Влияние СССР на внутреннюю и внешнюю политику стран Индокитая.
Положение Японии после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета Японии и проблема Курильских островов. Мирная конференция в Сан-Франциско и отказ СССР от подписания мирного договора с Японией. «Северные территории». Японское «экономическое чудо».
Особенности модернизации в странах Юго-Восточной Азии. «Тихоокеанские драконы» — Тайвань, Сингапур.
№ | Наименование темы | Количество часов |
История России | ||
Тема I. Россия в годы великих потрясений | 9 | |
Тема II. Советский Союз в 1920—1930-е гг. | 8 | |
Тема III. Великая. Отечественная. Священная | 6 | |
Тема IV. От послевоенного подъема до распада СССР | 12 | |
Тема V. Российская Федерация в 1992—2014 гг. | 6 ( 41) | |
Всеобщая история | ||
Введение | 1 | |
Тема I. Первая мировая война и ее последствия | 4 | |
Тема II. Мир после Первой мировой войны | 3 | |
Тема III. Великая депрессия и наступление тоталитаризма | 3 | |
Тема IV. Вторая мировая война | 3 | |
Тема V. «Холодная война» | 3 | |
Тема VI. Развитые индустриальные страны в середине ХХ — начале XXI века | 4 | |
Тема VII. Страны социалистического блока в 1950—1980-х годах. Пути их развития на рубеже ХХ — XXI веков | 3 | |
Тема VIII. Латинская Америка, Азия и Африка в середине ХХ — начале XXI века | 2 (26) | |
Итоговое обобщение курса. | 1 |
Календарно-тематическое планирование по истории в 10 классе.
Название раздела | Кол-во часов | Тема урока | Формы контроля | Дата урока | |
План | Факт | ||||
Введение | 1 | 1.Мир в начале 20 века. | фронтальная беседа, входной мониторинг | 2.09 | 2.09 |
Первая мировая война и ее последствия | 4 | 2.Причины, характер и начало 1 мировой войны. | проблемная беседа, составление таблицы | 2.09 | 2.09 |
3.Боевые действия на фронтах 1914-1918.Завершение войны. | составление таблицы, выполнение инд. заданий | 9.09 | 9.09 | ||
4.Итоги 1 мировой войны. Вашингтоно- Версальская система. | составление таблицы, выполнение инд. заданий | 9.09 | 9.09 | ||
5. Обобщение темы «Первая мировая война и ее последствия» | эффективная лекция | 16.09 | 16.09 | ||
Россия в годы великих потрясений | 9 | 6. На фронтах 1 мировой войны | работа с картой | 16.09 | 16.09 |
7. Власть, экономика и общество в условиях войны | фронтальный опрос, работа в парах | 23.09 | 23.09 | ||
8. Народное восстание в Петрограде. Падение монархии | фронтальный опрос | 23.09 | 23.09 | ||
9. Временное правительство и нарастание общенационального кризиса | работа в парах | 30.09 | 30.09 | ||
10. Большевики захватывают власть | работа с различными историческими источниками работа по карте | 30.09 | 30.09 | ||
11. Первые революционные преобразования большевиков и Брестский мир | работа с терминами составление плана | 7.10 | 7.10 | ||
12. Гражданская война и «военный коммунизм» | Фронтальный опрос, работа с таблицей | 7.10 | 7.10 | ||
13. Культура и быт революционной эпохи | Выполнение инд.заданий | 14.10 | 14.10 | ||
14.Обобщение темы «Россия в годы великих потрясений» | Фронтальный опрос тест | 14.10 | 14.10 | ||
Мир после 1 мировой войны | 3 | 15. Революции в Европе и Азии. Распад империй. | составление плана | 21.10 | 21.10 |
16.Страны Европы и США после 1 мировой войны. | индивидуальные задания | 21.10 | 21.10 | ||
17.Восток и Латинская Америка в 1 половине 20 века. | Работа в группе | 28.10 | 28.10 | ||
Великая депрессия и наступление тоталитаризма | 3 | 18.Мировой экономический кризис 1929-1933гг. «Новый курс» Рузвельта. | Работа в группе | 28.10 | 28.10 |
19.Демократические страны Европы в 30 годы. | фронтальный опрос | 11.11 | 11.11 | ||
20.Тоталитарные режимы в 30 годы. | Индивидуальные задания | 11.11 | 11.11 | ||
Советский Союз в 1920—1930-е гг. | 8 | 21. Нэп, СССР и Сталин | фронтальный опрос выполнение индивидуальных заданий | 18.11 | 18.11 |
22. Индустриализация и коллективизация | Проблемная беседа | 18.11 | 18.11 | ||
23. СССР во второй половине 1930-х годов | фронтальный опрос выполнение индивидуальных заданий | 25.11 | 25.11 | ||
24. Советское общество | фронтальный опрос; составление таблицы | 25.11 | 25.11 | ||
25. Наука и культура Страны Советов | выполнение индивидуальных заданий | 2.12 | 2.12 | ||
26. Внешняя политика СССР. 1919 год — август 1939 года | фронтальный опрос; работа с картой составление таблицы | 2.12 | 2.12 | ||
27. Внешняя политика СССР. Сентябрь 1939 года — июнь1941 года | взаимопроверка по материалу учебника | 9.12 | 9.12 | ||
28. Обобщение темы «Советский Союз в 1920—1930-е гг.» | хронологический диктант, тест | 9.12 | 9.12 | ||
Вторая мировая война. Великая. Отечественная. Священная | 9 | 29. Причины и характер нового мирового конфликта. Военные действия в Европе и северной Африке. Причины стремительного поражения европейских стран. | Работа с картой и документами | 16.12 | 16.12 |
30. Советско-финляндская война и ее итоги. «Линия Маннергейма». Включение в состав СССР Эстонии, Латвии и Литвы. | Проблемная беседа | 16.12 | 16.12 | ||
31.Нападение Японии на Перл-Харбор и вступление в войну США. Развертывание военных действий в Тихом океане. | Проблемная беседа, составление таблицы | 23.12 | 23.12 | ||
32. Трагическое начало | работа в парах | 23.12 | 23.12 | ||
33. Коренной перелом | взаимопроверка по материалу учебника | 30.12 | 30.12 | ||
34. Человек и война: по обе стороны фронта | выполнение инд. заданий | 30.12 | 30.12 | ||
35. 1944: год изгнания врага | выполнение инд. заданий работа с картой | 13.01 | 13.01 | ||
36. Год победы: капитуляция Германии и Японии | проблемная беседа выполнение инд. заданий | 13.01 | 13.01 | ||
37. Итоги Великой Отечественной и 2 мировой войн. | выполнение инд. заданий | 20.01 | 20.01 | ||
«Холодная война» | 3 | 38.Мир после 2 мировой войны, начало нового противостояния. | выполнение инд. заданий | 20.01 | 20.01 |
39.Кризисы 70-80 годов. Политическое развитие стран Европы. | выполнение инд. заданий | ||||
40.Становление гражданского общества. Социальные движения | проблемная беседа | ||||
От послевоенного подъема до распада СССР | 12 | 41. Поздний сталинизм и послевоенное возрождение страны | проблемная беседа | ||
42. Внешняя политика в послевоенные годы и начало «холодной войны» | работа с картой | ||||
43. «Оттепель»: смена политического режима | проблемная беседа выполнение инд. заданий | ||||
44. Социально-экономическое развитие СССР: новации и догмы | Работа в паре | ||||
45. Внешняя политика: в пространстве от конфронтации к диалогу. 1953—1964 годы | Проблемная беседа выполнение инд. заданий | ||||
46.Общественная жизнь в СССР. 1950-е — середина 1960-х годов | работа в группах | ||||
47.Советская наука и культура в годы «оттепели» | работа в группах выполнение инд. заданий | ||||
48.Советское общество в середине 1960-х — середине 1980-х годов | взаимопроверка по материалу учебника | ||||
49.Внешняя политика: между «разрядкой» и конфронтацией. 1965—1985 годы | фронтальный опрос, работа в группах, составление таблицы | ||||
50.Культурная жизнь в середине 1960-х — середине 1980-х годов | фронтальный опрос, работа в группах, составление таблицы | ||||
51.Перестройка и распад СССР. 1985—1991 годы | выполнение инд. заданий | ||||
52.Обобщение темы «От послевоенного подъема до распада СССР» | Фронтальный опрос, тест | ||||
Развитые индустриальные страны в середине ХХ — начале XXI века | 4 | 53.США во 2 половине 20 начале 21 века. | выполнение инд. заданий | ||
54.Страны Европы в эпоху становления информационного общества. | Фронтальный опрос, анализ текста | ||||
55.Германия: раскол и объединение. | Взаимопроверка по тексту учебника тест | ||||
56.Культура стран Запада и США в 20 начале 21 века. | эффективная лекция | ||||
Страны социалистического блока в 1950—1980-х годах. Пути их развития на рубеже ХХ — XXI веков | 3 | 57.Преобразования и революции в Восточной Европе в 1945-2007 годах. | работа в группе; составление плана | ||
58. «Бархатные революции» 90 годов,распад мировой системы социализма. | Фронтальный опрос, работа в группе; | ||||
59.Международные отношения. Глобализация современного мира. | Фронтальный опрос, работа в группе; | ||||
Латинская Америка, Азия и Африка в середине ХХ — начале XXI века | 2 | 60.Латинская Америка во 2 половине 20 века начале 21. | эффективная лекция | ||
61.Страны Азии и Африки в современном мире. | работа в группе выполнение инд. заданий | ||||
Российская Федерация в 1992—2014 гг. | 6 | 62.Становление новой России. 1992—1993 годы | Проблемная беседа | ||
63.Российская Федерация: продолжение реформ и политика стабилизации. 1994—1999 годы | выполнение инд. заданий составление таблицы | ||||
64.Власть и общество в начале XXI века | эффективная лекция | ||||
65.Экономическое развитие и социальная политика в начале XXI века | работа в паре | ||||
66.Внешняя политика в конце ХХ — начале XXI века | работа в паре работа с картой | ||||
67.Культура и наука в конце ХХ — начале XXI века | эффективная лекция | ||||
Итоговое обобщение курса | 68.Мир в 21 веке. | тест |
VI. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическая литература (основная)
№ | Автор | Название | Издательство | Год издания |
1. | О.В.Волобуев, С.П.Карпачёв, П.Н.Романов | История России. Начало 20-начало 21 века. | Дрофа | 2019 |
2. | О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа | Всеобщая история. Новейшая история. | Просвещение | 2010 |
3. | И.Л. Андреев, О.В. Волобуев и др. | История России. 6-10 классы: рабочая программа | Дрофа | 2016 |
Учебно-методическая литература (вспомогательная)
№ | Автор | Название | Издательство | Год издания |
1. | Т.В.Ковель | Конспекты уроков для учителя истории. | Владос, | 2003 |
2. | Данилов А. Г | Альтернативы в истории России: миф или реальность (XIV—XIX вв.). | Ростов-на-Дону | 2007 |
3. | Кулешов С. В., Медушевский А. Н | Россия в системе мировых цивилизаций / под ред. О. В. Волобуева.- | москва | 2011 |
3. | Степанищев А.Т., Белозеров Н.М. | ''История в таблицах 5 -11 классы'' | Дрофа | 2009 |
Ресурсы Интернета
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://museum.ru/Портал «Музеи России».
http://his.1september.ru/ Электронная версия газеты «История» (приложение к газете «Первое сентября» и сайт «Я иду на урок истории»)
http://www.historicus.ru/ Научно-популярный просветительский журнал «Историк»
Библиотека исторического факультета МГУ: http://www.hist.msu.ru/ ER/Etext/index.html
Проект «Восточная литература»: http://www.vostlit.info/
Электронная факсимильная библиотека по истории и культуре России «Руниверс»: http://runivers.ru -
Библиофика: http://www.bibliophika.ru/ Электронная библиотека ГПИБ.
Масловка: http://www.maslovka.org/ Собрание картин российских художников ХХ в.
Русская портретная галерея: http://rulex.ru/portgal.htm
Контурные карты: http://kontur-map.ru/
Коллекция старинных карт территорий и городов России: http://oldmaps. narod.ru/
Документальные, научно-популярные и образовательные видеофильмы: http://intellect-video.com/
Альманах «Одиссей. Человек в истории»: http://www.odysseus.msk.ru/
Электронный журнал «Мир истории»: http://www.historia.ru
Сайт исторического иллюстрированного журнала «Родина»: http://www. istrodina.com/
Научно-популярный просветительский журнал «Историк»: http://www.
Печатные пособия
Наименование | Количество |
1. Становление российского государства. Картины по истории Отечества. | 1 |
2. Картины и таблицы по истории Отечества 14-19 века. | 1 |
3. Схемы сражений: Полтава, Куликовская битва, Бородино, Измаил, Синоп, Ледовое побоище, Грюнвальдская битва. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5 класс история
Рабочая программа история 5 класс...
Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века
Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....
Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"
В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история"
Рабочая программа ФГОС "История"...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...