рабочая программа 8 -9 класс история
рабочая программа по истории (8, 9 класс)
Рабочая программа 8 -9 класс история
Состав УМК:
· Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: М: Просвещение, 2017.
· Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 8 класс: М: Просвещение, 2016.
Андреев И.Л. История России: конец XVII - XVIII вв.: учебник
Состав УМК:
- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 8 класс: М: Просвещение, 2016.
- Лященко Л.М. История России XIX – начало XX вв. 9 класс: учебник / Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуев. – М: Дрофа, 2016.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_fgos_istoriya.docx | 49.66 КБ |
9_ist_fgos.docx | 48.93 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по Всеобщей истории. Истории России составлена на основе следующих нормативных документов:
- ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями, утверждёнными приказами Министерства образования и науки РФ:
- от 29.12.2014 № 1644 (зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2015 г. N 35915);
- от 31.12.2015 N 1577 (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937);
- Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Берёзовская СОШ» (утверждена приказом директора от 01.09.2015 г. №70/21-о);
- Учебный план МБОУ «Берёзовская СОШ» (утверждён приказом директора от 30.08.2019 г. №53/3-о);
- Календарный учебный график МБОУ «Берёзовская СОШ» (утверждён приказом директора от 30.08.2019 г. №53/3-о).
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией И. Годера, Н.И. Шевченко, А.Я. Юдовской
«Всеобщая история. История Нового времени» и «История России. 6 – 10 классы» рабочая программа И.Л. Андреев, О.В. Волобуев, Л.М. Ляшенко М.: Дрофа, 2016. утверждённый приказом директора ОУ от 31.08.2018 г. №53/3-о.
Состав УМК:
- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: М: Просвещение, 2017.
- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 8 класс: М: Просвещение, 2016.
- Андреев И.Л. История России: конец XVII - XVIII вв.: учебник / И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова. – М: Дрофа, 2016.
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины мировой и российской истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи курса:
- формирование личности, способной национальной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, активному применению полученных исторических знаний не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни;
— овладение знаниями об основных событиях и процессах эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и соотнесение их с развитием российского общества; определение места и роли России во всемирно-историческом процессе в Новое время и значение этого периода для страны;
— воспитание толерантности, уважения и интереса к разнообразию культур народов Европы, Азии, Африки и Америки, их взаимодействию в Новое время;
— воспитание гражданских, демократических и патриотических представлений и убеждений, усвоение опыта социального общения, взаимодействия и сотрудничества на примерах деятелей эпох Ренессанса, Реформации и Просвещения;
— развитие способности к анализу, обобщению, аргументации, социальному и учебному проектированию, прогнозированию, самопознанию в процессе образовательной деятельности по усвоению истории Нового времени и России;
— формирование способности применять усвоенные знания о формировании капиталистического общества, индустрии, специфике отношений Нового времени, развитии науки и техники в процессе осмысления современной реальности.
Особенности класса
В 8 классе обучается 12 учащихся. Класс не сформирован как коллектив, функционирует, как объединение микрогрупп по 2 и более человек на основе общностей интересов.
Классу не чуждо межгрупповое соперничество, что особенно проявляется у девочек и иногда выливается во взаимную агрессию. Явных лидеров нет. На ВПР в прошлом учебном году класс показал средние результаты
Учитывая указанные особенности на уроках, используются следующие формы организации учебного процесса: урок открытия нового знания, комбинированный урок; ролевая игра, групповая и парная работа; самостоятельное изучение отдельных с последующим сообщением результатов изучения классу (проблемно – поисковые задания); учебные проекты; исследования.
В содержание учебного предмета включены вопросы духовно-нравственного воспитания в целях обеспечения знаний основных норм морали, культурных традиций народов России, формирования представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Уроки, на которых изучаются вопросы духовно-нравственного воспитания отмечены в календарно-тематическом планировании аббревиатурой «ОДНКНР».
Содержание учебного предмета «История России. Всеобщая история» способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся образовательной программы школы.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся, а также другие нестандартные уроки, направленные на формирование УУД.
Содержание учебного предмета «История России. Всеобщая история» способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
В календарно-тематическое планирование включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются: для оценки предметных результатов - тесты, контрольные и самостоятельные работы, выполнение карточек; для оценки метапредметных результатов - стандартизированные письменные и устные работы, творческие работы.
Промежуточная аттестация по предмету проводится в форме итогового тестирования.
Общая характеристика учебного предмета «История России. Всеобщая история»
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом базовых принципов школьного исторического образования, целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 8 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Базовые принципы школьного исторического образования:
- идея преемственности исторических периодов, в том числе непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования территории государства и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
- рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
- ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
- воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
- общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
- познавательное значение российской истории;
- формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
- принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
- многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
- многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
- исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
- антропологический подход, формирующий личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
- историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этно-национальной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.
Описание места учебного предмета «История России. Всеобщая история»
На изучение истории в 8 классе отводится 68 часов. Курс «Всеобщей истории» в 8 классе изучается в объеме не менее 28 ч. (в соответствии с Примерной программой по истории). Курс «История России» в 8 классе изучается в объеме не менее 40 ч. (в соответствии с Примерной программой по истории, с авторской программой по истории России).
Планируемые результаты
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:
- российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:
- целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
- применять знание фактов для характеристики эпохи нового времени, её процессов, явлений, ключевых событий;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д
Содержание учебного предмета
Рождение Российской империи
Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Первые шаги на пути преобразований. Сподвижники Петра I.
Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.
Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Реформы местного управления городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица.
Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.
Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение конфессий.
Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.
Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия.
Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I.
Влияние культуры стран зарубежной Европы. Доминирование светского начала в культурной политике. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.
Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.
Россия в 1725-1762 гг.
Дворцовые перевороты. Причины нестабильности политического строя. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А. Д. Меншикова. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. «Кабинет министров». Роль Э.Бирона, А.И.Остермана, А.П.Волынского, Б.Х.Миниха в управлении и политической жизни страны.
Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине. Война с Османской империей.
Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И.Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов.
Россия в международных конфликтах 1740-х – 1750-х гг. Участие в Семилетней войне.
Петр III. Манифест «о вольности дворянской». Переворот 28 июня 1762 г.
«Просвещенный абсолютизм». Правление Екатерины II.
Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство – «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.
Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование Кубанского Оренбургского и Сибирского казачества. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.
Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны.
Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др.
Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса.
Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.
Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н.И. Панин и А. А. Безбородко.
Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П. А. Румянцев, А. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г. А. Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.
Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко.
Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Действия эскадры Ф. Ф. Ушакова в Средиземном море.
Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина, Н. И. Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А. Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».
Русская культура и культура народов России в XVIII веке. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры. Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.
Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.
Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е. Р. Дашкова.
М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.
Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института «благородных девиц» в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет – первый российский университет.
Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.
Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.
Итоговое повторение (2 ч). Региональный компонент. Наш регион в XVIII в.
Эпоха Просвещения. Время преобразований.
Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке. Художественная культура Европы эпохи Просвещения.. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден. Особенности развития музыкального искусства XVIII в.
Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.
Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости.
Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. «Билль о правах». Претворение в жизнь идей Просвещения. Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России. Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.
Франция в середине XVIII в. Созыв Генеральных штатов. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. — начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт как военачальник и человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Причины распада империи Великих Моголов. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние. «Закрытие» Японии.
Становление индустриального общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы. Основные технические изобретения и научные открытия. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Экономические кризисы как одна из причин перехода к монополистическому капитализму. Черты монополистического капитализма.
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность Изменения в социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.
Содержание учебного предмета
История 8 класс (68 часов) | ||
Содержание учебного предмета по разделам | ||
1. | Ведение | 1 час |
2. | Рождение российской империи | 10 |
3. | Россия в 1725-1762 годах | 7 |
4. | «Просвещённый абсолютизм». Правление Екатерины II | 17 |
Резерв | 5 | |
5. | Эпоха Просвещения. Время преобразований | 16 |
6. | Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | 2 |
7. | Становление индустриального общества | 4 |
Итоговое обобщение | 2 | |
Резерв | 4 | |
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование по истории в 8 классе.
Название раздела | Кол-во часов | Тема урока | Формы контроля | Дата урока | |
План | Факт | ||||
Введение | 1 | 1.От традиционного общества к индустриальному обществу. Общая характеристика курса истории в 8 классе. | Фронтальный опрос, выполнение заданий в РТ | 2.09 | 2.09 |
Тема №1 Рождение российской империи. | 10 | 2-3.Предпосылки и начало преобразований. Первые реформы. | Фронтальный опрос, самоконтроль | 4.09-9.09 | 4.09-9.09 |
4-5.Северная война. Причины, первые сражения. Завершение войны, итоги | выполнение заданий в РТ Работа в группе с картой | 11.09-16.09 | 11.09-16.09 | ||
6-7.Обновленная Россия. Цели и характер реформ. Итоги преобразований. | Фронтальный опрос, работа с терминами ,тест | 18.09-23.09 | 18.09-23.09 | ||
8.Общество и государство. Тяготы реформ. «ОДНКНР». | Фронтальный опрос, выполнение заданий в РТ | 25.09 | 25.09 | ||
9-10.«Новая Россия». Итоги реформ. Личность Петра 1в истории. | Работа в группе, самоконтроль | 30.09-2.10 | 30.09-2.10 | ||
11.Обобщение темы 1 | Беседа, тестовые уровневые задания | 7.10 | 7.10 | ||
Тема № 2 Россия в 1725-1762 годах. | 7 | 12.Россия после Петра I | проблемная беседа | 9.10 | 9.10 |
13.Царствование Анны Иоанновны | Фронтальный опрос, выполнение заданий в РТ | 14.10 | 14.10 | ||
14-15.Правление Елизаветы Петровны. Внутренняя политика. Реформы в образовании. М.В.Ломоносов. «ОДНКНР». | выполнение инд. заданий ,тест | 16-21.10 | 16-21.1 | ||
16-17.Внешняя политика России в 1741—1762 годах. Европейская политика. Участие в Семилетней войне. | работа в группе, работа с терминами выполнение заданий в РТ | 23-28.10 | 23-28.10 | ||
18.Обобщение темы 2 | работа в группе, исторический диктант | 30.10 | 30.10 | ||
Тема № 3 «Просвещённый абсолютизм». Правление Екатерины II | 15 | 19-20. Восшествие на престол Екатерины II. Первые преобразования. | Фронтальный опрос, выполнение инд. заданий | 11.11-13.11 | 11.11-13.11 |
21.Пугачёвское восстание. «ОДНКНР». | проблемная беседа, работа в парах | 18.11 | 18.11 | ||
22-23.Жизнь империи в 1775-1796 годах. Распространение прогрессивных идей. «ОДНКНР». | работа с терминами выполнение заданий в РТ | 20.11-25.11 | 20.11-25.11 | ||
24-25.Внешняя политика России в 1762-1796 годах. Империя на марше. | работа в парах работа с картой | 27.11-2.12 | 27.11-2.12 | ||
26-27.Рубеж веков. Павловская Россия. Участие России антифранцузской коалиции. Заговор против Павла. | проблемная беседа , взаимопроверка по тексту учебника | 4.12-9.12 | 4.12-9.12 | ||
28-29.Культура России второй половины XVIII века. Образование и наука. Литература, искусство, театр. «ОДНКНР». | Выполнение индивидуальных заданий выполнение заданий в РТ взаимопроверка по тексту учебника | 11.12-16.12 | 11.12-16.12 | ||
30.Быт россиян в XVIII веке. «ОДНКНР». | Фронтальный опрос, взаимопроверка по тексту учебника | 18.12 | 18.12 | ||
31.XVIII век, блестящий и героический | проблемная беседа | 23.12 | 23.12 | ||
32-33. Обобщение темы 3 | Выполнение инд. заданий | 25.12-30.12 | 25.12-30.12 | ||
Итоговое повторение | 2 | 34-35.Россия в 18 веке. Край в 18 веке. «ОДНКНР». | работа в группе, исторический диктант | 13.01-15.01 | 13.01-15.01 |
36-40.Резервные уроки. | Выполнение творческих заданий | ||||
Тема № 4 Эпоха Просвещения. Время преобразований. | 16 | 41.Великие просветители Европы | работа в парах работа с таблицей | 20.01 | 20.01 |
42-44.Мир художественной культуры Просвещения. Наука и образование. Литература. Искусство. «ОДНКНР». | Выполнение инд. Заданий, работа с таблицей | ||||
45-46.На пути к индустриальной эре. | взаимопроверка по тексту учебника, | ||||
47. Английские колонии в Северной Америке | Фронтальный опрос, взаимопроверка по тексту учебника | ||||
48-49.Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки | работа в группе, работа с картой | ||||
50-51.Франция в XVIII в. Причины и начало Французской революции | Выполнение индивидуальных заданий Работа со схемой | ||||
52.Французская революция. От монархии к республике. | Индивидуальная работа с дидактическим материалом | ||||
53-54.Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. | работа в парах , взаимопроверка по тексту учебника | ||||
55-56.Европа в период Французской революции | Фронтальный опрос, тест , Выполнение индивидуальных заданий | ||||
Тема № 5 Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. | 2 | 57-58.Государства Востока. Начало европейской колонизации. | взаимопроверка по тексту учебника | ||
Тема № 6 Становление индустриального общества. | 4 | 59-60. Индустриальные революции: достижения и проблемы | Фронтальный опрос, работа в группе | ||
61-62. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. «ОДНКНР». | Индивидуальная работа с дидактическим материалом | ||||
Итоговое обобщение | 2 | 63-64. Россия, страны Запада и Востока в XVIII веке. | Выполнение индивидуальных заданий, тест | ||
65-68-резерв | Выполнение творческих заданий |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическая литература (основная)
№ | Автор | Название | Издательство | Год издания |
1. | И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В.Амосова | История России конец XVII - XVIII вв. 8 класс | Дрофа | 2016 |
2. | И.Л. Андреев, О.В. Волобуев, Л.М. Ляшенко и др. | История России. 6-10 классы: рабочая программа | Дрофа | 2016 |
3. | К.В. Волкова, О.В. Давыдова | «Тематическое и поурочное планирование по Новой истории. 1500 – 1800 гг.». | «Экзамен» | 2006 |
4. | Симонова Е.В. | Методическое пособие к учебнику И.Л. Андреева, И.Н. Фёдорова, И.В. Амосовой «История России.XVI – конец XVII - XVIII вв. 8 класс» | http://history.drofa.ru/umk | |
5. | К.А. Соловьев | «Поурочные разработки по новой истории.1500 -1800.» | «ВАКО» | 2006 |
6. | А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина | «Новая история. 1500—1800» | Просвещение | 2017 |
7. | А. Я. Юдовская | Поурочные разработки по Новой истории, 1800-1913 гг: пособие для 8 кл. | Просвещение | 2009 |
Учебно-методическая литература (вспомогательная)
№ | Автор | Название | Издательство | Год издания |
1. | Балязин В. | ''Занимательная история России с древнейших времен до середины ХVI века» | Первое сентября | 2007 |
2. | Брандт М.Ю. | Новая история. Тесты. 7-8 кл.: Учебно-методическое пособие. | Дрофа | 2007 |
6. | Кадневский В.М | ''Тесты. История России с древнейших времен до конца ХVIII века 6 -7 и 10 классы'' | Дрофа | 2008 |
7. | Клоков В. А., Симонова Е. В. | Рабочая тетрадь к учебнику «История России. Конец XVII - XVIII вв. 8 класс» | «Дрофа» | 2017 |
8. | Степанищев А.Т., Белозеров Н.М., Волков А.П. | ''История в таблица х 5 -11 классы'' | Дрофа | 2009 |
9. | А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина | Рабочая тетрадь по новой истории (1500—1800), выпуски 1 и 2 | «Просвещение» | 2016 |
Ресурсы Интернета
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://museum.ru/Портал «Музеи России».
http://window.edu.ru/ Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
http://his.1september.ru/ Электронная версия газеты «История» (приложение к газете «Первое сентября» и сайт «Я иду на урок истории»)
http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://www.nlr.ru/res/inv/kray/ Путеводитель по краеведческим ресурсам на библиотечных интернет-сайтах
http://www.istrodina.com/ Сайт исторического иллюстрированного журнала «Родина»
http://www.historicus.ru/ Научно-популярный просветительский журнал «Историк»
Печатные пособия
Наименование | Количество |
1.Становление российского государства. Картины по истории Отечества. | 1 |
2.. Картины и таблицы по истории Отечества 14-19 века. | 1 |
3. Схемы сражений: Полтава, Куликовская битва, Бородино, Измаил, Синоп, Ледовое побоище, Грюнвальдская битва. | 1 |
4.Вассальная лестница | 1 |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по Всеобщей истории. Истории России составлена на основе следующих нормативных документов:
- ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями, утверждёнными приказами Министерства образования и науки РФ:
- от 29.12.2014 № 1644 (зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2015 г. N 35915);
- от 31.12.2015 N 1577 (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937);
- Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Берёзовская СОШ» (утверждена приказом директора от 01.09.2015 г. №70/21-о);
- Учебный план МБОУ «Берёзовская СОШ» (утверждён приказом директора от 31.08.2018 г. №59/3-о);
- Календарный учебный график МБОУ «Берёзовская СОШ» (утверждён приказом директора от 31.08.2018 г. №59/6-о).
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией И. Годера, Н.И. Шевченко, А.Я. Юдовской
«Всеобщая история. История Нового времени» и «История России. 6 – 10 классы» рабочая программа И.Л. Андреев, О.В. Волобуев, Л.М. Ляшенко М.: Дрофа, 2016. утверждённый приказом директора ОУ от 31.08.2018 г. №53/3-о.
Состав УМК:
- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 8 класс: М: Просвещение, 2016.
- Лященко Л.М. История России XIX – начало XX вв. 9 класс: учебник / Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуев. – М: Дрофа, 2016.
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины мировой и российской истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории в основной школе:
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.
Особенности класса
В 9 классе 19 учащихся. Класс сформирован как коллектив, функционирующий как объединение микрогрупп по 2 и более человек на основе общностей интересов. Есть лидеры-Корень Е.Дудина А.Юзефович Н.Класс с готовностью принимает новые формы работы на уроке.
В поддержке нуждаются Семченкова Д.Деньгин А.Прадед А.
Учитывая указанные особенности на уроках, используются следующие формы организации учебного процесса: урок открытия нового знания, комбинированный урок; ролевая игра, групповая и парная работа; самостоятельное изучение отдельных с последующим сообщением результатов изучения классу (проблемно – поисковые задания); учебные проекты; исследования.
В содержание учебного предмета включены вопросы духовно-нравственного воспитания в целях обеспечения знаний основных норм морали, культурных традиций народов России, формирования представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Уроки, на которых изучаются вопросы духовно-нравственного воспитания отмечены в календарно-тематическом планировании аббревиатурой «ОДНКНР».
Содержание учебного предмета «История России. Всеобщая история» способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся образовательной программы школы.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется учебно-исследовательская деятельность обучающихся, а также другие нестандартные уроки, направленные на формирование УУД.
Содержание учебного предмета «История России. Всеобщая история» способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
В календарно-тематическое планирование включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Промежуточная аттестация по предмету проводится в форме итогового тестирования.
Общая характеристика учебного предмета «История России. Всеобщая история»
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом базовых принципов школьного исторического образования, целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 9 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Базовые принципы школьного исторического образования:
- идея преемственности исторических периодов, в том числе непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования территории государства и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
- рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
- ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
- воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
- общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
- познавательное значение российской истории;
- формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
- принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
- многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
- многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
- исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
- антропологический подход, формирующий личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
- историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этно-национальной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.
Описание места учебного предмета «История России. Всеобщая история»
На изучение истории в 9 классе отводится 68 часов. Курс «Всеобщей истории» в 9 классе изучается в объеме не менее 28 ч. (в соответствии с Примерной программой по истории). Курс «История России» в 9 классе изучается в объеме не менее 40 ч. (в соответствии с Примерной программой по истории, с авторской программой по истории России).
II. Планируемые результаты
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные
Регулятивные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные:
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Предметные
Выпускник научится
локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
·использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
· составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
· систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
· раскрывать характерные, существенные черты:
а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время;
б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);
в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»);
г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
· объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
· сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
· давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
· использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
· сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
· применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края
Содержание учебного предмета
От традиционного общества к обществу индустриальному. Причины быстрого развития физики и других естественных наук. Новая наука – микробиология. Успехи медицины. Развитие образования. Крах просветительских иллюзий. Жизнь без романтического флёра. От критического реализма к натурализму. «Огненные кисти романтиков». «Надо омужичить искусство!». «Крестьянский живописец». «Салон отверженных». «Поэт Парижа». «Живописец счастья». В поисках собственного пути. Создатели «маленьких шедевров». Опера с «неприличным» сюжетом. Звучащая живопись. «Великий немой». Архитектура Нового Света.
Каким быть обществу? Разрешено всё, что не запрещено. Сохранять традиционные ценности! Почему появились социалистические учения? Карл Маркс и Фридрих Энгельс о путях преобразования общества. Анархизм.
Строительство новой Европы. От Франции революционной к Франции буржуазной. Завоевательные войны консульства и империи. «Истинная слава» Наполеона. «Ради славы Франции и своей власти». Жизнь во времена империи. Причины ослабления наполеоновской империи. Поход в Россию. Освобождение европейских государств. Реставрация Бурбонов. «Полёт орла». Венский конгресс.
Билль о реформе. Чартизм. Начало Викторианской эпохи. Англия – «мастерская мира». «Законченный парламентский режим». От чартизма к почтительности.
Промышленная революция продолжается. Буржуазная монархия. Июльская революция 1830 г. Голодные сороковые». «Монархия на вулкане».!». Вторая республика. Внешняя политика.
Германский союз. Экономическое развитие Германии и проблема объединения страны. Берлин, март 1848 г. «Сильный всегда прав. Первые шаги «железного канцлера». Образование Северогерманского союза. «Железный канцлер».
Разделённая Италия. Начало национально-освободительной борьбы и революция 1848 г. Война с Австралией. Революция в Центральной Италии. Завершение объединения Италии.
Император на шатающемся троне. Седанская катастрофа и конец Второй империи. Третья республика. Окончание войны. Провозглашение Германской империи. Парижская коммуна. Бунт или подвиг?
Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Модернизация в экономике. Монополистический капитализм.. «Новый курс» Бисмарка. От «Нового курса» к «мировой политике».
«Мастерская мира» уходит в прошлое. Эпоха реформ. «Движения протеста. Рождение Лейбористской партии. «Мятежный остров» борется за гомруль.. Центр мира.
От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капиталов. Борьба за республику. Третья республика. Эпоха демократических реформ. Рабочее и социалистическое движение. Движение протеста. Создание колониальное империи.
Цена объединения. Мучительный путь развития сельского хозяйства. Роль государства в процессе индустриализации. Развитие монополистического капитализма. Плата за отсталость страны – эмиграция. Движения протеста в стране. Колониальные авантюры – «стать не хуже других».
Эпоха национального возрождения славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Начало промышленной революции. Накануне крушения. Последний монарх «старой школы».
Две Америки. Особенности промышленной революции в США. Плантационное хозяйство на Юге. Аболиционизм. Образование республиканской партии. Мятеж рабовладельческого Юга. Начало Гражданской войны.. Переход к решительным мерам. Победа северян.. Истоки трудолюбия. Фермер чувствует себя покинутым. Господство трестов. Президентская республика. «Окончательное решение» индейского вопроса.
Особенности рабочего движения. Американская федерация труда. Испано-американская война.
Латинская Америка в XIX в.: время перемен. Встреча миров. Создание колониальной системы управления. Латиноамериканское общество. Время освободителей. Итоги и значение освободительных войн. Век каудильо. Медленное развитие экономики. Латиноамериканский «Плавильный котёл». Особенности верований у католиков в Латинской Америке.
Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Насильственного «открытие» Японии. Начало эры «просвещенного правления». Реформы Мэйдзи. Синто на службе у государства. Внешняя политика. Изменения в образе жизни японского общества. Модернизация страны и школа.
«Открытие» Китая. «Опиумные войны» и их последствия. Движение тайпинов. Курс на политику самоусиления. Восстание ихэтуаней.
Индия – жемчужина британской короны. Англия «вводит» Индию в мировой рынок: это благо или трагедия? Великое восстание 1857 г.: война против английского господства или война за возвращение к старым традициям? Индийский национальный конгресс. Изменения в составе индийского общества в XIX в.: интеллигенция и средний класс.
Международные отношения: обострение противоречий. Начало распада Османской империи. Завершение раздела
мира. Создание военных блоков. Пацифистское движение. II Интернационал против войн и политики гонки вооружений. Преступная война.
Введение. XIX столетие - особый этап в истории России.
Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Новые веяния в сельском хозяйстве. Влияние крепостничества на развитие сельского хозяйства. Влияние крепостного права на развитие промышленности. Внутренняя и внешняя торговля, финансовая система.
Российская империя в царствование Александра I. 1801-1825 гг. Внутренняя и внешняя политика России в 1801-1811 гг. . Негласный комитет и М.М. Сперанский. Начало войны с Наполеоном. Сражение при Бородино. Народная война.
Внутренняя и внешняя политика Александра I в 1816-1825 гг. Священный союз и Венская система. Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 г. Общественная жизнь в России. Русский консерватизм. Возникновение революционной идеологии в России. Первые тайные организации. Восстание на Сенатской площади. Значение движения декабристов. Северное и Южное тайные общества. Восстание декабристов. Итоги и последствия движения декабристов.
Российская империя в царствование Николая I. 1825-1855 гг. Идеологическое обоснование внутренней политики Николая I. Создание и деятельность III отделения императорской канцелярии. Усиление цензуры и кодификация законов. Борьба с вольнодумством среди молодёжи. Изменения в социальном положении дворянства. Попытки урегулировать взаимоотношения помещиков и крестьян. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина.. Война за Кавказ. Борьба с революциями и международный авторитет России в середине XIX в. Крымская война 1853-1856 гг. Итоги царствования Николая I.
Общественное движение после декабристов.
Начало золотого века русской культуры. Изменения в системе российского образования. Развитие науки и техники. Новое в культуре народов России. Литература первой половины XIX в. Русская журналистика. Архитектура. Живопись и скульптура. Музыка и театр. Литература и художественная культура народов России.
Эпоха Великих реформ в России. 1860-1870-е гг. Предпосылки отмены крепостного права. Крестьянская реформа. Судебная реформа 1864 г. Реформа земского и городского самоуправления. Реформы в сфере образования и цензуры. Военная реформа. Реформаторские планы Александра II. Внешняя политика России на Балканах. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Итоги царствования императора-освободителя. Либеральный лагерь в общественном движении второй половины XIX в. Революционные кружки и организации.
Пропагандистское направление в идеологии народничества. "Хождение в народ". Новая "Земля и воля" и её распад.
Российская империя в царствование Александра III. 1881-1894 гг. Укрепление самодержавной власти. Внешнеполитический курс Александра III. Россия на Балканах. Россия и европейские страны. Александр Миротворец. Консерваторы: за сохранность самодержавия. Либералы: между консерваторами и революционерами. Либеральное и революционное народничество. Первые рабочие организации. Распространение марксизма в России.
Многообразие религий в России. Церковь в системе государственного управления. Политика по укреплению положения церкви в государстве. Церковь во второй половине XIX в.
Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в. Два пути развития капитализма в сельском хозяйстве. Аграрная проблема после отмены крепостного права. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Промышленность, банковское дело, торговля, транспорт. Промышленность и транспорт в пореформенное время. Развитие торговли и банков.
Быт крестьян. Быт привилегированных сословий. Новшества в жизни городских обывателей.
Продолжение золотого века русской культуры.
Образование. Усиление контроля за системой образования. Успехи в сфере образования и книгоиздания. Достижения российской науки. Либеральная и консервативная журналистика. Литература как отражение общественных процессов. Литература народов России.
Бунт в Академии художеств. Скульптура и архитектура: поиск новых форм. Музыкальное искусство и театр. Художественная
Россия в конце XIX - начале XX в.
Россия в системе мирового социально-экономического развития. Территория и население. Имперский центр и регионы. Разложение сословных структур: дворянство и крестьянство. Формирование новых социальных страт: буржуазии, рабочих, средних городских слоёв.
Николай II и самодержавная государственность. Нарастание оппозиционных настроений. Внешняя политика России в начале XX в. Русско-японская война. Взаимоотношения власти и общества.
Причины и особенности революции 1905-1907 гг. Начало революции: 9 января 1905 г. Массовые выступления весной и летом 1905 г. Всероссийская октябрьская политическая стачка и Манифест 17 октября. Декабрьское вооружённые восстания.
Революционные партии. Либеральные партии и организации. Правомонархические партии. Национальные партии и организации.
Основные государственные законы 1906 г. Особенности революционных выступлений 1906-1907 гг. I и II Государственная дума. Столыпинская программа социальных преобразований и её реализация. III и IV Государственная дума. Незавершённость преобразований и нарастание социальных противоречий.
Просвещение. Развитие научной мысли. Художественная культура: Серебряный век.
Россия на пороге нового мира.
Содержание учебного предмета
История 9 класс (68 часов) | ||
Содержание учебного предмета по разделам | ||
1. | Введение | 1 |
2. | Становление индустриального общества | 6 |
3. | Строительство новой Европы | 6 |
4. | Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества | 5 |
5. | Две Америки | 3 |
6. | Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма | 4 |
7. | Международные отношения: обострение противоречий | 2 |
8. | Итоговое повторение курса новой истории 19 век | 1(28) |
9. | Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. | 2 |
10. | Российская империя в царствование Александра I. 1801-1825 гг. | 5 |
11. | Российская империя в царствование Николая I. 1825-1855 гг. | 4 |
12. | Начало золотого века русской культуры | 3 |
13. | Эпоха Великих реформ в России. 1860-1870-е гг. | 5 |
14. | Российская империя в царствование Александра III. 1881-1894 гг. | 4 |
15. | Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в. | 3 |
16. | Продолжение золотого века русской культуры | 3 |
17. | Россия в конце XIX - начале XX в. | 10 |
18. | Итоговое повторение | 1 (40) |
Календарно-тематическое планирование по истории в 9 классе.
Название раздела | Кол-во часов | Тема урока | Формы контроля | Дата урока | |
План | Факт | ||||
Введение | 1 | 1.От традиционного общества к обществу индустриальному | Фронтальная беседа, входной мониторинг | 2.09 | 2.09 |
Становление индустриального общества | 6 | 2. Наука: создание научной картины мира | Проблемная беседа, составление таблицы | 5.09 | 5.09 |
3. XIX в. в зеркале художественных исканий | Составление таблицы, выполнение инд. заданий | 9.09 | 9.09 | ||
4-5. Искусство в поисках новой картины мира | Составление таблицы, выполнение инд. заданий | 12.09-16.09 | 12.09-16.09 | ||
6-7. Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство | Составление таблицы | 19.09-23.09 | 19.09-23.09 | ||
Строительство новой Европы | 6 | 8. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс | Самостоятельная работа с картой, составление плана | 26.09 | 26.09 |
9. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию | Фронтальный опрос, работа в парах | 30.09 | 30.09 | ||
10. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису | Фронтальный опрос | 3.10 | 3.10 | ||
11. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя | работа в парах | 7.10 | 7.10 | ||
12. Объединение Германии и Италии. | работа с различными историческими источниками работа по карте | 10.10 | 10.10 | ||
13. Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна | работа с терминами составление плана | 14.10 | 14.10 | ||
Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества | 5 | 14. Германская империя: борьба за "место под солнцем" | Фронтальный опрос, работа с картой, | 17.10 | 17.10 |
15. Великобритания: конец Викторианской эпохи | Фронтальный опрос, работа с картой, | 21.10 | 21.10 | ||
16. Франция: Третья республика | составление хронологических карт | 24.10 | 24.10 | ||
17. Италия: время реформ и колониальных захватов | Составление плана | 28.10 | 28.10 | ||
18.От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса | Индивидуальные задания | 31.10 | 31.10 | ||
Две Америки | 3 | 19. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики | Работа в группе | 11.11 | 11.11 |
20. США: империализм и вступление в мировую политику | Работа в группе | 14.11 | 14.11 | ||
21. Латинская Америка в XIX в.: время перемен | фронтальный опрос; работа с картой, | 18.11 | 18.11 | ||
Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма | 4 | 22. Япония на пути модернизации: "восточная мораль - западная техника" | Индивидуальные задания | 21.11 | 21.11 |
23. Китай: традиции против модернизации | Индивидуальные задания | 25.11 | 25.11 | ||
24.Индия: насильственное разрушение традиционного общества | Индивидуальные задания | 28.11 | 28.11 | ||
25. Африка: континент в эпоху перемен | Индивидуальные задания | 2.12 | 2.12 | ||
Международные отношения: обострение противоречий | 2 | 26-27. Международные отношения: дипломатия или войны? | фронтальный опрос; работа с картой Составление таблицы | 5.12-9.12 | 5.12-9.12 |
Итоговое повторение | 1 | 28. Мир Запада и Востока в XIX веке | фронтальный опрос тест | 12.12 | 12.12 |
Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. | 2 | 29.XIX столетие - особый этап в истории России. Сельское хозяйство. «ОДНКНР». | фронтальный опрос; работа с картой Составление таблицы | 16.12 | 16.12 |
30.Развитие промышленности, транспорта и торговли. | Взаимопроверка по материалу учебника, тест | 19.12 | 19.12 | ||
Российская империя в царствование Александра I. 1801 – 1825 гг. | 5 | 31. Внутренняя и внешняя политика России в 1801 – 1811 гг. | Хронологический диктант | 23.12 | |
32. Героический 1812 год. «ОДНКНР». | Работа с картой и документами | 26.12 | 26.01 | ||
33.Внутренняя и внешняя политика Александра I в 1816 – 1825 гг. | Проблемная беседа | 30.12 | 30.12 | ||
34. Общественная жизнь в России | Проблемная беседа | 9.01 | 9.01 | ||
35.Восстание на Сенатской площади. Значение движения декабристов. «ОДНКНР». | работа в парах тест | 13.01 | 13.01 | ||
Российская империя в царствование Николая I. 1825 – 1855 гг | 4 | 36. Охранительный курс Николая I во внутренней политике | Взаимопроверка по материалу учебника | 16.01 | 16.01 |
37.Политика правительства в социально-экономической сфере | составление таблицы, выполнение инд. заданий | 20.01 | 20.01 | ||
38. Россия в «европейском оркестре» в 1826 – 1856 гг. Крымская война. | выполнение инд. заданий работа с картой | 23.01 | |||
39. Общественно-политическая жизнь России в 1830-1840 гг. | Проблемная беседа | 27.01 | |||
Начало золотого века русской культуры | 3 | 40. Просвещение и наука в 1801 – 1850-е гг. «ОДНКНР». | выполнение инд. заданий | ||
41. Литература как главное действующее лицо российской культуры | выполнение инд. заданий | ||||
42. Живопись, театр, музыка архитектура в первой половине XIX века | выполнение инд. заданий | ||||
Эпоха Великих реформ в России. 1860 – 1870-е гг | 5 | 43. «Распалась цепь великая…»: крестьянская реформа 1861 года | Проблемная беседа | ||
44. Последующие реформы | составление схемы | ||||
45. Внешняя политика России в 1850-е – начале 1880-х гг. | работа с картой | ||||
46.Либеральный и революционный общественно-политические лагеря в России 1860-1870 | Проблемная беседа составление таблицы | ||||
47.Основные направления в народничестве 1870-1880 | составление таблицы тест | ||||
Российская империя в царствование Александра III. 1881 – 1894 гг | 4 | 48. Внутренняя политика Александра III: контрреформы. | Проблемная беседа выполнение инд. заданий | ||
49. Внешняя политика России в 1880-е – начале 1890-х гг. | Работа с картой и схемой | ||||
50. Общественное и рабочее движение в 1880-е – начале 1890-х гг. | Работа в группах | ||||
51. Религиозная политика в России XIX века. «ОДНКНР». | Взаимопроверка по материалу учебника | ||||
Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века | 3 | 52. Развитие сельского хозяйства | Фронтальный опрос, работа в группах, составление таблицы | ||
53. Промышленность, банковское дело, торговля и транспорт | Фронтальный опрос, работа в группах, составление таблицы | ||||
54. Повседневная жизнь основных слоёв населения России в XIX в. | выполнение инд. заданий | ||||
Продолжение золотого века русской культуры | 3 | 55. Просвещение и наука. «ОДНКНР». | Фронтальный опрос, анализ текста и иллюстраций, | ||
56.Периодическая печать и литература. | выполнение инд. заданий | ||||
57. Новые течения в архитектуре, живописи, театре, музыке | Фронтальный опрос, анализ текста и иллюстраций | ||||
Россия в конце 19 начале 20 века. | 10 | 58. Экономическое развитие России: город и деревня | Фронтальный опрос, анализ текста работа с картой | ||
59. Социальные, религиозные и национальные отношения в империи | составление плана | ||||
60-61. Государство и общество на рубеже веков | Фронтальный опрос, работа в группе; | ||||
62. 1905 год: революция и самодержавие | Фронтальный опрос, работа в группе; | ||||
63. Начало многопартийности | Проблемная беседа выполнение инд. заданий | ||||
64. Завершающий период революции 1905 – 1907 гг.; | Работа в группе | ||||
65. Общество и власть после Первой русской революции. . «ОДНКНР». | Проблемная беседа | ||||
66-67. Серебряный век российской культуры. . «ОДНКНР». | выполнение инд. заданий | ||||
Обобщение по курсу «История России в XIX в.» | 1 | 68. Россия на пороге нового мира | тест |
VI. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическая литература (основная)
№ | Автор | Название | Издательство | Год издания |
1. | И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В.Амосова | История России. XIX в. 9 класс | Дрофа | 2016 |
2. | И.Л. Андреев, О.В. Волобуев и др. | История России. 6-10 классы: рабочая программа | Дрофа | 2016 |
3. | К.В. Волкова, О.В. Давыдова М.: | «Тематическое и поурочное планирование по Новой истории. 1800-1913 гг.». | «Экзамен» | 2006 |
4. | Симонова Е.В. | Методическое пособие к учебнику И.Л. Андреева, И.Н. Фёдорова «История России. XIX в. 9 класс» | http://history.drofa.ru/umk | |
6. | А. Я. Юдовская и др. | «Новая история. 1800-1913» | Просвещение | 2017 |
7. | А. Я. Юдовская и др. | Поурочные разработки по Новой истории, 1800-1913 гг: пособие для 8 кл. | Просвещение | 2016 |
Учебно-методическая литература (вспомогательная)
№ | Автор | Название | Издательство | Год издания |
1. | Брандт М.Ю. | Новая история. Тесты. 8 кл.: Учебно-методическое пособие. | Дрофа | 2007 |
2. | Симонова Е.В. | Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX в. 9 класс» | «Дрофа» | 2017 |
3. | Степанищев А.Т., Белозеров Н.М. | ''История в таблицах 5 -11 классы'' | Дрофа | 2009 |
4. | А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина | Рабочая тетрадь по новой истории (1800-1900), выпуски 1 и 2 | «Просвещение» | 2016 |
Ресурсы Интернета
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://museum.ru/Портал «Музеи России».
http://his.1september.ru/ Электронная версия газеты «История» (приложение к газете «Первое сентября» и сайт «Я иду на урок истории»)
http://www.historicus.ru/ Научно-популярный просветительский журнал «Историк»
Печатные пособия
Наименование | Количество |
1. Становление российского государства. Картины по истории Отечества. | 1 |
2. Картины и таблицы по истории Отечества 14-19 века. | 1 |
3. Схемы сражений: Полтава, Куликовская битва, Бородино, Измаил, Синоп, Ледовое побоище, Грюнвальдская битва. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5 класс история
Рабочая программа история 5 класс...
Рабочая программа 8 класс история
Рабочая программа 8 класс история...
Рабочая программа 9 класс история
Рабочая программа 9 класс история...
рабочая программа 5 класс история
рабочая программа по истории древнего мира 5 класс предназначена для обучающихся общеобразовательных школ, изучающих историю по учебнику Михайловского Ф.М....
рабочая программа 6 класс история России
рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца XVIII века издательство "Русское слово"...
Рабочая программа 6 класс история
Рабочая программа 6 класс история...
Рабочая программа 10 класс история
Рабочая программа 10 класс по истории...