Технологическая карта урока "Перестройка или катастройка" (11 класс)
план-конспект урока по истории (11 класс)
Разработка урока для 11 класса на тему "Перестройка или катастройка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perestroyka.docx | 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
тема урока: «Перестройка» или «Катастройка»
Учитель: Леонов Илья Александрович
Тип урока | Практическое занятие | ||||||||||
План | 1) Перестройка - объективная необходимость или заговор внутри страны? 2) Первый этап перестроечных процессов. 3) Второй этап перестроечных процессов. 4) Результаты перестройки. | ||||||||||
Цель урока | Подвести учащихся к пониманию разницы между структурным и системным кризисами, познакомить с основными переменами, произошедшими в СССР; обобщить понимание термина «перестройка» в истории СССР; подвести учащихся к определению бенефициаров перестроечных процессов. | ||||||||||
Формы и методы | Форма: групповая, фронтальная Методы: наглядный, частично-поисковый, практический | ||||||||||
Основные понятия | Перестройка, гласность, «проклятие 2000 года», плюрализм, радикальное реформирование и т.п. | ||||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компетентности | ||||||||||
Научатся: определять, что такое «Перестройка»; Формировать знания об изменениях политической системы 1985-1991гг; Получить возможность научиться: самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую информацию; Формулировать собственную точку зрения; аргументировано высказывать свое мнение; Давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций. | Предметные: уметь работать с историческим текстом; выделять главную мысль; отвечать на вопросы; развивать навыки анализа исторических версий и событий; мотивы поступков исторических деятелей, научить обосновывать свою нравственную оценку событий; давать оценку с позиции гражданина России. Метапредметные: Регулятивные: планировать деятельность по изучению темы урока; Познавательные: уметь находить нужную информацию в различных источниках ;грамотно представлять имеющуюся информацию; Коммуникативные: уметь участвовать в диспуте; формулировать вопросы; выступать с устными сообщениями, взаимодействовать с окружающими Личностные: | ||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||||
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Формы контроля | ||||||
I. Мотивация | Подготовка класса к уроку. | Проверка готовности учащихся к уроку. Учитель озвучивает план и тему урока. Подводит учащихся к формулированию цели урока. Делит класс на три группы. | Группы «социологов», «политиков» и «экономистов» рассаживаются по рабочим местам. Записывают тему и план урока в тетрадь. | Фронтальная работа | Записи в тетради | ||||||
II. Актуализация знаний | Беседа по теме: Дайте оценку положению СССР к сер. 80-х г.? | Вопросы: Оценка состояния - Экономической области? - Социальной области? - Внутриполитической области? Вывод: Нарастание застойных, кризисных явлений. Структурный кризис, преодоление которого возможно без слома существующей системы Завершение изучения вопроса заданием: - Объясните, почему обновление в нашей стране началось «сверху»? | «Экономисты», «Социологи», «Политологи» заполняют таблицу: «Итоги экономического, социального и политического развития страны к сер. 80-х гг.». См. приложение №1 | Групповая работа | Устный опрос Записи в тетрадях | ||||||
III. Изучение нового материала | Работа по таблице № 2 Работа по тексту учебника. Работа с документами Работа с учебником | Учитель предлагает работу по таблице: « Основные события 1985-1991гг.», на основании которой составляется характеристика 1 этапа перестройки. Вопросы: -Хронологические рамки периода: апрель 1985 г.(Пленум ЦК КПСС) – лето 1988 г.( 19 партийная конференция); Работа по таблице № 2 « основные события 1985-1991гг.», на основании которой составляется характеристика 2 этапа перестройки. -Хронологические рамки периода: Лето 1988-1991гг. -Главная идея: Радикальное реформирование, смена курса общественного развития. -Главная задача: Преобразование социалистической системы. -Средства: Смена экономического курса. | Выступают «политики»- определяют внутриполитические достижения. 1)Идеи ускорения, перестройки, гласности «разбудили» народ. 2) Выдвинулись новые лидеры. 3)Утвердилась гласность как свобода слова. 4)Начались процессы демократизации общества. Проблемы этапа: 1)Продолжение экономического спада. 2)Рост межнациональных проблем.. Выступают «экономисты», «социологи» и «политики». Достижения: 1)Повышение экономической самостоятельности гос. предприятий. 2)Развитие частной инициативы и предпринимательства 3)Привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий. 4)Приоритетные- продовольственная и жилищная программы. 5)Гласность привела к политическому и идеологическому плюрализму. Проблемы этапа: 1)Спад экономики. 2)Снижение жизненного уровня населения. 3)Нарастают противоречия во всех властных структурах. 4)Обостряется идейно-политическая борьба КПСС. | Групповая работа Групповая работа | Устный опрос Записи в тетрадях. | ||||||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | Работа по таблице № 3 | Задание: Сопоставить преобразования, необходимые для вывода страны из кризиса, и результаты перестройки Задание: -Каковы причины неудач экономических реформ М.С.Горбачева? | Учащиеся формулируют вывод о соотношении замыслов ,надежд и ее реальных итогов. | Групповая работа. | |||||||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа | Вывод: Итогом перестройки стало превращение структурного кризиса в системный, часть элиты, затеявшая проведение перестройки, стала терять контроль над ситуацией | Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. | Фронтальная | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Таблица 1
ИТОГИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ К СЕРЕДИНЕ 80-Х ГГ | ||
Кризисные явления в различных сферах | ||
Экономическая сфера | Социальная сфера | Политическая сфера |
Снижение темпов экономического роста, нарастающее отставание от передовых стран, экстенсивное развитие, нарастание диспропорции в экономике, проблема дефицита, устаревшие методы управления, начало инфляции, развитие теневой экономики, рост преступности в экономической сфере и т.д. | Проблемы, связанные с понижением уровня жизни. Проблемы, связанные с психологическим состоянием общества: неверие в возможность перемен, недоверие к власти, нежелание работать в общественном секторе, привычка жить по двойным стандартам, социальная апатия. | Кризис тоталитарной системы: геронтократия, бюрократия и т.д. Монополия партии на власть – ее ответственность за кризисные явления. Национальные проблемы. Внешнеполитические проблемы. |
Таблица 2
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР
СРЕДНЕГОДОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ПРЦЕНТЫ) | 1981-1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 |
ТЕМПЫ ПРИРОСТО НАЦИОНОЛЬНОГО ДОХОДА | 3,5 | 2,3 | 1,6 | 4,4 | 2,5 | -4 |
ТЕМПЫ ПРИРОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА | 3 | 2,1 | 1,6 | 4,8 | 2,2 | -3 |
Таблица 3
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ 1985- 1991 ГГ.
Важнейшие политические мероприятия | Национальные проблемы СССР | Внешнеполитическая деятельность |
Генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 г. избран М.С. Горбачев. Апрель 1985 г. – Пленум ЦК: обсуждение социально-экономического положения в стране, провозглашение курса на ускорение социально-экономического развития, ликвидацию механизма торможения; предшествующий период охарактеризован как застойный. | Лето 1985 г. – XIIВсемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. СССР вводит мораторий на испытания ядерного оружия (до 1987 г.) Ноябрь 1985 г. – советско-американская встреча на высшем уровне в Женеве | |
Февраль – март 1986 г. – XXVIIсъезд КПСС. Приняты директивы XII пятилетки (1986-1990). В отчетном докладе содержались идеи реформирования экономики в направлении рынка, политической системы – в направлении правового государства; гласность как важнейшее условие демократизации общества и элемент обновляющейся официальной идеологии. | 26 апреля 1986 г. – авария на Чернобыльской АЭС Апрель – обострение национальных проблем (выступление в Алма-Ате, Казахстан). | Январь 1986 г. – заявление Горбачева о программе полного ядерного разоружения (до 2000 года). Октябрь 1986 г. – встреча Горбачева с Рейганом в Рейкьявике. |
Январь 1987 г. – Пленум ЦК. Рассмотрен кадровый вопрос (омоложение в руководстве партией). Формулируется новое понимание гласности (открытость и правдивость в освещении прошлого и настоящего страны, свобода слова). Июнь 1987 г. – Пленум ЦК – начало экономических реформ. Создание комиссии Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий во главе с А.Н. Яковлевым. | Декабрь 1987 г. – визит Горбачева в США, договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. | |
Март 1988 г. – публикация в «Советской России» письма Н. Андреевой, направленного против преобразований в обществе. Консолидация «антиперестроечных» сил. Июнь 1988 г. – XIX партийная конференция; решение о начале реформы политической системы, дальнейшей демократии общества. | Весна 1988 г. – обострение национальных проблем: начало войны между Арменией и Азербайджаном, погромы в Сумгаите. Декабрь 1998 г.- землетрясение в Армении. | Апрель 1988 г. – в Женеве подписан меморандум о выводе войск из Афганистана (начало – 15 мая 1988 г.) Конец мая – начало июня 1988 г. – визит Рейгана в Москву. |
Март 1989 г. – выборы в Верховный Совет народных депутатов на основании нового закона о выборах. 25 марта – 9 июня – I съезд народных депутатов СССР. Декабрь 1989 г. – IIвторой съезд народных депутатов СССР. | Дальнейшее обострение национальных проблем. Апрель 1989 г. – разгон демонстрации в Тбилиси. Погромы в Фергане. | Нормализация советско-китайских отношений. 15 февраля 1989 г. – завершен вывод войск из Афганистана. Декабрь 1989 г. – встреча Горбачева и Буша в районе о. Мальта. |
Март 1990 г. –III внеочередной съезд народных депутатов, переход к президентскому правлению. Президент СССР М.С. Горбачев. Отмена 6-й статьи Конституции СССР. Май 1990 г. - третья сессия ВС СССР. Выступление председателя Совета министров Н.И. Рыжикова «Об экономическом положении страны и концепции перехода к рыночной экономике». Июль 1990 г. – XXVIII съезд КПСС. Генеральным секретарем избран М.С. Горбачев. Раскол в КПСС. | «Парад суверенитетов» союзных республик. Февраль 1990 г. – лидеры Литвы провозгласили независимость Литовского государства. Выборы в Верховный совет РСФСР. 12 июня 1990 г. – I первый съезд народных депутатов России принимает Декларацию о государственном суверенитете России. | Конец мая – начало июня 1990 г. – визит Горбачева в США. Ноябрь 1990 г. – визит Горбачева в ФРГ, подписание договора о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве. |
Январь 1991 г. – начало официальной регистрации политических партий. 19-21 августа 1991 г. – выступление ГКЧП. 24 августа 1991 г. – М.С. Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС. 26 августа 1991 г. - приостановлена деятельность КПСС на территории СССР. 6 сентября 1991 г. – признание Верховным Советом СССР независимости республик Прибалтики. 25 декабря 1991 г. - официальное заявление об отставке М.С. Горбачева. | Январь 1991 г. – события в Вильнюсе (13) и в Риге (20), связанные с попыткой сохранить республики Прибалтики в составе СССР. 17 марта 1991 г. – референдум о судьбе СССР (76,4% принявших участие высказались «за» сохранение Союза). Апрель 1991 г. - начало «новоогаревского процесса» - подготовка нового Союзного договора, его подписание намечено на 20 августа. 12 июня 1991 г. - выборы Президента РФ (победа Б.Н. Ельцина). 7 декабря 1991 г. - руководителями России, Белоруссии и Украины подписано Беловежское соглашение – договор об образовании СНГ. 21 декабря 1991 г. – встреча в Алма-Ате. Декларация о прекращении существования СССР. | Апрель 1991 г. - роспуск ОВД. Конец июля – начало августа 1991 г. – вихит Буша в СССР. Подписан договор об ограничении и сокращении стратегических вооружений 19 августа 1991 г. – США заявили о непризнании власти ГКЧП. 24 декабря 1991 г. – прекращение членства СССР в ООН. Права постоянного члена Совета Безопасности переданы России. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»
Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...
Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»
Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок изученного по теме "Глагол" в 5 классе....
Технологическая карта урока в 7 классе "Класс Головоногие моллюски"
Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему "Класс Головоногие моллюски" разработана с учетом ФГОС. Цель урока: создать условия для формирования знаний о характерных особенно...
Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса
Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...
Технологическая карта урока в 5 классе. Минии буряад хэлэн. Повторение изученного в начальных классах.
Технологическая карта урока по бурятскому языку как государственному в 5 классе по ФГОС...