Открытый урок по истории в 5 классе на тему: «Рабство в Древнем Риме»
план-конспект урока по истории (5 класс)

Лыпко Оксана Валерьевна

Цель: достичь образовательных результатов:

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Личностные:

– самостоятельно делать выводы, сравнивать ;
– структурировать тексты,
 включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

– самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
– планировать пути достижения целей;
– принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

– участвовать в диалоге;
–слушать и понимать других;

Понимать важность учебы и познание нового, понимают ценности других народов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

по истории

в 5 классе

на тему: «Рабство в Древнем Риме»

Учитель: Лыпко Оксана Валерьевна

История 5 класс

Тема: «Рабство в Древнем Риме»

Цель: достичь  образовательных результатов:

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Личностные:

– самостоятельно делать выводы, сравнивать ;
– структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

– самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
– планировать пути достижения целей;
– принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

– участвовать в диалоге;
–слушать и понимать других;

Понимать важность учебы и познание нового, понимают ценности других народов

Тип урока: открытие нового материала

Методы и приемы: эвристическая беседа, проблемный, организация работы с ноутбуками.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.

Используемое оборудование: мультимедиапроектор, доска-экран, ноутбуки, карта «Рост Римского государства (III в. до н.э.- II в. н. э.)», учебники, иллюстрация «Рабы в Древней Греции», документ-камера.

Демонстрационный материалмультимедийная презентация “Рабство в Древнем Риме”, схема “Источники рабства”.

Раздаточный материал: дополнительный материал на печатной основе, электронный носитель (на случай отсутствия Интернета), индивидуальное задание.

Планируемый результат:  1)знать особенности рабовладения в Древнем Риме.

2) научиться находить в тексте необходимый материал, выбирать главное, работать с новыми понятиями, уметь презентовать  полученные знания. Отработать умение выступить перед аудиторией.    

 

План урока:

1) Основные источники рабства

2) Рабы в имении рабовладельца

3) Рабы в богатом доме

4) Гладиаторы на сцене амфитеатра

Основные термины: имение, раб, рабовладелец, гладиатор, амфитеатр

.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим, друг другу хорошее настроение – улыбнёмся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое настроение  не покидало вас в течение урока. Сегодня у нас на уроке гости. Надеюсь, что вы спокойно будете работать на уроке.

2.Актуализация знаний учащихся: вспомните, что мы с вами изучили  на прошлом уроке.

На ваших столах  лежат  тесты по  домашнему материалу.  На  их выполнение вам дается 5      минут.

 Проверьте друг у друга правильность ответов. Ключ  правильных ответов посмотрите  на доске(заранее подготовить и скрыть).

3.Изучение нового материала.

Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. В какой бы уголок Рима мы не заглянем, везде мы встретим этих людей

Он родился свободным

Под отеческим кровом.

Но в железные цепи

Был врагами закован.

Он теперь на чужбине,

Он теперь не свободен-

Никогда не увидит

Он отчизны просторы.

Так о ком идёт речь в стихах? (о рабах). Давайте обозначим тему нашего урока, а теперь заполните первую графу в таблице что я знаю о рабах.

ответьте на вопрос « Что вы хотите узнать о рабах?» (на основании этих записей пишется план урока).

А теперь подумайте,  какова цель нашего урока?

Действительно, цель нашего урока это знакомство с жизнью рабов в Древнем Риме.

 ( После уточнения целей урока, учитель дает задание)

Задание: вспомните основные источники рабства

Вопрос - как вы считаете, какой источник рабства давал больше рабов?

 По ходу ответов заполняем схему в тетради (слайд№ 3):                            

Схема №1

             

 

Учитель: Древний Рим проводил много войн, у него было самое большое количество рабов из всех древнейших государств. Во время I пунической войны римляне захватили в Африке 20 тыс. пленных, при взятии Тарента-30 тыс. пленных, в Карфагене  были захвачены и проданы в рабство-50 тыс. жителей.

Такой приток рабов содействовал быстрому  развитию рабства в Италии и во всем Средиземноморье. Рабы стоили дешево, даже у бедных римлян были рабы. Они широко использовались на разных работах особенно в земледелии. Поэтому в Римском государстве свободный труд становился постыдным.

Вопрос: Вспомните, к чему привело установление долговых камней в Древней Греции?

 (Ответ-многие земледельцы попадали в долговое  рабство )

Проблемное задание: «Какую роль играли рабы в развитии Древнеримского государства?

Решить проблемную задачу нам поможет решение следующих заданий:

  1. Охарактеризуйте, какой род занятий был у рабов.
  2. Определите отношение к рабам в обществе.
  3. Предположите, последствия такого отношения к рабам.

Задание каждому индивидуально.  Работая 10 минут, заполните свою колонку в данной таблице. Задание вы найдете в карточке на столе.

Запись на  доске:

              Таблица «Рабство в древнем Риме»

Рабы в имении рабовладельца

Рабы в богатом доме

Гладиаторы на арене амфитеатра

Ученик №1

Ученик №2

Ученик №3

Динамическая пауза.

Встали дружно, потянулись

Богу солнца улыбнулись!

Богу ГЕБУ наш поклон

Многократным будет он.

Руки вверх к богине НУТ

Пусть немножко отдохнут.

Тело наше сделай круг

Повтори АМОНА  путь

Готовы из знаний

Плести сотни сот

Поможет нам в этом

Бог мудрости ТОТ.

Задание №1:

Охарактеризуйте, чем занимались рабы в имении землевладельца. Могли ли они претендовать на свободу действий?

Найдите материал в учебнике  «Рабы в имении землевладельца». П49 226 стр -227  п.2, в ноутбуке выход в интернет на странице Википедии .

Задание №2

Охарактеризуйте, чем занимались рабы в богатом доме. Могли ли  они претендовать на свободу действий?

Найдите материал в учебнике  «Рабы в богатом доме» П49стр. 227-228 п.3

Задание  №3

Охарактеризуйте, чем занимались гладиаторы . Могли ли они претендовать на свободу действий?

Найдите материал в учебнике  «Гладиаторы на арене амфитеатра» П&49. стр.229 п.4

Презентация изученного материала. Каждый выступает по своему вопросу и подводит итог.

Ученик №1:Имение-зто земельное владение богатого человека.

 Рабы  выращивали оливки, виноград, плели корзины, вязали веревки. Вывод: рабы были основными работниками в хозяйстве землевладельца. Рабы были бесправны. (слайд № 4,5)

Ученик № 2 :Рабы убирали помещение дома, готовили пищу, обслуживали господина, рабы: врачи, секретари, библиотекари. Вывод: рабы были основными работниками в богатом доме. Рабы были бесправны. (слайды № 6,7,8)

Ученик № 3: Гладиаторы – это сильные и ловкие рабы, которых помещали в особые школы, где обучали владеть оружием.

Амфитеатры-специальные сооружения для гладиаторских игр.

Гладиаторы сражались на потеху публике. Гладиаторы были бесправны.

 Вывод по первому заданию: Рабы были бесправными, считались вещью, которой хозяин мог распорядиться как пожелает. Таким образом в Древнем Риме рабы  играли важную роль в развитии хозяйства, но они были бесправными.

Вопрос: Как относились к рабам в древнеримском обществе? (Работает  со слайдом №8, 9).

Вопрос: К чему приводило такое обращение с рабами?

 Эвристическая беседа Работа с иллюстрациями учебника .стр 239

Вывод: Рабы были бесправными, но некоторые не хотели мириться со своим положением.

Сделайте выводы, учитывая проблемное задание:

 «Какую роль играли рабы в истории Древнеримского государства?

(Примерный ответ: Рабы играли основную роль в развитии хозяйства Древнеримского государства, но при этом не имели прав, они пытались бороться за свою независимость).

4.Закрепление материала

Вопрос: Давайте вспомним и сравним основное занятие рабов в Древней Греции и в Древнем Риме? (учебник стр. 142-143 П49, П29,стр.134, 135-136 )

(Ответ: в отличии от Древнего Рима, где рабы выполняли все работы в хозяйстве, в Древней Греции, наоборот, работа, требующая выдержки и творчества, а также в выращивании винограда и оливок рабов не использовали, этим занимались свободные люди.)

Вопрос: Почему рабам в Древней Греции не доверяли важные работы?

(Ответ: Рабы не были заинтересованы в развитии чужого хозяйства).

Вопрос: В каком государстве будет лучше развиваться хозяйство?

(Ответ: В Древней Греции, так как свободный человек заинтересован в результатах своего труда и потому будет стараться.)

Сделайте вывод на проблемное задание нашего занятия:

Ответ: В Древнеримском государстве рабский труд играл важную роль в развитии хозяйства, но рабы не были заинтересованы в процветании  чуждого им государства. Поэтому хозяйство Рима приходило в упадок.

5. Итог урока

Вопрс: Справедливо ли, гуманно ли было обращать пленных в рабство? Ваше отношение к рабству.

Рефлексия: ответьте на вопросы в своей таблице:

- сегодня узнал(а)…

- сегодня научился(ась)…

- понял(а)…

Выставление оценок.

Форма – самооценка + внешняя оценка (листы оценивания)

Учитель комментирует критерии к оцениванию:

Сегодня на уроке я поставил бы себе отметку:

Мою индивидуальную работу  оценили:

Отметка за проверочную работу

 

 

 

отметка за урок:

 

Д/З. параграф № 49

Презентация к уроку «Рабы в хозяйственной деятельности  Древнеримского государства».  

Приложение 1.

Тесты для проверки домашнего задания:

1. Восстановите последовательность событий:        

а) гибель Македонского царства          

б) победа Рима над Сирией                    

в) разрушение Коринфа                                  

г) вторжение римлян в Грецию          

 2. Приведите в соответствие:

а) Антиох 1)древнегреческий писатель                

        и историк        

б) Катон     2) правитель Сирии                            

в) Плутарх  3) римский сенатор                            

Ключ:

1 вариант: г, б, а ,в        

Второй вопрос

1 вариант а-2; б-3; в-1                

Приложение 2.

В отрывке из произведения римского ученого Варона «О сельском хозяйстве» сказано:

Средства обрабатывающие поля делят на две части: на людей и орудия труда…Другие делят инвентарь на три части: обладающей членораздельной речью, издающий нечленораздельные звуки и немой. Первый род включает рабов, второй-быков, третий-повозки. Все поля возделываются рабами, или свободными, или теми и другими. Свободные или сами возделывают, как огромное большинство бедняков со своими детьми, или это батраки и поденщики, выполняющие важнейшие работы, как сбор винограда или сенокос, а также и те, которые у нас именуются кабальными должниками… Не следует приобретать много рабов  той же национальности, так как по этой причине чаще возникают домашние столкновения. Начальствующих рабов нужно награждать так-как это делает их более преданными и привязанными к имению. С прилежными рабами следует обходиться мягче, давать им больше пищи, одежды, освобождать от работы…

Приложение 3

Функции рабов

Голландский учёный Помпа, насчитал 146 функций, выполнявшихся рабами в доме богатого римлянина. В настоящее время после новых исследований эту цифру приходится значительно увеличить.

В каждом имении стоял управляющий, где господа или совсем не вмешивались в дело, или не интересовались участью своих рабов. У управляющего был помощник со штабом надсмотрщиков и мастеров. Ниже стояли многочисленные группы рабочих на полях, виноградниках, пастухов и скотников, прядильщиц, ткачей и ткачих, валяльщиков, портных, плотников, столяров и т. Д... К числу пользовавшихся доверием  принадлежали домоправитель, кассир, бухгалтер, управляющие домами, сдаваемыми внаем, покупщики припасов и т. д.; к числу вторых — привратник, заменявший сторожевого пса и сидевший на цепи, сторожа, придверники, хранители мебели, хранители серебра, гардеробщики, рабы, вводившие посетителей, рабы, приподнимавшие пред ними портьеры, и т. п Были  рабы, которые строили улицы и водопроводы, работали на каменоломнях и в рудниках, служили на бойнях и в разных общественных мастерских (воинских орудий, верёвок, снастей для судов и пр.); они  же занимали при магистратах низшие должности — посыльных, вестников, прислужников при судах, тюрьмах и храмах; они бывали государственными кассирами и писцами.

Приложение 4.

     Основной причиной возникновения гладиаторских игр являлась территориальная экспансия

( захват) Древнего Рима и, как следствие, наплыв огромного количества рабов из завоёванных земель. Первоначально пленных убивали. Со временем обряд видоизменился: обречённых на смерть перестали убивать сразу, а заставили их с мечами в руках сражаться около могилы, и, таким образом, погибал слабый, а сильный оставался в живых, вызывая восторг присутствующих.

В 106 г. до н. э. гладиаторские игры вводятся в число публичных зрелищ. Гладиаторские игры становятся и в столице, и по всей стране любимейшим зрелищем, и это быстро берут в расчёт те, кто хочет выдвинуться. Цезарь в 65 г. до н. э. дал игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Враги его испугались: страшны были не только эти вооружённые молодцы; страшно было то, что роскошные игры стали верным средством приобрести расположение народа и обеспечить себе голоса на выборах

После того, как гладиаторские бои стали просто развлечением, были основаны школы гладиаторов. 90 % гладиаторов оставались в живых, только 10 % погибали по чистой случайности. Раненым гладиаторам оказывалась очень хорошая медицинская помощь, римские врачи славились своим умением лечить резаные раны, а также они оказывали хорошую помощь пострадавшему при переломе, операции они проводили с наркозом (в качестве наркоза использовали опиум), но при внутренних кровотечениях они ничего не могли сделать и гладиатор умирал. После одного боя гладиатор получал примерно жалование одного римского солдата за год, а за две победы гладиатор мог позволить себе отдельную комнату в школе гладиаторов и статуэтку для молитв. Гладиаторские бои проводились с участием судьи.

  В случае, гладиатор был ранен и не мог сражаться его участь решалась публикой. В зависимости от мнения толпы, победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. В играх, проводившихся в самом

Приложение 5.

Индивидуальное задание.

Римский рабовладелец был хозяином жизни и смерти раба. Известен один жестокий господин, который за малейшую провинность бросал своих невольников в домашний пруд на съедение прожорливым рыбам. Большинство же римлян относились к рабам как к рабочей скотине: их держали в сносных условиях, но не жалели. Старых и больных рабов продавали на сторону или ссылали на остров Эскулапа, где они были обречены на смерть; провинившихся секли и заставляли трудиться в поте лица. Нерадивые сельские рабы попадали в домашнюю тюрьму-эргастул; на них налагали цепи, их ставили на самые тяжелые работы- таскать воду и вращать мельничные жернова. Непокорные городские рабы наказывались плетью и ссылкой в деревню. За преступления ( воровство, побег, хулиганство) невольников забивали в колодки, истязали на дыбе или даже казнили, распиная на кресте. Казнь на кресте предназначалась только для рабов и разбойников, более почтенным преступникам рубили головы. Разрешалось также допрашивать рабов под пыткой, в то время как свободных граждан нельзя было пытать ни при каких обстоятельствах. Тяжелейшим наказанием для раба была продажа его в каменоломню, на рудник (в шахту) или в гладиаторскую школу. Гладиаторские сражения были позорным явлением римской жизни.

Положение рабов Древние писатели оставили нам много описаний ужасного положения, в котором находились римские рабы. Пища их по количеству была крайне скудная, по качеству никуда не годилась: выдавалось именно столько, чтобы не умереть с голоду. А между тем труд был изнурительный и продолжался с утра до вечера. Особенно тяжело было положение рабов на мельницах и в булочных, где нередко к шее рабов привязывали жернов или доску с отверстием посредине, чтобы помешать им есть муку или тесто, — и в рудниках, где больные, изувеченные, старики и женщины работали под кнутом, пока не падали от истощения. В случае болезни раба его отвозили на заброшенный «остров Эскулапа», где ему и предоставляли полную «свободу умирать». Катон Старший советует продавать «старых быков, больной скот, хворых овец, старые повозки, железный лом, старого раба, больного раба и вообще все ненужное». Жестокое обращение с рабами было освящено и преданиями, и обычаями, и законами. Лишь во время Сатурналий рабы могли чувствовать себя несколько свободно; они надевали шапку отпущенников и садились за стол своих господ, причём последние иногда даже оказывали им почести. Все остальное время над ними тяготел произвол господ и управляющих. Цепь, кандалы, палка, бич были в большом ходу. Нередко случалось, что господин приказывал бросить раба в колодец или печь или посадить на вилы. Выскочка из вольноотпущенников Ведий Поллион за разбитую вазу велел бросить раба в садок с муренами. Август приказал повесить на мачте раба, убившего и съевшего его перепелку. В рабе видели существо грубое и нечувствительное и поэтому наказания для него придумывали возможно более ужасные и мучительные. Его мололи в мельничных жерновах, облепляли голову смолой и сдирали кожу с черепа, обрубали нос, губы, уши, руки, ноги или подвешивали голого на железных цепях, оставляя на съедение хищных птиц; его распинали, наконец, на кресте. «Я знаю, — говорит раб в комедии Плавта, — что моим последним жилищем будет крест: на нём покоятся мой отец, дед, прадед и все мои предки». В случае убийства господина рабом подвергались смерти все рабы, жившие с господином под одной крышей. Только положение рабов, служивших вне господского дома — на судах, в магазинах, заведующими мастерских — было несколько легче. Чем хуже была жизнь рабов, чем тяжелее работа, чем суровее наказания, чем мучительнее казни, тем сильнее рабы ненавидели господина. Отдавая себе ясный отчёт в том, какие чувства питают к ним рабы, господа, как и государственная власть, много заботились о предупреждении опасности со стороны рабов. Они старались поддерживать несогласия между рабами, разобщать рабов одинаковой национальности.

Интересно, что внешне рабы ничем не отличались от свободных граждан. Они носили ту же одежду, в свободное время ходили в термы, театры, на стадионы. Вначале, рабы имели специальные ошейники с именем владельца, которые были быстро отменены. Сенат даже вынес на этот счет специальное положение, смысл которого был в том, чтобы рабы не выделялись среди граждан, чтобы они (рабы) не видели и не знали, как их много.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок истории древнего мира Рабство в Древнем Риме

Слайд 2

Цель нашей совместной работы: узнать о жизни рабов в Древнем Риме. Задачи: Определить основной источник рабства Рассмотреть труд рабов Выявить отношение к рабам римлян.

Слайд 3

Источники рабства

Слайд 5

Проблемное задание: «Какую роль играли рабы в истории Древнеримского государства?

Слайд 6

Решение проблемного задания Охарактеризуйте, какой род занятий был у рабов. Определите отношение к рабам в обществе. Предположите, последствия такого отношения к рабам.

Слайд 7

«Рабство в древнем Риме » Рабы в имении рабовладельца Рабы в богатом доме Гладиаторы на арене амфитеатра Ученик №1 Ученик №2 Ученик №3

Слайд 8

Алгоритм работы 1. Внимательно прочтите задание. Определите суть вопроса. 2. Прочитайте соответствующий текст в учебнике, в дополнительной литературе. 3. Возьмите лист бумаги и запишите ключевые понятия. Если нужно составьте схему. 4. Проанализируйте полученный ответ, сопоставьте с вопросом задания. 5. Оформите ответ на поставленный вопрос. 6. Сделайте вывод.

Слайд 9

Все рабы были бесправны, считались вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.

Слайд 11

Проблемное задание: «Какую роль играли рабы в истории Древнеримского государства?

Слайд 12

Рефлексия: ответьте на вопросы в своей таблице: сегодня узнал(а)… сегодня научился(ась)… понял(а)…

Слайд 13

Домашнее задание Прочитать параграф 49 и ответить на вопросы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"

Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...

Урок истории в 5 классе по теме " Рабство в Древнем риме"

Урок истории5-й классТема: Рабство в Древнем РимеЦель: познакомить учащихся с особенностями рабовладения в Древнем Риме.Задачи: 1. Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме, выяснить исто...

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

Содержание данной разработки включает в себя различные современные образовательные технологии....

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"...

Урок истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

Форма проведения урок - знакомство с новым материалом с использованием театрализованного представления и музыкальным сопроводением...

Презентация по истории Древнего мира на тему "Рабство в Древнем Риме", 5 класс.

Рабство Древнего Рима – одна из темных страниц в его истории, противоречивый срез общественной жизни нескольких веков до нашей эры. Но современная «работа» во многом происходит ...

Презентация к уроку истории в 5 классе на тему "Рабство в Древнем Риме"

Данную презентацию можно ипользовать на уроках истории в 5 классе при изучении темы "Рабство в Древнем Риме".  Она станет отличным помощником учителя....