Урок истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Форма проведения урок - знакомство с новым материалом с использованием театрализованного представления и музыкальным сопроводением

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_v_5_klasse_rabstvo_v_drevnem_rime.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  истории в 5 классе

по теме  «Рабство в Древнем Риме».

Кононова Н.А., учитель истории

Цель урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.

Задачи урока.

Образовательная: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме;

расширить представление обучающихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме;

Развивающая: развитие умений работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и участникам;  развитие коммуникативных навыков, создать условия для творческой самореализации личности;

Планируемые результаты:

Предметные: Знают источники рабства, условия жизни рабов; могут охарактеризовать положение рабов

Метапредметные: Умеют находить нужную информацию в различных источниках, анализировать, делать обобщения Личностные: Выражают личное отношение к явлению рабства

Форма – знакомство с новым материалом с использованием театрализованного представления и музыкальным сопровождением

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое   состояние не покидало вас в течение всего урока.

Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами!

II. Повторение изученного.

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. А сейчас давайте перелистаем страницы истории этого замечательного государства и вспомним, что мы о нем знаем. Внимательно послушайте стихотворения и закончите их необходимыми словами.

Чтоб Италию на карте
Отыскать в короткий срок,
Запомни, нужно полуостров
Найти, похожий на...
(сапог).  Слайд 1
Конечно, путь туда не близкий,
На полуостров ...
(Аппенинский). слайд 2
Довольно труднопроходимы
Крутые горы ... (
Аппенины). 

(Сл. Показ по карте )
Там, где Тибр полноводный
Течет в зеленые долины,
Селились в древности глубокой
Трудолюбивые ... (латины).
До сей поры в музее Римском
Ей даже памятник хранится.
И как же тут не удивиться,

Что малышей спасла ... (волчица).

Ромул дал названье месту,
Это потому, что им
Был основан город ... (Рим)

(слайд показ )

III. Переход к изучению новой темы.

  Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. И в какой бы уголок мы ни заглянули, везде нам встретятся множество рабов.

-

- О чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (тема урока “Рабство в древнем Риме”.  ) Слайд

Подумайте и скажите, какова цель нашего урока.

Сегодня на уроке я хочу

  • узнать …;
  • выяснить…;
  • понять… .

Да, действительно, сегодня мы с вами должны познакомиться с жизнью рабов в Древнем Риме.

IV. Изучение новой темы.

План.

  1. Источники рабства.
  2. Труд рабов в доме рабовладельца.

Работа с понятийным аппаратом.

На рубеже 2-1 веков до н.э. рабы создали богатство римского общества. Кто же такие рабы? “Подбери слово”- цепочка синонимов, определений и т.д. к словам раб и рабовладелец. Может быть, вы знаете? (слайд 6)

Раб – это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

Рабовладелец – собственник, хозяин рабов. (слайд 7)

1.Источники рабства. (запись в тетради)

 Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: “Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет”.

? Как вы понимаете эти слова?

?  - В Древнем Риме рабов называли «Говорящими орудиями», подберите факты иллюстрирующие это высказывание? ( в течении урока)

? А откуда же в Риме было столько рабов? Ответ на этот вопрос мы сейчас попытаемся найти.

 ? Вспомните откуда брали рабов в уже изученных вами государствах, и подумайте какими были источники рабства в древнем мире?

?  Какой источник играл важнейшую роль? (Показ рисунка. слайд 

- как люди попадали на «рынок рабов»?

?- Одной ли они национальности? (слайд 8)

?Что с ними делали на рынке?

?- Кто покупал рабов?

? Для чего  покупались рабы?

Составление схемы и  запись схемы в тетради

Рабство в Риме

работорговля          преступники     наследованное рабство       пленники      долговое рабство

 (слайд 9)

Главными источниками рабства были войны. Наместники провинций делали рабами должников.

  1. Труд рабов в сельском хозяйстве.

- Где использовался труд рабов? (слайд 10)

     Труд рабов применялся в различных областях жизни римского общества:

1) в сельском хозяйстве, в имении римских землевладельцев,

2) на рудниках и каменоломнях, в домах богатых и знатных римлян, часть рабов становилась гладиаторами.

  1.  Работа с историческим документом.

Сейчас я предлагаю вам познакомиться с тем, как использовался труд рабов в сельском хозяйстве. Ребята, возьмите печатные листочки. Каждый про себя внимательно прочитайте текст и вопросы к нему. Найдите ответы в тексте документа. Можно работать с карандашом. Времени на работу даётся 5 минут.

Марк Порций Катон. Земледелие.
Марк Порций Катон (234—149 гг. до н.э.) — видный государственный деятель, оратор и историк.
В трактате “Земледелие” он дал описание виллы, типичной для центральной Италии.

Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. Содержание рабов

Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой — по 4 модия (8,75 л) пшеницы, в летом — по 4,5.

Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274 л) на день.

Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых — таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут : съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547 л), модия соли хватит каждому на год.

Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год...

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.— С. 194-196.

Вопросы к документам.

  1. Где применялся труд рабов? (Докажите свое мнение строчками из документа)
  2. Как содержались рабы? (Докажите свою мысль строчками из документа)

  1.  Просмотр видеофрагмента   из к/ф «Спартак» - « Работа рабов на рудниках и каменоломнях»

? Составьте работу рабов, которые работали в с/х и работу на рудниках и каменоломнях?

Физкультминутка.

2. Труд рабов в доме рабовладельца.

(показ сценок - Приложение)

Беседа после сценок:

? Где применялся труд рабов, кроме работ в с/х и на рудниках?

3. Гладиаторы

В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами.  (слайд 11)

IV. Закрепление изученного.

Итак, ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов, как в Риме. Первая особенность была результатом победоносных войн Рима, вторая – связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной.

1. В каких отраслях хозяйства рабский труд был наиболее распространен?

2. Прав ли был сенатор, говоря о римском обществе как о самом справедливом и совершенном, в котором рабов не следует брать в расчет?

Сегодня на уроке я:

- узнал(а)…

- выяснил(а)…

- понял(а)…   (слайд 12)

Выставление оценок.

Домашнее задание: п. 49 , вопросы после параграфа.

Приложение

Сценки

«Классическое рабство и богиня Диана»

Действующие лица:

  1. Автор
  2. Жрецы(2)
  3. Рыбы (5)
  4. Господа(4)
  5. Вольный слуга (Герон)
  6. Диана

Реквизит:

  1. Декоративные колонны
  2. Изображение (фасад храма богини Дианы)
  3. Лук и стрелы
  4. Меч
  5. Священное дерево(искусственный цветок)
  6. Волшебная пыльца(конфетти)
  7. Кусок хлеба
  8. Однотонные ткани(1,5-2м)12шт.
  9. Яблоко

Автор:

О ДРЕВНИЙ РИМ,

Как ты прекрасен,

И множеством богов храним.

И светел ты и в меру ясен,

Но мы сейчас поговорим

О самом низшем населении,

О рабском классе, их судьбе,

И о Диане- их спасенье,

Богине рощ всех на Земле.

И так, начну рассказ, наверное,

И обращусь к одной легенды я.

Легенда это такова, с Дианы начата она.

(историческая справка)

Богиня Диана- покровительница животных, цветущих полей, зеленых рощ и лесов, где она иногда охотилась. Ее особенно почитали сельские жители, которым она облегчала тяжелые труды и помогала при врачевании болезней людей и животных.

Царь Сервий Туллий возвел 1-й храм Дианы на Авентинском холме в Риме, и поскольку храм был заселен людьми среднего достатка или просто бедняками, то она стала покровительницей низших классов(плебеев и рабов). Само святилище Дианы Арицинской находилось неподалеку от прекрасного озера, окруженного лесными горами.

(начало действий)

Здесь же храмом зеленела роща около целебного источника. В этой роще мог укрыться любой беглый раб или преступник, но для того, чтобы получить убежище, он должен стать, жрецом богини, сорвав ветвь со священного дерева. При этом он должен был вступать в бой со жрецом, который охранял священную рощу, и убить его, чтобы занять освободившееся место.

(Выходит Диана)

Диана:   Здравствуй, добрый человек!

               Я вижу ты мой новый жрец!

               Откуда ты?

Жрец:    Я беглый раб из Рима,

Мне тяжело так жилось,

Ведь я - военнопленный,

Мне выбрать не пришлось.

Жил раньше в Карфагене я,

И амфоры я делал.

А после сделали меня работником полей,

Теперь не мастер амфор я,

А раб! И даже не плебей.

Кормили плохо, голодал,

Поэтому я исхудал.

Диана:    (протягивает яблоко)

Попробуй, добрый человек

Мой сладкий, вкусный плод,

А я поведаю тебе, как рабский там живет народ.

Такой как ты или другой,

Но в общем, следуй ты за мной.

(выходят на площадь, где находится 3 группы людей, накрытые плотными тканями. Диана посыпает волшебной пыльцой 1-ю группу.)

Сцена 1: «раб- библиотекарь»

Автор:       Обычный день. РАБ навел порядок в библиотеке, и тут пришел хозяин.

Хозяин:     Дай мне книгу с легендой о создании Рима.

(пока раб берет отворачиваясь книгу, хозяин проверяет стол на наличие пыли, но ее не находится. Раб аккуратно подает книгу.)

Раб:    Вот, возьмите, мой господин!

Хозяин:   Я вижу у тебя чисто здесь, книги правильно расставлены, видимо , ты следишь за порядком в библиотеке. За это я тебе дам тебе сегодня двойную порцию еды.

Раб:      Благодарю, мой господин!

(Диана посыпает волшебной пыльцой 2-ю группу)

Сцена 2: «раб- ремесленник»

Хозяин(гневно):   Бездарь! Ты разбил амфору! За это, я лишаю тебя нового рабочего материала!

Раб:   Но господин…

Хозяин:   Молчать! Тебе слово не давали! (замахивается, чтобы ударить, и они замирают)

(Диана посыпает волшебной пыльцой 3-ю группу)

Сцена 3: «рабы-военнопленные»

Хозяин: (осматривает закованных в цепи рабов):

              Так, крепкий! Пойдешь на полевые работы и ты тоже!

              А кто из вас умеет писать?

Один из рабов:    Я!

Хозяин:    Будешь у меня писарем!(зовет слугу)

                  Герон, уведи их!

ГЕРОН   (уводит, и они замирают)

Выходит ЖРЕЦ и вместе со всеми рабами:

Пусть мы рабы,

Но мы особы класс.

У всех есть покровитель-

Хранит Диана нас.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока по истории и математике с использованием ИКТ в 5 классе по теме: «Архитектура Древнего Рима и ее геометрические формы»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по истории по теме «Культура Древнего Рима» и математике по темам «Действия с дробями», «Геометрические фигуры» и по истории по теме «Древний Рим», пока...

Урок логического мышления на Тему "Рабство в Древнем Риме" 5 класс

Урок логическогомышления,разработан на основе методики В.В.Шогана....

Презентация к уроку истории 5 класс Обобщение по теме "Древний Восток"

Данную презентацию можно использовать при подготовке  к уроку истории 5 класс Обобщение по теме "Древний Восток"...

ЭОР конспект урока и презентация на тему Рабство в Древнем Риме 5 класс

ЭОР содержит  конспект урока и презентацию  рабство в Древнем Риме 5 класс...

Урок истории 5 класс "Письменность и знания Древних Египтян"

Урок знакомство с новым материалом по теме "Письменность и знания Древних Египтян"...

Рабочий лист урока истории 5 класс "Завоевание Римом Италии"

Рабочий лист урока истории  для 5 класса по теме "Завоевании Римом Италии" (используется как один из вариантов дистанционного обучения)...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...