Программа внеурочной деятельности "Народоведение"
рабочая программа по истории (5 класс)
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 43.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Таловская СОШ»
.
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАРОДОВЕДЕНИЕ»
( 5-6 КЛАСС, 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
Составитель:
Хусаинова Айслу Сеялхановна,
учитель истории,
1 квалификационной категории
2019 год
Пояснительная записка
Сегодня наше общество усилено пытается решить проблему снижения нравственного уровня современных детей. Социологи объясняют это научно-техническим прогрессом и урбанизацией, которые разрушают нравственные устои общества и первыми от этого страдают дети, как наименее психологически и социально не защищённые.
Александр Солженицын заметил, что «источник силы или бессилия общества – духовный уровень жизнь, а уже потом – уровень промышленности. Одна рыночная экономика и даже всеобщее изобилие – не могут быть венцом человечества. Если в нации иссякли духовные силы – никакое улучшенное промышленное развитие не спасёт её от смерти, с гнилым дуплом дерево не стоит».
Общество нуждается в нравственной эволюции.
Чтобы направить усилия в решении этой проблемы в нужное русло, необходимо обратить взоры на народные традиции, использовав их, прежде всего, в воспитании подрастающего поколения,
По статистике, в тех странах, где сохранены национальные традиции, и дети являются носителями родной культуры, нравственный и интеллектуальный уровень детей и молодёжи достаточно высок.
Такая закономерность объяснятся тем, что традиционная культура располагает положительным опытом воспитания детей, накопленным многими поколениями.
Традиционные правила народной педагогики удивительно точно соответствуют законам физического, психологического и психофизиологического развития детей. Все приёмы и средства народной педагогики прошли многовековую проверку и были направлены на воспитание полноценного члена общества. В современном воспитании ребёнка умелое использование народной педагогики могло бы принести хорошие плоды.
Одним из мощных традиционных средств воспитания, является приобщение к народной культуре. Современные дети мало знакомы с её жанрами, а самая негативная тенденция в том, что сегодняшнее поколение не являются его носителями, а значит, происходит неполная социализация личности ребёнка в современных условиях.
О важности присутствия в жизни ребёнка огромного пласта народной педагогики, а именно, – детского фольклора, пишет Г.С. Виноградов: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор».
Чтобы восстановить интерес к народному творчеству, педагогам необходимо использовать приёмы народной педагогики, которые приемлемы в современных условиях. Здесь огромную роль может сыграть фольклор, все жанры которого в основном адресованы правому полушарию, отвечающему за образное мышление и эмоции.
Факультативный курс “Народоведение” посвящён изучению истории, традициям, культуре русского народа.
Современный учитель, признавая неизбежность реформирования, должен всегда указывать на идеал тысячелетней культуры, идеал, связанный с поиском красоты, добра и правды. Русская культура в руках педагога позволяет привить учащимся нравственные качества.
В основе программы факультативного курса «Народоведение» 5-6 классов взята за основу авторская программа М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение».
Цель курса: духовно - нравственно - эстетическое развитие детей, т.е. привитие детям духовной красоты через радостное восприятие мира. Жизни русского народа. Основное направление работы - воспитательное; пробуждение интереса к своей культуре и любви к своей земле, к своему народу.
Задачи курса: Образовательная задача - ознакомление с традициями, обрядами, праздниками, произведениями русского фольклора, с историческими условиями жизни русского человека ( для этого в программе отводится специальная графа «Исторический экскурс»).
Развивающая задача – развитие художественно-эстетического вкуса через красоту народной культуры.
Важнейшей задачей курса является здоровьесберегающая задача. Снятие общего умственного и нервно-психического напряжения. Повышение эмоциональной стабильности. Эта задача может быть решена сама по себе, если ребенок получит радость и удовольствие от уроков.
Предлагаемая в рабочей программе система работы состоит из трех основных элементов:
- Знакомство с народным творчеством и народной культурой;
- Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины,
понимание исторических корней современной культуры;
- Осмысление места своей семьи и себя самого в истории и народной культуре.
Реализация этих элементов осуществляется последовательно, от пятого класса к шестому.
Дети знакомятся с лучшими образцами народного творчества, участвует в народных праздниках, становится сознательным свидетелем традиций. При этом учителем заостряется внимание на местных особенностях всех изучаемых явлений культуры, выделяется их сходство и некоторые различия с памятниками народной культуры и фольклора других мест России.
В пятом и шестом классах учащийся вместе с учителем задается вопросами: почему возникли те или иные явления народной культуры? О чем свидетельствуют они? Отвечая на эти вопросы, дети знакомятся с основными вехами истории России, узнают о Великих Русских городах: Древний Киев, Великий Новгород, Москва, Санкт-Петербург, открывают для себя историю возникновения Камчатки, расширяют знания о родном крае, его географии, истории, культуре, рассматривают связь современной культуры с историческими корнями и. осознают исторические корни народной культуры. Дети собирают генеалогические сведения, изучают происхождение своего имени, рассказывают о традициях своей семьи, определяют себя з историческом времени и культурном пространстве.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей, создавая свой творческий исследовательский проект (выставки, тематические экспозиции).
Ожидаемые результаты
Требования к знаниям и умениям.
К концу обучения по курсу « Народоведение" учащиеся должны знать:
- что такое устное народное творчество, загадки, скороговорки, считалки, прибаутки, пословицы и потешки;
- историю возникновения различных праздников;
- традиции и обряды России;
- особенности Сибирской одежды в XVIII-XIX вв;
- отличие народной песни и авторской;
- различные народные игрушки России;
- историю возникновения первых икон на Руси.
Учащиеся должны уметь:
- отличать пословицы и поговорки;
- исполнять народную песню;
- отличать различные виды росписи;
- проводить русские народные игры;
- изображать элементы русского народного костюма;
- понимать смысл библейских легенд.
По окончании обучения по данной программе дети должны знать и уметь различать малые разделы русского фольклора, знать и уметь величать свою семью, освоить практические умения по изготовлению изделий некоторых промыслов {глиняная игрушка, глиняная посуда, роспись игрушки и посуды, элементы вышивки и т.д.), получить навык самостоятельного поиска материала и его использования в жизни.
Знать исторические места Камчатского края, традиционные крупнейшие христианские праздники, уметь организовывать игру, хоровод, быть исполнителем любой роли праздников, предусмотренных программой, владеть навыком плетения из шнурков, исполнять народные песни. Знать исторические основы о древних славянах, о традиции построения славянского жилища, о видах одежды, оружия славян.
***Планирование курса используется в соответствии с временами года, время празднования праздника по календарю по усмотрению учителя занятия можно менять местами.
Освоение детьми программы «Введение в народоведение» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Личностные результаты изучения рабочей программы являются:
- в ценностно - ориентационной сфере:
- формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, ее культуру и традиции, знание и уважение народных и государственных праздников.
- осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.
-познакомиться с играми разных народов и их проводить.
- с традициями и обрядами построения дома и его убранства; с традициями и обрядами жизненного пути человека;
- получит возможность овладеть навыками изготовления изделий некоторых промыслов В целостно - ориентационной сфере:
- формировать духовно - ценностное отношение к жизни , к истории народа и его культуре, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
- понимать и уважать культуру разных народов; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.
В коммуникативной сфере
- организовывать диалоговые формы общения в парах, группах.
В эстетической сфере:
- реализовывать творческий потенциал в собственной творческой деятельности;
- формировать единство духовного, эмоционального и интеллектуального восприятия;
- проявлять устойчивый интерес к истории , традициям своего народа В трудовой сфере:
- применять накопленный опыт в своей деятельности.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием познавательной литературы, строить речевые высказывания в устной и письменной речи.
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве и прикладном искусстве нашего народа;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-проводить сравнение и классификацию по данным критериям
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно - познавательного интерес к изучению обрядов и традиций русского народа , как одному из видов знакомства отечественной культурой;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
В трудовой сфере :
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении творческих работ
- формирование представления а трудовой деятельности как источнике материальной и духовной культуры, уважения к труду и его результатам;
- заложить основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим,, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
в познавательной сфере:
- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества
Метапредметные результаты изучения программы являются:
- в развитии духовно - нравственного типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
- в способности аргументировать свою точку зрения по отношению различным вехам жизни наших предков.
- в получении опыта восприятия произведений изобразительного и декоративно - прикладного искусства как основы формирования коммуникативных умений,
В области предметных результатов изучения программы ученик получит возможность познакомиться и научиться: в познавательной сфере:
- отличать рукотворную и нерукотворную культуру; приводить примеры этих видов культур;
- с видами русского и местного фольклора; с историей возникновения праздников, появлением традиций и обрядов русского народа;
- отличать народную и авторскую песню, исполнять народную песню.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, е том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
-использовать речь регуляции своего действия;
- формировать собственное мнение и позицию;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалоговой формой речи,
В результате занятий по « Народоведение» у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, гордость за свой народ.
Оценка планируемых результатов освоения программы Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в сборе информации, участие в массовых мероприятиях, создании выставок своего мастерства и портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
- тематические - по итогом изучения разделов, тем;
- итоговые - в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио - это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Содержание курса
5-6 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол- во часов | Содержание деятельности | |
Теоретическая деятельность | Практическая деятельность | |||
1 | Откуда Русская земля стала есть. Где жить там и слыть | 1 | Обучающие занятия | |
2 | Имена родного края( имена коренных народов Камчатского края» | 1 | Обучающее занятие | Поиск: «легенда о возникновении названия реки Энычайваям» |
3 | Чуден свет – дивны люди | 1 | Обучающее занятие | Работа с картой. Работа с лентой времени |
4 | Соседство – взаимное дело | 1 | Обучающее занятие | Чтение книги «Повесть временных лет» |
5 | Соседство – взаимное дело | 1 | Обучающее занятие | Работа с картой. |
6 | Были три брата | 1 | Обучающее занятие | Составление карты «из варяг в греки» |
7 | Земля камчатская. | 1 | Обучающее занятие | Поиск: «история Земли Камчатской». Рисование природы родного края |
8 | Петропавловск-Камчатский, а постарше старого | 1 | Обучающее занятие | Поиск: значение слова Русь. Сообщение о первых князьях |
9 | Что город, то норов, что край, то обычай, что народ, то и вера | 1 | Обучающее занятие | Рисование языческих талисманов |
10 | Веру переменить – не рубашку переодеть | 1 | Обучающее занятие | Поиск: откуда пошла славянская письменность |
11 | Краше красного солнышка, светлее ясного месяца | 1 | Обучающее занятие | Знакомство с религиями |
12 | Как поживешь, так и прослывешь | 1 | Обучающее занятие | Чтение книг. Знакомство с былинами |
13 | Князья земли русской | 1 | Обучающее занятие | Поиск: героический эпос, песни о богатырях |
14 | Матушка Москва – золотая голова | 1 | Обучающее занятие | Проект: князья Москвы |
15 | Куликовская битва | 1 | Обучающее занятие | Поиск: подвиги Дмитрия Донского |
16 | Грозой или милостью | 1 | Обучающее занятие | Работа над пословицами и загадками о книгах |
17 | Знакомство с землей Камчатской | 1 | Обучающее занятие | Поиск: как описывается в литературе земля Камчатская |
18 | Не продажное, а заветное Не только звону, что в Москве | 1 | Обучающее занятие | Работа в группах: создание герба |
19 | Заветная святыня | 1 | Обучающие занятия | Изображение монастырей (церквей) |
20 | О делах праведных | 1 | Обучающее занятие | Рассуждения о делах праведных |
21 | Знакомство с камчатским народом | 1 | Обучающее занятие | Работа с картой |
22 | Родная земля – мягкая постель | 1 | Обучающее занятие | Поиск: люди, прославившие наш край |
23 | У каждого времени свои песни | 1 | Обучающее занятие | Сообщения о героях земли русской |
24 | Путешествие в древнюю Сибирь | 1 | Обучающее занятие | Поиск: промыслы народов Сибири |
25 | Киев – мать, Новгород – отец, Петербург – голова, Смоленск - щит | 1 | Обучающее занятие | Сообщения о великих полководцах |
26 | Великая победа 1812 | 1 | Обучающее занятие | Поиск: стихи, песни, картины о войне 1812 года |
27 | Иное время – иное бремя | 1 | Обучающее занятие | Поиск: известные писатели Советского Союза |
28 | Великая Победа! | 1 | Обучающие занятия | Подготовка мини-проекта |
29 | На незвано – не ходи, на нестлано – не ложись | 1 | Обучающее занятие | Поиск: стихи, песни о войне |
30 | Все для фронта – все для победы | 1 | Обучающее занятие | Подготовка к конкурсу рисунков. |
31 | Камчатка - фронту | 1 | Обучающее занятие | Защита проекта |
32 | Земля родная, Родина моя | 1 | Обучающее занятие | Поиск: изобретения русских ученых |
33 | Ярмарка народная | 1 | Обучающее занятие | Сообщение о развитии художественных промыслов |
34 | Итоговое занятие | 1 | Своя игра «Люби и знай свой край» |
Список рекомендуемой литературы для педагога
1. Зимин В. И., Спирин А. С. Пословицы и поговорки русского народа. Большой объяснительный словарь. М.: Цитадель, 2008
2. Кинеман А. Детские народные подвижные игры. М.: Просвещение, 1995
3. Кислицына Т. Г. Русская семья. Праздники и традиции. М.: Белый город, 2009
4 Марина З. Лепим из пластилина. СПб.: Кристалл, 1997
5 Можаева Е. М., Хейвиц А. Матрешка. – Москва, 1976
6.Смирнов Ю. И. Славянские мифы. СПб.: Паритет, 2006
7. Степанов В. Русские пословицы и поговорки в играх. М.: АСТпресс, 1998
8. Шаньгина И. И. Русские традиционные праздники. СПб.: Азбука-классика, 2008
9. Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе. М.: Новая школа, 1997
Список рекомендуемой литературы для учащихся
1 Астахова Н. В. Русский быт. М.: Белый город, 2011.: цв. Иллюстрации в пер. (ист. Росс)
2 Берсенева К. Г. Русские пословицы и поговорки. М.: ЗАО Центрополиграф, 2004
3 Гераскина Е. Легенды и сказки древних славян. М.: Эгмонт Россия ЛТД, 2002
4 Горелов А. А. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. Л.: Лениздат, 1983
5 Медведев Ю. М. История России. Сказки. Предания. Легенды. М.: АСТ: Астрель, 2001
6 Ситников В. П. Кто есть кто в мире мифологии и религии. М.: АСТ: Слово, 2010
7 Я познаю мир. Великие люди России: энциклопедия. М.: АСТ: Астрель, 2007
8 Я познаю мир. Великие писатели: энциклопедия. М.: АСТ: Астрель, 2008
9 Я познаю мир. Праздники народов мира: энциклопедия. М.: АСТ: Астрель, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
- Мне нравится (1)