Открытый урок по истории "Путешествие в Древний Египет"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Урок обобщения и систематизации знаний, и способов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого урока "Путешествие в Древний Египет" | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Китовская СШ
Открытый урок:
«Путешествие в Древний Египет»
(урок обобщения и систематизации знаний)
Учитель истории
Уварова Лариса Валериевна
Шуя 2019
Тема урока: «Путешествие в Древний Египет»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, и способов деятельности.
Цели урока:
Образовательная:
- организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении темы «Древний Египет»;
- организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий обучающихся по данной теме.
Развивающая:
- содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работе с картой, историческими источниками, самостоятельно делать выводы, выделять главное, высказать своё мнение, оперировать понятиями и терминами, логически мыслить, умение работать в группе.
Воспитательная:
- способствовать воспитанию культуры общения, умению выслушать собеседника.
Оборудование: | Компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, карта «Древний Египет», карточки с заданиями |
Учебник: А. А. Вигасин, Г. И. Годер и И. С. Свеницкая «История Древнего мира».
План урока:
- Организация позитивной мотивации деятельности обучающихся на уроке.
- Актуализация субъективного опыта и совместная постановка целей урока.
- Обобщение и систематизация знаний обучающихся.
- Физкультминутка.
- Организация контроля и самоконтроля.
- Подведение итогов урока.
- Информация о домашнем задании. Рефлексия
Ход урока:
- Организационный момент. Создание позитивной мотивации.
- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас всех здоровыми, добрыми, с хорошим настроением и готовыми к большой работе.
- Для нашей работы нам необходимо сконцентрировать свою память, внимание, смекалку, острое зрение. Вы должны быть готовы прийти на помощь друг другу.
- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости и у вас есть возможность показать свои знания.
2. Актуализация субъективного опыта обучающихся.
- На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с историей Древнего государства.
- Как называется это государство? (Древний Египет.) (Слайд №1)
- А что сегодня нам предстоит сделать на уроке? (Повторить.)
- Верно! Сегодня нам нужно повторить, закрепить наши знания по истории, а может узнать что-то новое и тем самым продвинуться на шаг вперед в развитии. (Слайд №2)
- Я предлагаю всем продолжить путешествие в историю Древнего мира.
- Все готовы к путешествию? (Да.)
- Мы сможем переместиться в Древнее государство Египет, только если правильно сделаем вычисления. Нам нужно узнать, насколько лет назад надо переместиться.
- Какие даты нам нужно вспомнить? (3000г. до н.э. + 2019г.)
- Возьмите, пожалуйста, листки-папирусы и произведите расчет. Один человек работает у доски. (5019 лет.)
- Верно! На 5019 лет назад нам нужно переместиться. Отправляемся в путь!
3. Обобщение и систематизация знаний.
- Нашими спутниками в пути будут египетские боги. Но боги могут не только помогать, но и сильно наказывать. Мы с вами постараемся задобрить их своими знаниями, а они их оценят.
- Первый бог, который нас встречает. Как египтяне называли его?
(Амон-Ра - бог Солнца) (Слайд № 3)
- Он благословляет нас в добрый путь.
- Эта страна полна тайн и загадок. И вот первая тайна - тайна старинной рукописи. Рукопись очень старая и некоторые части текста уже стерты. Но именно она снабдит нас необходимыми данными, если мы восстановим ее текст.
Восстановить текст: Эта страна называется (Египет.)
Она расположена вдоль полноводной реки (Нил),
которая впадает в (Средиземное море.)
Люди этой страны занимаются (земледелием.)
Чтобы попасть в эту страну, воспользуйтесь картой
Схема путешествия по станциям:
- Чтобы пройти все эти станции, надо приложить все ваши знания, умения, навыки – всё то, что мы изучали, чему научились за это время.
Станция 1 «Географическая» (Слайд № 4)
Подготовить развёрнутый ответ на вопрос:
Всем известно и не ново: Карта – важная основа. Битвы, действия и страны Вам укажет неустанно. Если есть у вас желанье, Приступаем. Всем внимание! |
- На первой станции «Географическая» вам предстоит выбрать карту Древнего Египта из нескольких карт.
- Как вы ее опознали? (Река Нил, Средиземное море, Красное море, дельта, пороги, оазисы, пирамиды)
- Мы перемещаемся на следующую станцию - «Реставрация». На которой вам предстоит показать свои умения работать с предметами Древнего Египта.
Станция «Реставрация»
(Слайд № 5)
Учитель называет признаки предмета, учащиеся должны отгадать предмет:
- это огромное здание в 50 этажей...
- в нем никто не жил...
- оно построено вручную из огромных блоков известняка (Пирамида.)
- это приспособление, позволяющее поливать земли Египта...
- при помощи него поливали сады и огороды, куда не доходила вода во время разлива реки...
- оно напоминает наш колодец-журавль (Шадуф.)
- высокий тростник в Египте...
- из него изготавливали материал для письма...
- на нем писали тонкой тростинкой (Папирус.)
- это быстроходная повозка в Египте...
- она используется как движущая сила скаковых животных...
- использовали ее в сражениях и в Олимпийских играх (Колесница.)
- Прежде чем отправиться на станцию «Задачкино», давайте немного отдохнем.
Физкультминутка | 1 упражнение: показать, как плывет лодка бога-Ра по небосклону; 2 упражнение: показать необходимое положение весов на суде Осириса; 3 упражнение: показать, как управляет боевой колесницей воин; 4 упражнение: показать обязательное движение, которое жрец делает в конце обряда, выходя из храма |
- Динамическая пауза закончена, приведем себя в порядок и продолжим наше путешествие.
- На станции «Задачкино» нас встречает бог с головой птицы ибиса.
- Как называли его древние египтяне? (Тот-бог Мудрости.)
Станция 3 «Задачкино» (Слайд № 6)
Решение познавательных задач:
1 задача: В Древнем Египте «страну мертвых» часто называли Аментис. В переводе это слово означает «Запад». Чем объяснить подобное название? (Египтяне видели, как солнце садится на западе. Они думали, что оно умирает, а значит там находится «страна мертвых».)
2 задача: У многих народов издавна значительную роль играли собаки. В Египте же священным животным считалась кошка, из умерших кошек делали мумии, хоронили на специальных кладбищах. К собакам такого отношения не было. Почему? (В Египте люди занимались земледелием. Надо было защищать собранное зерно от грызунов. Кошки сберегали зерно от мышей.)
3 задача: Не всегда считается приличным надеть два головных убора на одну голову. Один Египтянин именно так и поступил. Чем был вызван этот поступок? Кем был этот египтянин? (Речь идет о фараоне, с чьим именем связано объединение Северного и Южного Египта и создание двойной короны.)
4 группа: Говорят, на вкус и цвет товарища нет. А вот в Древнем Египте все земледельцы считали два цвета очень хорошими, а третий был для них плохим. Какие это цвета и почему? (Любимые-черный и зеленый. Это цвета плодородной земли и оазиса; нелюбимый цвет-желтый. Это цвет пустыни, песка.)
- Мы отправляемся дальше на станцию «Терминово». Здесь поджидает нас очень красивая богиня.
- Почему именно такой представляли ее древние египтяне? ( Бастет - гибкая кошка, покровительница женщин и красоты.)
- Бастет поручает вам поработать с терминами и выполнить задания на соответствие.
Много терминов мы знаем, Ключи быстро подбираем! |
Станция 4 «Терминово» (Слайд № 7)
О каком термине идёт речь? Найти соответствие.
Работа в группах.
1 группа:
1. Выпуклое изображение на камне. (Саркофаг.)
2. Каменистые преграды по течению реки. (Рельеф.)
3. Сплав меди и олова. (Пороги.)
4. Самые грамотные жители Египта. (Вельможи.)
5. Гроб, в который клали мумию. (Бронза.)
2 группа:
1. Островки зелени в пустыни. (Жрецы.)
2. Служители богов и хранители знаний. (Вельможи.)
3. Знаки-рисунки. (Налоги.)
4. Сбор в пользу государства. (Иероглифы.)
5. Наиболее богатые и знатные люди. (Оазисы.)
4. Организация контроля самоконтроля знаний.
- Наше путешествие подходит к концу, и на последней станции нас встречает бог.
Он является сторожем загадочной дверцы.
- Как древние жители Египта называли этого бога? (Анубис.)
- Он обещает нам открыть потайную дверцу, если мы выполним тестовую работу.
Раз хлопок-два хлопок, тест мы знаем назубок. |
Станция «Тестирование» (Слайд № 8)
Задача учащихся выбрать правильный ответ, хлопнув в ладоши, как только прозвучит слово, относящееся к письменности Древнего Египта
- Пиктограмма. (Хлопок.)
- Свиток. (Хлопок.)
- Папирус. (Хлопок.)
- Клинопись. (Нет.)
- Кириллица. (Нет.)
- Иероглиф. (Хлопок.)
- Глиняные таблички. (Нет.)
- Тростниковая палочка. (Хлопок.)
- Минеральные краски. (Хлопок.)
- Алфавит. (Нет.)
5. Подведение итогов урока.
- Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, скажите, пожалуйста, что больше всего вам запомнилось или понравилось в истории Древнего государства? (Ответы учащихся.)
- Верно! Путешествуя по Древнему Египту мы повторили географическое положение страны, основные занятия египтян, религию, культуру Древнего Египта.
- Вот теперь мы можем открыть эту загадочную дверцу. (Слайд № 9)
- Вы видите надпись: «Добро пожаловать в Древнее Двуречье», историю которого мы начнём изучать на следующем уроке. А сейчас подведём итоги. Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать (выставление оценок с обоснованием).
6. Информация о домашнем задании. Рефлексия
- Домашнее задание выдается на карточках. Разгадать кроссворд, ключевым словом которого будет имя ученого XIX века, разгадавшего тайну иероглифов
- (Слайд - памятка № 10) Если еще раз захочется вернуться в Древний Египет.
- Ребята, поднимите тот смайлик, который описывает ваше настроение в конце проведенного урока:)
- Урок закончен, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"
Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...
Урок - игра по теме "Древний Египет"
Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: "Древний Египет". Обобщает представление об основных видах процветания искусств и достижений Древнего Египта,развивает умения самостоятельно д...
Повторительно-обобщающий урок истории по теме: Древний Египет в 5 классе
Заинтересовать учащихся, создать положительное эмоциональное отношение к теме. Создать представление о значимости египетской цивилизации для человечества....
Интегрированный урок в 5 классе "Древний Египет" (история + математика)
Интерес школьников к уроку повышается, если учителем используются межпредметные связи, особенно когда предметы настолько разные как история и математика. Но оказалось можно совместить и их. Урок ведет...
Урок-путешествие по истории "Древний Египет"
Урок истории, проведенный мной в рамках районного мероприятия "Урок года. Педагогический дебют-2017". Word-файл включает в себя конспект урока. Презентация - сопровождающие изображения....
Тест к уроку истории 5 класс "Древний Египет"
Тест к уроку истории 5 класс "Древний Египет"...
Разработка урока - КВН по теме "Древний Египет и Передняя Азия"
Урок содержит задания для обобщения тем "Древний Египет" и "Передняя Азия"...