Интегрированный урок в 5 классе "Древний Египет" (история + математика)
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Коршунова Марина Сергеевна

Интерес школьников к уроку повышается, если учителем используются межпредметные связи, особенно когда предметы настолько разные как история и математика. Но оказалось можно совместить и их. Урок ведется сразу двумя учителями - историком и математиком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока 57 КБ
Файл Доклад ученика11.53 КБ
Файл Доклад ученика13.91 КБ
Office presentation icon Презентация2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока в 5 классе по математике и истории

Тема: «Древний Египет и математика»

Урок-экскурсия.

Урок подготовлен и проведен учителями МБОУ Дивеевской средней общеобразовательной школы Коршуновой Мариной Сергеевной и Малышевой Ольгой Александровной.

Цель урока: - организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими:

1) предметных результатов по математике:  

         - развитие вычислительных навыков;

         - показать применение математических знаний в разных жизненных ситуациях;

         - прививать интерес к математике;

    предметных результатов по истории:

         - углубить и расширить полученные знания о Древнем Египте на уроках истории.

2) метапредметных результатов (освоение способов познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности).

3) личностных результатов:

         - умение грамотно говорить и легко выражать свои мысли;

         - умение работать в команде;

         - развитие чувства взаимовыручки;

         - расширение кругозора;

         - формировать умение применять изученный материал на практике.

Оборудование: компьютер с презентацией, таблицы с заданиями для I, II, III, IV этапов, Школьная энциклопедия « История Древнего мира», энциклопедия для детей « Страны, народы, цивилизации», 3 модели пирамид из бумаги, карта Древнего мира, магниты, интерактивная доска, мел.

                                                     Ход урока:

Оргмомент.
Историк
: Ребята, на этом уроке мы с вами совершим путешествие в Древний Египет. Но этот урок не совсем обычный, и проведем мы его вместе с учителем математики О.А.

Называем цели и задачи

Математик: Решая примеры, уравнения и задачи, вы одновременно будете узнавать и вспоминать интересные факты об этой древнейшей цивилизации. На этом уроке вам понадобятся листок для вычислений, ручка, линейка. За любое правильно выполненное задание вы также как и всегда будете получать оценки и жетоны. Удачного вам путешествия и хороших оценок!

Историк: I этап.  Он называется «Египет - государство глубокой древности»

А начнем мы с рассказа о возникновении этого  государства.

Рассказ ученика о Египте:

 Математик:  На интерактивной доске вы видите задания:

1) 347×23 - 247×23 =                                    2) 157 ×2 × 5=

3) 3248 –(248+ 700) =                                   4) 93×8 =

5) ( 547+ 389) – 247 =                                   6) 4×189×25 =

Такие же задания я выдам вам на листочках каждому.

Тот, кто первый решил, выходит к доске и записывает его на  доске.

А затем по таблице-ключу составляют слово.                                     ( ответ: Мемфис)

        

Е

И

М

С

Ф

 1570

689

2300

18900

744

                   

Историк: Вы, наверное, слышали об этом египетском городе. Давайте поподробнее узнаем об его истории.

Рассказ о Мемфисе – (выступает заранее подготовленный ученик).

Рассказ сопровождается картинками на экране компьютера.

Из рассказа  вы услышали, что основан Мемфис за 3000 лет до начала нашей эры.

Сколько лет прошло с тех пор до нашего времени? Давайте посчитаем.

3000+2013 = 5013 (лет)

А сейчас посмотрим видеоролик о том, как выглядит город в наши дни.

Демонстрация видео.

        

Математик: II этап.  Переходим ко второму этапу «Основные профессии Древнего Египта» 

Ребята, решив уравнения, назовите, пожалуйста, две профессии, которые были распространены в Египте. В этом вам помогут таблицы-ключи (раздать таблицы)

Давайте посоревнуемся. (Задания даны по вариантам)

(I вариант)  1) х- 18 = 93          2) 50 ×х =350          3) 30 : х =2

                    4) х : 25 = 50          5) 471 – х = 29        6) 475 + х = 526

А

Г

Н

О

Р

Ч

442

111

15

7

51

1250

(II вариант)  1) х+ 27 = 115         2) 25× у = 150          3) а : 48 = 2

                     4) 54 : у = 18            5) z – 64 = 46           6) 585 – х = 38

В

Е

И

Л

Р

Ю

6

96

100

3

547

88

Истирик: А что вы знаете о профессиях гончара и ювелира. Чем они занимались?

А какие ещё профессии существовали в Египте?  

(Архитекторы, художники, скульпторы, строители)

Памятники Древнего Египта до сих пор удивляют нас своим размером, величием  и красотой. Знаменитая пирамида Хеопса является самым древним и единственным из сохранившихся   семи чудес света.

Также египтяне были искусными металлургами. Из  какого металла, кроме меди, они изготовляли орудия труда и как его получали? (бронза – сплав меди и олова)

Математик: В древнем Египте были профессии, опирающиеся  на математические знания.

Египетские жрецы занимались многими науками и достигли больших успехов в астрономии, математике, химии и медицине Астрономия была нужна для точного предсказания сроков разлива Нила. А математика для астрономических расчетов, для определения площади земельных участков и веса каменных глыб.

Сейчас мы будем решать задачи, вернувшись при этом на 5000 лет назад.

                                                                               

  1. Вычислите площадь S основания самой большой пирамиды – пирамиды Хеопса.

Для этого нужно знать её размеры – слайды №17,18. ( высота-146 м, длина одной из  сторон основания около 250 м)                                                

 (Решение: 250м × 250м = 62500м2)      

                                             

4.  ( Раздаются каждому листочки с текстом задачи.  Дети решают в команде.)        

  Задача.   Сборщик налогов принимает от земледельцев оливковое масло и наливает его в большие глиняные сосуды. Сколько земледельцев сдали масла. Если каждый должен был сдать по 5 литров, а всего было заполнено 25 сосудов по 20 литров и 15 сосудов по 30 литров каждый?

Ответ сверяется с правильным. Раздаются жетоны.

 Историк:  Итак, II этап нашего путешествия закончен. Мы вспомнили много профессий, существовавших в Древнем Египте. А теперь переходим к III этапу « Исторические термины»        

Чтобы  прочитать   зашифрованные исторические термины вы должны решить следующие примеры.

  Математик:   1 команда

1) 23 + 5×3 =                          2) 62 – 52 =                         3) 33 + 24:24 =

        

4) 53 - 35 =                             5) 98 : 72  =                                        6) 82 * 100 =        

                         

А

М

У

Л

Е

Т

23

11

28

90

2

6400

2 команда

1) 32 + 4* 2 =                    2) 72 – 62 =                                     3) 180 : 9 – 42 =

4) 32 + 22 =                          5) ( 3 + 2)2 =                                   6) 53 * 4 =

Ф

А

Р

А

О

Н

17

13

4

13

25

500

                        

Историк: А теперь объясните  смысл каждого термина.

Амулет  (слайд № 20) –Мелкие предметы, которые, по мнению египтян, защищают от злых духов и несчастий (просверленные камешки, раковины, бусы, фигурки).

Фараон (слайд №21) – термин, обозначающий царя древнего Египта. Это могучий обожествляемый правитель, которому подчинялись все в Египте.

К.: Спасибо, ребята, на этом наше путешествие заканчивается. Я хотела бы напомнить  вам, что в нашей школьной библиотеке имеются интересные книги, из которых вы можете почерпнуть много полезной и интересной информации об истории Древнего Египта.

Математик: Я бы хотела, чтобы вы поделились своими впечатлениями о сегодняшнем уроке. (Слайд №22). Было ли вам интересно путешествовать по Древнему Египту с помощью математических заданий?

А теперь выставление оценок.

Спасибо, урок окончен! (слайд №23)



Предварительный просмотр:

Рассказ ученика о возникновении Египетского государства

Первые земледельцы появились в долине Нила в конце каменного века – около 7 тысяч лет назад. Они спустились в долину из окружающей степи, которая высыхала, превращаясь в пустыню под названием Сахара. Раз в году Нил заливал всю долину и три месяца – с июля по ноябрь -  стояла высокая вода. После разлива Нила на полях оставалась не только влага, но и плодородный ил. Вот почему почва в долине  была мягкой и жирной. Ее легко можно было обрабатывать даже деревянной мотыгой. Благодаря высоким урожаям земля Египта могла прокормить многочисленный народ, в том числе и тех, кто сам ее не обрабатывал:  ремесленников, воинов, слуг и приближенных правителя Египетского государства. Первые жители Нильской долины стали строить дамбы и каналы, чтобы их поля весь год получали воду.  Каждый год эти сооружения приходилось чинить.  Эта нужда заставила земледельцев объединяться в мелкие государства, которых насчитывалось сначала около сорока и они, как  бусины на нитке, тянулись вдоль Нила с юга на север. Постепенно, воюя друг с другом за землю, количество  этих княжеств уменьшалось, а их территория увеличивалась, пока не образовалось два царства – Северное и Южное.  Вот так началась история Египта.



Предварительный просмотр:

Рассказ ученика о городе Мемфисе

Более 5000 лет назад на территории современного Египта существовало два государства:  Южное царство  занимало  часть долины Нила,  Северное царство  располагалось в дельте Нила.  Царь  Верхнего Египта носил белую корону, а царь Нижнего - красную. Когда оба государства объединились, на левом берегу реки вырос город Мемфис  - столица объединенного Древнеегипетского царства. Произошло это около 3000 лет до н.э.  Название города переводится как  «Прекрасная гавань», «Белые стены».

В течение нескольких тысячелетий Мемфис оставался первым городом Египта и крупнейшим торговым центром Восточного Средиземноморья. После перенесения столицы в Фивы, а потом в Александрию, Мемфис постепенно стал терять свое значение. 

Но на протяжении всей истории Древнего Египта Мемфис оставался экономическим центром страны. В нем находились знаменитые на всю страну святилища. Главным божеством древнего города был Бог Птах - покровитель искусств, знаний и письменности.

Время не пощадило этот древнейший город, от него остались лишь развалины до сих пор скрывающие свои тайны. Во время раскопок были обнаружены остатки  храма Бога Птаха, сфинкс фараона Аменхотепа  весом 80 тонн  и  две огромные статуи фараона  Рамзеса высотой 13 метров. Одна из них сейчас находится в музее столицы  Египта Каире, а вторая до сих пор  лежит на земле в пальмовой роще под бетонным навесом в Мемфисе. Легенды говорят о том, что люди, построившие Мемфис и оставившие после себя такие статуи, были гигантами и владели всеми тайнами колдовства.    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДРЕВНИЙ Е Г И П Е Т УРОК-ЭКСКУРСИЯ

Слайд 3

347 х 23 - 247 х 23 = 157 х 2 х 5 = 3) 3248 - (248 + 700) = 4) 93 х 8 = 5) (547 + 389) - 247 = 6) 4 х 189 х 25 =

Слайд 4

Е И М С Ф 1570 689 2300 18900 744 Таблица-ключ

Слайд 5

М Е М Ф И С 2300 1570 2300 744 689 18900

Слайд 6

МЕМФИС

Слайд 8

ЛУКСОР Древнейший город ЕГИПТА

Слайд 18

высота пирамиды Хеопса 146 м, длина стороны основания ≈ 250м

Слайд 19

физкультминутка

Слайд 20

ФАРАОН

Слайд 21

ЕВФРАТ

Слайд 22

РЕФЛЕКСИЯ Продолжите фразу - Сегодня на уроке … -Теперь я знаю … - Мне на уроке …

Слайд 23

Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. С. Маршак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 8Б классе (история+математика) «История Московского Кремля от Ю.Долгорукого до Ивана Ⅲ. Решение уравнений и задач с уравнением»

Автономное образовательное учреждение школа №6 г.Долгопрудного    Интегрированный урок в 8Б классе(история+математика)  «История Московского КремляотЮ.Долгорукого до Иван...

Интегрированный урок по русскому языку и математике на тему: "Число. Имя числительное»

Данный урок поможет пятиклассникам понять, как все  школьные науки близки друг другу, как они дружно живут бок о бок, помогая им разобраться в трудных вопросах этой жизни. Одна наука не может быт...

Интегрированный урок по алгебре и истории математики в 7 классе по теме: "Решение линейных систем уравнений с двумя переменными". систем

Урок алгебры в 7 классе Тема урока: «Решение систем линейных уравнений»Ведущая идея урока: «Ученик учится САМ, учитель только помогает»Цели урока:а) показать алгоритм решения системы линейных ур...

Презентация к интегрированому уроку в 7 классе ( физика-математика)

Сопровождающая презентация интегрированного урока...

Решение задач на проценты. Интегрированный урок для 8-9 класса (математика + биология): "Посчитай и подумай.Курить или не курить ?".

Данный интегрированный урок носит ярко выраженную прикладную направленность и вызывает живой познавательный интерес учащихся, помогает понять общую картину мира. Урок является обучающим в 8 клас...

Разработка интегрированного урок по окружающему миру и математике.

Цель: Обобщить знания учащихся об исторических событиях через арифметические действия....

Интегрированный урок в 8 классе (биология+математика) "О вреде курения языком математики" (конспект+презентация)

Одной из пагубных привычек человечества является курение. Данный урок иллюстрирует вред курения на организм человека....