Рабочая программа по работе с одарёнными детьми.
рабочая программа по истории (6, 7 класс)
Работа с одарёнными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по работе с одарёнными детьми | 952 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по работе с одаренными детьми по истории
Пояснительная записка
Настоящая программа по работе с одаренными детьми по истории разработана в соответствии с нормативными правовыми документами федерального и регионального уровней:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1,5 ст. 12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.07. 2013 №1014 «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».
- Программой развития МАОУ СОШ №1 на 2016-2020 гг.
- Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ №1 на 2015-2020 гг.
- Программой школьного научного общества по работе с одаренными детьми МАОУ СОШ №1 на 2016-2020 гг.
- Устава школы.
Программа предназначена для учащихся 6-ых классов. Занятия 1 раз в неделю. За год 35 занятий.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования. Развитие детской одаренности является превалирующим направлением образовательной модели МАОУ СОШ №1. Данная рабочая программа предусматривает развитие образовательной среды школы, цель которой: предоставление качественного образования, обеспечивающего личностный рост обучающихся и воспитанников, в условиях информационно-развитой образовательной среды, посредством индивидуализации образовательного процесса и внедрения новых образовательных технологий.
Цели рабочей программы с одаренными детьми:
- развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения;
- создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых детей.
Данная программа учитывает основные задачи развития образования в регионе, и ставит перед собой следующие задачи:
- обновление содержания и технологий образования;
- стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся;
- создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности;
- обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней;
- оказать педагогическую поддержку талантливым детям 6-х классов.
Основные направления программы учитывают требования образовательной программы и предусматривают комплекс мероприятий:
- к участию в предметных олимпиадах по истории;
- исследовательская деятельность учащихся;
- интеллектуальные и творческие конкурсы;
- клубная деятельность.
Данная рабочая программа предусматривает осуществление личностно- ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям в учебно-воспитательном процессе. В программе используются современные учебные материалы: современные образовательные технологии; методические пособия; тестовые задания.
Использование современных образовательных технологий в обучении является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Выбранные технологии (проблемное обучение, развитие исследовательских навыков учащихся, проектные методы обучения, обучение сотрудничестве парная, групповая работа, икт и др.) имеют качественные характеристики, которые содержат принципы, приемы и методы, способствующие задачам обучения, воспитания и развития с точки зрения здоровье сбережения, интенсификации процесса обучения, личностно - ориентированного подхода. Рабочая программа учитывает особенности учащихся и основывается на следующих принципах работы с одаренными детьми:
- индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения);
- принцип опережающего обучения;
- принцип комфортности в любой деятельности;
- принцип развивающего обучения;
- усложнения содержания учебной деятельности;
- ориентация на потребности ребенка; максимальное расширение круга интересов.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи.
Для этой категории детей предпочтительны методы работы: исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проективный.
Формы работы: ролевые тренинги; «мозговые штурмы»; интеллектуальные марафоны; классно-урочная работа (работа в парах, в малых группах, разно уровневые задания; творческие задания; работа с историческими источниками: текстом учебника, картами, документами, иллюстрациями; работа с картой; применение интерактивных форм работы; дискуссия; игры; различные конкурсы и викторины; проекты по различной тематике; индивидуальные творческие задания; участие в олимпиадах разного уровня.
В рамках социального партнёрства с целью организации самостоятельной познавательной деятельности, поиска дополнительной информации, воспитания патриотизма и любви к Родине проводятся библиотечные уроки, занятия и экскурсии в музеи и библиотеки города Когалыма, а также участие в интеллектуально-творческих конкурсах и олимпиадах различного уровня. Для оценки планируемых результатов обучения используются современные оценочные средства, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий: компьютерные тесты по истории; проекты; викторины; кроссворды.
При работе с одаренными детьми я работаю по следующей схеме:
Фамилия, имя учащегося | Понятия и термины | Хронология | Творческие задания | Самостоятельная работа | Устные ответы | Письменные работы | Итоговая работа (зачет) |
Итоговый контроль сформированности УУД осуществляю по следующей схеме:
Ф.И. ученика | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Итоговый % | Уровень сформированности УУД |
Уровни сформированности:
85-100% - владеет данной УУД в полном объеме, высокий уровень сформированности;
70-85% - владеет данной УУД частично, средний уровень сформированности;
Меньше 70% - данный вид УУД не сформирован, низкий уровень сформированности.
Такой контроль позволяет увидеть просчёты в работе и вовремя устранять их, спланировать индивидуальные задания при повторении, коррекции, обобщении. Данная диагностика не обижает ученика, а заставляет стремиться к улучшению
результатов своей деятельности, развивает у детей навыки самоконтроля, самообразования.
Таким образом, освоение учащимися данного курса позволит удовлетворить следующие требования ФГОС к результатам обучения истории:
Предметные результаты:
- способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории России в эпохи Древности, Средневековья и Раннего нового времени, анализировать и сопоставлять разные виды учебных и документальных текстов, приводить и объяснять содержащиеся в них оценки и аргументы авторов, обосновывать собственные версии и личностную позицию в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов прошлого России;
- умения датировать важнейшие события и процессы в истории России с древности до Нового времени, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности;
- умения читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; выделять и объяснять изменения государственных границ, размеров территории и геополитического положения России в IX-XVIII вв.;
- умения давать комплексную характеристику важных фактов истории (время, место, участники, предпосылки и причины, характер событий и процессов, последствия, историческое значение), классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам или самостоятельно (исторические периоды, этапы развития, формы государственного устройства, сферы общественной жизни и др.), делать обобщающие и оценочные выводы;
- умения давать образную характеристику ярких исторических личностей и типичных представителей социокультурных групп российского общества (сословия, этнокультурные, религиозные и профессиональные общности, женщины, дети); описывать памятники истории и культуры России, созданные в изучаемый школьниками период и в более позднее время; рассказывать о главных исторических событиях, используя основные и дополнительные источники, а также приемы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ;
- умения различать в учебном и документальном текстах факты, их субъективные описания, вариативные версии и оценки, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России с древнейших времен до конца XVIII в.;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать их охране.
Метапредметные результаты:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками и во взаимодействии со взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках, музеях, обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательным заданием, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах;
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры России с древнейших времен до конца XVIII в., ее связи с настоящим и будущим российского общества и государства, с собственным профессиональным и личностным самоопределением.
Личностные результаты:
- расширение представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека и общества, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире, для эффективного взаимодействия с «другими»;
- приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущим в России и за рубежом;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.
Учебно-методическое и дидактическое обеспечение
Учебник. Ф.И.О. автора | Методические пособия для учителя | Методические пособия для учащихся | ЦОР |
История России с древнейших времён до конца XVI века. Пчелов Е.В. – М.; 2015 г. | История России с древнейших времен до конца XVIII века. 6-7 классы. Программа курсов. ФГОС | Учебник. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Пчелова «История России». – М.; 2015 г. История России. 6 класс Учебное пособие. Региональная составляющая. ФГОС | Олимпиадные задания |
Учебно-тематический план
Тема. Раздел | Кол-во часов | |
теоретич. | практич. | |
Введение в курс. История России. | 1 | |
Раздел 1. Древняя Русь в IX-XII вв. | 4 | 4 |
Раздел 2. Русские земли в XII- начале XIII вв. | 1 | 1 |
Раздел 3. Русь между Востоком и Западом | 1 | 2 |
Раздел 4. Объединение русских земель вокруг Москвы | 2 | 2 |
Раздел 5. Создание московского царства | 2 | 3 |
Раздел 6. Смутное время | 2 | 3 |
Раздел 7. Эпоха Петра I | 2 | 3 |
Раздел 8. Дворцовые перевороты. | 1 | 2 |
Итоговый контроль | 1 | |
Итого: | 35 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Форма занятия, вид деятельности | Кол-во часов | Примечание |
1. | Введение в курс. История России. | Лекция | 1 | |
Раздел 1. Древняя Русь в IX-XIIвв. | 8 | |||
2. 3. | Первобытная эпоха | Составление таблиц, решение тестов. | 2 | |
4. | Образование Древнерусского государства | Анализ исторического источника | 1 | |
5. | Первые русские князья | Планирование и выполнение мини- проектов, решение олимпиадных заданий | 1 | |
6. | Князь Владимир и крещение Руси | Практическая работа | 1 | |
7. | Древняя Русь при Ярославе Мудром | Представление учащимися мини- проектов | 1 | |
8. | Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол | Игра | 1 | |
9. | Культура Древней Руси | Интеллектуальный марафон | 1 | |
Раздел 2. Русские земли в XII- начале XIII вв. | 2 | |||
10. 11. | Удельный период русской истории | Планирование и выполнение мини-проектов. | 2 | |
Раздел 3. Русь между Востоком и Западом | 3 | |||
12. | Монгольское нашествие на Русь | Представление учащимися мини-проектов | 1 | |
13. | Натиск с Запада | Лекция, решение олимпиадных заданий | 1 | |
14. | Русские земли под властью Золотой Орды | Составление таблиц, решение тестов | 1 | |
Раздел 4. Объединение русских земель вокруг Москвы | 4 | |||
15. | Возвышение Москвы | Планирование и выполнение мини-проектов | 1 | |
16. | Москва при Дмитрии Донском | Практическая работа | 1 | |
17. | Московская Русь при преемниках Дмитрия Донского | Представление учащимися мини-проектов | 1 | |
18. | Русская культура во второй половине XIII – середине XV века | Составление таблицы, решение олимпиадных заданий | 1 | |
Раздел 5. Создание Московского царства | 4 | |||
19. | Конец удельной эпохи | Анализ исторического источника | 1 | |
20. | Иван Грозный – первый русский царь | Планирование и выполнение мини-проектов. | 1 | |
21. | Внешняя политика при Иване Грозном | Практическая работа | 1 | |
22. | Русская культура вконец XV – XVI веке | Представление учащимися мини-проектов | 1 | |
Раздел 6. Смутное время | 5 | |||
23. | Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова | Решение олимпиадных заданий. | 1 | |
24. | Смута | Интеллектуальный марафон | 1 | |
25. | Окончание Смутного времени | Решение олимпиадных заданий | 1 | |
26. | Народные движения | Практическая работа | 1 | |
27. | Культура XVII века | Составление таблицы, решение тестов | 1 | |
Раздел 7. Эпоха Петра I | 4 | |||
28. | Предпосылки петровских преобразований | Решение олимпиадных заданий | 1 | |
29. | Северная война | Составление таблицы. Решение олимпиадных заданий | 1 | |
30. | Реформы Петра I | Планирование и выполнение мини-проектов | 1 | |
31. | Культура XVIII века | Практическая работа | 1 | |
Раздел 8. Дворцовые перевороты. | 3 | |||
32. 33. | Дворцовые перевороты | Решение олимпиадных заданий | 2 | |
34. | Россия в 1725-1762 годах | Решение олимпиадных заданий | 1 | |
Итоговый контроль | 1 | |||
35. | Итоговый контроль | Зачет | 1 |
Содержание программы
Введение в курс. История России. (1 час)
Знакомство с коллективом, обсуждение плана работы на год, знакомство с курсом истории.
Раздел 1. Древняя Русь в IX-XII bb. (8 часов)
Древнейшие народы на территории России. Появление людей на территории современной России. Зарождение родового строя. Появление земледелия, скотоводства и ремесла. Начало распада первобытного общества. Греческие города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркские народы и их государства на территории нашей страны. Жители лесной полосы Восточной Европы. Восточные славяне. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт и нравы. Верования. Управление. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Формирование Древнерусского государства. Предпосылки создания Древнерусского государства.
Раздел 2. Русские земли в XII- начале XIII вв. (2 часа)
Начало раздробленности Древнерусского государства. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113- 1125). Причины раздробленности Древнерусского государства. Государственное правление в период раздробленности. Главные политические центры Руси.
Раздел 3. Русь между Востоком и Западом (3 часа)
Нашествие с Востока. Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Борьба Руси с западными завоевателями. Шведские, немецкие и датские рыцари в Прибалтике. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества.
Раздел 4. Объединение русских земель вокруг Москвы (4 часа)
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Предпосылки и причины объединения русских земель. Политическая система Руси. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты (1325-1340). Причины возвышения Москвы. Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Борьба Москвы за политическое первенство. Русь и орда накануне решающего столкновения. Битва на Куликовом поле. Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы. Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века. Василий I (1389-1425). Московская усобица. Распад Золотой орды.
Раздел 5. Создание Московского царства (4 часа)
Московское государство в конце XV – начале XVI века. Возвышение великокняжеской власти. Органы управления государством. Преобразования в войске. Изменения в порядке владения землей. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Разработка теории «Москва – Третий Рим». Реформы Избранной рады. Боярское правление. Укрепление центральной власти. Стоглавый собор. Реформа местного управления. Военная реформа. Внешняя политика Ивана IV. Присоединение Казанского ханства, присоединение Астраханского ханства, значение присоединения Поволжья к России. Оборона южных рубежей. Присоединение Западной Сибири. Начало Ливонской войны.
Раздел 6. Смутное время (5 часов)
Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б. Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский. Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых.
Раздел 7. Эпоха Петра I (4 часа)
Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К. Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследие.
Раздел 8. Дворцовые перевороты. (3 часа)
Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права. Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.
Итоговый контроль. Зачет. (1 час) Список литературы и источников.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика. – М.: Первое сентября, 2010.
- Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой. – М.: Просвещение, 2010 г.
- Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе, 2007 г., №9, С.51.
- Киселева Н.В. Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания
- http://cde.sipkro.ru/teacher/ - центр дистанционного образования
- http://konkurs.sertification.org/new_store/open.htm - «ССИТ».
- http://www.museum.ru - портал музеев России, поисковик, переход на официальные сайты музеев городов России.
- http://www.tretyakov.ru - официальный сайт Третьяковской галереи. Поиск по залам, по художникам и по произведениям.
- http://www.museum.ru/gmii — сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (история, коллекции, музей личных коллекций).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Организация работы с одарёнными детьми в условиях сельской школы»
Работа с одарёнными детьми...
Рабочая программа «Организация работы с одаренными детьми 5-9 класса»
Рабочая программа работы с одаренными детьми 5-9 класса...
Программа по работе с одарёнными детьми для 3 класса на 2019 – 2020 учебный год
Программа разработана учителем начальных классов Поповой Ю.Н. для обучающихся 3 "А" класса МОУ "Гимназия имени Сергия Радонежского г.Йошкар-Олы". Главной задачей ставлю для себя - ...
Инновационная деятельность. Программа " Организация работы с одарёнными детьми в области гуманитарных дисциплин"
Инновационная деятельность...
Рабочая программа по работе со слабоуспевающими детьми
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудно...
Программа для работы с одарёнными детьми по технологии
В программе отражены аспекты работы с творчески одарёнными уч-ся в течение учебного года: подготовка творческих проектов к олимпиаде, конкурсу творческих проектов, текущих проектов. Кроме того ра...