Программа по работе с одарёнными детьми для 3 класса на 2019 – 2020 учебный год
рабочая программа
Программа разработана учителем начальных классов Поповой Ю.Н. для обучающихся 3 "А" класса МОУ "Гимназия имени Сергия Радонежского г.Йошкар-Олы". Главной задачей ставлю для себя - продолжить работу с одарёнными детьми, начатую в первом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_rabote_s_odarennymi_detmi_dlya_3aklass_na_2019-2020uch.g.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО РАССМОТРЕНО
на заседании директор гимназии на заседании МО
учебно-методического _______________________ ______________________
совета гимназии «___»_____________20__г. руководитель МО
зам.директора по УВР ______________________ _________________________ протокол № _______
протокол № ______ от
от «___» _____________20__г. «___»____________20__г.
Программа
по работе с одарёнными
детьми для 3 класса
на 2019 – 2020 учебный год
Составитель:
Попова Юлия Николаевна
учитель начальных классов
Йошкар-Ола
2019
Введение
Данная программа предназначена для организации системной работы с учащимися младшего школьного возраста, обучающихся в Гимназии, имеющих потенциальные способности в достижении высоких результатов в разных областях знаний. Программа поможет спланировать работу по подготовке обучающихся к участию в олимпиадах, марафонах, конкурсах различного уровня.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает младшему школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь обучающихся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования.
Программа реализуется в часы неаудиторной занятости для одаренных детей 1 раз в неделю по четырем предметным областям: русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру.
Цели и задачи работы с одаренными детьми.
Цели:
1. Выявление одарённых детей.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей
Задачи:
- на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
- разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
- определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
- организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
- проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);
- совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);
- в конце учебного года проводить слет «Юные таланты».
Программа работы с одарёнными детьми разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе.
Программа содержит алгоритм действий педагогов, психолого-логопедической службы школы, администрации. При этом она допускает вариативный подход, не должна рассматриваться как догматическая конструкция.
Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Первая базовая проблема – ситуация, сложившаяся в школе и образовательном пространстве района и области. Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.
Пояснительная записка
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одаренность может быть художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное
мышление).
Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.
Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.
Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Этапы реализации
Реализация программы работы с одарёнными детьми проходит в несколько этапов.
Первый этап – диагностико-организационный. Он включает в себя:
- создание и организацию деятельности координационного совета;
- создание нормативно-правовой базы;
- обеспечение материально-технической базы;
- создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
- создание базовых предметных групп;
- изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
- отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
- создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений;
- организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;
- разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.
Второй этап – организационно-практический, связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:
- апробация экспериментальных авторских программ;
- отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
- отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
- углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
- методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
- отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
- систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
- пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
- психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.
Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе. На этом этапе предполагается:
- сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
- мониторинг личных достижений учащихся;
- анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
- создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;
- определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
Формы работы с одаренными детьми
К формам работы с одаренными детьми можно отнести:
- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
- дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
- участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);
- психологические консультации, тренинги, тестирование;
- конкурсы, интеллектуальные игры,соревнования;
- посещение предметных и творческих кружков по способностя
- создание детских портфолио.
Принципы педагогической деятельности в работе
с одаренными детьми
Основными педагогическими принципами работы с одаренными детьми являются:
- принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
- принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
- принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
- принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Ожидаемые результаты
К ожидаемым результатам относятся:
- Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
- Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и
дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей.
- Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
- Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
- Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
Портрет одаренного ребенка
- Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
- Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
- Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
- Склонен к рискованным действиям.
- Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
- Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
- Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
- Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
- Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
- Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Список одаренных детей 3 «А» класса
- Акулова Анастасия
- Богомолова Арина
- Брагина Полина
- Волоцкой Дмитрий
- Вылекжанина Александра
- Героев Александр
- Горушкин Иван
- Кузнецова Кира
- Лебедев Алексей
- Логинова Анна
- Сергеева Елизавета
- Сурков Тихон
Технологическая карта педагогической программы
работы с одаренными детьми
Виды работ | Работа на уроке | Внеурочная деятельность | Работа с родителями |
Когда? | При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики. | На индивидуальных и групповых занятиях. | Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские собрания. |
Зачем? | Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению. | Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей. | Для создания единого образовательного пространства, для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей. Проведение микроисследований по теме. |
Что? | Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности. | Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности. | Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность. |
Как? | Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения. | Творческая мастерская, олимпиады, викторины, интеллектуальные марафоны, конкурсы. | Совместное выполнение творческих заданий, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций родительских собраниях. |
Тематическое планирование
№ | Раздел программы | Количество часов |
1 | Русский язык | 9 |
2 | Математика | 12 |
3 | Литературное чтение | 6 |
4 | Окружающий мир | 7 |
Тематическое планирование занятий
с одарёнными учащимися в 3 «А» классе
на 2019-2020 учебный год
34 часа (1час в неделю)
№ | Учебный предмет | Тема занятия | Коли чество часов | Дата |
1 | Русский язык | Трудные случаи русского языка, олимпиадные задания | 1 | |
2 3 | Математика | Задания для подготовки к предметной олимпиаде по математике | 2 | |
4 | Литературное чтение | Интеллектуальная игра «Внимательный читатель» | 1 | |
5 | Окружающий мир | Составление презентаций на тему «Русская берёзка» | 1 | |
6 | Русский язык | Задания для предметной олимпиады по разделу «Фразеология» | 1 | |
7 | Математика | Задания на анализ и синтез. | 1 | |
8 | Литературное чтение | Задания для подготовки к предметной олимпиаде по литературному чтению | 1 | |
9 | Окружающий мир | Задания для предметной олимпиады по окружающему миру | 1 | |
10 | Русский язык | Трудные случаи русского языка, олимпиадные задания | 1 | |
11 12 | Математика | Решение логических задач. | 2 | |
13 | Литературное чтение | Сочиняем сказку о берёзке | 1 | |
14 | Окружающий мир | Задания для предметной олимпиады по окружающему миру | 1 | |
15 | Русский язык | Задания для предметной олимпиады по разделу «Фонетика. Графика» | 1 | |
16 17 | Математика | Числовые головоломки. | 2 | |
18 | Литературное чтение | Предметная олимпиада по литературному чтению | 1 | |
19 | Окружающий мир | Предметная олимпиада по окружающему миру | 1 | |
20 21 | Русский язык | Задания для предметной олимпиады по разделу «Орфография» | 2 | |
22 | Математика | Предметная олимпиада по математике | 1 | |
23 | Русский язык | Предметная олимпиада по русскому языку | 1 | |
24 | Окружающий мир | Интеллектуальная игра «Зелёная олимпиада» | 1 | |
25 | Русский язык | Задания для предметной олимпиады по разделу «Синтаксис. Пунктуация» | 1 | |
26 | Математика | Занимательные головоломки | 1 | |
27 | Литературное чтение | Литературная викторина «Волшебный мир» | 1 | |
28 | Окружающий мир | Работа над проектом «Русская берёзка» | 1 | |
29 | Русский язык | Задания для предметной олимпиады по разделу «Морфология» | 1 | |
30 31 | Математика | Логически – поисковые задания. | 2 | |
32 | Литературное чтение | Интеллектуальная игра «В мире литературы» | 1 | |
33 | Русский язык | Задания для предметной олимпиады по разделу «Состав слова. Словообразование» | 1 | |
34 | Окружающий мир | Викторина «В мире растений и животных» | 1 |
Литература:
- Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
4. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
5. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№
6. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
7. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
8. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по математике: алгебра и начала математического анализа, геометрия по теме «МЕТОД ИНТЕРВАЛОВ» в 10 классе за 2019-2020 учебный год
Вариант 1Вариант 11. Решите неравенства методом интервалов:а) (х – 1)(3х +1) < 0; б) х(х2 – 8х + 15) > 0; в)...
План воспитательной работы в 9-Б классе за 2019-2020 учебный год
План воспитательной работы в 9-Б классе за 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа коррекционно-воспитательной работы в 6 классе на 2019 – 2020 учебный год
Данная программа составлена для учащихся коррекционной школы 8 вида....
План воспитательной работы в 9 классе на 2019-2020 учебный год.
Основные направления воспитательной работы: нравственно-эстетическое, учебно-познавательное, экологическое воспитание, физкультурно-оздоровительное воспитание, семейное воспитание....
План работы с родителями учащихся 7 "В" класса на 2019-2020 учебный год.
План работы с родителями учащихся 7 "В" класса на 2019-2020 учебный год....
Анализ воспитательной работы в 5 «б» классе за 2019-2020 учебный год.
Анализ воспитательной работы в 5 «б» классе за 2019-2020 учебный год...
Анализ воспитательной работы классного руководителя 8 класса за 2019 – 2020 учебный год
Анализ воспитательной работы классного руководителя 8 класса за 2019 – 2020 учебный год...