Программа по работе с одарёнными детьми для 3 класса на 2019 – 2020 учебный год
рабочая программа

Программа разработана учителем начальных классов Поповой Ю.Н. для обучающихся 3 "А" класса МОУ "Гимназия имени Сергия Радонежского г.Йошкар-Олы". Главной задачей ставлю для себя - продолжить работу с одарёнными детьми, начатую в первом классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы»

СОГЛАСОВАНО                              УТВЕРЖДЕНО                            РАССМОТРЕНО

на заседании                               директор гимназии                      на заседании МО

учебно-методического             _______________________         ______________________

совета гимназии                       «___»_____________20__г.         руководитель МО

зам.директора по УВР                                                                     ______________________                              _________________________                                                         протокол № _______

протокол № ______                                                                         от      

от «___» _____________20__г.                                                      «___»____________20__г.

Программа

по работе с одарёнными

детьми для 3 класса

на 2019 – 2020 учебный год

                                                           

                                                Составитель:

Попова Юлия Николаевна

учитель начальных классов

Йошкар-Ола

2019

 

Введение

Данная программа предназначена для организации системной работы с учащимися младшего школьного возраста, обучающихся в Гимназии, имеющих потенциальные способности в достижении высоких результатов в разных областях знаний. Программа поможет спланировать работу по подготовке обучающихся к участию в олимпиадах, марафонах, конкурсах различного уровня.

       Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает младшему школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь обучающихся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

       Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования.

       Программа реализуется в часы неаудиторной занятости для одаренных детей 1 раз в неделю по четырем предметным областям: русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру.

Цели и задачи работы с одаренными детьми.

Цели:

1. Выявление одарённых детей.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей

        Задачи:

  1. на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
  2. разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
  3. определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
  4. организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
  5. проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);
  6. совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);
  7. в конце учебного года проводить слет «Юные таланты».

       

       Программа работы с одарёнными детьми  разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе.

      Программа содержит алгоритм действий педагогов, психолого-логопедической службы школы, администрации. При этом она допускает вариативный подход, не должна рассматриваться как догматическая конструкция.

    Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Первая базовая проблема – ситуация, сложившаяся в школе и образовательном пространстве района и области. Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.

                                                                 

Пояснительная записка

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность  может быть художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное

мышление).

Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.

Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Этапы реализации

    Реализация программы  работы с одарёнными детьми проходит в несколько этапов.

Первый этап – диагностико-организационный.  Он включает в себя:

  1. создание и организацию деятельности координационного совета;
  2. создание нормативно-правовой базы;
  3. обеспечение материально-технической базы;
  4. создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
  5. создание базовых предметных групп;
  6. изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
  7. отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
  8. создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений;
  9. организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;
  10. разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.

     Второй этап – организационно-практический, связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:

  1. апробация экспериментальных авторских программ;
  2. отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
  3. отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
  4. углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
  5. методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
  6. отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
  7. систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
  8. пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
  9. психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.

      Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе. На этом этапе предполагается:

  1. сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
  2. мониторинг личных достижений учащихся;
  3. анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
  4. создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;
  5. определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

Формы работы с одаренными детьми

К формам работы с одаренными детьми можно отнести:

  1. индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  2. дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
  3. участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);
  4. психологические консультации, тренинги, тестирование;
  5. конкурсы, интеллектуальные игры,соревнования;
  6. посещение предметных и творческих кружков по способностя
  7. создание детских портфолио.

Принципы педагогической деятельности в работе

с одаренными детьми

Основными педагогическими принципами работы с одаренными детьми являются:

  1. принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
  2. принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
  3. принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
  4. принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
  5. принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Ожидаемые результаты

К ожидаемым результатам относятся:

  1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
  2. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и

дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей.

  1. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
  2. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
  3. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

Портрет одаренного ребенка

  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
  2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
  3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
  4. Склонен к рискованным действиям.
  5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
  6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
  7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
  8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
  9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
  10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Список одаренных детей 3 «А» класса

  1. Акулова Анастасия
  2. Богомолова Арина
  3. Брагина Полина
  4. Волоцкой Дмитрий
  5. Вылекжанина Александра
  6. Героев Александр
  7. Горушкин Иван
  8. Кузнецова Кира
  9. Лебедев Алексей
  10. Логинова Анна
  11. Сергеева Елизавета
  12. Сурков Тихон

Технологическая карта педагогической программы

работы с одаренными детьми

Виды работ

Работа на уроке

Внеурочная деятельность

Работа с родителями

Когда?

При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики.

На индивидуальных и групповых занятиях.

Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские собрания.

Зачем?

Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению.

Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей.

Для создания единого образовательного пространства, для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей.

Проведение микроисследований по теме.

Что?

Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности.

Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности.

Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.

Как?

Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения.

Творческая мастерская, олимпиады, викторины, интеллектуальные марафоны, конкурсы.

Совместное выполнение творческих заданий, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций родительских собраниях.

Тематическое планирование

Раздел программы

Количество часов

1

Русский язык

9

2

Математика

12

3

Литературное чтение

6

4

Окружающий мир

7

Тематическое планирование занятий

с одарёнными учащимися в 3  «А» классе

на 2019-2020 учебный год

34 часа (1час в неделю)

Учебный предмет

Тема занятия

Коли

чество часов

Дата

1

Русский язык

Трудные случаи русского языка, олимпиадные задания

1

2

3

Математика

Задания для подготовки к предметной олимпиаде по математике

2

4

Литературное чтение

Интеллектуальная игра «Внимательный читатель»

1

5

Окружающий мир

Составление презентаций на тему «Русская берёзка»

1

6

Русский язык

Задания для предметной олимпиады по разделу «Фразеология»

1

7

Математика

Задания на анализ и синтез.

1

8

Литературное чтение

Задания для подготовки к предметной олимпиаде по литературному чтению

1

9

Окружающий мир

Задания для предметной олимпиады по окружающему миру

1

10

Русский язык

Трудные случаи русского языка, олимпиадные задания

1

11

12

Математика

Решение логических задач.

2

13

Литературное чтение

Сочиняем сказку о берёзке

1

14

Окружающий мир

Задания для предметной олимпиады по окружающему миру

1

15

Русский язык

Задания для предметной олимпиады по разделу «Фонетика. Графика»

1

16

17

Математика

Числовые головоломки.

2

18

Литературное чтение

Предметная олимпиада по литературному чтению

1

19

Окружающий мир

Предметная олимпиада по окружающему миру

1

20

21

Русский язык

Задания для предметной олимпиады по разделу «Орфография»

2

22

Математика

Предметная олимпиада по математике

1

23

Русский язык

Предметная олимпиада по русскому языку

1

24

Окружающий мир

 Интеллектуальная игра  «Зелёная олимпиада»

1

25

Русский язык

Задания для предметной олимпиады по разделу «Синтаксис. Пунктуация»

1

26

Математика

Занимательные головоломки

1

27

Литературное чтение

Литературная викторина «Волшебный мир»

1

28

Окружающий мир

Работа над проектом «Русская берёзка»

1

29

Русский язык

Задания для предметной олимпиады по разделу «Морфология»

1

30

31

Математика

Логически – поисковые задания.

2

32

Литературное чтение

Интеллектуальная игра «В мире литературы»

1

33

Русский язык

Задания для предметной олимпиады по разделу «Состав слова. Словообразование»

1

34

Окружающий мир

Викторина «В мире растений и животных»

1

Литература:

  1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982
    2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.


3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
4. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
5. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№
6. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
7. 
Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
8. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по математике: алгебра и начала математического анализа, геометрия по теме «МЕТОД ИНТЕРВАЛОВ» в 10 классе за 2019-2020 учебный год

Вариант 1Вариант 11.          Решите неравенства методом интервалов:а)  (х – 1)(3х +1) < 0; б)  х(х2 – 8х + 15) > 0; в)...

План воспитательной работы в 9-Б классе за 2019-2020 учебный год

План воспитательной работы в 9-Б классе за 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа коррекционно-воспитательной работы в 6 классе на 2019 – 2020 учебный год

Данная программа составлена для учащихся коррекционной школы 8 вида....

План воспитательной работы в 9 классе на 2019-2020 учебный год.

Основные направления воспитательной работы: нравственно-эстетическое, учебно-познавательное, экологическое воспитание, физкультурно-оздоровительное воспитание, семейное воспитание....

План работы с родителями учащихся 7 "В" класса на 2019-2020 учебный год.

План работы с родителями учащихся 7 "В" класса на 2019-2020 учебный год....

Анализ воспитательной работы в 5 «б» классе за 2019-2020 учебный год.

Анализ воспитательной работы в 5 «б» классе за 2019-2020 учебный год...

Анализ воспитательной работы классного руководителя 8 класса за 2019 – 2020 учебный год

Анализ воспитательной работы классного руководителя  8 класса за 2019 – 2020 учебный год...