Реализация системно-деятельностного подхода в ходе конструирования учебного занятия по истории
статья по истории
Системно-деятельностный подход - это организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo_2016.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад,
представленный на методическое объединение учителей истории и обществознания
учителем истории, обществознания
ГБОУ ООШ с. Старый Буян
муниципального района Красноярский
Гориной Натальей Константиновной
Дата проведения: 22 марта 2016 год.
Место проведения: Самарская область, Красноярский район, с. Красный Яр
Реализация системно-деятельностного подхода в ходе конструирования учебного занятия по истории
Процесс учения сегодня понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
В основу Федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Системно-деятельностный подход - это организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Системный подход – это универсальный инструмент познавательной деятельности. Он выступает как средство формирования целостного мировоззрения, в котором человек чувствует неразрывную связь с окружающим миром.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, и всех ступеней среднего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и
индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Механизмом реализации системно–деятельностного подхода являются такие технологии, как:
информационные и коммуникативные технологии;
технологии, основанные на создании учебных ситуаций (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира);
технологии, основанные на реализации проектной деятельности;
технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Дидактические требования к современному уроку в рамках системно-деятельностного подхода.
Тему урока, цели и задачи формулируют сами учащиеся, самостоятельно определяя границы знания и незнания.
Учитель не сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели, планирование способов достижения цели осуществляется самостоятельно самими учащимися.
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), осуществляется само- и взаимо- контроль.
По итогам выполненной работы ребята в индивидуальном порядке формулируют затруднения и самостоятельно осуществляют коррекционную работу под руководством учителя. Тут приветствуется самооценивание результатов работы или взаимооценивание работы товарищей.
При подведении итога урока учитель не выясняет, что запомнили учащиеся, а проводит рефлексию.
Учитель предлагает разноуровневое домашнее задание, а учащиеся самостоятельно выбирают уровень с учетом индивидуальных возможностей.
На уроках должны применяться следующие виды заданий:
Виды заданий | ||||
Задания на мнемоническое воспроизведение | Задания на извлечение и описание информации | Задания на структурирование и переработку информации | Задания на осмысление, оценку и интерпретацию информации | Задания на творческое применение информации |
Дайте определение. Сформулируйте. Перескажите. Сделайте по образцу. | Опишите процесс явления. Перечислите факторы. Дайте характеристику. Понаблюдайте. | Составьте план, конспект. Выполните. Подготовьте доклад, сообщение. Напишите эссе, изложение. Укажите главное. Озаглавьте. Подготовьте аннотацию. Заполните таблицу. | Проанализируйте. Укажите сходство и различия. Сопоставьте. Сравните. Найдите закономерности. Оцените. Приведите примеры. Объясните. Докажите. Обоснуйте. | Выскажите своё мнение. Предложите способ решения проблемы. Задайте вопрос. Исследуйте. Придумайте. Предложите. |
Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Образовательный результат разворачивается и через определенную последовательность этапов работы процесса обучения – изменение структуры урока.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
- уроки «открытия» нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Структурирование уроков в рамках деятельностного подхода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия:
- актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;
- тренировка соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: - организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение;
- выявляются причины затруднения: каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
- ставят цель;
- строят план достижения цели;
- предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода и средств (алгоритмы модели, учебник);
- осуществляется построение плана достижения цели.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе необходимо:
- организовать решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково);
- зафиксировать преодоление затруднения;
- уточнить характер нового знания.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе необходимо организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг, повторяется содержание учебного материала, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель организовывает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовывается обсуждение и запись домашнего задания.
Таким образом, суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода, отражают слова К.Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
Список использованной литературы
- Атанов Г.А. С чего начинать внедрение деятельностного подхода в обучении. – Донецк: изд-во ДонГУ, 2004г.
- Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М. Педагогика,1989г.
- Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М. Просвещение, 1990г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода с учетом перехода на ФГОСы второго поколения.
Материалы с выступления на ГМО....
Опыт работы "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории"
"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории"...
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории как основа требований к результатам образования в рамках ФГОС.
Опыт работы по использованию проблемно-диалогической технологии открытия нового знания....
описание педагогического опыта "учебная мотивация как средство достижения образовательных результатов в рамках реализации системно -деятельностного подхода
В данном материале изложен материал опыта работы в этом направлении ..мониторинг ..результаты .методика...
Учебная мотивация как средство достиженияо бразовательных результатов в рамках реализации системно-деятельностного подхода
описан опыт педагогический по работе в направлении учебной мотивации...
"Реализация системно-деятельностного подхода через интерактивные методы в курсе истории и обществознания"
Обобщение педагогического опыта работы...
Реализация системно-деятельностного подхода через учебную ситуацию в рамках ФГОС II поколения.
Особенности ФГОС II поколения в корне меняют подход к обучению учащихся. Во главу угла поставлены ключевые вопросы: зачем учить, чему учить, как учить. Учим как ловить рыбку......