Учебная мотивация как средство достиженияо бразовательных результатов в рамках реализации системно-деятельностного подхода
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему
описан опыт педагогический по работе в направлении учебной мотивации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
277.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНТ-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА»
Опыт направлен на то, что в соответствии с системно-деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться.
Цель работы заключается в поиске путей и средств формирования и повышения учебной мотивации
Данная цель конкретизировалась в следующих основных задачах:
- провести теоретический анализ понятия о мотивах
- изучить мотивационную сферу учащихся
- найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации
- апробировать найденные средства формирования и повышения учебной мотивации
- проанализировать достигнутые результат.
Особое внимание уделено изучению мотивов, мотивационной сфере учащихся. Предложены наиболее эффективные приемы по формированию и повышению мотивации на уроке, которые могут быть использованы педагогами в своей практической деятельности.
Результаты опыта доказывают, что повышение уровня учебной мотивации школьника положительно влияют на эффективность педагогического процесса.
Топоркова Фаина Николаевна
Учитель истории и обществознания МБОУ»Вольгинская СОШ»
Учитель первой квалификационной категории
Учебная мотивация как средство достижения образовательных результатов в рамках реализации системно-деятельностного подхода
Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться Сухомлинский В.А.
Изменение идеологии образования в современных условиях выражается в создании личностно ориентированной школы самоопределения и саморазвития. Эта стратегическая позиция, определенная концепцией модернизации российского образования, заставляет учителя по-другому определять приоритеты образовательной деятельности: личностное и познавательное развитие детей.
Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что становление и развитие личности школьника происходит в процессе активной творческой познавательной деятельности, благодаря которой ученик становится полноправным субъектом собственных действий и отношений, и, как следствие, приобретаемые им знания, умения и компетенции становятся личностно значимы. Однако традиционная школьная система не всегда ориентирована на субъект-субъектные отношения и развитие самостоятельности школьников в учебной деятельности. Это является главным педагогическим противоречием современного общества в процессе смены парадигмы образования с формирующей на развивающую.
Анализ этого противоречия приводит к осознанию необходимости изменений в подходе к обучению, пересмотру методов и форм учебного процесса, характера взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Перед современной школой встаёт проблема развития творческой познавательной активности школьников.
Средством решения данной проблемы является реализация системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС, который предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности; за умениями, навыками, компетенциями, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.
В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова. Под системно-деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Суть системно-деятельностного подхода в обучении состоит в направлении всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек осваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества.
Полноценным итогом реализации системно-деятельностного подхода является появление желания и становление умения учиться. Как объясняют психологи, в соответствии с системно-деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться. А.Н. Леонтьев различает понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели.
Итак, цель моей работы заключалась в поиске путей и средств формирования и повышения учебной мотивации
Данная цель конкретизировалась в следующих основных задачах:
- провести теоретический анализ понятия о мотивах
- изучить мотивационную сферу учащихся
- найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации
- апробировать найденные средства формирования и повышения учебной мотивации
- проанализировать достигнутые результаты
1 этап. Теоретический анализ понятия о мотивах, изучение видов мотивов.
На данном этапе я попыталась разобраться в вопросе, что такое мотив, какие бывают мотивы и какие виды мотивов мне, как педагогу, необходимо формировать и развивать в своих учениках
Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям. Отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Познавательный интерес - сильный внутренний мотив и как мотив учения носит бескорыстный характер.
Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.
Социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии.
Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае — процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними.
2 этап - Диагностируюший этап
Таблица 1.
Уровень учебной мотивации | Кол-во детей- 25 | |
чел. | % | |
Высокая | 4 | 16% |
Хорошая | 5 | 20% |
Внешняя | 8 | 32% |
Низкая | 6 | 24% |
Негативное отношение к школе | 2 | 8% |
Результаты диагностики детей показали, что основная масса учащихся имеет внешний уровень мотивации. Это говорит о том, что школа привлекает ребят лишь своими внешними сторонами: общением, новым социальным статусом и т.д.
Лишь 16% детей имеют высокий уровень учебной мотивации. У 20 % ребят мотивация хорошая. Большое количество детей имеют низкий уровень мотивации – 24%. Выявлено также и негативное отношение к школе. Таких ребят 8%.
Передо мной как учителем возникли вопросы. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся?
Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
3. Какие же пути и средства формирования и повышения уровня мотивации я нашла? Как же сформировать и повысить уровень учебной мотивации у детей?
Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося.
На этапе проектировки была проведена теоретическая подготовка к деятельности и с опорой на теорию подобраны наиболее эффективные приёмы по формированию и повышению мотивации на каждом уроке.
Прием «Организации проблемного диалога»
Такой диалог используется на уроках различной целевой направленности, но в большей мере на уроках изучения нового материала и позволяет заменить традиционный объяснительно-иллюстративный метод объяснения нового материала на деятельностный с «открытием» знаний.
Технология проблемно – диалогического обучения содержит ТРИ главных компонента:
а) потребность учащегося в новом знании или способе действия (хочу узнать..., научиться ...);
б) неизвестное знание, которое учащийся должен усвоить по проекту педагогических целей урока;
в) известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога), усвоенные в ходе предшествующей учебы.
Прием «Подводящий к теме диалог»
Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.
Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».
Прием «Постановка проблем»
а) тексты документов с недостаточными или избыточными исходными данными:
Такие задания полезны для формирования умения внимательно изучать текст и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.
б) тексты с заведомо допущенными ошибками
Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.
в) задания с противоречивыми данными.
г) нестандартные тексты, задания и вопросы:
Нестандартные тексты активизируют внимание, позволяют процесс решения заданий сделать интересным и увлекательным, что тоже способствует активизации познавательной деятельности. Огромный интерес вызывает у детей решение творческие задания
Это задания, при выполнении которых необходимо найти новый алгоритм .
е) проблемные задания
Прием «Знаю — не знаю — хочу узнать»
Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении детям предлагается на уроке таблица
+ Я это знал(а) | ! Это для меня абсолютно новое | – Это противоречит тому, что я знал(а) | ? Я хочу об этом узнать побольше |
Приём «Ситуация неожиданность»
Приём «Отсроченная отгадка»
Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.
Приём «Прогнозирование»
Применение мотивирующих приёмов (“Яркое пятно”, “Актуальность”,
Приём «Актуальность»
Большой интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
Приём «Яркое пятно»
Эмоциональный настрой может быть достигнут с помощью музыкальных, художественно-изобразительных средств, яркого художественного чтения учителя.
На уроке оществознания по теме» Природа и общество « На экране появляется Земля. Звучит голос земли:
«SOS! Я в беде! Я не в силах исправить всё зло, которое творит человек. Я не могу переработать столько мусора, сколько разбросал человек; очистить от дыма и гари воздух. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц сама и поэтому я обращаюсь к вам, зная, что вы помогаете птицам, участвуете в экологических марафонах, проектах, субботниках. Я надеюсь, что вы и мне поможете!»
Так была создана ситуация сопереживания, способная «разбудить» самых флегматичных детей.
Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у школьников является создание ситуаций успеха. На уроках ПОУво на этапе работы с глоссарием класс превращается в конструкторское бюро. Дети, конструируя тему, убеждаются, что она состоит из известных им элементов, которыми они уже овладели. Это позволяет им демонстрировать себе и одноклассникам умелое и эффективное применение раннее приобретенных знаний.. Результатом работы становится эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями, а также создание общего позитивного эмоционального фона перед началом нового этапа работы.
Прием «Проблемные вопросы»
Почему этап в истории России назван Смутным временем ?
Прием «Проблемная ситуация»
Такая ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера.
Можно выделить несколько признаков учебной проблемы:
1) отсутствие у учащихся знаний, необходимых для решения проблемной ситуации;
2) отсутствие достаточного опыта у детей;
3) осознание учениками противоречивости ситуации.
Сначала классу предлагаю задание на пройденный материал, с которым ученики успешно справляются. В последнюю очередь – задание на новый материал, которое при отсутствии знаний, как правило, вызывает у детей затруднение. Далее планирую побуждающий диалог с целью осознания учениками противоречия. Диалог, как правило, начинаю с вопроса: «В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока?» Тему записываю на доске, либо появляется на экране, этап постановки проблемы завершается.
На уроке «Знакомство со свойствами воды» используется приём создания проблемной ситуации. Дети получают письмо:
В конце урока дома предлагается продолжить историю ..
Таким образом, урок начинаю с формирования мотивации и заканчиваю мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности. Кроме того, такая логика делает проверку домашнего задания на следующем уроке более осмысленной и значимой.
Вышеизложенные приёмы позволяют заинтересовать обучающихся, активизировать их учебную деятельность и быть успешными в урочной и внеурочной деятельности
Все этапы: моделирующий, диагностирующий, проектировочный, апробирующий и рефлексивный привели меня к поставленной цели – сформировать учебную мотивацию и повысить её уровень. Отразилось ли это на успеваемости?
Следует отметить повышение познавательной активности. Дети активно включаются в самостоятельную деятельность по осознанию проблемы и поиску её решения. Работая в парах, группах дети умеют сотрудничать при решении учебных задач, оказывают помощь друг другу, объясняют трудные моменты, высказывают личное мнение.
Учащиеся принимают результативное участие в конкурсах и олимпиадах, , во Всероссийских играх «Русский медвежонок «
Наблюдения за качественными изменениями в обучении показали высокий уровень усвоения знаний. Успеваемость и качество знаний остаётся на высоком уровне: от 81 до 100% .
Необходимо отметить высокий уровень сплоченности детского коллектива. Ребята с удовольствием совершают походы, экскурсии, посещают музеи выставки, которые их обогащают новыми знаниями.
На рефлексивном этапе каждый раз сравнивались полученные результаты проделанной работы с исходными. И на их основе планировалась дальнейшая работа. Уровень мотивации учеников повысился благодаря решению поставленных задач:
- провести теоретический анализ понятия о мотивах
- изучить мотивационную сферу учащихся
- найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации
- проанализировать достигнутые результаты
Результаты моего опыта доказывают, что повышение уровня учебной мотивации школьника положительно влияют на эффективность педагогического процесса.
Список используемой литературы
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс. 1996
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
3. Кубышева М.А. «Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности». – Москва. 2005.
4. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.1977.
5. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000
6. Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала. М.: Баласс, 2000.
7. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения: методы, формы, средства обучения – М.: Школа 2100, 2009 г.
8. Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru/
Приложение 1
Анкета
для определения школьной мотивации учащихся начальных классов
(методика Лускановой Н.Г.)
- Тебе нравится в школе или не очень?
а) не очень (1)
б) нравится (3)
в) не нравится (0)
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома (0)
б) бывает по-разному (1)
в) иду с радостью) (3)
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?
а) не знаю (1)
б) остался бы дома (0)
в) пошёл бы в школу (3)
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится (3)
б) бывает по-разному (1)
в) нравится (0)
- Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы (0)
б) не хотел бы (3)
в) не знаю (1)
- Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю (1)
б) не хотел бы (3)
в) хотел бы (0)
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто (3)
б) редко (1)
в) не рассказываю (0)
- Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
а) точно не знаю (1)
б) хотел бы (0)
в) не хотел бы (3)
- У тебя в школе много друзей?
а) мало (1)
б) много (3)
в) нет друзей (0)
- Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятся (3)
б) не очень (1)
в) не нравятся (0)
Результаты:
25-30 баллов – высокий уровень мотивации
20-24 балла – хорошая учебная мотивация
16-19 баллов – средняя внешняя мотивация
10-14 баллов – низкий уровень
0-9 баллов – негативное отношение к школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
описание педагогического опыта "учебная мотивация как средство достижения образовательных результатов в рамках реализации системно -деятельностного подхода
В данном материале изложен материал опыта работы в этом направлении ..мониторинг ..результаты .методика...
Особенности организации уроков обществознания в рамках реализации системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной де...
Методическая сессия:«Формирование и оценка метапредметных результатов в рамках реализации системно-деятельностного подхода» (мастер-класс)
Мастер-класс: "Проектируем и проводим метапредметный урок"На этапе внедрения стандартов нового поколения каждый учитель готовясь к уроку, старается определить не только целевые установки, но...
Мастер-класс «Приемы самостоятельной работы с учебником в рамках реализации системно-деятельностного подхода»
Моё выступление на Едином методическом совете 28 апреля 2017 года - это показ мастер-класса. Мой первый опыт...не судите строго....
Организации учебной деятельности кольников на уроках в рамках реализации системно-деятельностного подхода
Статья Комозиной НВ, Кулишовой ИН "Организации учебной деятельности кольников на уроках в рамках реализации системно-деятельностного подхода" написана для методического журнала "Учитель...
Организация учебной деятельности школьников на уроках в рамках реализации системно-деятельностного подхода
В методическом материале представлены наиболее эффективные приемы, формы и методы системно-деятельностного подхода...