Реализация системно-деятельностного подхода через учебную ситуацию в рамках ФГОС II поколения.
методическая разработка по английскому языку (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Особенности ФГОС II поколения в корне меняют подход к обучению учащихся. Во главу угла поставлены ключевые вопросы: зачем учить, чему учить, как учить. Учим как ловить рыбку...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_sistemno-deyatelnostnogo_podhoda_cherez_uchebnuyu_situatsiyu.pptx | 730 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Инструкция к новой технике Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит ученика в ситуацию затруднения. Ученик формулирует цель: «Чего я хочу добиться?» 2. Ученик обдумывает варианты решения, определяет, хватит ли знаний и умений. 3. Ученик пытается решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, ученик сравнивает его с целью. Делает вывод – добился своего или нет. Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д / з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками
Стандарты Стандарты первого поколения. Цель: Сохранение единого базового ядра образования в российских школах. Ориентированы на результаты предметного обучения и сохранение высокого уровня знаний. ( ЗУНы ) Стандарты второго поколения. Цель: Развитие личности и компетентностный подход (иными словами, образование озабочено не столько тем, чтобы «накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «готовить пищу»). Ориентированы на универсальные учебные действия (УУД), которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач в самых различных областях человеческой деятельности.
Принципы стандартов второго поколения Непрерывность образования Учет возрастных возможностей ребенка Учет его индивидуальных возможностей Здоровьесбережение Взаимосвязь с окружающим миром Развитие личности как субъекта творческой деятельности Признание ребенка как активного субъекта познания Доступность и достаточность Духовно-нравственное воспитание Психологическая адаптация Взаимодействие семьи и педагога
Особенности Стандарта второго поколения Системно-деятельностный подход Фундаментальное ядро содержания Формируемые универсальные учебные действия Новые подходы к оцениванию Педагогика сотрудничества
Системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Вектор смещения акцентов нового стандарта Чему учить? обновление содержания Ради чего учить? ценности образования Как учить? обновление средств обучения формирование универсальных способов действий
КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ? 1. Подробно описать новый результат в виде конкретных задач : Зачем учить? (ЦЕЛЬ) Подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: 2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ) 3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)
ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий ( КИМы : вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Базовые технологии стандартов второго поколения Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) Технология, основанная на реализации проектной деятельности Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ « УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ » Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Учебные ситуации: структурная «единица» учебной деятельности: ее полный замкнутый цикл: дети – самостоятельно или с помощью учителя –обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают; содержательная основа – планируемые результаты; учет возрастных особенностей
Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами социально-статусных отношений: Урок-телемост; Обсуждение прав и обязанностей граждан других стран; Беседа о традициях, обычаях, быте, страны изучаемого языка.
Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами ролевых взаимоотношений: (проигрывание неформальных ролей в ситуации речевого общения поможет лучше узнать взаимоотношения детей, повлиять на личностные качества учащихся, на их мотивацию к изучению языка) соревнования – командные и индивидуальные; сюжетные – «поиск сокровищ» … ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» …
Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации отношений совместной творческой, конструкторской деятельности: «Пишем книгу» ; «Готовим праздник» «Делаем подарки» «Сообщаем вам …»
Проектирование и отбор учебных ситуаций Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности : эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов) маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение , (подведение под понятие) проведение мини-исследований описание и оценка
Некоторые примеры учебной деятельности: Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами ) Работа с учебными моделями (слова , устные высказывания, тексты) Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.) Чтение (вслух и “ про себя ” ) и письмо (списывание, письмо под диктовку, творческие работы)
Позиционирование учителя на уроке Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса ; Веди ученика от собственного опыта к общественному ; Будь не «НАД», а «РЯДОМ» ; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши ; Учи анализировать каждый этап работы ; Критикуя, стимулируй ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода с учетом перехода на ФГОСы второго поколения.
Материалы с выступления на ГМО....
методическая разработка "Дифференцированный подход в обучении биологии в рамках ФГОС второго поколения"
материал содержит теоретичекий аспект вопроса и примеры дифференциации заданий в обучении биологии...
методическая разработка "Дифференцированный подход в обучении биологии в рамках ФГОС второго поколения"
материал содержит теоретичекий аспект вопроса и примеры дифференциации заданий в обучении биологии...
Учебные ситуации в рамках системно - деятельностного подхода.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не ...
«Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения»
Здоровье детей,это гавная и основная тема для всего человечества....
Реализация системно-деятельностного метода в преподавании химии как технологическая основа ФГОС
Системно-деятельный подход в обучении химии?Чтобы решить новые цели деятельности на уроках химии (какой результат я хочу получить), необходимо разработать и использовать новые виды дидактических средс...
Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения.
По данным Министерства Здравоохранения РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, а у половины школьников имеются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе оп...