Рабочая программа спецкурса по военной истории для кадетского класса 11 класс
рабочая программа по истории (11 класс)
Рабочая программа спецкурса по военной истории для кадетского класса 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voennaya_istoriya_11_klass.docx | 37.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа спецкурса «Военная история России 19-20 вв» предназначена для учащихся 11 класса кадетского профиля МБОУ «Тарбагатайская СОШ». Рабочая программа охватывает период военной истории России XIX -XX вв., конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам курса с учетом логики учебного процесса. Программа рассчитана на 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Роль и место курса в подготовке кадет в комплексе с гуманитарными и филологическими дисциплинами заключается в обеспечении всестороннего развития личности кадета, формировании его общей военно-исторической и тактической культуры.Программа дополняет школьный курс истории Отечества сведениями о военной истории, тактическом, оперативном и стратегическом искусстве русских полководцев, истории русской военной мысли. Научной основой курса является совокупность знаний общего хода исторических событий и научной оценки военно-исторических событий и фактов.
Программа призвана привить интерес к военной истории, дать навык самостоятельной работы с литературой и источниками. В первую очередь в курсе выделяется патриотический, героический момент военной истории. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важных элементов общественного сознания. Ведущей идеей преподавания курса является также воспитание нравственности и общей культуры кадета. Понятия культура и нравственность взаимосвязаны друг с другом и поэтому нет такой сферы деятельности человека, которая была бы нейтральной по отношению к ним и, в которой нельзя бы выделить культурно-нравственный аспект. Важным в системе преподавания курса является вопрос о том, какой нравственный урок получает кадет в процессе изучения предмета, как проявляются нравственные стороны его личности и формируются культурные ценности.
Цель курса – удовлетворение познавательных интересов учащихся и расширение знаний по истории России, изучение исторического опыта народов по защите Отечества; углубление военно-исторических знаний; расширение военного кругозора; развитие у кадет гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
- освоение учащимися комплекса систематизированных знаний о военной истории России,личностей полководцев, оказавших влияние на развитие военной науки;раскрытие в хронологическом порядке основных причин и способов развязывания войн; хода и исхода боевых действий; направлений развития средств и способов вооруженной борьбы; изучение изменений организационных структур войск; проведение реформ на различных этапах истории и развитие всех составных частей военного искусства;
- развитие умений анализа исторических источников, характеристики военных деятелей, сражений и военных кампаний;
- воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества,уважения к героическому прошлому своей Родины, ее Вооруженным Силам.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения содержания среднего (полного) общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся.
Познавательная деятельность
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.
Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.
Информационно-коммуникативная деятельность
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Рефлексивная деятельность
Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.
Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Основное содержание:
Военная история как историческая дисциплина. Предмет и метод военной истории. Источники по военной истории России. Понятие военной науки. Тактика, оперативное и стратегическое искусство. Вспомогательные исторические дисциплины - археология, историческая хронология, метрология, палеография, геральдика и сфрагистика, генеалогия.
Восточная политика России в 1-й половине 19 века. Войны с Персией, Францией, Турцией и Швецией первого десятилетия ХIX века.
Русско-иранские войны 1804-1805, 1826-1828 гг. Русско-турецкие войны 1806-1812, 1828-1829 гг. Дмитрий Николаевич Сенявин, Иван Федорович Паскевич.
Отечественная война 1812 года. Бородино. Герои 1812 года: Михаил Богданович Барклай де Толли, Петр Иванович Багратион, Николай Николаевич Раевский. Мужество русского солдата. Партизанское движение. Денис Васильевич Давыдов. Василиса Кожина.
Михаил Илларионович Кутузов. Жизнь и военное искусство. Дискуссия о роди полководца в военных действиях. Изгнание неприятеля и заграничные походы.
Кавказская война 1814-1864 гг. Алексей Петрович Ермолов. Присоединение Кавказа. Трагедия войны и ее последствия.
Войны с участием России при Николае I.
Продолжение борьбы на Кавказе. Русско-иранская война 1826–1828 гг., походы И. Ф. Паскевича. «Греческий вопрос» в отношениях России с Османской империей. Русско-турецкая война 1828–1829 гг., осада и взятие крепостей на Дунае. Наступление И. И. Дибича через Балканы.
Восточная (Крымская) война 1853-1856 гг. Ход войны. Синопское сражение. Оборона Севастополя. Владимир Алексеевич Корнилов, Павел Степанович Нахимов. . Военные реформы 60-70-х гг.
Войны России 2 половины 19 века. Военная реформа 1861-1874 гг. Введение всеобщей воинской повинности. Перевооружение армии. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Баязет, Шипка, Шейново. Герои Плевны. Михаил Дмитриевич Скобелев.
Русско-японская война. Оборона Порт-Артура, действия флота (Адмирал Макаров), сухопутных войск. Состав и структура русской армии, изменения в тактике и стратегии после русско-японской войны.
Первая Мировая война. Боевые действия на фронтах, роль России в войне, подвиги русских солдат и офицеров. Генерал Брусилов и Брусиловский прорыв. Боевые действия на Кавказе. Генерал Юденич. Развал старой русской армии после февральской революции.
Гражданская война в России. Особенности гражданской войны. Состав и структура противоборствующих сил. Война и политика. Трагедия народа в гражданской войне. Полководцы Гражданской войны. Причины поражения Белой армии в войне.
Советско – финская война. Изменения в структуре вооружённых сил СССР в 1926-1937 гг. Сталинские репрессии и их последствия. В.К.Блюхер, А.И.Егоров, М.Н.Тухачевский. Положение вооружённых сил в конце 30-х гг. XX в. Обеспечение Красной Армии боевой техникой и оружием. Причины неудач в 1941 году.
Великая Отечественная война.Причины неудач в 1941 году.От Бреста до Москвы (события 1941-1942 годов). Оборона Ленинграда. Сталинградская битва, Ржев - ключ к Берлину, Курск, освобождение Украины, Белоруссии, Прибалтики и стран Европы. Значение Великой Победы. Разгром Квантунской армии. Производство вооружения, боевой техники. Появление новых видов вооружения. А.Н.Туполев, И.В.Курчатов, А.Ф.Иоффе и др. Структура управления армией в годы ВОВ. Боевой опыт А.М.Василевского, Г.К.Жукова и др. Военные операции и подвиги на фронте. Роль тыла. Цена Победы в Великой Отечественной войне. Итоги Великой Отечественной войны для СССР.Полководцы Советской армии - Г. К. Жуков и его соратники. Герои В. О. войны.
Положение вооружённых сил после ВОВ: проблемы и пути решения. Советская военная доктрина. Гонка вооружений. Развитие вооружения. Перевооружение армии и флота ракетно-ядерной техникой. Образование ОВД. Достижение военно-стратегического паритета с США и его цена для СССР. Участие Советской армии в локальных конфликтах 1950-1980 годов. Война в Афганистане: итоги и последствия.
Развитие вооружённых сил РФ на современном этапе.Состав и структура, тактика и вооружение современной армии. Военные конфликты конца ХХ- начала ХXI века.
Межпредметные связи: в ходе реализации программы происходит интеграция с учебными предметами:, историей, литературой, географией, ОБЖ.
При разработке программы использовался здоровьесберегающий подход: учет психологических и возрастных особенностей учащихся; организация занятий направлена на повышение мотивации к учебной деятельности, создание условий для самовыражения учащихся, развитие социально-значимых качеств.
Формы организации учебного процесса
- классно-урочная;
- индивидуальная;
- групповая;
- индивидуально-групповая;
- фронтальная;
- практикумы;
- проектно-исследовательская.
Основными видами учебных занятий являются лекции, беседы, семинары и самостоятельная работа обучаемых. Кроме того, в ходе изучения курса предполагаются следующие виды деятельности кадет:
- анализ биографии видных военачальников России;
- составление типологических таблиц: «Полководцы», «Основные сражения», «Чины, традиции, лица» и т.п.
- устные сообщения кадет с последующим обсуждением
Система оценки достижений учащихся:
Фронтальный опрос – с вопросами самопроверки; групповая работа с документами и ответ на вопросы и задания к документам; Письменный опрос – хронологический диктант, понятийный диктант, самостоятельная работа в форме двухуровневого теста, самостоятельная работа в форме многоуровневого теста, контрольные и самостоятельные работы, зачёты, семинары, практические работы, презентации, творческие работы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Определяющей задачей изучения курса является достижение следующих уровней обученности. По окончании изучения курса учащиеся должны
Иметь представление:
о содержании и основных направлениях военной истории России 19-20 вв., военного искусства;
о полководческом искусстве выдающихся отечественных военачальников
Знать:
- основные периоды, события, факты российской военной истории;
- хронологию важнейших событий военной истории;
- исторических деятелей, видных правителей и полководцев Отечества;
- содержание военных реформ и этапы строительства Отечественных Вооруженных Сил;
- причины возникновения войн и ход боевых действий в них
- характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей
- содержание и пути решения основных проблем организации и ведения боевых действий подразделений в локальных войнах и вооруженных конфликтах современности;
Уметь:
- соотносить единичные факты и общие явления и процессы;
- сопоставлять исторические события и исторических деятелей;
- работать с исторической картой
- определять хронологию событий;
- составлять связный рассказ, описывать исторические явления, события;
- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям военной истории России, их оценку;
- использовать военно-исторические знания для формирования высоких морально-боевых качеств;
- организовывать военно-историческую работу в школе;
- работать с литературой по предложенной теме, готовить доклады, выполнять творческие задания, проекты
Учащиеся должны свободно ориентироваться в военной истории России 19-20 вв, свободно и логически доказательно оперировать фактами и событиями военной истории России, получить полное, ясное и осознанное представление о перипетиях военной истории как важной и неотъемлемой части истории России, уметь аргументировано и чётко излагать свою точку зрения на исторические процессы и события, анализировать и обобщать в процессе исследования исторических материалов, уметь занимать самостоятельную позицию по дискуссионным вопросам и отстаивать её, опираясь на факты и документы.
У учащегося должна выработаться самостоятельно осознанная нравственная, гражданская и патриотическая позиция как человека и гражданина России.
Оборудование: ПК, образовательные диски, раздаточный материал (схемы, таблицы, тесты, документы), ЭОР.
Список литературы для учителя и учащихся.
- Бегунова А.И. От кольчуги до мундира. М., 1993.
- Беловинский Л.В. С русским воином через века. М., 1992.
- Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале XX века. М., 1986.
- Битвы мировой истории. Словарь. М., 1993.
- История Великой Отечественной войны Советского Союза. М., 1960 – 1965. Т. 1 – 6.
- История Второй мировой войны 1939 – 1945. М., 1973 – 1982. Т. 1 – 12.
- Великая Отечественная война. 1941 – 1945. Энциклопедия. М., 1985.
- Награды России. – М.:Воениздат,1996.
- 300 великих битв. – М.,2002.
- Народ и война. 50 лет Великой Победы. СПб., 1995.
- Гриф секретности снят. Потери Вооружённых Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Статистическое исследование./ Под общей ред. к. воен. н. генерал-полковника Г.Ф. Кривошеева. М., 1993.
- Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1995.
- Золотарёв В.А., Саксонов О.В., Тюшкевич С.А. Военная история России. Жуковский – Москва. 2001.
- Керсновский А.А. История русской армии. М., 1992 Залесский К.А. Первая мировая война. Биографический энциклопедический словарь. М., 2000.
- Уткин А.И. Русско – японская война. В начале всех бед. М., 2005.
- Халин К.Е. Полководцы России. – М.: ООО “Дом славянской книги”, 2005.
- Черевко К.Е. Серп и молот против самурайского меча. М., 2003.
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Сроки проведения |
1 | Военная история как предмет | 1 | |
2 | Военные конфликты России в 1801-1812гг | 1 | |
3 | Отечественная война 1812г | 1 | |
4 | Герои Отечественной войны 1812г | 1 | |
5 | Кавказская война | 1 | |
6 | Войны с участием России при Николае I | 1 | |
7 | Крымская война | 1 | |
8 | Герои Крымской войны | 1 | |
9 | Военные реформы 60-70-х гг 19 века | 1 | |
10 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг и ее герои | 1 | |
11 | Русско- японская война | 1 | |
12 | Первая мировая война | 1 | |
13 | Роль России в Первой мировой войне. Брестский мир | 1 | |
14 | Гражданская война в России | 1 | |
15 | Гражданская война и ее итоги | 1 | |
16 | Советско-финская война | 1 | |
17 | Вооруженные силы СССР в 30-е гг и сталинские репрессии | 1 | |
18 | Начало Второй мировой войны | 1 | |
19 | 1941 год в отечественной и мировой истории | 1 | |
20 | Коренной перелом в Великой Отечественной войне | 1 | |
21 | Роль тыла в разгроме врага. Появление новых видов вооружения | 1 | |
22 | СССР и его союзники в решающих битвах Второй мировой войны | 1 | |
23 | Полководцы Советской армии | 1 | |
24-25 | Герои Великой Отечественной войны | 1 | |
26 | Итоги и уроки войны | 1 | |
27 | Советская военная доктрина после II мировой войны | 1 | |
28 | Участие СССР в локальных конфликтах 1950-1980-х гг | 1 | |
29 | Война в Афганистане | 1 | |
30 | Чеченские войны | 1 | |
31 | Развитие вооруженных сил РФ на современном этапе | 1 | |
32 | Военные конфликты конца 20 – начала 21 вв | 1 | |
33 | Современные герои | 1 | |
34-35 | Уроки итогового обобщения по курсу | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса по алгебре для учащихся 9 класса
Рабочая программа спецкурса по алгебре для учащихся 9 классавключает в себя:· пояснительную записку с определением целей и задач курса; ·...
Рабочая программа спецкурса по историческому краеведению для 8 класса
Рабочая программа спецкурса по историческому краеведению предназначена для обучающихся 8 класса. Разработана по требованиям ФГОС....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ "МАСТЕРСКАЯ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ"
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Предлагается такая модель формирования универсальных учебных действий, которая позволяет ученику не утратить ход естественного...
Рабочая программа спецкурса по английскому языку для 7 класса «Английский язык для всех»
Данный курс предназначен для расширения изучения английского языка в 7 классе....
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8 класса
Рабочая программа спецкурса по русскому языку 8 класс...
Рабочая программа спецкурса "За страницами учебника географии". 6 класс.
Программа разработана с учетом всех требований ФГОС и направлена на активизацию познавательного интереса учащихся к географии.В программе расписаны планируемые предметные, метапредме...
Рабочая программа спецкурса "Воинский этикет" для кадетского класса
Рабочая программа спецкурса "Воинский этикет" для кадетского класса...