Рабочая программа спецкурса по военной истории для кадетского класса 11 класс
рабочая программа по истории (11 класс)

Вяткина Елена Валерьевна

Рабочая программа спецкурса по военной истории  для кадетского класса 11 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voennaya_istoriya_11_klass.docx37.18 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Программа спецкурса «Военная история России 19-20 вв» предназначена для учащихся 11 класса кадетского профиля МБОУ «Тарбагатайская СОШ». Рабочая программа охватывает период военной истории России XIX -XX вв., конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам курса с учетом логики учебного процесса. Программа рассчитана на 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

Роль и место курса в подготовке кадет в комплексе с гуманитарными и филологическими дисциплинами заключается в обеспечении всестороннего развития личности кадета, формировании его общей военно-исторической и тактической культуры.Программа дополняет школьный курс истории Отечества сведениями о военной истории, тактическом, оперативном и стратегическом искусстве русских полководцев, истории русской военной мысли. Научной основой курса является совокупность знаний общего хода исторических событий и научной оценки военно-исторических событий и фактов.

Программа призвана привить интерес к военной истории, дать навык самостоятельной работы с литературой и источниками. В первую очередь в курсе выделяется патриотический, героический момент военной истории. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важных элементов общественного сознания. Ведущей идеей преподавания курса является также воспитание нравственности и общей культуры кадета. Понятия культура и нравственность взаимосвязаны друг с другом и поэтому нет такой сферы деятельности человека, которая была бы нейтральной по отношению к ним и, в которой нельзя бы выделить культурно-нравственный аспект. Важным в системе преподавания курса является вопрос о том, какой нравственный урок получает кадет в процессе изучения предмета, как проявляются нравственные стороны его личности и формируются культурные ценности.

Цель курса – удовлетворение познавательных интересов учащихся и расширение знаний по истории России, изучение исторического опыта народов по защите Отечества; углубление военно-исторических знаний; расширение военного кругозора; развитие у кадет гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей.

Задачи:

  • освоение учащимися комплекса систематизированных знаний о военной истории    России,личностей полководцев, оказавших влияние на развитие военной науки;раскрытие в хронологическом порядке основных причин и способов развязывания войн; хода и исхода боевых действий; направлений развития средств и способов вооруженной борьбы; изучение изменений организационных структур войск; проведение реформ на различных этапах истории и развитие всех составных частей военного искусства;
  • развитие умений анализа исторических источников, характеристики военных деятелей, сражений и военных кампаний;
  • воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества,уважения к героическому прошлому своей Родины,  ее Вооруженным Силам.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения содержания среднего (полного) общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся.

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Основное содержание:

Военная история как историческая дисциплина. Предмет и метод военной истории. Источники по военной истории России. Понятие военной науки. Тактика, оперативное и стратегическое искусство. Вспомогательные исторические дисциплины - археология, историческая хронология, метрология, палеография, геральдика и сфрагистика, генеалогия.

Восточная политика России в 1-й половине 19 века. Войны с Персией, Францией, Турцией и Швецией первого десятилетия ХIX века.

Русско-иранские войны 1804-1805, 1826-1828 гг. Русско-турецкие войны 1806-1812, 1828-1829 гг. Дмитрий Николаевич Сенявин, Иван Федорович Паскевич.

Отечественная война 1812 года. Бородино. Герои 1812 года: Михаил Богданович Барклай де Толли, Петр Иванович Багратион, Николай Николаевич Раевский. Мужество русского солдата. Партизанское движение. Денис Васильевич Давыдов. Василиса Кожина.

Михаил Илларионович Кутузов. Жизнь и военное искусство. Дискуссия о роди полководца в военных действиях. Изгнание неприятеля и заграничные походы.

Кавказская война 1814-1864 гг. Алексей Петрович Ермолов. Присоединение Кавказа. Трагедия войны и ее последствия.

Войны с участием России при Николае I.

Продолжение борьбы на Кавказе. Русско-иранская война 1826–1828 гг., походы И. Ф. Паскевича. «Греческий вопрос» в отношениях России с Османской империей. Русско-турецкая война 1828–1829 гг., осада и взятие крепостей на Дунае. Наступление И. И. Дибича через Балканы.

Восточная (Крымская) война 1853-1856 гг. Ход войны. Синопское сражение. Оборона Севастополя. Владимир Алексеевич Корнилов, Павел Степанович Нахимов. . Военные реформы 60-70-х гг.

Войны России 2 половины 19 века. Военная реформа 1861-1874 гг. Введение всеобщей воинской повинности. Перевооружение армии. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Баязет, Шипка, Шейново. Герои Плевны. Михаил Дмитриевич Скобелев.

Русско-японская война. Оборона Порт-Артура, действия флота (Адмирал Макаров), сухопутных войск. Состав и структура русской армии, изменения в тактике и стратегии после русско-японской войны.  

Первая Мировая война. Боевые действия на фронтах, роль России в войне, подвиги русских солдат и офицеров. Генерал Брусилов и Брусиловский прорыв. Боевые действия на Кавказе. Генерал Юденич. Развал старой русской армии после февральской революции.

Гражданская война в России. Особенности гражданской войны. Состав и структура противоборствующих сил. Война и политика. Трагедия народа в гражданской войне. Полководцы Гражданской войны. Причины поражения Белой армии в войне.  

Советско – финская война. Изменения в структуре вооружённых сил СССР в 1926-1937 гг. Сталинские репрессии и их последствия. В.К.Блюхер, А.И.Егоров, М.Н.Тухачевский. Положение вооружённых сил в конце 30-х гг. XX в. Обеспечение Красной Армии боевой техникой и оружием. Причины неудач в 1941 году.

Великая Отечественная война.Причины неудач в 1941 году.От Бреста до Москвы (события 1941-1942 годов). Оборона Ленинграда. Сталинградская битва, Ржев - ключ к Берлину, Курск, освобождение Украины, Белоруссии, Прибалтики и стран Европы. Значение Великой Победы. Разгром Квантунской армии. Производство вооружения, боевой техники. Появление новых видов вооружения. А.Н.Туполев, И.В.Курчатов, А.Ф.Иоффе и др. Структура управления армией в годы ВОВ. Боевой опыт А.М.Василевского, Г.К.Жукова и др. Военные операции и подвиги на фронте. Роль тыла. Цена Победы в Великой Отечественной войне. Итоги Великой Отечественной войны для СССР.Полководцы Советской армии - Г. К. Жуков и его соратники. Герои В. О. войны.

Положение вооружённых сил после ВОВ: проблемы и пути решения. Советская военная доктрина. Гонка вооружений. Развитие вооружения. Перевооружение армии и флота ракетно-ядерной техникой. Образование ОВД. Достижение военно-стратегического паритета с США и его цена для СССР. Участие Советской армии в локальных конфликтах 1950-1980 годов. Война в Афганистане: итоги и последствия.

Развитие вооружённых сил РФ на современном этапе.Состав и структура, тактика и вооружение современной армии. Военные конфликты конца ХХ- начала ХXI века.

   Межпредметные связи: в ходе реализации программы происходит интеграция с учебными предметами:, историей, литературой, географией, ОБЖ.

      При разработке программы использовался здоровьесберегающий подход: учет психологических и возрастных особенностей учащихся; организация занятий направлена на повышение мотивации к учебной деятельности, создание условий для самовыражения учащихся, развитие социально-значимых качеств.

Формы организации учебного процесса

  • классно-урочная;
  • индивидуальная;
  • групповая;
  • индивидуально-групповая;
  • фронтальная;
  • практикумы;
  • проектно-исследовательская.

Основными видами учебных занятий являются лекции, беседы, семинары и самостоятельная работа обучаемых. Кроме того, в ходе изучения курса предполагаются следующие виды деятельности кадет:

  • анализ биографии видных военачальников России;
  • составление типологических таблиц: «Полководцы», «Основные сражения», «Чины, традиции, лица» и т.п.
  • устные сообщения кадет с последующим обсуждением

Система оценки достижений учащихся:

Фронтальный опрос – с вопросами самопроверки; групповая работа с документами и ответ на вопросы и задания к документам; Письменный опрос – хронологический диктант, понятийный диктант, самостоятельная работа в форме двухуровневого теста, самостоятельная работа в форме многоуровневого теста, контрольные и самостоятельные работы, зачёты, семинары, практические работы, презентации, творческие работы.

Требования к уровню подготовки учащихся

Определяющей задачей изучения курса является достижение следующих уровней обученности. По окончании изучения курса учащиеся должны

Иметь представление:

о содержании и основных направлениях военной истории России 19-20 вв., военного искусства;

о полководческом искусстве выдающихся отечественных военачальников

Знать:

  • основные периоды, события, факты российской военной истории;
  • хронологию важнейших событий военной истории;
  • исторических деятелей, видных правителей и полководцев Отечества;
  • содержание военных реформ и этапы строительства Отечественных Вооруженных Сил;
  • причины возникновения войн и ход боевых действий в них
  • характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей
  • содержание и пути решения основных проблем организации и ведения боевых действий подразделений в локальных войнах и вооруженных конфликтах современности;

Уметь:

  • соотносить единичные факты и общие явления и процессы;
  • сопоставлять исторические события и исторических деятелей;
  • работать с исторической картой
  • определять хронологию событий;
  • составлять связный рассказ, описывать исторические явления, события;
  • определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям военной истории России, их оценку;
  • использовать военно-исторические знания для формирования высоких морально-боевых качеств;
  • организовывать военно-историческую работу в школе;
  • работать с литературой по предложенной теме, готовить доклады, выполнять творческие задания, проекты

Учащиеся должны свободно ориентироваться в военной истории России 19-20 вв,  свободно и логически доказательно оперировать фактами и событиями военной истории России, получить полное, ясное и осознанное представление о перипетиях военной истории как важной и неотъемлемой части истории России, уметь аргументировано и чётко излагать свою точку зрения на исторические процессы и события, анализировать и обобщать в процессе исследования исторических материалов, уметь занимать самостоятельную позицию по дискуссионным вопросам и отстаивать её, опираясь на факты и документы.

    У учащегося должна выработаться самостоятельно осознанная нравственная, гражданская и патриотическая позиция как человека и гражданина России.

Оборудование: ПК, образовательные диски, раздаточный материал (схемы, таблицы, тесты, документы), ЭОР.

Список литературы для учителя и учащихся.

  1. Бегунова А.И. От кольчуги до мундира. М., 1993.
  2. Беловинский Л.В. С русским воином через века. М., 1992.
  3. Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале XX века. М., 1986.
  4. Битвы мировой истории. Словарь. М., 1993.
  5. История Великой Отечественной войны Советского Союза. М., 1960 – 1965. Т. 1 – 6.
  6. История Второй мировой войны 1939 – 1945. М., 1973 – 1982. Т. 1 – 12.
  7. Великая Отечественная война. 1941 – 1945. Энциклопедия. М., 1985.
  8. Награды России. – М.:Воениздат,1996.
  9. 300 великих битв. – М.,2002.
  10. Народ и война. 50 лет Великой Победы. СПб., 1995.
  11. Гриф секретности снят. Потери Вооружённых Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Статистическое исследование./ Под общей ред. к. воен. н. генерал-полковника Г.Ф. Кривошеева. М., 1993.
  12. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1995.
  13. Золотарёв В.А., Саксонов О.В., Тюшкевич С.А. Военная история России. Жуковский – Москва. 2001.
  14. Керсновский А.А. История русской армии. М., 1992 Залесский К.А. Первая мировая война. Биографический энциклопедический словарь. М., 2000.
  15.  Уткин А.И. Русско – японская война. В начале всех бед. М., 2005.
  16. Халин К.Е. Полководцы России. – М.: ООО “Дом славянской книги”, 2005.
  17. Черевко К.Е. Серп и молот против самурайского меча. М., 2003.

Календарно-тематическое планирование

№      

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Военная история как предмет

1

2

Военные конфликты России в 1801-1812гг

1

3

Отечественная война 1812г

1

4

Герои Отечественной войны 1812г

1

5

Кавказская война

1

6

Войны с участием России при Николае I

1

       7

Крымская война

1

8

Герои Крымской войны

1

       9

Военные реформы 60-70-х гг 19 века

1

10

Русско-турецкая война 1877-1878 гг и ее герои

1

11

Русско- японская война

1

12

Первая мировая война

1

13

Роль России в Первой мировой войне. Брестский мир

1

14

Гражданская война в России

1

15

Гражданская война и ее итоги

1

16

Советско-финская война

1

17

Вооруженные силы СССР в 30-е гг и сталинские репрессии

1

      18

Начало Второй мировой войны

1

19

1941 год в отечественной и мировой истории

1

20

Коренной перелом в Великой Отечественной войне

1

21

Роль тыла в разгроме врага. Появление новых видов вооружения

1

22

СССР и его союзники в решающих битвах Второй мировой войны

1

23

Полководцы Советской армии

1

24-25

Герои Великой Отечественной войны

1

26

Итоги и уроки войны

1

27

Советская военная доктрина после II мировой войны

1

28

Участие СССР в локальных конфликтах 1950-1980-х гг

1

29

Война в Афганистане

1

30

Чеченские войны

1

31

Развитие вооруженных сил РФ на современном этапе

1

32

Военные конфликты конца 20 – начала 21 вв

1

33

Современные герои

1

34-35

Уроки итогового обобщения по курсу

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса по алгебре для учащихся 9 класса

Рабочая программа спецкурса по алгебре для учащихся 9 классавключает в себя:·        пояснительную записку с определением целей и задач курса; ·...

Рабочая программа спецкурса по историческому краеведению для 8 класса

Рабочая программа спецкурса по историческому краеведению предназначена для обучающихся 8 класса. Разработана по требованиям ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ "МАСТЕРСКАЯ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ"

Актуальность программы  обусловлена ее методологической значимостью. Предлагается такая модель формирования универсальных учебных действий, которая позволяет ученику не утратить ход естественного...

Рабочая программа спецкурса по английскому языку для 7 класса «Английский язык для всех»

Данный курс предназначен для расширения изучения английского языка в 7 классе....

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8 класса

Рабочая программа спецкурса по русскому языку 8 класс...

Рабочая программа спецкурса "За страницами учебника географии". 6 класс.

Программа разработана с учетом всех требований ФГОС  и направлена на активизацию  познавательного интереса учащихся к географии.В программе расписаны планируемые  предметные, метапредме...

Рабочая программа спецкурса "Воинский этикет" для кадетского класса

Рабочая программа спецкурса "Воинский этикет" для кадетского класса...