Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа спецкурса по русскому языку 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rus.yazyk_8_a.docx | 75.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Набережные Челны «Гимназия №77»
«Принято»
Педагогическим советом
Протокол от 29.08 2017 г. № 1
Введено приказом от 29.08 2017 г. №__
Директор МАОУ «Гимназия №77»
__________________ Фатихова А.А.
Рабочая программа
по предмету «Русский язык» для 8 А класса (2 часа в неделю, 68 часов в год)
Составитель: Аюкаева Ф.С. (учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории)
«Согласовано»
Заместитель директора ___________ / Багаутдинова А.М./
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 28.08.2017 г. № 1
Руководитель МО _____________ / Владыко С.А./
2017 г.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться | |||
Речь. Речевая деятельность. Культура речи |
|
| Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
|
Сформированность основ экологической культуры. |
Синтаксис. Пунктуация |
∙ распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово в словосочетании; ∙ определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания; ∙ анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи; ∙ анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений; ∙ разграничивать и сопоставлять предложения распространенные и нераспространенные, полные и неполные; ∙ опознавать осложненные предложения; определять виды осложнения; ∙ оценивать правильность речи и в случае необходимости корректируют речевые высказывания; ∙ опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания. | ∙ Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; использовать изобразительно-выразительные средства русского языка в своей устной и письменной речи; ∙ делать полный синтаксический разбор словосочетаний разных типов, различать словосочетания и несловосочетния; ∙ определять виды подчинительной связи в словосочетании; ∙ уметь подбирать синтаксические синонимы; ∙ определять виды односоставных предложений; ∙ выполнять синтаксический разбор грамматической основы простого предложения; ∙ распознавать и различать виды обособленных членов и не членов предложений, различать обращения и вводные слова; ∙ использовать в своей речи осложненные предложения разных видов, вводные слова, риторические вопросы, восклицания и обращения. | ||
Правописание: орфография и пунктуация | • Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма; • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме; • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. | • Демонстрировать роль орфографии и пунктуации передаче смысловой стороны речи; • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников по правописанию. |
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Речь. Речевая деятельность | Текст как единица синтаксиса. Формально - смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Основные жанры публицистического стиля и устной публичной речи (выступление). Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Рассказ. Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения. Информационная переработка текста (план, конспект). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (сжатое). Написание сочинений. | 9 |
Общие сведения о языке | Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Выдающиеся отечественные лингвисты: А.М. Пешковский, А.А.Шахматов, В.В.Виноградов. | 1 |
Культура речи | Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация. | 1 |
Синтаксис и пунктуация | Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.). Применение знаний по синтаксису в практике правописания. | 44 |
Уроки повторения | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Подготовка к контрольной работе. Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и орфография. Синтаксис и культура речи. | 8 |
Уроки контроля | Входной контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 четверть. Контрольная работа за 2 четверть. Контрольный диктант с грамматическим заданием за 3 четверть. Итоговая контрольная работа. | 5 |
ИТОГО | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УМК: М.Т.Баранов и др. Русский язык, 8 класс, М.: Просвещение, 2015г. | ||||||
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся | ||
Планируемые сроки | Фактические сроки | |||||
Общие сведения о языке (1 ч.) | ||||||
1 | Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. | 1 | 4.09 | Составляют опорный конспект для пересказа текста. Аргументируют основные положения о роли русского языка в современном мире (устно и письменно). Выполняют письменное дифференцированное задание. Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). | ||
Повторение изученного в 5-7 классах (4 +1 к.р.) | ||||||
2 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | 1 | 8.09 | Разграничивают знаки препинания по их функциям. Анализируют таблицу в учебнике. Обобщают наблюдения и делают выводы. | ||
3 | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | 11.09 | Самостоятельно наблюдают особенности языкового материала. Выразительно читают стихотворный текст. Соотносят обобщённый ответ по теме с таблицей в учебнике. Создают графические схемы сложных предложений. Конструируют сложные предложения. | ||
4 | Входная контрольная работа. | 1 | 15.09 | Применение знаний по морфологии и синтаксису в практике правописания. | ||
5 | Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | 1 | 18.09 | Анализируют теоретические сведения из учебника. Работают с таблицей учебника. Иллюстрируют таблицу своими примерами. Осуществляют тренинговые упражнения и самоконтроль в выборе написаний. Работают с текстами разных стилей. Выполняют дома дифференцированное задание. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. | ||
6 | Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Подготовка к контрольной работе. | 1 | 22.09 | Анализируют теоретические сведения из учебника. Работают с таблицей учебника. Иллюстрируют таблицу своими примерами. Осуществляют тренинговые упражнения и самоконтроль в выборе написаний. Работают с текстами разных стилей. Выполняют дома дифференцированное задание. | ||
Культура речи (1 ч.) | ||||||
7 | Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация. | 1 | 25.09 | Выступают с сообщениями по теме урока. Работают в группах. | ||
Синтаксис. Пунктуация (44 + 9 р.р. + 4 к.р.) | ||||||
8 | Единицы синтаксиса русского языка. Текст как единица синтаксиса. Тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. | 1 | 29.09 | Работают с таблицей учебника над единицами языка. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым). Учатся разграничивать основные синтаксические единицы по их функции – номинативной и коммуникативной. Конструируют свои предложения, используя слова поэзии А.С. Пушкина. Учатся выразительно читать стихотворение Н. Рубцова. Анализируют текст со стороны языковых средств связи. Выполняют творческие задания в группах. | ||
9 | Предложение как единица синтаксиса. | 1 | 2.10 | Учатся разграничивать основные синтаксические единицы по их функции – номинативной и коммуникативной. Конструируют свои предложения. Анализируют текст со стороны языковых средств связи. Выполняют творческие задания в группах. | ||
10 | Р/р. Изложение (сжатое) содержания прочитанного текста. | 1 | 6.10 | Информационная переработка текста (план). Пишут сжатое изложение от 3-го лица (упр. 52). | ||
11 | Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды словосочетаний. | 1 | 9.10 | Распознают словосочетание в составе предложения. Конструируют словосочетания, опираясь на схему. Дифференцируют слова и словосочетания. Распределяют словосочетания по значению и структуре. Распознают различные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Составляют таблицу, используя графические обозначения. Заполняют таблицу примерами словосочетаний разных видов. Пишут выборочный диктант. | ||
12 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | 1 | 13.10 | Определяют виды подчинительной связи в словосочетаниях. Составляют схемы словосочетаний. Конструируют словосочетания с разными видами подчинительной связи. Контролируют употребление формы зависимого слова по нормам русского литературного языка. | ||
13 | Синтаксический анализ словосочетаний. | 1 | 16.10 | Изучают порядок и образец разбора. Выполняют разбор словосочетаний. Дифференцированно закрепляют тему на тренировочном материале. Готовят индивидуальные задания. Отвечают на контрольные вопросы. Пишут мини-сочинение. | ||
14 | Грамматическая (предикативная) основа предложения. Интонация предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение | 1 | 20.10 | Опознают простые предложения. Наблюдают, пользуясь схемой, особенности связи подлежащего и сказуемого. Определяют предикативность предложения. Пишут мини-изложение. Работают со схемой как зрительной опорой для самостоятельных наблюдений. Знакомятся с теоретическими сведениями. Читают этимологическую справку о словах интонация, пауза. | ||
15 | Контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 четверть. | 23.10 | Применение знаний по морфологии и синтаксису в практике правописания. | |||
16 | Работа над ошибками. Р/р. Описание памятника культуры. Основные жанры публицистического стиля и устной публичной речи (выступление). | 1 | 27.10 | Выполняют работу над ошибками. Работают со специально подобранным иллюстративным материалом (видеозапись, презентация). Читают текст и сопоставляют публицистическое описание двух картин с изображением памятника. Делятся своими впечатлениями с помощью презентации. Пишут сочинение – публицистическое описание двух картин с изображением одного и того же памятника. | ||
17 | Структурные типы простых предложений. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. | 1 | 10.11 | Активизируют знания о подлежащем и сказуемом, их роли в предложении. Анализируя русские пословицы, фрагменты текстов художественной литературы, находят подлежащие и сказуемые, определяют способ их выражения, отрабатывая при этом правописные навыки. Составляя предложения с приведёнными в рамках словами, развивают творческие способности и учатся использовать в собственной письменной речи подлежащие, имеющие разный способ выражения. | ||
18 | Типы сказуемого: простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое. | 1 | 13.11 | Коллективная, групповая работа с учебником. Находят в предложениях грамматическую основу, определяют тип сказуемых и способы выражения именной части в составном именном сказуемом, отрабатывая при этом правописные навыки. Классифицируют предложения в соответствии с типом сказуемого, активизируют сведения из области лексики (архаизмы, синонимы). Распознают различные типы сказуемых. | ||
19 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | 17.11 | Развивают навык выразительного чтения. Усваивают правило употребления тире между подлежащим и сказуемым. Анализируют способ выражения грамматической основы в предложениях. Активизируют знания из области стилистики. Готовят устное сообщение на заданную тему. Анализируют предложения, находя в них грамматическую основу, отмечая особенности интонации, объясняя постановку тире, сопоставляя сведения о типах сказуемого. Составляют высказывания о знаменитых людях. | ||
20 | Второстепенные члены предложения, способы их выражения. Дополнение. Определение. | 1 | 20.11 | Воспроизводят изученный ранее материал и предложении и его членах. Актуализируют на основе материала для наблюдений информацию о членах предложения. Извлекают информацию по теме из учебной статьи. Записывают и выделяют грамматические основы и второстепенные члены в предложениях. Опознают дополнение. Опознают определение. Дифференцируют согласованные и несогласованные определения. Производят замены определений синонимичными. | ||
21 | Приложение. Знаки препинания при нём. | 1 | 24.11 | Распознают в словосочетаниях определяемое слово и приложение. Подбирают приложения с нужными значениями. Работают над нормой употребления приложений в нужной форме. | ||
22 | Обстоятельство. Основные виды обстоятельства. Синтаксический анализ двусоставного предложения. | 1 | 27.11 | Опознают обстоятельство. Дифференцируют обстоятельства по значению. Составляют предложения, употребляя обстоятельства с разными значениями. Расставляют знаки препинания в упражнениях и уточняют морфологическую выраженность обстоятельств. | ||
23 | Р/р. Характеристика человека. Выдающиеся отечественные лингвисты: А.М. Пешковский. | 1 | 1.12 | Читают, изучая, текст об известном лингвисте, учатся вычленять главное в содержании. Продуцируют свой текст, извлекая материалы из справочной литературы. | ||
24 | Р/р. Сочинение «Человек, которому я хотел бы подражать». | 1 | 4.12 | Пишут сочинение. | ||
25 | Главный член односоставного предложения. Типы односоставных предложений. | 1 | 8.12 | Работа в парах над ошибками в домашней работе, работа в группах. Характеризуют односоставные предложения со стороны грамматической основы. Различают односоставные предложения с разной грамматической основой. Распространяют односоставные предложения второстепенными членами. | ||
26 | Назывные предложения. | 1 | 11.12 | Опознают назывные предложения. Наблюдают за функцией и семантикой назывных предложений. Составляют назывные предложения. Осознают уместность употребления назывных предложений в текстах определённого типа. | ||
27 | Определённо-личные предложения. Неопределённо-личные предложения. Безличные предложения. | 1 | 15.12 | Опознают определённо-личные предложения. Определяют морфологическую выраженность главного члена в определённо-личных предложениях и функцию этих предложений. Уместно употребляют данный вид предложений в своём тексте. Опознают безличные предложения. Определяют морфологическую выраженность главного члена в безличных предложениях. Трансформируют двусоставные предложения в односоставные безличные предложения. | ||
28 | Контрольная работа за 2 четверть. | 1 | 18.12 | Выполняют контрольную работу. | ||
29 | Работа над ошибками. Неполные предложения. Синтаксический анализ односоставного предложения. | 1 | 22.12 | Выполняют работу над ошибками. Определяют неполные предложения и опознают их типы. Составляют диалоги с использованием неполных предложений. Выполняют устные и письменные синтаксические разборы односоставных предложений. Тренируются в разборе предложений разных видов, сопоставляя двусоставные и односоставные предложения. | ||
30 | Систематизация и обобщение материала по теме «Односоставное предложение». Синтаксический разбор односоставного предложения. Выдающиеся отечественные лингвисты: А.А.Шахматов. | 1 | 8.01 | Отвечают на контрольные вопросы, систематизируя изученный материал. Тренируются в использовании разных односоставных предложений, выбирая наиболее уместные и следя за нормой их употребления. Размышляют над синтаксическими ресурсами в оформлении связных текстов с помощью простых предложений разных видов. Развивают свою способность устного пересказа текста об учёном с оценкой его деятельности. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. | ||
31 | Р/р. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Рассуждение. | 1 | 12.01 | Воспринимают на слух текст-рассуждение, выделяют в нём структурные части. Создают своё рассуждение на предложенную тему. Работают над текстом для изложения, определяя коммуникативно-целесообразные языковые средства выражения мысли. Подбирают рабочие материалы на определённую тему на основе межпредметных связей с уроками литературы. | ||
32 | Понятие об осложнённом предложении. Понятие об однородных членах предложения. | 1 | 15.01 | Осознают условия однородности членов предложения. Производят наблюдение за языковым явлением (сравнивают черновую и окончательную редакции одного из предложений А.С. Пушкина «Цыганы»). Читают предложения с нулевой интонацией. Указывают средства связи между однородными членами. Выполняют упражнение по развитию речи, составляют текст на одну из предложенных тем, употребляя однородные члены. | ||
33 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | 1 | 19.01 | Читают и записывают тексты, графически обозначая перечислительную интонацию, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами. Письменно формулируют основную мысль текста. Продолжают незаконченные предложения, ставя на месте пропусков однородные члены предложения | ||
34 | Однородные и неоднородные определения | 1 | 22.01 | Распознают однородные и неоднородные определения. Читают текст выразительно вслух, соблюдая интонацию перечисления при однородных членах. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. | ||
35 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Нормы употребления однородных членов в составе простого предложения. | 1 | 26.01 | Выделяют разделительные союзы в предложениях. Определяют, одиночными или повторяющимися являются эти союзы. Расставляют знаки препинания в текстах. Пишут текст, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчёркивают однородные члены как члены предложения и грамматические основы сложносочинённых предложений. Находят в тексте обращения, однородные главные и однородные второстепенные члены. Составляют предложения. Формулируют основную мысль текста-описания. Выполняют творческую работу. | ||
36 | Р/р. Сравнительная характеристика. | 1 | 29.01 | Сбор и систематизация рабочего материала. Обсуждение композиции. Информационная переработка текста (составление плана). | ||
37 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Сочетание знаков препинания. | 1 | 2.02 | Информационная переработка текста (конспект) Распределяют предложения на две группы: с обобщающим словом после однородных членов и перед ним. Читают выразительно предложения с интонацией предупреждения, с интонацией пояснения. Подбирают к однородным членам предложенные обобщающие слова. Записывают предложения с обобщающим словом при однородных членах, классифицируя их по группам. | ||
38 | Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с однородными членами. | 1 | 5.02 | Проводят письменный синтаксический разбор предложения с однородными сказуемыми. Устно разбирают предложения с однородными второстепенными членами. Работа в парах с последующей самопроверкой по алгоритму. Составляют схемы простых предложений с однородными определениями. | ||
39 | Систематизация и обобщение материала по теме «Однородные члены предложения». | 1 | 9.02 | Определяют и формулируют основную мысль текста. Списывают его, расставляя недостающие запятые и подчёркивают однородные члены. Читают отрывок из статьи. Находят однородные и неоднородные определения в тексте. Находят однородные обстоятельства. Определяют, сколько рядов однородных членов в указанном предложении. | ||
40 | Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки при них. | 1 | 12.02 | Выделяют запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Обозначают паузы, которые выделяют обособленные члены. Списывают текст, подчёркивая грамматические основы сложных предложений. Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными определениями. Графически обозначают обособленные определения, выраженные причастным оборотом. Объясняют, при каких условиях они обособлены, а при каких нет. Читают предложения с обособленными членами и интонацией обособления. | ||
41 | Р/р. Сочинение - рассуждение на морально – этическую тему «Городской человек редко встречается с землёй». | 1 | 16.02 | Пишут сочинение. | ||
42 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Соблюдение основных пунктуационных норм. | 1 | 19.02 | Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными приложениями. Указывают, как морфологически выражены и пунктуационно оформлены приложения, обозначают графически их синтаксическую роль. Записывают отрывки из стихотворений и указывают распространённые предложения. | ||
43 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | 23.02 | Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными обстоятельствами. Читают тексты, записывают их, графически обозначая обособленные обстоятельства. Указывают обращения. Читают зарисовку писателя Ю. Олеши, формулируют главную мысль. Выписывают предложения с обособленными обстоятельствами, определениями и приложениями. Находят ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами и записывают предложения в исправленном виде. | ||
44 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | 26.02 | Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными уточняющими членами предложения. Выделяют запятыми и подчёркивают обособленные члены предложений. Записывают предложения, подчёркивая обособленные обстоятельства уступки и выделяя их запятыми. Выписывают из текста предложения с обособленными определениями и приложениями. Выполняют упражнение: составляют рассказ о каком-либо изобретении, используя обособленные члены предложения. | ||
45 | Синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения с обособленными членами. | 1 | 2.03 | Производят письменный и устный синтаксический анализ предложений, осложнённых обособленными членами, читают и списывают текст, расставляя пропущенные запятые. | ||
46 | Систематизация и обобщение материала по теме «Обособленные члены предложения». | 1 | 5.03 | Составляют схемы предложений. Указывают условия для обособления второстепенных членов предложения. Читают текст, прослеживают развитие мысли писателя, продолжают текст, учитывая стилистические особенности авторского описания. Выразительно читают и записывают тексты. Графически отмечают обособленные члены предложения, называя условия их обособления. | ||
47 | Обращение. Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. | 1 | 9.03 | Осознают основные функции обращения. Выделяют графически и интонационно обращения, расставляют знаки препинания. Составляют предложения с обращениями. Выписывают текст с выделением обращений знаками препинания, обозначают графически обращения, чертят схемы с обозначением местоположения обращений. | ||
48 | Обращение и знаки препинания при нём. Одиночные и парные знаки препинания. Употребление обращений. | 1 | 12.03 | Составляют письма и моделируют разговор по телефону. Описывают различные ситуации общения с употреблением обращений. Списывают тексты с постановкой запятых и графическим выделением обращений. Приводят примеры обращений. Составляют поздравления и тексты деловой корреспонденции на различные темы. | ||
49 | Контрольный диктант с грамматическим заданием за 3 четверть. | 16.03 | Выполняют контрольную работу. | |||
50 | Работа над ошибками. Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | 19.03 | Осознают функции вводных конструкций в речи. Выписывают предложения с обозначением вводных слов. Графически выделяют вводные слова. Узнают группы вводных слов и предложений по значению. Рассматривают схему. Составляют предложения с различными по значению вводными словами и сочетаниями слов. Читают текст, определяют тему текста и основную мысль, находят вводные слова. Формулируют свой ответ на поставленный автором текста вопрос. | |||
51 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | 1 | 6.04 | Выписывают текст с постановкой знаков препинания при вводных словах. Выделяют вводные слова в текст и расставляют знаки препинания, указывают значения слов. Готовят высказывание типа рассуждения на заданную тему с последовательным изложением аргументов с помощью вводных слов. Переписывают текст, заменяя вводные слова и сочетания слов вводными предложениями. Определяют части речи. | ||
52 | Вставные слова, словосочетания и предложения. Соблюдение основных пунктуационных норм. | 1 | 9.04 | Определяют понятие вставных конструкций. Анализируют особенности употребления вставных конструкций. Моделируют публичное выступление. Формируют пунктуационную компетенцию, опознавая вставные конструкции и выделяя их интонацией в устной речи и скобками или тире в письменной речи. Пишут выборочный диктант с последующей взаимопроверкой. Совершенствуют при работе с текстом свои речевые, коммуникативные умения и правописные навыки. | ||
53 | Междометия в предложении. | 1 | 13.04 | Уточняют роль междометия в предложении. Определяют в предложениях междометия, выражающие разные чувства. Работают над интонацией предложений с междометиями. Акцентируют внимание на междометии о, употреблённом вместе с обращением. | ||
54 | Синтаксический и пунктуационный анализ предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | 16.04 | Усваивают порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора. Опознают изученные конструкции, грамматически не связанные с членами предложения. Выполняют синтаксический разбор предложений. Закрепляют пунктуационный навык изученных конструкций. Подбирают или составляют свои примеры предложений и выполняют их синтаксический и пунктуационный разбор. | ||
55 | Систематизация и обобщение материала по теме ««Слова, грамматически не связанные с членами предложения». | 1 | 20.04 | Отвечают на контрольные вопросы по теме. Работают с предложенными текстами: читают с интонацией выделенные слова, грамматически не связанные с членами предложения, расставляют нужные знаки препинания, определяют семантическую значимость выделенных конструкций. Развивают речь, отзываясь своими высказываниями в устной и письменной форме на содержание прочитанных текстов. | ||
56 | Р/р. Изложение (сжатое) содержания прослушанного текста. | 1 | 23.04 | Пишут сжатое изложение по данному тексту. | ||
57 | Способы передачи чужой речи. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. | 1 | 27.04 | Определяют понятие чужой речи. Анализируют языковой материал. Делают обобщения на языковом материале для наблюдений. Анализируют смысловые параметры комментирующей части. Выявляют в самостоятельных наблюдениях интонацию комментирующей части, её место в предложениях, роль глаголов говорения (речи). Читают схемы предложений с чужой речью. Распространяют комментирующую часть предложений с чужой речью, опираясь на схемы. | ||
58 | Прямая и косвенная речь. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. | 1 | 30.04 | Сравнивают предложения с прямой и косвенной речью. Изучают определения прямой и косвенной речи. Опознают изучаемые предложения с прямой и косвенной речью и читают их, соблюдая нужную интонацию. Классифицируют знаки препинания в предложениях текста. Актуализируют изученное ранее правило о знаках препинания в предложениях с прямой речью. Комментируют крылатые выражения, составляя предложения с прямой речью. Осваивают новое пунктуационное правило об оформлении прямой речи с разрывом. Используют схемы предложений с прямой речью. Читают выразительно по ролям диалоги. Конструируют предложения с прямой речью в разном структурном и пунктуационном оформлении. | ||
59 | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.). | 1 | 4.05 | Опознают предложения с косвенной речью. Акцентируют внимание на смысле предложений с косвенной речью, оформленной с помощью слов как, что, будто. Работают с текстом официального стиля и над ролью в нём предложений с косвенной речью. Проводят эксперимент: преобразуют предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью, выясняя уместность их использования в текстах разных типов и стилей речи. | ||
60 | Диалог. Основные выразительные средства синтаксиса. | 1 | 7.05 | Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Составляют свои диалоги по рисункам, ситуациям и схемам. Вырабатывают навык пунктуационного оформления диалога. Преобразуют предложение с косвенной речью в предложения с прямой речью. Определяют стилистическую выраженность диалога.Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания | ||
61 | Цитаты и знаки препинания при них. | 1 | 11.05 | Определяют понятие цитаты. Находят цитаты и определяют роль цитат в тексте. Формируют умение вводить цитаты в авторский текст разными способами. Выполняют коррекцию текстов ученических сочинений со стороны уместности и точности в оформлении включённых цитат. Усваивают требования к устному выступлению. Выполняют синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью (устно и письменно) по образцу. | ||
62 | Систематизация и обобщение по теме «Чужая речь». | 1 | 14.05 | Отвечают на вопросы по разделу. Выполняют задания на передачу чужой речи разными способами. Подбирают примеры с разными способами передачи чужой речи. Исследуют сочетания знаков препинания при оформлении чужой речи и подтверждают схемы своими примерами. | ||
63 | Итоговая контрольная работа. | 1 | 18.05 | Выполняют контрольную работу. | ||
64 | Р/р. Рассказ. Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). | 1 | 21.05 | Перерабатывают текст в рассказ с диалогом. Пишут сжатое изложение. Вводят свои придуманные диалоги в рассказ по данному началу. Рассматривают картину и продуцируют связный текст в жанре интервью. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения. | ||
Повторение пройденного материала (4 ч.) | ||||||
65 | Синтаксис и морфология. | 1 | 25.05 | Соотносят синтаксис и морфологию как составляющие грамматики. Различают первичную и вторичную синтаксическую роль различных частей речи. Выполняют частичный синтаксический разбор предложений, указывая члены предложения и их морфологическую выраженность. Составляют предложения. | ||
66 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | 28.05 | Обобщают знания о роли пунктуации в речи. Соотносят синтаксис и пунктуацию, выявляют их связь. Изучают инструкцию и выявляют последовательность при определении условий постановки знаков препинания. Применяют инструкцию, списывая текст и ставя разные по функции знаки препинания. Развивают речь и закрепляют текстовые умения, анализируя путевой очерк, членя его на абзацы, составляя план и др. | ||
67 | Синтаксис и орфография. Выдающиеся отечественные лингвисты: В.В. Виноградов. | 1 | Формулируют вывод о связи синтаксиса и орфографии. Вспоминают правила, на которые отмечены орфограммы. Исправляют ошибки, допущенные в объявлениях. Вставляют орфограммы и группируют орфографические правила, основанные на связи орфографии и синтаксиса. Выполняют задание повышенной трудности, подводя итоги изучения курса русского языка в 8 классе. | |||
68 | Синтаксис и культура речи. | 1 | Обобщают содержание понятия «культура речи». Исправляют нарушения в нормативном употреблении словосочетаний с управлением. Заполняют таблицу. Исправляют предложения с ошибками в употреблении деепричастных оборотов. Редактируют построение сложноподчинённых предложений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для учащихся 5-11 классов "Слово и текст"...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа спецкурса «Трудные вопросы русского языка» для 6 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно".
Предлагаемый спецкурс предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формиров...
КТП к рабочей программе спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно".
КТП к рабочей программе спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно"....
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для учащихся 9 класса "Основы искусства речи"
Программа данного спецкурса направлена на подготовку учащихся к сдаче устной части экзамена по русскому языку, а также к написанию сочинения 9.1,9.2,9.3...
рабочая программа спецкурса по русскому языку по подготовке к ЕГЭ
рабочая программа спецкурса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку...