Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Аюкаева Фарида Садыковна

Рабочая программа спецкурса по русскому языку 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rus.yazyk_8_a.docx75.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение  города Набережные Челны  «Гимназия №77»

«Принято»

Педагогическим советом

Протокол  от  29.08  2017 г. № 1

                                                                                                                                                                          Введено приказом от  29.08 2017 г. №__

Директор МАОУ  «Гимназия №77»

__________________ Фатихова А.А.

Рабочая программа

по предмету «Русский язык» для 8 А класса (2 часа в неделю, 68 часов в год)

Составитель: Аюкаева Ф.С.  (учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории)

«Согласовано»

Заместитель директора ___________ / Багаутдинова А.М./

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от   28.08.2017 г.  № 1

Руководитель МО _____________  / Владыко С.А./

2017 г.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Название

раздела

Предметные результаты

Метапредметные

результаты

Личностные

результаты

Ученик  научится

Ученик  получит возможность научиться

Речь.

Речевая

деятельность.

Культура речи

  • Владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпрети-ровать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • различать значимые и незначимые единицы языка;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • использовать орфографические словари.
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • использовать знание алфавита при поиске информации.
  • Анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • писать отзыв, тезисы, рефераты, доклады, конспекты, доверенности  и другие жанры;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного  и читательского опыта; создание текстовых документов на русском языке; участие в коллективном создании текстового документа;
  • использование приемов поиска информации на персональном компьютере;
  • цитирование фрагментов сообщений;
  • создание презентации.

Регулятивные УУД

  • Удерживать цель деятельности до получения её результата;
  • выбирать цели из предложенных вариантов;
  • определять совместно с педагогом критерии оценки своей учебной деятельности;
  • сверять свои действия с целью.
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • наблюдать собственную учебную и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • определять с помощью учителя причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД

  • Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • находить в тексте требуемую информацию;
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста;
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения;
  • определять необходи-мые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимо-действие с электронными поисковыми системами, словарями.

Коммуникативные УУД

  • Определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи;
  • высказывать и обосновывать мнение;
  • использовать наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы;
  • использовать компьютерные технологии.
  • Уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему России.
  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, языкам народов России.
  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
  • Осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.
  • Сформированность ответственного отношения к труду.
  • Уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, языку.
  • Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций.
  • Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни, правил поведения в транспорте и на дорогах.
  • Развитость способности понимать художественные произведения.

Сформированность основ экологической культуры.

Синтаксис.

Пунктуация

  • Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; понимать красоту, богатство, выразительность русского языка;

 распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово в словосочетании;

 определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания;

 анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи;

 анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений;

 разграничивать и сопоставлять предложения распространенные и нераспространенные, полные и неполные;

 опознавать осложненные предложения; определять виды осложнения;

 оценивать правильность речи и в случае необходимости корректируют речевые  высказывания;

 опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания.

 Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; использовать изобразительно-выразительные средства русского языка в своей устной и письменной речи;

 делать полный синтаксический разбор словосочетаний разных типов, различать словосочетания и несловосочетния;

 определять виды подчинительной связи в словосочетании;

 уметь подбирать синтаксические синонимы;

 определять виды односоставных предложений;

 выполнять синтаксический разбор грамматической основы простого предложения;

 распознавать и различать виды обособленных членов и не членов предложений, различать обращения и вводные слова;

 использовать в своей речи осложненные предложения разных видов, вводные  слова, риторические вопросы, восклицания и обращения.

Правописание: орфография и пунктуация

• Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма;

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме;

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

• Демонстрировать роль орфографии и пунктуации передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников по правописанию.

Содержание учебного предмета

Название

раздела

Краткое содержание

Количество часов

Речь. Речевая деятельность

Текст как единица синтаксиса. Формально - смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация.

Основные жанры публицистического стиля и устной публичной речи (выступление). Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности  в зависимости от сферы и ситуации общения. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение).

Рассказ. Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Информационная переработка текста (план, конспект).

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (сжатое).

Написание сочинений.

9

Общие сведения о языке

Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков.

Выдающиеся отечественные лингвисты: А.М. Пешковский, А.А.Шахматов, В.В.Виноградов.

1

Культура речи

Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.

1

Синтаксис и пунктуация

Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции.

Способы передачи чужой речи.

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления  однородных членов в составе простого предложения, нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

44

Уроки

повторения

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Подготовка к контрольной работе.

Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и орфография. Синтаксис и культура речи.

8

Уроки контроля

Входной контрольный диктант с грамматическим заданием.

Контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 четверть.

Контрольная работа за 2 четверть.

Контрольный диктант с грамматическим заданием за 3 четверть.

Итоговая контрольная работа.

5

ИТОГО

68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УМК: М.Т.Баранов и др. Русский язык, 8 класс, М.: Просвещение, 2015г.

Изучаемый раздел, тема урока

Кол-во

часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые сроки

Фактические

сроки

Общие сведения о языке (1 ч.)

1

Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков.

1

4.09

Составляют опорный конспект для пересказа текста. Аргументируют основные положения о роли русского языка в современном мире (устно и письменно). Выполняют письменное дифференцированное задание. Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.).

Повторение изученного в 5-7 классах (4 +1 к.р.)

2

Пунктуация и орфография.

Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

1

8.09

Разграничивают знаки препинания по их функциям. Анализируют таблицу в учебнике. Обобщают наблюдения и делают выводы.

3

Знаки препинания в сложном предложении.

1

11.09

Самостоятельно наблюдают особенности языкового материала. Выразительно читают стихотворный текст. Соотносят обобщённый ответ по теме с таблицей в учебнике. Создают графические схемы сложных предложений. Конструируют сложные предложения.  

4

Входная контрольная работа.

1

15.09

Применение знаний по морфологии и синтаксису в практике правописания.

5

Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

18.09

Анализируют теоретические сведения из учебника. Работают с таблицей учебника. Иллюстрируют таблицу своими примерами. Осуществляют тренинговые упражнения и самоконтроль в выборе написаний. Работают с текстами разных стилей. Выполняют дома дифференцированное задание. Оценка собственной и   чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

6

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Подготовка к контрольной работе.

1

22.09

Анализируют теоретические сведения из учебника. Работают с таблицей учебника. Иллюстрируют таблицу своими примерами. Осуществляют тренинговые упражнения и самоконтроль в выборе написаний. Работают с текстами разных стилей. Выполняют дома дифференцированное задание.

Культура речи (1 ч.)

7

Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.

1

25.09

Выступают с сообщениями по теме урока. Работают в группах.

Синтаксис. Пунктуация  (44 + 9 р.р. + 4 к.р.)

8

Единицы синтаксиса русского языка. Текст как единица синтаксиса. Тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация.

1

29.09

Работают с таблицей учебника над единицами языка. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым). Учатся разграничивать основные синтаксические единицы по их функции – номинативной и коммуникативной. Конструируют свои предложения, используя слова поэзии А.С. Пушкина. Учатся выразительно читать стихотворение Н. Рубцова. Анализируют текст со стороны языковых средств связи. Выполняют творческие задания в группах.

9

Предложение как единица синтаксиса.

1

2.10

Учатся разграничивать основные синтаксические единицы по их функции – номинативной и коммуникативной. Конструируют свои предложения. Анализируют текст со стороны языковых средств связи. Выполняют творческие задания в группах.

10

Р/р. Изложение (сжатое) содержания прочитанного текста.

1

6.10

Информационная переработка текста (план).

Пишут сжатое изложение от 3-го лица (упр. 52).

11

Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды словосочетаний.

1

9.10

Распознают словосочетание в составе предложения. Конструируют словосочетания, опираясь на схему. Дифференцируют слова и словосочетания. Распределяют словосочетания по значению и структуре. Распознают различные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Составляют таблицу, используя графические обозначения. Заполняют таблицу примерами словосочетаний разных видов. Пишут выборочный диктант.

12

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

1

13.10

Определяют виды подчинительной связи в словосочетаниях.

Составляют схемы словосочетаний. Конструируют словосочетания с разными видами подчинительной связи. Контролируют употребление формы зависимого слова по нормам русского литературного языка.

13

Синтаксический анализ словосочетаний.

1

16.10

Изучают порядок и образец разбора. Выполняют разбор словосочетаний. Дифференцированно закрепляют тему на тренировочном материале. Готовят индивидуальные задания. Отвечают на контрольные вопросы. Пишут мини-сочинение.

14

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Интонация предложения. Порядок слов в предложении.  Логическое ударение

1

20.10

Опознают простые предложения.

Наблюдают, пользуясь схемой, особенности связи подлежащего и сказуемого. Определяют предикативность предложения. Пишут мини-изложение. Работают со схемой как зрительной опорой для самостоятельных наблюдений. Знакомятся с теоретическими сведениями. Читают этимологическую справку о словах интонация, пауза.

15

Контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 четверть.

23.10

Применение знаний по морфологии и синтаксису в практике правописания.

16

Работа над ошибками.

Р/р. Описание памятника культуры. Основные жанры публицистического стиля и устной публичной речи (выступление).

1

27.10

Выполняют работу над ошибками.

Работают со специально подобранным иллюстративным материалом (видеозапись, презентация). Читают текст и  сопоставляют публицистическое описание двух картин с изображением памятника. Делятся своими впечатлениями с помощью презентации. Пишут сочинение – публицистическое описание двух картин с изображением одного и того же памятника.

17

Структурные типы простых предложений. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.

1

10.11

Активизируют знания о подлежащем и сказуемом, их  роли в предложении. Анализируя русские пословицы, фрагменты текстов художественной литературы, находят подлежащие и сказуемые, определяют способ их выражения, отрабатывая при этом правописные навыки. Составляя предложения с приведёнными в рамках словами, развивают творческие способности и учатся использовать в собственной письменной речи подлежащие, имеющие разный способ выражения.

18

Типы сказуемого: простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое.

1

13.11

Коллективная, групповая работа с учебником.  Находят в предложениях грамматическую основу, определяют тип сказуемых и способы выражения именной части в составном именном сказуемом, отрабатывая при этом правописные навыки. Классифицируют предложения в соответствии с типом сказуемого, активизируют сведения из области лексики (архаизмы, синонимы). Распознают различные типы сказуемых.

19

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

17.11

Развивают навык выразительного чтения. Усваивают правило употребления тире между подлежащим и сказуемым. Анализируют способ выражения грамматической основы в предложениях. Активизируют знания из области стилистики. Готовят устное сообщение на заданную тему. Анализируют предложения, находя в них грамматическую основу, отмечая особенности интонации, объясняя постановку тире, сопоставляя сведения о типах сказуемого. Составляют высказывания о знаменитых людях.

20

Второстепенные члены предложения, способы их выражения. Дополнение. Определение.

1

20.11

Воспроизводят изученный ранее материал и предложении и его членах. Актуализируют на основе материала для наблюдений информацию о членах предложения. Извлекают информацию по теме из учебной статьи. Записывают и выделяют грамматические основы и второстепенные члены в предложениях. Опознают дополнение. Опознают определение. Дифференцируют согласованные и несогласованные определения. Производят замены определений синонимичными.

21

Приложение. Знаки препинания при нём.

1

24.11

Распознают в словосочетаниях определяемое слово и приложение. Подбирают приложения с нужными значениями. Работают над нормой употребления приложений в нужной форме. 

22

Обстоятельство. Основные виды обстоятельства. Синтаксический анализ двусоставного предложения.

1

27.11

Опознают обстоятельство.  Дифференцируют обстоятельства по значению. Составляют предложения, употребляя  обстоятельства с разными значениями. Расставляют знаки препинания в упражнениях и уточняют морфологическую выраженность обстоятельств.

23

Р/р. Характеристика человека. Выдающиеся отечественные лингвисты: А.М. Пешковский.

1

1.12

Читают, изучая, текст об известном лингвисте, учатся вычленять главное в содержании. Продуцируют свой текст, извлекая материалы из справочной литературы.

24

Р/р. Сочинение «Человек, которому я хотел бы подражать».

1

4.12

Пишут сочинение.

25

 Главный член односоставного предложения. Типы односоставных предложений.

1

8.12

Работа в парах над ошибками в домашней работе, работа в группах. Характеризуют односоставные предложения со стороны грамматической основы. Различают односоставные предложения с разной грамматической основой. Распространяют односоставные предложения второстепенными членами.

26

Назывные предложения.

1

11.12

Опознают назывные предложения. Наблюдают за функцией и семантикой назывных предложений. Составляют назывные предложения. Осознают уместность употребления  назывных предложений в текстах определённого типа.

27

Определённо-личные предложения. Неопределённо-личные предложения. Безличные предложения.

1

15.12

Опознают определённо-личные предложения. Определяют морфологическую выраженность главного члена в определённо-личных предложениях и функцию этих предложений. Уместно употребляют данный вид предложений в своём тексте. Опознают безличные предложения. Определяют морфологическую выраженность главного члена в безличных предложениях. Трансформируют двусоставные предложения в односоставные безличные предложения.  

28

Контрольная работа за 2 четверть.

1

18.12

Выполняют контрольную работу.

29

Работа над ошибками.

Неполные предложения. Синтаксический анализ односоставного предложения.

1

22.12

Выполняют работу над ошибками.

Определяют неполные предложения и опознают их типы. Составляют диалоги с использованием неполных предложений. Выполняют устные и письменные синтаксические разборы односоставных предложений. Тренируются в разборе предложений разных видов, сопоставляя двусоставные и односоставные предложения.

30

Систематизация и обобщение материала по теме «Односоставное предложение». Синтаксический разбор односоставного предложения. Выдающиеся отечественные лингвисты: А.А.Шахматов.

1

8.01

Отвечают на контрольные вопросы, систематизируя изученный материал. Тренируются в использовании разных односоставных предложений, выбирая наиболее уместные и следя за нормой их употребления. Размышляют над синтаксическими ресурсами в оформлении связных текстов с помощью простых предложений разных видов. Развивают свою способность устного пересказа текста об учёном с оценкой его деятельности. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности  в зависимости от сферы и ситуации общения.

31

Р/р. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Рассуждение.

1

12.01

Воспринимают на слух текст-рассуждение, выделяют в нём структурные части. Создают своё рассуждение на предложенную тему. Работают над текстом для изложения, определяя коммуникативно-целесообразные языковые средства выражения мысли. Подбирают рабочие материалы на определённую тему на основе межпредметных связей с уроками литературы.

32

Понятие об осложнённом предложении. Понятие об однородных членах предложения.

1

15.01

Осознают условия однородности членов предложения. Производят наблюдение за языковым явлением (сравнивают черновую и окончательную редакции одного из предложений А.С. Пушкина «Цыганы»). Читают предложения с нулевой интонацией. Указывают средства связи между однородными членами. Выполняют упражнение по развитию речи, составляют текст на одну из предложенных тем, употребляя однородные члены.

33

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

1

19.01

Читают и записывают тексты, графически обозначая перечислительную интонацию, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами. Письменно формулируют основную мысль текста. Продолжают незаконченные предложения, ставя на месте пропусков однородные члены предложения

34

Однородные и неоднородные определения

1

22.01

Распознают однородные и неоднородные определения. Читают текст выразительно вслух, соблюдая интонацию перечисления при однородных членах. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности  в зависимости от сферы и ситуации общения.

35

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Нормы употребления однородных членов в составе простого предложения.

1

26.01

Выделяют разделительные союзы в предложениях.

Определяют, одиночными или повторяющимися являются эти союзы. Расставляют знаки препинания в текстах. Пишут текст, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчёркивают однородные члены как члены предложения и грамматические основы сложносочинённых предложений. Находят в тексте обращения, однородные главные и однородные второстепенные члены. Составляют предложения. Формулируют основную мысль текста-описания. Выполняют творческую работу.

36

Р/р. Сравнительная характеристика.

1

29.01

Сбор и систематизация рабочего материала. Обсуждение композиции.  Информационная переработка текста (составление плана).

37

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Сочетание знаков препинания.

1

2.02

Информационная переработка текста (конспект) Распределяют предложения на две группы: с обобщающим словом после однородных членов и перед ним. Читают выразительно предложения с интонацией предупреждения, с интонацией пояснения. Подбирают к однородным членам предложенные обобщающие слова. Записывают предложения с обобщающим словом при однородных членах, классифицируя их по группам.

38

Синтаксический  и пунктуационный анализ предложений с однородными членами.  

1

5.02

Проводят письменный синтаксический разбор предложения с однородными сказуемыми. Устно разбирают предложения с однородными второстепенными членами.  Работа в парах с последующей самопроверкой по алгоритму. Составляют схемы простых предложений с однородными определениями.

39

Систематизация и обобщение материала по теме «Однородные члены предложения».

1

9.02

Определяют и формулируют основную мысль текста. Списывают его, расставляя недостающие запятые и подчёркивают однородные члены. Читают отрывок из статьи. Находят однородные и неоднородные определения в тексте. Находят однородные обстоятельства. Определяют, сколько рядов однородных членов в указанном предложении.

40

Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки при них.

1

12.02

Выделяют запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Обозначают паузы, которые выделяют обособленные члены. Списывают текст, подчёркивая грамматические основы сложных предложений. Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными определениями. Графически обозначают обособленные определения, выраженные причастным оборотом. Объясняют, при каких условиях  они обособлены, а при каких нет. Читают предложения с обособленными членами и интонацией обособления.

41

Р/р. Сочинение - рассуждение на морально – этическую тему «Городской человек редко встречается с землёй».

1

16.02

Пишут сочинение.

42

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Соблюдение основных пунктуационных норм.

1

19.02

Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными приложениями. Указывают, как морфологически выражены и пунктуационно оформлены приложения, обозначают графически их синтаксическую роль. Записывают отрывки из стихотворений и указывают распространённые предложения.  

43

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

1

23.02

Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными обстоятельствами. Читают тексты, записывают их, графически обозначая обособленные обстоятельства. Указывают обращения. Читают зарисовку писателя Ю. Олеши, формулируют главную мысль. Выписывают предложения с обособленными обстоятельствами, определениями и приложениями. Находят ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами и записывают предложения в исправленном виде.

44

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.

1

26.02

Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными уточняющими членами предложения. Выделяют запятыми и подчёркивают обособленные члены предложений. Записывают предложения, подчёркивая обособленные обстоятельства уступки и выделяя их запятыми. Выписывают из текста предложения с обособленными определениями и приложениями. Выполняют упражнение: составляют рассказ о каком-либо изобретении, используя обособленные члены предложения.

45

Синтаксический и пунктуационный анализ простого  предложения с обособленными членами.

1

2.03

Производят письменный и устный синтаксический  анализ предложений, осложнённых обособленными членами, читают и списывают текст, расставляя пропущенные запятые.

46

Систематизация и обобщение материала по теме «Обособленные члены предложения».

1

5.03

Составляют схемы предложений. Указывают условия для обособления второстепенных членов предложения. Читают текст, прослеживают развитие мысли писателя, продолжают текст, учитывая стилистические особенности авторского описания. Выразительно читают и записывают тексты. Графически отмечают обособленные члены предложения, называя условия их обособления.

47

Обращение.  Назначение обращения.  Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении.

1

9.03

Осознают основные функции обращения. Выделяют графически и интонационно обращения, расставляют знаки препинания. Составляют предложения с обращениями.  Выписывают текст с выделением обращений знаками препинания, обозначают графически обращения, чертят схемы  с обозначением местоположения обращений.

48

Обращение и знаки препинания при нём.  Одиночные и парные знаки препинания. Употребление обращений.

1

12.03

Составляют письма и моделируют разговор по телефону. Описывают различные ситуации общения с употреблением обращений. Списывают тексты с постановкой запятых и графическим выделением обращений. Приводят примеры обращений. Составляют поздравления и тексты деловой корреспонденции на различные темы.

49

Контрольный диктант с грамматическим заданием за 3 четверть.

16.03

Выполняют контрольную работу.

50

Работа над ошибками.  Вводные конструкции.

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

19.03

Осознают функции вводных конструкций в речи. Выписывают предложения с обозначением вводных слов. Графически выделяют вводные слова. Узнают группы вводных слов и предложений по значению.

Рассматривают схему. Составляют предложения с различными по значению вводными словами и сочетаниями слов. Читают текст, определяют тему текста и основную мысль, находят вводные слова. Формулируют свой ответ на поставленный автором текста вопрос.

51

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

1

6.04

Выписывают текст с постановкой знаков препинания при вводных словах. Выделяют вводные слова в текст и расставляют знаки препинания, указывают значения слов. Готовят высказывание типа рассуждения на заданную тему с последовательным изложением аргументов с помощью вводных слов. Переписывают текст, заменяя вводные слова и сочетания слов вводными предложениями. Определяют части речи.

52

Вставные слова, словосочетания и предложения. Соблюдение основных пунктуационных норм.

1

9.04

Определяют понятие вставных конструкций. Анализируют особенности   употребления   вставных конструкций. Моделируют публичное выступление. Формируют пунктуационную компетенцию, опознавая вставные конструкции и выделяя их интонацией в устной речи и скобками или тире в письменной речи. Пишут выборочный диктант с последующей взаимопроверкой. Совершенствуют при работе с текстом свои речевые, коммуникативные умения и правописные навыки.

53

Междометия в предложении.

1

13.04

Уточняют роль междометия в предложении. Определяют в предложениях междометия, выражающие разные чувства. Работают над интонацией предложений с междометиями. Акцентируют внимание на междометии о, употреблённом вместе с обращением.

54

Синтаксический и пунктуационный анализ предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

16.04

Усваивают порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора. Опознают изученные конструкции, грамматически не связанные с членами предложения. Выполняют синтаксический разбор предложений. Закрепляют пунктуационный навык изученных конструкций. Подбирают или составляют свои примеры предложений и выполняют их синтаксический и пунктуационный разбор.

55

Систематизация и обобщение материала по теме ««Слова, грамматически не связанные с членами предложения».

1

20.04

Отвечают на контрольные вопросы по теме. Работают с предложенными текстами: читают с интонацией выделенные слова, грамматически не связанные с членами предложения, расставляют нужные знаки препинания, определяют семантическую значимость выделенных конструкций. Развивают речь, отзываясь своими высказываниями в устной и письменной форме на содержание прочитанных текстов.

56

Р/р.  Изложение (сжатое) содержания прослушанного текста.

1

23.04

Пишут сжатое изложение по данному тексту.

57

Способы передачи чужой речи. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.

1

27.04

 Определяют понятие чужой речи. Анализируют языковой материал. Делают обобщения на языковом материале для наблюдений.

Анализируют смысловые параметры комментирующей части.

Выявляют в самостоятельных наблюдениях интонацию комментирующей части, её место в предложениях, роль глаголов говорения (речи). Читают схемы предложений с чужой речью. Распространяют комментирующую часть предложений с чужой речью, опираясь на схемы.

58

Прямая и косвенная речь.

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них.

1

30.04

Сравнивают предложения с прямой и косвенной речью. Изучают определения прямой и косвенной речи. Опознают изучаемые предложения с прямой и косвенной речью и читают их, соблюдая нужную интонацию.  Классифицируют знаки препинания в предложениях текста.  Актуализируют изученное ранее правило о знаках препинания в предложениях с прямой речью. Комментируют крылатые выражения, составляя предложения с прямой речью. Осваивают новое пунктуационное правило об оформлении прямой речи с разрывом. Используют схемы предложений с прямой речью. Читают выразительно по ролям диалоги. Конструируют предложения с прямой речью в разном структурном и пунктуационном оформлении.

59

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).

1

4.05

Опознают предложения с косвенной речью. Акцентируют внимание на смысле предложений с косвенной речью, оформленной с помощью слов как, что, будто. Работают с текстом официального стиля и над ролью в нём предложений с косвенной речью. Проводят эксперимент: преобразуют предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью, выясняя уместность их использования в текстах разных типов и стилей речи.

60

Диалог. Основные выразительные средства синтаксиса.

1

7.05

Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа).

Составляют свои диалоги по рисункам, ситуациям и схемам. Вырабатывают навык пунктуационного оформления диалога. Преобразуют предложение с косвенной речью в предложения с прямой речью. Определяют стилистическую выраженность диалога.Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания

61

Цитаты и знаки препинания при них.

1

11.05

Определяют понятие цитаты.

Находят цитаты и определяют роль цитат в тексте. Формируют умение вводить цитаты в авторский текст разными способами. Выполняют коррекцию текстов ученических сочинений со стороны уместности и точности в оформлении включённых цитат. Усваивают требования к устному выступлению. Выполняют синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью (устно и письменно) по образцу.

62

Систематизация и обобщение по теме «Чужая речь».

1

14.05

Отвечают на вопросы по разделу. Выполняют задания на передачу чужой речи разными способами. Подбирают примеры с разными способами передачи чужой речи. Исследуют сочетания знаков препинания при оформлении чужой речи и подтверждают схемы своими примерами.

63

Итоговая контрольная работа.

1

18.05

Выполняют контрольную работу.

64

Р/р.  Рассказ. Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.).

1

21.05

Перерабатывают текст в рассказ с диалогом. Пишут сжатое изложение. Вводят свои придуманные диалоги в рассказ по данному началу. Рассматривают картину и продуцируют связный текст в жанре интервью. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Повторение пройденного материала (4 ч.)

65

Синтаксис и морфология. 

1

25.05

Соотносят синтаксис и морфологию как составляющие грамматики. Различают первичную и вторичную синтаксическую роль различных частей речи. Выполняют частичный синтаксический разбор предложений, указывая члены предложения и их морфологическую выраженность. Составляют предложения.

66

Синтаксис и пунктуация.

1

28.05

Обобщают знания о роли пунктуации в речи. Соотносят синтаксис и пунктуацию, выявляют их связь. Изучают инструкцию и выявляют последовательность при определении условий постановки знаков препинания. Применяют инструкцию, списывая текст и ставя разные по функции знаки препинания. Развивают речь и закрепляют текстовые умения, анализируя  путевой очерк, членя его на абзацы, составляя план и др.

67

Синтаксис и орфография.  Выдающиеся отечественные лингвисты: В.В. Виноградов.

1

Формулируют вывод о связи синтаксиса и орфографии. Вспоминают правила, на которые отмечены орфограммы. Исправляют ошибки, допущенные в объявлениях. Вставляют орфограммы и группируют орфографические правила, основанные на связи орфографии и синтаксиса. Выполняют задание повышенной трудности, подводя итоги изучения курса русского языка в 8 классе.

68

Синтаксис и культура речи.

1

Обобщают содержание понятия «культура речи». Исправляют нарушения в нормативном употреблении словосочетаний с управлением. Заполняют таблицу. Исправляют предложения с ошибками в употреблении деепричастных оборотов. Редактируют построение сложноподчинённых предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для учащихся 5-11 классов "Слово и текст"...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа  спецкурса «Трудные вопросы русского языка»  для 6 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно".

Предлагаемый спецкурс предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формиров...

КТП к рабочей программе спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно".

КТП к рабочей программе спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно"....

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для учащихся 9 класса "Основы искусства речи"

Программа данного спецкурса направлена на подготовку учащихся к сдаче устной части экзамена по русскому языку, а также к написанию сочинения 9.1,9.2,9.3...

рабочая программа спецкурса по русскому языку по подготовке к ЕГЭ

рабочая программа спецкурса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку...