Рабочая программа спецкурса по историческому краеведению для 8 класса
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему

Корчагина Светлана Викторовна

Рабочая программа спецкурса по историческому краеведению предназначена для обучающихся 8 класса. Разработана по требованиям ФГОС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 34»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

учителей истории и обществознания

заместитель директора по УВР

директор МАОУ «Гимназия   №34»

Протокол №1

_____________В.С.Уколова

___________Л.П. Токмакова

от  25.08.2015 г.

«____» ________ 2015г.

Приказ № _______от «____» _____2015г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

спецкурса по  историческому краеведению

для учащихся 8 А,Б,В классов

на 2015-2016 учебный год

Составитель: Корчагина С.В.,

учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

Учебно-методический  комплекс:

Программа:

Табарданова Т.Б. Региональная программа учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся 7-9 классов основной общеобразовательной школы (Региональный компонент содержания образования: программно-методическое обеспечение/ Под общ. Ред. А.А.Баранова. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998 -80 с.)

Учебник:

Историческое краеведение: учебное пособие для VII-IХ классов общеобразовательных   учреждений / Под ред.Т.Б.Табардановой. _ Ульяновск: ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2002 – 240 с.

Количество часов по плану: в год – 35 часов; в неделю – 1 час

Ульяновск

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Исходными документами для составления рабочей программы учебного предмета  являются:

  • Региональная программа учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся 7-9 классов основной общеобразовательной школы.
  • Решение областной коллегии Управления образования от 13.08.1998 г. № 375 о рекомендации изучения исторического краеведения в качестве регионального компонента исторического образования в 7-9 классах основной школы.

        Главная цель учебного курса «Историческое краеведение» - пробуждение
чувства любви к своей малой родине, интереса к её прошлому и настоящему,
ощущения своей кровной связи с этой землей.

        Основные задачи курса:

-формирование у  учащихся общего представления об особенностях исторического и культурного развития нашего края;

- подготовка учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края;

- пробуждение интереса у учащихся к местной истории и культуре;

- формирование навыков краеведческой поисковой и исследовательской работы;

-предоставление возможности параллельного преподавания исторического краеведения с курсом отечественной истории, что позволит учащимся ощутить неразрывную связь большой и малой истории.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ

Основу курса исторического краеведения составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство — историческая карта России, нашего края и мира, её динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3. Историческое движение:

• эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;

• формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и других; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

•образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;

• история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

• развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

Содержание подготовки школьников по историческому краеведению определяется с учётом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность».

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

        Программа соответствует обязательному минимуму содержания исторического и культурологического образования в части регионального компонента
и представляет базовый уровень краеведческих знаний.
Предмет «Историческое краеведение» изучается на ступени основного общего образования в качестве гимназического компонентав 8 А,Б,В классах в объёме 35 часов в год,  1 час в неделю.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

        Предполагается, что результатом изучения исторического краеведения является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

        К важнейшим личностным результатам изучения исторического краеведения относятся следующие убеждения и качества:

•осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

•осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

        Метапредметные результаты изучения исторического краеведения выражаются в следующих качествах:

•способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

•способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

        Предметные результаты изучения исторического краеведения учащимися  включают:

•овладение целостными представлениями об историческом пути народов нашего края,  страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

•способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

•умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

•расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории нашего края,  страны и человечества в целом;

•готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников края, страны и мира.

Содержание курса (35 часов).

        Введение (1 час).Что изучает историческое краеведение.

Необходимость знания истории и культуры края. Что и как изучает историческое краеведение. Источники краеведческих знаний: археологические, музейные, литературные, бытовые и др.

Тема 1.Симбирск и губерния в ХIХ веке (15 часов).

        Отечественная война 1812 года и участие в ней симбирян. Симбирское ополчение. Действия ополчения на Украине. Включение симбирян в корпус Дохтурова. Освобождение Дрездена, Гамбурга. Роспуск ополчения. Декабристы-симбиряне (Н.И.Тургенев, В.П.Ивашев, Ф.М.Башмаков).

        Дворянство Симбирской губернии: хозяйство, быт, культура. Дворянские проекты отмены крепостного права. Реформа 1861 года в губернии. Реакция крестьян. Волнения в Сенгилеевском уезде. Наделение крестьян землей. Выкупные платежи. Временнообязанное состояние. Симбирск в пореформенный период. Пожар 1864 года. Расцвет Сборной ярмарки. Облик Симбирска к концу XIX века.

Тема 2. Семья Ульяновых в истории нашего края (4 часа).

        Приезд в Симбирск. Деятельность И.Н.Ульянова на посту инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии. Уклад жизни семьи. Увековечение памяти В.И.Ульянова (Ленина) в нашем городе и области. Ленинские места Ульяновска.

Тема 3. Культура края в XIX веке (14 часов).

              Начало планомерного строительства в городе. Центр города и окраины. Деревянный городской дом-усадьба. Классическая архитектура Симбирска. Здание присутственных мест и здание Дворянского собрания, мемориальные зоны Н.М.Карамзина и И.А.Гончарова. Творчество симбирских архитекторов А.А.Шоде и Ф.О.Ливчака.

        Изобразительное искусство дворянской усадьбы. Усадьбы Ивашевых, Поливановых и их роль в истории художественной культуры края. Творчество крепостного художника Н.Козлова. Д.И.Архангельский, его жизнь и творчество.

        Из истории музыкального искусства в крае. Музыкальные вечера в Дворянском собрании. Духовые оркестры на Венце.

        Симбирский провинциальный театр в XIX веке: В.Н.Андреев-Бурлак - гордость русского театра.

        Итоговое повторение«Наш край в ХIХ веке» (1 час).

Учебно-тематический план (35 часов)

п/п

Дата

Тема

Кол-во

часов

1.

Введение. Что изучает историческое краеведение.

1

Тема 1. Симбирск и губерния в ХIХ веке.

15

2.

Социально-экономическое развитие Симбирского края в начале ХIХ в.

1

3-4.

Участие симбирян в Отечественной войне 1812года.

2

5-6.

Симбирские дворяне-декабристы.

2

7.

Дворянство Симбирской губернии.

1

8-9.

Знаменитые люди нашего края.

2

10.

Отмена крепостного права в Симбирской губернии.

1

11-12

Торговля и купечество Симбирска во второй половине ХIХ века. Виртуальная экскурсия в музей «Мелочная лавка».

2

13-14

Симбирск в конце ХIХ века.

2

15-16

ПОУ по теме: «Симбирск и губерния в ХIХ веке».

2

Тема 2. Семья Ульяновых в истории нашего края.

4

17.

Приезд семьи Ульяновых в Симбирск.

1

18.

Родословное древо семьи Ульяновых.

1

19.

Выбор жизненной цели.

1

20.

Виртуальная экскурсия в Дом-музей В.И.Ленина.

1

Тема 3. Культура края в ХIХ веке.

14

21-22

Архитектура края в ХIХ веке.

2

23-24

Виртуальная экскурсия в музей «Градостроительство и архитектура Симбирска».

2

25-26

Изобразительное искусство края в ХIХ веке.

2

27-28

Музыкальное искусство края в ХIХ веке.

2

29-30

Симбирский театр в ХIХ веке.

2

31-32

Виртуальная экскурсия в музей «Симбирское купечество».

2

33-34

ПОУ по теме:«Культура края в ХIХ веке».

2

35

Итоговое повторение «Наш край в ХIХ веке».

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическое обеспечение

  1. Историческое краеведение: Учебное пособие для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Т.Б.Табардановой. Рекомендовано Управлением образования администрации Ульяновской области в качестве регионального учебного пособия (Приказ № 25 от 20.01.2000). Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2002
  2. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному учебному плану.Мурахтанова Л.Ф., Скворцова И.В. Примерное тематическое планирование курса          исторического краеведения 7 – 9 классы.  Ульяновск, 2003 (выпуск 4).

      3. Краеведение в школе. Сборник методических материалов. Под общей редакцией Т.Б.Табардановой. Ульяновск.  ИПКПРО, 2003

  1. Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2-х частях / А.Ю.Тихонова, П.И.Волкова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009
  2. Культура народов Поволжья: программа и методические рекомендации / А.Ш.Кержнер, В.А.Архипова, Н.С.Нурмухаметова, В.Д.Кирюшкина. - Ульяновск: УИПКПРО, 2011
  3. Табарданова Т.Б. Живое краеведение в школе: методические рекомендации / Т.Б.Табарданова, В.Н.Янушевский. - Ульяновск: УИПКПРО, 2011

Дополнительная  литература для учащихся:

  1. Аржанцев Б.В., Митропольская М.Г. Архитектурная летопись Симбирска второй половины 17 - начала 20 веков. - Ульяновск: Симбирская книга, 1994
  2. Архангельский Д.И. Архитектурный Симбирск. Линогравюры. - Ульяновск, 1994.
  3. Барашков В.В. По следам географических названий Ульяновской области. - Ульяновск: Симбирская книга, 1994.
  4. Блохинцев А.Н. И жизни след оставили своей... - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1985.
  5. «Венец» - историко-краеведческий альманах.
  6. Краеведческие записки.
  7. Край Симбирский. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1989.
  8. Лихачев Д.С. Земля родная. - М.: Просвещение, 1983.
  9. Нельс С. В. Андреев-Бурлак. - М.: Искусство, 1971
  10. Петров СБ., Сковикова Е.Г. Наше музыкальное наследство.- Ульяновск, 1996.
  11. Пластов А.А. Произведения художника в Ульяновском областном художественном музее. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1989.
  12. Симбирск и его прошлое: Хрестоматия краеведческих текстов. - Ульяновск, 1993.
  13. Симбирский вестник. Вып. 1. - Ульяновск: Симбирская книга, 1993.
  14. Трофимов Ж.А. Страница истории Симбирского театра. - Ульяновск: Симбирская книга, 1994.
  15. Трофимов Ж.А. В.Н. Андреев-Бурлак: память и наследие. - Ульяновск: Симбирская книга, 1995.
  16. Шабалина Л.П. Этнические особенности народов Ульяновского Поволжья.
    - Ульяновск: ИПК ПРО, 1993.
  17. Ульяновская-Симбирская энциклопедия: - Ульяновск, 2000. Т.1, 2.
  18. Краеведческий журнал «Мономах».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • вклад симбирского ополчения в события Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг.;
  • виднейших декабристов-симбирян: Н.И.Тургенева, В.П.Ивашева, Ф.М.Башмакова;
  • особенности хозяйства, быта и культуры сословий, населявших Симбирскую губернию в XIXв;
  • события периода подготовки и проведения реформы 1861 года, причины крестьянских волнений в пореформенный период в Симбирской губернии;
  • особенности экономического развития губернии в пореформенный период (вторая половина XIX века), причины отставания в промышленном развитии от передовых губерний Российской империи;
  • имена замечательных людей нашего края, их вклад в его культурное развитие (Н.М.Карамзин, Н.М. и А.П. Языковы, С.Т.Аксаков, И.А.Гончаров, И.Н.Ульянов, В.Н.Поливанов и др.).

        УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • сравнивать положение различных социальных слоев населения Симбирской губернии;
  • давать обоснованные оценки конкретным фактам и процессам в истории края;
  • делать выводы о причинах, следствиях и взаимосвязи отдельных событий в истории края в XIX - начале XX в. (организация и деятельность Симбирского ополчения, участие симбирских дворян в восстании декабристов, проведение реформы 1861 года в губернии, развитие капиталистических отношений в губернии в пореформенный период).

п/п

Тема урока, количество часов

Дата, класс

Содержание

Понятия

персоналии

Планируемые результаты

Домаш-

нее

задание

личностные

метапредметные

предметные

1.

Введение. 1 час.

Что изучает историческое краеведение.

Необходимость знания истории и культуры края. Что и как изучает историческое краеведение. Источники краеведческих знаний: археологические, музейные, литературные, бытовые и другие.

Краеведение,

исторические источники, археология, этнография,  лингвистика,  топонимика,  нумизматика.

Формирование умения устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Формирование умения участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Создание у учащихся первичных представлений об историческом краеведении.

Раскрывать значение терминов: история, век, исторический источник, краеведение.

Выучить термины

Тема 1. Симбирск и губерния в ХIХ веке.

15 часов.

2.

Социально-экономическое развитие Симбирского края в начале ХIХ в.

Симбирский край в начале ХIХв. Социально-экономическое развитие края. Социальная структура общества.

Социальная структура.

Формирование

ответственного отношения к учёбе.

Формирование приёмов работы с учебником.

Комментировать и формулировать понятия.

Записи в тетради

3-4.

Участие симбирян в Отечественной войне 1812г.

Отечественная война и участие в ней симбирян. Создание симбирского ополчения. Действия ополчения на Украине. Включение симбирян в корпус Дохтурова. Освобождение Дрездена, Гамбурга. Роспуск ополчения.

Отечественная война.

Ополчение.

Губернское правление.

Дворянское собрание.

Гарнизон.

Храм-памятник.

кн.Тенишев Д.В.

А.Долгорукий

Штаб-ротмистр Третьяков

Денис Давыдов

Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

Подготовить сообщение об одном из участников Отечественной войны 1812 г., привлекая дополнительные источники информации.

Рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях войны 1812  г.   

Объяснять, в чём заключались непосредственные последствия Отечественной войны 1812 г. для российского общества.

§ 14

таблица

5-6.

Симбирские дворяне-декабристы.

Декабристы-симбиряне. Борьба за отмену крепостного права, за изменение государственного строя России.

Крепостничество.

Масонская ложа.

Декабристы.

Республика.

Тургенев Н.Н.,

Ивашев В.П.,

Башмаков Ф.М.

Камилла Ледантю

Определять и аргументировать своё отношение к декабристам и оценку их деятельности.

Излагать оценки движения декабристов. Подготовить сообщение об одном из симбирских декабристов.

Характеризовать цели выступления декабристов по «Манифесту к русскому народу». Раскрывать причины неудачи выступления декабристов.

§ 15, сообщения

7.

Дворянство Симбирской губернии.

Дворянство Симбирской губернии: хозяйство, быт, культура. Своеобразие уклада российской жизни.

Помещичьи доходы.

Помещичье землевладение.

Капитализация.

Сподвижники.

Служилые.

Губернская земская управа.

Д.Н.Корсаков

Киндяковы

Н.П.Языков

П.И.Юрлов

В.Н.Поливанов

Ивашевы

И.Н.Ульянов

Аксаковы

Формирование

ответственного отношения к учёбе.

Формирование умения составлять сравнительную характеристику.

Раскрывать смысл понятий: помещичьи доходы, помещичье землевладение,

капитализация,

сподвижники,

служилые,

Губернская земская управа.

§ 16-17, сообщения

8-9.

Знаменитые люди нашего края.

Развитие материальной и духовной жизни в крае. Изменения мировоззрения и культуры.

Дворянская усадьба.

Киндяковы

Ивашевы

Аксаковы

Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

Подготовить сообщение о знаменитых людях нашего края.

Рассказывать о знаменитых симбирянах XIХ века.

Творческие работы

10.

Отмена крепостного права в Симбирской губернии.

Движение за отмену крепостного права. Проведение реформы по освобождению крестьян. Дворянские проекты. Реакция крестьян. Волнения в Сенгилеевском уезде.

Крепостное право.

Ревизская душа.

Временнообязанные.

Уставная грамота.

Выкупные платежи.

Мировой посредник.

П.Н.Ивашев

Приводить оценки характера и значения Реформы 1861 г., высказывать и обосновывать свою оценку. Формирование уважения прав и свобод человека.

Умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Называть основные положения Крестьянской реформы.

§ 18

11-12

Торговля и купечество Симбирска во второй половине ХIХ века. Виртуальная экскурсия в музей «Мелочная лавка»

Развитие товарно-денежных отношений, их влияние на благосостояние Симбирска.

Оптовая торговля.

Ярмарка.

Базар.

Лавочная торговля.

Т.К.Акчурин

Красников

Кожевников

Кирпичников

Степановы

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Характеризовать экономическое развитие России в пореформенные десятилетия, привлекая информацию исторической карты. Объяснять причины промышленного подъема и трудностей в развитии сельского хозяйства.

§ 19-20

13-14

Симбирск в конце ХIХ века.

Увеличение населения. Строительство Симбирска после пожара 1864г. Благоустройство центра города. Проблемы водоснабжения и канализации.

Архитектурный облик.

Соборы.

Бульвары.

Городская Дума.

Управа. Коринфский

Захаров

Бенземан

Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Знать основные факты жизни, архитектурного облика города в конце ХIХ века.

§ 21-22

15-16

ПОУ по теме: «Симбирск и губерния в ХIХв.»

Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Написать сочинение от имени симбирянина с использованием ключевых понятий темы.

cообщения

Тема 2. Семья Ульяновых в истории нашего края. 4 часа.

17.

Приезд в Симбирск cемьи Ульяновых.

Приезд в наш город семьи Ульяновых. Развитие народного образования.

Инспектор, директор народных училищ. И.Н.Ульянов.

М.А.Бланк

В.И.Ульянов-Ленин

Александр, Анна, Ольга, Дмитрий, Мария Ульяновы

Формирование

коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Оценивать работу одноклассников.

Комментировать и формулировать понятия темы.

§ 23

18.

Родословное древо семьи Ульяновых.

Предки семьи Ульяновых, их исторические корни, потомки, память поколений.

Родословная.

Этнические корни.

Семья Бланк,

Предки И.Н.Ульянова

Формирование приёмов

самостоятельно контролировать своё время.

Подготовить сообщение о родословной семьи Ульяновых.

Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их.

сообщения

19.

Выбор жизненной цели.

Формирование русской демократической интеллигенции, её путь к революции.

Ульяновы.

Керенские.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению  в обществе.

Умение анализировать и обобщать факты.

Знать основные факты биографии великого земляка.

§ 24-25

20.

Виртуальная экскурсия в Дом-музей В.И.Ленина.

Дом-музей.

Заповедник  «Родина Ленина».

Формирование

коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Оценивать работу одноклассников.

Уметь рассказать о впечатлениях от посещения музея.

Отзыв о посещении музея.

Тема 3. Культура края в ХIХ веке. 14 часов.

21-22

Архитектура края в ХIХ веке.

Начало планомерного строительства в городе. Центр города и окраины. Деревянный городской дом-усадьба. Классическая архитектура Симбирска. Здание присутственных мест и здание Дворянского собрания.

Культура.

Архитектура.

Классицизм.

Усадьба.

А.А.Шоде

Ф.О.Ливчак

Формирование

ответственного отношения к учёбе.

Подготовить сообщение об архитектурных памятниках Симбирске.

Знать основные архитектурные памятники Симбирска, архитекторов ХIХ века.

Записи,

сообщения

23-24

Виртуальная экскурсия в Музей «Градостроительство и архитектура Симбирска».

Градостроительст-

во.

Архитектура.

Формирование

коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Оценивать работу одноклассников.

Уметь рассказать о впечатлениях от посещения музея.

Отзыв о посещении музея.

25-26

Изобразительное искусство края

в ХIХ веке.

Изобразительное искусство дворянской усадьбы.

Дворянские усадьбы Поливановых, Ивашевых, их роль в истории художественной культуры края. Крепостной художник Н.Козлов. Д.И.Архангельский, жизнь и творчество

Живопись.

Крепостной художник.

Ивашевы

Поливановы

Н.Козлов

Д.И.Архангельский

Формирование

ответственного отношения к учёбе.

Использовать информацию презентаций для составления собственного рассказа о изобразительном искусстве края

в ХIХ веке.

Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их.

Сообщения, записи

27-28

Музыкальное искусство края в

ХIХ веке.

Музыкальная жизнь Симбирска в ХIХ веке. Музыкальные вечера в Дворянском собрании. Духовые оркестры на Венце.

Музыкальное искусство.

Духовой оркестр.

Уметь формулировать оценку поступка.

Умение представить результаты  работы в виде таблицы.

Уметь обобщать информацию.

Сообщения, записи

29-30

Симбирский театр в ХIХ веке.

Симбирский провинциальный театр в ХIХ веке. В.И.Андреев-Бурлак – гордость русского театра.

Театр

В.И.Андреев-Бурлак

Формирование умения оценивать значение достижений культуры.

Формирование умений поиска в сети Интернет информации.

Подготовить презентации  в PowerPoint.

Знать историю симбирского театра.

сообщения

31-32

Виртуальная экскурсия в музей «Симбирское купечество».

Развитие товарно-денежных отношений, их влияние на благосостояние Симбирска.

Оптовая торговля.

Ярмарка.

Базар.

Лавочная торговля.

Т.К.Акчурин

Красников

Кожевников

Кирпичников

Степановы

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Уметь рассказать о впечатлениях от посещения музея.

Отзыв о посещении музея.

33-34

ПОУ по теме:«Культура края в ХIХ веке».

Формирование умения оценивать значение достижений культуры.

Формирование умений поиска в сети Интернет информации.

Умение подготовить презентации.

35.

Итоговое повторение.

1 час.

«Наш край в ХIХ веке».

Формирование

коммуникативной компетенции в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).

Уметь написать сочинение от имени симбирянина с использованием ключевых понятий курса.

сообщения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса по математике для 7 класса "Логические задачи"

  Спецкурс «Логические задачи» по математике для учащихся 7-го класса предназначен для развития логического мышления  и  познавательной активности учащихся. Материал данного курс...

Рабочая программа спецкурса по математике в 11 классе "Подготовительный курс к ЕГЭ"

Курс составлен на основе кодификатора элементов содержания КИМов ЕГЭ по математике и предназначен для систематической подготовки части В....

Рабочая программа спецкурса по математике в 6 классе "Математика вокруг нас"

Представляю вам свою версию программы спецкурса "Математика вокруг нас"....

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа спецкурса "К истокам нравственности" 5 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы духовно-нравственного воспитания и социализации обуча...

Рабочая программа спецкурса по математике для 8 класса

Рабочая программа спецкурса по математике  для 8 класса...

Примерная рабочая программа УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» для 9 класса «САРАТОВСКОЕ ПОВОЛЖЬЕ В XIX – начале XX ВЕКА»

Примерная рабочая программа составлена на основе действующего УМК по региональной истории и соотвествует требованиям ФГОС основного общего образования и историко-культурного стандарта, а также региона...