Рабочая программа спецкурса по историческому краеведению для 8 класса
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему
Рабочая программа спецкурса по историческому краеведению предназначена для обучающихся 8 класса. Разработана по требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по краеведению. 8 класс | 55.79 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 34»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МО учителей истории и обществознания | заместитель директора по УВР | директор МАОУ «Гимназия №34» |
Протокол №1 | _____________В.С.Уколова | ___________Л.П. Токмакова |
от 25.08.2015 г. | «____» ________ 2015г. | Приказ № _______от «____» _____2015г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спецкурса по историческому краеведению
для учащихся 8 А,Б,В классов
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Корчагина С.В.,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Учебно-методический комплекс:
Программа: Табарданова Т.Б. Региональная программа учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся 7-9 классов основной общеобразовательной школы (Региональный компонент содержания образования: программно-методическое обеспечение/ Под общ. Ред. А.А.Баранова. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998 -80 с.) Учебник: Историческое краеведение: учебное пособие для VII-IХ классов общеобразовательных учреждений / Под ред.Т.Б.Табардановой. _ Ульяновск: ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2002 – 240 с. |
Количество часов по плану: в год – 35 часов; в неделю – 1 час
Ульяновск
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления рабочей программы учебного предмета являются:
- Региональная программа учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся 7-9 классов основной общеобразовательной школы.
- Решение областной коллегии Управления образования от 13.08.1998 г. № 375 о рекомендации изучения исторического краеведения в качестве регионального компонента исторического образования в 7-9 классах основной школы.
Главная цель учебного курса «Историческое краеведение» - пробуждение
чувства любви к своей малой родине, интереса к её прошлому и настоящему,
ощущения своей кровной связи с этой землей.
Основные задачи курса:
-формирование у учащихся общего представления об особенностях исторического и культурного развития нашего края;
- подготовка учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края;
- пробуждение интереса у учащихся к местной истории и культуре;
- формирование навыков краеведческой поисковой и исследовательской работы;
-предоставление возможности параллельного преподавания исторического краеведения с курсом отечественной истории, что позволит учащимся ощутить неразрывную связь большой и малой истории.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ
Основу курса исторического краеведения составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — историческая карта России, нашего края и мира, её динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
• эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
• формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и других; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
•образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
• история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
• развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
Содержание подготовки школьников по историческому краеведению определяется с учётом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность».
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа соответствует обязательному минимуму содержания исторического и культурологического образования в части регионального компонента
и представляет базовый уровень краеведческих знаний. Предмет «Историческое краеведение» изучается на ступени основного общего образования в качестве гимназического компонентав 8 А,Б,В классах в объёме 35 часов в год, 1 час в неделю.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Предполагается, что результатом изучения исторического краеведения является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения исторического краеведения относятся следующие убеждения и качества:
•осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
•осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения исторического краеведения выражаются в следующих качествах:
•способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
•способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения исторического краеведения учащимися включают:
•овладение целостными представлениями об историческом пути народов нашего края, страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
•способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
•умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
•расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории нашего края, страны и человечества в целом;
•готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников края, страны и мира.
Содержание курса (35 часов).
Введение (1 час).Что изучает историческое краеведение.
Необходимость знания истории и культуры края. Что и как изучает историческое краеведение. Источники краеведческих знаний: археологические, музейные, литературные, бытовые и др.
Тема 1.Симбирск и губерния в ХIХ веке (15 часов).
Отечественная война 1812 года и участие в ней симбирян. Симбирское ополчение. Действия ополчения на Украине. Включение симбирян в корпус Дохтурова. Освобождение Дрездена, Гамбурга. Роспуск ополчения. Декабристы-симбиряне (Н.И.Тургенев, В.П.Ивашев, Ф.М.Башмаков).
Дворянство Симбирской губернии: хозяйство, быт, культура. Дворянские проекты отмены крепостного права. Реформа 1861 года в губернии. Реакция крестьян. Волнения в Сенгилеевском уезде. Наделение крестьян землей. Выкупные платежи. Временнообязанное состояние. Симбирск в пореформенный период. Пожар 1864 года. Расцвет Сборной ярмарки. Облик Симбирска к концу XIX века.
Тема 2. Семья Ульяновых в истории нашего края (4 часа).
Приезд в Симбирск. Деятельность И.Н.Ульянова на посту инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии. Уклад жизни семьи. Увековечение памяти В.И.Ульянова (Ленина) в нашем городе и области. Ленинские места Ульяновска.
Тема 3. Культура края в XIX веке (14 часов).
Начало планомерного строительства в городе. Центр города и окраины. Деревянный городской дом-усадьба. Классическая архитектура Симбирска. Здание присутственных мест и здание Дворянского собрания, мемориальные зоны Н.М.Карамзина и И.А.Гончарова. Творчество симбирских архитекторов А.А.Шоде и Ф.О.Ливчака.
Изобразительное искусство дворянской усадьбы. Усадьбы Ивашевых, Поливановых и их роль в истории художественной культуры края. Творчество крепостного художника Н.Козлова. Д.И.Архангельский, его жизнь и творчество.
Из истории музыкального искусства в крае. Музыкальные вечера в Дворянском собрании. Духовые оркестры на Венце.
Симбирский провинциальный театр в XIX веке: В.Н.Андреев-Бурлак - гордость русского театра.
Итоговое повторение«Наш край в ХIХ веке» (1 час).
Учебно-тематический план (35 часов)
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | |
1. | Введение. Что изучает историческое краеведение. | 1 | ||
Тема 1. Симбирск и губерния в ХIХ веке. | 15 | |||
2. | Социально-экономическое развитие Симбирского края в начале ХIХ в. | 1 | ||
3-4. | Участие симбирян в Отечественной войне 1812года. | 2 | ||
5-6. | Симбирские дворяне-декабристы. | 2 | ||
7. | Дворянство Симбирской губернии. | 1 | ||
8-9. | Знаменитые люди нашего края. | 2 | ||
10. | Отмена крепостного права в Симбирской губернии. | 1 | ||
11-12 | Торговля и купечество Симбирска во второй половине ХIХ века. Виртуальная экскурсия в музей «Мелочная лавка». | 2 | ||
13-14 | Симбирск в конце ХIХ века. | 2 | ||
15-16 | ПОУ по теме: «Симбирск и губерния в ХIХ веке». | 2 | ||
Тема 2. Семья Ульяновых в истории нашего края. | 4 | |||
17. | Приезд семьи Ульяновых в Симбирск. | 1 | ||
18. | Родословное древо семьи Ульяновых. | 1 | ||
19. | Выбор жизненной цели. | 1 | ||
20. | Виртуальная экскурсия в Дом-музей В.И.Ленина. | 1 | ||
Тема 3. Культура края в ХIХ веке. | 14 | |||
21-22 | Архитектура края в ХIХ веке. | 2 | ||
23-24 | Виртуальная экскурсия в музей «Градостроительство и архитектура Симбирска». | 2 | ||
25-26 | Изобразительное искусство края в ХIХ веке. | 2 | ||
27-28 | Музыкальное искусство края в ХIХ веке. | 2 | ||
29-30 | Симбирский театр в ХIХ веке. | 2 | ||
31-32 | Виртуальная экскурсия в музей «Симбирское купечество». | 2 | ||
33-34 | ПОУ по теме:«Культура края в ХIХ веке». | 2 | ||
35 | Итоговое повторение «Наш край в ХIХ веке». | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение
- Историческое краеведение: Учебное пособие для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Т.Б.Табардановой. Рекомендовано Управлением образования администрации Ульяновской области в качестве регионального учебного пособия (Приказ № 25 от 20.01.2000). Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2002
- Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному учебному плану.Мурахтанова Л.Ф., Скворцова И.В. Примерное тематическое планирование курса исторического краеведения 7 – 9 классы. Ульяновск, 2003 (выпуск 4).
3. Краеведение в школе. Сборник методических материалов. Под общей редакцией Т.Б.Табардановой. Ульяновск. ИПКПРО, 2003
- Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2-х частях / А.Ю.Тихонова, П.И.Волкова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009
- Культура народов Поволжья: программа и методические рекомендации / А.Ш.Кержнер, В.А.Архипова, Н.С.Нурмухаметова, В.Д.Кирюшкина. - Ульяновск: УИПКПРО, 2011
- Табарданова Т.Б. Живое краеведение в школе: методические рекомендации / Т.Б.Табарданова, В.Н.Янушевский. - Ульяновск: УИПКПРО, 2011
Дополнительная литература для учащихся:
- Аржанцев Б.В., Митропольская М.Г. Архитектурная летопись Симбирска второй половины 17 - начала 20 веков. - Ульяновск: Симбирская книга, 1994
- Архангельский Д.И. Архитектурный Симбирск. Линогравюры. - Ульяновск, 1994.
- Барашков В.В. По следам географических названий Ульяновской области. - Ульяновск: Симбирская книга, 1994.
- Блохинцев А.Н. И жизни след оставили своей... - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1985.
- «Венец» - историко-краеведческий альманах.
- Краеведческие записки.
- Край Симбирский. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1989.
- Лихачев Д.С. Земля родная. - М.: Просвещение, 1983.
- Нельс С. В. Андреев-Бурлак. - М.: Искусство, 1971
- Петров СБ., Сковикова Е.Г. Наше музыкальное наследство.- Ульяновск, 1996.
- Пластов А.А. Произведения художника в Ульяновском областном художественном музее. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1989.
- Симбирск и его прошлое: Хрестоматия краеведческих текстов. - Ульяновск, 1993.
- Симбирский вестник. Вып. 1. - Ульяновск: Симбирская книга, 1993.
- Трофимов Ж.А. Страница истории Симбирского театра. - Ульяновск: Симбирская книга, 1994.
- Трофимов Ж.А. В.Н. Андреев-Бурлак: память и наследие. - Ульяновск: Симбирская книга, 1995.
- Шабалина Л.П. Этнические особенности народов Ульяновского Поволжья.
- Ульяновск: ИПК ПРО, 1993. - Ульяновская-Симбирская энциклопедия: - Ульяновск, 2000. Т.1, 2.
- Краеведческий журнал «Мономах».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- вклад симбирского ополчения в события Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг.;
- виднейших декабристов-симбирян: Н.И.Тургенева, В.П.Ивашева, Ф.М.Башмакова;
- особенности хозяйства, быта и культуры сословий, населявших Симбирскую губернию в XIXв;
- события периода подготовки и проведения реформы 1861 года, причины крестьянских волнений в пореформенный период в Симбирской губернии;
- особенности экономического развития губернии в пореформенный период (вторая половина XIX века), причины отставания в промышленном развитии от передовых губерний Российской империи;
- имена замечательных людей нашего края, их вклад в его культурное развитие (Н.М.Карамзин, Н.М. и А.П. Языковы, С.Т.Аксаков, И.А.Гончаров, И.Н.Ульянов, В.Н.Поливанов и др.).
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- сравнивать положение различных социальных слоев населения Симбирской губернии;
- давать обоснованные оценки конкретным фактам и процессам в истории края;
- делать выводы о причинах, следствиях и взаимосвязи отдельных событий в истории края в XIX - начале XX в. (организация и деятельность Симбирского ополчения, участие симбирских дворян в восстании декабристов, проведение реформы 1861 года в губернии, развитие капиталистических отношений в губернии в пореформенный период).
№ п/п | Тема урока, количество часов | Дата, класс | Содержание | Понятия персоналии | Планируемые результаты | Домаш- нее задание | ||
личностные | метапредметные | предметные | ||||||
1. | Введение. 1 час. Что изучает историческое краеведение. | Необходимость знания истории и культуры края. Что и как изучает историческое краеведение. Источники краеведческих знаний: археологические, музейные, литературные, бытовые и другие. | Краеведение, исторические источники, археология, этнография, лингвистика, топонимика, нумизматика. | Формирование умения устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом. | Формирование умения участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | Создание у учащихся первичных представлений об историческом краеведении. Раскрывать значение терминов: история, век, исторический источник, краеведение. | Выучить термины | |
Тема 1. Симбирск и губерния в ХIХ веке. 15 часов. | ||||||||
2. | Социально-экономическое развитие Симбирского края в начале ХIХ в. | Симбирский край в начале ХIХв. Социально-экономическое развитие края. Социальная структура общества. | Социальная структура. | Формирование ответственного отношения к учёбе. | Формирование приёмов работы с учебником. | Комментировать и формулировать понятия. | Записи в тетради | |
3-4. | Участие симбирян в Отечественной войне 1812г. | Отечественная война и участие в ней симбирян. Создание симбирского ополчения. Действия ополчения на Украине. Включение симбирян в корпус Дохтурова. Освобождение Дрездена, Гамбурга. Роспуск ополчения. | Отечественная война. Ополчение. Губернское правление. Дворянское собрание. Гарнизон. Храм-памятник. кн.Тенишев Д.В. А.Долгорукий Штаб-ротмистр Третьяков Денис Давыдов | Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. | Подготовить сообщение об одном из участников Отечественной войны 1812 г., привлекая дополнительные источники информации. | Рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях войны 1812 г. Объяснять, в чём заключались непосредственные последствия Отечественной войны 1812 г. для российского общества. | § 14 таблица | |
5-6. | Симбирские дворяне-декабристы. | Декабристы-симбиряне. Борьба за отмену крепостного права, за изменение государственного строя России. | Крепостничество. Масонская ложа. Декабристы. Республика. Тургенев Н.Н., Ивашев В.П., Башмаков Ф.М. Камилла Ледантю | Определять и аргументировать своё отношение к декабристам и оценку их деятельности. | Излагать оценки движения декабристов. Подготовить сообщение об одном из симбирских декабристов. | Характеризовать цели выступления декабристов по «Манифесту к русскому народу». Раскрывать причины неудачи выступления декабристов. | § 15, сообщения | |
7. | Дворянство Симбирской губернии. | Дворянство Симбирской губернии: хозяйство, быт, культура. Своеобразие уклада российской жизни. | Помещичьи доходы. Помещичье землевладение. Капитализация. Сподвижники. Служилые. Губернская земская управа. Д.Н.Корсаков Киндяковы Н.П.Языков П.И.Юрлов В.Н.Поливанов Ивашевы И.Н.Ульянов Аксаковы | Формирование ответственного отношения к учёбе. | Формирование умения составлять сравнительную характеристику. | Раскрывать смысл понятий: помещичьи доходы, помещичье землевладение, капитализация, сподвижники, служилые, Губернская земская управа. | § 16-17, сообщения | |
8-9. | Знаменитые люди нашего края. | Развитие материальной и духовной жизни в крае. Изменения мировоззрения и культуры. | Дворянская усадьба. Киндяковы Ивашевы Аксаковы | Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. | Подготовить сообщение о знаменитых людях нашего края. | Рассказывать о знаменитых симбирянах XIХ века. | Творческие работы | |
10. | Отмена крепостного права в Симбирской губернии. | Движение за отмену крепостного права. Проведение реформы по освобождению крестьян. Дворянские проекты. Реакция крестьян. Волнения в Сенгилеевском уезде. | Крепостное право. Ревизская душа. Временнообязанные. Уставная грамота. Выкупные платежи. Мировой посредник. П.Н.Ивашев | Приводить оценки характера и значения Реформы 1861 г., высказывать и обосновывать свою оценку. Формирование уважения прав и свобод человека. | Умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение. | Называть основные положения Крестьянской реформы. | § 18 | |
11-12 | Торговля и купечество Симбирска во второй половине ХIХ века. Виртуальная экскурсия в музей «Мелочная лавка» | Развитие товарно-денежных отношений, их влияние на благосостояние Симбирска. | Оптовая торговля. Ярмарка. Базар. Лавочная торговля. Т.К.Акчурин Красников Кожевников Кирпичников Степановы | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. | Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Характеризовать экономическое развитие России в пореформенные десятилетия, привлекая информацию исторической карты. Объяснять причины промышленного подъема и трудностей в развитии сельского хозяйства. | § 19-20 | |
13-14 | Симбирск в конце ХIХ века. | Увеличение населения. Строительство Симбирска после пожара 1864г. Благоустройство центра города. Проблемы водоснабжения и канализации. | Архитектурный облик. Соборы. Бульвары. Городская Дума. Управа. Коринфский Захаров Бенземан | Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. | Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Знать основные факты жизни, архитектурного облика города в конце ХIХ века. | § 21-22 | |
15-16 | ПОУ по теме: «Симбирск и губерния в ХIХв.» | Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству. | Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Написать сочинение от имени симбирянина с использованием ключевых понятий темы. | cообщения | |||
Тема 2. Семья Ульяновых в истории нашего края. 4 часа. | ||||||||
17. | Приезд в Симбирск cемьи Ульяновых. | Приезд в наш город семьи Ульяновых. Развитие народного образования. | Инспектор, директор народных училищ. И.Н.Ульянов. М.А.Бланк В.И.Ульянов-Ленин Александр, Анна, Ольга, Дмитрий, Мария Ульяновы | Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Оценивать работу одноклассников. | Комментировать и формулировать понятия темы. | § 23 | |
18. | Родословное древо семьи Ульяновых. | Предки семьи Ульяновых, их исторические корни, потомки, память поколений. | Родословная. Этнические корни. Семья Бланк, Предки И.Н.Ульянова | Формирование приёмов самостоятельно контролировать своё время. | Подготовить сообщение о родословной семьи Ульяновых. | Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. | сообщения | |
19. | Выбор жизненной цели. | Формирование русской демократической интеллигенции, её путь к революции. | Ульяновы. Керенские. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе. | Умение анализировать и обобщать факты. | Знать основные факты биографии великого земляка. | § 24-25 | |
20. | Виртуальная экскурсия в Дом-музей В.И.Ленина. | Дом-музей. Заповедник «Родина Ленина». | Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Оценивать работу одноклассников. | Уметь рассказать о впечатлениях от посещения музея. | Отзыв о посещении музея. | ||
Тема 3. Культура края в ХIХ веке. 14 часов. | ||||||||
21-22 | Архитектура края в ХIХ веке. | Начало планомерного строительства в городе. Центр города и окраины. Деревянный городской дом-усадьба. Классическая архитектура Симбирска. Здание присутственных мест и здание Дворянского собрания. | Культура. Архитектура. Классицизм. Усадьба. А.А.Шоде Ф.О.Ливчак | Формирование ответственного отношения к учёбе. | Подготовить сообщение об архитектурных памятниках Симбирске. | Знать основные архитектурные памятники Симбирска, архитекторов ХIХ века. | Записи, сообщения | |
23-24 | Виртуальная экскурсия в Музей «Градостроительство и архитектура Симбирска». | Градостроительст- во. Архитектура. | Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Оценивать работу одноклассников. | Уметь рассказать о впечатлениях от посещения музея. | Отзыв о посещении музея. | ||
25-26 | Изобразительное искусство края в ХIХ веке. | Изобразительное искусство дворянской усадьбы. Дворянские усадьбы Поливановых, Ивашевых, их роль в истории художественной культуры края. Крепостной художник Н.Козлов. Д.И.Архангельский, жизнь и творчество | Живопись. Крепостной художник. Ивашевы Поливановы Н.Козлов Д.И.Архангельский | Формирование ответственного отношения к учёбе. | Использовать информацию презентаций для составления собственного рассказа о изобразительном искусстве края в ХIХ веке. | Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. | Сообщения, записи | |
27-28 | Музыкальное искусство края в ХIХ веке. | Музыкальная жизнь Симбирска в ХIХ веке. Музыкальные вечера в Дворянском собрании. Духовые оркестры на Венце. | Музыкальное искусство. Духовой оркестр. | Уметь формулировать оценку поступка. | Умение представить результаты работы в виде таблицы. | Уметь обобщать информацию. | Сообщения, записи | |
29-30 | Симбирский театр в ХIХ веке. | Симбирский провинциальный театр в ХIХ веке. В.И.Андреев-Бурлак – гордость русского театра. | Театр В.И.Андреев-Бурлак | Формирование умения оценивать значение достижений культуры. | Формирование умений поиска в сети Интернет информации. Подготовить презентации в PowerPoint. | Знать историю симбирского театра. | сообщения | |
31-32 | Виртуальная экскурсия в музей «Симбирское купечество». | Развитие товарно-денежных отношений, их влияние на благосостояние Симбирска. | Оптовая торговля. Ярмарка. Базар. Лавочная торговля. Т.К.Акчурин Красников Кожевников Кирпичников Степановы | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. | Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. | Уметь рассказать о впечатлениях от посещения музея. | Отзыв о посещении музея. | |
33-34 | ПОУ по теме:«Культура края в ХIХ веке». | Формирование умения оценивать значение достижений культуры. | Формирование умений поиска в сети Интернет информации. Умение подготовить презентации. | |||||
35. | Итоговое повторение. 1 час. «Наш край в ХIХ веке». | Формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). | Уметь написать сочинение от имени симбирянина с использованием ключевых понятий курса. | сообщения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса по математике для 7 класса "Логические задачи"
Спецкурс «Логические задачи» по математике для учащихся 7-го класса предназначен для развития логического мышления и познавательной активности учащихся. Материал данного курс...
Рабочая программа спецкурса по математике в 11 классе "Подготовительный курс к ЕГЭ"
Курс составлен на основе кодификатора элементов содержания КИМов ЕГЭ по математике и предназначен для систематической подготовки части В....
Рабочая программа спецкурса по математике в 6 классе "Математика вокруг нас"
Представляю вам свою версию программы спецкурса "Математика вокруг нас"....
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа спецкурса "К истокам нравственности" 5 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы духовно-нравственного воспитания и социализации обуча...
Рабочая программа спецкурса по математике для 8 класса
Рабочая программа спецкурса по математике для 8 класса...
Примерная рабочая программа УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» для 9 класса «САРАТОВСКОЕ ПОВОЛЖЬЕ В XIX – начале XX ВЕКА»
Примерная рабочая программа составлена на основе действующего УМК по региональной истории и соотвествует требованиям ФГОС основного общего образования и историко-культурного стандарта, а также региона...