Урок приобретения нового знания «Установление власти большевиков».
план-конспект урока по истории (10 класс)

Ларченкова Елена Николаевна

Цели урока

Образовательная:  рассмотреть первые декреты советской власти, выявить причины и последствия роспуска Учредительного собрания.

Развивающая: создать условия для развития логического мышления, умений правильно обобщать данные текста, делать выводы; способствовать развитию навыков анализа документов, умений выделять главное, сравнивать.

Воспитательная: создать условия для определения гражданской позиции, интереса к изучаемому предмету; способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал к уроку, документы, сотовые телефоны.

 

                                Структура урока усвоения новых знаний

п/п

Этап урока

I

Организационный этап

II

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

III

Актуализация знаний

IV

Первичное усвоение новых знаний

V

Первичная проверка понимания

VI

Первичное закрепление

VII

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

VIII

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Понятия урока: Декрет, ВЦИК, СНК - Совнарком, народный комиссар, ВЧК, Учредительное собрание, РСФСР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt._ustanovlenie_vlasti_bolshevikov.doc341.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 10 классе по теме «Установление власти большевиков».                       

              (Глава 2. «Революция и Гражданская война в России»).

Тип урока: открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели урока

Образовательная:  рассмотреть первые декреты советской власти, выявить причины и последствия роспуска Учредительного собрания.

Развивающая: создать условия для развития логического мышления, умений правильно обобщать данные текста, делать выводы; способствовать развитию навыков анализа документов, умений выделять главное, сравнивать.

Воспитательная: создать условия для определения гражданской позиции, интереса к изучаемому предмету; способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал к уроку, документы, сотовые телефоны.

                                Структура урока усвоения новых знаний

п/п

Этап урока

I

Организационный этап

II

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

III

Актуализация знаний

IV

Первичное усвоение новых знаний

V

Первичная проверка понимания

VI

Первичное закрепление

VII

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

VIII

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Понятия урока: Декрет, ВЦИК, СНК - Совнарком, народный комиссар, ВЧК, Учредительное собрание, РСФСР.

     1. Организационный момент (1 минута)

Учитель: Здравствуйте, присаживайтесь, пожалуйста.

Ребята, вы обратили внимание, что сегодня ваши парты стоят по-другому. Как вы думаете почему?

 Дети: мы будем работать в группах.

Учитель: поэтому нам необходима будет на уроке книга, тетрадь и ручка. А также раздаточный материал, который лежит у вас на столах.

2. Постановка цели и задач урока. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (5 минуты)

Цель: сформировать положительную мотивацию обучающихся; пробудить интерес к изучаемой теме; стимулировать деятельность; актуализировать знания; поставить цели и задачи.

Для реализации этой цели необходимо: 1.  создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
2. актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); 3. установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

1. Индивидуальное опережающее задание (рассказ о событиях II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов).

Вечером 25 октября открылся II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Большинство составляли большевики и левые эсеры, поддерживавшие план вооружённого восстания. Меньшевики и правые эсеры резко осудили действия большевиков и потребовали от съезда начать переговоры с Временным правительством об образовании нового кабинета министров, опирающегося на все слои общества. Но их предложение не было поддержано и покинули съезд. Ленин сразу же предложил II съезду Советов принять первые декреты советской власти, которые, в последствие, сыграли историческую роль в приходе к власти большевиков и определили судьбу Учредительного Собрания. Но в ночь с 6 на 7 января 1918 г. ВЦИК принял Декрет о роспуске Учредительного собрания.

Ребята, давайте попробуем сформулировать самостоятельно цель нашего урока (цель формулируется самостоятельно или её отдельные фрагменты, а потом учитель её помогает откорректировать).

Цель: рассмотреть  первые декреты советской власти и выяснить, как они решили судьбу Учредительного собрания?

Учитель: Ребята, а как мы сможем реализовать цель нашего урока? Что нам надо для этого сделать?

  • рассмотреть материал учебника о деятельности Учредительного собрания,
  • изучить документы с декретами советской власти,
  • проанализировать материал данных документов и сделать выводы о том, как их положения могли заинтересовать народ,
  • на основании изученного материала сделать выводы о причинах разгона Учредительного обрания.

Использование медиа- и компьютерных технологий

2. Обучающимся 9 класса смотрят видеофрагмент «Есть такая партия. Это партия большевиков».

3. Беседа учителя с обучающихся по фрагментам видео.

1. С каким историческим событием связан данный видеофрагмент?

3 июня 1917 г. открылся I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Лидер меньшевиков И. Г. Церетели утверждал, что в России нет партии, которая готова взять власть в свои руки. В ответ Ленин заявил, что такая партия есть — это большевики.

2. Меньшевики и эсеры располагали на  I Всероссийском съезде  Советов рабочих и солдатских депутатов решающим большинством. Они преобладали и в новом руководящем органе Советов — Всероссийском центральном исполнительном комитете (ВЦИК). Делегаты приняли постановление о доверии Временному правительству. Почему выступление Ленина и его ответы на вопросы сопровождались бурными аплодисментами?

Ленин – харизматический тип лидера, среди рабочих, крестьян и солдат, который давал конкретные ответы участникам съезда на волнующие их вопросы.

3. Актуализация знаний. (4 минуты)

Цель этапа подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

— воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
— активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
— актуализировали норму пробного учебного действия («надо» — «хочу» — «могу»);

Фронтальная беседа для ввода в новую тему через повторение пройденного.

Учитель. Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, повторим тему, изученную на прошлом уроке.

1. Какой курс провозгласил В.И. Ленин в своих знаменитых «Апрельских тезисах»?

2. Как лидеры большевиков предлагали решить аграрный вопрос в случае прихода их к власти?

3. Какой смысл вкладывал В.И. Ленин в идею «организации контроля над

общественным производством»?

4. Какие обещания давали большевики солдатам, находящимся на фронтах Первой мировой войны?

5. Каковы главные причины апрельского, июньского и июльского кризисов

Временного правительства?

4. Первичное усвоение новых знаний (27 минут)

Цель этапа реализация учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Для реализации этой цели учащиеся должны:

— при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;
— применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;
— зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;
— зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

 Учитель: Мы с вами прослушали выступление …., для того, чтобы чётко понимать историческое значение II съезда Советов прочтите самостоятельно текст учебника на странице 109 – 110 и подготовьте ответы на вопросы, которые лежат у вас на столах. (Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом учебника на стр. 109- 110 отвечают на вопросы учителя) (5 минут).

Вопросы для раздаточного материала:

- Когда начал работу II Съезд Советов?

- Делегатов от какой партии было большинство на съезде?

- Какую оценку дали меньшевики действиям членов партии РСДРП в октябрьские дни 1917 года?

- Какой мирный выход из создавшейся ситуации предложили меньшевики?

Учитель: Не получив одобрения меньшевики и правоэсеровская фракция покинули заседание. Учитывая печальный опыт Временного правительства, которое не хотело решать проблемы народа, Ленин сразу предложил съезду принять декреты о мире, о земле, о власти.

                  Ребята, давайте проанализируем исторические документы и выполним задания к ним.

Работа учащихся в группах с историческими документами (15 минут) (1 группа – декрет о земле, 2-я группа – о мире, 3-я группа – Декларация народов России на самоопределение):

  • изучение документа, его анализ,
  • выполнение заданий к документу.

     В соответствии с нормативными документами (Федеральный компонент государственного стандарта, Обязательный минимум содержания основного общего образования) в ходе экзамена проверяются следующие элементы подготовки основной школы выпускников по истории:

Использование текста исторического источника при ответе на вопросы, решение различных учебных задач; сравнивать свидетельства различных источников

Умение рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников

     Использование документов делают урок более интересным, насыщенным, познавательным. Практика показывает, что работа учащихся с документами будет более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами.

Беседа фронтальная.

Учитель: Какой общий итог мы можем сделать, изучив первые декреты советской власти?

Дети: они решали причины революций (первой российской, и февральской), а также подняли авторитет советской власти?

Учитель: Как вы думаете надо ли было Советам Учредительное собрание?

Дети: возможно, да! Так как оно должно было узаконить декреты Советской власти.  

Учитель: Ребята, а что произошло с Учредительным собранием?

Дети: (уже знают по опережающему заданию, что его распустили большевики).

Учитель: Какое возникает противоречие?

Дети сами его формулируют

Дети: Учредительное собрание было долгожданным для народа и должно было законодательно закрепить первые декреты советской власти, но было распущено. 

Учитель: давайте, посмотрим, почему это произошло?

Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 115 – 117  (7 минут)

Задание. Выясните причины роспуска большевиками Учредительного собрания в ночь с 6 на 7 января.

Дети могут подвести самиитог, изучив пункт

Итог: Разгон Учредительного собрания показал, что большевики не намерены были заменить власть Советов демократической парламентской республикой.

5. Первичная проверка понимания ( осуществлялась по ходу беседы учителя с учениками в момент групповой работы).

Целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

— решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;
— при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование — определения, алгоритмы, свойства и т.д.

6. Первичное закрепление (4 минуты)

Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

— решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;
— при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование — определения, алгоритмы, свойства и т.д.

Творческое задание

Представьте, что вы участники созыва Учредительного собрания: одна группа – большевики, вторая группа – левые эсеры, третья группа – правые эсеры. Какой будет ваша реакция, на зачитанную председателем ВЦИК Я. М. Свердловым,  Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа? Объясните свои действия.

7. Рефлексия.(2 минуты)

Целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели:

— организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
— учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
— намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

ИКТ (мультимедиа и сотовый телефон), рефлексия осуществляется через электронное приложение mentimetr (конструктор презентаций)

Ребятам каждой группы предложено  высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Результаты голосования будут выведены на экран.

Предложенные фразы:

сегодня я узнал…     я работал с …  я понял, что…

8. Домашнее задание: инструктаж по его выполнению (2 минуты).

Параграф 15, ответы на вопросы в конце параграфа.

Просмотр фильма «Ленин в Октябре».

Вопросы после просмотра фильма (письменно):

  1. Какова роль Ленина в организации восстания большевиков?
  2. Кто является близким другом и соратником Ленина?
  3. Как меняется жизнь в России после падения монархии?
  4. Какой личностью, по-вашему является Ленин – борец за свободу народа или революционный фанатик?
  5. На смену обращения «господин» пришло другое. Какое? Что это меняло?
  6. Какими значимыми словами заканчивается фильм?
  7. Какие чувства у вас вызвал данный фильм?

 ДЕКРЕТ О ЗЕМЛЕ СЪЕЗДА СОВЕТОВ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ    

          (принят на заседании 26 октября в 2 час. ночи)

     4) Для   руководства   по  осуществлению  великих  земельных

преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным

собранием,  должен  повсюду служить следующий крестьянский наказ,  

составленный  на  основании  242  местных  крестьянских   наказов

редакцией «Известий Всероссийского Совета Крестьянских Депутатов»

и опубликованный в номере 88 этих  «Известий»  (Петроград,  номер

88, 19 августа 1917 г.).

                            О земле

     Вопрос о  земле,  во  всем  его объеме,  может быть разрешен

только всенародным Учредительным собранием.

     Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть

таково:

     1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда;

земля не может быть ни продаваема,  ни покупаема,  ни сдаваема  в

аренду,  либо в залог,  ни каким-либо другим способом отчуждаема.

Вся земля:  государственная, удельная, кабинетская, монастырская,

церковная,    посессионная,    майоратная,   частновладельческая,

общественная и крестьянская  и  т.д.,  отчуждается  безвозмездно,

обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех

трудящихся на ней.

          2) Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также

леса  и воды,  имеющие общегосударственное значение,  переходят в

исключительное пользование государства.  Все мелкие реки,  озера,

леса   и   проч.  переходят  в  пользование  общин,  при  условии

заведывания ими местными органами самоуправления.

          4) Конские заводы, казенные и частные племенные скотоводства  

и птицеводства и проч.  конфискуются,  обращаются во  всенародное

достояние   и   переходят   либо   в  исключительное  пользование

государства,  либо общины,  в зависимости от величины и  значения

их.

     Вопрос о   выкупе   подлежит   рассмотрению   Учредительного

собрания.

     5) Весь хозяйственный инвентарь конфискованных земель, живой

и мертвый, переходит в исключительное пользование государства или

общины, в зависимости от величины и значения их, без выкупа.

     Конфискация инвентаря не касается малоземельных крестьян.

     6) Право  пользования  землей  получают  все  граждане  (без

различия пола) Российского государства,  желающие обрабатывать ее

своим трудом,  при помощи своей  семьи,  или  в  товариществе,  и

только  до  той поры,  пока они в силах ее обрабатывать.  Наемный

труд не допускается.

     7) Землепользование должно быть  уравнительным,  т.е.  земля

распределяется между трудящимися,  смотря по местным условиям, по

трудовой или потребительной норме.

     8) Вся земля,  по ее отчуждении,  поступает  в  общенародный

земельный  фонд.  Распределением  ее  между  трудящимися заведуют

местные и центральные самоуправления,  начиная от  демократически

организованных  бессословных  сельских и городских общин и кончая

центральными областными учреждениями.

   

     Все содержащееся  в  этом наказе,  как выражение безусловной

воли огромного большинства  сознательных  крестьян  всей  России,

объявляется  временным законом,  который впредь до Учредительного

собрания проводится  в  жизнь  по  возможности  немедленно,  а  в

известных своих частях с той необходимой постепенностью,  которая  

должна определяться уездными Советами крестьянских депутатов.

     Председатель Совета Народных Комиссаров      Владимир Ульянов-Ленин.

Задания для документа:

1. Какой документ стал основой для декрета о земле, провозглашённого на II съезде рабочих и солдатских депутатов?

2. Перечислите, какие объекты по декрету становились достоянием государства?

3. Какое государственное учреждение должно было окончательно закрепить земельные преобразования.

ДЕКРЕТ О МИРЕ,

принятый единогласно   на  заседании  Всероссийского  съезда Советов рабочих,  солдатских и крестьянских депутатов 26  октября 1917 г.

     Рабочее и  Крестьянское правительство,  созданное революцией   24-25 октября и  опирающееся  на  Советы  рабочих,  солдатских  и крестьянских  депутатов,  предлагает  всем  воюющим  народам и их правительствам  начать  немедленно  переговоры   о   справедливом демократическом мире.

     Справедливым или   демократическим  миром,  которого  жаждет подавляющее  большинство  истощенных,  измученных  и  истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран,  – миром, которого  самым  определенным  и  настойчивым  образом  требовали русские  рабочие и крестьяне после свержения царской монархии,  –

таким миром Правительство считает немедленный  мир  без  аннексий (т.е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций.

          Под аннексией  или  захватом  чужих   земель   Правительство понимает   сообразно   правовому  сознанию  демократии  вообще  и трудящихся классов в особенности всякое присоединение к  большому или  сильному  государству малой или слабой народности без точно, ясно  и  добровольно  выраженного   согласия   и   желания   этой народности,   независимо   от   того,  когда  это  насильственное присоединение совершено,  независимо  также  от  того,  насколько развитой  или  отсталой является насильственно присоединяемая или насильственно удерживаемая в границах данного государства  нация.

Независимо,  наконец, от того, в Европе или в далеких заокеанских странах эта нация живет.

     Вместе с  тем  Правительство  заявляет,  что  оно  отнюдь не считает   вышеуказанных   условий   мира   ультимативными,   т.е. соглашается  рассмотреть и всякие другие условия мира,  настаивая лишь на возможно более быстром предложении их какой бы то ни было

воюющей страной и на полнейшей ясности, на безусловном исключении всякой двусмысленности и всякой  тайны  при  предложении  условий мира.

     Правительство предлагает  всем правительствам и народам всех воюющих стран немедленно заключить  перемирие,  причем  со  своей стороны  считает желательным,  чтобы это перемирие было заключено не меньше как на три  месяца,  т.е.  на  такой  срок,  в  течениекоторого  вполне  возможно  как  завершение  переговоров о мире с участием представителей всех без изъятия народностей  или  наций, втянутых  в  войну  или вынужденных к участию в ней,  так равно и созыв полномочных собраний народных представителей всех стран для окончательного утверждения условий мира.

     Председатель Совета Народных Комиссаров      Владимир Ульянов-Ленин.

Задания для документа:

1. На каких условиях большевики предложили всем воюющим странам заключить перемирие?

2. Что означало выражение из декрета о мире: «без аннексий»?

3. В какие сроки большевики предлагали заключить перемирие?

     

Декларация прав народов России

2 ноября 1917 год

    Октябрьская революция  рабочих и крестьян началась под общим  

знаменем раскрепощения.

     Раскрепощаются крестьяне от власти помещиков, ибо нет больше

помещичьей    собственности    на   землю   –   она   упразднена.

Раскрепощаются  солдаты  и  матросы   от   власти   самодержавных

генералов,  ибо  генералы  отныне  будут  выборными и сменяемыми…

     Остаются только  народы России,  терпевшие и терпящие гнет и

произвол,  к  раскрепощению  которых  должно   быть   приступлено

немедленно, освобождение которых должно быть проведено решительно

и бесповоротно.

     В эпоху царизма народы России систематически  натравливались  

друг  на  друга.  Результаты  такой  политики  известны:  резня и

погромы, с одной стороны, рабство народов – с другой.

     Этой позорной политике натравливания нет и  не  должно  быть

возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного

и честного союза народов России.

     В период империализма,  после февральской  революции,  когда

власть  перешла в руки кадетской буржуазии,  неприкрытая политика

натравливания уступила  место  политике  трусливого  недоверия  к

народам  России,  политике придирок и провокации,  прикрывающейся

словесными  заявлениями  о  «свободе»  и   «равенстве»   народов.

Результаты такой политики известны: усиление национальной вражды,

подрыв взаимного доверия.

     Этой недостойной  политике  лжи  и  недоверия,  придирок   и

провокации  должен  быть  положен  конец.  

     Исходя из этих положений,  первый съезд Советов в июне этого

года   провозгласил   право   народов   России    на    свободное

самоопределение.

     Второй съезд  Советов  в  октябре  этого года подтвердил это

неотъемлемое право народов России более решительно и определенно.

     Исполняя волю этих съездов,  Совет Народных Комиссаров решил

положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях

России следующие начала:

     1) Равенство и суверенноcть народов России.

     2) Право народов России на свободное самоопределение, вплоть

до отделения и образования самостоятельного государства.

     3) Отмена      всех      и     всяких     национальных     и

национально-религиозных привилегий и ограничений.

     4) Свободное    развитие    национальных    меньшинств     и

этнографических групп, населяющих территорию России.

     Вытекающие отсюда   конкретные   декреты   будут  выработаны

немедленно    после    конструирования    Комиссии    по    делам

национальностей.

     Именем Республики Российской Народный комиссар по делам национальностей

     Иосиф Джугашвили-Сталин.

     Председатель Совета Народных Комиссаров    В.Ульянов (Ленин).

Задания для документа:

1. Какие начала были положены СНК в декларацию народов России на самоопределение?

2. Какой авторы текста называют политику Временного правительства в отношении народов России?

3. Когда большевики провозгласили право народов России на национальное самоопределение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок приобретения новых знаний 5 кл "Площадь прямоугольника"

Материал содержит технологическую карту, конспект урока и презентацию. Метапредметный урок "Площадь прямоугольника"...

Урок приобретения новых знаний по русскому языку для пятого класса по теме " Самостоятельные и служебные части речи".

Цель урока глубить знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи; определить границы знания и «незнания» у шестиклассников; совершенствовать умение определять части речи, их морфологически...

Урок приобретения новых знаний по русскому языку для пятого класса по теме " Фонетика, графика, орфография. Звуки речи и буквы.".

Цель урока: закрепить навык сопоставления разделов русского языка и лингвистических понятий; акцентировать внимание на важности фонетики, графики, орфоэпии; формировать представление об отличии б...

Методы приобретения новых знаний

 Требования нового стандарта не являются абсолютно новыми для учителей. И всё же когда  я начала работу в 5 классах, которые уже освоили ФГОС начального образования,  возникло мн...

Эффективные методы, формы организации деятельности учащихся способствующие приобретению новых знаний

Выбор метода зависит от многих условий: цели обучения; уровня подготовленности учащихся; возраста учащихся;времени, отведенного на изучение материала;оснащенности школы; теоретической и практической п...

Урок приобретения нового знания по теме "Греко-персидские войны"

На уроке использовано от 5 до 9 различных методов и технологий....