Установление власти большевиков
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Маслаков Дмитрий Сергеевич

9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx97.26 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс

Тема: Установлении власти большевиков

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний по теме «Падение монархии».

-Проверка домашнего задания.

-Вопросы:

  • Каковы причины Февральской революции?
  • Почему отречение Николая II было неизбежным?
  • Что такое двоевластие?
  • Дайте характеристику кризисам временного правительства.
  • Почему мятеж генерала Корнилова потерпел поражение?

После этого учащиеся делают вывод о том, что наилучшее политическое положение у партии большевиков.

  1. Изучение нового материала.

Понятия урока: Декрет, ВЦИК, СНК - Совнарком, народный комиссар, ВЧК, Учредительное собрание, РСФСР.

План

  1. Большевики приходят к власти.
  2. II Всероссийский съезд Советов.
  3. Первые Декреты советской власти.
  4. Поражение Керенского. Установление новой власти на местах.
  5. Уничтожение национального и сословного неравенства.
  6. Созыв и роспуск Учредительного собрания.

  1. Рассказ учителя: В начале сентября большевики победили на выборах в Советы Москвы и Петрограда. Лозунг «Вся власть-Советам!» вновь стал основным, но он уже означал курс на вооруженное восстание.10 октября тайно вернувшись в Петроград Ленин провел заседание ЦК на котором было принято решение о вооруженном влсстании.12 октября был сформирован ВРК во главе с Л. Троцким. Большевики направили агитаторов во все районы столицы. Заседание ЦК 16 октября подтвердило прежний курс. 24 октября правительство закрыло типографию печатавшую большевистскую газету. В ответ красногвардейцы заняли вокзалы, мосты, почту, телеграф, телефон. 25 октября весь город был в руках восставших. Зимний дворец защищала горстка юнкеров и женский батальон. В ночь на 26 октября Зимний пал. Временное правительство было арестовано. Керенский накануне отправился на фронт за войсками и поэтому избежал ареста.

  1. Самостоятельная работа с текстом ученика стр. 109-111.

Вопросы:

  • Когда начал работу II Съезд Советов?
  • Делегатов от какой партии на съезде было большинство?
  • Какую оценку дали меньшевики действиям членов партии РСДРП в октябрьские дни 1917 года?
  • Какой мирный выход из создавшейся ситуации предложили меньшевики?

  1. Итак, 26 октября в 8.40 вечера началось второе заседание II-го съезда Советов, которое открыл В. Ленин. Съезд принял первые декреты:

Декрет – нормативный акт государства или правительства, важный закон.

Декрет о мире: провозгласил выход из войны. Съезд обратился к воющим державам всеобщий демократический мир – без аннексий и контрибуций.

Дерет о земле: в основе 242 местных наказа I Съезду ответов, в которых излагались представления крестьян об аграрной работе. Ленин выступает за национализацию земли создание коллективных хозяйств. Уничтожение частной собственности.

Работа с текстом учебника стр. 111 «Из крестьянского наказа о земле (наказ-242-х)».

Данные требования никогда не выдвигались большевиками. Но Ленин понимал, что без поддержки крестьян власть в стране не захватить.   Поэтому он перехватил у эсеров аграрную программу. И крестьяне пошли за большевиками.

Декрет о власти: провозглашал повсеместный переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Исполнительная власть передавалась новому правительству – СНК. Председателем стал В. Ленин.

29 октября Совнарком издал декрет об установлении 8-часового рабочего дня.

  1. Керенский бежавший из Петрограда сумел собрать немногочисленные силы. 24 октября в Петрограде был создан Комитет общественной безопасности во главе с Г.И. Шрейдером. Керенский вместе с ген. Красновым двинулся на столицу, но 30 октября его выступление провалилось .Его намеревались поддержать эсеры и меньшевики, но их Комитет спасения Родины был арестован накануне.

В Москве 25 октября большевики приняли меры для захвата власти-Совет образовал ВРК. В ответ командующий округом К. Рябцев провел мобилизацию офицеров и юнкеров.

28 октября в Москве началась всеобщая стачка.29 октября восставшие заняли центр города. В результате боев стороны понесли серьезные потери.

2 ноября Кремль оказался полностью блокирован. Городской глава В. Руднев предложил начать мирные переговоры, что означало капитуляцию. В ряде городов большевики обладали властью еще до октябрьских событий. После принятия первых декретов на селение поддержало новую власть и революция прокатилась по стране очень быстро.

  1. Совнарком 2 ноября обнародовал «Декларацию прав народов России». Она провозглашала равенство всех национальностей, самоопределение наций вплоть до отделения, отмену национальных и религиозных привилегий, свободное развитие национальных меньшинств.

В декабре 1917 г была предоставлена независимость Финляндии, а в августе 1918 г. -Польше.

10 ноября были отменены все сословия и чины.

20 ноября появилось обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», которое подтверждало равенство всех народов.18 декабря женщины и мужчины уравнивались в правах.

23 января 1918 г. церковь была отделена от государства. Был осуществлен переход на григорианский календарь.

20 декабря была создана ВЧК во главе с Ф. Дзержинским. В декабре правительство стало 2-партийным в него вошли 7 левых эсеров.

  1. Идея созыва Учредительного собрания возникла еще весной 1917 г. Но Временное правительство его созыв затягивало. Большевики придя к власти, считали единственной формой-народовластия Советы, но т.к. идея созыва Учредительного собрания была популярна они в ноябре провели выборы в него. Депутаты избирались по спискам составленным в сентябре правыми эсерами. Поэтому большинство депутатов были правыми эсерами и меньшевиками.

Собранию, начавшему работу 3 января, предложи ли признать Советскую власть, ее декреты и «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Но депутаты отказались и Собрание было распущено. Эсеры и меньшевики организовали демонстрацию в защиту Учредительного собрания, но она была расстреляна.10 января начал свою работу III съезд Советов. Он принял Декларацию и провозгласил образование федеративного государства-РСФСР.

Роспуск Учредительного собрания показал, что большевики не намерены делиться властью с кем бы то ни было.

Государственное управление с октября 1917 г.

К чему привели действия большевиков – это тема последующих уроков.

Домашнее задание:

  • Параграф 15.
  • Просмотр фильма «Ленин в Октябре».

Вопросы после просмотра фильма:

  1. Какова роль Ленина в организации восстания большевиков?
  2. Кто является близким другом и соратником Ленина?
  3. Как меняется жизнь в России после падения монархии?
  4. Какой личностью, по-вашему является Ленин – борец за свободу народа или революционный фанатик?
  5. На смену обращения «господин» пришло другое. Какое? Что это меняло?
  6. Какими значимыми словами заканчивается фильм?
  7. Какие чувства у вас вызвал данный фильм?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории "Большевики берут власть"

Конспект урока истории "Большевики берут власть" предназначен для 9 и 11 классов по учебникам авторов -  А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов....

Урок истории "Большевики приходят к власти"

Сложный в истории период 1917-1918 гг. и объяснение причин и предпосылок прихода большевиков к власти...

Урок истории "Большевики приходят к власти"

Сложный в истории период 1917-1918 гг. и объяснение причин и предпосылок прихода большевиков к власти. Хорошая разработка другого педагога...

Борьба за власть в партии большевиков

Презентация и конспект к уроку истории России 9 класс "Борьба за власть в партии большевиков"....

Презентация 9 класс "Борьба за власть в партии большевиков"

Презентация по истории России 9 класс (учебник Данилов, Косулина). Содержит материал о борьбе в партии большевиков в 20-е гг. ХХв....

Методическая разработка урока по истории по теме "Россия от Февраля к Октябрю - приход большевиков к власти"

Тема расчитана на 90 минут и предполагает самостоятельную практическую деятельность учащихся с использованием историчесикх документов. Ученики на сонве их анализа делают выводы по ключевым моментам те...

Урок приобретения нового знания «Установление власти большевиков».

Цели урокаОбразовательная:  рассмотреть первые декреты советской власти, выявить причины и последствия роспуска Учредительного собрания.Развивающая: создать условия для развития логического мышле...