Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимо-действия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежу-точный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово (составляется учителем) «Кто не знает грамматики, тот не знает законов русского языка, тот не знает язык». Л.В. Успенский Как вы понимаете это высказывание? Обоснуйте свою точку зрения. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера). | Листы обратной связи. |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Словесно-иллюстративный рассказ в сопровождении мультимедийной презентации | - Мы с вами закончили изучение раздела науки о языке, который называется «Лексика» - Что это за раздел? - Какие еще разделы лингвистики вам известны? (Фонетика, лексика, синтаксис, пунктуация.) - Что изучает каждый из разделов? (Варианты ответов обучающихся.) - Давайте посмотрим на экран (презентация): 1. Мороз, зима, солнце, сердце, день, друг, радость. 2. Думаешь, поешь, дремлешь, читаешь, видишь. 3. Интересный, чудесный, новый, прелестный. 4. Под, на, в, из. 5. Как, и, что, где, но. - Что вы заметили в строках? (Слова распределены по частям речи.) Обоснуйте ответ. - Кто увидел спрятанную здесь строчку из известного всем стихотворения? Кто автор этих строк? | Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы. | Групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы |
3. Выявление места и причины затруднения | Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Просмотр мультимедийной презентации «Самостоятельные и служебные части речи» | - Итак одни слова обозначают предметы, другие – признаки предмета, третьи – действие предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется «Части речи». Запишем тему урока. - Ребята, какие части речи вам еще знакомы? - Давайте еще раз повторим, как определить принадлежность слова к той или иной части речи (Задаем вопрос, выясняем грамматическое значение слова.) - Какими признаками должны обладать слова, той или иной части речи? | Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. | Индивидуальная, групповая | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. | Устные ответы |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа, работа с книгой. | - Именно о морфологии и пойдет наш сегодняшний разговор. Запишем определение этого раздела языкознания (на слайде). На слайде: В, на , из-за, и, но, не, через, под, а. | Мальчик, книга, читать; идти, веселый, подход; смотреть, синий, небо; звёзды, сиять |
- Посмотрите на экран. Как вы думаете, чем отличаются слова, записанные в разных колонках? (Справа мы видим слова, которые могут употребляться без тех, что в левом столбике: из них можно составить словосочетания и предложения. В левой колонке написаны слова, которые одни могут употребляться.) - Верно. Те слова, которые записаны справа, относятся к... (дети смотрят на тему урока и верно выбирают правильное слово) самостоятельным частям речи. - А те, которые слева? (Служебные части речи.) -Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных? Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы - Все части речи в русском языке делятся на самостоятельные (существительные, прилагательные, глагол, наречие, числительное, местоимение) и служебные (предлог, союз, частица). Самостоятельные части речи в предложении являются членами предложения, а служебные части речи служат для связи слов в словосочетании и предложении. Части речи изучает раздел языкознания, который называется «Морфология» | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. | Индивидуальная, групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Устные ответы |
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Эвристическая беседа, работа с информационным текстом | - Ученые до сих пор спорят о том, сколько частей речи существует в русском языке. Вы знакомы с некоторыми из них. - Какие части речи вам известны? (Существительные, прилагательные, глаголы, союзы, предлоги, частицы.) - Частей речи гораздо больше. Сейчас вы в этом убедитесь, поработав со справочным материалом. Обратите внимание, как части речи распределяются по группам. Обобщите свои наблюдения. Упр. 217, С. 113 (выполняем в тематической тетради)
| Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Фронтальная | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.. | Устные ответы |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Эвристическая беседа, работа со справочным материалом, проверка работ по ключу на слайде мультимедийной презентации. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения. | Схема «Части речи в русском языке» из презентации. Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы. - Пользуясь материалами своей работы в классе, расскажите, что означает каждая часть речи. Для чего она служит? - В наших таблицах представлены не все части речи, а лишь те, изучением которых мы будем заниматься в ближайшее время. | Составляют обобщающую таблицу, отвечают на вопросы
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, рассказывают, что узнали о предмете изучения морфологии; о тома, чем слова самостоятельных частей речи отличаются от служебных, делают выводы, опираясь на справочный материал. | Индивидуальная, групповая
Индивидуальная, групповая
| Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. | Устные ответы, Письменная работа. |
8. Включение в систему знаний и повторение
| Составление связных рассказов об изученных нормах. Знакомство с работами учащихся. | На экране стихотворение. Учитель читает его вслух. (Не) привыкайте (к) ч_десам – Д_витесь, им, д_витесь! (Не) привыкайте (к) небесам, Гл_зами (к) ним т_нитесь Приглядывайтесь (к) обл_кам, Прислуш_вайтесь (к) птицам, Прикладывайтесь (к) родникам – Ничто (не) повт_рит_ся. (За) мигом миг, (за) шагом шаг Вп_дайте (в) изумленье. Все будет так и все не так Через одно мгновенье. В. Шефнер Задание 1: - Какова основная мысль этого стихотворения? - Вставьте пропущенные буквы, над словами надпишите части речи, к которым они относятся. Задание 2: БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ! Наступили холода. Пруд в соседнем парке покрылся льдом. Ребята после уроков выскочили из школы весёлые. Хотелось резвиться, бегать, толкать друг друга. Ведь с утра сидели за партами, считали, писали, решали... тут солнце, простор, снег, на пруду и лёд! Бежит Коля от Лёни. Тот вот-вот догонит. А тропинка спускается незаметно к пруду. Не разглядел Коля кромки льда. Выскочил на зеркало озера. Вдруг раздался треск. Мальчик неожиданно оказался в воде. Ноги не достали дна. Он закричал. Лёня смог вытащить его на берег. Побежали бегом домой. Хорошо, что дом был близко. | Выполняют задание. Отвечают на вопросы. | Фронтальная | Регулятивные: Самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Оценивание работы учащихся на уроке. Письменная работа. |
9. | Выполнение практического задания закрепляющего полученные знания |
| Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. Составляют план изложения. | Индивидуальная | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. | Письменные, устные ответы. |
10. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание деятельности учащихся. Заключительная беседа по вопросам. | - Что нового, интересного узнали сегодня на уроке? - Что понравилось, запомнилось, удивило? - Что полезного для вас было? Что пригодится в будущем? - Над чем заставил задуматься материал урока? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе, понравился ли урок. | Оценивают работу, обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Групповая, индивидуальная | Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают работу; исправляют и объясняют ошибки. | Устные ответы. Листы обратной связи |
11. Домашнее задание | 1. Дописать сочинение по заданному началу. 2. § 29 С. 112, т/т 3. Повторить § 10 С. 42 |