Конспект урока "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики."
план-конспект урока по истории (6 класс)
Представление об условиях усиления католической церкви и причинах появления ереси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_6_klass.mogushchestvo_papskoy_vlasti._katolicheskaya_tserkov_i_eretiki.docx | 34.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель истории
ГБОУ Лицея 126 г. Санкт-Петербурга
Унаджева Марина Эреджеповна
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики
Тема урока: «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»
Цель урока: познакомить с источниками обогащения церкви, определить причины усиления власти церкви, объяснить причины борьбы церкви против еретиков.
Создать условия для формирования представлений о возросшей роли католической церкви в политической и экономической жизни Средневековья, объяснить основные понятия христианского вероучения, дать характеристику средневековым ересям.
Познакомить с понятиями: сословие, индульгенция, интердикт, инквизиция
Предметные: уметь работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы, высказывать собственное мнение, суждения. Уметь делать сложные обобщения, давать характеристику историческому деятелю. Иметь представление о католической церкви как о могущественной организации, определять причины процесса усиления церкви, показывать роль церкви в сдерживании свободолюбия в средневековом обществе, знать обстоятельства образования государства пап римских - Папской области. Выявлять различия католической и православной церквей.
Метапредметные УУД:
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему. Выбирать средства достижения цели из предложенных, а также находить их самостоятельно. Давать определения понятий. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Составлять рассказ на основе информации учебника, отрывка из исторического источника, литературного произведения, схемы.
Коммуникативные: планировать цели и способы взаимодействия. Обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Развивать умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией.
Личностные УУД: сохранять мотивацию к учебной деятельности, проявлять интерес к новому учебному материалу, выражать положительное отношение к процессу познания, адекватно понимать причины успешности/не успешности учебной деятельности.
Используемые технологии (ФГОС):
технология критического мышления – ведущая технология;
технология создания учебных ситуаций с элементами исследовательской деятельности;
коммуникативные технологии;
Образовательные ресурсы: Учебник «История Средних веков», презентация, карточки с текстом для театрализованной визуализации сути некоторых исторических терминов
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы и формы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля индивидуальная, фронтальная
Ход урока
- Организационный момент: приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
- Постановка целей и задач:
- Сегодня мы продолжим говорить с вами о Средневековье. Вспомните, Иисус, Нагорная проповедь, Библия, возлюби ближнего своего, как самого себя. Что объединяет эти понятия? (христианство)
- Посмотрите видеосюжет и скажите, что это за город и как он связан с христианством?
Просмотр видео (1 мин)
- Как же связаны Рим и христианство? (в 4 веке христианство стало гос.религией Римской империи)
В XI - XIII в.в. церковь в Европе достигла большого могущества. Без неё не обходилось ни одного событие.
Церковь не признавала никаких границ, ни государственных, ни языковых.
Она утверждала единство европейских народов, являлась, как не уставали повторять ученые - богословы и приходские священники, совершенным угодным Богу сообществом людей. Мысль о том, что можно благополучно жить и не быть при этом верным сыном христианской церкви, средневековому европейцу просто не могла прийти в голову. Мир, окружавший его, привязанности, повседневные поступки являлись частью установленного Богом порядка. Не верить, не молиться, не ходить в церковь -в глазах людей средневековья было против самой жизни.
Средневековая церковь обладала огромной властью в христианском мире. Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, требованиями церкви.
- О чем мы будем говорить на уроке?
1 слайд. Тема урока «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики».
2 слайд. План урока:
- Сословия средневекового общества.
- Источники богатства церкви.
- Раскол христианской церкви.
- Ереси и еретики средневековья.
- Борьба церкви с еретиками.
- Как вы думаете, ребята, какие цели будет преследовать наш урок?
(учащиеся отвечают, пытаясь самостоятельно вывести цели урока. )
Проблемные вопросы урока: 1.Почему христианская церковь раскололась на католическую и православную? 2. Почему католическая церковь с большой жестокостью преследовала христиан?
III. Изучение нового материала.
- Сословия средневекового общества.
- Cредневековая религия утверждала, что мир созданный Богом разумен и гармоничен. Всё общество поделено Богом на 3 слоя, 3 сословия.
Задание. Прочитайте определение понятия СОСЛОВИЕ. Учебник стр.127
Слайд 3. В Средние века, считали, что каждый человек от рождения принадлежит к одному из сословий.
"Сословия средневековой Европы".
- Как вы думаете какое сословие было самым могущесвенным? (духовенство)
- Главной целью жизни средневековый человек считал спасение души для будущей жизни вечной. Достичь спасения души можно было только путем молитвы, отрешения от всего земного. А мог ли феодал или крестьянин целый день посвящать себя молитве? Почему? (ответы учеников)
Слайд 4. -Поэтому «те, кто воюют» и «те, кто моляться», не имея возможности для постоянной молитвы, определили посредника между Богом и человеком – духовенство. Именно духовенство спасало, по мнению средневекового человека, от божьего гнева и давало надежду на спасение души и вечную жизнь. Чтобы попасть в Царствие небесное, необходимо было придерживаться заповедей Христа. Вспомним их и ответим на вопрос.
Проблемный вопрос. Сравните качества христианина по Библии и по утверждению Церкви. В чем отличия?
Рабочий лист. Задание № 1. (1 вариант) Прочитайте Заповеди. Идеальный христианин по Библии.
Задание 2. (2 вариант) – Какого человека в Средние века считали образцом для подражания. Учебник стр. 128
Ответы учащихся и обобщение учителя.
- Источники богатства церкви.
Слайд 6. Мы сформулировали черты святого человека в Средние века. А соответствовала ли сама Церковь этому образцу?
Задание: прочитайте текст п.2 пар.16 и проанализировав способы обогащения Церкви ответьте на проблемный вопрос.
Ответы учащихся. Проверка на слайде 7.
- Все это приносило огромные доходы Церкви и вызывало негодование народа. Посмотрите сценку «Продажа индульгенций» и скажите, индульгенции - это честный доход или обман?
-Священник: «Посмотрев на святые мощи Петра, вы сократите время своих посмертных мучений! Всего за 2 монеты! Подходите, подходите! Недорого продаю гвозди с креста распятого Иисуса, купите и гарантированно получите спасение, откупитесь от своих грехов, не медлите!»
-Мирянин: Можно мне 8 гвоздей для жены и моих детей?
Происходит купля-продажа
- Священник: «Купите индульгенцию всего за три серебряных флорина, и вы освободите своего дедушку из чистилища, а еще за два флорина можно спасти и бабушку.»
- Мирянин: «Скажите, а как мне можно заплатить за грех, который я хочу совершить завтра?»
- Священник: «Только купив индульгенцию по двойной цене»
Вопрос: Честный или нечестный доход? Можно ли грех, преступление искупить деньгами? Посмотрите, как выглядела индульгенция, подписанная самим Папой Римским. (Иллюстрация вывешивается на доске). Цена зависела от вида греха. Например: Убийство матери, сестры, отца- 1 дукат; убийство жены, чтобы жениться на другой – 2 дуката; убийство священника – 4 дуката, при этом 1 дукат – 400 лит.красного вина или 50 кг. мяса, а боевой конь стоил 30 дукатов.
- Раскол христианской церкви.
До середины XI века христианская церковь считалась единой.
Слайд 8. Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии - патриарх. Со временем между церквами на Западе и Востоке возникли разногласия и стали заметны внутренние и внешние различия. Между Папой Римским и Константинопольским Патриархом возникли разногласия, которые исключали дальнейшее сотрудничество.
Рабочий лист. Задание 3. Работая с п.3 пар 16, заполните сравнительную таблицу.
Вопросы для сравнения | Западная церковь | Восточная церковь |
Глава церкви | ||
Язык богослужения | ||
Отношения к браку | ||
Внешность священников и храма |
Слайд 9. Окончательный раскол христианской церкви на две ветви произошел в 1054 году. Запишем в тетрадь схему.
- Ереси и еретики средневековья.
- Итак, высшее духовенство в Средние века играло главную роль в обществе и требовало от христиан слепого повиновения. Но со временем разница между проповедью и реальной жизнью католических священников стала слишком явной, что заставила задуматься образованных христиан усомниться в праведности духовенства, а значит и в их посредничестве между Богом и людьми. Появились рыцари, феодалы, горожане и даже монахи, которые начали открыто критиковать церковь. Таких людей называли еретиками.
Запишем в тетрадь:
Слайд 14. Еретик – противник господствующего учения церкви.
Учитель: - Еретики утверждали, что церковь испорчена, они отвергали дорогие церковные обряды, осуждали священников и монахов, папу называли наместником дьявола, а не Бога. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих богатств и владений. Их учения признавали еретическими, т.е. вредными и опасными. Еретики не думали хранить в тайне вои идеи. Они выступали открыто, искали понимания людей. И это было самым опасным с точки зрения церкви, так как могло подорвать авторитет церкви, отвернуть от неё верующих. Число еретиков росло.
- Борьба церкви с еретиками.
Учитель: Католическая церковь боролась с еретиками: преследовала их и жестоко с ними расправлялась. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Более подробно о борьбе церкви с еретиками вы познакомитесь самостоятельно.
Работа в группах с учебником и вопросами рабочего листа.
Рабочий лист. Задание 4. (1, 2 ряд) Работая с текстом п.6, 7 пар.16, ответьте на вопросы:
- Назовите способы борьбы католической церкви с еретиками?
- Ваше мнение: справедливо ли отношение католической церкви к еретикам?
Рабочий лист. Задание 5. (3 ряд) Работая с текстом п.8 пар.16, ответьте на вопросы:
- Что такое орден?
- Особенности ордена Франциска.
- Особенности ордена Доминика Гусмана.
Представление ответов учащимися по заданиям рабочего листа. + Слайды презентации 15 -18 (костер инквизиции и главы орденов)
IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ответим на проблемные вопросы, поставленные в начале урока:
1.Почему христианская церковь раскололась на католическую и православную?
2. Почему католическая церковь с большой жестокостью преследовала христиан?
V.Рефлексия.
- Сегодня на уроке я узнал…
- Я понял…
- Меня удивило…
- Я не знал, что…
VI. Домашнее задание. Пар.16. Задания: 1ряд- 1 и 2 задание;
2 ряд – 3 и 4 задание;
3 ряд – 5 и 6 задание.
Приложение.
РАБОЧИЙ ЛИСТ.
- Проблемный вопрос. Сравните качества христианина по Библии и по утверждению Церкви. В чем отличия?
Рабочий лист. Задание № 1. (1 вариант) Прочитайте Заповеди. Идеальный христианин по Библии.
- Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицом моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
- Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил.
- Почитай отца твоего и мать твою.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; ничего, что у ближнего твоего.
Задание № 2. (2 вариант) – Какого человека в Средние века считали образцом для подражания. Учебник стр. 128
Рабочий лист. Задание № 3. Работая с п.3 пар 16, заполните сравнительную таблицу.
Вопросы для сравнения | Западная церковь | Восточная церковь |
Глава церкви | ||
Язык богослужения | ||
Отношения к браку | ||
Внешность священников и храма |
Рабочий лист. Задание №4. (1, 2 ряд) Работая с текстом п.6, 7 пар.16, ответьте на вопросы:
- Назовите способы борьбы католической церкви с еретиками?
- Ваше мнение: справедливо ли отношение католической церкви к еретикам?
Рабочий лист. Задание № 5. (3 ряд) Работая с текстом п.8 пар.16, ответьте на вопросы:
- Что такое орден?
- Особенности ордена Франциска.
- Особенности ордена Доминика Гусмана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 6 классе по ФГОС "МОГУЩЕСТВО ПАПСКОЙ ВЛАСТИ. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕРЕТИКИ"
Урок разработан в соответствии с ФГОС....
"Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"
"Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"...
"Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"
Методическая разработка с презентацией урока "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики". История, 6й класс....
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
Технологическая карта урока с дополнительными материалами и презенацией для 6 класса....
Методическая разработка к уроку истории по теме: "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"
Методическая разработка к уроку истории в 6 классе по теме: "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"...
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики
Урок разработан для учащихся 6 класса по истории Средних веков. Технологическая карта и презентация...
Конспект урока «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»
Конспект урока «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»...