Урок истории в 6 классе по ФГОС "МОГУЩЕСТВО ПАПСКОЙ ВЛАСТИ. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕРЕТИКИ"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
У р о к 16. МОГУЩЕСТВО ПАПСКОЙ ВЛАСТИ. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕРЕТИКИ
Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений о возросшей роли католической церкви в политической и экономической жизни Средневековья, объяснить основные понятия христианского вероучения, дать характеристику средневековым ересям; познакомить с понятиями сословие, индульгенция, фанатизм, интердикт, инквизиция, орден |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знают, какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья, проводят сравнение западной и восточной церквей, раскрывают суть борьбы пап за светскую власть; умеют работать с историческим источником, характеризуют положение и деятельность церкви в средневековой Европе. Метапредметные: Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, структурируют знания, находят необходимую информацию в тексте, выделяют смысловые части. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, адекватно воспринимают оценку учителя, учитывая характер допущенных ошибок, проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, принимают учебные задачи для самостоятельного выполнения. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации, допускают возможность существования у людей различных позиций, стремятся к координации различных точек зрения при совместной деятельности. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
Образовательные ресурсы | Презентация «Католическая церковь и еретики» [Электронный ресурс]. |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карта «Рост городов Европы в Х1-Х1У вв.» |
Основное содержание темы, понятия и термины | Первое сословие. Разделение церквей. Борьба пап за светскую власть. Католическая церковь и еретики. Сословие, индульгенция, фанатизм, интердикт, инквизиция, орден |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации со-взаимо-действия на уроке | Планируемые результаты | Формы контроля | |||||||||||||
предметные | формируемые умения (универсальные учебные действия) | ||||||||||||||||||
I. Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Фронтальная | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности | |||||||||||||||
II. Проверка домашнего задания | Опрос | - В чем состояли трудности и опасности деятельности купца в Средние века? - Используя карту, расскажите, какие города контролировали основные торговые пути в Европе и связи с Востоком. Каковы были- их отношения друг с другом? - Как и зачем устраивались ярмарки? Какие из них были наиболее известны? Чем занимались менялы, ростовщики и банкиры? - Как жили горожане? | Формулируют ответы, приводят примеры | Фронтальная | Знают о роли торговли в жизни средневекового города | Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя, учитывая характер допущенных ошибок | Устный опрос | ||||||||||||
III. Постановка учебных задач | Беседа | - На прошлых уроках мы с вами говорили о торговле, городах, жителях средневековой деревни. Как вы думаете, кто направлял деятельность этих людей? Что играло большую роль в их жизни? | Формулируют учебные задачи | Фронтальная | Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | ||||||||||||||
IV. Изу- чение нового мате- риала | Беседа по во- просам | - Какую роль играла христианская цер- ковь в обществе раннего Средневековья? (Христианская церковь была могущест- венной, разветвленной организацией, ко- торая была очень богатой и обладала огромным духовным влиянием.) - Вспомните, когда и при каких условиях образовался союз между одним из коро- лей и христианской церковью? (Союз ме- жду королем и христианской церковью возник при крещении Хлодвига, После этого король оказывал покровительство христианской церкви, а последняя в свою очередь всеми силами содействовала ук¬реплению власти короля.) - Кто был служителем церкви? (Папа римский, епископы, аббаты, священники, монахи.) - Действительно, все они входили в состав духовенства (см. Приложение 1) | Участвуют в диалоге | Фрон- тальная | Знают, какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средне-вековья | Познавательные: осознанно и произ-вольно строят речевые высказывания. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Устный опрос | ||||||||||||
Рассказ учителя и состав- ление сравни- тельной таблицы | Перед началом объяснения нового мате- риала предлагает заполнить сравнитель- ную таблицу «Западная и восточная цер- ковь» по следующим критериям: 1) на каком языке велось богослужение, 2) отношение к браку, 3) внешний облик служителей церкви. В конце рассказа (см. Приложение 2) слу¬шает выступления двух учеников, один из которых озвучивает колонку таблицы, касающуюся католической церкви, а дру¬гой - православной. Подводя итог, еще раз подчеркивает, что и католическая и православная церковь -это ветви христианской религии | Слушают учи- теля, составля- ют сравни-тельную таблицу | Фрон- тальная | Проводят сравне- ние западной и вос- точной церквей | Познавательные: структурируют знания. Регулятивные: проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруд- нения | Таблица | |||||||||||||
V. Пер- | Работа | Задание: прочитайте текст учебника | Разрабатывают | Индиви- | Раскрывают суть | Познавательные: | Устный | ||||||||||||
вичное | с учебни- | и ответьте на следующие вопросы: | алгоритм поис- | дуальная | борьбы пап за свет- | находят необходи- | опрос | ||||||||||||
осмыс- | ком (п. 4, | - Когда борьба пап за светскую власть | ковых действий, | скую власть | мую информацию | ||||||||||||||
ление | с. 130— | достигла своего апогея? (Борьба пап | самостоятельно | в тексте, выделяют | |||||||||||||||
и закре- | 131) | за светскую власть достигла своего апо- | выполняют | смысловые части. | |||||||||||||||
пление | гея при правлениях Григория VII и Инно- | задание, дают | Регулятивные: | ||||||||||||||||
знаний | кентия III.) - Сколько лет длилась эта борьба? (Борьба пап за светскую власть длилась около 200 лет.) - Каковы ее результаты? (Борьба шла с переменным успехом. Наивысшего могущества власть церкви достигла при Иннокентии III (1198-1216). Он расширил границы Папской области, вмешивался во внешнюю и внутреннюю политику европейских государств и даже смещал императоров. Вассалами папы признали себя правители Англии, Польши.) | аргументированные ответы на вопросы | планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации | ||||||||||||||||
Работа | - Выразите в одном-двух предложениях | Работают с ис- | Работа | Умеют работать | Познавательные: | Ответы на вопросы | |||||||||||||
с истори- | суть этого документа. (Этот документ | торическим ис- | в парах | с историческим | извлекают из текста | ||||||||||||||
ческим | свидетельствует о том, что папа Григо- | точником, дают | источником, харак- | необходимую ин- | |||||||||||||||
докумен- | рий VII стремился подчинить всех свет- | ответы на во- | теризуют положе- | формацию, выпол- | |||||||||||||||
том «Дик- | ских государей папе римскому.) | просы | ние церкви в сред- | няют действия | |||||||||||||||
тат папы», | - Что позволило главе католической церк- | невековой Европе | по алгоритму, ана- | ||||||||||||||||
составленным | ви к XI веку приобрести такое могущество? (Церковь бърчйкрупным землевладель- | лизируют учебный материал. | |||||||||||||||||
папой Григорием VII (с. 131) | цем, обладала большими богатствами (благодаря взиманию десятины, продаже индульгенций и церковных должностей, взиманию платы за обряды) и авторите- | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного | |||||||||||||||||
том у массы верующих.) | выполнения. | ||||||||||||||||||
- Какие из помещенных здесь утверждений были обращены прежде всего к светским правителям Европы того времени? Почему? (Утверждения, касающиеся назначения епископов, о распоряжении знаками императорского достоинства, об отмене любых решений только папой римским, о том, что никто ему не судья, о том, что не считается католиком тот, кто не согласен с римской церковью, о том, что папа римский может освобождать от присяги неугодным владыкам. Таким образом, Григорий VII ставил папу римского выше всех европейских государей, пытаясь подчинить их своей власти.) | Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных позиций,стремятся к координации различных точек зрения при совместной деятельности | ||||||||||||||||||
Презентация «Католическая церковь и еретики» | Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 3) | Слушают учителя, делают записи в тетрадях. Чертят логическую схему «Католическая церковь и еретики, методы борьбы» | Фронтальная | Характеризуют деятельность церкви в средневековой Европе | Познавательные: структурируют знания, используя зна-ково-символические средства. Личностные: проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Записи в тетради •А | |||||||||||||
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа | Закончите предложения: • На уроке я работал... • Своей работой на уроке я ... • Урок для меня показался... • За урок я... • Мое настроение... • Материал урока мне был... Возможные варианты ответов: активно / пассивно доволен / не доволен коротким /длинным не устал /устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние | Фронтальная | Рвгулятивн ые: осознают качество и уровень усвоения материала. Личностные: следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Оценивание работы учащихся на уроке | |||||||||||||
Домашнее задание | Учебник, § 16; записи в тетрадях | Записывают домашнее задание | Индивидуаль-ная | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |
Приложение 1 Средневековое общество делилось на 3 сословия:
1) «те, кто молится» (монахи и священники),
2) «те, кто воюет» (светские феодалы),
3) «те, кто трудится» (крестьяне, горожане).
Сословие - большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству. Духовенство претендовало на роль главного сословия, ведь церковь считалась посредником между Богом и людьми.
Церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Более 1/3 всех возделываемых земель в Европе и более тысячи зависимых крестьян принадлежали ей.
Она взимала десятину со всего населения Западной Европы - это особый налог на содержание духовенства и храмов. о? Церковь обладала правом индульгенции, то есть милости, - продавала специальные грамоты, отпускающие грехи.
Приложение 2
ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ЦЕРКВИ
До середины XI в. христианская церковь считалась единой. Однако Западная Европа подчинялась папе римскому, а Византия (и ряд стран, принявших от нее христианство) - константинопольскому патриарху.
Западная и восточная церковь боролись друг с другом за сферы влияния, и после очередного конфликта в 1054 г. папа и патриарх предали друг друга проклятию. Таким образом произошло разделение церкви на западную (католическую, то есть «всемирную»), во главе с папой римским, и восточную (православную, то есть «правильно славящую Бога») - во главе с византийским патриархом.
Между церквями существуют различия в обрядах и учении, хотя обе церкви - это ветви одной христианской религии. Так, в Западной Европе богослужение велось на латинском языке, а в Восточной - на греческом (хотя допускалось ведение службы и на местных языках).
На Западе запрещалось вступать в брак всему духовенству, а на Востоке - только монахам и епископам. Восточные священники, в отличие от западных, не брили бороды, не выстригали волосы на темени.
Западная церковь | Восточная церковь |
Богослужение велось на латинском языке | Богослужение велось на греческом языке |
Запрещалось вступать в брак всему духовенству | Запрещалось вступать в брак только монахам |
Брили бороды и выстригали волосы на темени | Не брили бороды, не выстригали волосы на темени |
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕРЕТИКИ
Еретик - это противник господствующего вероучения церкви. На Средневековье приходится расцвет ересей. В целом взгляды еретиков сводились к критике существующей католической церкви. Они требовали ограничения богатств церкви, упрощения обрядов, выступали против продажи индульгенций, разоблачали жадность и стяжательство духовенства и в конечном итоге были направлены на установление социального и имущественного равенства, предсказывая «Царство Божие на земле».
Широкое распространение ересей подрывало авторитет католической церкви. И служители церкви повсеместно преследовали и жестоко расправлялись с еретиками. Для борьбы использовались:
1) отлучение от церкви {анафема), когда человек, подвергшийся подобному наказанию, ставился фактически вне закона и истинно верующие не имели права давать ему приют и оказывать любую помощь;
2) интердикт - это запрет исполнять обряды и проводить богослужения на определенной территории (город либо целая страна);
3) крестовые походы против еретиков. Наиболее широко известен, к примеру, поход против альбигойцев во Франции, когда практически все население провинции было перебито, так как позиция церкви была однозначна: «Убить всех, а Бог разберется, кто еретик, а кто праведник»;
4) инквизиция - специальный церковный суд. Доносы, тюрьмы, чудовищные пытки, изощренные издевательства, костры - вот те методы проведения расследований, которые использовала инквизиция.
В XIII в. появляется множество, нищенствующих монахов-проповедников. Некоторые из них стали основателями духовных орденов. Орден - организация монахов или рыцарей со своими целями и правилами поведения. К примеру, Франциск Ассизский стал основателем ордена францисканцев.
Доминик Гусман основал орден доминиканцев, что в переводе с латинского означает «псы господни». Своей главной целью этот орден считал борьбу с еретиками; именно доминиканцы в основном были инквизиторами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к уроку истории по теме: "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"
Методическая разработка к уроку истории в 6 классе по теме: "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"...
Презентация к уроку "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"
Презентация предназначения к уроку в 6 класс история Средних веков. Тема: Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики...
Урок истории. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.(6 класс)
Урок наглядно поможет создать условия для формирования представлений о возросшей роли католической церкви в жизни Средневековья, объяснить причины раскола христианской церкви и особенности...
Конспект урока «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»
Конспект урока «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»...
Презентация по истории Средних Веков "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики" (6 класс)
Презентация по истории Средних Веков "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретки" (6 класс)...
УМК Агибалова. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Материал к уроку "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики".
Материал к уроку "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики", история Средних веков, 6 класс....
Технологическая карта урока истории в 6 классе на тему "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"
Урок "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"...