Методическая разработка к уроку истории по теме: "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Методическая разработка к уроку истории в 6 классе по теме: "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt2.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №2 : «Могущество папской власти . Католическая церковь и еретики».
Тип урока: комбинированный
Класс: 6 В
Учитель: Хинец Анастасия Анатольевна
Урок начинается с теста по предыдущим темам на 15 минут
Модуль изучения нового материала:
- Тема?
Известно — каждый поп и инок
Дом Божий превращает в рынок. (Ганс Сакс)
Инок-в значении монах; инок и монах-духовенство
В конце урока вам предстоит ответить на вопрос: «Действительно ли Католическая церковь в Средние века превратила веру в способ обогащения?»
Кто знает, что за храм изображен на слайде? Где он находится?( Базилика святой Екатерины Александрийской — католический храм в Санкт-Петербурге, один из старейших католических храмов России.)
- Блиц-опрос:
Кого называют христианами? (Людей, -исповедующих христианскую религию.)
Где появилась новая религия? (В Палестине.)
Когда возникло христианство? (Две тысячи лет тому назад.)
Как называется священная книга христиан? (Библия.)
На какие два государства разделилась Римская империя в 395 г. н.э.? (На Западную Римскую империю и Восточную римскую империю.)
- План урока:
Сословия средневекового общества.
Источники богатства церкви.
Раскол христианской церкви.
Ереси и еретики.
Борьба церкви с еретиками.
Первое сословие:
Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя людей, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них.
Сословия – это большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.
Какие же сословия называли мыслители? Я предлагаю вам прочитать средневековую притчу, а затем вместе попытаемся назвать эти сословия.
«Предназначение овец – давать молоко и шерсть, быков – пахать землю, псов – защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных, исполняет свой долг. Так же и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним молиться за других, чтобы они, исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молиться и кто пашет землю».
1. Как бы вы назвали сословие, которое молится за других, внушает любовь к богу?-духовенство
2. Какое сословие средневекового общества собственным трудом обеспечивает жизнь и себе и другим?-крестьяне и горожане
3. Кто защищал духовенство и крестьянство от врагов?-рыцари
4. Соотнесите сословия средневекового общества с теми животными, с которыми их сравнивает автор притчи.
Давайте заполним схему:
Сословия: «те, кто молится» (монахи и священники-духовенство), «те, кто воюет» (светские феодалы-рыцари), «те, кто трудится» (крестьяне, горожане)
2. Богатство церкви.
Церковь презирала богатство, но при этом была крупнейшим землевладельцем, обладала огромными богатствами. Епископы и монастыри имели сотни зависимых крестьян.
Обратимся к источнику:
Постановление Лондонского церковного собора от 1175 г.
Все десятины с земли, как от злаков, так и от плодов, принадлежат господу и ему посвящаются. Но поскольку находятся довольно многие, кто не желает платить десятин, постановляем, чтобы их увещевали, согласно предписаниям папы, однажды, дважды и трижды уплачивать десятины с зерна, с вина, с плодов древесных, от приплода животных, от ягнят, от сыра, от льна и прочего, что производится ежегодно. Если же они не исправятся после увещания, пусть знают, что подвергнутся анафеме.
Каким способом обогащалась церковь? Что означает-десятина? (десятина-особый налог на содержание духовенства, 1 десятая от урожая)
Схема: десятина, плата за прикосновение к реликвии, индульгенции, ростовщичество, не платила налоги в казну, плата за церковные обряды.
- Разделение церквей.
До середины 11 века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии – константинопальский патриарх. Со временем между церквами на Западе и Востоке возникли разногласия и заметные различия.
- Давайте сейчас и выясним, какие же это существенные разногласия возникли между церквами?(на дом)
Сравнительная таблица « Различия между Западной и Восточной церквами»
Вопросы для сравнения | Западная церковь | Восточная церковь |
Основа вероучения | ||
Глава церкви | Папа Римский | Константинопольский патриарх |
Язык богослужения | Латинский | Греческий, местные языки |
Отношение к браку | Запрещено вступать в брак всем духовным лицам | Запрещено вступать в брак, только монахам |
Внешние отличия священников | Брили бороды, выстригали волосы на темени | Носили бороды, волос не выстрегали |
Вывод: (Могли ли эти различия привести к расколу церкви? Почему вы так думаете?)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Разногласия и различия привели к тому, что в 1054 году во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию – произошел окончательный раскол христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической («всемирной»), а восточная – православной («правильно славящей Бога»).
Схема в тетрадь: церковь: зап (католическая) и вост (православная)
Работа с лентой времени:
- Эпоха Средних веков?
- Деление на 3 периода.
- Рост городов.
- Разделение церкви.
- Путь в Каноссу.
Вопросы:
- Между кем происходит противостояние?
- В чем суть данного конфликта?
- Почему император отправляется к папе просить прощения?
- Предположите, с какой целью император, вновь едет с визитом к папе?
Сгущаются тучи над папским престолом,
И, кажется, будто нет выхода в споре,
Но вот, появляется Божий посланник,
Григорий Седьмой- настоящий фанатик.
Хотел он себе подчинить королей,
Хотел править миром, и даже посмел
В ответ на письмо императора Рима,
Отречь от престола этого сына.
А что же в письме написал ему Генрих?
А там были строки о папском правленье,
О том, что Григорий лишается власти
И может проваливать он восвояси.
Но против власти подняли бунт,
И император не может уснуть,
Со свитой в Италию движется Генрих,
В надежде у папы найти там прощенье.
В замке Каносса ждет папа смиренья,
Готов он пойти на любое прощенье,
Три дня бедный Генрих стоял под дверями,
Но вот миг настал и восстал император.
И вот, бунт подавлен, и Генрих счастливый
С толпой возвращается в сторону Рима…
- Против чего выступали еретики?
- Бог неба, грома и молний у древних римлян? (Зевс-2 буква)
- Покровитель странников, ремесел, торговли, воров? (Гермес)
- Поколение греческих богов, предки олимпийцев? (Титаны)
- Одна из девяти муз, муза истории? (Клио)
ЕРЕТИК-тот, кто отступает от господствующих или общепринятых взглядов, правил, положений. Люди, которые открыто, критиковали церковь (в тетрадь)
А кого же называли еретиками?
Против чего выступали еретики? Против догматов-это непреложные истины.
- учение о Троице (Бог отец, Бог сын, святой дух)
- о непорочном зачатии Христа
- о роли церкви, как единственного посредника между Богом и людьми
Для борьбы с еретиками был создан церковный суд- ИНКВИЗИЦИЯ.(в тетрадь)
Как вы думаете, сильно ли была церковь обеспокоена распространением подобных учений еретиков? Почему?
Католическая церковь боролась с еретиками, жестоко расправляясь с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви и придание еретика инквизиции.
Рассмотрим орудия пыток: сажали на кол, замуровывали заживо, подвешивали…те кто признавались в ереси, могли умертвить без «пролития крови»-сжечь на костре….
Ответим на вопрос, который стоял вначале урока.
Как вы считаете? Приведите аргументы…
Закрепление пройденного материала:
Решить кроссворд:
- Противник господствующего вероучения церкви
- Глава католической церкви
- Большие группы людей с одинаковыми правами
- Церковный суд для борьбы с еретиками
- Сословие, которое средневековые мыслители сравнивали с овцами
- Грамота о прощении грехов.
В результате слова раскол!
Составить синквей со словом Церковь
1. Церковь
2. Мощная, единая
3. Объединяет, защищает, судит
4. Церковь – посредник между людьми и Богом
5. Надежда
Домашнее задание:
Параграф 16;
Вопросы после параграфа:1 и 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 6 классе по ФГОС "МОГУЩЕСТВО ПАПСКОЙ ВЛАСТИ. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕРЕТИКИ"
Урок разработан в соответствии с ФГОС....
Презентация к уроку "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"
Презентация предназначения к уроку в 6 класс история Средних веков. Тема: Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики...
Урок истории. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.(6 класс)
Урок наглядно поможет создать условия для формирования представлений о возросшей роли католической церкви в жизни Средневековья, объяснить причины раскола христианской церкви и особенности...
Презентация по истории Средних Веков "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики" (6 класс)
Презентация по истории Средних Веков "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретки" (6 класс)...
Технологическая карта урока по теме "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"
Познакомить с источниками обогащения церкви, определить причины усиления власти церкви, объяснить причины борьбы церкви против еретиков. Создать условия для формирования представлений о возросшей роли...
УМК Агибалова. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Материал к уроку "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики".
Материал к уроку "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики", история Средних веков, 6 класс....
Технологическая карта урока истории в 6 классе на тему "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"
Урок "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"...