"Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Корнилов Сергей Вячеславович

Методическая разработка с презентацией урока "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики". История, 6й класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта с дидактической структурой урока

1. Ф.И.О. учителя: _________________Корнилов Сергей Вячеславович__________________________________________________________

2. Класс: ____6___________ Дата: _26.10.16______Предмет ___история_№ урока по расписанию: _______6___________________________

3. Тема урока: _______Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики_____________________________________________

4. Место и роль урока в изучаемой теме: ___урок изучения нового материала_____________________________________________________

5. Цель урока: __создать условия для формирования универсальных учебных действий через знакомство с историей католической церкви в Средние века__________________________________________________________________________________________________________

Дидактическая структура урока (время)

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Вводно-мотивационный момент (10 мин)

Работают с понятием сословие, вспоминают (с использованием иллюстрации) какие бывают сословия, заполняют иерархическую пирамиду сословий, определяют: какие слои общества к какому сословию относятся.

Определяют тему урока.

Организует работу с понятием сословие.

Подводит к определению темы урока.

Обозначает цели и задачи урока.

Посмотрите на определение понятия. О каком понятии идёт речь? Посмотрите на иллюстрацию и вспомните, какие сословия выделяли в Средние века? Заполните иерархическую пирамиду. Выполните задание №1 стр. 50-51 из рабочей тетради. О каких сословиях мы уже говорили? Какое сословие мы начнём изучать сегодня?

 Знакомство с понятием сословие

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Изучение нового материала (20 мин)

Слушают рассказ учителя о церкви в Средние века, отвечают на вопросы, делают краткую запись.

Рассказывает о церкви в Средние века, задаёт вопросы.

Почему церковный налог получил название десятина?

Знакомство с историей средневековой церкви, понятием десятина.

 Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Слушают текст индульгенции. Формулируют определение индульгенции, записывают.

Зачитывает текст индульгенции, организует работу по формулировке определения.

Послушайте текст индульгенции и скажите что это такое?

Знание понятия индульгенция

Личностные:

Умение слышать и слушать.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Знакомятся с догматами христианской веры.

Знакомит с догматами христианской веры.

Ответить на вопрос: Что такое святая Троица?

Знание догматов христианской веры.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Работа со схемой, картой.

Организация работы по заполнению схемы.

Заполните схему, сравните свой ответ с ответом на доске; почему наши ответы не совпали? Посмотрите на карту: какую церковь называют западной, а какую восточной? Дополните свою схему

Название ветвей христианства, знакомство с понятием схизма.

Коммуникативные: умение работать в парах и группах, планирование  учебного сотрудничества.

Познавательные: общеучебные, логические.

Познавательные (логические): анализ источников, систематизация полученных знаний.

Работа в парах: работа с текстом и заполнение таблицы.

Организация работы в парах с текстом по заполнению таблицы.

Прочитайте текст, сравните католическую и православную церковь, заполните таблицу.

Знакомство с особенностями православия и католицизма.

Познавательные (Общеучебные): поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные (логические): анализ источников, систематизация полученных знаний.

Коммуникативные:

умение работать в парах

Работа с видеофрагментом (при наличии свободного времени)

Организует просмотр видеофрагмента.

Почему произошла Схизма?

Знакомство с причинами Схизмы.

Познавательные (логические): анализ источников, систематизация полученных знаний.

Закрепление нового материала (7 мин)

Заполнение пропусков в тексте, взаимопроверка.

Организация работы с текстом с пропущенными словами, взаимопроверки.

Вставьте пропущенные слова в текст, поменяйтесь работой с соседом, проверьте работу.

Закрепят, полученные на уроке знания

Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция

Домашнее задание (2 мин)

Записывают домашнее задание

Задаёт домашнее задание

Запишите домашнее задание

Закрепят полученные на уроке знания , совершенствуют умение реферативной работы

Познавательные: общеучебные.

Рефлексия (5 мин.)

Самооценка

Организация рефлексии

Закончите 1-2 предложения

 

 Личностные

План-конспект урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вводно-мотивационный этап.

Слайд 1. Определение какого-то понятия. Какого? (сословия)

Слайд 2. Внимательно посмотрите на иллюстрацию и вспомните, какие бывают сословия?(священники – те, кто молится, рыцари – те, кто воюет и крестьяне – те, кто трудится).

 

Слайды 3-4. Заполните пирамиду. Кто относится к сословию молящихся, кто к воюющим, и кто к трудящимся (задание №1 стр. 50-51 в рабочей тетради).

  1. Изучение нового материала.

О каких сословиях мы уже говорили? А какое мы будем сегодня изучать? Определение темы, целей и задач урока (слайд 5).

Какой же была католическая церковь? Во первых она была крупнейшим землевладельцем. Около трети земли принадлежала церквям и монастырям. Во вторых люди платили налог в пользу церкви – десятину. Как вы думаете, почему она так называлась? (десятая часть урожая). В третьих все церковные обряды (например: крещение или венчание) были платными и отнюдь не дешёвыми. И наконец, церковь обладала правом индульгенции. (слайд 6).

А что же такое индульгенция? Внимательно послушайте текст индульгенции и попробуйте сказать, что такое индульгенция?

«Да сжалится над тобой господь наш Иисус Христос по своему святейшему и благочестивейшему милосердию, да освободит тебя, и властью его и блаженных Петра и Павла, апостолов его, и апостольской властью, мне данной и на тебя распространённой, отрешаю тебя от всех грехов твоих уничтоженных, исповеданных и забытых, так же от всех падений, преступлений, проступков и сколько-нибудь тяжёлых провинностей… а также от каких бы то ни было отлучений… и других церковных приговоров, осуждений и наказаний, наложенных судебной и людской властью, если ты им подвергся, даём тебе полнейшее прощение и отпущение всех твоих грехов, насколько простираются в этой области полномочия святой матери церкви. Во имя отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Слайд 7. Итак, индульгенция – это грамота об отпущении грехов, выдаваемая за плату церковью от имени папы римского.

Слайд 8. Христианская вера имеет свои догматы. Важнейшие из них это: Учение о Троице, О воплощении Христа от Духа Святого и Девы Марии, Церковь – посредник между Богом и людьми. Кого имеют в виду, когда говорят о Святой Троице?

Слайд 9. В 1054 году средневековая церковь раскололось. В истории это событие называется – Схизма. Вы наверняка знаете, на какие части раскололось христианство, по этому, предлагаю вам самостоятельно заполнить следующую схему. Давайте проверим.

Слайд 10. А у меня схема заполнена по-другому. Кто же из нас прав?

Слайд 11. Давайте посмотрим на карту. Какая церковь называется восточной, а какая западной?

Слайд 12. Дополните свои схемы в тетрадях.

А теперь давайте сравним католичество и православие. Для этого вам понадобятся тексты, которые лежат у вас на партах. Вы будете их внимательно читать и одновременно заполнять таблицу. Но делать это вы будете в парах. Давайте подумаем, как надо работать в парах. Итак, начали и помните, что записи в таблице делаются кратко, без лишних слов.

Проверяем таблицы.

Если позволяет время, смотрим видеофрагмент и отвечаем на вопрос, почему произошла Схизма.

  1. Закрепление нового материала.

А теперь посмотрим, насколько внимательны вы были сегодня. Перед вами текст с пропущенными словами и числами. Заполните пропуски. Теперь поменяйтесь листами с соседом  и давайте проверим. (слайд 13.)

Все, кто выполнил задание без ошибок, могут поставить себе 5 за урок.

  1. Домашнее задание (слайд 14).

  1. Рефлексия.

Закончите 1-2 предложения (слайд 15).

  1. Подведение итогов урока.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сословия Большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Слайд 2

Сословия

Слайд 3

Сословия Те, кто молится Те, кто трудится Те, кто воюет Заполните пирамиду

Слайд 4

Сословия РТ: задание №1 стр. 50-51

Слайд 5

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики .

Слайд 6

Церковь Крупнейший землевладелец Десятина (налог в пользу церкви) Платные обряды Право индульгенции («милость»)

Слайд 7

Индульгенция грамота об отпущении грехов, выдаваемая за особую плату церковью от имени папы римского.

Слайд 8

Догматы христианской веры Учение о Троице О воплощении Христа от Духа Святого и Девы Марии Церковь – посредник между Богом и людьми

Слайд 9

1054 год – Схизма (церковный раскол) Заполни схему

Слайд 10

1054 год – Схизма (церковный раскол)

Слайд 11

1054 год – Схизма (церковный раскол)

Слайд 12

1054 год – Схизма (церковный раскол)

Слайд 13

Вставьте пропущенные слова В Средние века твёрдо верили, что земная история имеет своё начало и свой конец. Начало – сотворение мира и первого человека, а конец наступит вместе со вторым пришествием Христа на землю. Придёт время страшного суда, когда воскреснут мёртвые и каждый получит по своим заслугам. Церковь учила, что ни один христианин не мог спастись самостоятельно, без соблюдения христианских таинств – особых обрядов, выполняемых священником. Служители церкви оказались, таким образом, необходимыми посредниками между человеком и Богом. Считалось, что церковь получила от Христа право, отпускать грехи верующим с помощью особых грамот – индульгенций. Могущество церкви основывалось не только на её воздействии на души верующих. В её руках сосредоточились огромные богатства - около 1/3 всех обрабатываемых земель. Кроме того всё трудящееся население платило церковный налог - десятину . В XI веке обострились отношения Рима с восточной ветвью христианства. Папа римский и патриарх Константинополя соперничали за высшую власть в церкви. Раскол 1054 года положил начало раздельному существованию двух церквей: римско-католической и православной.

Слайд 14

Домашнее задание § 16 стр. 127-130 – читать РТ: задание №3 стр. 21 (1-3) * Сообщение о христианских таинствах (укажите не менее трёх источников)

Слайд 15

Закончите 1-2 предложения сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось…



Предварительный просмотр:

Католицизм

Православие

Дева Мария

Брак

Загробный мир

Причастие

Таинство крещения

Принцип крещения

Глава



Предварительный просмотр:

Православная и католическая церковь, как мы знаем, - две ветви одного дерева. И те и другие почитают Иисуса, носят кресты на шее и крестятся. Чем же они отличаются? Разделение церкви произошло еще в 1054 году. Собственно разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до этого, однако именно в 1054 папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 года в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.

Хотя в 1965 году взаимные анафемы были сняты и католики и православные уже не смотрят косо друг на друга, провозглашая идею общих корней и принципов, реально разногласия остаются до сих пор.

Итак, чем отличаются католики от православных. Оказывается, дело совсем не в том, что одни крестятся справа налево, а другие наоборот (впрочем в этом тоже). Суть противоречий гораздо глубже.

Католики почитают Деву Марию именно как Деву, а православные видят в ней прежде всего Матерь Божью. Кроме того, католики постулируют тот факт, что Дева Мария была так же непорочно зачата, как и Христос. Она, с точки зрения католиков, была еще при жизни вознесена живой на небо, а у православных же существует даже апокрифический рассказ про Успение Богородицы.

У католиков все священники должны соблюдать целибат - им запрещено жениться. У православных же духовенство делятся на черное и бело. То есть поэтому дьяконы и священники могут и даже должны жениться, тогда как черному духовенству (монахам) жениться запрещено. Считается, что высших чинов и званий в православии, при этом могут добиться только монашествующие. Порою, для повышения по службе до епископа, местному батюшке приходится расставаться с женами. Самый лучший путь при этом - отослать супругу в монастырь.

Католики признают наличие (кроме ада и рая) чистилища – где душа, признанная не слишком грешной, но и не праведной, как следует выжаривается и отбеливается, прежде чем ей удастся проникнуть за райские врата. Православные же в чистилище не верят. Впрочем, представления о рае и аде у них вообще смутные – считается, что знания о них закрыты для человека в земной жизни. Католики же давно высчитали толщину всех девяти райских хрустальных сводов, составили список растущих в раю растений и даже измерили в мерках меда сладость, которую испытывает язык души, впервые вдохнувшей ароматы рая.

В причастии католики едят пресный хлеб, а православные – хлеб из заквашенного теста.

Во время крещения католики лишь поливают детей и взрослых водой, а в православии положено окунаться в купель с головой. Поэтому крупных младенцев, которые не влезают в детскую купель полностью, в результате чего священник вынужден поливать выступающие части их тела пригоршней, в православии называют «обливанцами». Считается, хотя и неофициально, что над обливанцами бесы имеют больше власти, чем над крещенными нормально.

Католики крестятся слева направо и всеми пятью пальцами, соединенными в щепоть. Православные же крестятся тремя перстами справа налево.

Ну и католики почитают папу римского непогрешимым наместником Бога на земле. В православной церкви аналогичную должность занимает Патриарх.



Предварительный просмотр:

В Средние века твёрдо верили, что земная история имеет своё начало и свой конец. Начало – сотворение мира и первого человека, а конец наступит вместе со вторым пришествием Христа на землю. Придёт время страшного суда, когда воскреснут мёртвые и каждый получит по своим заслугам. Церковь учила, что ни один христианин не мог спастись самостоятельно, без соблюдения христианских таинств – особых обрядов, выполняемых священником. Служители церкви оказались, таким образом, необходимыми посредниками между человеком и Богом. Считалось, что церковь получила от Христа право, отпускать грехи верующим с помощью особых грамот - _________________. Могущество церкви основывалось не только на её воздействии на души верующих. В её руках сосредоточились огромные богатства  - около _______ всех обрабатываемых земель. Кроме того всё трудящееся население платило церковный налог - _____________. В XI веке обострились отношения Рима с восточной ветвью христианства. Папа римский и _______________ Константинополя соперничали за высшую власть в церкви. Раскол __________ года положил начало раздельному существованию двух церквей: римско-католической и ________________________.

В Средние века твёрдо верили, что земная история имеет своё начало и свой конец. Начало – сотворение мира и первого человека, а конец наступит вместе со вторым пришествием Христа на землю. Придёт время страшного суда, когда воскреснут мёртвые и каждый получит по своим заслугам. Церковь учила, что ни один христианин не мог спастись самостоятельно, без соблюдения христианских таинств – особых обрядов, выполняемых священником. Служители церкви оказались, таким образом, необходимыми посредниками между человеком и Богом. Считалось, что церковь получила от Христа право, отпускать грехи верующим с помощью особых грамот - _________________. Могущество церкви основывалось не только на её воздействии на души верующих. В её руках сосредоточились огромные богатства  - около _______ всех обрабатываемых земель. Кроме того всё трудящееся население платило церковный налог - _____________. В XI веке обострились отношения Рима с восточной ветвью христианства. Папа римский и _______________ Константинополя соперничали за высшую власть в церкви. Раскол __________ года положил начало раздельному существованию двух церквей: римско-католической и ________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"

"Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"...

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

Технологическая карта урока с дополнительными материалами и презенацией для 6 класса....

Методическая разработка к уроку истории по теме: "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"

Методическая разработка к уроку истории в 6 классе по теме: "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"...

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

Урок разработан для учащихся 6 класса по истории Средних веков. Технологическая карта и презентация...

Презентация к уроку "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"

Презентация предназначения к уроку в 6 класс история Средних веков. Тема: Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики...

Урок истории. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.(6 класс)

Урок наглядно поможет создать условия для формирования представлений о возросшей роли католической церкви в  жизни Средневековья, объяснить причины раскола  христианской церкви и особенности...