Работа по теме урока – 23 минуты | 1. Первое сословие - Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя людей, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит одному из них. - Какие сословия выделяли мыслители?
Проблемные вопрос: взгляните на схему и определите, какое из сословий Средневековья претендовало на ведущую роль? Почему?
- Почему духовенство пользовалось таким почетом и уважением? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать, что люди Средневековья были очень религиозны. Главной целью своей земной жизни они считали спасение души для будущей жизни вечной. Без веры в Бога, без надежды на Его милосердие все остальные занятия не имели смысла. Достичь же спасения можно было только путем молитвы, отрешения от всего земного, посвящая себя только Богу. - Любой ли средневековый человек мог позволить себе посвящать целый день молитвам? Почему? -Вы выяснили, что далеко не каждый представитель средневекового общества был на это способен. Не каждый имел время на молитву среди повседневных трудовых и ратных забот. Поэтому и сложилось такое сословие – духовенство, члены которого были посредниками между Богом и остальными людьми. Они молились и за «тех, кто сражался», и за «тех, кто работал», спасая их от Божьего гнева и давая им надежду на Царствие Небесное. Христианская мораль требовала исполнения нравственных правил, перечисленных в Библии. - Вспомните заповеди Христа. - В христианском учении существуют понятия греха и покаяния. Церковь учила никогда не терять надежду.
- Какого человека в Средние века считали образцом для подражания? Для ответа на этот вопрос используйте текст учебника стр. 128, составьте схему «Образец святого человека»
2. Богатство церкви - Мы сформулировали признаки святого человека в Средние века. Насколько сама церковь соответствовала этому образцу? Задание: прочитайте текст на стр. 128-129 и, исследовав и проанализировав способы обогащения церкви, ответьте на вопрос.
3. Разделение церквей - До середины XI в. христианская церковь считалась единой. Были постепенно выработаны и утверждены главные догматы, т.е. непреложные истины христианской веры: - Учение о Троице (Бог един, но существует в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух);
- Воплощение Христа от Духа Святого и Девы Марии;
- Церковь – посредник между людьми
и Богом. Со временем между церквями на Западе и Востоке возникли разногласия и заметные различия. В Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии – константинопольский патриарх. - Как складывались их взаимоотношения?
- Какие существенные разногласия возникли между церквями?
Задание: работая с текстом пункта 3 п.16, заполните сравнительную таблицу «различия между Западной и Восточной церквами»
- Названные вами разногласия и различия привели к тому, что в 1054 г. во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию – произошел окончательный раскол христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической («всемирной»), а восточная православной («правильно славящей Бога»). После раскола обе церкви стали самостоятельными.
- К какой ветви христианства относимся мы?
4. Борьба пап за светскую власть - С середины IX в. власть папы крайне ослабела, её упадок продолжался около двух столетий. Это способствовал распад Франкской империи, правители которых поддерживали папу. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на верующих, упал её авторитет.
Задание: работа с мультимедийной презентацией и историческим документом, определите причины могущества папской власти.
Слайд 3. В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (1073-1085). Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII желал полной подчиненности всех светских государей папе римскому. Слайд 4. Между Григорием VII и германским королем Генрихом IV, ставшим императором Священной Римской империи, разгорелась ожесточенная борьба за право назначать епископов. Задание: изучите документ «Диктат папы», составленный Григорием VII на с. 131 учебники, и ответьте на вопросы. - В чем суть этого документа? - Что позволило главе католической церкви к XI в. приобрести такое могущество? - Какие из утверждений были обращены к светским правителям Европы того времени? Почему?
Слайд 5. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лишается власти. Своё письмо папе он закончил словами: «Мы Генрих, король Божьей милостью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Григорий VII освободил подданных Генриха от присяги на верность королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV. Слайд 6. Король был вынужден искать мира с папой. В 1077 г. с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Папа укрылся в замке Каносса на севере страны. В течении трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника – в рубахе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вымолил у него прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против папы и двинулся с войском в Италию. На улицах Вечного города происходили ожесточенные схватки римлян с войсками германского короля. На помощь папе осажденному в замке Святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграбили город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер. Слайд 7. Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалось более 200 лет. В нее были втянуты феодалы и города Германии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону. Слайд 8. В Западной Европе, раздробленной на множество феодальных владений, католическая церковь была единственной сплоченной организацией. Это позволило папам вести борьбу за господство над светскими правителями. Главной опорой пап были епископы и монастыри. Слайд 9. Наивысшего могущества власть церкви достигла при Иннокентии III (1198-1216), избранном папой в 37 лет. Он был наделен твердой волей, большим умом и способностями. Иннокентий III утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник самого Бога на Земле, призванный «господствовать над всеми народами и царствами». На торжественных приемах все должны были преклонять перед папой колени и целовать его туфлю. Такие знаки почета не оказывали ни одному королю Европы. Слайд 10. Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова. Слайд 11. Задание. Определите причины могущества папской власти в XI-XIII вв. Закончите фразы. 1. Церковь владела огромными … 2. В раздробленной Европе церковь была …
5. Еретики и борьба с ними католической церкви
- Прочитайте название пункта параграфа и выделите две его смысловые части. - Мы разделимся на две творческие группы, которые будут выполнять индивидуальные задания. Задание для 1 группы: работая с текстом учебника п.5. п.16, ответьте на вопросы. - Кто такие еретики? - Против чего выступали еретики? Задание для 2 группы: работая с текстом учебника п.6. п.16, ответьте на вопросы и выполните задание. - Назовите способы борьбы католической церкви с еретиками. - Сформулируйте собственное отношение к способам борьбы с еретиками в Средневековье.
| Работа с 1 пунктом учебника параграфа 16. Определение понятия «сословие»
Сословие - это большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.
Выполнение задания и составление схемы
Ответы учеников: Те, то молится. Потому что в средние века обладали могуществом, имели богатства и земли. Влияли на людей.
Ответы учеников: Наверное, нет, потому что кому-то нужно работать и постоянно молиться нет возможности.
Ответы учеников: 1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Ответ учеников, составление схемы:
Ученики работают с учебником и выписывают в тетрадь: Источники обогащения церкви: - Индульгенция;
- Дарение церкви;
- Десятина церкви;
- Плата за обряды;
- Завещание церкви.
Вывод: всё это приносило огромные доходы церкви и вызывало негодование народа.
Слушают учителя.
Ответ учеников: между папой римским и патриархом началась острая борьба.
Ученики выполняют задание: Вопросы для сравнения | Западная церковь | Восточная церковь | Господство над христианской церковью | папа римский | патриарх | Язык богослужения | латинский | греческий и местные языки | Отношение к браку | запрещено вступать в брак | запрещено только епископам и священникам | Внешние отличия священников | брили бороды и выстригали темя | не брили бороды и не выстригали темя |
Ученики фиксируют в тетради информацию в виде схемы:
Ответы учеников: православной.
Слушают учителя
Смотрят презентацию, слушают учителя
Выполняют задание. - Церковь ограничивает власть короля, церковь самый главный орган власти в государстве. - Богатства, земли, влияние на разум людей. - «Он (папа римский) может низлагать императоров». Церковь сама выбирает главу государства. А ее никто не может осудить.
Слушают учителя, смотрят презентацию.
Ученики выполняют задание: 1. Церковь владела огромными богатствами, земельными владениями. 2. В раздробленной Европе церковь была единственной сплоченной организацией.
Ответы учеников: Против чего выступали еретики. Как церковь боролась с еретиками.
Ученики выполняют задание.
Презентация 1 группы Еретики – люди, которые открыто критиковали церковь. Взгляды еретиков: 1. утверждали, что церковь погрязла в грехе 2. отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения 3. требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений, богатств 4. единственным источником веры было для них Евангелие 5. осуждали священников и монахов за забвение «апостольской бедности» 6. показывали пример повседневной жизни: раздавали свое имущество бедным, питались подаянием 7. некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство справедливости», или «Царство Божие на земле».
Презентация второй группы Способы борьбы католической церкви с еретиками: 1. отлучение от церкви 2. интердикт – запрет исполнять обряды и проводить богослужения 3. карательные военные походы 4. создание инквизиции – специального церковного суда 5. жестокие наказания еретиков с применением пыток 6. основание и поддержка нищенствующих орденов монахов.
| Предметные УУД Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов; Проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья
Давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Средних веков
Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
|