Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»
методическая разработка по истории (9 класс) по теме
В кусе изучения «Истории России XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «ИСТОРИЯ. 6-11 классы для общеобразовательных учреждений», учебная книга А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России ХХ век»). Это первый урок для учеников 9 класса в этом учебном году, на котором будет рассматриваться участие России в военных действиях. Уроки, посвященные войнам России, всегда требуют эмоционального накала, обострения чувств учеников - ведь это зеркальное отображение нашего прошлого, героического прошлого многострадального русского народа. Изучение событий Русско-японской войны считаю необходимым более углубленным по ряду причин, важных для усвоения последующих тем.
Во- первых, эта война обострила социальный, политический и экономический кризис, став главной причиной первой русской революции;
Во-вторых, война показала отсталость и косность военной мысли, что не могло не сказаться на последующих событиях в стране;
В третьих- несмотря на военное поражение, рядовые солдаты и матросы в ходе сражений на суше и на море показали примеры героизма и самоотверженности, о чем надо знать и помнить;
В четвертых - условия Портсмутского мира имели далеко идущие последствия. Япония до сих пор претендует на территории, которые тогда отошли к ней. А потому необходимо проследить связь времен.
Обстоятельства Русско-японской войны, на мой взгляд, незаслуженно отодвинуты в число второстепенных событий. Ведь они в немалой мере стали предвестниками роста милитаристских устремлений Японии в 30-40-е годы. Я вижу в этом прямую связь.
Я использовала слайдовую мультимедийную презентацию, насыщенную картами, иллюстрациями, портретами, цифровыми данными и аудио фрагментом (запись исполнения песни «Врагу не сдается наш гордый Варяг») как средство для достижения поставленной цели и решения образовательных задач урока, согласовывая методику объяснения учебного материала с методикой применения информационно-коммуникативных технологий. Применение мультимедиа средств в обучении делает подачу учебной информации более интересной и запоминающейся для каждого учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_9_klass_russko-yaponskaya_voyna.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Родинская средняя общеобразовательная школа № 1»
Методическая разработка урока истории
по теме
«Русско-японская война»
9 класс, «История России. XX век»
Выполнила: Курганская С.В.,
учитель истории МБОУ РСОШ №1
с.Родино, Родинского района,
Алтайского края
с.Родино
Содержание работы:
- Введение стр.2
- Методическое описание урока стр.3
- Структура урока стр. 5
- Портсмутский мирный договор стр.12
- Список используемой литературы стр.13
Введение
В кусе изучения «Истории России XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «ИСТОРИЯ. 6-11 классы для общеобразовательных учреждений», учебная книга А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России ХХ век»). Это первый урок для учеников 9 класса в этом учебном году, на котором будет рассматриваться участие России в военных действиях. Уроки, посвященные войнам России, всегда требуют эмоционального накала, обострения чувств учеников - ведь это зеркальное отображение нашего прошлого, героического прошлого многострадального русского народа. Изучение событий Русско-японской войны считаю необходимым более углубленным по ряду причин, важных для усвоения последующих тем.
Во- первых, эта война обострила социальный, политический и экономический кризис, став главной причиной первой русской революции;
Во-вторых, война показала отсталость и косность военной мысли, что не могло не сказаться на последующих событиях в стране;
В третьих- несмотря на военное поражение, рядовые солдаты и матросы в ходе сражений на суше и на море показали примеры героизма и самоотверженности, о чем надо знать и помнить;
В четвертых - условия Портсмутского мира имели далеко идущие последствия. Япония до сих пор претендует на территории, которые тогда отошли к ней. А потому необходимо проследить связь времен.
Обстоятельства Русско-японской войны, на мой взгляд, незаслуженно отодвинуты в число второстепенных событий. Ведь они в немалой мере стали предвестниками роста милитаристских устремлений Японии в 30-40-е годы. Я вижу в этом прямую связь.
Я использовала слайдовую мультимедийную презентацию, насыщенную картами, иллюстрациями, портретами, цифровыми данными и аудио фрагментом (запись исполнения песни «Врагу не сдается наш гордый Варяг») как средство для достижения поставленной цели и решения образовательных задач урока, согласовывая методику объяснения учебного материала с методикой применения информационно-коммуникативных технологий. Применение мультимедиа средств в обучении делает подачу учебной информации более интересной и запоминающейся для каждого учащегося.
Урок по «Истории России. XX век» для 9 класса.
Тема урока: «Русско-японская война», § 5.
Цель урока:
Создать условия для:
- Формирования исторического мышления учащихся - способности понимать историческую обусловленность конкретного события, взаимосвязь времен, особенность, и влияние на последующие развитие Российской истории.
- Формирования у учащихся знаний о Русско-японской войне.
Задачи урока:
Образовательные :
- Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России в начале ХХ века.
- Подвести учащихся к пониманию причин, хода военных действий Русско-японской войны.
- Проанализировать причины поражения России в этой войне.
Воспитательные:
1. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за совершенные подвиги (В.Ф.Руднев, Р.И.Кондратенко, С.О.Макаров,) в русско-японской войне ради мира и, негативное отношение к бездарности (А.Н. Куропаткин) и подлости на примерах исторической действительности.
Развивающие:
1. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, картой, самостоятельно делать выводы.
2. Используя слайдовую презентацию развивать воображение учащихся, умение работать с иллюстрациями как историческими документами.
Тип: урок ознакомления с новым материалом.
- По основной дидактической цели:
- Урок освоения новых знаний, умений работы с историческими документами и в целом формирования исторического мышления подрастающего поколения.
- По способу проведения:
- Урок сочетания различных форм занятий (школьная лекция, эвристическая беседа на основе слайдовой презентации, анализ причин поражения России в войне самостоятельная работа с историческим документом (анализ статей Портсмутского мирного договора между Россией и Японией, мнение С.Ю.Витте).
- По форме проведения:
- Урок освоения нового материала.
Форма урока: традиционный урок (школьная лекция) с использованием слайдовой презентации, как вспомогательного средства обучения (ИКТ). Либо если рассматривать НФУ, то - форма интерактивного обучения или занятие в «режиме интерактива» т.е. взаимодействия.
фронтальная работа (работа учителя со всем классом в едином темпе),
( форма обучения по дидактической цели - теоретическая т.е. освоение новых знаний и практическая - формирование исторических умений и навыков т.е. работа с исторической картой, выявление причин поражения России в войне, анализ статей Портсмутского мира)
Место урока в системе уроков: тема урока представлена в контексте курса «Истории России ХХ век».
Примерный план урока:
- Внешнеполитическая ситуация (основные направления внешней политики России на рубеже XIX-XX веков);
- Причины Русско-японской войны;
- Ход военных действий, причины поражения России;
- Портсмутский мирный договор.
Оборудование урока:
- Карта «Русско-японская война 1904-1905»;
- Музыкальный фрагмент песни «Варяг»;
- Слайдовая презентация «Русско-японская война»;
- Распечатка для каждого ученика выдержек из «Портсмутского мирного договора между Россией и Японией».
Основные понятия урока: военно- политический блок, эскадра, флагманский корабль,
империалистическая политика, «Безобразовская клика», «Великая Япония», Порт-Артур, Цусимское сражение, Ляодунский полуостров, агрессия, Портсмутский мир.
Исторические персоналии урока: Николай II, В.К. Плеве, В.Ф.Руднев, П.А.Столыпин, Р.И.Кондратенко, С.О.Макаров, З.П.Рожественский, А.Н. Куропаткин, С.Ю. Витте.
Структура урока
УВЭ | Методы обучения | Средства | Форма организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Организационный момент. Эмоциональный настрой | Приветствие. Предлагает несколько упражнений, активизирующих умственную деятельность и создающих рабочий настрой на урок: - «сухое умывание»; - растирание ладоней и мочек ушей; - пожелание «своему соседу» успешной работы на уроке | Проверяют готовность к уроку. Выполняют упражнения. | Созданы благоприятные условия для дальнейшей деятельности учащихся. | |||
1. Мотивационно- целевой этап | метод стимулирования интереса и мотива-ции учебной деятель-ности вопросы учителя: |
Музыкальный фрагмент песни «Варяг» Слайд №1 | фронталь-ная беседа | 1.Какому событию посвящена песня? 2.Подумайте, как будет звучать тема сегодняшнего урока? Выслушав ответы учащихся, учитель объявляет тему урока. Изучение нового материала мы начинаем с постановки цели и задач урока 1.как русско-японская война могла повлиять на последующие события российской истории? 2. какие аспекты русско-японской войны мы должны рассмотреть для того, что бы иметь полное представление об этом событии? | Учащиеся, прослушав музыкальный фрагмент, формулируют тему урока.
Учащиеся формулируют цель и задачи урока. Под руководством учителя ответы учащихся обобщаются, структурируются: «Что бы иметь полное представление о Русско-японской войне мы должны:
| Учащиеся самостоятельно формулируют тему, цель, задачи урока. |
А) Планирование деятельности учащихся по изучению темы. | фронталь-ная беседа | Составим план урока, с помощью которого будем изучать новую тему. | Составляют совместно с учителем план урока:
| Учащиеся в совместной деятельности с учителем формулируют план урока. Таким образом, учащиеся обучаются планированию деятельности на уроке. | ||
2.Подготовка к учебно-познавательной деятельности (к освоению новой темы) | репродуктивный стимулирующий | Слайд №2 Слайд №3 Слайд №7 | фронталь-ная беседа цель этапа: привлекая знаний истории зарубежных стран, установить общие черты внешней политики империалистических государств | Приступая к освоению темы, учащимся предлагается вспомнить особенности внешнеполитического курса России в конце XIX в. и ответить на вопросы:
| Учащиеся, отвечая на поставленные учителем вопросы, устанавливают общие черты внешней политики империалистических государств. Формулируют определение терминам: военно- политический блок, империалистическая политика. Краткие сообщения учеников С.Ю.Витте, П.А.Столыпине, В.К.Плеве Учащиеся слушают ответы сверстников. Записывают в тетрадь понятия | Созданы условия для освоения новых знаний и познавательной деятельности учащихся Обобщают ответы, осваивают понятия «Безобразовская клика», «маленькая победоносная война». |
3. Организация деятельности учащихся по освоению нового материала. А) Причины и характер Русско-японской войны; | информационно-сообщающий познавательно-поисковый (т.е учащиеся анализируют информацию и выделяют причины войны) | Слайд №5 Слайд №6 Слайд №4 | Школьная лекция цель этапа: подвести учащихся к пониманию причин, характера, хода военных действий, последст-вий Русско-японской войны. | Обобщая ответы учащихся, учитель рассказывает об основных направлениях внешней и дальневосточной политики России. Используя карту на слайдах № 6, 4, учитель рассказывает о причинах конфронтации России и Японии. Обобщая ответы учащихся, совместно формулируется причина Русско-японской войны, ее характер:
| Учащиеся слушают рассказ учителя и самостоятельно определяют главные на их взгляд, причины конфронтации России с Японией и записывают в тетрадь (записи могут выглядеть так):
-заключение секретного договора об оборонительном союзе между Россией и Китаем в 1896 году; -достижение согласия о строительстве КВЖД через китайскую территорию; -договор о безвозмездной аренде Ляодунского полуострова и Порт-Артура; - стремление правительства России ослабить влияние Японии на Дальнем Востоке;
Учащиеся зачитывают те причины Русско-японской войны, которые посчитали основными и записали в тетради по ходу изложения нового материала учителем. Аргументировано доказывают свою точку зрения | Работают с тетрадью. Осваивают новые знания, записывают причины и понятия: Ляодунский полуостров, Порт-Артур, «Великая Япония» учащиеся осваивают навык выделения главного, умения аргументирован-но доказывать собственную точку зрения. Совместная работа учителя и учащихся направленная на выявление основной причины и характера войны. |
Б) Ход военных действий; | Коммуникатив-ный, познавательный (информационно-сообщающий) | Слайд №8- 14.
| Школьная лекция с целью ознакомления учащихся с ходом военных действий. | А) Учитель преподносит учебный материал по плану:
| Восприятие учащимися нового материала. Учащимся предлагается по ходу изложения новой темы, делать краткие записи в тетради : даты сражений, фамилии героев. Не все, а наиболее важные, ключевые - на взгляд ученика. Работа предполагает ответственное отношение учащихся к освоению темы, вырабатывает навык анализа, осмысления материала, выделения главной мысли. Например: 27.01. 1904г- корейский нейтральный порт Чемульпо, нападение 14 японских кораблей на крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». | Учащиеся осваивают новые знания, учатся анализировать. Через анализ исторических фактов вырабатывается навык выделения главного и систематизации исторических фактов. Отбор фактов для формулировки последующего вывода. |
контрольно-стимулирующий | Беседа | Б) По ходу изложения каждой части новой темы учитель задает учащимся вопросы направленные на контроль усвоения учениками знаний. Это позволяет :
| Вопросы к учащимся зависят от уровня (возможности) усвоения темы в каждом классе и поэтому индивидуальны. Они позволяют учителю «дозировать » учебный материал и помогают учащимся «ориентировать-ся» в изучаемом событии | |||
репродуктивно- познавательный | Беседа | В) После изложения новой темы учитель выясняет, какие исторические даты, понятия, фамилии исторических личностей учащиеся зафиксировали в тетрадях, а так же уровень их понимания.
| Ученики называют понятия, даты, исторических деятелей. 26-27 января 1904- нападение на русскую эскадру в Порт-Атуре 27 января 1904г - порт Чемульпо. В.Ф.Руднев, агрессия. 17 июля 1904г-начало осады Порт- Артура ,Ляодунский полуостров, Р.И.Кондратенко, С.О.Макаров, Эскадра, флагманский корабль, 25 февраля 1905- поражение русской армии под Мукденом, А.Н. Куропаткин, 14-15 мая 1905г, З.П.Рожественский. | Учащиеся закрепляют значение усвоенных понятий. По ходу беседы восстанавливают в памяти упущенные моменты. | ||
В) Последствия войны (Портсмутский мирный договор) | информационно-сообщающий частично-поисковый метод (сравнения, анализ а) документа | Слайд № 15, 16 | Самостоятельная работа учащихся в парах | А) Рассказ учителя о заключении Портсмутского мира. На слайде № 16 требования выдвинутые Японией России. Б) определяя итоги войны, учащиеся обращаются к слайду № 15 (требования Японии) и документу «Портсмутский мирный договор» от 23 августа (5 сентября) 1905 г. приложение №1 В) анализируя документ учащиеся отвечают на вопросы поставленные учителем:
| А) Учащиеся зачитывают требования , поставленные Японией России. Б) Работают над текстом договора в парах. В) Обсуждают документ в парах. Отвечают на вопросы учителя Ученики сравнивают требования Японии и условия договора. | Учащиеся учатся анализировать фрагмент документа и делать на основе этого выводы. Систематизации знаний учащихся способствует работа с документом. |
Г) Причины поражения | поисковый и систематизирующий | Слайд № 17 (из мемуаров С.Ю.Витте) | Прочитайте документ. Выскажите свое мнение:
| Указывают причины поражения России в Русско-японской войне:
| Развитие аналитических способностей учащихся. | |
4.Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения. | поисково- познавательный | цель этапа: проверить уровень осмысления изученного материала, а так же реализации поставленных в начале урока целей | Выполнение учащимися заданий устно, в форме диспута:
| Размышляют, высказывают свою точку зрения и пытаются её отстоять. | Поставленные задания способствуют формированию у учащихся умений оценивать общественные явления прошлого, доказывать правоту своих взглядов. | |
5. Рефлексия (подведение итогов урока) | преобразовательный метод самоконтроля | Учащимся предлагается оценить свою деятельность, используя вопросы:
| Отвечают на вопросы. | Рефлексия, формирование умений оценивания себя в собственной деятельности. | ||
6. Постановка домашнего задания. | Домашнее задание: § 5, стр 29-35. (вопросы и задания на стр.35). Подготовить сообщение о Гапоне Г.А., Зубатове С.В., о первой русской революции 1905г. (по выбору). | Записывают домашнее задание в дневник. | Домашнее задание дано вариативно. |
Приложение № 1
ПОРТСМУТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЯПОНИЕЙ
25 августа ( 5 сентября ) 1905 г.
Статья I
Мир и дружба пребудут отныне между их величествами императором всероссийским и императором Японии, равно как между их государствами и обоюдными подданными.
Статья II
Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономические, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское японское правительство могло бы почесть необходимым принять в Корее...
Статья III
Россия и Япония взаимно обязуются:
1. эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова...
2. возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории.
Российское императорское правительство объявляет, что оно не обладает в Маньчжурии земельными преимуществами либо... исключительными концессиями, могущими затронуть верховные права Китая или несовместимыми с принципом равноправности. <...>
Статья V
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда...
Статья VI
Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству, без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чунь (Куан-чен-цзы) и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу...
Статья VII
Россия и Япония обязуются эксплуатировать принадлежащие им в Маньчжурии железные дороги исключительно в целях коммерческих и промышленных, но никоим образом не в целях стратегических.
Установлено, что это ограничение не касается железных дорог на территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова. <...>
Статья IX
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. <...>
Статья XI
Россия обязуется войти с Японией в соглашение в видах предоставления японским подданным прав по рыбной ловле вдоль берегов русских владений в морях Японском, Охотском и Беринговом. <...>
Сборник договоров России с другими государствами. С. 337-341.
Используемые электронные пособия и литература:
- Электронное пособие: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки Отечественной истории XIX-XX вв».
- Электронное пособие: «Энциклопедия История России 862-1917».
- Электронное пособие: «История России 9-11 классы».
- Программа А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «ИСТОРИЯ. 6-11 классы для общеобразовательных учреждений», М: «Просвещение» 2009г.
- А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России. XX век », М:«Просвещение» 2002 г.
- Е.В.Симонова., УМК «Поурочные разработки по истории России», 9 класс, М: «Экзамен»,2008г.
- В.В.Кириллов, М.Н.Чернова «История России 1800-2002 гг.»: Поурочные методические разработки уроков, - Ростов н/Д: Феникс, 2002 г.
- О.В.Арсланова, А.В.Подзеев «Поурочные разработки по истории России (XX- начало XXI века)»: 9 класс.-М.: ВАКО, 2007г.
- С.Г. Манвелов «Конструирование современного урока», М: «Просвещение», 2002г.
- Н.И.Шевченко «Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания», М.: «Русское слово», 2008г.
- Д.Б.Павлов., Петров С.А. «Тайны русско-японской войны 1904-1905гг.» Сборник документов. М.,1993г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Начальная школа в Великобритании и России» в 5 классе.
Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для учителей английского языка. Разработка представляет собой консп...
Урок по теме "Русско-японская война"
Конспект урока в 9 классе...
Методическая разработка урока "Поэзия периода Великой Отечественной войны"
Написание методической разработки было продиктовано проблемой, которая остро стоит в настоящее время перед преподавателями дисциплины «Литература» средних специальных учебных заведений. В связи ...
Методическая разработка урока мужества "Живое слово о войне"
Методическая разработка представляет собой сценарий внеклассного мероприятия, посвященного встречи старшеклассников с ветеранами - членами Самарского областного комитета ветеранов войны и военной служ...
Разработка урока "Новые явления в экономике" 7 класс, "История России 16-18 века"
Разработка урока по теме "Новые явления в экономике",к учебному курсу "История России в 16-18 веке", 7 класс....
Методическая разработка: Урок в школьном музее :" Вещи войны.Офицерский планшет"
Формирование представления об элементах обмундирования командира Красой Армии у детей на примере экспонатов школьного музея....
Методическая разработка урока - Сценарий "Греция подчиняется Македонии" 5 класс Всеобщая история. Древний мир.
Данный сценарий является действующим и фактически проведенным на уроке истории 5 класс Матвеевым А.Г....