Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме: «Олимпийские игры в древности»
план-конспект урока по истории (5 класс)

Бохан Ольга Сергеевна

Конспект  урока по теме:

«Олимпийские игры в древности» .

Урок истории в 5 классе.

Учитель : Бохан О. С.

Тип урока: комбинированный

Цель: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями, показать значение Олимпийских игр в жизни Древней Греции,  сопоставить его со значением  современных Олимпийских игр.

Задачи урока:

  1. Способствовать развитию умений и навыков учащихся работы с текстом, используя логическое мышление и изученный материал; работы с картой, документами; продолжить формирование навыков самостоятельной работы.
  2. Расширить кругозор учащихся(подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр)

Планируемые результаты

личностные:

  • применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений;
  • развивать умение работать в коллективе;
  • оценивать значение спорта для формирования ЗОЖ;
  • привлечь к занятию спортом;

метапредметные:

  • проанализировать информацию, полученную из исторических источников;
  • сравнить олимпийские игры древности с современными, выделить общие и различные черты;
  • предложить свою версию продолжения письма неизвестного автора;

предметные:

  • определить суть понятий: атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия;
  • назвать виды спорта в Древней Греции;
  • определить значение Олимпийских игр.

Основные понятия: атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия, ольпионики.

Оборудование: учебник «История Древнего мира» 5 класс (под редакцией Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С.) проектор, презентация, раздаточный материал к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_teme.docx37.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Рогов

Злынковского района Брянской области

Методическая разработка урока истории в 5 классе

по теме:

«Олимпийские игры в древности»

                                                                                 Разработала :

                                                                         учитель истории и

                                                                         обществознания

                                                                     Бохан О. С

Конспект  урока по теме:

«Олимпийские игры в древности» .

Урок истории в 5 классе.

Учитель : Бохан О. С.

Тип урока: комбинированный

Цель: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями, показать значение Олимпийских игр в жизни Древней Греции,  сопоставить его со значением  современных Олимпийских игр.

Задачи урока:

  1. Способствовать развитию умений и навыков учащихся работы с текстом, используя логическое мышление и изученный материал; работы с картой, документами; продолжить формирование навыков самостоятельной работы.
  2. Расширить кругозор учащихся(подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр)

Планируемые результаты

личностные:

  • применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений;
  • развивать умение работать в коллективе;
  • оценивать значение спорта для формирования ЗОЖ;
  • привлечь к занятию спортом;

метапредметные:

  • проанализировать информацию, полученную из исторических источников;
  • сравнить олимпийские игры древности с современными, выделить общие и различные черты;
  • предложить свою версию продолжения письма неизвестного автора;

предметные:

  • определить суть понятий: атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия;
  • назвать виды спорта в Древней Греции;
  • определить значение Олимпийских игр.

Основные понятия: атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия, ольпионики.

Оборудование: учебник «История Древнего мира» 5 класс (под редакцией Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С.) проектор, презентация, раздаточный материал к уроку.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель:  Добрый день, дорогие учащиеся, уважаемые коллеги! Ребята, сегодня мы продолжим наше увлекательное  путешествие по Древней Греции. Нам предстоит большая плодотворная работа по добыванию новых исторических знаний. Предлагаю девизом урока считать слова: « Знания – клад, а труд ключ к нему»

II. Проверка домашнего задания. Учитель: Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Для этого я предлагаю вам выполнить следующие задания:

  1. Задание тест.(на работу вам две минуты)

а)детям раздаются заготовки теста

б)результаты выводятся на доску с помощью проектора.

Итак, давайте проверим: обменяйтесь заданиями, оцените себя.

  1. Следующее задание: « Разгадайте криптограммы» Вы должны расшифровать изученные нами ранее термины.(на работу вам 1 минута)

-Проверяем: « Настя, какие понятия у тебя получились?»

-Настя: колония, метрополия, олимпиада

-Хорошо, молодец!

-Саша, дай определение термину «колония»

_Саша: колония – это…

-Настя покажи крупные древнегреческие колонии на карте у доски.

Настя: в 8-6 вв. до н.э. греки основывали свои колонии на побережье Средиземного и Чёрного морей.

Хорошо, садись. Настя дай определение термину «метрополия»

Настя: Метрополия – это…..

Саша, покажи на карте крупные греческие метрополии.

Хорошо, ребята- оцените себя за это задание- занесите результаты в листы самопроверки..

Учитель : Ребята, я совсем забыла,  на адрес нашей школы для нас с вами пришло письмо от неизвестного автора  , в котором он пишет: «Поздравь меня! Я стал свидетелем потрясающего события! Люди со всех концов страны кто пешком, кто на повозках, кто на кораблях - все радостно спешили на юг. В небольшом городе я встретился с одним человеком, и мы отправились в путь вместе. По дороге я стал расспрашивать его:

  • Скажите, любезный, а куда все спешат?
  • А вы что не слышали?! Наступил четвертый год. Все спешат на юг, на Пелопоннес, чтобы насладиться пятью незабываемыми днями! Атлеты будут демонстрировать свою силу и ловкость, и выяснять, кто же из них величайший спортсмен Греции?
  • А вы не боитесь, что разбойники и пираты начнут активнее нападать на путников в это время? Мне говорили, что дороги здесь небезопасны...
  • Не беспокойтесь, в четвертый год объявляется священный мир, дороги становятся безопасными...»
  • Учитель. На этом письмо обрывается. Но Вы, наверное, догадались, о каком историческом событии пишет путешественник? ( Да, действительно речь идёт об Олимпийских играх) .
  • Учитель: Скажите, пожалуйста, а как эти события связаны с нашим третьим термином. ( Дети: Олимпиада-это состязание в силе и ловкости.)
  •  Ребята, попробуйте сформулировать тему урока.

«Олимпийские игры в древности». (Записать тему в тетрадь)

-Ребята, а что же вы узнали из письма об олимпийских играх?

- Каким образом добирались на Олимпиаду? (Пешком, на повозках, на кораблях).

- Как часто проводились Олимпийские игры в древности? (1 раз в 4 года).

-Назовите место проведения игр. (Юг Греции, Пелопоннес г.Олимпия).

- Сколько дней продолжались Олимпийские игры (5 дней).

- Кого называют атлетом? (Человек крепкого телосложения, силач, участник соревнований)

- Какова цель проведения Олимпийских игр? (Продемонстрировать силу, ловкость, определить сильнейшего).

-Какое обязательное условие должны были соблюдать все полисы во время проведения Олимпийских игр? (Объявлялся священный мир).

- А что бы вы ещё хотели узнать об олимпийских играх? (Когда появились игры, какой порядок проведения, какие были виды состязаний, как награждали победителей и т.д.). Об этом вы непременно узнаете при изучении вопросов нашего 

плана урока:

1. История возникновения Олимпийских игр.

2. Организация и проведение Олимпийских игр.

3. Знаменитые атлеты.

Слайд № Постановка проблемного вопроса: К концу урока мы с вами должны ответить на вопрос: « Какие факты подтверждают мысль о том, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?»

Не случайно музыканты посвящали им гимны, художники писали картины, поэты воспевали в стихах. Поэт Пиндар писал: (Учитель читает со Слайда № .) “Нет другой звезды благороднее солнца – звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что всех игр благородней, Олимпийские игры”. (Пиндар)

Наверное, нет человека на земле, который был  бы равнодушен к Олимпийским играм. Тема нашего урока связана с событием, которое состоялось в феврале 2014 года в России в городе Сочи. Это грандиозное событие, к которому уже не один год шла подготовка: строились спортивные сооружения, тренировались спортсмены всей планеты, чтобы доказать всему миру, что они лучшие – они олимпийские чемпионы. Олимпийские игры в Сочи признаны самыми лучшими играми за последние десятилетия. Это были игры, история которых уходит глубоко вглубь веков.

Самое мирное – 
Сраженье спортивное.
Все громче аккорды 
Высоких рекордов.
Честно и молодо
Спортивное золото.
Плывут над планетой
Фонфары победы…это фанфары победы на Олимпийских играх.

III. Усвоение новых знаний.

Работа с картой Слайд № 5

Перед вами карта Древней Греции. Мы уже знаем, что Олимпийские игры проходили в Олимпии. Ребята, а где располагалась Олимпия?

(Этот город располагался в Южной Греции на территории области – Элида, в северо-западной части Пелопоннеса)

Центром Олимпийских игр стала Олимпия не случайно - до нее было легко добираться из всех греческих городов и колоний, она имела удобное местоположение. А все греки хотели либо посмотреть, либо поучаствовать в состязаниях.

Учитель: Итак, друзья, мы прибыли в Олимпию.

Слайд № 6- послушайте описание Олимпии . « На юге Греции, в области Элида, ручей Кладей, соединяясь с рекой Алфеем, ограничивает с запада и юга небольшую долину.В этой долине, окружённой в древности лесистыми холмами, была расположена Олимпия. Она не была городом. Многочисленные храмы, алтари, дома жрецов, помещения для упражнения атлетов- вот и все постройки Олимпии. Её постоянное население- только служители культа. Семь дорог соединяло Олимпию с остальными областями древнего мира».

Олимпия объявлялась священным местом, и всякий, кто вторгся бы сюда с оружием, был бы объявлен богоотступником.

Здесь же располагался главный храм Олимпии -храм Зевса -главного бога Древней Греции. А в нём находилась вот такая статуя

Слайд № 7 -

Все прибывающие в Олимпию считались "гостями Зевса" и находились под его защитой.

По одной из версий О.И.проводились в честь Зевса


Подробнее об этом и других версиях возникновения О.И.нам расскажет Никита.

Просьба внимательно слушать сообщение и потом ответить на вопрос: « Почему же было так много преданий об основании О.И.?» Слайд № 8

Ответы учащихся.( Да, игры любили, считалось, что богу приятно смотреть на людскую силу и ловкость).

Учитель: Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры. (Записываем в тетрадь). В состязаниях могли участвовать только свободные греки: богатые и бедные; знатные и незнатные. Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления К играм готовились 10 месяцев до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там. Атлеты выступали на играх как посланцы определённых государств и победа в состязаниях любого из них воспринималась как успех государства или города, которые он представлял.

Вопрос учащимся:

Ребята, скажите, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?

Ученик: Только богатые. У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.

Учитель:

На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Лишь однажды это правило было нарушено.

Это была легендарная Ференика, женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами. Она сама тренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть его чемпионом, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Она переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением наблюдая за сыном. И вот… его объявляют чемпионом! 
Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе — женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она — дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило — теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.

Учитель:

Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней. Главным принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Судьи имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию.

Итак, день - 1.

Атлеты -покровителем которых был Гермес - вестник богов- приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. (Записать-1-ый день- жертвы богам, клятвы)

Слайд № 9 Работа с текстом клятвы. Реконструкция.

Археологами была найдена клятва древнегреческих атлетов, но вот часть слов разобрать очень трудно, подумайте, как могла звучать клятва, и допишите недостающие слова! Клятва чести

«Я - …………… полиса…(название)…… - подтверждаю перед ………..…, что тренировался, как требуют древние …………… великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы буду ……………………..…».

1 минута. Прочитайте приведённый выше текст, в котором пропущен ряд слов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1. боги

2. статуей Геракла

3. статуей бога Зевса

4. гражданин

5. соблюдать правила

6. подкупать судей

7. обычаи

ответ «Я - гражданин полиса Афины - подтверждаю перед статуей Зевса, что тренировался, как требуют древние обычаи великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы буду соблюдать правила ».

Судьи – элленодики(записать)- клялись выносить справедливые решения.

Клятва судей:

- Мы, судьи, клятвенно обещаем ,что будем выносить свои решения честно и неподкупно.

Учитель: После того как принесли жертву богам, атлеты и судьи дали клятвы, в храме зажигали священный огонь. Эта церемония дошла и до наших дней.

Следующие 3 дня отводились состязаниям. (Записать-2,3,4 дни-соревнования) Большинство состязаний проходило на стадионе.


Ребята, в Древней Греции атлеты перед началом соревнований проводили разминку, давайте тоже разомнёмся. (Физкультминутка).

Представьте себе: лето, конец июля, жарко. Огромный стадион продолговатой формы. 60 тыс. зрителей заняли места с вечера или с раннего утра. Ведь билета покупать не надо. Зрители стоят, сидят или лежат, здесь же корзины с едой, одеяла. С первыми лучами солнца раздался звук трубы. На стадионе появились судьи в пурпурных плащах и с венками на голове. За ними идут атлеты из всех городов Греции. Атлеты по очереди выходят на середину арены, чтобы представиться зрителям. Глашатай громко объявляет имя и родину каждого и трижды спрашивает: «Все ли вы, счастливые гости Олимпии, согласны, что этот атлет является свободным и достойным гражданином?» Зрители приветствуют участников игр громкими криками и рукоплесканиями. Затем начинаются соревнования.

Одним из главных состязания Олимпийских игр было пятиборье. Слайд № 10

Запись в тетради:

Пятиборье-соревнование одного человека в пяти видах спорта.(Записать)

Слайд № 11

1.Пятиборье начиналось с бега. Беговая дорожка была глиняной и посыпалась песком. Встав на дорожке возле друг друга, атлеты ждали сигнала. Кто срывался с места раньше времени, того судья больно бил хлыстом. Традиционно существовало 3 основных забега: 1 стадий – 192,27 м (от этого названия произошло наше слово - стадион); 2 стадия; 20 или 24 стадия Бегали туда и обратно. Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, был будто бы один, которого видели только в начале и в конце дорожки, посредине его не успевали заметить – так стремительно он мчался. Другой мог обогнать зайца. Третий бежал так легко и быстро, что не оставлял следов в песке. Гражданин города Аргос после своей победы в беге сбегал из Олимпии домой, чтобы сообщить о своей победе и вернулся обратно, чтобы принять участие в соревнованиях следующего дня. Всего за несколько часов он пробежал около 100 км.

Слайд № 12

2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями из камня или металла весом до 2 кг, длиной до 20 см. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед.

Слайд № 13

3-4 На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Копье и диск метали, стоя на небольшом возвышении. Копье- метали на точность. А диск летел на дальность. Метание диска историки связывают с древним обрядом поклонения солнцу. Диск считался священным предметом. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг, маленькие-1.5 кг.

Слайд № 14

5. Последним состязанием в пятиборье была борьба, где проявлялась сила и ловкость борцов. Она велась на песке. Перед ее началом атлеты натирали тело оливковым маслом, чтобы противнику было труднее его ухватить. Для победы требовалось, чтобы упавший противник трижды коснулся земли плечом, бедром или спиной.

Нельзя было наносить увечья, но правил, в принципе не существовало. + по презент.

Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый захватывающий, проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований)(запись в тетради) – это гонки колесниц. Они проходили в четвертый день соревнований.

Слайд № 15

На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома. Двенадцать раз надо было промчаться по кругу, обогнав соперников. Однажды из 40 колесничих, состязавшихся на олимпийском ипподроме, благополучно закончить соревнование удалось только одному. Но слава победителя доставалась не возничему, а хозяину упряжки, богачу, вся доблесть которого состояла в том, что он владел колесницей и конями.

Слайд № 16

Неизменный интерес зрителей на Олимпийских играх вызывали кулачные бои, которые проводились вне обязательных состязаний. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение, а не грубую силу. Например, знаменитый древнегреческий математик и философ Пифагор, стал чемпионом  Олимпийских   игр  в кулачном бою. Кулачный бой был опасным и трудным делом. Нередко борцы получали серьезные увечья. + по презент.

Слайд № 17

Бег в вооружении.

? Предположите ,спортсмены из какого полиса чаще всего оказывались победителями в этом состязании? (Спарты)

Слайд № 18

5-й день Олимпиады-награждение (записать)

В этот день перед храмом Зевса, ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!» После победы олимпионик с друзьями обходил рощу, распевая песни. До зари в Олимпии шумели пиры в честь победителей.

Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.

Греки вели учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.

Слайд № 19

Учитель:

Ребята, сейчас послушаем Соню, которая расскажет нам о знаменитых атлетах. Подумайте почему слайд носит название «Живые легенды» ?

( Ответ: Слава о победителях переживала их в веках.)

Учитель:

Итак знаменитые атлеты Древней Греции это: (записать)

Милон Кротонский, Полидам, Феаген

Дополнение учителя при наличии времени: Самым знаменитым кулачным бойцом Древней Греции был Диагор с Родоса, победивший на 79-х Олимпийских играх в 464 г. до н. э.. Он основал целую олимпийскую династию: три сына и два внука Диагора были античными чемпионами. Диагор, его сыновья и внуки выступали на Олимпийских играх более 80 лет! Они приняли участие в 20 Играх! И завоевали для своего солнечного острова девять лавровых венков. На 83-х Играх сыновья Диагора одержали победы и после традиционного торжества герои игр подбежали к отцу и возложили венки победителей на его седую голову. Затем они подняли Диагора на плечи и понесли вокруг стадиона под приветственные возгласы тысяч соотечественников. «Чего же ещё ждёшь ты от жизни, Диагор?», - воскликнул один из зрителей, но мгновением раньше сияющий от счастья старик схватился за сердце. Оно не выдержало бурной радости. Такой смерти можно было позавидовать…

Участниками  Олимпийских   игр  были также историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ…

Учитель:

Соревнования заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

Слайд № 20

Но вот в 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

- Когда же вновь возродились Олимпийские игры?

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена - французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции, а также девиз “Быстрее, выше, сильнее”. Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный- Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия.

? Ребята, а сейчас проводятся О.И.

? Что знаете о современных О.И. ( Сравнить с древними?)

Учитель:

Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.

IV. Закрепление нового материала.

Решение проблемного задания. Слайд № 21

А теперь настало время вспомнить о вопросе, который звучал в начале нашего урока.

Ученики называют факты, говорящие о том, что олимпийские игры были любимым праздником древних греков.

(ОТВЕТ: посвящались богам, объявлялся мир, съезжались жители всей Греции, 10-ти месячная подготовка к О.И.)

РЕШЕНИЕ КРОССВОРДА НА МЕСТАХ. (Приложение)

Слайд № 22 Задание «Текст с ошибками»

Рефлексия

А сейчас я хочу вас попросить продолжить мое предложение:

Сегодня на уроке, я узнал, что….

V. Инструктаж по выполнению домашнего задания:

Параграф 33, пересказ; творческое задание: продолжить письмо об Олимпийских играх от имени участника или зрителя .

V1. Подведение итогов урока.

Ребята! Вы хорошо усвоили материал новой темы и узнали много интересного об олимпийском движении. Спасибо! А я хочу оценить вашу работу на уроке.

Выставление оценок за урок.

Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы. И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств.

Спасибо за урок, ребята. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

Методическая разработка урока по физической культуре по теме «Олимпийские игры»

Цель урока: Сформировать у обучающихся знания об истории и значении олимпийских игр. Категория участников: для обучающихся 5 класса. Вид урока: комбинированный. Методы обучения: наглядные, словестн...

Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"

Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....

Методическая разработка урока истории 8 класс.

Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....

Методическая разработка урока истории 6 класс на тему "Восточные славяне в древности"

Тема урока: Восточные славяне в древностиТип и место урока: Комбинированный урок.Данный урок - это первый  урок при изучении темы: “Восточные славяне” в 6 классе.Методы: объ...