Рабочая учебная программа по предмету: История древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории.
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010г. № 1897);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. от 24.11.2015);
- Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015г. № 1/5, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015г.);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v2_istoriya_drevnego_mira_5_klass.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение «Районное управление образования»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»
Рассмотрена: Руководитель кафедры _________ /________________/ Протокол №______от «_____»___________20____г. | Согласована: Методическим советом лицея ___________ / М.И. Вяткина / Протокол №______ от «____»____________20____г. | Утверждена: Директор лицея __________ / О.В.Сорокина / Приказ № ______ от «___»____________20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
История Древнего мира
для 5 класса
УМК: А.А. Вигасин , –М: «Просвещение», 2016 г.
Количество часов: 68
Составитель: Климова Л.В., учитель истории
(ФИО, должность, квалификация)
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории.
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010г. № 1897);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. от 24.11.2015);
- Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015г. № 1/5, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015г.);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Цель изучения предмета «История Древнего мира»:
— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:
- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
История Древнего мира (5 класс)
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять,в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России .
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении).
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой ).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтезявляется овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
Содержание программы
История Древнего мира. 5 класс (68ч)
Введение
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. Счет лет в истории. Представление о христианской эре.
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религии.
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Последствия перехода к производящему хозяйству. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Значение первобытной эпохи в истории человечества.
Глава 3. Счёт лет в истории
Лента времени. Периодизация истории. Столетие, век, тысячелетие. Отчёт исторического времени. Решение задач.
Глава 4. Древний Египет
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы). Возникновение единого государства в Египте. Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Города — Мемфис, Фивы. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. Религия древних египтян. Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток». Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь).
Глава 5. Западная Азия в древности
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит. Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Ассирийские завоевания. Завоевания ассирийских царей. Столица державы Ниневия. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Образование Персидской державы. Цари Кир, Дарий Первый. Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. «Царская дорога» и «царская почта». Войско персидского царя.
Глава 6. Индия и Китай в древности
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царем Ашока. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма. Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Высшая добродетель – уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость – в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Глава 7. Древнейшая Греция
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар). Заселение островов Эгейского моря. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Мифы древних греков о богах и героях. Основные занятия греков и их покровители. Мифы о Персефоне и Деметре. Миф о Прометее. Миф о споре Афины с Посейдоном.
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Понятие «полис». Местоположение и природные условия Аттики. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия». Спартанский полис. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада». Греко-персидские войны. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера». В крепостных Микенах. Местонахождение. Каменные Львиные ворота. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны.
Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и их последствия. Борьба с персидским нашествием. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков.
Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов. Образование афинян. Рабы-педагоги. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ. Возникновение театра. Трагедии и комедии.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Сущность афинской демократии в V в. до н.э. Полномочия и роль Народного собрания. Совет пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.
Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э.
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Потеря Элладой независимости. Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Писатели об Александре Македонском. Распад державы Александра Македонского на Египетское, Македонское, Сирийское царства. Потеря Грецией независимости.
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Местоположение и природные особенности Италии. Легенда об основании Рима. Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето». Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения Сената и его функции.
Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
Возникновение республики. Консулы – ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Первые победы Рима над Карфагеном. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Господство Рима в Западном Средиземноморье. Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция». Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах.
Рабство в Древнем Риме. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры.
Глава 13. Гражданские войны в Риме
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гай Гракх—продолжатель дела брата. Гибель Гая. Крупнейшее в древности восстание рабов. Походы армии восставших рабов. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Превращение Египта в римскую провинцию. Понятия «империя», «император», «преторианцы».
Глава 14. Могущество Римской империи
Территория империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов. Дороги Римской империи. Понятие «варвары». Обожествление императоров. Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна – «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна – последние завоевания римлян. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы. Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки).
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение империи на Западе
Вторжения варваров. Правление Константина. Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Вторжение готов в Италию. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Ликвидация власти императора на Западе.
Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Идея равенства всех людей перед Богом. Преследования римскими властями христиан.
Заключение
Особенности цивилизации Греции и Рима. Вклад народов древности в мировую культуру. Информационно-ученические проекты.
тематическое планирование по истории древнего мира
Номер урока | Название раздела, темы | Кол-во часов | Примерные сроки |
1 | Введение | 1 | сентябрь |
Жизнь первобытных людей | |||
Первобытные собиратели и охотники | |||
2 | Древнейшие люди | 1 | сентябрь |
3 | Родовые общины охотников и собирателей | 1 | сентябрь |
4 | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 | сентябрь |
Первобытные земледельцы и скотоводы | |||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | сентябрь |
6 | Появление неравенства и знати | 1 | сентябрь |
Счёт лет в истории | |||
7 | Линия времени | 1 | сентябрь |
Древний Восток | |||
Древний Египет | |||
8 | Государство на берегах Нила | 1 | сентябрь |
9 | Как жили земледельцы и ремесленники | 1 | октябрь |
10 | Жизнь египетского вельможи | 1 | октябрь |
11 | Военные походы фараонов | 1 | октябрь |
12 | Религия древних египтян | 1 | октябрь |
13 | Искусство Древнего Египта | 1 | октябрь |
14 | Письменность и знания древних египтян | 1 | октябрь |
Западная Азия в древности | |||
15 | Древнее Двуречье | 1 | октябрь |
16 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | октябрь |
17 | Финикийские мореплаватели | 1 | октябрь |
18 | Библейские сказания | 1 | ноябрь |
19 | Древнееврейское царство | 1 | ноябрь |
20 | Ассирийская держава | 1 | ноябрь |
21 | Персидская держава | 1 | ноябрь |
Индия и Китай в древности | |||
22 | Природа и люди Древней Индии | 1 | ноябрь |
23 | Индийские касты | 1 | ноябрь |
24 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | ноябрь |
25 | Первый властелин единого Китая | 1 | ноябрь |
26 | Контрольный урок | 1 | ноябрь |
27 | Работа над ошибками | 1 | декабрь |
Древняя Греция | |||
Древнейшая Греция | |||
28 | Греки и критяне | 1 | декабрь |
29 | Микены и Троя | 1 | декабрь |
30 | «Илиада» и Одиссея | 1 | декабрь |
31 | Религия древних греков | 1 | декабрь |
Полисы Греции и борьба с персидским нашествием | |||
32 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | декабрь |
33 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | декабрь |
34 | Древняя Спарта | 1 | декабрь |
35 | Греческие колонии | 1 | январь |
36 | Олимпийские игры в древности | 1 | январь |
37 | Победа греков над персами | 1 | январь |
Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. э. и расцвет демократии | |||
38 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | январь |
39 | В городе богини Афины | 1 | январь |
40 | В афинских школах и гимнасиях | 1 | январь |
41 | В афинском театре | 1 | январь |
42 | Афинская демократия при Перикле | 1 | февраль |
Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н.э. | |||
43 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | февраль |
44 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | февраль |
45 | В Александрии Египетской | 1 | февраль |
Древний Рим | |||
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией | |||
46 | Древнейший Рим | 1 | февраль |
47 | Завоевание Римом Италии | 1 | февраль |
48 | Устройство Римской республики | 1 | февраль |
Рим — сильнейшая держава Средиземноморья | |||
49 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | февраль |
50 | Установление господства Рима во всём Средиземноморье | 1 | февраль |
51 | Рабство в Древнем Риме | 1 | март |
Гражданские войны в Риме | |||
52 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | март |
53 | Восстание Спартака | 1 | март |
54 | Единовластие Цезаря | 1 | март |
55 | Установление империи | 1 | март |
Римская империя в первые века нашей эры | |||
56 | Соседи Римской империи | 1 | март |
57 | Рим при императоре Нероне | 1 | март |
58 | Первые христиане и их учение | 1 | март |
59 | Расцвет Римской империи во II в. | 1 | апрель |
60 | Вечный город и его жители | 1 | апрель |
Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи | |||
61 | Римская империя при Константине | 1 | апрель |
62 | Взятие Рима варварами | 1 | апрель |
Итоговый контрольный урок | 1 | апрель | |
63 | Работа над ошибками | 1 | апрель |
64 | Информационно-творческие проекты | 1 | апрель |
65 | Информационно-творческие проекты | 1 | май |
66 | Информационно-творческие проекты | май | |
67 | Что мы знаем об истории Древнего мира | 1 | май |
68 | Что мы знаем об истории Древнего мира | 1 | май |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(Тематического планирования)
Предмет _____________________________________________ Класс ___________
Учитель ____________________________________________________________________________
№ урока | Примерная дата по пану | Дата фактического проведения | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
План | Факт | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе ФГОС учебного предмета «История (История Древнего мира)» для 5 классов (базовый уровень) на 2016–2017 учебный год.
Пояснительная записка составлена к рабочей программе ФГОС изучения учебного предмета "История (История Древнего мира)" для 5 классов по учебнику авторского коллектива в составе: Вига...
Рабочая программа по предмету "История" для 5-6 классов
Рабочая программа по предмету "История" для 5-6 классов...
Рабочая учебная программа по предмету: История Бурятии 9 класс
Пояснительная запискаВ настоящее время, когда во всей стране, в т.ч. Бурятии, пробудился интерес к вопросам своих исторических корней и путей развития наций и народностей, возросла тяга к познанию утр...
Рабочая программа по предмету "История искусства" для 5 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, рекомендациями Примерной программы общего образования второго по...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «История искусства» 6 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, рекомендациями Примерной программы общего образования второго по...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «История искусства» 7 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, рекомендациями Примерной программы общего образования второго по...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «История» для 5-х классов (надомное обучение) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 535 Калининского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа составлена на основании ФГОС, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и учебника "История древнего мира" под редакцией...