РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «История искусства» 7 класс
рабочая программа по мхк (7 класс)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, рекомендациями Примерной программы общего образования второго поколения, особенностями общеобразовательного учреждения и составлена на основе примерной программы по «Искусству» для основного общего образования с учётом авторской программы Г.И. Даниловой (Искусство: 5 – 7 классы: рабочая программа Г. И. Данилова. – М.: Дрофа, 2017. - 36 с.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_klass.docx | 81.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ИМЕНИ А.П.ИВАНОВА»
Г.БЕЖЕЦКА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«История искусства»
7 класс
на 2019-2020 учебный год
1 час в неделю (всего 35 часов)
Составитель: учитель истории искусства МОУ «СОШ №3 с углубленным изучением музыкальных предметов имени А.П.Иванова» Рудакова Наталья Юрьевна |
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, рекомендациями Примерной программы общего образования второго поколения, особенностями общеобразовательного учреждения и составлена на основе примерной программы по «Искусству» для основного общего образования с учётом авторской программы Г.И. Даниловой (Искусство: 5 – 7 классы: рабочая программа Г. И. Данилова. – М.: Дрофа, 2017. - 36 с.)
Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897;
- Искусство: 5 – 7 классы: рабочая программа Г. И. Данилова. – М.: Дрофа, 2017. - 36 с.
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 , с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 21.04.2016г. № 459);
- Учебный план МОУ «СОШ №3» на 2018-2019 учебный год, который отводит на изучение предмета 35 часов за один год обучения в 7 классе, в неделю – 1 час.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу для 7 класса Г.И. Даниловой:
- Искусство: Мир и человек в искусстве. 7 кл.: учебник/ Г. И. Данилова. – М.: Дрофа, 2014. – 253, [3] с.: ил.
Освоение предмета «Искусство» предполагает формирование духовно-ценностных ориентиров, создание художественно-творческой среды как пространства становления личности, развитие художественно-образного мышления. Одна из важных составляющих курса — формирование ключевых компетенций, направленных в первую очередь на готовность школьников использовать в реальной жизни полученные на уроках знания, умения и способы деятельности.
Образовательные задачи курса:
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
- постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
- освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
- знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
- интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные задачи курса:
- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
- способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
- развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Требования к результатам обучения и воспитания по предметной области «Искусство» для 7 класса определены ФГОС и включают в себя личностные,
метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
• формирование мировоззрения, целостного представления о мире и искусстве;
• духовно-нравственное развитие личности школьника;
• выработка у школьников потребности общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, нахождения в них нравственной опоры и духовно-ценностных ориентиров;
• формирование толерантного отношения к разнообразным культурным проявлениям;
• развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;
• накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;
• развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
• гармонизация интеллектуального и духовного развития личности.
Метапредметные результаты:
- Уважать историю своего Отечества, выраженную в художественных образах;
- осознавать международный, межнациональный характер искусства;
- анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства;
- высказывать суждение о творческой работе одноклассников;
- эмоционально воспринимать народное искусство во всем его многообразии;
- рассуждать об истоках национальных традиций, основе профессиональных школ;
- осознавать единство формы и содержания в изделиях народного искусства;
- передавать особенности народных (региональных) традиций в разнообразной художественной деятельности;
- самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства;
- применять компьютер для обработки визуальной информации, синтеза изображений;
- воплощать творческие идеи с помощью современных компьютерных технологий;
- самостоятельно применять отдельные компьютерные программы для подготовки презентаций, оформления иллюстрированных журналов и пр.;
- принимать участие в разработке различных художественно-творческих проектов с применением ИКТ (реклама, открытка, визитная карточка, эскизы и модели одежды, транспорта, мебели и т. д.)
- различать общее и специфическое в искусстве разных народов;
- понимать важную информационную, организующую роль искусства в современном мире;
- понимать причины возникновения искусства;
- понимать специфику языка народного искусства, фольклорных традиций народов мира;
- осознавать единство формы и содержания в изделиях народного искусства;
- участвовать в коллективной художественно-творческой деятельности (игры, обряды, изготовление предметов быта и др.);
- раскрывать взаимосвязь народного искусства с мировой художественной культурой;
- передавать особенности народных (региональных) традиций в разнообразной художественной деятельности;
- самостоятельно исследовать с помощью сети Интернет многообразие современной этнической музыки (звучание народных инструментов, характерный ритмический рисунок, манера исполнения и т. п.);
- самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства;
- воплощать творческие идеи с помощью современных компьютерных технологий;
Предметные результаты:
- Различать тему, сюжет и содержание произведения искусства; Осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природе, явлениям, в воспитании эстетического вкуса, в морально-нравственной позиции личности;
- знать главные темы искусства, особенности отражения действительности в произведениях искусства;
- видеть разницу в изображении человека, природы, быта и исторических событий в искусстве разных эпох;
- воспринимать и анализировать связи произведения искусства с культурными и историческими событиями;
- осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природе, явлениям, в воспитании эстетического вкуса, в морально-нравственной позиции личности;
- осознавать значение искусства в жизни современного человека;
- знать причины возникновения искусства;
- понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы;
- рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве;
- эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства;
- уметь анализировать и интерпретировать произведения искусства;
- ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства;
- владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса;
- использовать древние символические образы в собственной творческой деятельности, уметь наделять их смыслом, передавать информацию;
- оценивать произведения искусства с позиции восполнения мировой художественной культуры;
- высказывать собственное отношение к произведению искусства;
- понимать специфику восприятия различных визуальных произведений
- понимать специфику восприятия различных визуальных произведений;
- различать в общих чертах специфику и виды храмовой живописи и архитектуры;
- создавать в рисунке, живописи, художественном конструировании образы храмов разных религий;
- исполнять отдельные образцы музыки народов мира в соответствии с их жанровой основой;
- собирать и классифицировать художественную коллекцию песен, танцев, обрядовых действ, музыкальных инструментов народов мира, предметов быта, интерьера;
- участвовать в создании простейших аранжировок музыки народов мира с помощью готовых шаблонов;
- воспринимать оперу как вид музыкально-театрального искусства;
- осмысливать основные выразительные средства хореографического искусства;
- самостоятельно определять разновидности народного танца;
- изучать с помощью сети Интернет разнообразие народных, классических, современных и бальных танцев.
Контроль результатов учебной деятельности
В течение учебного года предусмотрены разнообразные формы контроля: устный и письменный опросы, написание сочинения (эссе), тестирование,
выступления с сообщениями, докладом, составление компьютерных презентаций, выполнение творческих заданий (рисунок, коллаж, участие в спектакле и пр.), участие в проектной деятельности. Для диагностики результатов обучения используются конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и т. п.
Функции контроля:
• контролирующая — состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся на данном этапе обучения;
• обучающая — заключается в совершенствовании знаний и умений, повторении и закреплении изученного материала;
• диагностическая — необходима для получения информации об уровне усвоения материала и корректирования дальнейшей учебной работы;
• прогностическая — позволяет прогнозировать дальнейшие результаты учебной деятельности;
• развивающая — стимулирует познавательную активность учащихся, совершенствует их творческие способности, эстетический вкус;
• воспитывающая — формирует ценностное отношение к искусству, ответственное отношение к учению, дисциплину, аккуратность, честность.
Виды контроля:
• внешний — осуществляется учителем;
• взаимный — одноклассники проверяют уровень знаний и умений друг друга;
• самоконтроль.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» предполагает связное и полное изложение изученного материала, его понимание, необходимые примеры.
Оценка «4» ставится, если ученик связно и полно излагает изученный материал, обнаруживает понимание материала, может привести необходимые
примеры, но допускает 1—3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, допускает
ошибки в определении понятий, не приводит примеры.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировках определений, искажающие их смысл, беспорядочно излагает материал.
Оценка письменных ответов (эссе) учащихся
Ответ оценивается в 5 баллов, если:
• представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
• проблема раскрыта на теоретическом уровне, с обоснованием, корректным использованием терминов и понятий в контексте ответа;
• дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Ответ оценивается в 4 балла, если:
• представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
• проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются);
• дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Ответ оценивается в 3 балла, если:
• представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
• проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;
• дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования.
Ответ оценивается в 2 балла, если:
• представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы, но проблема раскрыта на бытовом уровне; аргументация своего мнения слабо связана с рассматриваемым произведением.
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок:
• существенные ошибки свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории и истории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала;
• несущественные ошибки возникают в случаях подмены одного термина или понятия другим, нехарактерного факта (явления) или одного из несколь-ких признаков, например, сферы применения, области воздействия.
К недочетам в ответе относятся оговорки, описки, если они не влияют на правильность выполнения задания. Итоговые отметки учащимся выставляются на основе отметок за четверти (полугодия) с учетом индивидуальных достижений каждого ученика (по максимальному баллу).
Тематика курса предполагает рассуждения школьников, размышления, выражение собственной точки зрения, создание творческих работ, урочную и
внеурочную деятельность по предмету. В связи с этим итоговые результаты могут быть оформлены как дневник художественных впечатлений.
Дневник художественных впечатлений предназначен для записи размышлений по поводу различных произведений искусства, изученных на уроке или самостоятельно.
Выведение итоговых оценок
- За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по истории искусства.
- Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Мир и Человек в художественных образах | 12 |
2 | Искусство народов мира | 23 |
I раздел. Мир и Человек в художественных образах
Божественный идеал в религиях мира (2 часа)
Божественный идеал в буддизме, иудаизме, исламе и христианстве
Святые и святость (1 час)
Прочность народных традиций, направленных на сохранение памяти о святых, их отражение в произведениях устного народного творчества. Образ святого Себастьяна в искусстве Возрождения. Князья Борис и Глеб — первые святые, канонизированные Русской православной церковью
Герои и защитники Отечества (2 часа)
Георгий Победоносец — мужественный воин и доблестный защитник Отечества. Образ святого Георгия в истории мирового искусства. Александр Невский — защитник земли Русской — в произведениях искусства
Идеал благородного рыцарства (1 час)
Благородный и доблестный рыцарь — идеал человека в эпоху Средневековья. Понятие о рыцарском кодексе чести. Примеры мужественных деяний рыцарей в истории мирового искусства
Священный идеал материнства (1 час)
Образ Богоматери — ведущая тема средневекового искусства. Мадонны титанов Возрождения. Образ Богородицы на Руси. Основные типы изображения Богородицы в древнерусской иконописи
Проверочная работа по теме «Идеалы Человека в искусстве». 1 час
Лики женской красоты в русской живописи (1 час)
Шедевры русского женского портрета. Женские образы в русском изобразительном искусстве. Тема материнства и нелегкой женской судьбы
Человек в мире природы (1 час)
Человек на Земле. Земля как дар человеку и источник его вдохновения. Отношение к природе в искусстве древнейших эпох. Пантеизм эпохи
Возрождения. Изменение представлений человека о природе в последующие эпохи
Времена года (1 час)
Смена времен года, запечатленная в разных видах искусств. Философское осмысление темы как смены периодов человеческой жизни
Человек в художественной летописи мира (1 час)
Изменение представлений человека о его месте и роли в природе, обществе, государстве. Нравственные ценности и идеалы человека в различные исторические эпохи и их отражение в произведениях искусства
II раздел. Художественная культура народов мира
Художественные символы народов мира (1 час)
Мировая художественная культура как совокупность множества культур народов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении веков. Художественные и поэтические символы народов мира
Единство и многообразие культур (1 час)
Культура народов мира — общее достояние человечества. Универсальность идей мировой культуры и их постижение через шедевры искусства. Национальная самобытность и ее воплощение в культуре разных народов, стран и континентов
Героический эпос народов мира (1 час)
Понятие о героическом эпосе, художественно отражающем представления человека о прошлом, воссоздающем целостные картины народной жизни. Героический эпос — результат коллективного народного творчества
Проверочная работа по теме «Идеалы Человека в искусстве и культура народов мира». 1 час
Герои и темы народного эпоса (1 час)
Общие черты произведений героического эпоса. Повторяемость тем и сюжетов, общность характеристик главных героев
Храмовая архитектура (2 часа)
Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, отразившая представления человека об устройстве мироздания
Дом — жилище человека (1 час)
Многообразие жилых построек. Искусство их возведения, характерные особенности устройства, оригинальность архитектурных решений
Древнерусская иконопись (1 час)
Древнерусская иконопись — уникальное явление в мировой художественной культуре. Следование византийским канонам, выработка собственного способа отражения религиозных представлений. Исключительная роль иконы в жизни человека
Книжная миниатюра Востока (1 час)
Искусство книжной миниатюры Востока, ее условный и декоративный характер, особенности изображения человека. Излюбленные сюжеты
Скульптура Тропической и Южной Африки (1 час)
Самобытность культуры народов Африки. Традиционные маски народов Африки как отражение религиозных представлений о мире, их символическое значение
Искусство орнамента (1 час)
Как и почему возник орнамент, его отличие от живописи. Элементы-мотивы древнейших орнаментов. Единство мотивов и ритмов
Художественные промыслы России (1 час)
Народное искусство как основа национальной культуры, память человечества о своем прошлом. Русская игрушка как отражение народных представлений о мире, добре и красоте. Форма и декор народной игрушки, отражение в ней древнейших представлений и верований человека
Праздники и обряды народов мира (1 час)
Праздник — неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной народной культуры. Понятие об обряде как совокупности установленных обычаем действий, связанных с религиозными или бытовыми традициями жизни
Проверочная работа по теме «Культура народов мира». 1 час
Идут по Руси скоморохи... (1 час)
Народное искусство скоморохов, первые упоминания о них в произведениях устного народного творчества. Судьба скоморошества на Руси, отношения скоморохов с представителями церковной власти. Актерское мастерство, импровизация, комизм. Пролог к искусству цирка, эстрады и кукольного театра
В музыкальных театрах мира: Пекинская опера (1 час)
Пекинская музыкальная драма — уникальное явление мировой художественной культуры. История создания и основные этапы развития. Основа сюжетов, актерское мастерство, условный характер декораций и реквизита
Искусство кукольного театра (1 час)
История возникновения кукольного театра. Любимые герои кукольного театра в странах Западной Европы. Кукольный театр теней в Индонезии, его
происхождение и символическое звучание. Роль оркестра
Музыка в храме (1 час)
Музыка как синтез искусств, особое храмовое действо. Вокальное и хоровое пение и колокольные звоны — основа музыкальной традиции православия. Выдающиеся композиторы, создававшие русскую церковную музыку. Культовая музыка ислама и буддизма
Колокольные звоны Руси (1 час)
Русская колокольная музыка как часть православной культуры. Виды колокольных звонов, их тембровое богатство и ритмическое своеобразие. История знаменитых русских колоколов
В песне — душа народа (1 час)
Развитие традиций песенного искусства, особенности исполнения народных песен. Разновидности русских народных песен и их художественная выразительность. Роль поэтической символики
Радуга русского танца. Искусство индийского танца (1 час)
Русский танец как вид народного творчества, его многовековая история и традиции. Характерные черты русского народного танца. Хоровод как простейшая форма танца, сочетание пения и драматического действия
Происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Система индийского классического танца, ее основные положения. Мудра — танцевальный язык жестов танцора. Синтетический характер индийского танца
Итоговый урок (1 час)
Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся
Искусство: Мир и человек в искусстве. 7 кл.: учебник/ Г. И. Данилова. – М.: Дрофа, 2014. – 253, [3] с.: ил.
Для учителя
Искусство: Мир и человек в искусстве. 7 кл.: учебник/ Г. И. Данилова. – М.: Дрофа, 2014. – 253, [3] с.: ил.
Искусство: 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику Г. И. Даниловой/ Е.Ю. Васильева. – М.: Дрофа, 2016. – 64 с.
Искусство: 7 класс: методическое пособие к учебнику Г. И. Даниловой / Е. О. Гайская. — М.: Дрофа, 2017. — 190 с.
Интернет-ресурсы
Коллекция Российского общеобразовательного портала — http://artclassic.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — http://fcior.edu.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам — http://window.edu.ru/
Портал «Культура России» — http://www.russianculture.ru/
Портал «Музеи России» — http://www.museum.ru/
История изобразительного искусства — http://www.arthistory.ru/
Всеобщая история искусств — http://www.artyx.ru/
Классическая музыка — http://www.classic-music.ru/
Ресурсы по изобразительному искусству — http://www.wm-painting.ru
Медиаэнциклопедия ИЗО — http://visaginart.nm.ru/
Музейные головоломки: интеллектуальные игры — http://www.muzeinie-golovolomki.ru/
Музыкальная коллекция Российского образовательного портала — http://music.edu.ru/
Портрет художника с необычной стороны — http://www.artcontext.info/
Свободная энциклопедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/
Крупнейший видео-сайт - http://www.youtube.com/ (youtube.com)
Православный портал - http://www.pravoslavie.ru/foto/set1057.htm
Энциклопедия «Народы и религии мира» — http://www.cbook.ru/peoples/
Виртуальный каталог икон — http://www.wco.ru/icons/
Классическая музыка — http://classiconline.ru/
Русские иконы XI—XVI вв. — http://www.abcgallery.com/l/icons.html
Библиотека Якова Кротова — http://krotov.info/
Три богатыря — http://3bogatirya.ru/
Самые необычные дома мира — http://neobychno-neobychno.blogspot.com/
Народные промыслы России — http://brevia.ru/
Праздники. Фестивали. Карнавалы — http://festivali-um.ru/
Русская народная музыка — http://folkmusic.ru/
История архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура — http://www.archi-tec.ru
История фотографии — http://photo.far-for.net/
Искусство дизайна — http://ges-design.ru/
РАЗДЕЛ III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарные сроки | № урока | Раздел, темы | Количество часов | Планируемые результаты | |
Универсальные учебные действия | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | ||||
I раздел. Мир и человек в художественных образах | |||||
1-2 | Божественный идеал в религиях мира | 2 | Предметные: уважение и осознание ценности культуры других народов, освоение её - духовного потенциала Метапредметные: формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством. Личностные: формирование представлений о системе общечеловеческих ценностей. | Описывать идеал Человека (Бога) в крупнейших религиях мира: буддизме, христианстве, исламе, индуазме. | |
3 | Святые и святость | 1 | Личностные: формирование представлений о системе общечеловеческих ценностей, развитие образного восприятия. Метапредметные: использование сравнения, обобщения, формирование информационных умений. Предметные: восприятие смысла художественного образа, понимание условности языка искусства | Характеризовать святых в народе: апостолы Пётр и Павел, Андрей Первозванный, Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, С. Сваровский. Объяснять почему именно человек обращался с молитвами о помощи к ним. Раскрывать смыл понятия юродивые. | |
4-5 | Герои и защитники Отечества | 2 | Личностные: формирование представлений о системе общечеловеческих ценностей, накопление опыта эстетического переживания. Метапредметные: формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений, определение целей и задач учебной деятельности. Предметные: осознание ценности и места отечественного искусства, восприятие и анализ эстетических ценностей | Характеризовать праведную жизнь Георгия Победоносца. Объяснять почему он стал воплощение защитника Отечества. Описывать образ Георгия Победоносца, и почему этот образ не утратил значение до сегоднейшего дня. Описывать художественный образ Александра Невского в произведениях искусства. | |
6 | Идеал благородного рыцарства | 1 | Личностные: формирование представлений о системе общечеловеческих ценностей, развитие образного восприятия. Метапредметные: формирование исследовательских и информационных умений, использование сравнения, обобщения. Предметные: восприятие и анализ эстетических ценностей, высказывание мнения о достоинствах произведений высокого искусства | Описывать идеал благородного рыцарства. Характеризовать основные качества рыцарей, которые были отражены в кодексе чести. Описывать рыцарские турниры и участие рыцарей в военных сражениях. | |
7 | Священный идеал материнства | 1 | Личностные: развитие образного восприятия, накопление опыта эстетического переживания. Метапредметные: применение методов познания через художественный образ. Предметные: осознание ценности и места отечественного искусства, восприятие и анализ эстетических ценностей, высказывание мнения о достоинствах произведений высокого искусства | Описывать шедевры византийской и древнерусской иконописи, запечатлевших образ Богоматери. Характеризовать основные типы изображения Богородицы в древнерусском искусстве. Характеризовать особенности воплощения образа женщины-матери в произведениях искусства XX века. | |
8 | Проверочная работа по теме «Идеалы человека в искусстве» | 1 | Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательными заданиями | Контроль знаний. | |
9 | Лики женской красоты в русской живописи | 1 | Личностные: развитие образного восприятия, накопление опыта эстетического переживания. Метапредметные: применение методов познания через художественный образ. Предметные: осознание ценности и места отечественного искусства, восприятие и анализ эстетических ценностей, высказывание мнения о достоинствах произведений высокого искусства | Знать шедевры русского женского портрета. Характеризовать женские образы в русском изобразительном искусстве. Объяснять смысл материнства и нелегкой женской судьбы | |
10 | Человек в мире природы | 1 | Личностные: формирование представлений о системе общечеловеческих ценностей. Метапредметные: формирование исследовательских, коммуникативных, информационных умений Предметные: восприятие через поиск в видимых формах и явлениях природы выражения характера или настроения; осознание потенциала искусства в формировании отношения к природе | Человек на Земле. Земля как дар человеку и источник его вдохновения. Знать отношение к природе в искусстве древнейших эпох. Понимать пантеизм эпохи Возрождения. Характеризовать изменение представлений человека о природе в последующие эпохи | |
11 | Времена года | 1 | Личностные: накопление опыта эстетического переживания. Метапредметные: поиск аналогов в искусстве. Предметные: восприятие через поиск в видимых формах и явлениях природы выражения характера или настроения; осознание потенциала искусства в формировании отношения к природе | Знать смену времен года, запечатленная в разных видах искусств. Понимать философское осмысление темы как смены периодов человеческой жизни | |
12 | Человек в художественной летописи мира | 1 | Личностные: формирование представлений о системе общечеловеческих ценностей. Метапредметные: формирование исследовательских, коммуникативных, информационных и социально-эстетических компетенций, умение определять цели и задачи учебной деятельности. Предметные: ориентация в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства | Понимать изменение представлений человека о его месте и роли в природе, обществе, государстве. Знать нравственные ценности и идеалы человека в различные исторические эпохи и их отражение в произведениях искусства | |
13 | Художественные символы народов мира | 1 | Личностные: формирование представлений о системе общечеловеческих ценностей. Метапредметные: формирование эмоцио- нально-образного мышления. Предметные: уважение и осознание ценности культуры других народов, освоение её духовно- го потенциала, умение понимать условность изображения и механизм визуализации | Характеризовать мировую художественную культуру как совокупность множества культур народов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении веков. Знать художественные и поэтические символы народов мира | |
14 | Единство и многообразие в искусстве | 1 | Личностные: формирование представлений о системе общечеловеческих ценностей. Метапредметные: формирование исследо- вательских, коммуникативных и информаци- онных умений. Предметные: уважение и осознание ценности культуры других народов, освоение её духовно- го потенциала, умение понимать условность изображения и механизм визуализации | Культура народов мира — общее достояние человечества. Знать универсальность идей мировой культуры и их постижение через шедевры искусства. Понимать национальную самобытность и ее воплощение в культуре разных народов, стран и континентов | |
15 | Героический эпос народов мира | 1 | Личностные: формирование целостного представления о мире и формах искусства Метапредметные: формирование информационных и социально-эстетических компетенций, поиск аналогов в искусстве Предметные: уважение и осознание ценности культуры других народов, освоение её духовно- го потенциала | Иметь представление о героическом эпосе, художественно отражающем представления человека о прошлом, воссоздающем целостные картины народной жизни. Характеризовать героический эпос как результат коллективного народного творчества | |
16 | Проверочная работа по теме «Идеалы Человека в искусстве и культура народов мира» | 1 | Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательными заданиями | Контроль знаний. | |
17 | Герои и темы народного эпоса | 1 | Личностные: формирование целостного представления о мире и формах искусства Метапредметные: применение методов анализа, синтеза, сравнения, обобщения и систематизации. Предметные: ориентация в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства | Знать общие черты произведений героического эпоса. Понимать повторяемость тем и сюжетов, общность характеристик главных героев | |
18-19 | Храмовая архитектура | 2 | Личностные: формирование целостного представления о мире и формах искусства. Метапредметные: формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством. Предметные: усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности, уважение и осознание ценности культуры других народов, осознание ценности и места в ней отечественного искусства | Знать своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Характеризовать храм как универсальную модель мира, отразившую представления человека об устройстве мироздания | |
20 | Дом – жилище человека | 1 | Личностные: формирование целостного представления о мире и формах искусства. Метапредметные: различие общего и специфичного в искусстве разных народов; применение методов познания через художественный образ. Предметные: усвоение особенностей языка иконописи и художественных средств выразительности, уважение и осознание ценности культуры других народов | Знать многообразие жилых построек. Характеризовать искусство их возведения, характерные особенности устройства, оригинальность архитектурных решений | |
21 | Древнерусская иконопись | 1 | Личностные: формирование целостного представления о мире и формах искусства. Метапредметные: применение методов познания через художественный образ; понимание условности языка изобразительного искусства. Предметные: усвоение особенностей языка иконописи и художественных средств выразительности, описание явления искусства, используя специальную терминологию; осознание ценности отечественного искусства | Характеризовать древнерусскую иконопись как уникальное явление в мировой художественной культуре. Знать способы отражения религиозных представлений. Понимать исключительную роль иконы в жизни человека | |
22 | Книжная миниатюра Востока | 1 | Личностные: формирование целостного представления о мире и формах искусства. Метапредметные: применение методов познания через художественный образ. Предметные: усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности, уважение и осознание ценности культуры других народов, освоение её духовного потенциала | Характеризовать искусство книжной миниатюры Востока, ее условный и декоративный характер, особенности изображения человека. Излюбленные сюжеты | |
23 | Скульптура Тропической и Южной Африки | 1 | Личностные: формирование целостного представления о мире и формах искусства. Метапредметные: применение методов познания через художественный образ. Предметные: усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности, уважение и осознание ценности культуры других народов, освоение её духовного потенциала | Характеризовать самобытность культуры народов Африки. Знать традиционные маски народов Африки как отражение религиозных представлений о мире, их символическое значение | |
24 | Искусство орнамента | 1 | Личностные: формирование целостного представления о мире и формах искусства. Метапредметные: формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством Предметные: усвоение особенностей языка Разных видов искусства, художественных средств выразительности, уважение и осознание ценности культуры других народов; осознание ценности отечественного искусства | Знать как и почему возник орнамент, его отличие от живописи. Элементы-мотивы древнейших орнаментов. Единство мотивов и ритмов | |
25 | Художественные промыслы России | 1 | Личностные: развитие эмоционально-чув-ственной сферы личности в процессе восприятия произведений народного искусства. Метапредметные: формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством; осознание единства формы и содержания в изделиях народного искусства. Предметные: усвоение особенностей языка декоративно-прикладного искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа произведений декоративно-прикладного искусства; различие изученных видов и жанров искусства; осознание ценности отечественного искусства | Характеризовать народное искусство как основу национальной культуры, память человечества о своем прошлом. Русская игрушка как отражение народных представлений о мире, добре и красоте. Знать формы и декор народной игрушки, отражение в ней древнейших представлений и верований человека | |
26 | Праздники и обряды народов мира | 1 | Личностные: формирование представлений о системе общечеловеческих ценностей. Метапредметные: выявление причинно-следственных связей; формирование коммуникативной, информационной компе-тентности в процессе диалога с искусством. Предметные: уважение и осознание ценности культуры других народов, осознание ценности и места в ней отечественного искусства | Характеризовать праздник как неотъемлемую часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной народной культуры. Понятие об обряде как совокупности установленных обычаем действий, связанных с религиозными или бытовыми традициями жизни | |
27 | Проверочная работа по теме «Культура народов мира» | 1 | Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательными заданиями | Контроль знаний. | |
28 | Идут по Руси скоморохи | 1 | Личностные: развитие эмоционально-чув-ственной сферы личности в процессе восприятия произведений народного искусства Метапредметные: формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством; применение методов познания через художественный образ Предметные: осознание ценности и уникальности отечественного искусства | Знать народное искусство скоморохов, первые упоминания о них в произведениях устного народного творчества. Судьба скоморошества на Руси, отношения скоморохов с представителями церковной власти. Актерское мастерство, импровизация, комизм. Пролог к искусству цирка, эстрады и кукольного театра | |
29 | В музыкальных театрах мира: Пекинская опера | 1 | Личностные: развитие эмоционально-чув-ственной сферы личности в процессе восприятия произведений искусства Метапредметные: формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством; применение методов познания через художественный образ Предметные: усвоение особенностей языка Разных видов искусства, художественных средств выразительности, уважение и осознание ценности культуры других народов | Характеризовать пекинскую музыкальную драму как уникальное явление мировой художественной культуры. | |
30 | Искусство кукольного театра | 1 | Личностные: развитие эмоционально-чув-ственной сферы личности в процессе восприятия произведений народного искусства. Метапредметные: формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством; применение методов познания через художественный образ. Предметные: усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности, творческая самореа- лизация; уважение и осознание ценности культуры других народов, осознание ценности и места в ней отечественного искусства | Знать историю возникновения кукольного театра. Любимые герои кукольного театра в странах Западной Европы. Кукольный театр теней в Индонезии, его происхождение и символическое звучание. Роль оркестра | |
31 | Музыка в храме | 1 | Личностные: формирование представлений о системе общечеловеческих ценностей. Метапредметные: формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством; применение методов познания через художественный образ. Предметные: уважение и осознание ценности культуры других народов, освоение её духовного потенциала осознание ценности и уникальности отечественного искусства | Характеризовать музыку как синтез искусств, особое храмовое действо. Вокальное и хоровое пение и колокольные звоны — основа музыкальной традиции православия. Знать выдающихся композиторов, создававшие русскую церковную музыку. Культовая музыка ислама и буддизма | |
32 | Колокольные звоны Руси | 1 | Личностные: формирование представлений о системе общечеловеческих ценностей. Метапредметные: формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством; Предметные: осознание ценности и уникальности отечественного искусства | Понимать русскую колокольную музыку как часть православной культуры. Знать виды колокольных звонов, их тембровое богатство и ритмическое своеобразие. История знаменитых русских колоколов | |
33 | В песне – душа народа | 1 | Личностные: формирование представлений о системе общечеловеческих ценностей. Метапредметные: формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством; Предметные: уважение и осознание ценности культуры других народов, освоение её духовного потенциала осознание ценности и уникальности отечественного искусства | Характеризовать развитие традиций песенного искусства, особенности исполнения народных песен. Знать разновидности русских народных песен и их художественная выразительность. Роль поэтической символики | |
34 | Радуга русского танца. Искусство индийского танца | 1 | Личностные: развитие эмоционально-чувственной сферы личности в процессе восприятия произведений народного искусства. Метапредметные: формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством; применение методов познания через художественный образ. Предметные: усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности, уважение и осознание ценности культуры других народов | Характеризовать русский танец как вид народного творчества. Знать его многовековую историю и традиции. Характерные черты русского народного танца. Хоровод как простейшая форма танца, сочетание пения и драмати-ческого действия Происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Система индийского классического танца, ее основные положения. Мудра — танцевальный язык жестов танцора. Синтетический характер индийского танца | |
35 | Итоговый урок | 1 | Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; Собирать информацию, изучать исторический материал; Самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства | Контрольные работы, творческие работы, итоговое занятие Закрепление знаний, закрепление умений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по предмету «Технология» 2 класс Школа России 2018-2019
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности примен...
Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» 1 класс Школа России 2018-2019
Рабочая программа по музыке для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепция ...
Рабочая учебная программа по предмету: Обществознание 7 класс
Пояснительная записка Рабочая программа по истории разработана с учётом нормативно-правовых документов:Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовани...
Рабочая учебная программа по предмету: Обществознание 6 класс
Пояснительная записка Рабочая программа по истории разработана с учётом нормативно-правовых документов:Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовани...
Рабочая учебная программа по предмету: История Бурятии 9 класс
Пояснительная запискаВ настоящее время, когда во всей стране, в т.ч. Бурятии, пробудился интерес к вопросам своих исторических корней и путей развития наций и народностей, возросла тяга к познанию утр...
Рабочая учебная программа по предмету: История древнего мира 5 класс
Пояснительная запискаРабочая про...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «История искусства» 6 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, рекомендациями Примерной программы общего образования второго по...