РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «История искусства» 6 класс
рабочая программа по мхк (6 класс)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, рекомендациями Примерной программы общего образования второго поколения, особенностями общеобразовательного учреждения и составлена на основе примерной программы по «Искусству» для основного общего образования с учётом авторской программы Г.И. Даниловой (Искусство: 5 – 7 классы: рабочая программа Г. И. Данилова. – М.: Дрофа, 2017. - 36 с.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass.docx | 85.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ИМЕНИ А.П.ИВАНОВА»
Г.БЕЖЕЦКА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«История искусства»
6 класс
на 2019-2020 учебный год
1 час в неделю (всего 35 часов)
Составитель: учитель истории искусства МОУ «СОШ №3 с углубленным изучением музыкальных предметов имени А.П.Иванова» Рудакова Наталья Юрьевна |
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, рекомендациями Примерной программы общего образования второго поколения, особенностями общеобразовательного учреждения и составлена на основе примерной программы по «Искусству» для основного общего образования с учётом авторской программы Г.И. Даниловой (Искусство: 5 – 7 классы: рабочая программа Г. И. Данилова. – М.: Дрофа, 2017. - 36 с.)
Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897;
- Искусство: 5 – 7 классы: рабочая программа Г. И. Данилова. – М.: Дрофа, 2017. - 36 с.
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 , с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 21.04.2016г. № 459);
- Учебный план МОУ «СОШ №3» на 2018-2019 учебный год, который отводит на изучение предмета 35 часов за один год обучения в 6 классе, в неделю – 1 час.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Данилова Г.И. Искусство: Вечные образы искусства. Библия. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2013.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения искусства на данной ступени образования, изложенные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по искусству.
Образовательные задачи курса:
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
- постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
- освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
- знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
- интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные задачи курса:
- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
- способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
- развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты учебной деятельности
Требования к результатам обучения и воспитания по предметной области «Искусство» для 6 класса определены ФГОС и включают в себя личностные,
метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
• формирование мировоззрения, целостного представления о мире и искусстве;
• духовно-нравственное развитие личности школьника;
• выработка у школьников потребности общения с произведениями искусства на протяжении всей
жизни, нахождения в них нравственной опоры и духовно-ценностных ориентиров;
• формирование толерантного отношения к разнообразным культурным проявлениям;
• развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;
• накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;
• развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
• гармонизация интеллектуального и духовного развития личности.
Метапредметные результаты (формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством):
• способность выявлять причинно-следственные связи;
• развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
• формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
• применение методов познания через художественный образ;
• использование методов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
• самостоятельная оценка достигнутых результатов.
Предметные результаты:
• наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
• восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
• осознание места и роли Библии и религиозного искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
• ориентация на общечеловеческие ценности;
• усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условностей языка искусства;
• классификация изученных объектов и явлений культуры, структурирование изученного материала, информации, полученной из разных источников;
• формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;
• развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора;
• реализация своего творческого потенциала при выполнении самостоятельной работы.
Требования к уровню подготовленности предполагают овладение школьниками универсальными учебными действиями, которые создают возможность самостоятельного успешного освоения различных компетентностей, в том числе в области искусства и культуры.
Ученик должен знать:
— основные библейские сюжеты и образы, их интерпретацию в произведениях искусства;
— историческую основу и структуру Библии как источника образов мирового искусства;
— различные виды искусства и особенности их художественного языка;
— особенности художественного творчества различных эпох.
Ученик должен понимать:
— эмоционально-ценностную и художественно-эстетическую значимость библейских текстов и произведений искусства;
— интеграционную взаимосвязь культуры прошлого и настоящего, различных видов искусства, индивидуальности и окружающего мира.
Ученик должен уметь:
— определять библейские сюжеты в произведениях мирового и отечественного искусства;
— проводить параллели, находить аналогии в произведениях искусства различных эпох и стилей;
— обобщать информацию, выявляя особенности религиозного искусства;
— сопоставлять сюжеты и героев для выявления нравственного смысла;
— выражать свои мысли и эмоции в творческих работах;
— логически выстраивать систему доказательств собственного взгляда на проблему.
Ученик должен владеть:
— основами элементарного анализа произведений искусства;
— основами искусства ведения диалога, дискуссии.
Контроль результатов учебной деятельности
В течение учебного года предусмотрены разнообразные формы контроля: устный и письменный опросы, написание сочинения (эссе), тестирование,
выступления с сообщениями, докладом, составление компьютерных презентаций, выполнение творческих заданий (рисунок, коллаж, участие в спектакле и пр.), участие в проектной деятельности. Для диагностики результатов обучения используются конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и т. п.
Функции контроля:
• контролирующая — состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся на данном этапе обучения;
• обучающая — заключается в совершенствовании знаний и умений, повторении и закреплении изученного материала;
• диагностическая — необходима для получения информации об уровне усвоения материала и корректирования дальнейшей учебной работы;
• прогностическая — позволяет прогнозировать дальнейшие результаты учебной деятельности;
• развивающая — стимулирует познавательную активность учащихся, совершенствует их творческие способности, эстетический вкус;
• воспитывающая — формирует ценностное отношение к искусству, ответственное отношение к учению, дисциплину, аккуратность, честность.
Виды контроля:
• внешний — осуществляется учителем;
• взаимный — одноклассники проверяют уровень знаний и умений друг друга;
• самоконтроль.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» предполагает связное и полное изложение изученного материала, его понимание, необходимые примеры.
Оценка «4» ставится, если ученик связно и полно излагает изученный материал, обнаруживает понимание материала, может привести необходимые
примеры, но допускает 1—3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, допускает
ошибки в определении понятий, не приводит примеры.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировках определений, искажающие их смысл, беспорядочно излагает материал.
Оценка письменных ответов (эссе) учащихся
Ответ оценивается в 5 баллов, если:
• представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
• проблема раскрыта на теоретическом уровне, с обоснованием, корректным использованием терминов и понятий в контексте ответа;
• дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Ответ оценивается в 4 балла, если:
• представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
• проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются);
• дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Ответ оценивается в 3 балла, если:
• представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
• проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;
• дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования.
Ответ оценивается в 2 балла, если:
• представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы, но проблема раскрыта на бытовом уровне; аргументация своего мнения слабо связана с рассматриваемым произведением.
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок:
• существенные ошибки свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории и истории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала;
• несущественные ошибки возникают в случаях подмены одного термина или понятия другим, нехарактерного факта (явления) или одного из несколь-ких признаков, например, сферы применения, области воздействия.
К недочетам в ответе относятся оговорки, описки, если они не влияют на правильность выполнения задания. Итоговые отметки учащимся выставляются на основе отметок за четверти (полугодия) с учетом индивидуальных достижений каждого ученика (по максимальному баллу).
Тематика курса предполагает рассуждения школьников, размышления, выражение собственной точки зрения, создание творческих работ, урочную и
внеурочную деятельность по предмету. В связи с этим итоговые результаты могут быть оформлены как дневник художественных впечатлений.
Дневник художественных впечатлений предназначен для записи размышлений по поводу различных произведений искусства, изученных на уроке или самостоятельно.
Выведение итоговых оценок
- За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по истории искусства.
- Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Сюжеты и образы Ветхого Завета | 15 |
3 | Сюжеты и образы Нового Завета | 19 |
I раздел. Введение.
Введение. Библия – книга книг. 1 час
В мире библейских сюжетов и образов. Библия—величайший памятник литературы, истории, источник сюжетов и образов мирового искусства. Ветхий и Новый Завет. Духовное богатство, красота библейских сюжетов и образов как источник творческого вдохновения.
II раздел. Сюжеты и образы Ветхого Завета
Сотворение мира. 1 час
Первые строки Библии о сотворении мира. Микеланджело, его фрески в Сикстинской капелле Ватикана. Борьба Саваофа с хаосом, мраком и неподвижностью материи. Саваоф Микеланджело — первый художник и ваятель Земли, обладающий безграничными творческими возможностями. У. Блейк «Сотворение мира». Оратория И. Гайдна «Сотворение мира»— восторженный гимн жизни и Человеку. Фрески Микеланджело «Сотворение Адама», «Сотворение растений и небесных светил» и «Отделение суши от воды». Картина Я. Тинторетто «Сотворение животных».
Жизнь первых людей на Земле. 1час
«Сотворение Евы»— фреска Микеланджело в Сикстинской капелле, ее аллегорический смысл. Картины В. Васнецова «Блаженство рая» и «Искушение Евы змием» во Владимирском соборе Киева. Интерпретация сюжета в стихотворении И. Бунина «Искушение». Сюжет о грехопадении первых людей и его смысл. Фреска Микеланджело «Грехопадение и изгнание из рая». Два разновременных эпизода библейской легенды: последний миг безмятежного счастья в раю и жестокий удар судьбы за совершенный грех. Внутренний протест Адама, готового защитить Еву. Фреска Мазаччо «Изгнание Адама и Евы из рая»— драматизм сюжета, безысходное отчаяние и стыд первых людей. Меч, занесенный над их головами, как символ справедливого возмездия за грехи. Библейская легенда о жизни первых людей в поэме Д. Мильтона «Потерянный рай». Идея свободы человеческой личности, добровольности греха и ответственности человека за свои поступки. Противоречия жизни и смерти, добра и зла, «божьего» и «дьявольского» в музыке А. Петрова к балету «Сотворение мира». Тема разрушения и бесчисленных бед, выраженная в музыке и танце. Экспрессия чувств и радость любви, озарившие жизнь первых людей. Фрагмент «Адам и Ева» из художественного фильма «Библия в начале» (1966) режиссера Д. Хьюстона, особенности интерпретации сюжета (по выбору).
Каин и Авель. 1 час
Легенда об Авеле и Каине, ее нравственный смысл. Скульптурная группа Д. Дюпре «Каин» и «Убитый Авель». Отсутствие раскаяния и мольбы о пощаде в совершившем злодеяние Каине. Авель— безвинная жертва преступления. Картины А. Лосенко «Каин» и «Авель». Темные страсти, злые помыслы души Каина и страдающая от боли и отчаяния душа Авеля. Поэтическая интерпретация сюжета в поэме Д. Байрона «Каин». Сложный и мучительный путь Каина к преступлению. Каин— бунтарь, усомнившийся в величии Бога. Фрагмент «Каин и Авель» из художественного фильма «Библия в начале». Фрески Феофана Грека «Голова Авеля» и Дионисия «Авель». Кротость, смирение, покорность и доброта, переданные в произведениях.
Всемирный потоп. 1 час
Легенда о Всемирном потопе и ее символическое звучание. Строительство Ноева ковчега. Картина Ф. Бруни «Всемирный потоп». Сила человеческих чувств и эмоций, переданных в произведениях художников. Фреска Микеланджело «Потоп» в Сикстинской капелле Ватикана. Человек перед лицом приближающейся смерти, изображение его сильных и слабых сторон. Драматизм сюжета и надежда людей на спасение. Мозаики «Ной выпускает голубя из ковчега» и «Ной и животные покидают ковчег» в соборе Сан-Марко в Венеции. Фрагмент «Ной и Великий потоп» в художественном фильме «Библия в начале».
Вавилонская башня. 1 час
Легенда о Вавилонском столпотворении, ее смысл. «Вавилонская башня» П. Брейгеля— наглядный урок людской глупости, человеческой гордыни и греховной самонадеянности. Гротескный язык художника, передающий впечатление немыслимой грандиозности сооружения. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении С. Надсона «Вавилон». Прославление созидательного человеческого труда или дерзкое желание простых смертных возвыситься в своем величии до Бога? Смысл и происхождение устойчивых сочетаний «вавилонское столпотворение» и «смешение языков».
Ветхозаветная Троица и призвание Авраама. 1 час
Миссия праведного Авраама— сохранить для человека истинную веру в Бога. Явление Аврааму Бога и двух ангелов в виде трех странников, глубокий нравственный смысл этой встречи. Сюжет «Ветхозаветная Троица» в древнерусском изобразительном искусстве. Фреска Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде. Византийский канон в интерпретации сюжета. Необходимость подчиняться провидению, молчаливая покорность судьбе — главные темы произведения. «Троица» Андрея Рублева — глубочайшее по мысли и силе мастерства художественное произведение. Отход автора от византийских и греческих канонов. Художественный образ единства, жертвенной любви и добра. Икона Симона Ушакова «Святая Троица» (по выбору). Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении Л. Андреева «Троица».
Проверочная работа по теме «Сотворение мира и первые библейские сюжеты». 1 час
Жертвоприношение Авраама. 1 час
Принесение Исаака в жертву — утверждение идеи абсолютного послушания Богу и верности данному слову. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении И. Бродского «Исаак и Авраам» (диалогичность повествования). Символический смысл поэтических образов. Картина Тициана «Жертвоприношение Авраама». Немое противоборство, негодующий вызов небесам, требующим слишком дорогую жертву во имя любви к Богу. «Жертвоприношение Авраама» Рембрандта. Философские раздумья автора о человеческих судьбах. Напряженность и драматизм происходящего, переданные художественными средствами. Особенности трактовки сюжета в картине А. Лосенко «Жертвоприношение Авраама». Безвинно страдающий Исаак — покорная жертва. Поединок жестов и взглядов Авраама и небесного ангела. Изумление, скорбная решимость, ужас Авраама, вынужденного совершить этот жестокий поступок. Фрагмент «Авраам и Сарра» в художественном фильме «Библия в начале» (по выбору).
Чудесный сон Иакова. 1 час
Сюжет благословения Иакова в картине Х. Риберы «Исаак благословляет Иакова», таинственность происходящего. Э. Мурильо «Благословение Иакова Исааком». Хитрость Ревекки. Путь Иакова в Месопотамию. Чудесный сон Иакова. Картина Э. Мурильо «Сон Иакова» как воплощение божественного предсказания дальнейшей судьбы иудейского народа (по выбору). Благополучное возвращение Иакова на родную землю. Иаков— родоначальник народа израильского. Иосиф и его братья.
Иосиф и его братья. 1 час
Иосиф — любимый сын Иакова, основные эпизоды его жизни. Продажа Иосифа в рабство. Картина К. Флавицкого «Дети Иакова продают своего брата Иосифа». Жестокость и коварство братьев, покорность Иосифа. Картина Д. Веласкеса «Одежда Иосифа». Иосиф в Египте. Особый дар провидения, снискавший ему расположение египетского фараона. Картина А. Иванова «Иосиф, толкующий сны виночерпию и хлебодару». Великодушие Иосифа, простившего коварных братьев. П. Корнелиус «Иосиф толкует сон фараона» и «Иосиф, узнаваемый братьями» (по выбору).
Мечты о Земле обетованной. 1 час
Избранность Моисея. Сюжет его чудесного спасения в картине П. Веронезе «Нахождение Моисея». Легенда о горящем терновом кусте и ее иносказательный смысл. Картина Д. Фетти «Моисей перед горящим кустом» и переданное в ней божественное предсказание об избавлении израильского народа от страданий и горя. На пути к Земле обетованной. Стихотворение А. Апухтина «Когда Израиля в пустыне враг настиг...». Переход израильтян через Красное море. Книжная миниатюра «Переход через Красное море». «Сбор манны в пустыне»— картина Н. Пуссена. Моисей, показывающий людям, кому они обязаны столь щедрым подарком. Картина Н. Пуссена «Моисей, источающий воду из скалы» — рассказ художника о страданиях людей на пути к Земле обетованной.
Скрижали Моисея. 1 час
Моисей на горе Синай. Десять заповедей, их общечеловеческий и нравственный смысл. Моисей со скрижалями в картинах Рембрандта и Ф.Шампеня (по выбору). Готовность Моисея научить людей жить по законам, данным Богом. Сюжет «Поклонение золотому тельцу» в картине Н. Пуссена. Внимание художника к переменам в действиях и настроениях людей, вызванных неожиданным появлением Моисея. Картина Ф. Бруни «Медный змий». Драматизм происходящего. Просьба Моисея о спасении израильского народа. Образ библейского пророка в скульптуре Микеланджело «Моисей», история его создания. Внимание скульптора к передаче духовных качеств героя. Образ великого пастыря— воплощение сурового и сильного характера. Сопоставление со скульптурой С. Эрьзи «Моисей» и картиной М. Врубеля в Кирилловской церкви Киева (по выбору). Поэтическое воплощение образа в стихотворении В. Ходасевича «Моисей».
Самсон, раздирающий пасть льва. 1 час
Богатырь Самсон— судья, управляющий израильским народом. Гравюра А. Дюрера «Самсон убивает льва» — необыкновенная, сверхъестественная сила героя. Скульптурная группа М. Козловского «Самсон, раздирающий пасть льва» в Большом каскаде фонтанов Петергофа. Образ могучего исполина-богатыря, смело шагнувшего навстречу разъяренному хищнику. Самсон и Далила. Воплощение сюжета в картинах А. Мантеньи «Самсон и Далила» и Рембрандта «Ослепление Самсона». Опера К. Сен-Санса «Самсон и Далила».
Мудрость царя Соломона. 1 час
Вступление Соломона на престол Израиля. Фрагменты из повести А. Куприна «Суламифь». «Песнь песней» царя Соломона — непревзойденное по красоте и поэтичности произведение. Жанр притчи. Притча о двух матерях («Соломоново решение») в картине Н. Пуссена «Суд Соломона». Надежда на справедливое разрешение конфликта в картине Н. Ге «Суд царя Соломона». Легенда о строительстве храма в Иерусалиме, пышность и богатство его внешнего и внутреннего убранства. Соломон и царица Савская. Фреска «Приезд царицы Савской к царю Соломону» Пьеро делла Франчески.
Проверочная работа по теме «Сюжеты и образы Ветхого Завета». 1 час
III раздел. Сюжеты и образы Нового Завета
Рождение и юность Марии. 1 час
Легенда о рождении Марии. Детство и юность Марии. Картина Ф. Сурбарана «Отрочество Марии». Картина Ж. де Латура «Воспитание Богоматери». Картина Тициана «Введение Марии во храм». Сюжет «Обручение Марии» в картине Рафаэля. Торжественность и значительность происходящего события, переданные в образах очаровательной Марии и ее избранника Иосифа. Роль пейзажа и композиции в раскрытии сюжета.
Благая весть. 1 час
Архангел Гавриил приносит Деве Марии Благую весть о непорочном зачатии и рождении Спасителя рода человеческого. Евангелие от Луки и апокрифы— основной источник воплощения сюжета. Художественная интерпретация сюжета в стихотворении М. Кузмина «Благовещение». Древнерусская икона «Устюжское Благовещение». Величавая кротость Богоматери, принявшей Благую весть. Фреска «Благовещение» Фра Беато Анджелико. Изысканная гамма прозрачных тонов, радостная россыпь ярких красок. Элементы реалистической природы, перенесенные в мир божественный. «Благовещение» (Галерея Уффици) и «Благовещение» (Лувр) Леонардо да Винчи. Богатство колористической гаммы, тонкое мастерство в передаче материи и цвета, оригинальность композиции и пейзажного фона. Сопоставление картин С. Мартини и С. Боттичелли на сюжет Благовещения (по выбору). Роман И. Шмелева «Лето Господне».
Чудесное рождение Христа. 1 час
Приход в мир Спасителя— важнейшее событие христианской истории. Звезда Вифлеема как символ, указывающий место рождения Христа. Византийский канон сюжета и его развитие в произведениях древнерусской живописи. Икона «Рождество Христово» (круг Андрея Рублева), воплотившая дух торжественной и величавой тайны. Просветленная сосредоточенность Богоматери, ее погруженность в раздумья о будущей судьбе сына. Новые элементы в изображении сюжета Рождества Христова в эпоху Средневековья и эпоху Возрождения. Стихотворение В. Набокова «В пещере». Духовная музыка русских композиторов: «Слава в вышних Богу» Д. Бортнянского, «Рождественский концерт» В. Титова (по выбору). Особая праздничность и ликующая радость, переданные в музыкальных произведениях. Роман И.Шмелева «Лето Господне» (главы по выбору).
Образы Сретения. 1 час
Принесение первенца Иосифом и Марией в Иерусалимский храм и знаменательная встреча с благочестивым старцем Симеоном. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении И. Бродского «Сретение». Символическое звучание сцены как встречи уходящего века с миром новым, возвестившим о надежде на грядущее спасение. Сюжет Сретения в древнерусской иконописи. Икона «Сретение» из Кашинского иконостаса и переданная в ней торжественность происходящего. Внутренний трепет юной Марии, убежденность вдохновенной Анны-пророчицы, благоговение Иосифа. Молитвенное и бережное приятие младенца старцем Симеоном. Иконы «Сретение» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и из Великого Новгорода. Символическое звучание темы Сретения во фреске Джотто «Принесение во храм». Предчувствие надвигающейся опасности, переданное в напряженном внимании, тревожных жестах и скорбных переживаниях Богоматери. Картина Рембрандта «Симеон в храме». Молитва ветхозаветного праведника Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши...», символизирующая встречу старого и нового миров (по выбору).
Проповедь Иоанна Крестителя. 1 час
Детство и отрочество Иисуса Христа. Иисус на реке Иордан. Основные вехи жизни Иоанна Крестителя: рождение, детство, годы скитаний и проповедническая деятельность. Картина Караваджо «Иоанн Креститель» и ее символическое звучание. Особенности трактовки образа библейского пророка. Аскетический образ жизни и мир духовных поисков, нашедший отражение в картине Г. тот Синт Янса «Иоанн Креститель в пустыне» и иконе Андрея Рублева «Иоанн Предтеча» (по выбору). Картина П. Брейгеля «Проповедь Иоанна Крестителя», необычность трактовки сюжета. Многолюдность композиции, мастерство в изображении внутреннего мира людей, внимающих пророку. Картина А. Иванова «Явление Христа народу». Миг душевного переворота, нравственного очищения и просветления, запечатленный в произведении. Картина П. Веронезе «Христос среди книжников».
Крещение. 1 час
Христианский канон Крещения в произведениях мирового искусства и его поэтическое воплощение в стихотворении С. Полоцкого. Древнерусская икона «Крещение» из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Красочность цветовой гаммы и ее символическое звучание. Особое золотое свечение иконы, придающее ей торжественный и праздничный облик. Живописное воплощение сюжета в эпоху Возрождения. Картина «Крещение Христа» П. делла Франчески. Торжественность и значительность события в картине Эль Греко «Крещение Иисуса». Феерическая игра световых лучей, богатство цветовой гаммы, напряженность и неровность линий. Затаенная светлая печаль на лице Иоанна Крестителя как символ грядущих страданий Христа. Праздник Крещения на Руси и его отражение в картине Б. Кустодиева «Крещение» и романе И.Шмелева «Лето Господне». Стихия народного праздника, воплощенная в этих произведениях. Духовная музыка композитора В. Титова «Днесь Христос на Иордан прииде креститеся».
Творимые чудеса. 1 час
Сюжет об искушении Христа дьяволом в пустыне. Картина И. Крамского «Христос в пустыне», история ее создания. Мучительный выбор дальнейшего жизненного пути, размышления о судьбах человечества. Драма человека, взявшего на себя ответственность за нравственное спасение людей. Двенадцать учеников (апостолов) Иисуса Христа. Брак в Кане Галилейской — первое божественное проявление чудодейственной силы Христа. «Брак в Кане» Джотто и Я. Тинторетто. От будничности, естественности и простоты во фреске Джотто к многофигурной торжественной композиции, передающей впечатление радостного и оживленного праздника в картине Тинторетто. Картина П. Веронезе «Брак в Кане». Картина Рафаэля «Чудесный улов». Диалог Христа и Петра — духовный центр картины. Картина И. Репина «Воскрешение дочери Иаира». Беспокойство и волнение, борьба жизни и смерти, запечатленные художником. Сопоставление с картиной В. Поленова на тот же сюжет. Фреска Т.Мазаччо «Чудо со статиром». Внимание художника не к чудодейственному событию, а к непреклонной воле Христа. Особенности композиции произведения. Знаменательная встреча Христа с фарисеем Никодимом. Картина Н. Ге «Христос и Никодим», глубокий психологизм конфликта, мастерство в передаче внутреннего мира героев. Картина Я.Йорданса «Христос, просвещающий Никодима».
Нагорная проповедь. 1 час
Начало проповеднической деятельности Христа. Нагорная проповедь— суть христианского учения. Поучительный смысл Нагорной проповеди, ее общечеловеческое значение. Иисус с учениками на горе Фавор. Сюжет «Преображения» Иисуса Христа в картине Рафаэля. Необычность события, переданная с помощью композиции, пейзажного фона и колорита картины. Особенности интерпретации сюжета Преображения в иконе Андрея Рублева (по выбору).
Притчи Христа. 1 час
Евангельские притчи Христа, их основное содержание и нравственная основа. Притча о сеятеле и ее иносказательный смысл. Притча о блудном сыне — притча о покаянии и прощении. Картина И. Босха «Блудный сын»— человек перед мучительным выбором своей дальнейшей судьбы. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»— духовное завещание художника грядущим поколениям. Идея всепрощающей любви к униженному и страждущему человеку, мастерство ее художественного воплощения. Притча о слепом и поводыре и ее евангельский источник. Картина П. Брейгеля «Слепые». Обобщенный образ духовной слепоты, берущей верх над слепотой физической. Картина Рембрандта «Притча о работниках на винограднике» и фреска Дионисия «Притча о девах разумных и неразумных».
Тайная вечеря. 1 час
Торжественный въезд Христа в Иерусалим. Фреска Джотто «Вход в Иерусалим». Интерпретация сцены последней трапезы Христа с учениками в произведениях искусства. Предсказание о предательстве и первое причащение апостолов— два аспекта толкования сюжета. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Разрушение и трагическое обретение гармонии, идея бесконечной любви, кротости и смирения. История создания и дальнейшая судьба фрески. Картина Н. Ге «Тайная вечеря». Отступничество Иуды, истолкованное художником как реальный жизненный конфликт. Интерпретация сюжета в картине Я. Тинторетто и на иконе Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Картина Тициана «Динарий кесаря». Моление о чаше. Выход Иисуса с учениками в Гефсиманский сад. Молитва Христа и ее символическое звучание. Картина Н. Ге «Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад». Ощущение надвигающейся неотвратимой беды. Скорбные фигуры апостолов, погруженные в тягостные раздумья. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении Б. Пастернака «Гефсиманский сад» и его сравнение с евангельской историей, изложенной Матфеем и Лукой. Картины А. Мантеньи, Эль Греко и Ф. Бруни
Проверочная работа по теме «Сюжеты и образы Нового Завета». 1 час
«Моление о чаше». 1 час
Роль композиции и художественных деталей в передаче библейского сюжета. Необычность колористического решения произведений. Взятие Христа под стражу. Фреска Джотто «Поцелуй Иуды». Столкновение добра и зла, благородства и предательства.
Что есть истина? 1 час
Иисус на суде Синедриона. Картина Н. Ге «Суд Синедриона. Повинен смерти!». Христос перед судом Пилата. Картина Тициана «Се человек» («Esse Homo»). Психологическое мастерство в создании контрастных образов Христа и его противников. Трагический конфликт, переданный с помощью композиции, светового и колористического решения. Картина Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат». Поединок богатства, власти и сытости с духовным величием, спокойствием и гордостью. Внутренняя готовность Христа страдать и умереть за веру. Скульптура М. Антокольского «Христос перед судом народа». Готовность Христа принять мученическую смерть по требованию обманутого и не понявшего его народа, его непреклонность и уверенность в своей правоте. Величие и благородство человеческого духа.
Страсти Господни. 1 час
Страсти Господни и крестный путь на Голгофу. Бичевание Христа и коронование терновым венцом. Картина Тициана «Коронование терновым венцом». Контраст глубокого страдания человека и цинизма, равнодушия, жестокости палачей. Изображение неотвратимости гибели Христа в картине Эль Греко «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Возвышенная красота и благородство Христа, противопоставленные людской низости, жестокости и яростной злобе. Христос, несущий собственный крест как символ мученических страданий за веру. Фреска Джотто «Несение креста». Четкая детализация образов. Духовное величие, одиночество и незащищенность Христа и Марии перед лицом грубой силы и жестокости. Картина И. Босха «Несение креста». Гротескность изображения лиц мучителей и палачей, их ненависть, злоба, грубость и лицемерие. Спокойное, одухотворенное лицо Христа. Мастерство композиции, роль художественных деталей в произведении. Скорбная процессия на Голгофе. Картина Н. Ге «Голгофа». Условность света, пространства и освещения. Картины И. Крамского «Хохот» («Радуйся, царь иудейский!») и И. Глазунова «Голгофа» (по выбору). Музыка И. С. Баха «Страсти по Иоанну» (вступительный хор), особенности воплощения мысли о величии и трагизме земных страданий Христа (по выбору). Видеофильмы Ф. Дзеффирелли «Иисус из Назарета» и Д. Хеймана «Иисус» (по выбору).
Распятие. 1 час
Распятие— один из самых трагичных сюжетов мирового искусства. Немногословность и емкость евангельского повествования о мученической смерти Христа. Эволюция сюжета в произведениях искусства в различные эпохи. Использование условного языка символов и аллегорий. Средневековый византийский канон и его воплощение в древнерусской живописи. Икона «Распятие» из музея Андрея Рублева и икона «Распятие» Дионисия из Павлово- Обнорского монастыря. Благородство и предельная сдержанность в передаче сюжета. Символическое звучание произведений. «Распятие» Грюневальда (М. Нитхардта). Особое внимание художника к изображению мученических страданий Христа. Потрясающий реализм изображения человека, испытывающего невероятные, страшные муки. Идеал спокойного достоинства и стойкости духа, высокий трагизм его передачи в эпоху Возрождения. Картина П. Веронезе «Голгофа». Мастерство художника в передаче человеческих чувств и переживаний. Необычность композиционного решения, непривычность ракурса в изображении распятого Христа. Роль пейзажа, цветовой гаммы и художественных деталей. Варианты «Распятия» в творчестве Н. Ге. «Распятие» Я. Тинторетто, П. Гогена и С. Дали; особенности интерпретации (по выбору).
Снятие с креста. 1 час
Снятие с креста и погребение Иисуса. Эволюция сюжета в произведениях искусства: от естественности и простоты к усложнению и большей свободе трактовки, увеличению количества персонажей. Картина «Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена. Особое внимание художника к передаче чувств и переживаний героев. Картина П. Рубенса «Снятие с креста» и выраженное в ней представление о совершенном Человеке, прекрасном даже в страдании и смерти. Образ страдальца, нашедшего успокоение в мученической смерти в картине Н. Пуссена. Картина Рембрандта «Снятие с креста»— повествование о горе и страданиях Человека, захватывающее своей простотой и искренностью. Трактовка сюжета в произведении А. ван Дейка.
Пьета. 1час
Пьета (оплакивание)— изображение Богоматери, скорбящей над снятым с креста сыном. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении В. Жуковского «Stabat Mater», выраженное в нем чувство материнской скорби. Древнерусская икона «Положение во гроб» как совершенный образ безутешного материнского страдания. Трагическое звучание темы смерти в картине А.Мантеньи «Мертвый Христос». Необычность композиции, неожиданные ракурсы, колористическое совершенство картины. «Пьета» Микеланджело как вершина человеческой трагедии, страдания и безысходной материнской скорби. История создания произведения. Совершенство мельчайших деталей скульптуры. Дальнейшее развитие сюжета в других произведениях («Пьета», 1550—1555 и «Пьета Ронданини», 1555—1564). Особенности интерпретации темы в произведениях Джотто, Х. Хольбейна, С. Боттичелли, М. Врубеля (по выбору). Музыкальные интерпретации сюжета («Stabat Mater» Д. Перголези, И. С. Баха, Г. Генделя, В. Моцарта, Ф. Шуберта, Ш. Гуно — по выбору).
Воскрешение и Вознесение Христа. 1 час
Явления воскресшего Иисуса Христа ученикам и его чудесное Вознесение — важнейшие темы произведений мирового искусства. Икона Дионисия «Воскресение», ее глубокий нравственный смысл и символическое звучание. Особенности колористического и композиционного решения, роль художественных деталей в раскрытии сюжета. Картина А. Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». Неожиданное, чудесное появление Христа, повергшее женщину в смятение. Фреска П. делла Франчески «Воскресение Христа». Сюжет «Трапеза в Эммаусе» в картине Караваджо. Волнение и удивление учеников Христа, переданные энергичностью поз и жестами рук. Картина Рембрандта «Неверие апостола Фомы». Внимание художника к передаче мыслей и чувств героев. Реакция Фомы «неверующего» на неоспоримые доказательства Воскресения. Сюжет «Вознесение Христа» в картине Эль Греко. Величие и красота образа возносящегося Христа. Одухотворенность лица, исполненного любви и милосердия к людям. Необычность освещения, нервный ритм линий, цветовые контрасты, усиливающие драматизм и торжественность происходящего.
Итоговый урок 1 час
III раздел. Календарно - тематическое планирование
Календарные сроки | № урока | Раздел, темы | Количество часов | Планируемые результаты | |
Универсальные учебные действия | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | ||||
I раздел. Введение. | |||||
1 | Введение. Библия – книга книг | 1 | Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; Формировать «стартовую» мотивацию к обучению. | Библия — величайший памятник литературы, истории, источник сюжетов и образов мирового искусства. Ветхий и Новый Завет. | |
II раздел. Сюжеты и образы Ветхого Завета | |||||
2 | Сотворение мира | 1 | Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; Формировать «стартовую» мотивацию к обучению. Самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства. | Познакомиться с терминами, знать о необходимых для обучения технических средствах и литературных источниках. Первые строки Библии о сотворении мира и отражение этого события в различных видах искусства | |
3 | Жизнь первых людей на Земле | 1 | Объяснять сюжет сотворения мира в произведениях искусства и отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать решения традиционных образов видеть в них многообразное варьирование трактовок. Формирование творческого подхода к обучению, на основе традиционных образов. | Сюжет о грехопадении первых людей и его смысл. Фреска Микеланджело «Грехопадение и изгнание из рая». Научиться различать два разновременных эпизода библейской легенды. | |
4 | Каин и Авель. | 1 | Понимать и объяснять целостность образного строя произведения. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл произведения Анализировать и сравнивать произведения искусства. | Знать смысл легенды об Авеле и Каине, сравнивать особенности изображений библейской легенда в искусстве. | |
5 | Всемирный потоп | 1 | Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; различать тему, сюжет и содержание произведения искусства; Высказывать собственное восприятие произведения искусства; Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений | Объяснять поучительный смысл легенды о Всемирном потопе. Понимать произведения художников на тему этого библейского сюжета. | |
6 | Вавилонская башня | 1 | Уметь видеть в обычном, будничном необыкновенное, особенное, оригинальное; Соотносить литературный образ с художественным произведением. Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений | Знать и понимать поучительный смысл библейской легенды о Вавилонском столпотворении. Картина П.Брейгеля «Вавилонская башня» | |
7 | Ветхозаветная Троица и призвание Авраама | 1 | Высказывать собственное отношение к произведению искусства; Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений: Различать тему, сюжет и содержание произведения искусства; Распознавать и систематизировать материал по стилевым признакам Анализировать и сопоставлять специфику отдельных произведений искусств и культурные особенности эпохи; Оценивать произведения искусства с позиции восполнения мировой художественной культуры | Знать и понимать символический смысл сюжета о Ветхозаветной Троице и его изображение в древнерусском изобразительном искусстве. | |
8 | Проверочная работа по теме «Сотворение мира и первые олимпийские боги» | 1 | Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательными заданиями | Контроль знаний. | |
9 | Жертвоприношение Авраама | 1 | Соотносить литературный образ с художественным произведением. Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства; Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства Различать тему, сюжет и содержание произведения искусства | Извлекать необходимую информацию из текста; Знать библейский сюжет о принесении Исаака в жертву. Символический смысл библейской легенды. | |
10 | Чудесный сон Иакова | 1 | Высказывать собственное отношение к произведению искусства; Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений: Различать тему, сюжет и содержание произведения искусства; Анализировать и сопоставлять специфику отдельных произведений искусств и культурные особенности эпохи; Оценивать произведения искусства с позиции восполнения мировой художественной культуры | Знать и понимать художественное воплощение библейского сюжета о чудесном сне Иакова. Х. Рибера «Исаак благословляет Иакова». Э. Мурильо «Сон Иакова» | |
11 | Иосиф и его братья | 1 | Соотносить литературный образ с художественным произведением. Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства; Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства Высказывать собственное отношение к произведению искусства; понимать специфику восприятия различных визуальных произведений | Знать и понимать художественное воплощение библейского сюжета о Иосифе в Египте. Картина А. Иванова «Иосиф, толкующий сны виночерпию и хлебодару». | |
12 | Мечты о Земле обетованной | 1 | Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства; Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Видеть разницу в изображении человека, природы и исторических событий в искусстве разных эпох; Самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства | Избранность Моисея. Сюжет его чудесного спасения. Легенда о горящем терновом кусте и ее иносказательный смысл. На пути к Земле обетованной | |
13 | Скрижали Моисея | 1 | Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Уметь видеть в обычном, будничном необыкновенное, особенное, оригинальное; Собирать информацию, изучать исторический материал Задавать вопросы по прочитанному тексту, работать в паре. | Сюжет поклонения золотому тельцу. Десять заповедей Моисея, их общечеловеческий и нравственный смысл. Образ библейского пророка в произведениях искусства | |
14 | Самсон, раздирающий пасть льва | 1 | Собирать информацию, изучать исторический материал; Высказывать собственное отношение к произведению искусства; Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений Самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства Извлекать необходимую информацию из текста; Использовать знаково - символические средства; Построение речевого высказывания | Богатырь Самсон — судья народа израильского (на примере произведений искусства). Самсон и Далила. | |
15 | Мудрость царя Соломона | 1 | Осознавать значение искусства в жизни Уметь видеть в обычном, будничном необыкновенное, особенное, оригинальное; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве Высказывать собственное отношение к произведению искусства; Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений: Различать тему, сюжет и содержание произведения искусства; | Притчи царя Соломона их анализ; Извлекать необходимую информацию из текста. Избрание Соломона царем Израиля. Художественные достоинства «Песни песней». Понятие о жанре притчи. Суд Соломона, легенда о строительстве храма в Иерусалиме. Соломон и царица Савская | |
16 | Проверочная работа по теме «Сюжеты и образы Ветхого Завета». 1 час | 1 | Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательными заданиями | Контроль знаний. | |
III раздел. Сюжеты и образы Нового Завета | |||||
17 | Рождение и юность Марии | 1 | Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства; Высказывать собственное отношение к произведению искусства; Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений | Анализ произведений искусства Знать и понимать художественное воплощение библейского сюжета «Детство и юность Марии». Отражение сюжета в произведениях изобразительного искусства | |
18 | Благая весть | 1 | Высказывать собственное отношение к произведению искусства; Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства; Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства; | Знать и понимать художественное воплощение библейского сюжета «Благая весть архангела Гавриила Деве Марии». Особенности интерпретаций сюжета в истории мирового искусства. Сравнительный анализ произведений разных стран. | |
19 | Чудесное рождение Христа | 1 | Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса; Высказывать собственное отношение к произведению искусства; Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений | Величие и особая значимость сюжета чудесного рождения Христа. Византийский канон сюжета и его развитие в древнерусской Живописи. | |
20 | Образы Сретения | 1 | Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; Различать произведения искусства по материалам, технике исполнения; Видеть разницу в изображении человека, природы и исторических событий в искусстве разных эпох; Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; | Символическое звучание сцены встречи Иисуса с благочестивым старцем Симеоном в произведениях мирового искусства | |
21 | Проповедь Иоанна Крестителя | 1 | Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства; Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства; Высказывать собственное мнение о произведении искусства; Видеть разницу в изображении человека, природы и исторических событий в искусстве разных эпох; | Знать библейский сюжет «Основные вехи жизни Иоанна Крестителя». Сравнить произведения художников. Особенности трактовки образа библейского пророка в истории мирового искусства | |
22 | Крещение | 1 | Знать специфику и характер древнего искусства; Понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы; Высказывать собственное отношение к произведению искусства; Видеть разницу в изображении человека, природы и исторических событий в искусстве разных эпох; Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; | Христианский канон Крещения в произведениях древнерусского искусства. Праздник Крещения на Руси. Особенности воплощения сюжета в эпоху Возрождения | |
23 | Творимые чудеса | 1 | Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса; Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала. Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства; | Знать библейский Сюжет об искушении Христа дьяволом, и произведения художников на этот сюжет. Брак в Кане Галилейской — первое божественное проявление чудодейственной силы Иисуса. Чудесный улов рыбы, воскрешение дочери Иаира, чудо со статиром. | |
24 | Нагорная проповедь | 1 | Знать специфику и характер древнего искусства; Понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы; Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала | Осмыслить библейские строки и соотнести с действительность сегодняшнего дня. Начало проповеднической деятельности Христа. Нагорная проповедь — суть христианского учения. Поучительный смысл Нагорной проповеди, ее общечеловеческое значение. Особенности интерпретации сюжета Преображения в произведениях искусства | |
25 | Притчи Христа | 1 | Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; Различать тему, сюжет и содержание произведения искусства; Знать главные темы искусства, особенности отражения действительности в произведении искусства; Знать специфику и характер древнего искусства; Различать древние знаки и символы искусства, объяснять их смысл. | Знать понятие «притча». Поучительный смысл притчи. Евангельские притчи Христа, их основное содержание и нравственная основа. Притча о сеятеле. Притча о блудном сыне. Притча о слепом и поводыре | |
26 | Тайная вечеря | 1 | Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; Различать тему, сюжет и содержание произведения искусства; Знать главные темы искусства, особенности отражения действительности в произведении искусства; Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; Уметь видеть в обычном, будничном необыкновенное, особенное, оригинальное | Знать библейский сюжет и произведения художников на этот сюжет. Интерпретация сцены последней трапезы Христа с учениками в произведениях искусства. Многообразие художественных трактовок сюжета и их сравнительный анализ | |
27 | Проверочная работа по теме «Сюжеты и образы Нового Завета». 1 час | 1 | Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательными заданиями | Контроль знаний. | |
28 | Моление о чаше | 1 | Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; Различать тему, сюжет и содержание произведения искусства; Знать главные темы искусства, особенности отражения действительности в произведении искусства; Знать специфику и характер древнего искусства; Различать древние знаки и символы искусства, объяснять их смысл. | Знать библейский сюжет «Выход Иисуса с учениками в Гефсиманский сад». Молитва Христа и ее символическое звучание. Поэтическая и живописная интерпретация сюжета | |
29 | Что есть истина? | 1 | Понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы; Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства | Знать библейский сюжет «Христос перед судом Пилата». Примеры в изобразительном искусстве.. Понимать внутреннюю готовность Христа страдать и умереть за веру, величие и благородство человеческого духа | |
30 | Страсти Господни | 1 | Понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы; Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства; Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства Высказывать собственное отношение к произведению искусства; Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений, собирать информацию, изучать исторический материал; | Знать, как в произведениях художников передаётся драматизм происходящего сюжета «Страсти Господни и крестный путь на Голгофу». Бичевание Христа и коронование его терновым венцом. Величие и трагизм земных страданий Иисуса Христа в различных видах искусства | |
31 | Распятие | 1 | Владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса; Высказывать собственное отношение к произведению искусства; Понимать специфику восприятия различных визуальных произведений, собирать информацию, изучать исторический материал; Самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства | Библейская основа и художественный канон воплощения сюжета Распятия. Распятие — один из самых трагичных и возвышенных сюжетов мирового искусства. Немногословность и емкость евангельского повествования о мученической смерти Христа. Эволюция сюжета в истории мирового искусства | |
32 | Снятие с креста | 1 | Различать тему, сюжет и содержание произведения искусства; Знать главные темы искусства, особенности отражения действительности в произведении искусства: Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; | Художественное воплощение сюжета «Снятие с креста и погребение Иисуса» в средневековом искусстве. Особенности развития и интерпретации сюжета в истории мировой живописи | |
33 | Пьета. | 1 | Собирать информацию, изучать исторический материал; Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства; Высказывать суждения о творческой работе одноклассников; Уметь видеть в обычном, будничном необыкновенное, особенное, оригинальное; Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; | Художественное воплощение библейского сюжета в средневековом искусстве. Знать произведения искусства на тему «Пьета (оплакивание) — изображение Богоматери, скорбящей над снятым с креста сыном». Трагическое звучание темы смерти в истории мирового искусства | |
34 | Воскрешение и Вознесение Христа | 1 | Собирать информацию, изучать исторический материал; Анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства; Высказывать суждения о творческой работе одноклассников; Уметь видеть в обычном, будничном необыкновенное, особенное, оригинальное; Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; | Явления воскресшего Христа ученикам и его чудесное Вознесение — важнейшие темы произведений мирового искусства | |
35 | Итоговый урок | 1 | Осознавать значение искусства в жизни современного человека; Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве; Собирать информацию, изучать исторический материал; Самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства | Контрольные работы, творческие работы, итоговое занятие Закрепление знаний, закрепление умений |
Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся
Данилова Г.И. Искусство: Вечные образы искусства. Библия. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2013.
Для учителя
Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М., 1984.
Бычков В. В. Византийская эстетика. М., 1977.
Всеобщая история архитектуры. Т. 3, 6. М., 1966.
Всеобщая история искусства. Т. 2. М., 1968.
Гече Г. Библейские истории / пер. с венгерского Р. Даллош. М., 1990.
Грабарь И. Э. О древнерусском искусстве. М., 1966.
Данилова Г.И. Искусство: Вечные образы искусства. Библия. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2013.
Данилова И. Е. Фрески Ферапонтова монастыря. М., 1970.
Девитини А. Босх / пер. с итал. А.Девитини. М., 2002.
Демина Н. А. Троица Андрея Рублева. М., 1963.
Евангельские образы и сюжеты в художественной культуре / Е. М. Четина. М., 1998.
Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 2000.
Искусство. 6 кл. : методическое пособие к учебнику Г. И. Даниловой / Е. Ю. Васильева. — М. : Дрофа, 2016. — 224 с.
Искусство. 6 класс : рабочая тетрадь к учебнику Г. И. Даниловой / Е. Ю. Васильева. — М. : Дрофа, 2016. — 62,[2] с.,ил.
Камчатова А. В. Эрмитаж. Библейские сюжеты в искусстве. М., 2011.
Кирнарская Д. Классическая музыка для всех. М., 1997.
Кленгель-Брандт Э. Вавилонская башня. Легенда и история. М., 1991.
Косидовский З. Сказания евангелистов. М., 1981.
Культура Византии. Т. 1—2. М., 1984.
Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. М., 1973.
Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986.
Мень А. (протоиерей). Библия и литература. М., Храм святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, 2002.
Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М., 1994.
Основы православной культуры / А. В. Бородина. М., 2002.
Ренан Э. Жизнь Иисуса. М., 1997.
Сопоцинский О. Н. Искусство Западно-Европейского Средневековья. М., 1964.
Тяжелов В. Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981.
Холлингсворт М. Искусство в истории человека. М., 1993.
Художественный язык средневековья. М., 1982.
Эрмитаж. Рождественские сюжеты. М., 2009.
Интернет-ресурсы
Коллекция Российского общеобразовательного портала — http://artclassic.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — http://fcior.edu.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам — http://window.edu.ru/
Портал «Культура России» — http://www.russianculture.ru/
Портал «Музеи России» — http://www.museum.ru/
История изобразительного искусства — http://www.arthistory.ru/
Всеобщая история искусств — http://www.artyx.ru/
Классическая музыка — http://www.classic-music.ru/
Ресурсы по изобразительному искусству — http://www.wm-painting.ru
Медиаэнциклопедия ИЗО — http://visaginart.nm.ru/
Музейные головоломки: интеллектуальные игры — http://www.muzeinie-golovolomki.ru/
Музыкальная коллекция Российского образовательного портала — http://music.edu.ru/
Портрет художника с необычной стороны — http://www.artcontext.info/
Свободная энциклопедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/
Крупнейший видео-сайт - http://www.youtube.com/ (youtube.com)
Православный портал - http://www.pravoslavie.ru/foto/set1057.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "История" 5-9 классы
Рабочая программа по учебному предмету "История" на основе БУП-2004 года (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта)...
Рабочая программа по предмету История России 7 класс для специальной коррекционной школы- интерната VIII вида
в данной программе изложены цели, задачи, пояснительная записка, календарное тематическое планирование по предмету история России для специальных коррекционных школ VIII вида...
Рабочая программа по предмету История России 8 класс для специальной коррекционной школы- интерната VIII вида
Данная рпограмма содержит цели, задачи, поясительную записку и поурочное календарное планирование по истории Россиидля специальных коррекционных школ VIII вида...
Рабочая учебная программа по предмету: История Бурятии 9 класс
Пояснительная запискаВ настоящее время, когда во всей стране, в т.ч. Бурятии, пробудился интерес к вопросам своих исторических корней и путей развития наций и народностей, возросла тяга к познанию утр...
Рабочая учебная программа по предмету: История древнего мира 5 класс
Пояснительная запискаРабочая про...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «История искусства» 7 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, рекомендациями Примерной программы общего образования второго по...
Рабочая программа по предмету "История" 6-9 класс 2021-2022 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ...