Разработка урока по Истории России
учебно-методический материал по истории (9 класс)

 Урок по теме " Отечественная война 1812 года. Материал подготовлен по ФГОС для 9 класса общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_istorii_rossii_-_kopiya.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по «Истории России» для 10 класса  по теме "Отечественная война 1812 года"

Цели:   Выяснить  основные направления внешней политики в России в начале XIX в. Сформировать представление о характере войны, силах и планах сторон, её основных событиях, главных источниках победы.  Развивать память, мышление; умение анализировать исторические источники. Воспитывать чувства патриотизма и гражданственности, ответственности и долга.

Оборудование урока: карта Отечественная война 1812г., проектор , мультимедийное пособие «Уроки отечественной истории    XIX –XX вв.» презентация урока «Отечественная война 1812г» ,  

« Памятники посвященные событиям войны  1812 года,»

I Организационный момент.  I. Сообщение целей и задач урока.

    На сегодняшнем уроке мы познакомимся с событиями Отечественной войны 1812г. Мы дадим характеристику  персоналиям:, Д. Давыдов.  В  конце урока  об итогах войны, сделаем выводы.

II Изучение новой темы.

  1. Причины войны.

Сначала выделим  причины войны. Для этого проведем работу с текстом.

      А .  «Причины Отечественной войны 1812 года» (  Выделите  основные  причины  войны)

      Конфликт между Россией и Францией из-за континентальной блокады породил войну 1812 г. Ускорили же ее развязывание русско-французские противоречия в политических вопросах разного уровня. Самым острым из них был вопрос о гегемонистских амбициях сторон.

Наполеон не скрывал своих претензий на мировое господство.. Путь к господству над Европой преграждали ему только Англия и Россия. Главным врагом он считал Англию, которая была единственной страной в мире, экономически более развитой, чем Франция. Сломить этого врага Наполеон мог только после того, как он поставил бы в зависимость от себя весь Европейский континент. На континенте же единственным соперником Франции оставалась Россия. Все остальные державы были либо повержены Наполеоном, либо близки к этому (как Испания).

Мучительным источником раздора между Россией и Францией был польский вопрос. По Тильзитскому договору из польских земель, которыми после разделов Польши владела Пруссия, Наполеон создал так называемое Великое Герцогство Варшавское в качестве своего плацдарма на случай войны с Россией. Далее он всякий раз, когда требовалось одернуть Александра I за неверность Тильзиту, грозил восстановить Польшу в границах 1772 г., т. е. до начала ее разделов между Россией, Австрией и Пруссией. Эти угрозы нервировали царизм и еще больше обостряли русско-французские отношения.

К 1812 г. вражду между Россией и Францией усугубил еще и германский вопрос. В декабре 1810 г. Наполеон, следуя своему правилу "уметь ощипать курицу, прежде чем она успеет закудахтать", присоединил к Франции одно за другим ряд мелких княжеств Германии, включая Герцогство Ольденбургское. Поскольку это было сделано без ведома Александра I, царизм расценил наполеоновские захваты как подрыв международного престижа России, ее влияния в Центральной Европе. Кроме того, захват Ольденбурга больно ущемлял и династические интересы царизма, ибо герцог Ольденбургский был дядей Александра I, a любимая сестра царя Екатерина Павловна - женой сына герцога Ольденбургского.

Б. После обсуждения документа, учащиеся обращают свое внимание на презентацию и делают выводы ( Слайд 2). Причины войны ученики записывают в тетради.

В. Учитель: Теперь мы перейдем к самой Отечественной войне 1812 года, а точнее к ходу военных действий. Сейчас вам необходимо будет работать с картой

Русские армии перед началом войны располагались на западной границе в трёх пунктах:

( карта “Нашествие Наполеона на Россию”.)

     1-я армия под командованием М.Б Барклая де Толли - в Литве по реке Неман.

2-я армия П.И. Багратиона – в Белоруссии.

3-я армия А.П. Тормасова – на севере Украины.

Г.  Сообщение  учителя о начальном периоде Отечественной войне ( Слайд 3)

1.12 июня 1812 года французские войска  вступили на территорию Российской империи.

2.Россия сосредоточила свои войска в 3-х направлениях: ( проследить по карте , выписать фамилии командующих в тетради)

3.  22 июля, 1 и 2 армии были соединены и продолжали оборону совместно.

 4.Первое крупное сражение произошло под Смоленском 4-6 августа 1812 г. Наполеон пытался отдельно сокрушить 2 русские армии, но замысел не удался.

 4 Смена  главнокомандующего  Барклая де-Толли на М.И. Кутузова  

Д.  Подготовленные сообщения  учащихся о  Наполеоне , М.Б. Барклай де Толли, М. Кутузове

Е. Сообщение учителя . Самой большой битвой Отечественной войны стало Бородинское сражение. Оно произошло 26 августа  недалеко от Москвы. ( Слайды 5,6,7)

1.М. И. Кутузов избрал оборонительную тактику

2. Наполеон придерживался наступательной тактики.

3.Утром 26 августа французы начали наступление

4.К вечеру Наступательный порыв французской армии  иссяк.

5. Вечером  сражение затихало. Потери  были огромные. Планы  Наполеона не  исполнились 

    Ж. Работа с документом

Мнения историков:

1. «Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей». Б.С.Абалихин

2. «Победа моральная была бесспорна». Е.В. Тарле

 Выяснить мнения учащихся .  Вывод;  Наполеон был опытным полководцем. Он считался непобедимым. Но Бородинскую битву он своей победой не считал.

З. Сообщение учителя  и ролевая игра « Совет в Филях»  созванный 1 сентября 1812 г. Совет в Филях  проходил  тайно  и был  переломным моментом в войне ( Слайд 8)

М.И. Кутузов: «Приступайте!» .

Л.Л. Бенигсен, стоя во главе стола : «Оставить ли без боя  столицу России или защищать её...»

М.И. Кутузов :. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Спасенье России в армии.. Так выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сраженье, или отдать Москву без сраженья? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение».

М.Б. Барклай де-Толли: «Армия ослаблена. Мы не остановим Наполеона перед Москвой. Сохранив Москву, Россия не сохранится от войны. Но сохраняя армию, можно спасти отечества».

Л.Л. Бенигсен: «Я не могу согласиться с военным министром. Предлагаю ночью перевести войска с правого фланга на левый, и ударить утром на правое крыло французов. Так, мы разобьём врага ».

А.И. Остерман-Толстой: «Да, это выход!»

Н.Н. Раевский: «Нет, нельзя этого делать. Француз услышит, что тогда?»

Ф.П. Уваров: «Но ведь позор – оставить Москву!»

Л.Л. Бенигсен: «Я, ваша светлость, настаиваю на своём плане...»

М.И. Кутузов: «Я, господа, не могу одобрить плана графа. Передвижение войск в близком расстоянии от неприятеля всегда бывают опасны, и военная история подтверждает это соображение. Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки. (Встаёт). Господа! Я слышал ваши мнения. Наполеон – бурный поток, который мы еще не можем остановить. Москва будет губкой, которая его всосет. С потерею Москвы ещё не потеряна Россия. Надо сохранить армию. Многие  будут не согласны со мной, но я… властью, врученной мне государем и отечеством, приказываю отступать! Знаю, что вся ответственность падает на меня…».

Все расходятся.  Кутузов несколько секунд сидит, задумавшись.

Вывод: Решили оставить Москву без боя. Это решение не одобрили многие генералы, оно была единственно верным..

   З.  Сообщение учителя  Оставление Москвы. Тарутинский маневр Партизанская война

( Слайд 9,10)

1  Наполеон вошел в  Москву.  Он вступал в покинутую жителями столицу.

2.В Москве начался пожар. Находясь в русской столице, в среднем терял 1,5 тысячи солдат в сутки.

3. Кутузов  и русская армия  отступая по рязанской дороге сделал необходимый маневр.

Расположился  у села Тарутино.

4.Партизанское движение называли «малой войной».

5. У села Тарутино был полностью разгромлен Мюрат,

6. Наполеон понимал, что его армия погибает без боя, падала дисциплина, обострились национальные отношения

7.Наполеон понял, что Москва – это ловушка, в которую заманил его Кутузов. Вышел из Москвы.     8.Под Малоярославцем произошло крупное  сражение. Кутузов одержал победу. Наполеон отступал по старой Смоленской дороге

И. Поражение « Великой Армии» Наполеона. Окончание Отечественной войны  (Слайд  11)

Катастрофой стала и переправа французов через Березину.. В результате «Великая армия» перестала существовать.  Наполеон бросил остатки своих войск и бежал в Париж.  25 декабря Александр первый подписал Манифест об окончании войны.

     К. Работа  с документом. Перед вами письмо одного из участников Отечественной войны . Прочитайте его и ответьте на вопрос: какое состояние французских войск к концу октября 1812 года и почему оно было таковым?

1812 г. октября 28. – Письмо П.П. Коновницына жене

Милый друг! Мы день и ночь гоним неприятеля, берем пушки и знамена всякий почти день и пленных пропасть. Неприятель с голоду помирает, не только ест лошадей, но видели, что людей жарят, т. е. описать нельзя их крайности. Можно ручаться, что армия их совсем пропала. Итак, мой друг, мы победители и враг погибает. Чрез 3 дня мы проходим Смоленск, а чрез две недели не быть ли нам в Минск, где и твои клавикорды отниму? У нас зима и нам трудненько, - холодно и смерть утомилась, но, благодаря бога, победно. Не бывал Бонапарт в такой беде: сам улепетывает кое-как, чуть его казаки не схватили, авось попадет еще в руки, его примечают наши. Итак, любезная родина радуется, веселится нашим победам, благодаря бога. Ежели бог даст, из Вильны попрошусь к тебе отдохнуть на месяц…

Вывод учащихся: Французской армии сильно ослабла благодаря грамотной тактике командующих русских войск; для Отечественной войны характерно народное участие в ней; французская армия потеряла огромное количество людей; непривычные для «великой армии» суровые климатические условия так же способствовали ее ослаблению.

III Заключительная часть

  А .Закрепление изученного материала.

    Задание 1. Просмотр слайдов( Приложение 2) . Обратить внимание обучающихся памятников архитектуры, посвящённых Отечественной войне 1812 года ( Произведение « Война и мир»  Л. Толстого)

   

     Задание 2. Найдите в тексте все ошибки и исправьте их  «12 июня 1812 г. «Великая армия» Наполеона , переправившись через Днепр, вторглась в пределы России. Русская армия  выставила только немногим более 200 тысяч. Русские войска были разделены на три отдельные армии: одна под командованием М. Б. Барклая-де-Толли, другая — П. И. Багратиона, третья — М. И. Кутузова. Французская армия продвигалась очень быстро, а российская армия вынуждена была отступать для того, чтобы соединить разрозненные силы.. Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. И Александр І решился на необычный шаг. 6 июля он издал манифест о введении в стране всеобщей воинской обязанности. Русские армии смогли соединиться только под Калугой . Общее руководство взял на себя Барклай-де-Толли, занимавший в то время пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив» замкнут. Начались его разногласия с генералами, прежде всего с Багратионом. В этой ситуации Александр I решил назначить главнокомандующим М. И. Кутузова, который прибыл в ставку армии, расположенную в Цареве Займище, 17 сентября. И сразу же началась подготовка к генеральному сражению».

  Б .Итоги и значение ( Слайд 12)

 1. Итог войны для России. Полная победа.

В начале войны 12 июня перешли русскую границу 420 тысяч французов, а при отступлении через реку Березину обратно переправились жалкие 10 тысяч человек.

 2.Россия не только защитила свою независимость а, спасла народы Европы от порабощения.

 3. Все жители России поднялись  на борьбу с захватчиком. 

В. .Домашнее задание. Завершение занятия

1. Заполнить таблицу

Дата

Основные события

      2. Написать эссе «Понятие мир и война в наши дни»   

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века

Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...

Разработка урока по истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Создание тайных обществ в России».

Предлагаю вам конспект урока по истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Создание тайных обществ в России». Данный материал будет полезен учителям истории коррекционных ...

Разработка урока по истории России в 11 классе "Падение монархии в России"

Разработка содержит конспект урока и слайдовую презентацию....

План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России».

План – разработка урока  по истории России в 11 классе с использованием ИКТ.  Тема: «Гражданская война в России»....

Методическая разработка урока по истории России 7класс «Просвещенная» культура России».

Методическая разработка урока по истории России7класс«Просвещенная» культура России»....