План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России».
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdanskaya_voyna.doc | 220 КБ |
Предварительный просмотр:
План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ.
Тема: «Гражданская война».
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: лекция, с элементами беседы и использованием компьютерной презентации. (Компьютерная презентация сделана с использованием анимации)
- раскрыть основные этапы, итоги и историческое значение Гражданской войны
- воспитательных целях особенно следует подчеркнуть братоубийственный характер конфликта, раскрыть трагедию всего населения России вне зависимости от принадлежности к тому или иному противоборствующему лагерю.
- Развивать умения учащихся делать выводы.
Задачи урока:
- расширить и углубить знания учащихся о трагической истории России в период Гражданской войны в 1917 – 1922 годах; сформировать у учащихся отношение к происходящим тогда и по разному оценивающимся сегодня событиям; сделать вывод о виновниках этой трагедии, ее героях и жертвах; закрепить знания об основных этапах войны; сформировать представления о взаимоотношениях различных политических сил и общества;;
- Воспитывать чувство справедливости и нравственности, помочь учащимся выработать собственную позицию по отношению к событиям того времени.
- Формировать навыки работы с картой, схемой, справочным материалом. Развивать умение анализировать и делать выводы.
Оборудование: учебник, видеопроектор, экран, карта, портреты участников Гражданской войны, плакаты времен Гражданской войны.
Основные понятия: гражданская война, интервенция, сепаратный мир.
Ход урока:
- Организационная часть
- Вводное тестирование
- Переход к изучению нового материала
- Изучение нового материала
- Закрепление материала, итоговое тестирование
- Домашнее задание, выставление оценок
План изучения нового материала:
- Причины и суть Гражданской войны
- Два основных противоборствующих лагеря войны
- Первые вспышки войны
- Создание Красной армии
- Интервенция
- На фронтах Гражданской войны:
- Восточный фронт
- Южный фронт
- «Белый» Север
- «Белый» Крым
7. Завершающий этап Гражданской войны
8. Причины поражения белого движения
9. Итоги Гражданской войны
Ход урока
- Организационная часть (2 минуты).
Цель: организовать учащихся, настроить их на предстоящую работу на уроке, обозначить ход предстоящего урока.
- Приветствие
- Объявление темы и плана урока
- Вводный тест (3 минуты).
Ф.И. | |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
Цель: повторить с учащимися некоторые важные вопросы из предыдущего материала, чтобы логически связать его с содержанием данного урока.
Перед уроком учащимся раздаются бланки
На экране проецируется 5 вопросов вводного теста по ранее изученному материалу. (Кадры №2-6)
Учащиеся предупреждаются, что в данном тесте должно быть выбрано два правильных ответа и все они должны быть указаны, только тогда тест считается выполненным. (возможно на основе теста провести фронтальный опрос)
ВОПРОС 1 Назовите основные положения Брестского мира | А | Сепаратный мир между Россией и Германией |
Б | Восстановление русско-германского торгового договора | |
В | Оккупация немецкими войсками Белоруссии и Прибалтики |
ВОПРОС 2 Какие мероприятия были проведены советской властью в 1917-1918 годах | А | Передача исполнительной власти СНК |
Б | Объединение Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в единую систему власти | |
В | Ликвидация революционных трибуналов |
ВОПРОС 3 Какие основные положения включал в себя Декрет о земле? | А | Конфискация помещичьих земель |
Б | Национализация земли | |
В | Муниципализация земли |
ВОПРОС 4 Какие положения включал Декрет о мире? | А | Заявление о выходе России из войны |
Б | Предложение мира без аннексий и контрибуций | |
В | Подписание мира между Россией и Германией |
ВОПРОС 5 Разгон Учредительного собрания в январе 1918 года
| А | Показал невозможность для сил, противостоящих большевикам, мирным путем решить вопрос о власти |
Б | Дал возможность меньшевикам и эсерам перехватить власть у большевиков законным путем | |
В | способствовал развязыванию гражданской войны | |
Г | усилил контакты большевиков с другими социалистическими партиями |
На заранее заготовленных и розданных бланках учащиеся отмечают правильные ответы и сдают на проверку.
Правильные ответы озвучиваются учителем и учащимися.
III. Переход к изучению нового материала (2 мин.).
Цель: обеспечить мотивацию учения, т.е. вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам работы, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу.
УЧИТЕЛЬ | УЧАЩИЕСЯ | ЭКРАН |
Учитель напоминает тему урока «Гражданская война». | Записывают тему в тетради. | Кадр №7 «Гражданская война». |
Итак, в конце октября 1917 большевики захватили власть. Началась новая страница истории нашей страны. Со всеми этими событиями вы уже знакомились в 9 классе. Сегодня наша задача расширить знания о трагической истории России в период Гражданской войны в 1917 – 1922 годах; сделать вывод о виновниках этой трагедии, ее героях и жертвах; закрепить знания об основных этапах войны; раскрыть итоги и историческое значение Гражданской войны. | Кадр №8 «ОКТЯБРЬ 1917 года» | |
Одно дело захватить власть, гораздо сложнее удержать ее в своих руках, тем более что и внешние и внутренние силы страны активно противостояли самозваной власти | Кадр №9 «Октябрь 1917» | |
На протяжении урока учащимся предлагается выписывать возможные варианты ответа на вопрос: «Что позволило большевикам удержать и упрочить власть в своих руках?». Вопрос написан так же на доске на протяжении всего урока. | Записывают вопрос в тетради. | Кадр №10 «Что позволило большевикам удержать и упрочить власть в своих руках?». |
- Изучение нового материала (30 мин).
Цель: расширить и углубить знания учащихся о трагической истории России в период Гражданской войны в 1917 – 1922 годах; сформировать у учащихся отношение к происходящим тогда и по разному оценивающимся сегодня событиям; закрепить знания об основных этапах войны; сформировать представления о взаимоотношениях различных политических сил и общества; сделать вывод о виновниках этой трагедии, ее героях и жертвах; закрепить знания об основных этапах войны; сформировать представления о взаимоотношениях различных политических сил и общества; раскрыть итоги и историческое значение Гражданской войны;
В воспитательных целях особенно следует подчеркнуть братоубийственный характер конфликта. Воспитывать чувство справедливости и нравственности.
Формировать умение работы с картой, схемой, справочным материалом. Развивать умение делать выводы.
- Закрепление материала, итоговое тестирование Кадры № №37- 40
Цель: закрепить полученные на уроке знания
Задания высвечиваются на экране и проверяются в устной форме.
ВОПРОС 1 Выступление каких частей привело к эскалации Гражданской войны на большей части территории России? | А | Добровольческой армии |
Б | Армии А.Ф.Керенского и П.Н.Красного | |
В | Чехословацкого корпуса | |
Г | Армии адмирала Колчака | |
ВОПРОС 2 Кто в 1919 году командовал белыми армиями на юге России? | А | А.И.Деникин |
Б | Н.Н.Юденич | |
В | А.В.Колчак | |
Г | Л.Г.Корнилов |
ВОПРОС 3 Что не служило причиной интервенции в Россию? | А | Национализация частной собственности западных компаний |
Б | Признание В.И.Лениным независимости Финляндии | |
В | Заключение Россией сепаратного Брестского мира | |
Г | Поддержка правительствами западных стран Белого движения |
ВОПРОС 4 Какие меры были осуществлены политическим руководством большевиков для создания регулярной Красной армии? | А | Массовая мобилизация рабочих и крестьян в армию |
Б | Восстановлены воинские звания и ритуалы царской армии | |
В | Привлечены специалисты из числа царских офицеров | |
Г | Главнокомандующим назначен генерал А.А.Брусилов |
ВОПРОС 5 Кто руководил наиболее известным анархо-крестьянским движением на Украине? | А | А.С.Антонов |
Б | М.В.Фрунзе | |
В | Гетман Скоропадский | |
Г | Н.И.Махно |
ВОПРОС 6 Чья поддержка обеспечила большевикам победу в Гражданской войне? | А | Национальных меньшинств |
Б | Стран Антанты | |
В | Основной массы крестьянства | |
Г | солдат |
- Домашнее задание, выставление оценок
Д/З 1) Учебник История Отечества ХХ – начало ХХI века. Н.В.Загладин и др.§12-13, отвечать на вопросы 1-9, задание 1. Задания 2-4 по выбору.
2) «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо» А.М.Горький. Подумайте, и раскройте суть этой фразы опираясь на историю Гражданской войны России. Кадр №41
ПРИЛОЖЕНИЕ
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по теме "Гражданская война в России"
Тесты по теме "Гражданская война в России" для 9 класса (возможно использовать в 11 классе). Ученики имеют право выбора( из предложенных 13 выполнить любые 10 заданий), а такж...
История России 7 класс срезовый тест по теме "Северная война"
Для проверки Д/З по теме "Северная война" можно использовать такой тест. Тест составлен по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России: конец XVI– XVIII век...
конспект урока по теме "Гражданская война в России"
На уроке предусматриваются возможности интеграции истории и обществознания, занятие предусматриавет возможности самостоятльной работы обучающихся со справочным материалом....
Повторительно-обобщающий урок на тему "Гражданская война в России"
Повторительно-обобщающий урок игра на тему "Гражданская война в России" подойдет как для 9-х, так и для 11-х классов. Изначально класс делится на две группы, в которых ребята, примеряя на себя разные ...
Сценарий игры для 10-11-х классов "Брейн-ринг по теме "Гражданская война в России".
Игра посвящена Гражданской войне в России и содержит несколько этапов, включая презентацию классов и блоки вопросов по участию родного города в Гражданской войне....
План - конспект урока Истории России. 8 класс по теме: "Крымская война 1853 -1856 г."
Урок для учащихся 8 классо. Урок изучения нового материала....
Тематическое тестирование для 11 класса по теме "Гражданская война в России"
Тестирование носит разноуровневый характер. Вторая часть предусматривает формат ЕГЭ по истории....