Методическая разработка урока по истории России 7класс «Просвещенная» культура России».
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Нестерова Оксана Геннадьевна

Методическая разработка урока по истории России

7класс

«Просвещенная» культура России».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                    Министерство образования

Российской федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа р.п.Мухен района имени Лазо Хабаровского края»

Методическая разработка урока по истории России

7класс

«Просвещенная» культура России».

Разработал: НестероваО.Г.

Учитель истории и обществознания

        2016 год.

Цель урока:

        - изучить особенности культурного развития России XVIII века.

Задачи урока:

      - познакомиться с особенностями образования и культурного развития разных слоев общества;

      - выделить наиболее популярные стили ижанры в изучаемый период истории;

      - научить выделять основные признаки европеизации российской культуры второй    половины XVIII в., а также признаки, которые сдерживали развитие черт разрушения аграрного общества.

     - продолжить работу над развитием исторического мышления, умений анализировать, обобщать, сравнивать, начать работу по выработке навыков системно-научного подхода к истории культуры России. Выдвигать собственную точку зрения и моделировать историческое пространство.

Оснащение урока:

      учебное пособие – Данилов А. А., Косулина Л.Г. “История России конец 16-XVIII         век”, Учебная карта “Российская империя в XVIII веке”

Тип урока:

       изучение нового материала.

Ход урока:

      Создание проблемной ситуации:

 - Запишите тему нашего урока: «Просвещенная» культура России».

  - Судя по названию темы, какие явления или события влияли на развитие культуры России во второй половине XVIII века?

    (идеи эпохи Просвещения.)

- Так это или нет, узнаем из документов в учебнике на с.291.

- Прочитайте отрывок из выступления Н.Н.Поповского, ученика Ломоносова, на открытии Московского университета. Судя по этому источнику, к чему стремились образованные россияне XVIII века?

(в своем напутствии студентам Поповскии говорит, что Россия стремится попасть в число просвещенных народов.)

- Прочитайте отрывок из записок графа Сегюра-французского посла в России в 1785-1789гг.. Признавал ли французский посол Россию конца XVIII в. равноправной частью «просвещенной Европы»?

(Граф Сегюр считал, что в России «встречаешь и просвещение и варварство».)

   

       Формирование проблемы:

- Сравните выводы по первому и второму источнику. В чем противоречие?

(судя по первому документу, Россия хотела стать просвещенной страной ,судя по второму источнику, европейцы ее считали не совсем европейским просвещенным государством.)

- Какой возникает вопрос?

Стала ли Россия XVIII века частью Европы, европейской культуры?

         Гипотезы:

- Какие у вас будут гипотезы, предположения?

(принимаются все версии и предположения.)

       

          Актуализация ранее полученных знаний:

- Обьясните понятие термина «культура»?

(культура-все что создано человеком и обществом, благодаря физическому и умственному труду;

культура - идейно-нравственное состояние общества;

культура – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также их результаты.……….)

- Каковы особенности развития российской культуры в XVII веке?

(преимущественно духовное образование, только начинают проникать естественные науки в начальное образование; начинают открываться начальные школы; открыто первое высшее учебное заведение Славяно-греко-латинская академия. В литературе новые жанры мемуары, историческая повесть, любовная лирика –  постепенно усиливается интерес к человеческой личности. В архитектуре и живописи появляется обьемность и реалистичность.К концу XVII века культура России приобретает все более светский характер.В русскую культуру понемногу проникают европейские традиции.)

- Какие изменения произошли в духовной сфере в период правления ПетраI?

(преобладание светского образования; обязательное образование дворян; ассамблеи, открываются типографии; гражданский шрифт, открывается первый музей-Кунсткамера; научные экспедиции по изучению природных богатств России; открытие Академии наук. В архитектуре –«голландский барокко». При ПетреI в России произошел резкий поворот к  восприятию традиций и достижений западноевропейской светской культуры .)

         Открытие нового знания:

         План работы:

  1. Культурный раскол в обществе.
  2. Образование.

Новые веяния  в образовании;

Выступление ученика с докладом о М.В.Ломоносове.

  1. Архитектура и живопись.

  Академия художеств; барокко, классицизм;

Выступление ученика с докладом о В.В.Растрели и В.И. Баженове;

Сентиментализм;

Выступление ученика с докладом о Д.Ю.Левицком.

  1.  Театр и литература.

Первый профессиональный театр Волкова; Большой театр; крепостные театры;

Выступление ученика с докладом о Фонвизине;

Новые жанры – ода, басня, повесть, роман, комедия, трагедия;

Выступление ученика с докладом о Г.Р.Державине и Н.М.Капамзине.

     

  Вывод:

- Какие явления русской культуры XVIII века можно считать признаками европеизации России и разрушения черт аграрного общества?

(На российскую культуры так же, как и на европейскую, огромное влияние оказали идеи Просвещения, стали развиваться новые стили, направления и жанры. Постепенно культура становится светской.)

- Какие явления сдерживали данный процесс?

(Несомненно, данный процесс сдерживало крепостное право, неодинаковый  доступ к культурным ценностям был у представителей разных сословий. Еще во многом культура делилась на «народную» и «дворянскую».)

       Применение нового знания:

- Как мы сейчас можем ответить на вопрос, который поставили в начале урока?

(Отчасти можно причислить культуру России в XVIII веке к европейской культуре.  Но основное население страны, крестьянство, оставалось не грамотным, влияние европейской культуры на них было незначительным.)

         Домащнее задание:

Подготовка к повторительно-обобщающему уроку.

Таблица с.32 последняя колонка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.)

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием  РАФТ технологии.) Разработка расчитана на учащихся 10 классов. Технология предп...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...

Методическая разработка урока по истории России в 9 классе по теме: "Оттепель духовная жизнь, наука и культура"

Подробная методическая разработка, которая охватывает не только сам ход урока, но и дает обоснование урока , которое содержит анализ учебно-методического комплекса, структурно-функциональный анализ уч...

Методическая разработка урока по истории России в 10 классе. Тема: «Культура древней Руси 9-13 веков»

Цели и задачи урока: ·        формирование познавательной самостоятельности и активности учащихся через осмысление явлений культуры 9-13 веков;·...

Методическая разработка урока по истории России в 10 классе. Тема: «Культура древней Руси 9-13 веков»

Цели и задачи урока: ·        формирование познавательной самостоятельности и активности учащихся через осмысление явлений культуры 9-13 веков;·...

Разработка урока по истории России на тему«Культура России во второй половине XVIII века»

Разработка урока содержит интересный материал по культуре России второй половины 18 века. Дополнена рядом иллюстраций....