Конспект урока «Путешествие по Древней Греции»
план-конспект урока по истории (5 класс)
Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ребёнку возможность почувствовать себя в ситуации успеха? Необходимо создать такие условия, при которых стало бы возможным использование возможностей каждого ребёнка в условиях классно-урочной системы обучения. Один из способов решение этого вопроса - использование игровых технологий.
Игра – это мощный стимул обучения. В игре мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. Она воодушевляет учеников, обогащает впечатлениями, помогает мне избежать назойливой назидательности, создает в коллективе атмосферу дружелюбия. В ходе игры все учащиеся незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять, т. к. положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто обладает хорошей «кладовой памяти», а может с умом пользоваться ее богатствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 38.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс
Тема урока: «Путешествие по Древней Греции»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока: игра-викторина
Оснащение урока: компьютер, проектор, экран, презентация
Цель урока: обобщение и систематизация знаний об истории древнегреческой цивилизации, особенностях античной культуры как составной части мировых культур.
Задачи:
- проконтролировать знания учащихся по разделу «Древняя Греция»;
- продолжать формировать умение логически мыслить, обобщать, высказывать свою точку зрения;
- на примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям.
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять цель и задачи учебной деятельности;
- систематизировать информацию;
- планировать деятельность в учебной ситуации.
Познавательные УУД:
- Анализировать (выделять главное).
- Определять понятия.
- Обобщать, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
- Умение работать в группе.
- Излагать своё мнение, аргументируя его.
- Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Личностные результаты:
- Развивать сотрудничество.
- Развивать интерес к истории как науке.
- Развивать умение самооценки и взаимооценки.
Предметные результаты:
- Систематизировать информацию об исторических событиях и процессах;
- Уметь работать с историческими понятиями.
Предварительная подготовка к уроку: Учащиеся заранее получают задание разделиться на две команды по 8-9 человек. Каждая из них в ходе игры будет работать над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.
Каждая команда должна придумать себе название, приготовить девиз и эмблему, выбрать капитана.
Предварительно выбирается жюри – ареопаг, члены которого – архонты наблюдают за ходом игры, оценивают каждый конкурс по установленной системе и оглашает результаты (архонтами могут стать самые подготовленные учащиеся класса, старшеклассники, председателем жюри – учитель истории из ШМО)
К уроку учителем готовится презентация.
Ход урока
- Организационный момент
- Сообщение темы и целей урока
Учитель. На протяжении многих уроков мы с вами изучали историю Древней Греции – Элладу, как называли ее древние греки. Узнали много нового и интересного, многому научились. Подводя итоги изучения истории Древней Греции, проведем урок в форме игры, которая будет носить состязательный характер.
Как вы думаете, какие цели мы с вами должны перед собой поставить?
(мнение учеников)
Обобщая все выше сказанное, я обозначу цели нашего урока:
- систематизировать знания о Древней Греции;
- выявить пробелы в знаниях;
- воспитывать уважительное и бережное отношение к историческому наследию древних греков;
- продолжать учиться работать в группах;
- воспитывать уважение к своим товарищам (слайд №2).
- Проведение игры
Учитель. Итак, проходить урок будет в форме игры-викторины по командам. Вас тут две команды.
Капитаны команд следите за активностью игроков, руководите обсуждением вопросов, делайте выбор – кому отвечать от имени команды. В каждом конкурсе команда зарабатывает очки, в конце урока мы подведем итог и наградим достойнейших. Все участники команды-победительницы получат оценку «5», так же оценку «5» получат те ребята проигравшей команды, которые покажут наилучшие знания и заработают для своей команды больше всего очков.
Члены жюри – архонты будут вести подсчет баллов за каждый конкурс, подведут итоги в конце игры и назовут победителя. Во время игры судьи будут записывать активных участников, проверять правильность выполнения заданий, оценят оригинальность, эрудицию. Все задания объединены одной целью – дать правильный, аргументированный и быстрый ответ. Не забывайте, что от слаженности всех участников команды зависит результат каждого конкурса и всей игры в целом. Помните о поддержке, взаимопомощи.
Объявляю программу состязания:
- Приветствие
- Разминка
- Вставь пропущенное слово
- Исторический портрет
- Поэмы Гомера
- Священный Олимп
- Гонка за лидером (слайд №3).
Учитель. Начнем нашу встречу с приветствия команд. Из истории Олимпийских игр, вы уже знаете, выйдя на стадион, каждый участник вынимал из серебряной урны жетон, на котором стояла буква греческого алфавита. Жетон и определял порядок выступления. В игре мы воспользуемся этим способом для определения порядка выступления команд. (жеребьевка)
Учитель. Итак, каждая команда должна представить название, девиз и эмблему.
(приветствие команд)
Учитель. Уважаемое жюри, давайте оценим приветствие команд по пятибалльной системе.
Учитель. Второй конкурс - разминка. В этом конкурсе задача команды назвать термины, определение которых я буду зачитывать. Время обсуждения каждого вопроса 5 секунд. Судьи следят за правильностью ответов и регламентом. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы для первой команды (слайд №6,7).
- Бог земли и неба, царь богов и людей? (Зевс)
- Название Южной Греции? (Пелопоннес)
- Человек, умеющий говорить красноречиво и убедительно? (оратор)
- Место для состязания колесниц? (ипподром)
- Бог виноделия, веселья? (Дионис)
- Пролив, через который Ксеркс пытался построить мост? (Геллеспонт)
- Одноглазый великан? (Циклоп)
- Рабы в Спарте? (илоты)
- Поселение греков за морем? (колония)
- Сосуд с двумя ручками, выпуклыми боками овальной формы и узким горлом для вина и масла? (амфора)
Вопросы для второй команды (слайд №8,9).
- Боевой порядок пехоты – плотно сомкнутый ряд в несколько шеренг? (фаланга)
- Старшая из богинь, жена Зевса? (Гера)
- Место для бесед и отдыха греков, представляющее собой, несколько рядов колонн, поддерживающих крышу? (портик)
- Название греческого судна? (триера)
- Царь, совершивший завоевательный поход в Азию? (Александр Македонский)
- Школа в Афинах, где занимались гимнастикой? (палестра)
- Площадка, на которой выступали актеры? (орхестра)
- Богиня любви и красоты? (Афродита)
- Так греки называли свою страну? (Эллада)
- Большое здание со множеством запутанных ходов и помещений? (лабиринт)
Учитель. «Ареопаг» подсчитал правильные ответы обеих команд и назовет результат.
Учитель. Переходим к следующему конкурсу «Вставь пропущенное слово» Каждой команде будет представлен текст с пропусками. Их нужно заполнить, используя предложенные ниже слова. На выполнение работы 3 минуты. Максимальное количество баллов за конкурс – 5.
Задание для первой команды (слайд №11).
Центром греческого города был холм, на котором находился (1…). В Афинах на этом холме располагался храм богини (2…), который назывался (3…). К храму вела (4…) – колоннада. Храм украшала 12-метровая (5…) богини Афины.
(Афины, Парфенон, акрополь, статуя, Пропилеи)
Задание для второй команды (слайд №12).
Один раз в 4 года в Греции проходила (1…), посвященная богу-громовержцу (2…). В городок (3…) собирались лучшие спортсмены. Победитель соревнований получал (4…) венок и (5…) ветвь.
(Зевсу, Олимпия, пальмовую, Олимпиада, оливковый)
Учитель предоставляет слово членам ареопага после выступления каждой команды. Они комментируют работу команд, выставляют оценки.
Учитель. Следующий конкурс «Исторический портрет». От команды капитаном назначаются два участника: один задаёт вопросы, другой отвечает от имени героя. Помогать отвечать может вся команда. Максимальное количество баллов, которое можно заработать в этом конкурсе – 8.
Общие вопросы для двух команд:
- Определите, кто изображён на скульптуре?
- Ответьте на вопросы от первого лица?
Вопросы (ответ) для 1 команды (слайд №14,15).
Кто изображён на бюсте? (Мельтиад)
Какую должность Вы занимали в Афинах? (стратега)
Почему Вас избрали на эту должность? (я опытный воин, знаю привычки персов)
В каком сражении Вы принимали участие и против кого? (Марафонской битве, в 490г. до н. э.)
Кто возглавлял войско персов? (Дарий I)
Чем в военном отношении вас превосходили персы? (у них была конница и лучники)
Почему Вы решились на сражение? (персы отплыли на кораблях в беззащитные Афины)
Какую тактику Вы использовали, чем закончилась битва? (сражение фалангой, греки победили).
Вопросы (ответ) для 2 команды (слайд №16,17).
Кто изображён на скульптуре? (Леонид)
Откуда Вы и почему Вас поставили во главе войска? ( Я царь Спарты, а цари в Спарте командуют войском)
В каком сражении Вы и ваше войско завоевало славу? (у Фермопил)
Кто возглавлял войско персов? (царь Ксеркс)
Какое количество воинов было у греков возле Фермопил? (7 тыс.)
Почему вы потерпели поражение? (нашелся предатель)
Почему 300 спартанцев осталось сражаться, зная, что потерпят поражение? (в Спарте, воин покинувший своё боевое место становился предметом насмешек и лишался всех прав)
Чем закончилось сражение? (спартанцы все погибли)
После выступления каждой команды учитель дает слово жюри, которые комментируют работу и выставляют оценки.
Учитель. Бессмертные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» являются первыми памятниками литературы во всей Европе, а значит – первыми известными нам произведениями древнегреческой литературы. Они оказали величайшее, ни с чем несравнимое влияние, как и на культуру античного мира, так и на культуру нового времени. Эпохальность и величие поэм, а так же искусное мастерство Гомера привлекает внимание к этим произведениям до сих пор. Следующий конкурс будет посвящен именно им.
Каждая команда должна будет ответить на вопросы – правильно и быстро. На решение каждого вопроса - 10 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы первой команды (слайд №19).
- С какого события начинается поэма «Илиада»? (обиды Ахилла на Агамемнона)
- Кто разрешил спор богинь из-за золотого яблока с надписью «Прекраснейшей»? (царевич Парис)
- Как называется родной остров Одиссея? (Итака)
- Имя спартанского царя, у которого царевич Парис похитил жену? (Менелай)
- Сладкоголосые хищные полуженщины-полуптицы? (сирены)
Вопросы второй команды (слайд №20).
- Каким событием заканчивается поэма Гомера «Илиада»? (похоронами Гектора)
- Кто из богинь помогал троянцам в войне с греками? (Афродита)
- Сколько лет после Троянской войны скитался по морям Одиссей? (10 лет)
- Имя военного вождя троянцев? (Гектор)
- Морские чудовища, охранявшие узкий морской пролив? (Сцилла и Харибда)
Ареопаг подводит итог этого конкурса.
Учитель. Самой высокой горой в Элладе была гора Олимп. Древние греки верили, что там живут всесильные боги, которые иногда спускаются к людям и общаются с ними. Следующий наш конкурс так и называется « Священный Олимп». Сейчас по опознавательным признакам вы должны не только вспомнить бога, ног и назвать покровителем чего он являлся. За каждый правильно данный ответ вы получите по 1 балла. Если будет дана только одна характеристика, например, назовёте только бога, но не вспомните, олицетворением чего он был, то команда получит только 0,5 балла.
Вопросы для первой команды (слайд № 22-27).
- Колесница, орёл, молния. (Зевс – бог грома и молнии)
- Меч, шлем, копьё. (Арес – бог войны)
- Трезубец, дельфин. (Посейдон – бог моря)
- Зеркальце, золотое яблоко. (Афродита – богиня любви и красоты)
- Олень, стрела, колчан со стрелами. (Артемида – богиня охоты)
- Волшебные сандалии (Гермес – вестник богов)
Вопросы для второй команды (слайд № 28-33).
- Семейный очаг, корона, узы брака. (Гера – покровительница семейного очага)
- Трёхглавый пёс, колесница. (Аид – бог подземного царства)
- Кифара, лавровый венок. (Аполлон – бог покровитель искусства)
- Виноградная гроздь. (Дионис – бог виноделия)
- Колосья пшеницы. (Деметра – богиня плодородия)
- Шлем, щит, сова, весы, ветка оливкового дерева. (Афина – богиня мудрости и справедливости)
Ареопаг подводит итог этого конкурса.
Учитель. Последний конкурс нашего состязания «Гонка за лидером». Древняя Греция дала миру много крылатых выражений, которые мы употребляем в нашей речи до сих пор. На уроках истории мы знакомились со значением таких выражений. Этот конкурс начинает команда, которая набрала большее количество баллов. Команды по очереди называют крылатые выражения, выигрывает та команда, которая последней ответила. Команда-победительница получает -5 баллов.
- Подведение итогов
Учитель. Вот и закончилось наше состязание. Давайте подведем итоги игры и назовем победителя. Слово предоставляется уважаемому ареопагу.
Ареопаг называет команду-победительницу. Вручает медали. Все участники команды-победительницы получают оценку «5». Так же оценку «5» получают те ребята проигравшей команды, которые показали наилучшие знания и заработали для своей команды больше всего очков.
Учитель. На этом уроке мы повторили историю Древней Греции: древнегреческих богов, военачальников, известных людей и события, произошедшие в те далекие времена, надеюсь, это останется в вашей памяти.
Спасибо за участие в игре!
- Рефлексия
Продолжите начатые мною предложения.
- Сегодня на уроке мне было интересно….
- Во время урока я столкнулся с трудностями…
- От урока у меня осталось впечатление….
- Для себя я сделал вывод…. (слайд №35).
Домашнее задание: составить синквейн со словом "Греция"
Список источников:
- Боги и люди Древнего мира. Краткий словарь - Москва, 1994.
- Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира - Ярославль, 1998.
- Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных. В 2 кн. Кн. 1 - Москва, 1996
- Мартьянова О.А. Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях - Панорама,2009
- Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности - Москва. Планета, 2013.
- НемировскийА.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. Античность: история и культура - Москва, 1994.
- Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира - Москва, 1994.
- М.А. Субботина, И.Б. Горячева. Игры и занимательные задания по истории. М.: «Дрофа» 2003г
- Уколова В.И. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс - «Просвещение»,2012
- Уколова И.Е История Древнего мира: задания, тесты, задачи - М. ООО «Издательство «Россмен-Пресс», 2005
- Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах Древний мир-2 - Москва, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока Театр в Древней Греции
Урок истории по теме "Театр в Древней Греции" для 5 класса....
урок - путешествие по Древней Греции
Целью данного урокНа примере истории Древней Греции, её культуры, продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям.а является фор...
Конспект урока "Путешествие по Древнейшей Греции"
Урок - путешествие....
План-конспект урока по теме "Древняя Греция"
План-конспект итогового занятия по теме....
Повторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древней Греции» Урок-игра с театрализованным представлением
Повторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древней Греции» Урок-игра с театрализованным представлением...
конспект урока литературы МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ПОДВИГИ ГЕРАКЛА: «ЯБЛОКИ ГЕСПЕРИД»
Материал может быть использован при подготовке к урокам литературы....
Урок "Путешествие по Древней Греции"
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Форма урока: игра-путешествие «Виртуальная экскурсия».Оборудование: проектор, ПК, конверты с заданиями, компьютерная презентация Power Point.Ис...