Урок "Путешествие по Древней Греции"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: игра-путешествие «Виртуальная экскурсия».
Оборудование: проектор, ПК, конверты с заданиями, компьютерная презентация Power Point.
Используемые технологии: ИКТ, игровая, здоровьесберегающая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_puteshestvie_po_drevney_gretsii.docx | 33.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе.
Контрольно – обобщающий урок по теме « Древняя Греция».
«Путешествие по Древней Греции»
Цели урока:
Личностные:
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- поддержание интереса к урокам истории, воспитание чувства уважения к истории стран мира.
Метапредметные:
- формирование логического и исторического мышления учащихся;
- развитие мыслительной деятельности, творческого потенциала учащихся, умения работать в группах;
Предметные:
- обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме.
Задачи урока:
Образовательные: обобщение и закрепление знаний о Древней Греции.
Развивающие: развитие умений работать в группе; активизация мыслительной деятельности обучающихся; способствование развитию умений и навыков познавательной деятельности, приобретенных на предыдущих уроках.
Воспитательная: воспитание уважения к литературному наследию древних греков; повышение культуры общения у детей.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: игра-путешествие «Виртуальная экскурсия».
Оборудование: проектор, ПК, конверты с заданиями, компьютерная презентация Power Point.
Используемые технологии: ИКТ, игровая, здоровьесберегающая.
Ход урока
Эпиграф на доске:
«История-свидетельница веков,
факел истины, душа памяти, наставница жизни».
Орг.момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть на уроке. Я вам предлагаю совершить вместе со мной путешествие вглубь веков. Согласны?
Дело в том, что ко мне попал древний свиток, в котором было очень интересное послание. Слайд 1.
Давайте его прочитаем! Слайд 2.
Я - многоопытный муж, известный ахеец, который
Долго скитался с тех пор, как разрушил священную Трою
Многих людей, города посетил и обычаи видел,
Я предлагаю и вам - не сидите на месте!
Вы совершайте скорее любые открытия
И побывайте в том месте, откуда я родом!
Учитель. Это письмо отправил один из очень известных моряков, о путешествиях которого вы совсем недавно говорили на уроках истории. Как вы думаете, кто он?
(Учащиеся, высказывая разные версии, приходят к выводу, что это Одиссей.) Слайд 3.
-Ребята, а откуда родом Одиссей? (Его родина – остров Итака)
-А какому государству принадлежит этот остров? (Греции)
-Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся? (В Древнюю Грецию)
-На протяжении многих уроков вы знакомились с историей, культурой этой удивительной страны.
Сегодня мы с вами будет повторять и обобщать знания по Древней Греции».
Итак, наш сегодняшний урок – «Путешествие по Древней Греции». Слайд 4.
Вы будете разделены на две команды. Первая «Илиада», вторая «Одиссея». Мне очень хочется, чтобы в игре вы проявили чувство товарищества, уважения и поддержки своего товарища по команде и своим соперникам. Иными словами, чтобы вы проявили те качества, которые были характерны эллинам.
Путешествие наше будет не простым, на пути нам встретится много преград. Но я уверена, что мы их преодолеем. А тех, кто будет помогать мне в этом виртуальном путешествии, я буду награждать лавровыми листьями. Эти листочки вы сможете приклеить в виде венка на бумагу, которая находится на ваших партах. В конце нашего урока мы увидим, какие венки у вас получились. Слайд 5.
Оценивать вашу работу во время путешествия будет ареопаг в лице наших уважаемых архонтов.
Я приглашаю всех Вас вновь
Перелистать истории страницы
И сквозь века промчавшись, унестись,
Под грохот быстрой колесницы.
-Ребята, а на чем совершали свои странствия греки? (на кораблях) Нас тоже ждет прекрасный корабль. ( Слайд 6) -Итак, мы отправляемся!
Мы с вами попали на три тысячи лет назад. Но, чтобы добраться до Древней Греции мы должны знать, где она находится. Дело в том, что в сундуке Одиссея помимо послания была карта. -Покажите, пожалуйста, где находится Греция, на каком полуострове. (Балканский полуостров, полуостров Пелопонесс)
-Какие моря ее омывают. (Эгейское, Ионическое)
Первый конкурс « Историческая разминка».
Вопросы для 1 команды:
- Высший орган, выражающий волю народа в Афинах? (Народное собрание)
- Поселение греков за морем? (Колония)
- Название горы – места обитания богов? (Олимп)
- Верховный бог Греции. (Зевс)
- Мифические одноглазые великаны? (Циклопы)
- Уязвимое место Ахиллеса? (Пятка)
Вопросы для 2 команды:
- Жена Одиссея? (Пенелопа)
- Сосуд для вина и масла? (Амфора)
- Власть народа в Древней Греции? (Демократия)
- Автор «Илиады» и «Одиссеи». ( Гомер)
- Кого называли отцом истории? (Геродот)
- Имя женщины, из-за которой началась Троянская война. (Елена)
Второй конкурс «Визитная карточка».
Сейчас вы выступите в роли туроператоров. Это такие люди, которые рассказывают о какой-либо стране желающим отдохнуть. Так как вы выступаете в этой роли впервые, то я решила облегчить вам задачу: чтобы ваш рассказ получился красивым и связным, я дам готовый текст, но в нём есть пропуски, вы должны их заполнить. За каждый правильно заполненный пропуск Вы получите по 1 баллу. Максимально за этот конкурс Вы можете получить 10 баллов. Время выполнения задания 2 мин.
Третий конкурс «Переводчик».
Когда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и правилами поведения другой страны, но и хоть немножечко знать язык. Следующий наш конкурс называется «Переводчик»
-На этом этапе я хочу выяснить, кто из вас знает больше греческих слов, т.е. определений. У меня в конвертах разрезанные слова: термин и его значение. Вы должны правильно соотнести слово со значением. Все правильно – 5 баллов, одна ошибка- 4, две и более – 3 балла. Время выполнения 3 мин.
Четвертый конкурс «Священный Олимп».
Но путешествуя по Элладе, нельзя не вспомнить священную гору Олимп. Слайд 7. Чем знаменита эта гора? (На ней жили олимпийские боги).
Чтобы мы смогли продолжить и благополучно закончить наше путешествие мы должны оказать почтение олимпийским богам.
Следующее наше задание так и называется «Священный Олимп».
-Только прежде чем совершить восхождение на Олимп – нам необходимо передохнуть.
Физкультминутка.
В Древней Греции перед тем, как начать состязания атлеты проводили разминку, давайте тоже встанем и разомнёмся.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)
Круг почёта пробежать (бег на месте)
Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)
Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)
Будь атлет всегда готов!!! (аплодисменты)!!!
-Ребята, страшное чудовище преграждает нам путь и не подпускает нас к горе до тех пор, пока не разгадаем его загадки. Сразимся с чудовищем? (Слайд 8)
Загадки Минотавра:
Белолика и стройна,
Из пены родилась она,
Полна любви и не сердита.
Богиня эта Афродита.
На фронтоне Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости Афина.
Своей наружностью пугает.
От горы его огонь пылает до небес.
Троны, щит для героя и много другого
Кует в своей кузнице умелец Гефест.
-Сейчас по опознавательным признакам вы должны вспомнить бога. За каждый правильно данный ответ вы получите 1 балл.
1. Колесница, орёл, молния (Зевс – бог грома и молнии) Слайды 9-18.
2. Трезубец. Дельфин (Посейдон – бог моря)
3. Зеркальце, золотое яблоко (Афродита – богиня любви и красоты)
4. Олень, стрела, колчан со стрелами (Артемида – богиня охоты)
5. Семейный очаг, корона, узы брака (Гера – покровительница семейного очага)
6. Трёхглавый пёс, колесница (Аид – бог подземного царства)
7. Виноградная гроздь (Дионис – бог виноделия)
8. Колосок пшеницы (Деметра – богиня плодородия)
9. Шлем, щит, сова, весы, ветка оливкового дерева (Афина – богиня мудрости и справедливости)
10. Волшебные сандалии (Гермес – вестник богов)
Молодцы, вспомнили богов. Боги покровительствуют нам, поэтому в пути с нами ничего не случится. А мы продолжаем свое путешествие по Греции.
Пятый конкурс «Лента времени»
Сейчас мы с вами оказались перед воротами прекраснейшего города – Афины. Слайд 19. Но вход нам преграждают стражники. Они не впустят нас до тех пор, пока мы с вами не разгадаем странные числа, которые размещены на воротах. Следующий наш конкурс «Лента времени». Слайд 20.
776 г. до н.э. – первые Олимпийские игры
594 г. до н.э. – реформы Солона
490 г. до н.э. – Марафонская битва
480 г. до н.э. – Саламинское сражение
Предлагаю вам побывать в самом необычном полисе Древней Греции – Спарта. Слайд 21.
Представим, что вы стали спартанцами и будем отвечать так же кратко, как и они- лаконично. Поставьте ответы ДА или НЕТ напротив вопросов рядом с утверждениями. Слайды 22-24.
А теперь настало время наших капитанов. Сейчас они нам покажут, на что способны.
Шестой конкурс «Конкурс капитанов».
В конвертах имена героев двух поэм греческого поэта Гомера. Ваша цель выбрать только тех, кто был героем в одной поэме. Команда «Одиссея» выбирает своих героев, а команда «Илиада» – своих.
«Илиада» | «Одиссея» |
1,3,5,7,9 | 2,4,6,8,10 |
1. Ахиллес 2. Одиссей 3. Фетида 4. Циклоп 5. Гектор
6. Харибда 7. Патрокл 8. Сирены 9. Андромаха 10. Пенелопа.
Все правильно-2 балла, ошибки- 1 балл Слайд 25.
И впереди у нас остался последний конкурс: «Личность в истории.
Мы с вами уже много вспомнили о Греции, но осталось вспомнить людей, которые оставили свой след в истории этой удивительной и прекрасной страны. Я сейчас вам буду читать высказывания этих людей, а вы должны назвать, кому принадлежат эти слова. За правильный ответ – 1 балл
1. «…афиняне, я узнаю этот корабль, но не могу различить цвет паруса…»
( Эгей)
2. «Ты забыл про воздух, сын мой! Мы полетим между морем и небом» (Дедал)
3. «Отдай яблоко мне, и я найду тебе в жёны самую красивую женщину в мире» (Афродита)
4. «Мать чёрная, земля многострадальная, с которой сбросил я позорные столбы. Рабыня раньше, а теперь свободная…» (Солон)
5. «Да, я упал лишь один раз» Кто из вас бросит меня на землю ещё 2 раза, тот и станет победителем?» (Милон)
6. Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. (Прометей)
Подведем итог:
Учитель: - Вот мы и прошли вместе с вами тот путь, который нам указал Одиссей. А теперь – мы возвращаемся обратно. Слайд 26.
Сегодня мы ещё раз убедились, что Древняя Греция- великая цивилизация, история которой дала миру демократию, искусство, религию, олимпийские игры. Посмотрим венки.
Команда, которая заработала большее количество очков, получает титул «Знатоки истории» и получают оценку 5, а остальные ребята 4.
- Мне хочется поблагодарить вас всех за работу на уроке. В конвертах смайлики, свое отношение к уроку. Слайд 27.
Домашнее задание: написать послание Одиссею от имени участника путешествия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции.
Одна из важнейших тем на уроках Изо 3 четверти 5 класса «Декор – человек, общество, время» ( по программе под руководством Б.М.Неменского ) о понимании ...
Внеклассное мероприятие Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции и
Внеклассное мероприятие по теме: "Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции" разработано для обучающихся 5х классов. Содержание игры охватывает темы "Древний Восток" и "Древняя Греция"....
Урок по истрии древнего мира в 5 классе "Ученые, политики и атлеты древней Греции"
Урок изучения нового материала с использованием призентации в 5 классе. Учебник Михайловского издательство "Русское слово"...
Мероприятие. Греция. Мифы древней Греции.
Познакомит с культурой Древней Греции. Помочь оценить красоту художественных образов древнегреческих мифов. Пробудить желание познакомиться с другими мифами....
Конспект внеклассного мероприятия "Греция. Мифы древней Греции"
Познакомить воспитанниц с культурой Греции. Помочь оценить воспитанницам красоту художественных образовдревнегреческих мифов.Пробудить желание познакомиться с другими мифами....
СЦЕНАРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА ПО ТЕМЕ « Какого цвета Греция?» (Знакомство с географией и природными условиями Древней Греции). 5 класс
Общая характеристика урокаТип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;Цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала;Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осм...
Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции"
Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции" На уроке проводится проверка различных орфограмм, работа с толковым словарем, знаком...