технологическая карта урока истории в 9 классе "Гражданская война "
план-конспект урока по истории (9 класс)

Козьякова Татьяна Александровна

Урок призван показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, сформулировать причины Гражданской войны, раскрыть цели и политическую программу Белого  и Красного движения, определить их социальный и политический  составы;  развивать умение работать с различными источниками информации, представлять результаты своей деятельности,  закрепить умения самоанализа и самоконтроля в учебной деятельности. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_istorii_v_9_klasse.rar45.15 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории в 9 классе

Тема: «Гражданская война в России»

Цели урока: - показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, сформулировать причины Гражданской войны, раскрыть цели и политическую программу Белого  и Красного движения, определить их социальный и политический  составы;

-  развивать умение работать с различными источниками информации, представлять результаты своей деятельности,  закрепить умения самоанализа и самоконтроля в учебной деятельности;

Оборудование: карта, презентация; учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России XX-начало XXI в», 9 класс

Тип урока: открытие нового знания  и получения практических навыков на основе анализа источников, с использованием приемов технологии критического мышления

План урока.

  1. Понятие гражданской войны
  2. Причины гражданской войны. Цели участников.
  3. Два лагеря в гражданской войне. Белое и Красное движение.  
  4. Периодизация гражданской войны  
  5. Методы борьбы
  6.  Иностранная  интервенция.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Актуализация знаний

Слайд  Учитель:

Все рядком лежат –

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат!

Где свой, где чужой?

Белым был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белым стал:

Смерть побелила.

Какая тема урока? Мы сегодня будем говорить о Гражданской войне

  Уч-ся определяют тему урока

Итак, начнем. Слайд

Что же понимают под гражданской войной, попробуем дать определение. Какие ассоциации вызывает понятие «гражданская война»

Учитель: Обобщает определения.

Особенностью любой гражданской войны является ощущение правоты каждой из сторон. Все борются за определенную идею, самозабвенно и не жалея себя, и проливая кровь противников, опять же не жалея. Страшная трагедия, названная гражданской войной, окрасила граждан России в два цвета: красный  и белый, разделила страну, город, село, улицу, семью, когда сын шел против отца, а брат против брата.

Кто герой этой войны: красные? Белые?

Ответ на этот вопрос формулировался по-разному.

В годы советской власти, конечно, героями были красные. С конца 1980-х оценки изменились, героями стали считать белых. Но так ли все однозначно в оценке и характеристике войны гражданской?

Как правая и левая рука,

Твоя душа моей душе близка,

Мы смежены блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь прошел, и пропасть пролегла

От правого до левого крыла.

Поэтому не разрывая  историю своей страны попробуем проанализировать события того времени.

Определим ПРОБЛЕМУ УРОКА.  В любой войне есть победители и побежденные.  А есть ли победитель в гражданской войне?

   

Определите причины   гражданской войны

Прочитайте текст учебника на с.100 первый абзац первого пункта § 14 

Кластер «Гражданская война»

Ученики:…  - «война, охватывающая одно государство и ограниченный географический район»

- локальная война.

- «противоборство коалиций (союзов, блоков)  внутри государства

Гражданская война – это война между гражданами одного государства. Столкновение различных сил  внутри одной страны.

     В любой войне есть победители и побежденные. А есть ли победитель в гражданской войне?

Работают с текст учебника на с.100 первый абзац первого пункта § 14.

Ученики:

 - буржуазия, дворянство потеряли власть, право на собственность;

 - большевики игнорировали нормы демократии в борьбе за власть;

  - разгон Учредительного собрания;

 - заключение Брестского мира;

 - чрезвычайная политика большевиков в деревне весной – летом 1918г;

  - нежелание политических сил идти на компромисс, диалог друг с другом

2. Получение нового знания

Предлагаю вам познакомиться с документами  (Приложение № 1)

Программы белых и красных и выделить цели белого и красного движения

Формулируют цели  белого и красного движения .

И заполняют ТАБЛИЦУ в тетрадях  

( Приложение № 3)

Слайд 

   Для всего населения  России встал вопрос: “Чью сторону принять?”. Этот выбор в нарастающей стихии гражданской войны был нелегким нравственным выбором.

      Попробуйте самостоятельно определить участников белого и красного лагерей и ПОЧЕМУ ПРИМКНУЛИ К тому или иному лагерю?

Как видим. Не все так однозначно просто. Слайд      Представители различных социальных слоев были в обоих лагерях.

Даже песни они пели под одну мелодию со схожими словами:

           Красные

Смело мы в бой пойдем

За власть Советов

И как один умрем

В борьбе за это.

            Белые

Смело мы в бой пойдем

За русь Святую

Икак один прольем

Кровь молодую.

Заполняют  в таблице колонки «участники»

 И комментируют и определяют, почему представители различных социальных слоев были в обоих лагерях

 Ребята, кто, по вашему мнению, виноват в развязывании гражданской  войны?

Учитель подводит учащихся к выводу о том, что  виноваты не только большевики, но  и социальные слои, не пожелавшие лишиться собственности и власти.

Слайд

В гражданской войны выделяют ряд периодов, запишем их. Тема, которую мы сегодня изучаем, до сих пор вызывает у историков много споров, спорят и о периодизации. Мы рассмотрим одну из них

Работа с учебником с.100-101

Работа с учебником с.100-101

1) Октябрь 1917-весна1918гг. – «мягкая Гражданская война»

2) Лето 1918 – осень 1920гг. – «фронтовой этап»         Гражданской войны

        Лето – осень1918гг. –период эскалации (нарастания) войны

         Декабрь1918-июнь1919гг. – период противоборства регулярных красных и белых армий

       Осень1919-осень1920гг. –период военного поражения белых армий

3) Конец 1920-1922 гг. – период «малой гражданской войны».

Слайд

Какие методы борьбы использовали  участники  (Приложение № 2)

Работают с документами

( Приложение № 2)

Обсуждение. Заполнение таблицы

( колонка «Методы борьбы»)

Учащиеся дают оценку характеру Гражданской войны.

В ходе обсуждения учениками могут быть отмечены:

- жестокость и беспощадность;

 - неприятие инакомыслия;

 - грабежи и насилие над мирным населением;

 - расстрелы пленных и заложников

ТЕРРОР

Слайд

ОСОБЕННОСТИ ГРАЖД ВОЙНЫ:

1.Не имеет четких границ – ни временных ,ни пространственных

2.Нет четких линий фронта

3.Жестокие формы борьбы

4.Использование цветов для обозначения противоборствующих сил

5.На первый план выходят классовые интересы

 6.  Главный принцип – «КТО НЕ С НАМИ, ТОТ ПРОТИВ НАС»

  1. 7.Тесное переплетение с антисоветской военной интервенцией

   Гражданская война осложнилась интервенцией

Запись в тетради

Вспоминают понятие «интервенция»

 Определите Причины интервенции 

Вспоминают, что иностранные капиталисты потеряли свою собственность в России (национализация).

1.Разделаться  с Советской властью

2.Хотели вернуть свою собственность.

3. Боялись социалистического влияния. (записывают)

Слайд Карта Среди участников интервенции в РСФСР и Закавказье, насчитывают 14 государств. Среди

интервентов были Франция, США, Великобритания, Япония, Польша, Румыния и др. Интервенты либо стремились захватить часть российской территории (Румыния, Япония, Турция), либо получить от поддерживаемых ими белогвардейцев значительные экономические привилегии (Англия, США, Франция и др.). 

Работают с картой

3. Первичное осмысление и закрепление материала

Слайд Задание.

 В предложенном перечне укажите причины Гражданской войны

1) Изменение характера политической власти в стране.

2) Введение всеобщей воинской повинности

3) Отказ большевиков от сотрудничества с другими политическими силами

4) Отмена выкупных платежей

5) Недемократические меры большевиков (диктатура, репрессии, деятельность чрезвычайных органов)

6) Заключение Брестского мира.

7) Экономическая политика советской власти в деревне (установление продовольственной

    диктатуры, организация продотрядов, комбедов и т.д.)

8) Созыв Учредительного собрания

Записывают ответы.

Проверка ответов: 13567

Слайд Задание.

Соотнесите название противоборствующих сил и их цели в борьбе:

а) лагерь красных 1) уничтожение советской

                                  власти

б) лагерь белых  2) сохранение и укрепление

                             советского     государства

в) лагерь интервентов  3) политическое и

            экономическое  ослабление России

Записывают ответы.

Проверка ответов: 2 1 3

Слайд Задание.

Массовый террор  во время Гражданской войны применяли:

А) красные

Б) белые

В) оба лагеря

Записывают ответы.

Проверка ответов: В

4.Рефлексия. Подведение итогов урока.

Домашнее задание

В заключении, мне хотелось бы вернуться к проблемному заданию нашего урока. Кто победил в гражданской войне? Работу над проблемным заданием мы продолжим на следующем уроке.

Предлагаю дополнить фразы (на выбор):

 Сегодня на уроке

 я узнал…

я понял…

мне показалось важным…

мне было интересно…

мне было сложно (непонятно)…

у меня возник вопрос…

мне захотелось…

§14, сообщения « Гражданская война в Приамурье»

Ученики могут отметить следующие факты:

-Страна раскололась на два враждебных лагеря, еще раз упомянуть о характере войны.

-В гражданской войне нет победителя.

  Приложение № 1     Программы белых и красных

Общие основания политической программы генерала Л.Г.Корнилова. Янв. 1918 г.

I. Восстановление прав гражданства:

— все граждане равны перед законом без различия пола и национальности;

— уничтожение классовых привилегий;

— сохранение неприкосновенности личности и жилища;

— свобода передвижения, местожительства и пр.

II. Восстановление в полном объеме свободы слова и печати.

III. Восстановление свободы промышленности и торговли, отмена национализации частных финансовых предприятий.

IV. Восстановление прав собственности.

V. Восстановление русской армии на началах подлинной военной дисциплины. Армия должна формироваться на добровольческих началах без комитетов, комиссаров и выборных должностей.

VI. Полное исполнение всех принятых Россией союзных обязательств международных договоров. Война должна быть доведена до конца в тесном единении с нашими союзниками. Мир должен быть заключен всеобщий и почетный на демократических принципах, т. е. с правом на самоопределение порабощенных народов.

VII. В России вводится всеобщее, обязательное начальное образование с широкой местной автономией школы.

VIII. Сорванное большевиками Учредительное Собрание должно быть созвано вновь. Выборы в Учредительное Собрание должны быть проведены свободно, без всякого давления на народную волю и во всей стране. Личность народных избранников священна и неприкосновенна.

IХ. Правительство, созданное по программе генерала Корнилова, ответственно в своих действиях только перед Учредительным Собранием, коему она передает всю полно ту государственно-законодательной власти. Учредительное Собрание, как единственный хозяин земли Русской, должно выработать основные законы русской конституции, и окончательно сконструировать государственный строй.

X. Церковь должна получить полную автономию в делах религии. Государственная опека над делами религии устраняется. Свобода вероисповеданий осуществляется в полной мере.

XI. Сложный аграрный вопрос представляется на разрешение Учредительного Собрания. До разработки последним в окончательной форме земельного вопроса и издания соответствующих законов всякого рода захватно-анархические действия граждан признаются недопустимыми.

XII. Все граждане равны перед судом. Смертная казнь остается в силе, но применяется только в случаях тягчайших государственных преступлений.

XIII. За рабочими сохраняются все политико-экономические завоевания революции в области нормирования труда, свободы рабочих союзов, собраний и стачек, за исключением насильственной социализации предприятий и рабочего контроля, ведущего к гибели отечественной промышленности.

А.И. Деникин. Из наказа Особому совещанию:

«Приказываю Особому совещанию принять в основание своей деятельности следующие положения:

  1. Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка...
  2. Борьба с большевизмом до конца.
  3. Военная диктатура... Всякое противодействие — справа и слева - карать. Вопрос о форме правления — дело будущего. Русский народ изберет верховную власть без давления и без навязывания...
  4. Внешняя политика — только национально русская... За помощь — ни пяди русской земли.
  1. Продолжить разработку аграрного и рабочего закона...
  2. Оздоровить фронт и войсковой тыл — работой особо назначенных генералов с большими полномочиями, составом полевого суда: применением крайних репрессий».

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа  12 января 1918 г.

Статья I.

1) Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.
Статья II.

Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах, III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:

1) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется, и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа на началах уравнительного землепользования. Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием.

2) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и пр. средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами.
3) Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала.

4) В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность.

3) Как первый удар международному банковому, финансовому капиталу, III съезд Советов рассматривает советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных правительствами царя, помещиков и буржуазии, выражая уверенность, что Советская власть пройдет твердо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала.

Из Программы РКП (б).  Принята VIII съездом партии в марте 1919 г.:

«Октябрьская революция 25 октября (7 ноября) 1917 г. в России осуществила диктатуру пролетариата, начавшего при поддержке беднейшего крестьянства или полупролетариата созидать основы коммунистического общества. ...Началась эра всемирной пролетарской революции, коммунистической революции. Только пролетарская, коммунистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами...

В ОБЛАСТИ ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКОЙ. Задача партии пролетариата состоит в том, чтобы проводя неуклонно подавление сопротивления эксплуататоров…, разъяснять, что лишение политических прав и какие бы то ни было ограничения свободы необходимы исключительно в качестве-временных мер борьбы с попытками эксплуататоров отстоять или восстановить свои привилегии.

Приложение № 2            Методы борьбы

Из газеты «В пути», 7 октября 1918 г.

«Из штаба бригады Н …(Южный фронт) получена следующая телеграмма: «Доношу, что делегатами Н-ского полка найдено заброшенными, покрытыми соломою убитых красногвардейцев в количестве 31 чел. Личность убитых опознать невозможно, так как трупы совершенно изуродованы: головы перебиты, глава выколоты, уши отрезаны».

Из приказа губернатора Енисейской губернии С.Н.Розанова, 27 марта 1919 г.:

1.  При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков, если этого не произойдет…- расстреливать каждого десятого.

5. ..За добровольное снабжение разбойников не только оружием, но и продовольствием, одеждою и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество отбираться в пользу казны.

Из письма белогвард. офицера Г.Литвиненко, Омский вокзал, 19-25 апреля 1919 г:

« …Вы знаете, что в этой войне …мы имеем одно преимущество – на нашей стороне сочувствие подавляющего большинства населения и, в частности, почти всего крестьянства. ..и это сочувствие – настолько могущественный наш союзник, что без него мы давно были бы разбиты. Наши полки в начале своих походов …бережно относились ко всем болям и нуждам крестьян, никогда не брали даром и являлись для крестьян избавителями.

Но с течением времени мы стали терять все эти спасительные качества. ..Выпороть крестьянина стало самым обычным явлением по самому ничтожному поводу… А отношение к пленным. Их, сдающихся добровольно к нам в плен, отдают толпе наших солдат, которые из обирают, оскорбляют, бьют.

Мы роем себе могилу, настроение крестьян и отношение к нам меняется. …Красные до сих пор не без успеха пользуются тем оружием, которое у нас в полном пренебрежении – словом, пропагандой. А мы как будто поставили себе целью сломить силою исключительно.

В.В.Шульгин. Отрывок из мемуаров «1920»:

«Красные - грабители, убийцы, насильники. Они бесчеловечны, они жестоки. Для них нет ничего священного... Они отвергли мораль, традиции, заповеди господни. … Они убивают, они пытают... Разве это люди? Это звери...

Значит, белые, которые ведут войну с красными именно за то, что они красные, - совсем иные... совсем «обратные»...

Белые имеют бога в сердце...Разве это люди?.. Это почти святые...

«Почти что святые» и начали это белое дело... Но что из этого вышло? Боже мой!

Я видел как почтенный полковой батюшка в больших колошах и с зонтиком в руках, увязая в грязи, бегал по деревне за грабящими солдатами:

  • Не тронь!.. Зачем!.. Не тронь, говорю... Оставь! Грех говорю... Брось!

Куры, утки и белые гуси разлетались во все стороны, за ними бежали «белые» солдаты, за солдатами батюшка с белой бородой.

Но по дороге равнодушно тянулся полк. Вернее, пятисотподводный обоз. Ни один из «белых» офицеров не шевельнул пальцем, чтобы помочь священнику...

Зато на стоянке офицеры говорили друг другу:

  • Хороший наш батюшка, право, но комик... Помнишь, как это он в деревне...за гусями...в калошах.. .с зонтом.. .Комик!

В одной хате за руки подвесили... «комиссара»... Под ним разложили костёр. И медленно жарили... человека... а кругом пьяная банда «монархистов»... выла «боже, царя храни».

Приказ Председателя РВС Республики Л.Д. Троцкого войска и советским учреждениям Южного фронта № 65 от 24 ноября 1918 г.

1.  Всякий негодяй, который  будет подговаривать к отступлению, дезертирству, невыполнению боевого приказа, будет расстрелян.

2. Всякий солдат Красной армии, который покинет боевой пост, будет расстрелян.

4. Во всякой прифронтовой полосе распределены заградительные отряды для ловли дезертиров.

Из постановления от 5 сентября 1918 г.

«…обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью…необходимо очистить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях, …подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам, ..необходимо опубликовать имена всех расстрелянных, а также основание применения к ним этой меры».

Из акта расследования по делам о злодеяниях большевиков в 1919г. в г. Новочеркасске и других местностях донской области. 

Составлено мая 20 дня 1919г. Екатеринодар:

«12 февраля 1918 года … в г. Новочеркасск вступили большевистские казачьи части под командой войскового старшины Голубова, а вслед за ним красноармейцы и матросы. В городе начались произвольные обыски и аресты. При этих обысках, часто повторных, похищались разные вещи, преимущественно золотые, а также деньги, и иногда квартиры подвергались полному разгрому...

Политику террора проводили в жизнь созданные большевиками в Новочеркасске учреждения - Совет пяти и железнодорожный военно-революционный трибунал…Этот Совет, руководствуясь... «революционной совестью», но не законами, выносил постановления об арестах и расстрелах жителей и сам же приводил в исполнение свои приговоры. Суд революционной совести превратился в сплошной самосуд толпы и отдельных матросских и красноармейских банд. ...Прежде всего уничтожали своих боевых противников, хотя бы те складывали оружие и беспомощно лежали на больничных койках. Затем истребляли богатых и просто обеспеченных людей, как «буржуев», священников за их несогласие с разбойным большевизмом и за духовный сан, просто интеллигентных людей за их интеллигентность и по доносам как «контрреволюционеров». Иногда казнили за неосторожное слово, за ношение погон, за службу в полиции в дореволюционное время и по другим случайным и порою вздорным поводам».

Из приказа наркома внутренних дел Г.И.Петровского, сентябрь 1918г.:

        «Убийство Володарского, убийство Урицкого, покушение на убийство... Владимира Ильича Ленина, массовые десятками тысяч расстрелы наших товарищей …постоянно открываемые заговоры в тылу наших армий, открытое признание правых эсеров и прочей контрреволюционной сволочи в этих заговорах…

       С таким положением должно быть решительно покончено. Расхлябанности и миндальничанию должен быть немедленно положен конец. Все известные местным Советам правые эсеры должны быть немедленно арестованы, из буржуазии и офицерства должны быть взяты значительные количества заложников. При малейшем движении в белогвардейской среде должен применяться безоговорочные массовый расстрел...

      Тыл наших армий должен быть наконец, окончательно очищен от всякой белогвардейщины и всех подлых заговорщиков против власти рабочего класса и беднейшего крестьянства. Ни малейших колебаний, ни малейшей нерешительности в применении массового террора»

 

                    Приложение  № 3

Линия сравнения

«Белые»

«Красные»

    Программа

   (цели движения)

свержение советской власти, власти большевиков, восстановление единой и неделимой России, созыв народного собрания на основе всеобщего избирательного права для определения будущего страны, признание права частной собственности, проведение земельной реформы.

право нации на самоопределение, общенародная собственность на средства производства , создание справедливого общества, власть рабочих и крестьян

Участники

офицерство, чиновничество, дворянство, буржуазия, отдельные представители рабочих и крестьян.

разнороден: черносотенно-монархические, либеральные, социалистические партии.

часть раб. класса и беднейшее крестьянство (часть интеллигенции. военных). 

Революционные (левые) партии прежде всего РСДРП (б).

Методы борьбы

- жестокость и беспощадность;

 - неприятие инакомыслия;

 - грабежи и насилие над мирным населением;

 - расстрелы пленных и заложников

ТЕРРОР

- жестокость и беспощадность;

 - неприятие инакомыслия;

 - грабежи и насилие над мирным населением;

 - расстрелы пленных и заложников

ТЕРРОР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории "Войны Рима с Карфагеном". 5 класс

19 марта 2013 года на базе нашей школы прошел областной семинар "ФГОС ООО: актуальные вопросы реализации",  в рамках которого я проводила открытый урок в 5 классе. Представляю вариант технологиче...

Технологическая карта урока истории на тему "Столетняя война" 6 класс

Технологическая карта  урока ФИО учителяСавкина Наталья НиколаевнаПредметИстория средних вековКласс6Номер урока№3  в Главе XVII «Образование централизованных государств в Западной Европе ( X...

"Гражданская война 1918-1922 г.г" Технологическая карта урока истории

УМК:  История России, Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров, учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.   Русское слово, 2011 гТема: «Гражданская война 1918-192...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...

Технологическая карта урока истории в 5 классе. Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории в 5 классе. Греко-персидские войны...

Технологическая карта урока истории Кавказская война

Технологическая карта урока истории , реализующегосистемно- деятельностный подход   Класс    __9_    Тема урока    ____Кавказская война__________...