"Гражданская война 1918-1922 г.г" Технологическая карта урока истории
методическая разработка по истории (11 класс) на тему
УМК: История России, Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров, учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Русское слово, 2011 г
Тема: «Гражданская война 1918-1922 г.г. - белые и красные: упущенные и реализованные возможности».
Тип урока: Обобщение изученного материала
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, метод проекта, ИКТ технологии.
Оборудование: проектор, ноутбук с выходом в интернет, учебник, тетрадь.
Оценка педагогической ситуации: обучающиеся владеют знаниями программного материала на базисном уровне, отдельные учащиеся – на повышенном уровне. Самостоятельная аналитическая деятельность и личностное общение являются ведущими для старшеклассников. В ходе урока учитель выступает в роли консультанта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolgkarat-uroka-11-kl-belyie-i-krasnyie.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сафрыгин Б.Б.. – учитель истории и обществознания
МБОУ «Перхляйская ООШ»
Технологическая карта урока истории обобщения изученного материала по технологии
проблемного обучения в 11 классе по теме:
«Гражданская война 1918-1922 г.г. - белые и красные: упущенные и реализованные возможности».
УМК: История России, Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров, учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Русское слово, 2011 г
Тема: «Гражданская война 1918-1922 г.г. - белые и красные: упущенные и реализованные возможности».
Тип урока: Обобщение изученного материала
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, метод проекта, ИКТ технологии.
Оборудование: проектор, ноутбук с выходом в интернет, учебник, тетрадь.
Оценка педагогической ситуации: обучающиеся владеют знаниями программного материала на базисном уровне, отдельные учащиеся – на повышенном уровне. Самостоятельная аналитическая деятельность и личностное общение являются ведущими для старшеклассников. В ходе урока учитель выступает в роли консультанта.
Цели урока:
1. Образовательная: выяснить причины победы большевиков в гражданской войне
2. Развивающие: развивать навыки работы с различными источниками информации, умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, развивать самостоятельность в учебной деятельности, умения ставить задачу и добиваться ее выполнения, развивать творческие способности на основе содержательного и системно-деятельностного компонента.
3. Воспитательные: способствовать развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде, воспитание ответственного отношения к поставленной задаче.
Задачи:
- Обобщить информацию о государственной политике большевиков в годы гражданской войны, социально-экономической политике «красных» и «белых», о колебаниях крестьян, о роли интервенции в гражданской войне.
- Проанализировать учебный материал и сделать выводы о причинах победы большевиков.
- Сделать презентацию и донести информацию до учащихся.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Педагогические задачи | Средства обучения | Организационные формы и методы обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат, оформление результата |
1.Постановка проблемы | Актуализация знаний и умений. Активизация познавательной деятельности | Учебник, материалы презентации по теме | Диалог, индивидуальная работа, деление на группы | Задает вопросы по исторической ситуации, организует работу в группах | Определение понятий, обнаруживание противоречия | Сформулирована тема, цели и задачи урока, сделаны записи в тетради |
2.Формулирование гипотезы | Сформировать прием разрешения противоречия и умения планировать деятельность | Записанные в тетради задачи и материалы презентации | Групповая работа | Организует работу в группах, определяет условия работы | Составление плана работы в соответствии с задачами | Сформулирована гипотеза |
3.Доказательство гипотезы | Развить коммуникативные навыки, построение логических связей, причинно-следственных умозаключений, активизировать творческое мышление | Учебный материал, презентация | Групповая и индивидуальная работа, анализ, сравнение, соотношение | Определяет время работы на каждом этапе, высказывает свою точку зрения после всех выступлений | Анализ материалов презентации и учебного материала, оценка мнения автора, аргументация собственной или групповой оценки | Запись выделенных причин в тетради. Оценка результатовтивности |
4.Общий вывод | Обобщить систему доказательств гипотезы или ее опровержение | Записи причин и выводов в тетради, слайды, презентация | Групповая и индивидуальная работа, сопоставление, анализ, обобщение | Дает оценку работе группы | Установление соответствия причин и последствий событий | Озвучивание результатов работы, оценка выступлений, индивидуальные оценки в группах |
5.Рефлексия | Самооценка и самоанализ деятельности | Анкета | индивидуальная | Обрабатывает информацию для решения трудностей | Оценивают свои успехи и трудности | Эссе по проблемам урока, темы формулируют сами учащиеся. Учитель предлагает варианты, например, «Триумф или трагедия», «Закономерная победа большевиков», «Патриоты или предатели». |
Занятие проводится в форме анализа изученного материала и обмена мнениями. Организационными формами и методами обучения стали индивидуальная и групповая работа, сопоставление, анализ, обобщение и выводы.
На первом этапе постановки проблемы учитель создает значимую для учеников проблемную ситуацию: «В советский период героями гражданской войны считались «красные». В годы перестройки о «белых» стали говорить как о героях. Ребята, что такое гражданская война? Могут ли быть победители в гражданской войне?»
Ситуация мотивирует учащихся на формирование вопросов и постановку проблемы. Результатом деятельности учащихся являются варианты тезисов и вопросов:
- Почему со временем изменилась оценка деятельности «красных и «белых»?
- Можно ли считать героями участников гражданской войны?
- Что было общего в деятельности «белых» и «красных»?
- Каковы были перспективы «белых» и «красных» в ходе гражданской войны?
- Кого можно считать победителями в гражданской войне и почему?
После этого учащиеся формулируют основное противоречие: лагерь «белых» имел больше возможностей для победы в годы гражданской войны, но победили «красные». Тему урока формулируют учащиеся. Варианты учителя: «Белые» и «красные»: упущенные и реализованные возможности в гражданской войне 1918-1922г.г.»
Целью урока ставится разрешить проблемную ситуацию.
Задачи: 1. Сформулировать гипотезу
2. Определить план действий
3. Ответить на поставленные вопросы
4. Обменяться мнениями по полученным результатам
На втором этапе урока в качестве гипотезы может быть сформулировано следующее положение: «победа большевиков в гражданской войне – закономерный итог развития России к 1920 годам.»
Группы составляют план работы, выделяют главный вопрос. Учитель предлагает затрудняющимся план действия:
- Сравнить экономическую политику «белых» и «красных».
- Сравнить государственные и национальные идеалы «белых» и «красных»
- Соотнести территориальное размещение с национальными идеалами «красных» и «белых»
- Сравнить организацию управления на территории «белых» и «красных»
- Отношения с интервентами
На третьем и четвертом этапах роль учителя сводится к регламентации деятельности и высказыванию собственной точки зрения, но не навязыванию ее. Обучающиеся представляют обобщения, выводы, сделанные в результате установления причинно-следственных связей, оценивают результативность работы. Оценка деятельности учащихся проводится внутри группы совместно с учителем по 5-ти бальной системе на основе следующих критериев:
- участие в формулировке вопросов, тезисов, гипотезы
- участие в поиске доказательств
- участие в формулировке выводов
Общий вывод урока: победа большевиков в гражданской войне закономерный итог развития России к 1920 годам, «белые» упустилим шанс на победу по объективным и субъективным причинам.
Самоанализ и самооценка учащихся осуществляются в результате анкетирования. (См. приложение № 1)
Приложение № 1
АНКЕТА
- ФИО учащегося ________________________________________________________________________
2. Степень участия в уроке: а) активное б) пассивное в) не участвовал
3. Уровень знаний по теме до урока: а) высокий б) средний в) низкий
4. Уровень знаний по теме после урока: а) высокий б) средний в) низкий
5. Затруднения встретил в следующих видах деятельности:
А) определение противоречий
Б) формулирование гипотезы
В) Определение плана действий
Г) Анализ и сравнение обобщения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории "Войны Рима с Карфагеном". 5 класс
19 марта 2013 года на базе нашей школы прошел областной семинар "ФГОС ООО: актуальные вопросы реализации", в рамках которого я проводила открытый урок в 5 классе. Представляю вариант технологиче...
11 класс "Белые и красные: упущенные и реализованные возможности в гражданской войне 1918-1922 г.г."
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока истории на тему "Столетняя война" 6 класс
Технологическая карта урока ФИО учителяСавкина Наталья НиколаевнаПредметИстория средних вековКласс6Номер урока№3 в Главе XVII «Образование централизованных государств в Западной Европе ( X...
Гражданская война 1918-1922 (Симбирск, Поволжье, Комуч)
Конспект урока по теме Гражданская война в России для учащихся 11 классов. Работа направлена на углубление знаний учащихся о региональной стороне гражданской войны, о роли симбирян и пути сформированн...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...
технологическая карта урока истории в 9 классе "Гражданская война "
Урок призван показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, сформулировать причины Гражданской войны, раскрыть цели и политическую программу Белого и Красного ...
Технологическая карта урока истории по теме: «Гражданские правоотношения».
Технологическая карта урока истории по теме: «Гражданские правоотношения»....