Рабочая программа по факультативному курсу "История:теория и практика" (11 класс)
рабочая программа по истории (11 класс)
Рабочая программа по факультативному курсу "История:теория и практика" (11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по факультативному курсу "История:теория и практика" (11 класс) | 36.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования»
Рекомендована к утверждению Утверждена приказом
протокол ШМО №__________ ГБОУ «КШ-ИСОО»
от ___.______________._____ №______ от ___.___,______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
_____Вариативный курс «История: теория и практика»_____
для______________ 11__________________класса (2 ступени)
на период___2018 – 2019 уч. год______________________________________
Автор (составитель): Лубсанцыренов А. Д.,
преподаватель истории и обществознании ,I кв.
категории
(ФИО, должность, квалификация)
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по вариативному курсу по истории «История: теория и практика» адресована учащимся 11 класса ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования», разработана на основе:
- положения о рабочей программе учебного предмета, курса ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования».
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года),
- Постановлением Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. от 24.11.2015),
Цель курса:
содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.
Задачи:
- Обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России в XX веке.
- Способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;
- Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
- Воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.
Характеристика предмета
Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке. В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает не столько увеличение суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования.
Таким образом, в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющие интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образование.
Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории России XX века» составлена Е.Н.Сорокиной разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения. Программа выделяет три важнейших периода – Российская империя, Советское государство, Российская Федерация.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в сложном и быстро меняющемся мире.
Актуальность и новизна содержания программы
- позволяет лучше сориентироваться в огромном потоке научно -публицистической литературы по проблемам отечественной истории;
- дает возможность наряду со систематическим усвоением содержания заострить внимание на самых важных, а также на самых интересных для ученика темах;
- формирует у ученика освоение методов исследовательской деятельности, умение интегрировать знания.
Вариативный курс рассчитан на 34 часа,1ч в неделю.
Планируемые результаты изучения курса учащимися в 11-м классе В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
2
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества.
Требования к уровню подготовки учащихся
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом.
Содержание программы
Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала XX века
Россия - «развивающееся общество» на рубеже веков. « Зависимое развитие». Концепция Эванса применительно к России. Анализ возможностей быстрого экономического развития страны. Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе. «Германский путь» Н. X. Бунге, И. Л. Вышнеградского, С. Ю. Витте. Попытки внедрения « британской модели» С. Ю. Витте и причины неудачи.
Альтернатива однолинейному объяснению проблемы модернизации России начала XX века.
Второй вариант модернизации, предложенный «народниками», его анализ.
Процесс модернизации в советский период и его последствия. «В ожидании шестой революции».
Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?
1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 1917 г. в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков.
Выявление и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин.
Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков.
Тема 3. Гражданская война: новые подходы
Гражданская война - трагедия русского народа…
Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или реальность? Кто виновник Гражданской войны? Причины победы «красных» и поражения «белых». Две армии одного народа.
Альтернативы «Ледяному» походу Добровольческой армии.Альтернативные сценарии: «Белый крест», «Московский поход Каледина», «Царицынский поход Корнилова», «Волжский поход Деникина».
Тема 4. Индустриализация и командно-административная система
Необходимость, цели, средства и источники накопления. Начальный этап социалистической индустриализации. Индустриальное развитие СССР в годы первой и второй пятилеток. Главные итоги социалистической индустриализации.
Альтернативные варианты проведения индустриализации советским экономистом Фельдманом Г. А.
Кадры. Анализ планов и реальных сроков их выполнения.
Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления.
«Незначительные жертвы» индустриализации.
Тема 5. Коллективизация - трагедия крестьянина-труженика?
Начало коллективизации. Этапы проведения коллективизации. Категории кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Сопротивление крестьян. Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923-1933 гг.
Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А. В. Чаянова.
Трактовка решения аграрной проблемы ученого-агрария Н. Д. Кондратьева.
Тема 6. Триумфальное поражение? (О советско-финской войне 1939-1940 гг.)
Причины, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма - серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны.
Версия Виктора Суворова: «Почему скрывают победу Красной Армии в «зимней войне»?
Кто проиграл «зимнюю войну»?
Тема 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР против Германии
Официальная историография о внезапности нападения германии на Советский Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 года.
Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии.
Сценарий превентивного удара, разработанный Буничем: «Операция « Гроза».
Версия В. Суворова: «Германский фашизм - это Ледокол Революции». Моделирование превентивного удара по версии В. Суворова. Анализ вероятности подобных сценариев.
Тема 8. Страх или Свобода? (О причинах победы под Сталинградом)
Приказ № 227 «Ни шагу назад!» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227.
Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом.
Цена победы - большая кровь.
Боевая мощь советского военного искусства. Не страх, а свобода - главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм - залог Победы.
Тема 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое.
Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»? Сравнительный анализ версий и предположений советских и западных историков и политологов о виновниках «холодной» войны. Взгляд современных отечественных историков на проблемы «холодной войны».
Истоки «холодной войны. Противники (создание военных блоков). Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм - миф или реальность?
Горячие точки «холодной войны». Разрядка и окончание «холодной войны». Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением.Сегодня мир, а что дальше? Размышления о предотвращении трагических последствий войны.
Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года ...
Хроника августовских событий. Версия М. С. Горбачева о причинах и начале путча. Что произошло в августе 1991 года на самом деле: взгляд через годы...
«Проигрывание» неосуществленных сценариев августа 1991 года. «Жесткий» сценарий (точка зрения ортодоксальных марксистов). «Мягкий» сценарий. Теория экономиста В. Леонтьева.
Тематическое планирование
№ | Содержание обучения. Разделы, темы | Кол-во часов | Дата проведения | |
1 | Тема1. Проблемы модернизации в развитии России начала XX века | 2 часа | 1 четверть | |
2 | Тема 2. Культура России в конце XIX начала XX века | 2 часа |
| |
3 | Тема 3. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? | 4часа |
2 четверть | |
4 | Тема 4. Гражданская война: новые подходы | 4 часа |
| |
5 | Тема 5. Индустриализация и командно-административная система | 4 часа | 3 четверть | |
6 | Тема 6. Коллективизация - трагедия крестьянина- труженика? | 4 часа |
| |
7 | Тема 7. Культура соцреализма | 1час |
| |
8 | Тема 8. Триумфальное поражение? (размышления о советско-финской войне) | 1 час |
| |
9 | Тема 9. Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии | 2 часа |
| |
10 | Тема 10. Страх или свобода? | 2 часа |
| |
11 | Тема 11. От «горячей» войны к «холодной», или мир, расколотый надвое | 3 часа | 4 четверть | |
12 | Тема 12. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года… | 3 часа |
| |
13 | Обобщение и контроль знаний | 2 часа |
| |
| 34 часа |
|
Календарно – тематическое планирование курса вариативного курса по истории «История: теория и практика» в 11 классе
№ | Тема урока | Кол. часов | Дом. задание | Дата проведения | |
план. | факт. | ||||
| 1 четверть |
|
| ||
Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала XX века 2 часа | |||||
1-2 | Проблемы модернизации в развитии России начала XX века | 2 |
| ||
| Тема 2. Культура России в конце XIX начала XX века 2 часа |
|
| ||
3-4 | Культура России в конце XIX начала XX века | 2 |
| ||
| Тема 3. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? 4 часа |
|
| ||
5 | Революция 1917 года. Возможность исторического выбора. | 1 |
| ||
6 | Историография: 1917 года | 1 |
| ||
| |||||
7 | Выявление и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин.
| 1 |
| ||
8 | Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков.
| 4 |
| ||
| Тема 4. Гражданская война: новые подходы 4 часа 2 четверть |
|
| ||
9-10 | Гражданская война - трагедия русского народа… | 2 |
| ||
11 | Причины победы «красных» и поражения «белых». | 1 |
| ||
12 | Две армии одного народа. | 2 |
| ||
| Тема 5. Индустриализация и командно-административная система 4 часа |
|
| ||
13 | Начальный этап социалистической индустриализации | 1 |
| ||
14 -15 | Главные итоги социалистической индустриализации. | 2 |
| ||
16 | «Незначительные жертвы» индустриализации. | 1 |
| ||
| 3 четверть | 2 |
| ||
Тема 6. Коллективизация - трагедия крестьянина- труженика? 4 часа | |||||
17 | Начало коллективизации. | 1 |
| ||
18 | «Успехи» коллективизации. | 1 |
| ||
19 | Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923-1933 гг. | 1 |
| ||
20 | Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А. В. Чаянова.
| 1 | . | ||
| Тема 7. Культура соцреализма 1час |
|
| ||
21 | Культура соцреализма | 1 |
| ||
| Тема 8. Триумфальное поражение? (размышления о советско-финской войне) 1час |
|
| ||
22 | Триумфальное поражение? (размышления о советско-финской войне) | 1 |
| ||
| Тема 9. Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии 2часа |
|
| ||
23-24 | Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии |
|
| ||
| Тема 10. Страх или свобода? 2 часа |
|
| ||
25 | Приказ № 227 «Ни шагу назад!» . Разные оценки приказа № 227. | 1 | |||
26 | Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм - залог Победы. 4 четверть | 1 |
| ||
| Тема 11. От «горячей» войны к «холодной», или мир, расколотый надвое 3 часа |
|
| ||
27 | Виновники «холодной» войны. |
| |||
28-29 | Истоки «холодной войны. Разрядка и окончание «холодной войны». |
| |||
| Тема 12. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года… 3 часа |
| |||
30 | Версия М. С. Горбачева о причинах и начале путча. | 1 | |||
31-32 | Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года… | 2 | |||
33-34 | Обобщение и контроль знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по факультативным занятиям по математике 6 класс
программа факультативных занятий по математике для учащихся 6 классов .Курс разработан на 25 часов....
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 5 класс.
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 5 класса составлена в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным зак...
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 6 класс.
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 6 класса составлена в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным зак...
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 7 класс.
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 7 класса составлена в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным зак...
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Факультативный курс «Готовимся к ЕГЭ» Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Факультативный курс «Готовимся к ЕГЭ» Кла...
Рабочая программа по факультативному курсу «Ландшафтный дизайн» 10 класс
Рабочая программа по факультативному курсу «Ландшафтный дизайн» 10 класс...