Методическая разработка урока "Первая российская революция"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Первая российская революция
Цели:
- Подвести учащихся к пониманию причин, характера, последствий первой российской революции.
- Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, делать выводы, работать с историческими документами.
Учебное оборудование: карта «Революция 1905-1907 гг. в России».
Ход урока
I. Организационный момент
П. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Внешняя политика. Русско-японская война
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточке № 5.
2. Работа с классом (на выбор учителя):
в) Беседа с классом по вопросам:
- Почему Россия потерпела поражение в войне с Японией?
- Как вы думаете, итоги Портсмутского договора это — успех или поражение царской дипломатии?
- Как вы думаете, можно ли сравнивать итоги Русско-японской войны 1904-1905 гг. с итогами Крымской войны 1853-1856 гг.?
3. Устный развернутый ответ учащегося по карточке № 5, отзывы одноклассников.
Ш. Изучение новой темы
План:
- Причины революции 1905-1907 гг., ее характер.
- Начало революции. «Манифест 17 октября».
- Декабрьское вооруженное восстание.
- Поражение и итоги революции.
Задача для учащихся: Каковы причины, характер, последствия первой российской революции?
1. Беседа с учащимися по вопросам.
- Какая форма правления существовала в России в начале XX века?
- Существовало ли народное представительство во власти?
- Какие политические права имели жители Российской империи?
- Решен ли был аграрный вопрос? Чем были недовольны крестьяне?
- Как жили рабочие?
- От чего страдали жители национальных районов?
- Как повлияло на ситуацию в стране поражение России в войне с Японией?
- Вспомните причины буржуазных революций на Западе? Когда в Англии появляется парламент?
- А теперь сформулируйте самостоятельно и запишите в тетрадь причины первой российской революции.
2. Проверка записей в тетрадях.
Причины революции могут быть сформулированы следующим образом:
- Сохранение в начале XX века феодально-крепостнических пережитков, которые сдерживали прогрессивное развитие страны.
- Наличие самодержавной формы правления, отсутствие парламентской.
- Отсутствие у населения демократических прав и свобод.
- Стремление крестьян добиться разрешения в свою пользу «аграрного вопроса» за счет ликвидации помещичьего землевладения.
- Желание рабочих, да и всего народа, улучшить уровень материальной жизни.
- Недовольство национальных районов русификаторской политикой царизма.
- Сообщение ученика о событиях кровавого воскресенья и личности Г.А. Гапона.
- Работа с историческим документом.
Учебник 1 стр. 49 «Из петиции рабочих и жителей Петербурга Николаю II. 9 января 1905 г.» или учебник 3 стр. 35-36.
5. Беседа по тексту документа.
- Какой представительный орган требовали создать рабочие?
- Какими должны были быть выборы в Учредительное собрание?
- Какие политические права требовали рабочие?
- Какие экономические требования выдвигали?
- Рассказ учителя о революционных событиях и Декабрьском вооруженном восстании (в объеме учебника и с демонстрацией на карте).
- Работа учащихся с текстом документа и учебника.
а) Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»
17окгября1905г.
...Мы, для уcпешнейшего выполнения общих преднамечаемых Нами к уми ютворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего Правительства.
На обязанность Правительства возлагаем Мы выполнение непреклонной -нашей воли:
1). Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началax действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
2). Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу призлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратсости оставшегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и
3). Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерюстью действий, поставленных от Нас властей.
. Вопрос к документу.
— Какие изменения в политической жизни страны предусматривались Манифестом 17 октября 1905 года?
Задание для учащихся: Выписать в тетрадь итоги революции.
8. Проверка записей в тетрадях.
Записи могут выглядеть следующим образом:
- Появление в стране элементов демократии — Государственная Дума, многопартийность, декларация основных прав личности, но без гарантий их соблюдения.
- Отмена выкупных платежей для крестьян, снижение арендной платы за землю. Но. помещичье землевладение не было уничтожено.
- Сокращение рабочего дня для рабочих до 9 часов, повышение им зарплаты. Разрешение создавать профсоюзы и собираться на забастовки.
- Национальные районы получили право вести обучение на родном языке и предстаатять свой регион в Думе.
- Появились Советы рабочих уполномоченных
• Самодержавие оставалось.
ГУ. Закрепление изученного на уроке
а) Беседа по вопросам.
- Каковы причины и характер первой российской революции?
- Какое событие считается началом революции?
- Какие методы борьбы использовали участники революции?
- Какие социальные слои населения являлись "движущими силами» революции?
- Какие события стали «пиком» революции или ее высшей точкой?
- Где появились первые Советы рабочих уполномоченных?
- Что изменила революция в жизни участников революционных событий?
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 5 ВОПР. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Мисс Российская Армия" для девушек 10-11 классов ОБЖ
Конкурсная программа разработана для проведения в обзазовательном учреждении мероприятий посвященных Дню защитника Отечества.Возростная категория 10-11 классы....
Методическая разработка "День российской науки"
Цели: День науки проводится с целью-популяризации достижений российской и мировой науки, лучших образцов искусства обучающихся школы,-формирования у них интереса к научному поиску, стремлен...
Методическая разработка "Уроки Великой Российской революции"
Методическая разработка "Уроки Великой Российской революции" включает технологическую карту урока и презентацию, разработана на основе ФГОС ООО. Может быть использована в качестве обобщающег...
Методическая разработка "Деятели Российской науки"
Деятели Российской науки...
Методическая разработка урока "Октябрьская революция - благо для России" (педтехнология - политические дебаты)
Время требует от учителя быть предельно объективным, даже если внутренне он стоит на определённой позиции: либералов или большевиков, белых или красных. Считаю, что задача современного учителя п...
Методическая разработка совместного российско- германского проекта по теме «Мода. История и современность»
Проект "Мода. История и современность" был реализован во время визита группы школьников гимназии Jürgen-Fuhlendorf-Schule из города Бад Брамштедта (Германия) в рамках программы школьного обм...
Методическая разработка урока ( Февральская революция 1917 года)
В документе содержится методологическая разработка урока ( Февральская революция 1917 года)...