Методическая разработка урока "Первая российская революция"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Нестерова Оксана Геннадьевна

Первая российская революция

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Первая российская революция46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Первая российская революция

Цели:

  1. Подвести учащихся к пониманию причин, характера, последствий первой российской революции.
  2. Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, делать выводы, работать с историческими документами.

Учебное оборудование: карта «Революция 1905-1907 гг. в России».

Ход урока

I. Организационный момент

П. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Внешняя  политика. Русско-японская  война

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточке 5.

2.        Работа с классом (на выбор учителя):

в)        Беседа с классом по вопросам:

  • Почему Россия потерпела поражение в войне с Японией?
  • Как вы думаете, итоги Портсмутского договора это — успех или поражение царской дипломатии?
  • Как вы думаете, можно ли сравнивать итоги Русско-японской войны 1904-1905 гг. с итогами Крымской войны 1853-1856 гг.?

3.        Устный развернутый ответ учащегося по карточке № 5, отзывы одноклассников.

Ш. Изучение новой темы
План:

  • Причины революции 1905-1907 гг., ее характер.
  • Начало революции. «Манифест 17 октября».
  • Декабрьское вооруженное восстание.
  • Поражение и итоги революции.

Задача для учащихся: Каковы причины, характер, последствия первой российской революции?

1.        Беседа с учащимися по вопросам.

  • Какая форма правления существовала в России в начале XX века?
  • Существовало ли народное представительство во власти?
  • Какие политические права имели жители Российской империи?
  • Решен ли был аграрный вопрос? Чем были недовольны крестьяне?
  • Как жили рабочие?
  • От чего страдали жители национальных районов?
  • Как повлияло на ситуацию в стране поражение России в войне с Японией?
  • Вспомните причины буржуазных революций на Западе? Когда в Англии появляется парламент?
  • А теперь сформулируйте самостоятельно и запишите в тетрадь причины первой российской революции.

2.        Проверка записей в тетрадях.

Причины революции могут быть сформулированы следующим образом:

  • Сохранение в начале XX века феодально-крепостнических пережитков, которые сдерживали прогрессивное развитие страны.
  • Наличие самодержавной формы правления, отсутствие парламентской.
  • Отсутствие у населения демократических прав и свобод.
  • Стремление крестьян добиться разрешения в свою пользу «аграрного вопроса» за счет ликвидации помещичьего землевладения.
  • Желание рабочих, да и всего народа, улучшить уровень материальной жизни.
  • Недовольство национальных районов русификаторской политикой царизма.

  1. Сообщение ученика о событиях кровавого воскресенья и личности Г.А. Гапона.
  2. Работа с историческим документом.

Учебник 1 стр. 49 «Из петиции рабочих и жителей Петербурга Николаю II. 9 января 1905 г.» или учебник 3 стр. 35-36.

5.        Беседа по тексту  документа.

  • Какой представительный орган требовали создать рабочие?
  • Какими должны были быть выборы в Учредительное собрание?
  • Какие политические права требовали рабочие?
  • Какие экономические требования выдвигали?

  1. Рассказ учителя о революционных событиях и Декабрьском вооруженном восстании (в объеме учебника и с демонстрацией на карте).
  2. Работа учащихся с текстом документа и учебника.

а) Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»

17окгября1905г.

...Мы, для уcпешнейшего выполнения общих преднамечаемых Нами к уми ютворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего Правительства.

На обязанность Правительства возлагаем Мы выполнение непреклонной -нашей воли:

1). Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началax действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2). Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу призлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратсости оставшегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и

3). Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерюстью действий, поставленных от Нас властей.

. Вопрос к документу.

—        Какие изменения в политической жизни страны предусматривались Манифестом 17 октября 1905 года?

Задание для учащихся: Выписать в тетрадь итоги революции.
8. Проверка записей в тетрадях.
Записи могут выглядеть следующим образом:

  • Появление в стране элементов демократии — Государственная Дума, многопартийность, декларация основных прав личности, но без гарантий их соблюдения.
  • Отмена выкупных платежей для крестьян, снижение арендной платы за землю. Но. помещичье землевладение не было уничтожено.
  • Сокращение рабочего дня для рабочих до 9 часов, повышение им зарплаты. Разрешение создавать профсоюзы и собираться на забастовки.
  • Национальные районы получили право вести обучение на родном языке и предстаатять свой регион в Думе.
  • Появились Советы рабочих уполномоченных

•        Самодержавие оставалось.
ГУ. Закрепление изученного на уроке

а)        Беседа по вопросам.

  • Каковы причины и характер первой российской революции?
  • Какое событие считается началом революции?
  • Какие методы борьбы использовали участники революции?
  • Какие социальные слои населения являлись "движущими силами» революции?
  • Какие события стали «пиком» революции или ее высшей точкой?
  • Где появились первые Советы рабочих уполномоченных?
  • Что изменила революция в жизни участников революционных событий?

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 5 ВОПР. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Мисс Российская Армия" для девушек 10-11 классов ОБЖ

Конкурсная программа разработана для проведения в обзазовательном учреждении мероприятий посвященных Дню защитника Отечества.Возростная категория 10-11 классы....

Методическая разработка "День российской науки"

Цели: День науки проводится с целью-популяризации достижений российской и мировой науки, лучших образцов искусства  обучающихся школы,-формирования у них интереса к научному поиску, стремлен...

Методическая разработка "Уроки Великой Российской революции"

Методическая разработка "Уроки Великой Российской революции" включает технологическую карту урока и презентацию, разработана на основе ФГОС ООО. Может быть использована в качестве обобщающег...

Методическая разработка урока "Октябрьская революция - благо для России" (педтехнология - политические дебаты)

Время требует от учителя  быть предельно объективным, даже если внутренне он стоит на определённой позиции: либералов или большевиков, белых или красных. Считаю, что задача современного учителя п...

Методическая разработка совместного российско- германского проекта по теме «Мода. История и современность»

Проект "Мода. История и современность" был реализован во время визита группы школьников гимназии Jürgen-Fuhlendorf-Schule из города Бад Брамштедта (Германия) в рамках программы школьного обм...

Методическая разработка урока ( Февральская революция 1917 года)

В документе содержится методологическая разработка урока ( Февральская революция 1917 года)...