Технологическая карта урока: Александр II: Освободитель или Жертва…
план-конспект урока по истории (10 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Технологическая карта урока
Класс: 10
Дата: 18.05.2018 г.
Учитель истории и обществознания: Татьяна Николаевна Лугинина
Предмет: история
Тема: Александр II: Освободитель или Жертва…
Цель: Систематизировать и обобщить материал по теме образ Александра II в истории посредством приемов технологии Школы понимания
Основные технологии: технологии Школы понимания
Этапы урока:
- Организационный этап.
- Самоопределение к деятельности (работа с афоризмами, цитатами).
- Целеполагание (определение темы, цели урока).
- Работа с текстом:
- смысловое чтение;
- работа с заголовком;
- создание Кластера;
- работа с понятиями.
- Рефлексия.
- Информация о домашнем задании.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, учётом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметные:
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Тема: Александр II: Освободитель или Жертва…
Дата: 18.05.2018 г.
Тип урока: Урок закрепления изученного материала
Учитель: Т.Н.Лугинина
Класс: 10
Предмет: история
Цель: Систематизировать и обобщить материал по теме образ Александра II в истории посредством приемов технологии Школы понимания
Методы и формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа с текстом и заголовком, составление кластера; частично-поисковый, практический.
Средства: тексты, афоризмы, цитаты
Ход урока:
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Приветствие учителя, который настраивает на активную работу на урок. Проверка отсутствующих.
Слова преподавателя. Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Мы начинаем наш необычный урок.
II Самоопределение к деятельности.
Возьмите документ 1(приложение №1). Это высказывания, цитаты, афоризмы знаменитых людей, о человеке, которому посвящен наш урок. Познакомившись с ними, попробуйте назвать имя этого человека. Найдите подсказки в тексте, которые помогли вам его определить. (Если затрудняются ответить задаю дополнительные вопросы, чтобы найти отгадку. Назвать время, когда появилось слово император, и т.д. Когда назовут имя, вывесить портреты Александра II на доске.)
На протяжении нескольких уроков мы изучали историю 19 века. Сегодня нам предстоит исследовать яркую, удивительную, значимую страницу Отечественной истории, связанную с именем императора Александра II. Я приглашаю вас к активной работе на уроке.
III. Целеполагание.
У вас на столах лежат листы белого цвета. Поставьте, пожалуйста, на них две точки: первая Александр II, а вторая это вы по отношению к Александру II. Спасибо. Отложите листы. А теперь, попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Учащиеся предлагают варианты темы, учитель записывает ее на доске. Александр II:….)
Проведенные опросы фиксируют, что среди первых 50 деятелей, внесших "негативный вклад" в историю России, Александр II не значится, в ряду положительных персонажей он занимает 11- ю позицию, а в списке "наиболее значимых" - 12-13-е место.
И дальше я предлагаю вам познакомиться со вторым документом и попробовать определить, каким, был Александр II в искусстве и учебниках собрать копилку идей информации, то есть выбрать нужную информацию о деятеле (приложение №2).
IV.Работа с текстом.
(Каждая группа читает текст без названия)
Ребят, а вы ничего не заметили когда начали читать текст? (Ответ учащихся…) Нет названия текста. Я вам предлагаю попробовать озаглавить текст. (Работа в группах. Дают название заголовка).
Что помогло вам озаглавить текст? Кто для вас Александр II? Я предлагаю составить образ исторической личности от каждой группы, в форме кластера. (Выступление групп) Есть у вас вопросы к вашим товарищам?
Тема нашего урока Александр II:…как мы можем продолжить дальше? "Освободитель" - "жертва" - "крепостник" - "благодетель". (Включить в урок или на дом. Обобщение, закрепление кластера)
V.Рефлексия.
У вас на столах лежат листы зеленого цвета. Поставьте, пожалуйста, на них две точки: первая Александр II, а вторая это вы по отношению к Александру II. А теперь возьмите свои листы, которые вы заполняли в начале урока. Изменилось ли расположение ваших точек? Александр II для вас стал ближе или наоборот он отдалился от вас еще дальше? (Ответ учащихся)
VI. Информация о домашнем задании.
Домашним заданием будет продолжить цитату Герцена: Имя Александра II принадлежит истории, …
И наш сегодняшний урок я бы хотела закончить словами Герцена: Имя Александра II принадлежит истории, … грядущие поколения этого не забудут.
Всем спасибо за урок!
Приложение №1
- Резец истории тебе, ханжа лукавый,
Глубоко начертит на гробовой плите:
Он знаменье креста творил рукою правой,
А левой распинал народы на кресте.
Михаил Илларионович Михайлов
- Вероятно, государь испытывает то же самое, что все мы, когда вместо червонца дает двугривенный нищему по ошибке. Нищий благодарен, а отнять червонец стыдно, но и досадно за ошибку.
Евгений Феоктистов
- В 1873 году, во время пребывания Вильгельма I, государь изумил гостя великолепными подарками, в числе которых было несколько ваз и других украшений для письменного стола, сделанных из лазуреваго камня.
Михаил Пыляев
- В моих глазах русский Император есть верховный хранитель мира вселенной.
Эли Деказ,
французский политик начала 19 века
- Император начал дело, с которым по своему величию и благотворности может быть сравнена только реформа, совершенная Петром Великим.
Николай Чернышевский
- Мы на каждом шагу видим, что государь хочет правды, просвещения, честности и свободного слова... Едва веришь, что наступает время, в которое честному человеку можно будет говорить без страха.
Сергей Аксаков
Приложение №2
"Благодетель" или "мученик"?1
Образ Александра II стал формироваться как официальной пропагандой, так и оппозицией еще при жизни. Ключевым инструментом формирования памяти об императоре до 1917 года служили учебники истории для низших и средних учебных заведений, предлагавшие однозначное толкование: это царь-мученик, ставший жертвой злоумышленников, боровшихся с высшей государственной знатью и покусившихся на самого императора. Так, Д. И. Иловайский в своем переиздававшемся более чем полвека учебнике упоминал "государя кроткого, облагодетельствовавшего своими реформами горячо любимую им Россию и пользовавшегося безграничной преданностью своего народа". Иловайский приводил обстоятельную характеристику реформ, отмечая, что "благодаря успехам русской гражданственности и благодушной гуманности императора Александра Николаевича, самое Русское самодержавие, не утратив своей силы и значения, приняло в его время характер абсолютизма мягкого, вполне просвещенного и европейского…" В учебниках либеральной направленности практически не рассматривался эпизод с убийством царя, в то время как консервативными авторами он весьма эмоционально осуждался: "Преобразования и вообще все деяния императора улучшили жизнь русского народа. Несмотря на это, в России появились злонамеренные люди, которые пытались произвести смуту и в этих видах покушались на жизнь государственных сановников и наконец, стали посягать на жизнь самого государя […] Убийцы были скоро найдены и казнены, но главные виновники и подстрекатели уцелели, так как они жили за границей. Мученическая кончина Царя-Освободителя повергла в ужас всех его подданных".
Интересно, что в художественной литературе второй половины XIX - начала XX века фигура Александра II фактически не представлена. Другое дело - публицистика. Примечателен тот факт, что "освободителем" впервые назвал царя в своей статье "Через три года" Александр Герцен. Эта статья изобилует патетическими фразами: "Имя Александра II отныне принадлежит истории; если б его царствование завтра окончилось, если б он пал под ударами каких-нибудь крамольных олигархов, бунтующих защитников барщины и розог, - все равно. Начало освобождения крестьян сделано им, грядущие поколения этого не забудут!". Однако в скором времени для Герцена и его последователей реформы показались недостаточными: "революцию сверху" радикалы решили превратить в "революцию снизу", неотъемлемой частью которой стала "охота" на императора.
При этом общее направление высказываний о деятельности царя-реформатора в текстах консерваторов (для которых многие реформы были неприемлемы) оставалось позитивным, в то время как либеральное общество было недовольно "произволом" и "жестокими расправами" над революционерами. Видный либеральный историк А. А. Корнилов, автор известного "Курса истории России XIX века", весьма критически оценивал политику верховной власти, отказывавшейся прислушиваться к интересам общества, и всю вину за кризис конца 1870-х годов возлагал на власть - в то же время приветствуя политику М. Т. Лорис-Меликова, сумевшего "изолировать революционеров", отделить их от "передовых слоев русского общества" путем "правильного обмена мыслей между обществом и правительством". Однако "озлобленность" революционеров и самоуверенность царя (не послушавшего предупреждений Лорис-Меликова) привели к "катастрофе" 1 марта 1881 года. Итак, русская либеральная общественность, оценивая "историческое значение" реформ императора весьма высоко, была готова в то же время видеть в его фигуре ту символическую жертву, которую самодержавие должно было принести стране.
В этом контексте интересна и реакция общественности. Несмотря на возмущение убийством Александра II (его трагическая кончина как бы искупала вину за "незавершенные реформы"), многие, от Льва Толстого до Владимира Соловьева, выступили с призывами помиловать народовольцев. В революционной традиции начала XX века 1 марта уже вошло в ряд освободительных коммемораций, определявших революционный календарь. Системный критический взгляд на Александра II и его реформы был представлен в работах Ленина, оказавших огромное влияние на образ императора в советское время. Прежде всего Ленин указывал на крепостнический характер реформы, осуществленной царем лишь под страхом всенародного возмущения и бунта, и отмечал, что "вообще "эпоха реформ" 60-х годов оставила крестьянина нищим, забитым, темным, подчиненным помещикам-крепостникам и в суде, и в управлении, и в школе, и в земстве". Одновременно вождь большевиков подчеркивал и значение реформы для развития России на пути к революции - "1861 год породил 1905", - и то, что народовольцы при всем их значении для революционного движения "исчерпали себя 1 марта".
Текст: Евгений Ростовцев, Дмитрий Сосницкий
Материал опубликован в апрельском номере журнала "Родина"
Крепостник, отменивший крепостное право2
Основные положения советских учебников истории отталкивались от "ленинских установок". М. Н. Покровский, "главный историк" первых лет советской власти, в "Русской истории в самом сжатом очерке" описывал Александра II как демагога, который никогда не собирался всерьез реформировать российскую действительность: "Никакой конституции Александр, конечно, давать и не думал, если бы даже Лорис-Меликов серьезно мечтал о чем-нибудь подобном. Но "образованное общество" поймалось на удочку и ждало с разинутым ртом". Покровский также создал образ Александра II как беспощадного выжигателя крамолы: "Стали вешать так, как не вешал и Николай…". Схожие оценки звучали и в учебниках более позднего времени. Так, например, в учебнике сталинской эпохи под редакцией профессора А. В. Шестакова читаем: "Царь Александр II, боясь того, что крестьяне восстанут и сами разгромят снизу крепостнические порядки, 19 февраля 1861 года подписал манифест об освобождении крестьян". Этой оценке в хрущевское время вторили М. В. Нечкина и А. В. Фадеев: "Реформа была проведена крепостниками. Поэтому она оставила многочисленные пережитки крепостничества. Главными из них были помещичье землевладение и царское самодержавие". В более позднем учебном пособии И. А. Федосова для 8-го класса формулировки несколько смягчены, но суть осталась прежней: "Самодержавию удалось ликвидировать революционную ситуацию путем отмены крепостного права сверху. На основе проектов дворянских комитетов правительство разработало такую реформу, которая была выгодна прежде всего помещикам. Но в то же время она давала некоторый простор для развития капитализма в стране". На страницах учебников и советской историографии, начиная с 1960-х годов, формировался культ народников - самоотверженных борцов с самодержавным режимом. На фоне этого культа сам Александр II выступал статистом - "деспотом" по определению.
А вот среди наиболее читаемых текстов художественной литературы позднесоветского времени образ Александра II (в отличие от его предшественника и преемника) не имел ярких негативных характеристик. Например, у Михаила Булгакова в "Белой гвардии" образ царя динамичен и даже отчасти сатиричен, хоть и создан буквально несколькими штрихами: "Кошю медный Александр II в трепаном чугунном мыле бакенбард, в конном строю, раздраженно косился на художественное произведение Лебiдя-Юрчика и ласково - на лампу царевну". Беллетрист Валентин Пикуль в "Нечистой силе" даже придал царю черты мифического героя: "Александр II, один на один ходивший с рогатиной на медведя, передал Геркулесову силищу и сыну". Особняком стоят произведения Александра Солженицына, которые, хотя и были запрещены цензурой, несомненно, воздействовали на мировосприятие интеллигенции. Так на страницах "В круге первом" Александр II, павший жертвой революционного террора, своеобразным образом связывался с фигурой Сталина, развязавшего борьбу с вымышленными террористами: "И из музея в Ленинграде тоже убрали первую реликвию революции - обломки кареты Александра Второго. С того самого дня Сталин и приказал строить себе в разных местах убежища и квартиры, иногда целые горы прорывать ходами, как на Холодной речке. И, теряя вкус жить в окружении густого города, дошел до этой загородной дачи, до этого низенького ночного кабинета близ дежурной комнаты лейб-охраны".
В советском кино Александр II занял своеобразную позицию, но при этом оставался фоновым персонажем - нет ни одной картины, где этот царь входил бы в круг основных действующих лиц. Образ Александра II чаще всего использовался в фильмах, посвященных революционному движению. Так, в картине Лео Арнштама "Софья Перовская" (1967) представлена сцена покушения на царя. При этом сам Александр II в этом моменте не выглядит негодяем, он лишь грозит революционеру и многозначительно говорит: "Хорош!". Зато охрана императора ведет себя с революционером жестоко и призвана обращать на себя гнев зрителя. Итак, в советском историческом пространстве Александру отводилась техническая роль статиста, который "вынужденно" провел реформу освобождения крестьян, открыл дорогу капитализму в России. И в ряду русских императоров (особенно своего отца и сына) фигура Александра выглядела не такой уж зловещей. Кстати, может быть, поэтому и храм "Спас-на-Крови", возведенный на месте убийства императора, в отличие от многих других храмов Петербурга, будучи в 1930 году закрыт, все-таки разрушен не был - в рамках официального видения прошлого в советской России Александр II не был объектом особой неприязни.
Текст: Евгений Ростовцев, Дмитрий Сосницкий
Материал опубликован в апрельском номере журнала "Родина"
"Сомневающийся монарх"3
В постсоветских учебниках император Александр Николаевич предстает человеком сомневающимся, мечущимся между наследием отца, заложенными им при воспитании сына принципами, и собственным, более чутким отношением к глобальным проблемам государства. Однако "преклонение перед памятью отца, верность собственным идеалам не помешали ему, когда пришлось принимать самые ответственные решения". Подобная характеристика вообще типична для постсоветских учебников: "Новый император не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ в стране. Более того, ему нравились порядки, установленные отцом, но все же, как военный человек, осознававший причины поражения России в Крымской войне, как государственный деятель, для которого престиж и величие державы были превыше всего, он встал на путь реформ". Общим местом также стало описание характера царя, который во многом объясняет незавершенность его реформ: "Уже к этому времени определились основные черты характера будущего монарха. Он обладал ценным умением схватывать проблемы на лету, любил отстаивать собственную точку зрения, был добр. В то же время, сталкиваясь с проблемой, которая не поддавалась быстрому решению, наследник сразу уставал и пытался о ней забыть. Привычки к повседневной напряженной работе ему выработать так и не удалось".
В современной художественной литературе Александр II фактически не представлен. Исключением могут служить разве что произведения Бориса Акунина, созданные в рамках либеральной парадигмы - их объединяет идея о том, что царь политически не очень сильная фигура, к которой в обществе зачастую относятся с насмешкой: "Майор свиты его императорского величества Соболев-второй орал и на его императорское величество, и на его императорское высочество, а государь и главнокомандующий перед ним оправдывались".
С начала 2000-х годов все большее влияние на формирование информационного поля, связанного с личностью Александра II, оказывает сетевой контент. Большинство популярных сайтов справочного и энциклопедического характера (в частности, "Кругосвет", "Кирилл и Мефодий", "Словари и энциклопедии на Академике", "Википедия", "Хронос") правление царя-освободителя оценивает неоднозначно именно ввиду противоречивости его фигуры и стремлений. Интересно, что в открытой для общего редактирования "Википедии" представлена наиболее мрачная картина царствования Александра II. Там утверждается, что непродуманные "либеральные" реформы привели к ухудшению финансовой системы, росту внешнего долга и затяжному промышленному кризису. Преобразования царя привели к расколу в обществе, который достиг своего пика к концу царствования. В частности, именно крестьянская реформа стала одной из основных причин массовых недовольств и революций в 1905 и 1917 годах. "Хронос" отмечает, что задуманные преобразования не могли привести к их логичному завершению - конституции, так как сам царь был консервативен и считал самодержавие лучшей формой правления для России, а внешняя политика России носила откровенно имперский характер. "Хронос" также обращает внимание на то, что в последние годы правления у Александра II появилась апатия и нежелание заниматься государственными делами, что отчасти связано с его личной жизнью.
Впрочем, фигура этого императора по-прежнему остается периферийной в основном круге источников формирования исторической памяти. И в постсоветское время не появилось ни одного рейтингового художественного текста или кинофильма, в котором Александр II выступал бы главным персонажем. Пожалуй, единственное исключение, на которое можно указать, относится к области "клубнички" - в 1990-е годы известную популярность обрел фильм "Роман императора" (возможно, отчасти благодаря снятому по кадрам фильма клипу группы "Белый орел" с песней "Как упоительны в России вечера"), в котором император выступает героем-любовником. Можно упомянуть и эпизод из фильма "Турецкий гамбит" по Акунину, в котором генерал Скобелев грозно отчитывает при слугах царя за то, что он вовремя не выслал подкрепления в решающий момент боя. Царь при этом выглядит безвольным и слабым перед лицом авторитарного Скобелева.
Текст: Евгений Ростовцев, Дмитрий Сосницкий
Материал опубликован в апрельском номере журнала "Родина".
Царь Александр II. Царь Освободитель4
(400-летию великой династии посвящается..
Серым с фиолетом разольется тень
Над потёртым камнем, что закрыла сень –
Место, где когда-то совершилось зло.
Бомба. Император. Первое число.
Слава Воскресенью здесь теперь стоит.
Храмовые стены – ладожский гранит.
Памятный на красном золочённый текст:
Сколько дел великих – Государев крест!
Царь Освободитель – крепостным отец,
Подписал народу воли Манифест.
Он провел реформы в армии, суде.
Победитель турок в праведной борьбе.
В деле просвещенья за прорыв боец.
Зверским наказаньям положил конец.
Земство, медицина, улучшений дух
И границ России расширенье вкруг.
Как же подтвердилась имени судьба –
Ум и благородство, вера в суть добра.
Почестей достоин и людских похвал.
Был отмечен в битвах за друзей-болгар.
Скипетр и держава, и церковный звон.
Так ступил Помазанник на Руси престол:
Мужество и милость, состраданья дар.
Перемен сторонник. Он великим стал.
Зверское убийство пошатнуло трон:
Бомба террориста. Над державой стон.
Гнев, негодованье, ужас бытия.
Запятналось знамя русского Царя.
Храм воздвигнут дивный – Спаса-на-Крови
Верности сыновней и большой любви.
Знаменье Пречистой явлено с Небес:
Слава Воскресенью! Ведь Христос воскрес!
2013 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ «АЛЕКСАНДР II. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА»
Технологическая карта урока по истории Россиитема: «Александр II. Отмена крепостного права»8 класс Цели для ученика:Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права.Понять истор...
Технологическая карта урока по творчеству Александра Ульянова
А.В.Ульянов висьтын абу ас веськыд сёрни....
Технологическая карта урока по ФГОС на тему "Поход Александра Македонского на Восток" 5 класс.
Работа на уроке предполагает наличие развитых умений работы с картой и текстом учебника, а также навыков анализа предложенной информации. Ребята в качестве результата своей деятельности представляют д...
Технологическая карта урока музыки для 5 класса «Кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева»
Цель урока: познакомить учащихся с музыкой Прокофьева; узнать значение музыкального термина «кантата»; знакомство с отдельными номерами кантаты «Александр Невский»; ответить на вопрос - почему м...
Технологическая карта урока истории пот теме "Внешняя политика Александра III"
Данная разработка может быть использована при проведении урока истории в 8 классе по теме "Внешняя политика Александра III"....
Технологическая карта урока истории 8 класс Тема: Внешняя политика Александра III.
Технологическая карта урока истории 8 класс Тема: Внешняя политика Александра III....
Технологическая карта урока "Александрия Египетская"
Для 5 класса по учебнику Андреевская Т.П. , "Вентана-Граф"...