Технологическая карта урока по ФГОС на тему "Поход Александра Македонского на Восток" 5 класс.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Работа на уроке предполагает наличие развитых умений работы с картой и текстом учебника, а также навыков анализа предложенной информации. Ребята в качестве результата своей деятельности представляют доказательную базу собственным предположениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Поход Александра Македонского на Восток 5 класс ФГОС | 30.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Поход Александра Македонского на Восток
Цель: познакомить с одним из самых могущественных полководцев древности Александром Македонском, дать представление о его личности и делах
Задачи урока
Предметные:
- ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск;
- расширить и обобщить знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонском;
- подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.
Метапредметные :
- продолжить обучение работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа составлять характеристику участников исторических событий и давать оценку их деятельности;
- формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать его;
- совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся.
Личностные :
- продолжить формирование коммуникативной компетентности;
- формировать интерес к исторической науке.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
(1 мин) | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку Сядьте правильно за парты свои, И урок истории начинаем мы! | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
3.Мотивация. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы (6 мин) | Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Да действительно на прошлом уроке, мы с вами говорили о том, как Македония покорила Грецию. Мы выяснили, как небольшая Македония подчинила себе Грецию, устоявшую перед персидской державой. Гораздо важнее не просто завоевать, но удержать завоёванное. Как это удалось македонскому царю Филиппу? Почему не состоялась война, хотя к ней всё было готово? Новым царем стал сын Филиппа Александр. Что он из себя представлял? А как вы думаете, что нового вы сегодня можете узнать на уроке? Да действительно, тема нашего сегодняшнего урока: «Поход Александра Македонского на восток». - что вы можете сказать о территории, которую занимала Македония Запись на доске:+ государство Македония небольшое- - Значит, какую армию может иметь такое государство? Записывает на доске: +армия македонцев малочисленная -а что на карте обозначено черными стрелками? - и что вы можете сказать по карте о результатах этих походов? Записывает на доске: +А.М.завоевал полмира -посмотрите на записи. Вас ничто не удивляет? В чем противоречие данных фактов? - и какой вопрос возникает? Итак, главный вопрос нашего урока: ПОЧЕМУ А.М. ЗАВОЕВАЛ ПОЛМИРА? И ответ на этот вопрос мы будем с вами искать на нашем уроке. | На прошлом уроке мы говорили о Македонском царстве и покорении Греции. Греки объединились в войне с Персией, а потом началась разрозненность Филипп не стал объявлять себя царём Греции, а создал военный союз для войны с Персией. Помешала гибель Филиппа. Дети рассказывают об А.М. на основе его изречений (Приложение 1) Отвечают, что сегодня на уроке они смогут узнать о походах Александра Македонского, о его победах.
Записывают тему урока в тетрадь. Слушают учителя. Смотрят карту в учебнике, на экран (слайд 1) - небольшая, маленькая территория государства Македония -тоже небольшая, малочисленная -завоевательные походы А.М. - завоевал Египет, Финикию, Персию и даже часть Индии. Почти полмира того времени завоевал А.М. -Страна маленькая, армия тоже, а завоевано полмира. -Как это получилось у А.М. Как он смог завоевать полмира. Каким образом, за счет чего, почему? |
| -Есть у вас какие-то предположения, почему это произошло? Выслушивает версии, записывает ключевые слова в таблицу на доске (Приложение 2). Затем предлагает начать поиски доказательств своей версии. | Выдвигают версии. Например, =ЛИЧНОСТЬ А.М = лучшая БОЕСПОСОБНОСТЬ МАКЕДОНСКОЙ АРМИИ (= население завоеванных Александром М. поддерживало его, а Персидскую державу раздирали распри, покоренные народы устали от власти персов и мечтали освободиться от гнета Дария, т.е. СЛАБОСТЬ ПЕРСИДСКОЙ ДЕРЖАВЫ = А.М.ничего не пришлось создавать с нуля, почва для завоевательных походов была подготовлена еще его отцом Филиппом. Александр только продолжил его дело =ПРИВЫЧКА МНОГИХ НАРОДОВ ВОСТОКА К ПОДЧИНЕНИЮ ЦАРЮ-ДЕСПОТУ = трусость, слабость Дария III =Другое... |
| - чтобы объяснить причины побед А.М., что нам надо сделать? | - слушать учителя, читать параграф учебника, найти факты, которые помогут объяснить причины этого |
| Организует работу в парах по разделам параграфа. Работая с текстом учебника, ученики находят аргументы в подтверждение различных версий. | Работают в парах, заполняют таблицу |
7. ФИЗМИНУТКА (1 мин) | Чтобы сильным стать и ловким Приступаем к тренировке (шаг на месте) Круг почета пробежать (бег на месте) Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук) Сделать вдох и сделать выдох Вдох и выдох Вдох и выдох Будь атлет всегда готов | Выполняют упражнения |
8. Выражение решения проблемы (2 мин) | Итак, мы проблему решили? Подведем итоги. Благодаря чему Александр Македонский завоевал полмира? | Ученики зачитывают свои записи в таблице, например: А.М. завоевал полмира благодаря: А) своим личным качествам Б) хорошо подготовленному войску В) разобщенности персидского войска Г) население завоеванных земель сами добровольно подчинялись Александру (из двух зол меньшее) Д) основа для завоевательных походов А.М. была заложена еще его отцом Филиппом |
9. Первичное закрепление, усвоение и применение новых знаний (7 мин) | Раздает карточки с заданием, дает инструкцию выполнения (Приложение 3) | Выполняют задания |
10. Рефлексия. ( 5 мин) | Если бы вы были художником, и вам предложили нарисовать портрет Александра Македонского, какие цвета вы использовали бы для этого? | Ответы учащихся – ассоциации с цветами (черный, зеленый, синий, красный и т.д) Объясняют свои ассоциации. |
11. Домашнее задание (1 мин) | 1. Сочинение от первого лица от имени участника походов А.М. (рядового воина, его ближайшего друга, советника, противника и т.п.) 2.ТПО № 44,45. | Принимают задачу. Задают вопросы, если есть. |
Приложение 1.
1. Мне не хватит славы.
Когда царь Филипп одерживал победы, Александр сначала радовался, а затем мрачнел и говорил:«Отец завоюет все, что можно, и мне уже не удастся совершить ничего великого и блестящего.»
2. Два уха царя.
Александр, слушая обвинителя, всегда закрывал одно ухо. Когда его спрашивали, зачем это он делает, отвечал: «Второе ухо я оставляю, чтобы слушать обвиняемого»
3. Ищи царство по себе.
Когда Александр в присутствии отца смог укротить и объездить непокорного коня Буцефала, что не удалось никому из людей при дворе, то царь воскликнул: «Ищи, сын мой, царство по себе, Македония слишком мала для тебя!»
4. Два отца.
Александр высоко ценил своего учителя Аристотеля и когда сравнивал его с отцом, то замечал: «Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно.»
5. Я не повелеваю даже этим.
В юности Александр прочитал сочинения о существовании множества миров и огорченно воскликнул: «А я не повелеваю даже этим миром!»
6. Просьба.
Когда Александр посетил Диогена, то спросил философа, нет ли у кого какой-либо просьбы, и получил ответ: « Подвинься немного в сторону: ты заслоняешь мне солнце.»
7. Что кому нужно?
Встретившись с философом Диогеном. Александр рассказал ему о своем желании завоевать весь мир, на что Диоген ответил: « Ты хочешь завоевать то, что мне и даром не нужно.»
8. Надежный капитал.
Перед походом на Восток Александр раздарил свои владения и деньги друзьям; на их вопрос, что же он оставляет себе, молодой царь ответил коротко: «Надежды!»
Приложение 2.
Версия | Аргумент |
1. Личные качества А.М. | |
2. Боеспособность армии А.М. | |
3. Слабость Персии | |
4. Подготовка к войне сделана Филиппом | |
5. Другое. (Привычка народов к подчинению.) |
Приложение 3.
Закрепление материала, изученного на уроке.
Соотнесите государства, города и факты их характеризующие
А. Вавилон | 1. Более полугода продолжалась оборона города |
Б. Египет | 2. Провозглашение столицей державы Александра |
В. Индия | 3. Объявление Александра богом солнца |
Г. Персия | 4. Провозглашение Александра «царем Азии» |
Д. Тир | 5. Встреча македонского войска с боевыми слонами |
Е. Троя | 6. Находится памятник Ахиллу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по ФГОС по математике 5 класс
Технологическая карта урока выполнена по новым стандартам. Урок в 5 классе по математике "Проценты". Урок обобщения и систематизации....
Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)
Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...
Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)
Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...
Технологическая карта урока. О.В.Афанасьева, Д.Дули. Английский язык. 10 класс. ФГОС. Тема урока: Teen activities.
Цели: Практическая: формирование у учащихся умений в изучающем чтении, изучение и активизация новой лексики по теме “ Teens activities ”, практика диалогического общения.Развива...
Технологическая карта урока по ФГОС по предмету ОБЖ. 5 класс. Урок 10 "Пожарная безопасность".
Урок изучения нового материала о причинах пожара, государственной противопожарной службе, о правилах личной безопасности при пожаре....
Технологическая карта урока по всеобщей истории «Поход Александра Македонского на Восток»
технологическая карта урока для учащихся 5 класса...
Технологическая карта урока истории «Общественное движение при Александре I»
Учебник: «История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др./ Под ред. Торкунова А.В.Тема: Общественное движение при Александре I. § 8&mdash...