программа нравственно-патриотического воспитания "Связь поколений"
методическая разработка по истории

Виноградова Галина Павловна
Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта и способствует освоению образовательной программы в сфере личностных результатов, обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся. Программа определяет содержание и организацию процесса патриотического воспитания в школе и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_pokoleniy.docx40.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 667

Невского  района   города  Санкт – Петербурга ул. Джона Рида , 3/1, Санкт-Петербург, 193318

Телефон/факс: (812) 440-16-73 E-mail: 667spb@ mail.ru

ПРОГРАММА

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ»

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

                             Акопян Зоя Акоповна

учитель литературы

 Виноградова Галина Павловна

учитель истории

Катошина Ирина Игоревна

учитель начальных классов

         

Санкт-Петербург

2015 год

Аннотация

Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта и способствует освоению образовательной программы в сфере личностных результатов, обеспечивает духовно- нравственное развитие обучающихся.

Программа определяет содержание и организацию процесса патриотического воспитания в школе и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное, интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Пояснительная записка

Любовь к родине — не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры.

Толстой А. Н.

В толковом словаре Ожегова слово патриотизм трактуется как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Когда ребенок растет в естественной патриотической среде, с детства видит проявления патриотических чувств в окружении близких людей, понимает проблемы своей Родины, осмысливает ее достижения, участвует в ее созидании, его отношение к Родине — безальтернативно — он растет патриотом. Если ребенок любит свою семью, свой дом, родных, то потом его любовь вырастает и ко всей стране, к истории, прошлому и настоящему, а потом и ко всей вселенной. А вот формировать патриотическое отношение к стране, где живет человек нужно начинать с детства.

Патриотическое воспитание – это задача первой важности.

Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 17 лет

Актуальность программы

Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта и способствует освоению образовательной программы в сфере личностных результатов, обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся.

Программа определяет содержание и организацию процесса патриотического воспитания в школе и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Цель: воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи:

  • Изучение истории своего края;
  • Воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать; 
  • Развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;
  • Создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.

Личностные результаты освоения программы

  • Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов (герб, флаг, гимн);
  • Формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • Готовность к служению Отечеству, его защите;
  • Формирование мировоззрения, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • Формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

Метапредметные результаты освоения программы

  • Умение самостоятельно определять цели деятельности ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
  • Корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • Умение принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Предметные результаты освоения программы

  • Развитие творческих способностей и стремления к самообразованию;
  • Осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • Способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • Осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности;
  • Воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией;
  • Активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Контроль за реализацией Программы

Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных организаций в реализации системы патриотического воспитания и образования создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.

В состав совета входят:

  • Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
  • Руководитель МО классных руководителей
  • Учитель истории и обществознания
  • Учитель начальных классов
  • Учитель литературы
  • Библиотекарь

Опираясь на Концепцию государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной образовательной организации является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающегося.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»

Направление

Цель

Задачи

Формы

Духовно-нравственное

Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности

  • Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными
  • Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы и культурного наследия
  • Развитие нравственных взаимоотношений

Исторические вечера

Историко-краеведческое

Познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.

  • Исследование исторических событий, материализованных в памятниках истории и культуры
  • Осуществление поисково-исследовательской деятельности
  • Воспитание любви к родине через интерес к истории и ее традициям, уважения к прошлому и настоящему своей страны
  • Воспитание чувства ответственности за будущее своей Родины

Экскурсии, открытые уроки

Социально-патриотическое

Активизация духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

  • Воспитание у школьников чувства самоуважения через добрые поступки, любовь и уважение к семье и друзьям, чувство уважения к старшим
  • Формирование активной жизненной позиции через участие в социальных акциях

Деловые игры, конкурсы, конференции

Военно-патриотическое

Формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

  • Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества
  • Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны

Деловые игры, исторические вечера

Спортивно-патриотическое

Развитие морально-волевых качеств, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

  • Воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом
  • Формирование умений проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей

Спортивные мероприятия

Культурно-патриотическое

Развитие творческих способностей, учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

  • Изучение особенностей устного народного творчества, художественно-прикладной культуры, национальных обрядов и обычаев
  • Воспитание эстетической культуры

Экскурсии, открытые уроки

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через организацию работы по основным направлениям гражданско-патриотического воспитания в школе.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Сценарий открытого урока

«И верность мужеству храня…»

Начало. На сцене участники вечера в костюмах. Идет светская беседа.

Вбегает солдат, сообщает о том, что началась война!

На сцене остаются два солдата. Идет диалог.

                -Скажи-ка, дядя, ведь недаром

                Москва, спаленная пожаром,

                Французу отдана?

                Ведь были ж схватки боевые,

                Да говорят, еще какие!

                Недаром помнит вся Россия

                Про день Бородина!

                        

                                -Да, были люди в наше время,

                                Не то, что нынешнее племя!

                                Богатыри – не вы!

                                Плохая им досталась доля…. 

19 век….1812 год…

Чем удивит? Что принесет?

В тот год решил Наполеон все страны подчинить

И вот готовится к войне…

Ведущий 1: Незадолго до нападения на Россию, император Франции Наполеон говорил: "Через три года буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю её".

Ведущий 2: 6 июля император Александр 1 обратился к народу с манифестом.  “Неприятель вступил в пределы НАШИ и продолжает нести оружие свое внутрь России, надеясь силою и соблазнами потрясть спокойствие Великой сей Державы. Он положил в уме своем злобное намерение разрушить славу ее и благоденствие.  Да встретит враг в каждом дворянине - Пожарского, а в каждом духовном- Палицина, а в каждом гражданине - Минина”.

В эти дни замечательный патриот поэт Ф. Глинка написал «Солдатскую песнь, сочиненную и петую у г. Смоленска в июле 12 года»

                Вспомним, братцы, россов славу

                И пойдем врагов разить!

                Защитим свою державу:

                Лучше смерть, чем в рабстве жить.

                Мы вперед, вперед, ребята,

                С богом, верой и штыком!

                Вера нам и верность свята

                Победим или умрем!

                Под смоленскими стенами,

                Здесь, России у дверей,

                Стать и биться нам с врагами!

Ведущий 1: Взятие Москвы Наполеон считал главной целью военной кампании. Он говорил: "Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом, я возьму ее за голову, но, заняв Москву, я поражу ее в самое сердце".

Ведущий 2: Сложившаяся ситуация требовала решительных действий. Так, 20 августа пост главнокомандующего занял  Михаил Кутузов, который был одним из лучших учеников Великого Александра Васильевича Суворова. Русские войска дадут генеральное сражение французам у деревни Бородино.

Солдаты встретили назначение М.И. Кутузова с радостью и ликованием. Кричали : «Ура! Приехал Кутузов - бить французов!»

Он решает дать генеральное сражение!

ФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА «ВОЙНА И МИР» (БОРОДИНО)

                Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

                Французы двинулись, как тучи,

                И все на наш редут.

                Уланы с пестрыми значками,

                Драгуны с конскими хвостами,

                Все промелькнули перед нами,

                Все побывали тут.

                Вам не видать таких сражений!

                Носились знамена, как тени,

                В дыму огонь блестел,

                Звучал булат, картечь визжала,

                Рука бойцов колоть устала,

                И ядрам пролетать мешала

                Гора кровавых тел.

                

                Изведал враг в тот день немало,

                Что значит русский бой удалый,

                Наш рукопашный бой!...

Ведущий 1: Приросшие к полю русские умирали там, где стояли. Они бились до последней пули, последнего ядра, бились штыками "Хоть все бегите, а мы будем стоять до конца! Хоть все сдайтесь, а мы умрем, но не сдадимся. С нами крестная сила!".

Ведущий 2: Князь Пётр Иванович Багратион был из рода грузинских царей Багратиони. Он был любимцем солдат. Человек редкой храбрости, готов был рисковать жизнью и биться до последней капли крови. В течение 6-ти с лишним часов его воины отражали атаки, несмотря на превосходящие силы противника. 7 атак было отбито. И лишь восьмая французам удалась, да и то не потому ли, что князь Багратион получил смертельное ранение, и это вызвало среди солдат замешательство.

Ведущий 1: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнию за свое отечество», скажет Кутузов, оценивая итоги Бородина.

Впоследствии Наполеон вспоминал:

«Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми…»

Ведущий 1: Решение Кутузова оставить Москву без сражения – свидетельство большой силы воли и мудрости полководца. На такой шаг мог решиться только человек, обладавший качествами крупного государственного деятеля, твердо веривший в правильность своего стратегического замысла, осуществление которого должно было привести к гибели наполеоновской армии. 

Ведущий 2: По преданию, перед тем, как из Жилина выступить с армией дальше на Тарутино, Михаил Илларионович тем же ранним утром 4 сентября молился Царице Небесной в белокаменном Успенском храме, во дворе которого еще долгие годы хранилась свидетельница тех знаменательных событий – небольшая пушка. Позже она была перевезена в Люберецкий краеведческий музей…

Ведущий 1:

Синева в поднебесье над Жилинским храмом 
Век от века поет свою дивную песнь. 
Мы приходим сюда за Святыми Дарами 
И, уносим в сердцах и умах благовест.

«С потерею Москвы – не потеряна Россия». Весть о сдаче Москвы обожгла сознание всей армии. Узнав, что столицу сдают, многие солдаты и офицеры плакали как дети…

        «Хоть Москва в руках французов,

        Это, братцы, не беда.

        Наш фельдмаршал, князь Кутузов

        Их на смерть пустил туда», распевали русские солдаты.

Стоя на Поклонной горе, Наполеон торжествовал.

 

                Напрасно ждал Наполеон,

                Последним счастьем упоенный,

                Москвы коленопреклоненной

                С ключами старого Кремля:

                Нет, не пошла Москва моя

                К нему с повинной головою.

                Не праздник, не приемный дар,

                Она готовила пожар

                Нетерпеливому герою.

                Отселе, в думу погружен,

                Глядел на грозный пламень он.

Ведущий 1:

Война становилась народной, священной. Армия Наполеона вошла в полыхающую пожарами Москву. От пожаров сгорели Вешняки, Выхино, Жулебино, Котельники. Знаменитый Никита Муравьев вспоминал “ Свет от пожара был такой яркий, что в 12 верстах от города я ночью свободно читал какой-то газетный листок”.

Ведущий 2:

У лошадей подпалины в хвостах

Москва – не хлеб да соль для супостата.

Лавиной льется конница Мюрата  

То рысью, то аллюром три креста.

Скорей! Французы горячат коней,

Вот-вот на плечи русским сядут.

Противник в этой стороне,

Скорей, скорей . Ждут награды.

 Но стоп! Погони пыл иссяк.

 Остались за плечами Бронницы.

Мюрат по рощам рыщет волком.

Любимец славы не привык

К таким негаданным конфузам.

 Так близок был победы пир.

Что скажет сир? Что скажет сир?

 Исчезли армии Кутузова

И никаких тебе наград

И только тут прозрел Мюрат:

Ведь и Москва- не пир победы,

Скорее, Пиррова победа!

Ведущий 1:

Шумел, горел пожар московский,
Дым расстилался по реке, на высоте стены кремлевской
Стоял Он в сером сюртуке.
Он видел огненное море;
Впервые полный мрачных дум,
Он в первый раз постигнул горе,
И содрогнулся гордый ум!..
Зачем я шел к тебе, Россия,
В твои глубокие снега?
Здесь о ступени роковые
Споткнулась дерзкая нога!..

Пою пожар Москвы несчастной!
Нагрянул новый Тамерлан
И бранью тяжкою, ужасной
Вломился в Кремль, как ураган;
И нет от сильных обороны:
Повсюду страх, повсюду стоны,
Здесь горький плач, там страшный бой,
Везде насильство, притесненье,
Везде убийство, истребленье,
Везде грабеж, везде разбой.

Летят под небом с воем, с блеском
По грозным тучам смерть и гром
И разливают пламень с треском
На каждый храм, на каждый дом.
Зияют страшные зарницы
Над высотами всей столицы,
И загорается Москва.
Дым черный стелется, клубится,
И се перестает светиться
Москвы блестящая глава.

Москва несчастная пылает,
Москва горит двенадцать дней;
Под шумным пламем истлевает
Несметное богатство в ней:
Все украшенья храмовые,
Сокровища их вековые,
Великолепия дворцов,
Чудесных редкостей собранья,
Все драгоценности ваянья,
Кистей искусных и резцов.

ФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА «ВОЙНА И МИР» (пожар Москвы)

Ведущий 1: Все выше поднималась волна народного партизанского движения. Летучие отряды партизан создавались преимущественно крестьянами….

Ведущий 2: Широко известны стали наводящие страх на врага имена Герасима Курина, Василисы Кожиной и многих других. Это их имел в виду Л. Толстой говоря “…Дубина народной войны поднялась со всею своею грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил , с глупой простотой, но с целесообразностью не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”.

Ведущий 1: Партизанские отряды формировались и офицерами Кутузовской армии: прославленным поэтом - гусаром Денисом Давыдовым, А. Н. Сеславиным, А.С. Фигнером и другими. Они совершали дерзкие набеги на французские тылы, нанося им ощутимый урон. Об удали таких отрядов, о бесстрашии воинов – кавалеристов писал Д. Давыдов в стихотворении “Партизан”.

Ведущий 2:

И мчится тайною тропой 
Воспрянувший с долины битвы
Наездников веселый рой
На отдаленные ловитвы.
Как стая алчущих волков,
Они долинами витают:
То внемлют шороху, то вновь
Безмолвно рыскать продолжают.
Начальник, в бурке на плечах,
В косматой шапке кабардинской,
Горит в передовых рядах
Особой яростью воинской…
Давно не знаем им покой,
Привет родни, взор девы нежный,
Его любовь – кровавый бой,
Родня - Донцы, друг – конь надежный.

Наполеон был обложен в Москве, как медведь в берлоге. Он понял, что пора заканчивать войну, но не учел, что русский народ не захочет мира с захватчиком..

ВОЛК НА ПСАРНЕ

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!" —
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
"Огня! — кричат, — огня!" Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец, —
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: "Друзья, к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры:
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я ..." — "Послушай-ка, сосед, —
Тут ловчий перервал в ответ, —
Ты сер, а я, приятель, сед,
И Волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой".
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Ведущий 1: Наполеон вынужден оставить Москву. Он пытается пробиться к Калуге, но, потерпев поражение под Малоярославцем, его армия растянулась, отступая по старой смоленской дороге. В те дни в рядах русского ополчения находился знаменитый поэт Жуковский. В начале октября 1812 года он написал стихотворение “Певец во стане русских воинов”. Поэт воспевает храбрость и мужество русских солдат и полководцев. Он обращается с хвалебным словом к Кутузову.

Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь и дождь,
И труд он делит с нами.
О, сколь с израненным челом
Перед строем он прекрасен!
И сколь врагу ужасен!
О диво! Се орел пронзил
Над ним небес равнины…
Могущий вождь главу склонил;
Ура! Кричат дружины.

Ведущий 2: Отступая, армия Наполеона таяла на глазах у императора от холода, голода и болезней, от сокрушительных ударов армии Кутузова и партизанских отрядов. Менее 30 тыс. французов добрели до западных рубежей России к концу 1812 года .

        ФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА «ВОЙНА И МИР» (отступление французов)

        А. Майков Сказание о 1812 годе

Ветер гонит от востока
С воем снежные метели...
Дикой песнью злая вьюга
Заливается в пустыне...
По безлюдному простору,
Без ночлега, без привала,
Точно сонм теней, проходят
Славной армии остатки,
Егеря и гренадеры,
Кто окутан дамской шалью,
Кто церковною завесой,-
То в сугробах снежных вязнут,
То скользят, вразброд взбираясь
На подъем оледенелый...
Где пройдут - по всей дороге
Пушки брошены, лафеты;
Снег заносит трупы коней,
И людей, и колымаги,
Нагруженные добычей
Из святых московских храмов...
Посреди разбитой рати
Едет вождь ее, привыкший
К торжествам лишь да победам...
В пошевнях на жалких клячах,
Едет той же он дорогой,
Где прошел еще недавно
Полный гордости и славы,
К той загадочной столице
С золотыми куполами,
Где, казалось, совершится
В полном блеске чудный жребий
Повелителя вселенной,
Сокрушителя империй...

Увертюра П. Чайковского «1812год»

На экране – галерея генералов 12 года. Портреты сменяются. Звучит романс М. Цветаевой.

Ведущий 1,2: Мы храним память о великих подвигах наших предков. Во всех городах и селах, где оставила свой след война 1812 года, поставлены памятники, открыты музеи и экспозиции в память о тех, кто, не пожалев жизни, встал на защиту Родины. 

Заключительные стихи Круглова.

Все участники собираются на сцене. Звучит «Славься!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа нравственно-патриотического воспитания "Краски Донской земли" для коррекционной школы-интерната VIII вида

В процессе изучения родного края происходит расширение социального опыта у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, формирование естественных и общественно-исторических знаний и представл...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Нравственно-патриотической направленности «Я Человек - России»

Даная программа направлена на патриотическое воспитание обучающихся. Особую актуальность она получает именно сегодня в наше не спокойное время. Решение множества проблем в жизни страны во многом завис...

Программа нравственно-патриотического воспитания "Вот где нам посчастливилось родиться"

Памятники истории, культуры и природы родного края, народные традиции, духовная преемственность поколений… Как использовать их в патриотическом воспитании учащихся? Как приобщить воспитанников ...

Программа нравственно-патриотического воспитания "Вот где нам посчастливилось родиться"

Если спросить у наших воспитанников: чем дороги им родные места? Что они знают об историческом и культурном прошлом своего села? Есть ли любимый уголок природы? Все ли ребята ответят на эти вопросы? З...

История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...

Доклад на тему: «Базовые национальные ценности – основное содержание нравственно-патриотического развития и воспитания подрастающего поколения»

Духовно-нравственное развитие гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в целом на основе...