История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения
материал по истории (5, 6, 7, 8 класс)
Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения понятий «патриотизм, долг, совесть, ответственность, интернационализм», отсутствие системы патриотического воспитания могут привести к серьезным последствиям как для России в целом, так и для становления личности молодого поколения.
В связи с этим, воспитание гражданина-патриота сегодня является одной из первостепенных образовательных задач и залогом гарантированного будущего для всего российского общества. Вопросы формирования патриотического сознания обучающихся в современной школе заслуживают самого пристального внимания, так как речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в патриотическом воспитании, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству.
Таким образом, главная задача общества и школы на современном этапе состоит в том, чтобы возродить и развивать чувство истинного патриотизма как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность.
В МБОУ СОШ №5 г.Пыть-Ях вопросы духовно-нравственного, военно-патриотического воспитания имеют особое, первостепенное значение: в нашей школе развивается и ширится кадетско-казачье движение, в 2005 году были открыты кадетские классы, в 2017 году - кадетско-казачьи классы. В учебный план школы включены курсы, кружки, факультативы по духовно-нравственному, военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
С 2017 года на базе школы реализуется образовательная программа «История казачества: прошлое, настоящее, будущее» для 5-8-х кадетско-казачьих классов, разработанная мной с целью освоения обучающимися систематизированных знаний по истории казачества, повышения познавательного интереса к истокам, героической истории, культуре, духовно-нравственным ценностям российского казачества, формирования целостного представления о месте и роли казаков прошлой, настоящей и будущей истории России.
Обращение к истории, культуре и традициям казачества не случайно: в казачьей среде высоко были развитычувство патриотизма и гордости за свой народ, чувство долга и чести, равенства и братства, верности и товарищества, трудолюбия и почитания старших, святости семьи и традиций, любви к своей Родине и Православной вере, и поэтому у казаков всегда превыше всего была развита жертвенная готовность защищать ценности своей Родины. Отмечая особую роль казачества в истории России, В.В. Путин в своем выступлении сказал: «Патриотизм казаков вне всяких сомнений. В этом смысле они подают хороший пример не только русскому, но и всем другим народам России - пример служения своему Отечеству».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vildanova_e.r.docx | 32.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5
г.Пыть-Ях
«История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения»
Окружные Кирилло-Мефодиевские образовательные чтения. XXI век: уроки «Домостроя» и современная семья.
г. Ханты-Мансийск, май 2019г.
Вильданова Эльвира Рашитовна
Учитель истории и обществознания
2019 г.
«История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения»
Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родному городу,
к родной речи - задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?
Д.С.Лихачёв
Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения понятий «патриотизм, долг, совесть, ответственность, интернационализм», отсутствие системы патриотического воспитания могут привести к серьезным последствиям как для России в целом, так и для становления личности молодого поколения.
В связи с этим, воспитание гражданина-патриота сегодня является одной из первостепенных образовательных задач и залогом гарантированного будущего для всего российского общества. Вопросы формирования патриотического сознания обучающихся в современной школе заслуживают самого пристального внимания, так как речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в патриотическом воспитании, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству.
Таким образом, главная задача общества и школы на современном этапе состоит в том, чтобы возродить и развивать чувство истинного патриотизма как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность.
В МБОУ СОШ №5 г.Пыть-Ях вопросы духовно-нравственного, военно-патриотического воспитания имеют особое, первостепенное значение: в нашей школе развивается и ширится кадетско-казачье движение, в 2005 году были открыты кадетские классы, в 2017 году - кадетско-казачьи классы. В учебный план школы включены курсы, кружки, факультативы по духовно-нравственному, военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
С 2017 года на базе школы реализуется образовательная программа «История казачества: прошлое, настоящее, будущее» для 5-8-х кадетско-казачьих классов, разработанная мной с целью освоения обучающимися систематизированных знаний по истории казачества, повышения познавательного интереса к истокам, героической истории, культуре, духовно-нравственным ценностям российского казачества, формирования целостного представления о месте и роли казаков прошлой, настоящей и будущей истории России.
Обращение к истории, культуре и традициям казачества не случайно: в казачьей среде высоко были развитычувство патриотизма и гордости за свой народ, чувство долга и чести, равенства и братства, верности и товарищества, трудолюбия и почитания старших, святости семьи и традиций, любви к своей Родине и Православной вере, и поэтому у казаков всегда превыше всего была развита жертвенная готовность защищать ценности своей Родины. Отмечая особую роль казачества в истории России, В.В. Путин в своем выступлении сказал: «Патриотизм казаков вне всяких сомнений. В этом смысле они подают хороший пример не только русскому, но и всем другим народам России - пример служения своему Отечеству».[1]
Участниками программы являются: обучающиеся 5-8-х кадетско-казачьих классов, классные руководители, учителя-предметники, родители, представители общественных организаций (А.В. Зеленин, настоятель иерей Прихода Храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость»; В.А.Самойлов, атаман Нефтеюганского городского казачьего общества Обь-Иртышского отдела Сибирского Казачьего войска; представители Пыть-Яхского городского совета ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил, Пыть-Яхского городского отделения Российского Союза ветеранов Афганистана «Побратим»; общешкольный родительский комитет).
В рамках курса «История казачества…» особое внимание уделено изучению традиций, обычаев, символов и ритуалов, военного искусства казачества, рассмотрению вопросов участия казаков в войнах России и становления ее государственности, служения России и охране границ Отечества, переосмысления этого опыта и применение его в современном социо-культурном и образовательном контексте. Курс дает возможность реализовать связь поколений, оценить вклад казачества в региональную, общероссийскую и мировую историю. Отбор содержания программного материала осуществляется на основе специфики кадетских классов с казачьим компонентом, с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Изучение программного материала тесно связано с такими дисциплинами, как История Отечества и Обществознание.
Богатое культурное наследие российского казачества, в том числе казачества Сибири, представляет интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, патриотического воспитания.Знакомство с историей казачества также призвано мотивировать учащихся на дальнейшее изучение богатого исторического наследия российского государства, активному и творческому применению исторических знаний в учебной и социальной деятельности. В рамках реализации программы «История казачества…» учащиеся проявляют себя в различных направлениях:
1.Научно-исследовательская деятельность:
- выступление на городской научно-практической конференции обучающихся «Я - гражданин России», Соколенко Егор, Полуэктова Виктория, обучающиеся 6 кадетско-казачьего класса,призеры (IIместо). Тема проекта: «Где казак, там и слава!».Март 2017г.;
-выступление на городской научно-практической конференции «Шаг в будущее», Соколенко Егор, призер (III место). Тема проекта «Казаки-герои в истории России». Ноябрь 2018г.;
- X Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Берем высоту!», Самусь Ангелина, обучающаяся 8 кадетско-казачьего класса, победитель (Iместо). Тема проекта: «Казачий головной убор». Ноябрь2018г.;
- X Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Берем высоту!», Соколенко Егор, обучающийся 8 кадетско-казачьего класса, победитель ( Iместо). Тема проекта: «Казак без коня – не казак»». Ноябрь2018г.;
-выступление на городской научно-практической конференции «Мы – будущее Югры», Самусь Ангелина, Корнейчук Роман, обучающиеся 8 кадетско-казачьего класса, победители (Iместо). Тема проекта: «Особенности национального казачьего костюма». Март 2019г.
2. Участие в региональных и Всероссийских конкурсах юных кадет– казаков (решение заданий исторической викторины «Ратные подвиги казаков»):
- на I окружном слете юных казаков «Казачий сполох», призеры (III место).Ноябрь 2016 г.;
- на II окружном слете юных казаков «Казачий сполох», призеры (II место). Ноябрь 2017 г.;
- на III окружном слете юных казаков «Казачий сполох», победители (I место).Ноябрь 2018 г.;
-наXVВсероссийском кадетском Сборе в г.Москва, победители (Iместо). Март 2018г.;
-на XVI Всероссийском кадетском Сборе в г.Москва, победители (Iместо). Март 2019г.;
-на региональном этапе Всероссийской военно-спортивной игры «Казачий сполох», победители (Iместо). Март 2019г.
3. Организация и проведение «круглых столов», виртуальных экскурсий, лекций, уроков мужества:
- «круглый стол» при участии представителей Нефтеюганского городского казачьего общества в лице атамана В.А. Самойлова и иерея прихода Храма в честь иконы Божьей Матери «Нечаянная радость» А.В.Зеленина. Тема: «Воспитание в казачьих семьях» (Договоры о сотрудничестве, 2016г.);
- проведение виртуальных экскурсий и уроков мужества лекционной группой «Юные казаки» (обучающиеся 6, 8 кадетско-казачьих классов) на базе школьного музея для обучающихся 1-11-х классов по темам: «Истоки казачества», «Казаки-первопроходцы», «Особенности культуры и быта российского казачества», «Казаки в Отечественной войне 1812 года», «Казаки в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,«Заповеди, права и обязанности казачества»,«Оружие и обмундирование казака»,«Казачьи чины»,«Казачьи посиделки»,«Традиционные казачьи игры», «Возрождение казачества в Сибири», «Казаки были, есть и будут!», «Легендарные герои-казаки: Ермак, Пянда,П.Бекетов, Иван Москвитин, Иван Стадухин, Семен Дежнев, Василий Поярков, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов,Козьма Крючков, Матвей Платов, Константин Недорубов, Семен Буденный, Дмитрий Карбышев, Дмитрий Лавриненко».
4. Участие в разработке, организации, оформлении и проведении общешкольных мероприятий:
- «Посвящение в казачата», «Посвящение в кадеты», «Когда поют кадеты-казаки»,фестиваливоенно-патриотической песни ко Дню Защитника Отечества.
5. Участие в тематических мероприятиях на городском, окружном и Всероссийском уровнях:
- военно-спортивная игра «Зарница», акция «Поздравь Ветерана», акция «Букет Победы»,акция «Знамя Победы», «Живая нить поколений», хор «Ветеран+ кадеты-казаки», фестиваль военно-патриотической песни;
- фестиваль Димитриевская суббота, День славянской письменности и культуры, парад Победы «Бессмертный полк».
6.Участие в создании музейной экспозиции «История, культура и быт казачества»:
-обучающиеся 5-8-х кадетско-казачьих классов пополнили музейный фонд не только традиционными предметами быта и культуры казачества, но и своими творческими работами в виде: ярких информационных сборников «Атамана из плохого казака не получится» (Соколенко Егор, Полуэктова Виктория, 8к класс), «Казачий Кроссвордник» (5-8-е к классы), «Традиционные казачьи костюмы: история и современность», авторских рисунков «Казачьи костюмы глазами детей», авторского сценария «Однажды в казачьей станице…» (Самусь Ангелина, Корнейчук Роман, 8к класс); «Легендарные казаки-первопроходцы», «Легендарные герои-казаки» (5-8-е к классы); макетами «Курень» и «Ограда».
Моя образовательная программа «История казачества: прошлое, настоящее, будущее» была защищена на региональном уровне в марте 2018 года, стала Победителем, и школа получила Грант, что позволило в этом учебном году приобрести казачьи костюмы и атрибуты для ребят, выступающих на различных конкурсах, мероприятиях и защищающих честь школы.
Реализация образовательной программы «История казачества: прошлое, настоящее, будущее» и демонстрируемые учащимися результаты –реальный вклад в достижение задач по:
- формированию основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоиндентификации личности обучающегося, осмысление им опыта истории казачества как части истории России;
-расширению информационного пространства обучающихся и их сопровождению в освоении и осмыслении истории казачества как неотъемлемой части Отечественной истории;
-формированию исторического мышления – способности сопоставлять и анализировать различные версии и оценки исторических событий, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности казачества;
-развитию умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
-развитию творческой активности и социальной адаптации личности;
-воспитанию личности как патриота и гражданина с активной жизненной позицией, способной к самореализации и самосовершенствованию.
В условиях возрождения и развития казачества в России, в том числе и в нашем округе - ХМАО-Югре, изучение истории и культуры казачества является важной составляющей духовно-нравственного и патриотического воспитания и образования подрастающего поколения: именно на примере здоровых традиций беззаветного служения Отечеству казачества можно воспитать достойное будущее современной России.[2]
Литература:
- Электронный журнал «Центральное районное казачье общество СОКО ТВКО» [Электронный ресурс] // URL: http://црко26.рф/vera/item/59-v-v-putin-prezident-rossijskoj-federatsii.html(дата обращения: 25.04.2019).
- Журнал «Казаки Югры». Сургут, 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Героико-патриотическое воспитание подрастающего поколения на уроках истории
Героико-патриотческое воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач в многонациональной стране.«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь...
Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ДУХОВНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ НАРОДА.
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного...
Статья на тему: «Приобщение детей к национальным традициям, как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения»
Осетия – это многонациональная республика. Она превратилась в родину для русских, украинцев, армян и грузин, а также азербайджанцев с греками, немцами и поляками, евр...
Изучение Великой Отечественной войны на уроках истории как фактор патриотического воспитания подрастающего поколения.
Изучение темы Великой Отечественной войны - это благодатный источник нравственного воспитания. Этому способствует приглашение на урок ветеранов, использование видеозаписей, презентаций, кинофильмов. Н...
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами хореографического искусства в МОУ Ивановская СОШ.
Духовно-нравственное и патриотическое восптание подростающего поколения средствами хореографического искусства в МОУ Ивановская СОШ....