Программа нравственно-патриотического воспитания "Вот где нам посчастливилось родиться"
рабочая программа по краеведению на тему
Если спросить у наших воспитанников: чем дороги им родные места? Что они знают об историческом и культурном прошлом своего села? Есть ли любимый уголок природы? Все ли ребята ответят на эти вопросы? Задумывались ли они над тем, что любовь к Родине начинается с малого: с ощущения красоты родной природы, с уважительного отношения к культурному наследию наших предков. Целью данной программы является формирование патриотической личности, преданной родному краю, глубоко знающий историю и культуру своего народа, бережно относящийся к природе и преумножающий традиции своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nravstvennogo_vospitaniya.docx | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа нравственно-патриотического воспитания
ВОТ ГДЕ НАМ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ РОДИТЬСЯ
«Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь до смерти мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли»
Константин Симонов, отрывок из стих. «Родина»
Пояснительная записка
Памятники истории, культуры и природы родного края, народные традиции, духовная преемственность поколений… Как использовать их в патриотическом воспитании учащихся? Как приобщить воспитанников к самому дорогому и близкому для человека – любви к земле, на которой родился и рос. В книге Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном», читаем, что для нравственной оседлости человека совершенно необходимо … любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык. Если спросить у наших воспитанников: чем особенно дороги им родные места? Что они знают об историческом и культурном прошлом своего села? Есть ли любимый уголок природы? Все ли ребята подготовлены к ответам на эти вопросы? Задумывались ли они над тем, что любовь к Родине, верность своей Отчизне начинается с малого: с ощущения красоты родной природы, с уважительного отношения к культурному наследию наших предков, к историческому прошлому народа.
«Разветвленное дерево чувства Родины должно иметь самый первый изначальный росток, и, чем он крепче, тем быстрее дерево вырастет, тем зеленее его вершина», - пишет В. Песков. Этим ростком может быть та культурная среда, в которой растет ребенок. Но без мудрого, целенаправленного, неразрывно связанного эстетического, нравственного, гражданского воспитания не обойтись. В способности видеть, ощущать, переживать красоту окружающего мира видел истоки гражданственности В.А. Сухомлинский.
Путешествия в мир природы могут начаться прямо за школьным порогом: в ближайшей роще, на берегу речки. Патриотические чувства питаются также красотой истории своего народа, своего села. Полезно совершить с учащимися путешествие к памятникам истории, культуры и природы родного края и наглядно убедиться в красоте своей малой родины.
Цель: Формирование патриотичной личности, преданной родному краю, глубоко знающей историю и культуру своего народа, бережно относящейся к природе и преумножающей традиции своего народа.
Задачи:
- воспитание патриота с гражданской позицией, с патриотическим и экологическим сознанием;
- формирование физически и духовно здоровой личности, умеющей преодолевать препятствия, быстро оценивать и самостоятельно принимать правильные решения и обеспечивать личную безопасность;
- разрабатывать и вести дневник наблюдений за природными объектами;
- пополнение банка данных по различным маршрутам;
- охрана и очистка объектов природных достопримечательностей;
- составление памяток о том, как вести себя на природе;
- выпуск печатной продукции.
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что при обучении данного двухгодичного курса обучающимися будут достигнуты следующие личностные качества:
- становление граждан, осознающих уникальность малой Родины, обладающих гражданской ответственностью за её развитие, высокой социальной активностью, приоритетом общего над личным;
- социализация и самореализация человека как индивидуальности, служащей развитию общества;
- соблюдают природоохранные традиции местного населения;
Данная программа рассчитана на 2 года обучения, всего 68 часов (каждый год по 34 часа), состоит из нескольких частей: этнографическая, экологическая, духовно-нравственная. В программе курса предусмотрена межпредметная связь экологии c историей, географией, химией, биологией. Возраст учащихся, способных осознанно усвоить материал курса 12-15 лет.
Планирование курса
№ п/п | Наименование темы | Кол. часов | Содержание материала |
I год обучения | |||
1 | Введение | 2 | Знакомство с источниками знаний о Гильбиринской долине: литературные источники, лесники, таежники, старожилы сел. Организация поиска, сбора и изучения материалов краеведения. Географическое расположение Иволгинского района на карте республики, села на карте района. Практическая работа. Оценка географического положения района по физической и административной картам Республики Бурятия. |
2 | Наши далёкие предки | 3 | Основные этапы заселения Гильбиринской долины. Источники знаний о первых переселенцах, занятиях населения. |
3 | Возвращение к истокам Заповедной зоны | 6 |
Шэнэhэтэ – храм под открытым небом. Да здравствует биоразнообразие священной рощи. Паспорт рощи. Защита от антропогенного воздействия священной рощи Шэнэhэтэ. Список редких и ценных растений, птиц обычных для местообитания Шэнэhэтэ. |
4 | Душа деревьев | 5 | Отношение к деревьям у русского и буддийских народов. Деревья – целители. Мудрая сосна. |
5 | Святая вода аршана | 5 | Отношение к целебным источникам. Аршан Ухаа Толгой, Нооли, Баян Улаан |
6 | Золотые и серебряные страницы Хурамши | 5 | Рудопроявления драгоценных металлов в окрестностях нашего села. Возраст древних отработок и каналов. Добычей золота до начала 1930-х годов занимались предприимчивые китайцы – непревзойденные золотоискатели. Причины, по которым прекратилась добыча драгоценных металлов |
7 | Экологическое мировоззрение традиционного бурятского общества. | 3 | Бурятское население проповедует буддизм, совершают обряды поклонения духам гор, воды, земли. Закон кармы и накопления кармы. Роль воспитания ответственного отношения к родным местам, своим родителям, повседневному труду в становлении человека. |
8 | Экологический фольклор русского и бурятского народов | 5 | Посещение школьного музея. Знакомство с материалом местного фольклора. Знакомство с традиционными ремеслами нашей местности. Сбор фольклорного материала в своих семьях. Составление перечня старинных ремесел и существующих в настоящее время. |
9 | Основы безопасности в природных условиях. Знакомство со станциями экологической тропы | 10 | Работа на экологической тропе: описание и наблюдение природных объектов, выявление взаимосвязей отдельных объектов с живой и неживой природой. Посильная охранная деятельность (изготовление аншлагов, беседа с родителями и сверстниками), подкормка птиц и рыб, уборке мусора. |
II год обучения | |||
10 | Названия, что сердцу дороги | 5 | Формирование местной топонимики. Топонимы, связанные с геологией. О происхождении некоторых зоонимов и фитонимов. Топонимы, происходящие от бурятских слов. Легенды Хурамши. |
11 | Неписанные правила «Сээртэй» | 5 | Особое природоохранное значение имеет система «запретов». Слово «сээртэй» означает нельзя, потому что грех. Правила, собранные учителем (автором) за годы педагогической деятельности. |
12 | Мы гордимся своим селом | 2 | Особенность экономико-географического положения села (близость к городу Улан-Удэ, особый микроклимат, обеспеченность водой, плодородная почва и т.д.), обуславливающие занятия местных жителей. Отношение местных жителей к священным местам, школе. |
13 | Красная книга Иволгинского района | 2 | Составители ученые, земляки Б.Б. Намзалов, Б.О. Юмов. В Красную книгу включены очень редкие виды, практически не встречающиеся в других районах республики. разделы: фауна, флора, ландшафтные памятники, геолого-археологические памятники |
14 | Проектная деятельность Основы мониторинга биогеоценозов Оформление работ на научно-практическую конференцию | 13 | Выбор тематики работ учащихся. Проведение на этно-экологической тропе экскурсий, раскрывающих экологическое, биологическое, социальное, фольклорное значение выбранных учениками природных объектов. |
Инструментарий учителя
- Подборки статей из периодической печати.
- Сведения основных информаторов: Л.Б.Намжилон, Б.О.Юмова,
А.Л.Ковалевского и собранные в беседах со старожилами села, лесниками,
таежниками;
- Книги автора «Золотые россыпи долины Гильбира», «Мой отчий край, Хурамша – уголок моей души»;
- Грантовые отчеты ученых: Б.Б. Намзалова, Б.О. Юмова
- Статьи автора в республиканской печати: «Мы гордимся своим селом»,
«Легенды Хурамши», «Экологическое образование и народные традиции», «Юные лесоводы Гильбиры». «Мои родители»
- Буклеты учащихся: «Да здравствует биоразнообразие», «Сборник неписанных правил СЭЭРТЭЙ», «Оценка жизненного состояния леса по сосне обыкновенной», «Заповеди друзей леса».
Литература
- Гомбоин Ч.Д. Их – Хориг- заповедная зона предков / Правда Бурятии, 27
марта. 1999;
- Ковалевский А.Л. статья «Золото Хурамши», газета «Правда Бурятии»,
30.03.1991;
- Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1985;
- Намжилон Л.Б. Волшебные чётки. Улан-Удэ. 1996; Намжилон Л.Б.
Автореферат «Лексика северноселенгинского говора как фактор организа-
ции внутриэтнического и межэтнического общения», Улан-Удэ, 1997;
- Намжилон Л.Б. статья «Олзон-шоно тухай домог», газета «Буряад Унэн»,
Улан-Удэ, 6.10.1994;
- Намжилон Л.Б. Волшебные чётки. Улан-Удэ. 1996;
- Очирова Н.М.., Дашицыренова С.Ц., Нимаева Д.Н. Золотые россыпи
долины Гильбира. – Улан-Удэ Республиканская типография, 2001 г.
- Песков В. Клочок земли, припавший к трем березам …// Комсомольская
правда. – 1984.– 21 ноября.
- Статьи Очировой Н.М. в республиканской периодической печати
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мне посчастливилось родиться на Руси
развивать познавательный интерес к истории нашей Родины. Дать представление, что быт отражал тесную связь человека далёкого прошлого с природой. Показать уровень высокого мастерства предков, что став...
Мне посчастливилось родиться на Руси
развивать познавательный интерес к истории нашей Родины; воспитывать чувство гордости за её историю....
"Мне посчастливилось родиться на Руси"
Внеклассное мероприятие, которое рассказывает о быте русского народа, ремеслах и красотах России....
Программа нравственно-патриотического воспитания "Краски Донской земли" для коррекционной школы-интерната VIII вида
В процессе изучения родного края происходит расширение социального опыта у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, формирование естественных и общественно-исторических знаний и представл...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Нравственно-патриотической направленности «Я Человек - России»
Даная программа направлена на патриотическое воспитание обучающихся. Особую актуальность она получает именно сегодня в наше не спокойное время. Решение множества проблем в жизни страны во многом завис...
Программа нравственно-патриотического воспитания "Вот где нам посчастливилось родиться"
Памятники истории, культуры и природы родного края, народные традиции, духовная преемственность поколений… Как использовать их в патриотическом воспитании учащихся? Как приобщить воспитанников ...
программа нравственно-патриотического воспитания "Связь поколений"
Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта и способствует освоению образовательной программы в сфере личностных результатов, обеспечивает духовно...