Доклад на тему: «Базовые национальные ценности – основное содержание нравственно-патриотического развития и воспитания подрастающего поколения»
статья
Духовно-нравственное развитие гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм, нравственных установок, традиционных национальных духовных идеалов.
Основным содержанием духовно-нравственного развития гражданина России являются базовые национальные ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 31.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа х. Ямы филиал МОУ СОШ х. Клетский
Доклад на тему:
«Базовые национальные ценности – основное содержание нравственно-патриотического развития и воспитания подрастающего поколения»
Перегудова Светлана Михайловна,
учитель истории и обществознания
«Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет.
Но русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят сами себя!»
Отто фон Бисмарк
слайд 4
Современного молодого человека, беря во внимание его потребности и приоритеты, чаще можно охарактеризовать как «человек-масса», так как он, не требует от себя многого, предпочитает не усложнять жизнь.
Между тем, цивилизация развивается тогда, когда каждое следующее поколение по уровню развития выше, образованнее, мудрее и духовнее своих предков
слайд 5
Сегодня, как никогда, духовно-нравственное воспитание нуждается в современном осмыслении, разработке целостного подхода так как, оно вскрывает новые противоречия постиндустриального общества.
слайд 6
Практика социального реформирования сделала необычайно востребованными проблемы духовно-нравственного характера.
С научной точки зрения, это понятие является целесообразным, так как в нем нравственное начало в жизни непосредственно связывается с духовным миром личности.
В условиях социальных перемен необходимо оказывать позитивное влияние на воспитание со стороны государственных и общественных структур, чтобы стимулировать развитие процесса самосовершенствования личности.
слайд 7
То есть, любой человек живет в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества и таким образом, цель современного образования определяется как «формирование духовно – нравственной личности» и проблема воспитания вновь выходит на передний план в системе российского образования.
слайд 8
Эта установка отражена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, во ФГОС второго поколения и в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Основная цель Стратегии направлена на «становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение».
слайд 9
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России.
Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания гражданина лежат в сферах:
Личностного развития
Общественных отношений
Государственных отношений
слайд 10
В сфере личностного развития воспитание должно обеспечить
- Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
- Формирование морали – осознанной необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе традиционных нормах;
- Развитие совести – нравственного самосознания личности;
- Усвоение базовых национальных ценностей, духовных традиций;
- Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- Трудолюбие, бережливость, оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- Осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
- Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями.
слайд 11
В сфере общественных отношений воспитание обучающихся должно обеспечить
- Осознание себя гражданином России
- Готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам
- Развитость патриотизма и гражданской солидарности
- Заботу о благосостоянии многонационального народа России, поддержание межэтнического мира и согласия
- Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству.
- Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого.
- Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода
- Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок
- Духовную, культурную и социальную преемственность поколений
слайд 12
В сфере государственных отношений воспитание должно обеспечить
- Укрепление и совершенствование демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления
- Повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций
- Повышение эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны
- Укрепление национальной безопасности.
слайд 13
Духовно-нравственное развитие гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм, нравственных установок, традиционных национальных духовных идеалов
Вывод:
основным содержанием духовно-нравственного развития гражданина России являются базовые национальные ценности
слайд 14
Базовые национальные ценности – это основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа РФ, передаваемые из поколения в поколение и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
слайд 15
Базовые национальные ценности определяют:
- сохраняются в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России;
- передаются от поколения к поколению;
- поддерживают эффективное развитие страны в современных условиях.
слайд 16
Система базовых национальных ценностей включает в себя
Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
Традиционные российские религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира);
Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
слайд 17
Уклад школьной жизни
- Формируется на основе базовых национальных ценностей и воспитательных идеалов;
- Включает урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик;
- Учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику;
- Обеспечивает усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности;
- Организуется педагогическим коллективом образовательного учреждения при поддержке семей обучающихся, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных религиозных объединений
И тогда овременный педагог становится носителем личностно и социально значимых качеств, способный профессионально передавать и развивать эти качества у других. Важнейшая компетенция педагога – способность к личностному саморазвитию.
В заключение
«Духовный и нравственный кризис, переживаемый нашим обществом, особенно остро затрагивает молодежную среду. Именно поэтому вопрос о духовном здоровье молодых людей становится сегодня во главу угла. Без решения этого вопроса невозможно совершенствование образования, прогресса науки, развития культуры»
Патриарх Кирилл
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступления на семинарах по темам : "Формирование и развитие социальных ценностей у детей на примере ИЗО деятельности"; "Патриотическое воспитание как одна из задач воспитания подрастающего поколения"
Формирование и развитие социальных ценностей у детей в системе дополнительного образования на примере изодеятельности Процесс творчества - это не только практическое действие, формирование из...
Доклад на тему «Формирование общечеловеческих ценностей подрастающего поколения».
Подготовил: Дарбинян Арам Генрикович, учитель математики, руководитель МО учителей математики....
БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Презентация для учителей иностранных языков...
Родительское собрание по теме "Базовые национальные ценности в семейном воспитании"
Тема собрания: «Базовые национальные ценности в семейном воспитании». (На примере родительской любви)Цель:...
История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения
Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...
Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.
Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...
Выступление по теме "Опыт МБОУ "Гимназия № 4" г. Смоленска по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения"
Программа городского форума "Актуальные проблемы патриотического воспитания школьников: опыт и перспективы", посвященный 74-й годовщине освобождения Смоленска от немецко-фашистских захватчик...