«Расширение нравственно-патриотических компетенции воспитанников дошкольного возраста, как основополагающего фактора в личностном развитии подрастающего поколения с разными образовательными потребностями через реализацию проекта "Мой город-мой интерактив
проект по краеведению

Максименко Ольга Павловна

Цель проекта: организовать  систему  личностного роста воспитанников МАДОУ №1 «Загадка»   в трудовой, физической, умственной и нравственной-патриотической  деятельности   через  взаимодействие с  городской средой города Южно-Сахалинска, как платформой образовательного  интерактива.

Задачи проекта:

1.Обогащать и активизировать знания воспитанников о родном городе и области, учить свободно мыслить, рассуждать и фантазировать.

2.Развивать  систему многомерного изучения и исследования воспитанниками    исторического, культурного, национального, географического, природно-экологического облика Южно-Сахалинска как центра Сахалинской области.

3.Воспитывать  эмоционально-ценностное отношение к своему родному городу ( бережное отношение к  достопримечательностям,  культурным ценностям, природе и т.д.).

4. Создать доступные и  комфортные   условия  в ДОУ для развития  детей с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ, инвалиды, одаренные дети). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №1 «ЗАГАДКА»

г. Южно-Сахалинск ,Пр. МИРА, 243-А, Комсомольская, 288-А, Т/ФАКС : 23-80-37/23-11-10,

эл.адрес: mbdou1@yuzhno-sakh.ru

ПРОЕКТ

по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

«Мой город -мой интерактив!»

наименование проекта

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Мой город - мой интерактив!»   муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №1 «Загадка» г. Южно-Сахалинск

разработчики проекта

Заведующий МАДОУ№1 «Загадка»- Герасименко И. В.

Заместитель заведующего по ВМР – Малыгина Н.С.;

Учитель-логопед – Максименко О.П.;

Воспитатель подготовительной к школе группы –

Сафронова О.Ю., Киселева С.Н., Но И.А.

цель проекта

Организовать  систему  личностного роста воспитанников МАДОУ №1 «Загадка»   в трудовой, физической, умственной и нравственной-патриотической  деятельности   через  взаимодействие с  городской средой города Южно-Сахалинска, как платформой образовательного  интерактива.

задачи

1.Обогащать и активизировать знания воспитанников о родном городе и области, учить свободно мыслить, рассуждать и фантазировать.

2.Развивать  систему многомерного изучения и исследования воспитанниками    исторического, культурного, национального, географического, природно-экологического облика Южно-Сахалинска как центра Сахалинской области.

3.Воспитывать  эмоционально-ценностное отношение к своему родному городу ( бережное отношение к  достопримечательностям,  культурным ценностям, природе и т.д.).

4. Создать доступные и  комфортные   условия  в ДОУ для развития  детей с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ, инвалиды, одаренные дети).

сроки и этапы реализации проекта

2022-2023 учебный год:

1 этап Организационный сентябрь, (2022 год);

2 этап  Реализации октябрь, ноябрь декабрь, январь, февраль, март, апрель, май;

4 этап Заключительный июнь        

география проекта

город Южно-Сахалинск

целевые группы проекта

Воспитанники в количестве – 80 человека (три подготовительные к школе  группы);

Родители воспитанников в количестве – примерно163 человек;

Педагоги учреждения в количестве – 13 человек (воспитатели, музыкальные работники, инструкторы по физическому воспитанию, логопеды, психологи)

описание проекта

«Чтобы изменить общество, 

нужно воспитать другого человека, 

человека, умеющего жить в современном мире, 

ориентироваться в любой жизненной ситуации». 

Эрих Зелигманн Фромм

Самым важным и ключевым в жизни ребенка является - дошкольный возраст, возраст который во многом определяет его будущее развитие.

 Развитие ребёнка дошкольника – это сложный и многоаспектный процесс. С каждым днём перед ребёнком раскрывается окружающий его мир – мир природы, искусства, человеческих отношений. Ненасытная  жажда познания побуждает дошкольника всем интересоваться и во всём участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться.

Родители и педагоги, работающие с дошкольниками, давно уже обратили внимание, что современные дети в своём развитии намного опережают своих сверстников прежних лет.

Современные дети инстинктивно чувствуют, кто они и что им нужно. Они ожидают от всех вокруг взаимного уважения и любви. Они ни при каких обстоятельствах не одобряют лжи, манипулирования и насилия. Дети требуют пояснений и почти никогда не довольствуются поговорками: «Потому что я так сказала». Кроме того, они лучше всего реагируют, когда к ним обращаются как ко взрослым. На что  откликается современный дошкольник,  так это на честность, доверие, откровенность и  уважение - уважение к себе, как к разумной личности.  

       С этой точки зрения образовательная среда, в которую погружен  современный дошкольник требует новых подходов и средств. Но как сделать процесс воспитания и обучения в ДОУ  интересным и увлекательным без принуждения и нотаций? Какие создать условия для того чтобы современный дошкольник приобретал      опыт  в самостоятельном освоении материала? Исследовав эти вопросы, мы решили остановиться на одной из современных технологий – это «интерактивное обучение».

     В настоящий момент в педагогической науке уже сформировалось понятие «интерактивное обучение», но  существует мнение, что «интерактивное обучение» предполагает получение знаний только при использовании средств компьютерных, видео и стерео технологий. Это не совсем верно! Оказывается «интерактивное обучение» не всегда требует больших денежных вложений и имеет определение, как обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с окружением и средой, где ребенок находит для себя область осваиваемого опыта. В данном случае  интерактивом  может быть любая среда, с которой взаимодействует ребенок.

         С какой средой может активно взаимодействовать ребенок дошкольник в настоящем и будущем? Изучение какой среды ему необходимо именно сейчас, чтобы приобрести новый опыт коммуникации и социализации, опыт взаимодействия с окружающими его объектами? Конечно же это взаимодействие со средой, в которой он живет – это его город, город Южно-Сахалинск.

         В этом и заключается главная идея нашего проекта – через исследование городской среды Южно-Сахалинска, как «интерактивного объекта», его  исторического, культурного, национального, географического, природно-экологического облика, создать условия для  личностного роста воспитанников подготовительных групп МАДОУ №1 «Загадка»   в трудовой, физической, умственной и нравственно-патриотической   деятельности. 

        Новизна данного проекта заключается в  использовании  системы многомерного  исследования и изучения воспитанниками города, в котором они живут. Воспитанники будут погружены в исследовательскую деятельность, которая не ограничится картинным материалом, сухими рассказами о том, как красив наш город, видеопросмотрами хроник  новостей о городской среде и прочее – дети будут  взаимодействовать с объектами городской среды изучать их и  приобретать свой личный опыт. Ребенок, погруженный в данную деятельность, не только будет исследовать  город, как социальный объект, но и соприкоснется с миром актуальных профессий для нашей  области. Дети не только познакомятся с обслуживающими профессиями и профессиями оказания экстренной помощи, с профессиями пищевой промышленности и создающими разные, но и попробуют себя в роли кондитера и пожарного, врача и полицейского. А это очень интересно!

      В  этом случае город Южно-Сахалинск его наследие, его история, его современность, его архитектура, его социальные и производственные объекты  будут выступать, как  «живой интерактив». Дети будут исследовать театр в театре, больницу в больнице, пожарную часть в пожарной части!

     Что же даст  внедрение такого  интерактивного режима исследования городской среды Южно-Сахалинска для различных целевых групп проекта  – педагогам, воспитанникам и родителю?

•          у педагогов не только сформируется навык  нестандартного,           многомерного отношение к организации образовательного процесса, но и мотивационная готовность к межличностному взаимодействию в различных ситуациях;

•          воспитанники приобретут новый опыт личностной рефлексии в освоении городской среды, как  объекта для социализации, коммуникации и развития;

•          через совместную деятельность родителей и воспитанников улучшатся связи детско-родительских отношений. 

         Нами разработан план «погружения» воспитанников подготовительных групп в данную исследовательскую работу, однако ребенок дошкольник – он еще ребенок, а ребенку нужна интересная и увлекательная игра, в которую он сам захочет играть. Нужны такие условия, чтобы он сам для себя выстраивал игровую деятельность, восполнял свои потребности в соприкосновении с игровыми предметами. Выходом из этого положения мы видим - приобретение тематических панелей «Городская среда». Проведение увлекательных путешествий по городу, не покидая здания детского сада! С помощью данных панелей воспитанники с легкостью будут переноситься  из мира игры в реальный взрослый мир. Обыгрывая посещение разных социальных городских  объектов (больница, МЧС, парк и т.д.) ребенок будет учиться правилам поведения в общественных местах города, затем эти навыки перенесет в реальную жизнь. С помощью этих панелей дети будут пробовать себя в разных профессиональных воплощениях, будут продавцами и полицейскими, врачами и кондитерами. Развить в наших воспитанниках самостоятельность позволят условия нашего учреждения - наш детский сад состоит из двух корпусов, поэтому дети будут  ходить друг к другу в гости и проводить всевозможные самостоятельно экскурсии друг для друга.  Начали экскурсию на остановке, затем отправились в магазин и отдохнули в скейтпарке, затем отправились на почту и в здание МЧС. Всё в руках наших воспитанников! Они могут разработать маршрут самостоятельно, разработать интересную игру-путешествие или квест для малышей других групп. И в этом помогут условия, созданные с помощью развивающих панелей «Городская среда». И вот наш малыш почувствовал себя частью главного города в Сахалинской области! Чувство любви к своей малой Родине сформируется от переживания восхищения и интереса к тому месту, где он живет. Сначала через игру, а затем в городской среде у него сформируется культура поведения при посещении общественных мест, уважение к людям разных профессий и многое другое. Сахалин - это малая частица огромного государства, и об этом мы должны поговорить тоже! Частью большой и многонациональной страны ребенок может почувствовать себя через взаимодействие с символами нашего государства. В этом ему поможет декоративно-развивающая панель «Кремль». Знания о своей стране, своей области, своем городе поможет сформировать у наших дошколят нравственную основу для их личностного развития.

         В чем еще мы видим важность приобретения данных развивающих панелей? За последние несколько лет возросло количество воспитанников с особыми образовательными потребностями и наша исследовательская деятельность не должна их обойти стороной. Эти малыши видят мир по-другому, воспринимают по-другому, чувствуют его по-другому. В этом случае многофункциональность этих панелей  поможет нашим малышам с ОВЗ и инвалидам:

- развить мелкую моторику, сенсорные способности и зрительно-моторную координацию,

-  развить речь и психические процессы,

-  поможет им освоить формы поведения в общественных местах и многое другое.

     Такая система многомерного изучения и исследования предполагает подход к объекту изучения с разных сторон и  использование разных  технологий.

Личностный рост ребенка дошкольного возраста очень важен, ведь в дошкольном возрасте в душу ребенка закладывается самое главное – это любовь и уважение к своей Родине, к своим родителям и окружающим людям, к месту в котором он живет. Освоив эти главные понятия жизни ребенок войдет во взрослую жизнь настоящим полноценным человеком. Таким образом, через  создание разных или  многомерных условий образовательной деятельности  для воспитанников дошкольного возраста, позволит воспитать человека, умеющего жить в современном мире, ориентироваться в любой жизненной ситуации.

ожидаемые конечные

результаты

реализации проекта

в работе с воспитанниками

1.У воспитанников сформировано представление не только  об истории возникновения и развития города Южно-Сахалинска, но и  природных богатствах Сахалинской области,  как одного из ресурсных центров  нефтяной и газовой промышленности страны.

2.Воспитанники имеют представления  не только о достопримечательностях города, его символике, но и о людях разной национальной принадлежности проживающих в городе и области.

3.Воспитанники не только посетили объекты производства нашего района (кондитерскую фабрику, хлебокомбинат, совхоз, молокозавод и т.д.) и познакомились с актуальными профессиями. Но и попробовали себя в роли пекарей, молочников, кондитеров.

4.Внутренняя среда детского сада оформлена тематическими панелями на тему «Городская среда» которые позволят воспитанникам нашего учреждения объединить игру исследовательской и экспериментальной деятельностью и предоставят ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

5.Для воспитанников с особыми образовательными потребностями в ДОУ созданы условия для развития не только познавательного  интереса, но и;

-для снятия напряжения, перегрузки и утомления;

-для  развития речи и двигательных качеств, мелкой моторики, координации и двигательной памяти;

-для повышения работоспособности головного мозга;

-для формирования и развития навыков  свободно мыслить, рассуждать и фантазировать.

6.Воспитанники нашего учреждения по окончании проекта рассказывают родителям и друзьям о своих исследованиях городской среды города Южно-Сахалинска, ориентируются в расположении  важных социальных объектах города (больница, МЧС, полиция, школа, детский сад), ориентируются на дорогах и пешеходных  переходах города, самостоятельны в условиях городской среды и контактны, (могут спросить направление у прохожих) знают, ценят и берегут свой город.

7.Воспитанники принимают участие в городском конкурсе «Я-исследователь» с результатами своих исследований.

показатели

эффективности

реализации проекта

и

его  перспектива

1.Сформирован  комплекс нормативно - правового и организационно - методического обеспечения системы   нравственно- патриотического воспитания.

2.Повысилась педагогическая компетентность педагогов не только  в вопросах многомерной подачи учебного материала для детей дошкольного возраста, но и в  системе мероприятий, направленных на нравственно- патриотическое воспитание.

3.На основании результатов проекта разработана Программа по формированию у воспитанников нравственно-патриотических предпосылок в отношении к своей малой и большой Родине.

4.Системное использование тематических панелей (приобретенных на средства  конкурса   грантов Губернатора Сахалинской области в сфере дошкольного образования) в работе с детьми имеющими особые образовательные потребности (ОВЗ, инвалиды, одаренные).

приобретенного оборудования в обучении и воспитании одаренных детей и детей с ОВЗ.   

ОСНОВНОЙ ПРОДУКТ ПРОЕКТА

1. Воспитанники приняли участие в региональных и общероссийских конкурсах («Я-исследователь», «Детский сад-школа притяжения», ежегодный конкур «Чеховеана», всероссийские творческие конкурсы);

2.Педагоги распространили опыт о результатах реализации проекта:

- материал внесен в базу данных ИРОСО Сахалинской области;

- специалисты выступили на МО с результатами опыта;

-опыт занесен в базу методических разработок в ИРОСО;

-составлен сборник с   рекомендациями для педагогов, работающих в ДОУ по направлению – «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»;

3.Составлена Программа по формированию у воспитанников дошкольного возраста нравственно-патриотического воспитания «Я-гражданин большой страны»;

4.Через приобретение развивающих панелей в учреждении созданы зоны для сохранения здоровья и развития психических и физических процессов у  воспитанников с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ и инвалиды);

5.С родителями  воспитанников и детским садом выстроено активное взаимодействие, семьи принимают  участие в жизни ребенка в дошкольном учреждении (организовывают экскурсии, помогают в проведении мероприятий и праздников, принимают непосредственное родительское участие в планировании «увлекательной» жизни ребенка в ДОУ);

6.Организованы тематические прогулки совместно с представителями различных структур в целях сопоставления тематики декоративно-развивающих панелей с окружающей средой

количественные показатели проекта

 1.На средства грантовые средства закуплен комплект декоративно-развивающих панелей   «Городская среда» в количестве 86 предметов на сумму – 592.500 тыс.рублей.

2. Создан сборник с конспектами-занятиями по теме проекта в количестве 20 штук, на сумму 15 тыс рублей.

3. Воспитанники в количестве – 80 человека посетили экскурсии в музей, кукольный театр, в здание полиции и МЧС, в совхоз и кондитерскую фабрику и т.д.

4. В реализации проекта приняли  участие родители в количестве  – примерно163 человек.

5. Педагоги учреждения в количестве – 13 человек расширили свою компетентность в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников через:

- выступление на МО с распространением своего опыта;

-занесение опыта в базу ИРОСО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматической стороны речи детей дошкольного возраста, как основной фактор готовности к обучению в школе

Одним из важнейших условий полноценного речевого и общего психического развития ребёнка является своевременное формирование грамматического строя речи....

Роль изучения истории малой родины через призму судеб земляков, их трудового и ратного подвига в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения.

Выступление подготовлено для участия в межмуниципальных педагогических чтениях на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся"...

Фестиваль Дружбы народов, как системообразующий фактор в формировании толерантности подрастающего поколения и гармонизации межэтнических отношений в детской и подростковой среде

В статье представлены проблемы гармонизации межэтнических отношений и профилактики экстремизма в детской и подростковой среде, а так же пути решение данных проблем, через Фестиваль Дружбы народов...

Роль нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Пробуждение чувства патриотизма у дошкольников – сложный и длительный процесс. Любовь к близким, родному городу, дому играет главную роль в формировании личности ребенка....

Обобщение опыта «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности в рамках ФГОСДО»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит о...